Заседание № 21
17.12.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 20869-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части противодействия коррупции в деятельности уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2629 по 2666 из 5873
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Василий Иванович Пискарёв. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект был принят нами во втором чтении 16 декабря этого года. Напомню, что в нём идёт речь о дальнейшем совершенствовании законодательства в сфере борьбы с коррупцией, в частности о деятельности финансовых уполномоченных, а также руководителей их аппаратов. Законопроект полностью подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Он прошёл все необходимые процедуры согласования, замечаний правового, юридико-технического, а также лингвистического характера не имеется. Просим поддержать решение профильного комитета и принять законопроект в третьем чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 02 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 15
07.12.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 20869-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части противодействия коррупции в деятельности уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5477 по 5713 из 7980
Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимировича Минха. Пожалуйста. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президентом Российской Федерации внесён проект закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Предметно он направлен на то, чтобы усовершенствовать нормативную основу деятельности финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг применительно к антикоррупционной тематике. Законопроект подготовлен в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Хочу вам напомнить, что этот план был утверждён указом Президента Российской Федерации 16 августа 2021 года, и подготовка соответствующей инициативы этим планом и предусмотрена. С содержательной точки зрения. Прежде всего хочу вам напомнить, что институт финансовых уполномоченных - так для краткости их буду называть - действует недолго: сам закон вступил в силу 3 сентября 2018 года, а ряд положений этого закона вступили в силу соответственно с 1 января 2020 года и с 1 января 2021 года. В настоящее время назначены пять человек на эти должности: есть главный финансовый уполномоченный, который работает практически с даты начала действия базового закона, и есть четыре финансовых уполномоченных в разных сферах финансовых услуг - они работают соответственно с 2019-го, 2020-го и даже с 2021 года. Что это за институт? Прежде всего хочу сказать, что основной объём нагрузки, который на них ложится, - это страхование, в первую очередь это ОСАГО и каско. И если брать статистику, то порядка 90 тысяч обращений было по этим направлениям в 2019 году, а в 2020 году количество обращений увеличилось в 2 раза. По сути, решения, которые принимают финансовые уполномоченные, обеспечиваются государственным принуждением: выдаётся удостоверение, которое по сути является исполнительным документом, и судебные приставы-исполнители обеспечивают его реализацию, то есть это, безусловно, публичные функции. С точки зрения эффективности их работы статистика следующая. Например, по 2019 году Верховный Суд отметил, что на 40 процентов уменьшилась нагрузка на судебные инстанции по данным вопросам, а по 2020 году - но это не на сайте суда, это я услышал от председателя Верховного Суда, он эту цифру уже назвал - на 58 процентов. Банк России по проблематике, которая касается его деятельности, отметил, что количество обращений в Центробанк уменьшилось на 30 процентов по первому году, а по второму году - на 36 процентов. И поэтому вот те новеллы, которым сегодня посвящён законопроект, внесённый президентом, направлены на то, чтобы финансовых уполномоченных по сферам услуг и руководителя службы, который обеспечивает деятельность финансовых уполномоченных, поставить в тот же правовой режим, что и главного финансового уполномоченного. Соответственно, предлагается внести изменения в пять федеральных законов - в законы "Об оперативно-розыскной деятельности", "О противодействии коррупции", "О банках и банковской деятельности", "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг". Если кратко, то суть этих новелл состоит в том, что финансовые уполномоченные и руководитель службы соответствующую информацию о доходах и расходах должны декларировать, как и многие лица, которые сидят в этом зале, и госслужащие, здесь они, по сути, приравниваются. Будет возможность проверять эту информацию по запросам Центробанка, в том числе через механизмы оперативно-розыскной деятельности. Также предусматривается, что в случае, если возникает конфликт интересов... ну, например, если финансовый уполномоченный застрахован в одной страховой компании, то, безусловно, ему лучше не рассматривать конфликтную ситуацию, где одной из сторон выступает эта страховая компания. То есть вот такие ситуации Центробанк будет помогать разрешать. Ну, и они будут обязаны информировать, если кто-то будет им предлагать совершать какие-то действия коррупционной направленности. Вот кратко та нормативная информация, которая содержится в инициативе президента. Прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать инициативу главы государства и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Василия Ивановича Пискарёва. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик подробно изложил концепцию внесённого Президентом Российской Федерации законопроекта. Хочу сразу отметить, что профильный комитет её поддержал, и, чтобы не повторяться, коротко остановлюсь на моментах, которые легли в основу такого решения. Как уже было сказано, служба финансового уполномоченного образовалась на самом деле не так давно, в 2018 году, она была призвана решать споры между потребителями услуг и финансовыми учреждениями на сумму не более 500 тысяч рублей. Почему вообще возникла необходимость распространить на финансового уполномоченного такие же, как и для всех должностных лиц, предусмотренные антикоррупционным законодательством ограничения, обязанности и запреты? Необходимость этого вытекает из собственно правового положения самого финансового уполномоченного. Как уже было сказано - здесь я просто повторю и чуть-чуть добавлю, - решения финансового уполномоченного обязательны к исполнению финансовыми учреждениями, а в случае неисполнения он может выдавать так называемое удостоверение, которое имеет силу исполнительного документа. Фактически речь идёт об исполнении ими властных полномочий, поэтому потребовалось внесение изменений и в закон об ОРД, и в закон "О банках и банковской деятельности", и соответственно в антикоррупционные федеральные законы. Примечательны изменения в статью 7 закона "Об оперативно-розыскной деятельности", согласно которым орган, уполномоченный осуществлять ОРД, получает право проверять полноту и достоверность информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая представляется при соискании, при поступлении на должность финансового уполномоченного, и это касается также руководителя их аппарата. Важно ещё то, что указанное положение распространяется также на служащих Центрального банка Российской Федерации, поскольку именно Банк России назначает финансовых уполномоченных. Ну и одновременно с этим финансовые уполномоченные обязаны будут не только принимать меры для предотвращения и урегулирования конфликта интересов, но и сообщать в Банк России о всех случаях, когда к ним обращаются и склоняют к совершению коррупционного правонарушения. Принятие указанного закона будет способствовать повышению прозрачности деятельности финансовых уполномоченных и обеспечению законности и беспристрастности принимаемых ими решений. Настоящий законопроект показывает, что вопросам борьбы с коррупцией Президент России по-прежнему уделяет особое внимание и государство не собирается останавливаться на пути совершенствования антикоррупционного законодательства. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера не имеет. Правительство поддерживает данный законопроект. С учётом изложенного, уважаемые коллеги, я прошу поддержать решение Комитета по безопасности и противодействию коррупции и принять законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть вопросы, да? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Гарри Владимирович, уважаемый Василий Иванович! Вы помните, что несколько лет назад полковник ФСБ - ну, казалось бы, куда уж лучше подбирать, - надзирающий за Центральным банком, получил, если верить СМИ, 13 миллиардов рублей взяток. Что является критерием и кто будет контролировать? Я так понимаю, что вы подменяете банковские структуры, банковский надзор, тем более с оперативно-розыскными действиями... Вот я лично не понимаю сути этого органа. Почему бы не ратифицировать конвенцию, статью 20 Конвенции ООН против коррупции, и не перестать плодить дополнительные комиссии, уполномоченных? Они только усложняют работу. И я не понимаю, по каким критериям вы подберёте человека, который признается, что ему дали 13 миллиардов, и откажется от них. Ну вот у Карла Маркса: если прибыль составляет больше 300 процентов, то 99 процентов людей пойдут на любое преступление. МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Васильевич, половина моего выступления и отчасти выступление Василия Ивановича были направлены на то, чтобы пояснить, что это за институт и для чего он создан. Ну а если вспомнить Маркса, то хочу вам напомнить, что он говорил не о коррупционерах, а о капиталистах, это применительно к вашей цитате. Всё-таки лучше, как говорит Олег Николаевич Смолин, пуговицы пришивать к пальто, а не наоборот. Цитата не совсем по делу. Теперь по сути вопроса. Мы сегодня не рассматриваем в целом тему уполномоченного по финансовым услугам, задача совсем другая. Соответствующий закон действует уже с 3 сентября 2018 года, и существует объём публичных полномочий, о которых я говорил (и Василий Иванович, повторю, тоже немного дополнял и углублял эту информацию), и сейчас, через два с половиной года действия этого закона, мы увидели, что есть потребность - люди обращаются, суды и Центробанк разгружены, то есть механизм эффективный, поэтому мы посчитали необходимым, наработав определённую практику, предложить данные новеллы, они абсолютно логичны. Если институт, должностные лица выполняют публичные функции, то, безусловно, у них должны быть те же самые запреты, ограничения и требования, которые присущи любым другим лицам с публичными полномочиями - и депутатам, и госслужащим, и ряду других должностных лиц. Мы просто делаем эту картину более сбалансированной. Никаких других новелл, никаких пересмотров мы не предлагаем, мы, наоборот, говорим о том, что институт работающий, рабочий, эффективный, и просто создаём дополнительные механизмы по профилактике. Что касается ваших примеров, то СМИ верить на слово не надо, это часто ловушка. А что касается коррупционеров - боролись и будем бороться, поэтому предлагаются меры профилактические, они помогают и вам, и нам двигаться в правильном направлении. Так что ничего страшного здесь нет, наоборот. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет больше вопросов? Василий Иванович, добавить хотите? ПИСКАРЁВ В. И. Добавить чуть-чуть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ПИСКАРЁВ В. И. Николай Васильевич, где находятся и Черкалин, и Захарченко? В тюрьме. Так что всё нормально, закон работает. И всё, что получено незаконно, изъято и обращено в доход государства. Законы работают. Ну а что касается вашего вопроса, уважаемый Николай Васильевич, я не понял, между нами говоря, его назначение, поскольку мы сегодня рассматриваем возможность распространить на финансового уполномоченного... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ПИСКАРЁВ В. И. Наоборот, мы идём по пути ужесточения ответственности и создания возможности для своевременного выявления и пресечения коррупционных правонарушений. В этом плане мы с вами всегда были солидарны. Я не понял, почему вы вдруг решили, что здесь какая-то ловушка заложена? Уважаемые коллеги, это не так. Просто нужно внимательно прочитать сам законопроект, прежде чем вопросы задавать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 20. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 42 мин. 54 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.