Заседание № 199
01.11.2002
Вопрос:
О проекте федерального закона № 208987-3 "О внесении изменений и дополнения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся мер взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы, и порядка их применения).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2907 по 3043 из 7239
Пункт 9. По просьбе Государственной Думы Астраханской области данный вопрос - проект закона "О внесении изменений и дополнения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" - доложит депутат Государственной Думы Шеин Олег Васильевич. Пожалуйста, Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, речь идет о внесении изменений в действующий Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Государственная Дума Астраханской области предлагает внести следующие поправки в статью 115. Исключить норму, в соответствии с которой предполагается перевод осужденных мужчин, являющихся нарушителями порядка отбывания наказания, в единое помещение камерного типа на срок до одного года. Указать, что возможно водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток, но не более 60 суток на протяжении года. И указать, что перевод осужденных мужчин, являющихся нарушителями порядка отбывания наказания в исправительных колониях, в помещение камерного типа, в одиночные камеры, допускается на срок до шести месяцев, но опять же на протяжении года - шесть месяцев, не более того. Чем данные поправки вызваны? Ну, как известно, Россия занимает третье место в мире после США и Китая по количеству заключенных, особенно на душу населения. Не случайно у нас в стране так долго не могут победить противники смертной казни, - видимо, для большой части общества является аксиомой, что пребывание в наших местах лишения свободы - это еще хуже, чем смертная казнь. Тем не менее совершенно очевидно, что если суд выносит определенное решение в отношении человека и человек должен отбыть наказание, то это наказание должно быть не более того, что утверждено судом. Между тем в действительности в местах лишения свободы реальный уровень наказания людей может резко возрастать. Вообще, что такое "единое помещение камерного типа"? Фактически это каменный мешок, это тюрьма, куда осужденный сегодня может быть помещен на срок до одного года, а при негативном отношении к нему администрации еще на один год и еще на один год, и так на протяжении всего его пребывания в местах лишения свободы. То есть пребывание в колонии фактически превращается в пребывание в тюрьме, хотя суд соответствующего решения не принимал. Надо отметить, что в нашем Уголовно-исполнительном кодексе предусмотрено, что в единых помещениях камерного типа устанавливается гораздо худшая система питания, то есть питание там идет по пониженным нормам. Людям, которые там пребывают, запрещается получать более одной передачи или бандероли на протяжении полугода и расходовать более 200 рублей из заработанных ими средств на продукты питания и предметы первой необходимости. Между тем совершенно очевидно, что состояние здоровья людей, находящихся и в СИЗО, и в учреждениях исполнения наказаний, в колониях... Этих обычных норм крайне недостаточно для того, чтобы человек мог полноценно питаться. Если же речь идет о дополнительных ограничениях, то фактически речь идет именно о том, чтобы подорвать здоровье и наказать человека гораздо более серьезно, чем предполагал суд. Надо отметить, что эти все взыскания налагаются постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего. То есть в данном случае вводится внесудебный порядок наказания для людей, уже наказание получивших и находящихся в местах лишения свободы. И хотелось бы отметить еще два обстоятельства. Первое. Единые помещения камерного типа не были предусмотрены советским Исправительно-трудовым кодексом, действовавшим до 1997 года, и в соответствии со статьей 53 прежнего ИТК применялся лишь перевод в помещение камерного типа на срок не более шести месяцев в году. То есть сегодня положение ощутимо ухудшилось по сравнению с теми временами, о которых мы говорим как о тоталитарных и так далее. И второе. Отрицательные заключения Правительства, профильного комитета основываются исключительно на позиции Главного управления исполнения наказаний, то есть той самой службы, которая как раз и заведует заключенными в стране. Между тем, как известно, никто не может быть судьей в собственном деле, нельзя допускать, чтобы ведомства сами устанавливали для себя те правила, которые считают более удобными. Поэтому Государственная Дума Астраханской области, которая поручила мне сегодня данный законопроект доложить, считает необходимым регламентировать, на какое же время конкретно можно на протяжении года нарушителей режима направлять в более жесткие условия, а не предоставлять возможность начальникам исправительных учреждений человека, находящегося в местах лишения свободы, не выпускать из единых помещений камерного типа из месяца в месяц, из года в год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Олег Васильевич. С содокладом выступает Виктор Иванович Илюхин. С места. Включите микрофон, пожалуйста. ИЛЮХИН В. И. Уважаемые коллеги, Комитет по безопасности внимательно рассмотрел законодательную инициативу Государственной Думы Астраханской области и предлагает вам отклонить ее по следующим основаниям. Во-первых, инициаторы законопроекта абсолютно не представили каких-либо убедительных доводов о том, что существующий порядок, статья 115 Уголовно-исполнительного кодекса имеет серьезные изъяны и противоречия. Нет фактического материала, нет какой-либо статистики, нет каких-либо жестких примеров, поддерживающих эту инициативу. Второй момент, о котором я хотел бы сказать. Нашу позицию разделяет Комитет по законодательству, нашу позицию разделяют комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам и Правительство Российской Федерации. Могу сказать, что в этих помещениях, о которых идет речь, содержатся только действительно злостные нарушители режима и ограничивать какими-то сроками - не более 60 дней в течение года... Ну а если он действительно злостный нарушитель и не подчиняется администрации колонии, если он систематически нарушает режим, почему мы должны, как говорится, его содержать вместе со всеми осужденными, для которых он уже представляет опасность? Поэтому абсолютно правильно в Уголовно-исполнительном кодексе мы говорим, что вопрос о переводе в помещение камерного типа должен определять начальник колонии, исправительного учреждения. Я также хотел бы вам напомнить, что здесь не будет никакого произвола, ибо за деятельностью начальника колонии, так же как и за деятельностью всей администрации колонии, осуществляется жесткий правовой контроль. Тот порядок, который сегодня существует, обеспечивает возможность и заниматься вопросами перевоспитания осужденных, и поддерживать надлежащую дисциплину в уголовно-исполнительных учреждениях. Просим отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Иванович. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Представители Правительства, Президента? Нет. Уважаемые коллеги, на голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации". Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Мнение комитета - против. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кнопку для чего сделали? Чтобы не кричали в зале. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 33 сек.) Проголосовало за 18 чел. 4,0% Проголосовало против 61 чел. 13,6% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 79 чел. Не голосовало 371 чел. 82,4% Результат: не принято Не принимается.