Заседание № 56
14.07.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 208840-7 "О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2625 по 2900 из 8320
24-й пункт, проект федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Павла Валерьевича Ливадного. Пожалуйста, Павел Валерьевич. ЛИВАДНЫЙ П. В., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма". От имени Российской Федерации конвенция была подписана 26 января 2009 года. На сегодняшний день данную конвенцию подписали сорок государств, а также Европейский союз, тридцать государств её ратифицировали. В связи с тем что в конвенции наличествуют правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, она подлежит ратификации в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". Поскольку ряд положений конвенции предусматривает многовариантность реализации, проект федерального закона о ратификации содержит одиннадцать заявлений, касающихся особенностей реализации отдельных положений конвенции как содержательного плана, так и в части определения технических параметров взаимодействия с компетентными органами зарубежных государств, ратифицировавших данную конвенцию. В качестве центральных органов по обеспечению реализации данной конвенции от Российской Федерации предлагается определить Министерство юстиции Российской Федерации, Генеральную прокуратуру, а также Федеральную службу по финансовому мониторингу. Принятие данного федерального закона не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Леонида Эдуардовича Слуцкого. СЛУЦКИЙ Л. Э. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вы все знаете, что мы, по сути дела, заморозили свою работу в Парламентской ассамблее Совета Европы и сейчас придержали, если позволите так выразиться, свой ежегодный взнос в эту авторитетную, самую широкоохватную европейскую организацию - Совет Европы, где мы являемся одной из шести стран - основных плательщиков. Это связано с двойными стандартами, в основном в Парламентской ассамблее, где за наш счёт к нам применяются чудовищные, иначе не назовёшь, двойные стандарты, где председателя ПАСЕ подвергают импичменту только за то, что он поехал с нами в Сирию, откуда исходит угроза терроризма для всей просвещённой Европы. Вместе с тем мы остаёмся членами Совета Европы (в этом качестве Россия с 96-го года) и продолжаем поддерживать тесные контакты со всеми пятью политическими группами в Парламентской ассамблее, с Комитетом министров и другими институтами Совета Европы, и мы продолжаем ратификацию конвенций Совета Европы, в случае если это отвечает коренным интересам Российской Федерации. Решение вопросов, связанных с отмыванием, выявлением, изъятием и конфискацией доходов от преступной деятельности и с финансированием терроризма является сегодня фундаментальной задачей, которая объединяет разные страны - и сорок семь стран - участниц Совета Европы, и другие страны - в формате антитеррористической деятельности, в формате выявления и конфискации доходов, которые нажиты преступным путём, и борьбы с финансированием террористических организаций, это деятельность, за активизацию которой Российская Федерация выступала всегда и на всех международных площадках. Мы, Российская Федерация, были одной из сторон - инициаторов разработки и затем принятия данной конвенции Совета Европы. Несмотря на сегодняшние сложные отношения с Советом Европы и его Парламентской ассамблеей, мы безусловно выступаем за ратификацию таких важнейших конвенций, как сегодняшняя, как конвенция, связанная с регулированием поведения футбольных и других болельщиков на спортивно-зрелищных мероприятиях, это также затрагивает наши интересы, но, правда, совсем в другой сфере. Сегодня Комитет по международным делам просит все фракции, принимая во внимание доклад Павла Валерьевича Ливадного, поддержать ратификацию одной из важнейших на сегодняшний день конвенций для формирования в наши дни и нашими руками будущей европейской архитектуры - стабильной, безопасной и свободной от терроризма. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Павел Валерьевич, в пункте 4 статьи 3 конвенции говорится, что каждая сторона принимает такие законы и другие нормативные правовые акты, которые требуют от правонарушителя раскрывать источники происхождения предполагаемых доходов или иного имущества, подлежащего конфискации. В проекте федерального закона написано, что мы используем право не применять или применять частично пункт 4 статьи 3, о котором я только что сказал. Поясните, пожалуйста, с чем это связано? ЛИВАДНЫЙ П. В. Спасибо за вопрос, Андрей Геннадьевич. Это связано прежде всего с тем, что в ряде зарубежных юрисдикций господствует концепция возложения бремени доказывания законности происхождения денежных средств, предположительно полученных от преступной деятельности, на обвиняемого. Подобная концепция есть и у нас, но она применима только к коррупционным преступлениям, тогда как сфера легализации преступных доходов и борьбы с ней неизмеримо шире. В связи с тем что, за исключением некоторых вопросов, касающихся борьбы с коррупцией, в нашем законодательстве концепция, связанная с возможным возложением бремени доказывания своей невиновности на обвиняемого, пока не прижилась, - и я лично считаю, что это правильно, потому что в данном случае мы являемся среди государств лидером правозащитного движения и корректности уголовного процесса, - у нас и сделана подобная оговорка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Павел Валерьевич, у меня к вам такой вопрос. Данная конвенция, насколько я понимаю, предусматривает координацию действий Росфинмониторинга и других уполномоченных органов по борьбе с терроризмом и отмыванием денег. Сразу хочу сказать, что всецело поддерживаю ратификацию данной конвенции, но у меня возникает такой вопрос: движение на дороге двустороннее - мы, надеюсь, ратифицируем данную конвенцию, а какие страны Европы её не ратифицировали? ЛИВАДНЫЙ П. В. Я могу сказать, что на сегодняшний день её ратифицировали крупнейшие страны Европы, последней была Германия. Конвенция ратифицирована Францией, Великобританией, территориально более близкими к нам прибалтийскими государствами и Республикой Молдова. Что касается государств, которые пока не ратифицировали конвенцию, то это, например, Чехия, Швейцария, Ирландия, то есть в принципе это не очень большие и не очень значимые европейские страны, и в основном процесс ратификации у них идёт. Есть ещё один существенный момент. Эта конвенция призвана заменить собой действующую в настоящий момент для Российской Федерации, ратифицированную нами конвенцию Совета Европы 1990 года о противодействии легализации доходов, полученных преступным путём, известную как Страсбургская конвенция. Все государства, которые не ратифицировали Варшавскую конвенцию, на сегодняшний день находятся в юрисдикции Страсбургской конвенции. Так что можно сказать, что антиотмывочные инструменты Совета Европы остаются универсальными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коткин Сергей Николаевич. КОТКИН С. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Павел Валерьевич, как я понял, была ещё какая-то конвенция, которая ратифицирована. Мой вопрос заключается вот в чём: такие важные и актуальные для нас темы - конфискация доходов от преступной деятельности, финансирование терроризма, конвенция была подписана в 2009 году, а ратифицируем мы её только спустя восемь лет, с чем это связано? Может быть, была ратифицирована какая-то другая конвенция? ЛИВАДНЫЙ П. В. Конвенция действительно активно обсуждалась ведомствами в Российской Федерации. Возникали вопросы о применимости тех или иных её положений к нашей правовой системе, одним из самых острых был вопрос о возможности введения у нас института уголовной ответственности юридических лиц, который косвенно данная конвенция предусматривает. В сложившемся правовом поле введение данной нормы в Российской Федерации представляется несвоевременным, поэтому федеральные ведомства довольно длительное время дискутировали о том, как выходить из данной ситуации. В конце концов мы запросили официальную позицию Совета Европы и получили ответ за подписью руководителя юридического директората, что конвенция не предусматривает уголовной ответственности юридических лиц в качестве обязательной нормы, только рекомендует, и если присутствуют адекватные механизмы в виде иных форм ответственности, например административной либо гражданской, то обязательства по данной конвенции считаются исполненными. Поэтому ратификация данной конвенции предполагает принятие соответствующего дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которым по аналогии с уже имеющимися там нормами, устанавливающими административную ответственность в отношении юридических лиц за деяния, связанные с коррупцией, а также с финансированием терроризма, должна быть введена такая же ответственность для юридических лиц за правонарушения, связанные с легализацией преступных доходов. Приняв такое дополнение, мы полностью исполним в этой части наши обязательства, возникающие в связи с ратификацией конвенции. Понятно, что вопрос об уголовной ответственности юридических лиц был очень сложен для обсуждения, поэтому оно затянулось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Павел Валерьевич, в продолжение того, что касается введения административной ответственности. Семь лет обсуждали - я думаю, проект федерального закона о введении этой самой административной ответственности у вас уже должен быть готов. Это первое. И второй момент. Что касается института конфискации имущества у ближайших родственников и бывших родственников - я так понимаю, конвенция довольно широко трактует это понятие. Планируется ли вносить в национальное законодательство соответствующие изменения, ужесточающие или, скажем так, делающие более эффективным этот механизм? ЛИВАДНЫЙ П. В. По первому вопросу могу ответить, что проект действительно подготовлен, в настоящее время проходит межведомственные согласования, и я надеюсь, что в осеннюю сессию мы будем готовы внести его в парламент. Что касается второго вопроса, это немножечко не в нашей компетенции. В целом вопрос относительно конфискации лежит в плоскости компетенции скорее правоохранительных органов. Исходя из нашей компетенции могу сказать, что в законе о ратификации конвенции специально оговаривается, что институт конфискации применяется в том виде, как это предусмотрено российским законодательством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Максим Анатольевич. ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Павел Валерьевич, в проекте закона в качестве центральных органов указаны Министерство юстиции и Генеральная прокуратура, а полномочия по осуществлению финансовой разведки возложены на Росфинмониторинг. Скажите, пожалуйста, каким образом в данном случае будет осуществляться межведомственная координация деятельности по реализации данной конвенции? ЛИВАДНЫЙ П. В. Надо иметь в виду, что Министерство юстиции - уполномоченный орган при реализации решений судов, Генеральная прокуратура - уполномоченный орган при реализации любых иных процессуальных решений, то есть в рамках договоров о взаимной правовой помощи по уголовным делам, а Федеральная служба по финансовому мониторингу взаимодействует с коллегами из других государств, как правило, в рамках заключённых межведомственных двусторонних соглашений, имеющих статус международного договора Российской Федерации. Что касается координации, естественно, она будет осуществляться исходя из того, компетенция какого ведомства превалирует в том или ином запросе. Координационные функции реализуются Генеральной прокуратурой в том числе через механизм координационных совещаний. Росфинмониторинг тоже обладает функциями в части координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в своих вопросах - оперативное противодействие легализации доходов, полученных преступным путём. Так что как будет осуществляться координация, зависит от того, как будет поставлен вопрос: либо в рамках реализации договора о правовой помощи по уголовным делам - тогда это компетенция прокуратуры, либо в рамках реализации наших межведомственных соглашений - тогда это мы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Павел Валерьевич, я понимаю, что название законопроекта связано с названием самой конвенции, перевод дословный, но согласитесь: если мы дословно переводим с английского языка, то получается что-то не очень понятное. Не кажется ли вам, что нужно сделать нормальный перевод этой конвенции? Вот читаем: "...и о финансировании терроризма" - мы что, разве разглагольствуем вообще о финансировании терроризма? Нет, мы говорим о конфискации имущества, полученного в результате вот этой опасной преступной деятельности. Перевод, мне кажется, сделан как-то топорно, нелогично и непонятно, именно в части слов "о финансировании терроризма". ЛИВАДНЫЙ П. В. Олег Анатольевич, перевод в принципе делался Министерством иностранных дел Российской Федерации совместно с узкими специалистами Росфинмониторинга, потом проходил апробацию в Аппарате Государственной Думы и имеет сейчас статус официального перевода. Это единственное, что я могу сказать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Павел Валерьевич, ну, мы точно поддержим ратификацию этой конвенции, вместе с тем есть вопросы по изъятию из этой конвенции положений в части банковской тайны и обмена информацией о применении конфискации. В общем-то, о конфискации вы уже сказали, а что касается обмена информацией по банковской тайне, объясните, почему мы вводим эти ограничения, почему не будем принимать эти статьи? ЛИВАДНЫЙ П. В. Дело в том, что заявления, о которых вы говорите, связаны с защитой интересов российских субъектов, которые могут стать, учитывая определённые моменты текущей ситуации, объектами неправомерного, с нашей точки зрения, уголовного преследования на территории других государств. Вопросы, связанные с обменом банковской тайной, для любого государства являются наиболее острыми, наиболее защищаемыми, поэтому в этой части мы и делаем соответствующую оговорку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2911 по 3020 из 8320
Есть ли желающие выступить? Запишитесь, пожалуйста. Включите режим записи. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Очень часто приходится слышать о проблемах, связанных с борьбой с коррупцией, и у всех это вызывает особое внимание, ажиотаж. Но коррупция (а по-русски - продажность) существует с момента появления первого же товарного производства: как только можно стало что-то продать, появились лишние деньги, и деньги стали использоваться как инструмент управления. Если поставить задачу победить коррупцию, значит, будет жёстко нарушена система управления всей планетой, потому что везде есть денежные потоки, которые его обеспечивают. Если поступили данные, что чиновник часть потоков направляет не в нужном направлении, тогда надо заниматься этим чиновником. А самый эффективный способ борьбы с коррупцией - восстановление тайны банковских вкладов в масштабах всей планеты, тогда никто не будет отмывать деньги, ведь отмывают грязные деньги, а если все деньги можно будет положить в банк и никто не будет задавать вопросов, у банков отпадёт функция легализации. Естественно, потоки нужно контролировать, чтобы деньги не шли на преступную деятельность, на финансирование террористических организаций. Но в целом, если вот такой колпак набросить на чиновников всей планеты, они будут заниматься тем, чтобы деньги не шли в те структуры, которые государство взяло под контроль, и сделают всё раньше - они хитрее, будут кричать, шуметь, и вы никогда этих денег не найдёте. Вот у нас у одного офицера обнаружили несколько миллиардов рублей в квартире - ну и что, чего-нибудь выяснили? Что это такое, общак чей-то или казна чья-то? Вот есть деньги, и они не в банке, а в жилом доме, в квартире, они обезличены, можно сказать, мол, я не понимаю, я открыл дверь, и какие-то сумки занесли... Самое эффективное - дать возможность всем гражданам положить деньги в любой банк и чтобы никто не имел права спрашивать о них. Вот в Швейцарии было хорошее правило лет двадцать назад: если вы заходите в банк и спрашиваете, сколько там денег у вашего соседа, сотрудники звонят в полицию, и вас арестовывают. Даже вопрос нельзя задать! Не какие-то там судебные или административные последствия, штрафы - вы спрашивать не имеете права, сколько у кого где лежит! Мы идём по пути отмены - отменяем, снимаем всё, а толк какой? Никакого толка! Сколько раз уже проводили финансовую амнистию - всё бесполезно, и во всех странах мира происходит то же самое, находят пути финансирования. Коррупция? Сюда американцы на самолёте привезли доллары в 91-м году, в 96-м году, чтобы избрали Ельцина, - в открытую самолёт сел, деньги привезли в посольство, из посольства - по всем точкам, которые были указаны. И чего? Кто-то действует, что-то вскрыли? Суд какой-то был? Ничего! Ельцин два срока отбыл - и всё. И не только деньги - тысячи советников были здесь! Сейчас выясняют, говорил ли Трамп или его родственник, может быть, с кем-то там по телефону о чём-то, а тогда пол-Америки сидело в Москве! И это не вмешательство в выборы, это не влияние?! Да это прямое вмешательство! Они избрали Ельцина - не народ наш, а Америка избрала Ельцина! Дважды - в 91-м и в 96-м годах. И это тотальная коррупция: это же деньги неучтённые! Что, это из американской казны? Нет, это олигархи местные собрали и отправили. И как это можно было пресечь? Это их деньги уже, и отмывать не нужно было эти деньги! Так что нам нужно по всей стране установить тайну вклада, и пусть все кладут деньги в банки, и деньги работают на экономику. Вот убирают банки, уже половину убрали - молодец Набиуллина, но только сейчас ЦБ предлагает не выпускать руководителя банка за границу после назначения процедуры санации банка. А до этого они все уезжали и забирали деньги туда. А мы что? Мы теряли деньги и теряли опытных банкиров. Некоторые из них действительно с криминальным душком, но они несколько лет проводили операции по всей стране: граждане, предприятия, юридические лица держали деньги, получали проценты... Это как в больнице: да, один врач плохо работает, но вся больница-то работает хорошо - так научите этого врача работать лучше! Мы принимаем жёсткие меры, но цели не достигаем: деньги уходят за границу, триста банков убрали - и деньги ушли туда. Сколько ушло - сотня миллиардов, триллион? И банкиры там живут припеваючи, отдыхают. Мы конвенцию ратифицируем, а они будут исполнять наши запросы? Вот бывший министр финансов Московской области Кузнецов - ведь все запросы направлены, французский суд готов его отпустить, но не отпускает, нет разрешения на депортацию в Россию. И он уже лет пятнадцать там, часть имущества на жену перевёл, она в Лондоне. То есть мы-то можем ратифицировать, нас не надо упрекать, как иногда некоторые упрекают: вы там статью 20 такой-то конвенции не ратифицировали, ещё что-то, - всё можно ратифицировать, а результаты? Прекратить финансирование терроризма... Вот им говорят: "У вас через два дня будет теракт", а они ничего не делают! И тут дело даже не в деньгах: они не хотят бороться с террором, он им нужен, они сами всё формируют, сами всех организуют, учат, обучают. Уже сейчас обучают для террористической организации, только у неё будет новое название: уже не "Аль-Каида", не "Братья-мусульмане", не талибы, что-нибудь другое придумают - "Солнечный берег", не знаю, "Зарница", "Русская зарница", "Красная зарница", вот и всё. То есть им там наплевать на все конвенции, они будут продолжать этим заниматься! Мы ратифицируем, но нужно понимать, что очень много ратифицировали конвенций, а коррупция во всём мире растёт и остановить её практически невозможно. Даже во время войны есть нарушения, и в случае проведения финансовых процедур - обмена денег, как только деньги поменялись, снова начинается коррупция. Человек жаден, он хочет жить богато, сытно - и уже сейчас, он не хочет ждать! Почему коммунизм не удался? Ждать нужно было двадцать лет, а зачем двадцать лет ждать, когда можно сегодня стать богатым? Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Уважаемые коллеги, есть предложение в соответствии с нашим Регламентом объявить перерыв до 12 часов 33 минут, а затем продолжить обсуждение вопроса. Нет возражений? Нет. Принимается.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3039 по 3260 из 8320
Продолжаем рассмотрение вопросов повестки дня. Мы остановились на 24-м вопросе, начались выступления, выступил Владимир Вольфович Жириновский. Сейчас слово предоставляется Нилову Олегу Анатольевичу, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". НИЛОВ О. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция, конечно же, поддержит предложенный проект федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности..." - вот с этим абсолютно согласен, - ну "...и о финансировании терроризма", вот такое название в том числе и у нашего законопроекта. А что, мы не будем конфисковывать имущество у организаторов, вербовщиков и пропагандистов террористической деятельности? Вот здесь я вижу нелогичность. Почему мы выделяем только финансирование? Конечно, если глубже разобраться, то всё, что я назвал, подпадает... это те преступления, в результате совершения которых будет конфисковываться имущество, но из названия пока это не ясно, поэтому я предлагаю, коллеги, всё-таки посмотреть и подумать: ну корявое название, неполное, выделяется только финансирование терроризма почему-то. Дальше. Главное предложение - может быть, оно будет сформулировано в виде поправки - касается расширения состава тех преступлений, которые в нашем законопроекте ограничены только пунктом "а" части первой статьи 104-1 Уголовного кодекса. Если вы откроете Уголовный кодекс, то обнаружите в этой части статьи отсылки на большое количество, на десятки различных статей, соответственно на различные виды преступлений, но, уважаемый Павел Валерьевич, - может быть, сразу и вопрос вам, и предложение - почему среди них нет статьи 159 "Мошенничество"? Уважаемые коллеги, через сотни банков триллионы рублей бюджетных денег и денег граждан в результате деятельности таких лжебанкиров, похищены, выведены. Многие из них предстали перед судом, понесли наказание, но нет конфискации ни их имущества, ни тем более имущества их ближайшего окружения - это отдельная история, мы бы, конечно, и об этом хотели поговорить, но отложим это до обсуждения следующих законопроектов. Давайте 159-ю статью сюда включим - это нужно сделать в обязательном порядке! Вы же понимаете, что эта борьба за сбережение средств дольщиков, вкладчиков не будет эффективной, если не будет конфискации имущества преступников, которые уводят мошенническим путём триллионы рублей, долларов и так далее. Вот такое предложение мы вносим. Если вы готовы сделать это, возможно совместно, в каком-то взаимодействии, будем благодарны. Просьба прокомментировать в заключительном слове нашу идею. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шхагошев Адальби Люлевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ШХАГОШЕВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемые коллеги, я хотел бы начать с того, что мы всё-таки обязаны отделять эту конвенцию о борьбе в целом от конвенций о борьбе или с терроризмом, или же просто с нелегальными доходами. Напомню, что мы вообще за всё это время - за двадцать лет или за двадцать пять лет - приняли около двадцати конвенций, поэтому всё, что касается вербовки, о чём вы упомянули, финансирования, разных других преступлений, у нас в законодательстве уже есть, мы в полной мере боремся с преступлениями такого характера. Коллеги, я просто убеждён в том, что о важности и целесообразности принятия этой конвенции и её ратификации говорить не приходится, потому что террористическая паутина накрыла весь мир. Посмотрите статистику: в 158 странах происходили и происходят террористические акты, поэтому, конечно, одновременно ведётся борьба и с международным терроризмом, и с внутренним терроризмом во множестве стран, которые присоединяются и даже не присоединяются к этой конвенции. Должен вам сказать, что сегодня в мире действует довольно простая, но жёсткая схема борьбы с нелегальными доходами (так это называется), с финансированием терроризма - всё это представляет опасность для общества. Что в итоге мы имеем? К большому сожалению, несмотря на то что результаты, конечно, есть, одновременно с этим мы наблюдаем... Если мы пребывали в шоке, когда захватывали лайнеры с пассажирами, то сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда уничтожаются правительства и захватываются целые государства, - вот о чём в том числе идёт речь в этой конвенции. Эта конвенция достаточно прицельная. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что или позиция Российской Федерации услышана, или же просто адекватность берёт своё время от времени, - бескомпромиссность и последовательность действий Российской Федерации подчёркиваются в принципе и подобными конвенциями. Дело в том, что мы сегодня, как заявляется, вместе со многими странами, вместе со всем мировым сообществом действуем практически одновременно. Так получилось, к сожалению или к счастью, что мы - страна номер один в борьбе с международным терроризмом. Наши заявления и призывы к совместной деятельности - это одна сторона, это слова, а наша деятельность по слому хребта, например, международному терроризму на территории Сирии и Ирака - это, конечно, наши практические действия. Более того, должен сказать, что если мы сейчас не будем серьёзно противодействовать финансированию терроризма, как, кстати говоря, мы делаем в нашей стране: уже есть множество уголовных дел, которые находятся в разработке, уже есть люди, которые сидят за финансирование терроризма и за вербовку, - если мы не будем рубить на корню всё, что связано с нелегальными доходами, то финансирование терроризма будет просто процветать, их невозможно будет остановить, потому что на самом деле инструментов очень много. Коллеги, я, конечно, не сомневаюсь в том, что мы это всё поддержим. Я просто хочу ещё обратиться и к нашим коллегам из европейских стран. Несмотря ни на что, несмотря ни на какие санкции, несмотря ни на какие политические вкусы, всё-таки в части борьбы с международным терроризмом, в части противодействия отмыванию нелегальных доходов необходимо быть, что называется, в тренде и в любом случае объединяться, потому что это реально работает на результат. И самое последнее, коллеги. У нас в стране за короткое время, за последние пятнадцать лет, выстроен довольно серьёзный финансовый мониторинг, но я вам скажу, что вот эта конвенция - это вклад в нашу антикоррупционную историю и, самое главное, в систему национальной безопасности, поэтому важность этой конвенции очень трудно переоценить. Коллеги, понимая, что мы являемся локомотивом, не расслабляемся, терроризм - это всё-таки очень серьёзно! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочные представители президента, правительства? Заключительное слово официального докладчика Павла Валерьевича Ливадного будет? Да. Пожалуйста, включите микрофон. ЛИВАДНЫЙ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Огромное спасибо за внимание, уделённое вами данному документу. Этот документ действительно чрезвычайно важен для окончательного оформления правового регулирования в Российской Федерации вопросов противодействия отмыванию доходов и разным формам финансирования терроризма. Можно сказать, что правовая база у нас в этой сфере уже сложилась и достаточно эффективно работает, поэтому мы можем констатировать отсутствие необходимости внесения кардинальных изменений в действующее российское законодательство в связи с принятием данного регулирования, данного договора. Огромное спасибо за это Государственной Думе, уже долгие годы мы вместе с вами совершенствуем это отраслевое законодательство. Вопросам финансирования терроризма, о которых говорили в своих выступлениях уважаемые депутаты, у нас и в законодательстве, и в правоприменительной практике действительно уделяется превалирующее, особое внимание. В общем-то, содержание конвенции на ситуацию как в регулировании, так и в правоприменении не повлияет, поскольку все проявления терроризма, включая его оправдание, пропаганду, проявления, связанные с экстремистской деятельностью как с почвой для дальнейшего развития терроризма, нами достаточно жёстко пресекаются путём введения санкций, а также своевременного замораживания имущества лиц, в той или иной степени причастных к финансированию терроризма. Этому посвящён целый ряд положений нашего базового закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма". В связи с этим хотел бы развеять сомнения, которые, возможно, навеяны несовершенством тех или иных формулировок официальных английского и французского текстов документа. Естественно, мы связаны этими текстами и не можем произвольно переводить те или иные положения из данных документов. Что касается вопроса, связанного с конфискацией доходов, полученных в результате совершения преступлений, в том числе экономических, - данная тема постоянно находится в центре внимания федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с преступностью. В связи с этим также отмечу, что статья 104-1 Уголовного кодекса предусматривает конфискацию имущества, полученного в результате совершения преступлений, предусмотренных статьями 174 (отмывание доходов, образовавшихся в результате преступлений, совершённых иными лицами) и 174-1 (так называемое самоотмывание, когда имущество лица, совершившего деяние, ответственность за которое установлена 159-й статьёй Уголовного кодекса, и сделавшего попытку ввести в легальный оборот результаты своего деяния, всё равно подпадает под механизм конфискации, поскольку действия такого лица будут доквалифицированы по антиотмывочным статьям). В этой части действующее законодательство также позволяет достаточно эффективно противодействовать легализации преступных доходов и, возможно, в такой серьёзной немедленной корректировке не нуждается, хотя, естественно, развитие законодательства - это постоянный процесс и, безусловно, в зависимости от ситуации оно может меняться. Я думаю, что статья 104-1 в настоящий момент в полной мере отвечает потребностям противодействия отмыванию преступных доходов. В целом же хочу отметить, что данный документ действительно содержит довольно много передовых механизмов, которые тем не менее уже инкорпорированы в российскую правовую систему и в правоприменительную практику. Большое спасибо за пристальное внимание, уделённое данной теме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Валерьевич. Заключительно слово председателя комитета. Леонид Эдуардович, есть желание выступить? Включите микрофон Слуцкому. СЛУЦКИЙ Л. Э. Спасибо большое Павлу Валерьевичу Ливадному и всем коллегам за столь масштабное обсуждение этого важнейшего вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма", вопрос 24 повестки дня. Включите режим голосования. Николай Васильевич, я помню, как Валерий Фёдорович Рашкин на протяжении всего прошлого созыва стучался во все кабинеты, просил поддержать ратификацию 20-й статьи, а ведь сегодняшняя ратификация не менее значимая. Правильно, коллеги? Надо было Валерию Фёдоровичу сказать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну как? Это же потом опять бросит тень на парламент: говорим одно, а делаем другое. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Передайте, Николай Васильевич. Я за него волнуюсь. Люди же вопросы зададут. (Оживление в зале.) Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 44 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Уважаемые коллеги, конвенция ратифицирована, федеральный закон принят единогласно: "за" - 404, "против" - 0, "воздержалось" - 0. А те, кто отсутствует, должны знать, что обсуждался очень важный вопрос.