Заседание № 224
07.03.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 209067-3 "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 453 по 463 из 5278
ГРАЧЁВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по экологии, фракция "Единство". Спасибо, Геннадий Николаевич. По третьему вопросу докладчик не Бакиев, а Грачёв. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы будете докладывать? ГРАЧЁВ В. А. Да, да.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 753 по 754 из 5278
Так, по пункту 3 докладчиком будет Грачёв.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 959 по 974 из 5278
Пункт 3 повестки дня: о проекте федерального закона "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации". Третье чтение, я напоминаю. Докладывает депутат Грачёв. Пожалуйста. ГРАЧЁВ В. А. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Я, как и предыдущий докладчик, поздравляю всех женщин с праздником 8 Марта! Закон прошел необходимую лингвистическую и юридическую экспертизы. Прошу проголосовать его в третьем чтении. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Опять же откладываем голосование до соответствующего часа.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1178 по 1198 из 5278
Пункт 3 повестки дня, проект федерального закона "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации", ставлю на голосование. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. (Выкрики из зала.) РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 41 мин. 42 сек.) Проголосовало за 405 чел. 90,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел. 10,0% Результат: принято Но, по-моему, по первому показывали, 392... Ведь был результат? Был, был. Просто вы не посмотрели. Так, принимается.
Заседание № 220
14.02.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 209067-3 "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации" (принят в первом чтении 15 ноября 2002 года с названием "Об ограничении оборота этилированного бензина в Российской Федерации").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6750 по 6895 из 7178
Уважаемые коллеги, пункт 10: о проекте федерального закона "О запрете производства и оборота...". Плескачевский, что вы предлагаете? Пожалуйста. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемые коллеги, этот законопроект подготовлен в третьем чтении. Есть заключение Правового управления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда надо "час голосования" объявлять нам. (Шум в зале.) Пожалуйста, Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Артур Николаевич, ну так же нельзя! Раздали только сейчас закон, еще никто не читал - уже в трех чтениях хотите принимать. Нельзя этого делать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть возражения. Ну зачем? Что за спешка? Пойдемте дальше по повестке. Пункт 10: "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации". Рим Сагитович Бакиев, пожалуйста, докладывайте. А потом я скажу по ведению. БАКИЕВ Р. С., фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется законопроект "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации". Напомню, что законопроект был внесен депутатами Государственной Думы Артемьевым, Дубовым, Жуковым, Иваненко, Митрохиным, Резником, Решульским и принят Государственной Думой в первом чтении 15 ноября 2002 года с названием "Об ограничении оборота этилированного бензина в Российской Федерации". В комитет поступило четырнадцать поправок к данному законопроекту от семи субъектов права законодательной инициативы, в том числе от Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, а также от законодательных органов субъектов Российской Федерации, которые поддерживают данный законопроект. Все замечания учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Все регионы прислали отзывы о поддержке данного законопроекта. Законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы. Прошу поддержать наши предложения и проголосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть одна таблица поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Есть замечания по этой таблице? Есть у Правительства. Пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Мы просим вынести на отдельное голосование поправку 10 из таблицы поправок, рекомендованных комитетом к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К принятию? Они приняты же. БАКИЕВ Р. С. Ее приняли. ЛОГИНОВ А. В. Артур Николаевич, мы бы хотели все-таки тогда вернуться к голосованию по 10-й... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А мы еще не голосовали. Пожалуйста, вот есть таблица. Вы просите поправку 10 отдельно голосовать, так я понимаю? Уважаемые коллеги, прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять таблицу поправок, рекомендованных комитетом к принятию, кроме поправки 10? Включите режим голосования. Кто без карточки? Пекарев - за. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 43 мин. 39 сек.) Проголосовало за 353 чел. 78,4% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел. 21,3% Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Правительство. Поправка 10. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Авторы поправки предлагают дополнить этот закон, очень короткий закон, статьей 2. Суть этой статьи следующая: "Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации". Но дело в том, что в законодательстве Российской Федерации не предусмотрено никакой ответственности - ни административной, ни уголовной, ни иной - за нарушение тех норм, которые содержатся в статье 1, а именно за производство и оборот этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации, которые запрещаются с 1 июля 2003 года. Ни в Административном кодексе, ни в Уголовном кодексе вы этой ответственности не найдете. Таким образом, принятие данной поправки - дело бессмысленное с точки зрения юридической и правоприменительной техники. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рим Сагитович, пожалуйста, ваше мнение. БАКИЕВ Р. С. Уважаемый Артур Николаевич, в настоящее время комитетом подготовлена к внесению поправка о дополнительной статье к главе 14 Кодекса об административных правонарушениях - "Незаконное производство, поставка, закупка и хранение этилированного автомобильного бензина". Как только этот закон будет принят, мы ее сразу внесем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Значит, вы настаиваете, чтобы мы голосовали? Уважаемые коллеги, поправка 10. Кто за то, чтобы принять данную поправку? Она рекомендована комитетом к принятию, Правительство против. Прошу определиться голосованием. Без карточки кто? Пекарев - за. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 48 сек.) Проголосовало за 80 чел. 17,8% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 80 чел. Не голосовало 370 чел. 82,2% Результат: не принято Не принимается. Уважаемые коллеги, прошу определиться. Кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении? Режим голосования включите. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 46 мин. 27 сек.) Проголосовало за 371 чел. 82,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел. 17,3% Результат: принято Во втором чтении законопроект принят.
Заседание № 201
15.11.2002
Вопрос:
О проекте федерального закона № 209067-3 "Об ограничении оборота этилированного бензина в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3096 по 3377 из 6821
Пункт 11 - проект федерального закона об ограничении оборота этилового бензина в Российской Федерации. Докладчик - Сергей Викторович Иваненко. Пожалуйста. ИВАНЕНКО С. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я представляю законопроект "Об ограничении оборота этилированного бензина в Российской Федерации". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, виноват: этилированного, да. ИВАНЕНКО С. В. Это инициатива группы депутатов, которые поручили мне доложить по этому вопросу. Суть закона очень проста. Он состоит из двух статей, и содержание его изложено в статье 1: "Использование и реализация в целях использования на территории Российской Федерации экологически опасного вещества этилированного бензина, а также его ввоз на территорию Российской Федерации запрещаются с 1 января 2003 года". Вот и весь закон. Необходимость принятия этого закона обусловлена технологическими, экологическими, экономическими особенностями вот всего того, что связано с оборотом этого вещества. Этилированный бензин - это бензин с добавлением тетраэтилсвинца в качестве добавки, которая увеличивает октановое число автомобильного бензина, например, с 76 до 93. Эта добавка активно использовалась в Советском Союзе, используется она и в других государствах и в России пока еще не запрещена, но медики всего мира уже давно едины в том, что это вещество не просто опасно, а смертельно опасно для здоровья граждан. Есть данные... Вот, в частности, у меня есть данные по Нижегородской области, на территории которой находится Дзержинский нефтеперерабатывающий завод, который до последнего времени производил законно, на законных основаниях этилированный бензин. Данные обследования детей Нижегородской области показали, что 24 процента детей имеют содержание свинца в волосах в семь раз выше нормы. Я думаю, что это не требует комментариев. Медики говорят о том, что этилированный бензин - это вещество, которое ведет к стойкой свинцовой интоксикации человека. Особенно пагубно это сказывается на детях, вызывает задержку умственного и физического развития ребенка, возникновение анемии и нарушение деятельности центральной нервной системы. Американцы изучали этот вопрос. Они всё считают в долларах, и у них такие данные по расходам на снятие с производства такого вещества, такого товара, как этилированный бензин: на каждый доллар, который потребуется для того, чтобы запретить продажу этилированного бензина в США, образуется экономия в 2,6 доллара в связи с сокращением затрат на здравоохранение. Эта цифра достаточно показательна и говорит о сути вопроса. Я не буду говорить о том, что использование этой добавки влияет на качество и на сроки эксплуатации автомобильной техники, прежде всего двигателей, которые разрушаются постепенно от этой добавки. Только старые модели автомобилей, которые выпускались раньше в нашей стране, создавались под этот этилированный бензин. Все современные модели, в том числе и "Жигулей", рассчитаны прежде всего на чистый бензин, без всяких свинцовых добавок. Таким образом, принятие этого закона совершенно необходимо, и это очевидно. Особенностью вопроса является то, что сегодня в нашей стране сложилась такая ситуация, когда принять это решение стало возможным и относительно безболезненным с точки зрения влияния на экономическое положение наших предприятий. Если в 1995 году в нашей стране в общем объеме производства бензина всех видов доля этилированного бензина составляла более 50 процентов, точнее, 53 процента, то в 2001 году, по данным Госкомстата, в России практически не производится этилированный бензин официально, в рамках законной экономики. 99,6 процента бензинов, которые вырабатываются на наших нефтеперерабатывающих заводах, являются неэтилированными, то есть экологически чистыми. Поэтому Правительство дало положительное заключение на наш законопроект, имея в виду, что потери для бюджета крайне незначительные и эти 0,4 процента не делают никакой погоды. Закон этот принимать нужно, потому что проблема состоит в том, что помимо официальной, так сказать, белой экономики в нашей стране, как мы с вами все хорошо знаем, существует огромный сектор теневой экономики, как серой, так и совсем черной. Есть несколько данных, которые говорят о том, что прежде всего в целях коммерческих у нас в стране оборачиваются значительные объемы этого экологически опасного вещества - этилированного бензина. В прошлом году, в 2001 году, по данным налоговых служб, - это очень показательный факт - из всего количества бензина, который был направлен на нужды химической промышленности, так называемого прямогонного бензина, доля бензина, которая действительно попала на химические заводы для производства различных веществ из него, составила всего 14 процентов, а 86 процентов бензина из тех цистерн, которые направлялись на химические заводы, исчезло в неизвестном направлении. Очевидно, что весь этот бензин попал на бензоколонки. Это бензин с очень низким октановым числом. У прямогонного бензина октановое число ниже 64, он не может использоваться в качестве моторного топлива. Поэтому, естественно, используются различные добавки, самой известной, самой опасной из которых является тетраэтилсвинец. Это проблема очень серьезная, очень актуальная, хотя она в рамках вот такой официальной статистики не видна. Есть данные о том, что налоговая полиция, которая проводила два года назад операцию "Алхимики", установила, что из 5,5 миллиона тонн прямогонного бензина, который направлялся на нужды химической промышленности в рамках того дела, которое они проводили, более 3 миллионов тонн ушло просто на левые бензоколонки. Особенно остра эта проблема - проблема реализации, производства и оборота этилированного бензина - в крупных городах, в таких, как Москва, в которых количество автомобилей очень велико. И всем известно, что загрязнение окружающей среды в современном мире в значительной мере определяется именно количеством автомобильных двигателей: чем больше машин находится на ограниченной территории, тем больше удельный вес и концентрация вредных веществ. И также в Южном федеральном округе проблема нелегального производства и оборота этилированного бензина является исключительно острой, даже если говорить не только о Чечне. Если говорить о тех замечаниях, которые поступили на этот законопроект, то я выделил бы замечания Правительства. Правительство в целом поддерживает принятие законопроекта, вместе с тем отмечает, что необходимо уточнить его название: не "Об ограничении оборота этилированного бензина...", а "О запрете оборота...". В принципе против этого нет возражений, во втором чтении это можно поправить. Хотя должен заметить, что мы, давая такое название, вкладывали определенный смысл в него. Мы, конечно, запрещаем, но ограничение оборота - это следствие того, что произойдет, всё равно какая-то доля нелегального оборота будет. И для того, чтобы бороться уже с незаконным оборотом этилированного бензина, потребуется второй закон, о котором я скажу чуть позже. Поэтому я прошу поддержать этот законопроект, он очень важен. И я надеюсь на то, что это будет хотя и один из первых законопроектов в этой сфере, которая касается экологически опасных веществ, но не последний. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Пожалуйста, Владимир Александрович Грачёв. ГРАЧЁВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по экологии, фракция "Единство". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Тема экологизации автотранспорта является чрезвычайно важной. Достаточно сказать, что автотранспорт в нашей стране выделяет 12 миллионов тонн опасных для здоровья человека веществ, и среди них, конечно, тетраэтилсвинец является одним из самых смертельно опасных. Мою задачу по оценке опасности этого вещества уже выполнил предыдущий докладчик, я полностью подтверждаю то, что он сказал об опасности тетраэтилсвинца, и особенно о его опасности для здоровья детей и здоровья будущих поколений. Поэтому, без всякого сомнения, это вещество надо запрещать. Второе. Кроме того, что сам тетраэтилсвинец оказывает влияние на здоровье, накапливаясь и осаждаясь в организме человека, эти бензины мешают работать нейтрализаторам, не дают работать нейтрализаторам. И мы с вами вынуждены констатировать, что из 9 процентов машин в мире, которые бегают без нейтрализаторов, 6 процентов ездят по Российской Федерации. Это очень серьезная и очень важная проблема. Эта проблема особенно важна для Москвы - мегаполиса с огромным количеством автотранспорта, для других мегаполисов. То есть я думаю, что это очень важная проблема. Мы хотели решить эту проблему комплексно и подготовили закон об экологизации автотранспорта, в котором предусматривались и запрещение этилированного бензина, и обязательная установка нейтрализаторов на всех машинах, выпускаемых вновь, и постепенный переход от нулевого класса автотранспорта ко второму, к третьему, и соответствующие стандарты - Евро-2, Евро-3 - вместо тех, которые у нас сейчас применяются. Комплексное решение проблем, конечно, позволило бы более качественно и многообразно решить задачу охраны здоровья и окружающей среды от вредных выбросов автотранспорта. В то же время мы с энтузиазмом, я бы сказал, поддерживаем данный законопроект, потому что он позволяет решить часть проблемы. Видимо, так и надо делать, и мы будем стараться и другие части проблемы решить. Мы разделяем справедливость замечаний Правительства в отношении этого законопроекта и не видим никаких препятствий тому, чтобы учесть эти замечания ко второму чтению. Я думаю, что будет правильно все-таки назвать законопроект "О запрещении...", чтобы было видно, что запрещается, не только ограничивается, а запрещается, так как это чрезвычайно вредно для здоровья населения. Ну и кроме того, поскольку это связано со следующим законопроектом, с Уголовным кодексом, то, докладывая по второму, я уже остановлюсь на технологии дальнейшего прохождения. Итак, мы за то, чтобы принять законопроект. Решение комитета - за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Не уходите, останьтесь на трибуне. Пожалуйста, уважаемые депутаты, есть ли у вас вопросы к докладчикам? Есть вопрос. Пожалуйста, Сергей Петрович Шашурин, ваш вопрос. ШАШУРИН С. П., депутатская группа "Народный депутат". Мы в комитете рассматривали этот вопрос. Давно в мировой практике, в Америке, применяется иная добавка: вместо вот этой этилированной составляющей добавляется спирт, 10 процентов к бензину. Тогда октановое число резко возрастает, и на 30 процентов в общей сложности происходит снижение выбросов в атмосферу. Если мы сразу, резко выведем из оборота мощности по производству этилированного бензина и ничем не заменим, мы нанесем экономике ущерб. Я считаю, что нужно рассмотреть вопрос о добавке, он, конечно, правильно поставлен обоими докладчиками. И необходимо рассмотреть новые технологии, например, как в Америке, добавлять спирт в бензин. То есть не в глотки мужиков лить, а именно сжигать, и будут на 30 процентов меньше выбросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Викторович Иваненко, есть желание ответить? Пожалуйста. ИВАНЕНКО С. В. Да, замечание понятно. Действительно, существует ряд других добавок, которые увеличивают октановое число бензина. Одна из них гораздо менее экологически опасна - это ферроцен, который увеличивает на 15 пунктов октановое число. Но мы сейчас говорим о другом, мы говорим сейчас не только и не столько об этой процедуре, процедуре изменения качества бензина, и, скажем так, о вытекающей из этого проблеме уклонения от налогов, вытекающей из этого проблеме новых технологий, а мы говорим об экологически опасной добавке. Тетраэтилсвинец - это одна из немногих, самая известная и, наверное, единственная такая смертельно опасная добавка. Поэтому я разделил бы эти два вопроса: надо сначала принять этот законопроект, а потом рассмотреть в рамках, наверное, уже другого комитета всю нашу промышленную политику в этом вопросе. Я должен еще раз повторить: что касается этилированного бензина, то сейчас в Российской Федерации нет ни одного нефтеперерабатывающего завода, который производил бы этилированный бензин. Производится у нас из общего объема всего 110 тысяч тонн этилированного бензина, есть несколько небольших мощностей, которые это всё делают. А все наши новые заводы сделаны современными. За последние три года, используя те цены на нефть, которые были, используя доходы, наши нефтяные компании переоборудовали значительную часть НПЗ. И в этом смысле никакие мощности не выводятся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович Грачёв хочет добавить. ГРАЧЁВ В. А. Спасибо. Сергей Петрович, вы абсолютно правы. Использование альтернативных топлив - это еще одно из направлений. Речь идет сейчас... Ведь этилированный - от слова тетраэтил, поэтому мы запрещаем только тетраэтил. А альтернативные виды топлива не ограничиваются теми, о которых вы говорили. Это и газовое топливо, и еще есть топливо, в том числе на основе спиртов, эфиров и так далее. Это отдельная тема, и я думаю, что ее надо нашему комитету решать, продвигать и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? От Правительства? Пожалуйста, Логинов Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Данный законопроект, конечно, касается всех наших граждан, поскольку речь идет об охране здоровья, в частности об охране здоровья детей. И я хотел бы сказать, что Правительство концептуально законопроект поддерживает и рекомендует принять его в первом чтении. Вместе с тем по юридической технике его оформления есть ряд серьезных замечаний. Вот, в частности, уже отмечалось использование здесь, в статье 1 законопроекта, понятия "экологически опасное вещество". Дело в том, что данное понятие не существует в действующем законодательстве, нет такого термина, и в самом законопроекте его содержание - что такое "экологически опасное вещество" - не раскрывается. Мы не можем запускать такой оборот в правоприменительную практику. Вместе с тем мы знаем, что есть статья 47 Федерального закона "Об охране окружающей среды", в которой обуславливается порядок производства и обращения потенциально опасных химических веществ. И там прописана соответствующая процедура: проведение токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установление порядка обращения с ними, - всё это прописано в законе "Об охране окружающей среды". Но чтобы не выходить в эту категорию, мы просто предлагаем упростить редакцию и статью 1 изложить так: "Производство, ввоз и реализация на территории Российской Федерации этилированного автомобильного бензина запрещаются с 1 января..." и так далее. Ну и вопросы, которые звучали, - по названию законопроекта, по порядку его введения - мы тоже считаем это обоснованным. Мы считаем, что можно его поддержать в первом чтении при условии, что эти замечания будут учтены ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше нет желающих выступить. Коллеги, могу я ставить на голосование? Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 18 сек.) Проголосовало за 395 чел. 87,8% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел. 11,8% Результат: принято Принимается.