Заседание № 125

20.11.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 208386-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Всероссийской переписи населения" (о передаче органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5193 по 5366 из 7198
Пункт 21, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О Всероссийской переписи населения". Доклад первого заместителя          
председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству           
Владимира Александровича Головнёва.                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГОЛОВНЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Проект федерального         
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Всероссийской переписи      
населения" нами был принят в первом чтении 18 сентября этого года. Всего в      
Комитет по экономической политике и предпринимательству поступило десять        
поправок, из которых девять рекомендованы к принятию и одна - к отклонению.     
                                                                                
При подготовке к рассмотрению во втором чтении законопроект претерпел           
следующие изменения: уточнены требования к помещениям, предоставляемым для      
обучения и работы лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении; определены    
особенности организации и проведения переписи в таких крупных городах, как      
Москва и Санкт-Петербург; уточнено определение понятия "домохозяйство", с       
которым были серьёзные проблемы при предыдущей переписи, в 2002 году;           
установлено - считаю это очень важной новеллой, - что согласие опрашиваемого    
лица на обработку сведений о его национальной принадлежности считается          
полученным в случае, если соответствующий раздел бланка переписного листа       
заполнен непосредственно опрашиваемым лицом; определено, что в случае           
отсутствия опрашиваемых лиц или их отказа сообщать сведения о себе возможно     
получение сведений из административных источников, но только о поле и           
возрасте лица (дате его рождения). Общий объём субвенций, которые будут         
переданы из федерального бюджета субъектам Федерации для осуществления          
переписи, определяется в соответствии с методикой, утверждённой                 
Правительством Российской Федерации.                                            
                                                                                
Прочие изменения носят в основном редакционный и юридико-технический            
характер. Прошу перейти к рассмотрению таблиц поправок.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, таблица поправок 1 состоит из девяти поправок,   
рекомендованных комитетом к принятию. Есть ли вопросы по данной таблице? Нет.   
Кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета и принять таблицу 1? Прошу      
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 48 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    316 чел.                                          
Не голосовало                 134 чел.29,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Таблица 2 состоит из одной поправки, рекомендуемой комитетом к отклонению.      
Есть ли по ней замечания? Есть.                                                 
                                                                                
Депутат Селезнёв, пожалуйста.                                                   
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Я прошу вынести на отдельное голосование поправку 1.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда, пожалуйста, обоснуйте почему, потому что она у     
нас единственная.                                                               
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Я прошу коллег поддержать поправку 1, рекомендованную            
комитетом к отклонению.                                                         
                                                                                
На аргумент о том, что её реализация удорожает перепись, можно задать вопрос:   
разве нам не нужны сведения об инвалидах, нуждающихся в разумном                
приспособлении инфраструктуры, и государство не должно владеть информацией об   
остроте этой проблемы? Данные об инвалидах нужны для разработки целевых         
программ и мер, направленных на создание доступной среды, о которых не так      
давно говорилось на заседании Совета по делам инвалидов при Президенте          
России.                                                                         
                                                                                
Нам говорят, комитет, который отклоняет поправку, что принятие поправки будет   
означать дополнительные расходы. Давайте посмотрим на эту ситуацию с другой     
стороны. Так как создание единого федерального реестра инвалидов,               
позволяющего определить точное их количество с учётом возрастных категорий,     
групп инвалидности и иных показателей, всё равно необходимо, то создание        
этого банка данных об инвалидах при проведении переписи населения существенно   
сократит расходы, которые придётся понести, если мы будем отдельно создавать    
такой единый государственный реестр.                                            
                                                                                
Также можно сколько угодно критиковать работу международных организаций, но     
документы, принимаемые на уровне организаций, которые готовили Конвенцию о      
правах инвалидов, которую мы ратифицируем по воле и заявлению президента в      
следующем году, хорошо проработаны, в них учтены и опыт, и ошибки. Зачем же     
на уровне национального закона отвергать рекомендацию ООН о том, что собирать   
данные об инвалидах следует параллельно с проведением национальной переписи     
населения?                                                                      
                                                                                
Второй аргумент противников данной поправки - что для получения таких данных    
в ходе переписи необходимо привлекать квалифицированный медперсонал, - также    
неубедителен. Информация об инвалидности и её характере - это не информация о   
медико-социальных услугах, никакого нарушения закона "О персональных данных"    
или угрозы разглашения врачебной тайны здесь нет, поэтому заявление о том,      
что в этом случае необходимо привлечение специального медперсонала,             
равносильно требованию, чтобы вопрос о религиозной принадлежности (если бы он   
ставился) задавал представитель конфессии. Поэтому мы просим поддержать...      
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги из комитета, пожалуйста, прокомментируйте вашу позицию.                 
                                                                                
ГОЛОВНЁВ В. А. Спасибо большое, Любовь Константиновна.                          
                                                                                
Уважаемый Валерий Сергеевич, мы достаточно много с вами дискутировали на эту    
тему. У комитета абсолютно другая точка зрения.                                 
                                                                                
Первое. По существующему законодательству данные о наличии инвалидности         
отнесены к специальной категории персональных данных, обработка которых не      
допускается без получения письменного согласия опрашиваемого. О чём это         
говорит? Что при переписи необходимо, чтобы каждый, кто считает, что следует    
внести такие данные, написал заявление. Но это ещё полдела. Как это             
обрабатывать? То, что это существенно усложнит обработку данных, для нас        
абсолютно очевидно. Наверное, и с этим ещё можно было бы как-то смириться, но   
мы всё-таки считаем, что в соответствии с законом "О персональных данных",      
который наши коллеги приняли в 2006 году, получение данных, касающихся          
медико-социальных услуг, требует наличия медицинского персонала. Всё-таки мы    
считаем, что наличие медицинского персонала необходимо. Если мы знаем, что в    
проведении переписи населения принимают участие четыреста тысяч человек - это   
в основном студенты различных вузов, - то где нам найти такое количество        
медперсонала? Нам кажется это достаточно, ну, странным, поэтому мы отклоняем    
эту поправку.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы согласиться с комитетом и       
принять таблицу поправок 2? Прошу проголосовать.                                
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 53 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6%                                     
Проголосовало против           42 чел.9,3%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    356 чел.                                          
Не голосовало                  94 чел.20,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Прошу          
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 54 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              338 чел.75,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    338 чел.                                          
Не голосовало                 112 чел.24,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, у вас есть постановление, которое предлагает принять сегодня данный    
законопроект в третьем чтении. Есть ли возражения у представителей              
правительства и президента? У депутатских объединений? Нет. В рамках "часа      
голосования" прошу проголосовать по данному законопроекту в третьем чтении.     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 55 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    315 чел.                                          
Не голосовало                 135 чел.30,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 111

18.09.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 208386-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Всероссийской переписи населения" (о передаче органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2291 по 2787 из 7511
Пункт 14. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О Всероссийской переписи населения". Доклад официального представителя   
Правительства Российской Федерации заместителя министра экономического          
развития Российской Федерации Андрея Николаевича Клепача.                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КЛЕПАЧ А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра экономического развития Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы!          
Правительство Российской Федерации представляет на ваше рассмотрение в первом   
чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон     
"О Всероссийской переписи населения". Чем вызвана необходимость внесения        
изменений? В первую очередь практикой проведения переписи 2002 года, а также    
изменениями федерального законодательства, в связи с которыми ряд положений     
действующего закона также требуют изменений. Я коротко остановлюсь на           
основных изменениях.                                                            
                                                                                
Во-первых, расширен перечень и уточнён характер сведений, которые собираются    
в рамках переписи (это касается, в частности, сведений о миграции,              
образовании, родственных отношениях, занятости и безработице).                  
                                                                                
Во-вторых, закреплены дополнительные способы заполнения переписных листов,      
как бы упорядочена та практика, которая существовала раньше, когда люди         
отказываются, допустим, предоставлять сведения.                                 
                                                                                
В-третьих, определены полномочия Российской Федерации по подготовке и           
проведению Всероссийской переписи населения, которые передаются субъектам       
Российской Федерации, в частности по обеспечению оборудованием, средствами      
связи, транспортными средствами, и финансовое обеспечение, связанное с          
осуществлением указанных полномочий, - за счёт субвенций, предоставляемых из    
федерального бюджета. В законопроекте прописана также процедура мониторинга     
работы по сбору сведений.                                                       
                                                                                
Следующее. Законопроект устанавливает положение о том, что фиксация             
национальности осуществляется добровольно и даёт основания для обработки        
данных. При этом - я ещё раз подчёркиваю - эти данные носят                     
деперсонализированный характер.                                                 
                                                                                
Мы считаем, что внесение этих изменений позволит существенно повысить           
качество проведения Всероссийской переписи населения, и, таким образом, мы      
действительно будем лучше знать, как говорится, свой народ, который и вас       
выбирает и с которым работает правительство.                                    
                                                                                
В заключение хочу отметить, что на законопроект поступили в основном            
положительные отзывы, поэтому есть просьба поддержать представленный проект     
закона. У меня всё.                                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Николаевич. Присаживайтесь.               
                                                                                
Сергей Владимирович Железняк от комитета сделает содоклад. Пожалуйста.          
                                                                                
ЖЕЛЕЗНЯК С. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет            
Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству            
рассмотрел проект федерального закона № 208386-5 "О внесении изменений в        
Федеральный закон "О Всероссийской переписи населения", внесённый               
Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее. Законопроект         
направлен на совершенствование процедуры организации и проведения               
Всероссийской переписи населения, обеспечение полноты сведений о населении,     
собираемых в ходе переписи, а также усиление контроля расходования субвенций,   
выделяемых из федерального бюджета в целях финансирования переписи.             
                                                                                
По мнению комитета, предлагаемые законопроектом изменения помогут избежать      
дублирования функций федеральных органов исполнительной власти и органов        
власти субъектов Российской Федерации, усилить координирующую роль              
Федеральной службы государственной статистики в процессе подготовки и           
проведения переписи, а также повысить оперативность решения вопросов,           
связанных с материально-техническим, транспортным и информационным              
обеспечением переписи в субъектах Российской Федерации. Предусмотренный         
законопроектом механизм контроля целевого расходования средств - субвенций,     
выделяемых субъектам Российской Федерации на подготовку и проведение            
Всероссийской переписи населения, позволит обеспечить полноценное               
финансирование упомянутых мероприятий, а также существенно снизить              
вероятность нецелевого использования данных средств.                            
                                                                                
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, поскольку его принятие позволит   
уточнить нормы действующего закона и повысить качество официальной              
статистической информации, которая является основой для формирования бюджетов   
всех уровней и разработки программ социально-экономического развития.           
                                                                                
Вместе с тем комитет в своём заключении отмечает наличие ряда замечаний по      
тексту законопроекта. В частности, комитет считает целесообразным устранить     
несоответствие подпункта "г" пункта 3 законопроекта положениям пункта 7         
статьи 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации                 
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной     
власти субъектов Российской Федерации" (в части порядка изъятия полномочий у    
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации).                  
                                                                                
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы рекомендовано   
уточнить порядок предоставления руководителями органов исполнительной власти    
субъектов Российской Федерации отчётности о достижении целевых показателей и    
привести к единообразию используемые в тексте законопроекта обозначения         
федеральных органов исполнительной власти.                                      
                                                                                
По мнению комитета, указанные замечания могут быть учтены при подготовке        
законопроекта ко второму чтению. С учётом изложенного Комитет Государственной   
Думы по экономической политике и предпринимательству просит поддержать данный   
законопроект и для справки сообщает, что на него есть положительные отзывы      
пятидесяти двух субъектов Российской Федерации.                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Задержитесь пока на         
трибуне, есть вопросы.                                                          
                                                                                
Вижу: депутат Тарасюк, депутат Федоткин, депутат Кашин, депутат Коломейцев,     
депутат Жириновский, Селезнёв.                                                  
                                                                                
Депутат Тарасюк.                                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Его нет, Олег Викторович, вы ошиблись.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, извините.                                              
                                                                                
Селезнёв, пожалуйста.                                                           
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо, Олег Викторович.                                        
                                                                                
Мы вот сейчас передаём полномочия субъектам Федерации от Росстата, но мне       
непонятно, куда мы так торопимся, потому что буквально вчера прошла             
официальная информация о том, что перепись населения, которая должна была       
проводиться в 2010 году, отменяется и ближайшая перепись будет в 2013 году -    
есть время более полноценно подготовиться к этому событию.                      
                                                                                
И обращаю ваше внимание на следующее. Вызывает особое беспокойство тот факт,    
что устанавливается возможность сбора сведений о населении путём их получения   
из административных данных. То есть, таким образом, возможны дополнительные     
нарушения в области выборных технологий и появление новых чёрных                
политтехнологий. И в этой ситуации крайне беззащитными остаются граждане,       
которые традиционно не могут ходить на выборы, - это инвалиды. Вот я хотел бы   
обратить ваше внимание... (Микрофон отключён.)                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Есть необходимость отвечать?                     
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Николаевич Клепач.                                           
                                                                                
КЛЕПАЧ А. Н. Перепись перенесена на 2013 год из-за финансовых ограничений.      
Тем не менее уже была проведена большая подготовительная работа, поэтому, на    
наш взгляд, нормативно-правовую базу для этой переписи надо формировать - это   
не изменят ни, так сказать, выборы будущие, ни что-либо другое.                 
                                                                                
Что касается возможных нарушений и прочего. Если речь идёт об                   
административной практике, это то, что на самом деле как бы не было             
нормативно урегулировано и раньше. Если люди не отвечают на вопросы в листах,   
не пускают в квартиру переписчика, мы не можем вообще не давать никакой         
информации о них, потому что тогда у нас просто данные о населении в целом,     
данные об общей численности населения будут искажены. Такая практика            
существовала и раньше - по домовым книгам просто определяли, кто ещё есть из    
жителей, их пол и возраст. Никакие другие данные не вносятся, использовать      
это для выборов и для фальсификации нельзя.                                     
                                                                                
При этом я ещё раз подчёркиваю: все данные деперсонализированы, ни фамилий,     
ни имён-отчеств, ничего этого нет. Это просто как бы... Пусть меня Александр    
Евгеньевич поправит, по переписи 2002 года несколько сотен тысяч человек у      
нас вообще не ответили, никакие данные не представили, их не было. Мы просто    
занизим численность населения страны, причём на сотни тысяч людей. Для того     
чтобы этого не было, всё это и делалось - законно, именно под контролем,        
введено такое...                                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КЛЕПАЧ А. Н. Да, полтора миллиона, вот поправили. Тогда было сто сорок пять,    
сейчас уже меньше.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин, пожалуйста.                                     
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Вообще-то, интересно получается: мы не знаем, сколько у нас      
народа, но ведём бюджетное финансирование подушевым методом, есть нормативы     
на душу, и при межбюджетных отношениях выделяем регионам и муниципальным        
образованиям деньги. Значит, мы заранее ставим их в идиотское положение:        
денег нет, но проблемы решай.                                                   
                                                                                
Вопрос к правительству у меня. Вы очень хорошую фразу сказали: мы будем лучше   
знать свой народ. Так вот, меня интересует: во что нам обойдётся это разовое    
узнавание своего народа? Сколько будет выделено бюджетных денег всех уровней    
- федерального, региональных, муниципальных? Сколько будет потерь, поскольку    
в прошлый раз приходилось отпускать по нескольку раз людей, чтобы застать       
дома наше население и узнать некоторые данные? Во что обойдётся эта задача      
разовая? Только не так вот, а... Действительно, мы знаем, что в прошлый раз     
потери были намного больше, потери. Я потом объясню, почему считаю, что         
именно потери.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, о стоимости этого вопроса.                                          
                                                                                
КЛЕПАЧ А. Н. Перепись и у нас, и во всех странах - мероприятие достаточно       
дорогостоящее, потому что привлекается до полумиллиона, даже больше, людей и    
для обработки данных, и как переписчики, основные расходы на переписчиков.      
Стоимость всего комплекса работ, по-моему, 11... Сколько? 18 миллиардов. Там    
только на следующий год надо было, по-моему, около 10 ставить, именно поэтому   
этот срок сдвинули на 2013 год. Мероприятие дорогостоящее, но оно нужно         
действительно для того, чтобы понять, какова структура населения, и особенно    
в разбивке по муниципальным округам, чего раньше вообще не было.                
                                                                                
При этом что очень важно? Учёт населения и оценки делаются, они делаются        
непрерывно, но они носят примерочный, предварительный характер и в этом         
смысле оценочный. Как раз важно то, что у нас перепись проводится не реже чем   
раз в десять лет. Мы фактически эту норму нарушаем, поэтому при втором чтении   
ещё нужно будет вносить изменения в законопроект о том, что мы не в 2012 году   
проводим перепись, а в 2013 году, но это результат бюджетных ограничений. Мы,   
можно сказать, до последнего предлагали и отстаивали вариант, чтобы перепись    
была проведена в положенные сроки.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский, пожалуйста, ваш вопрос.                      
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вопрос представителю правительства.                           
                                                                                
Вы учитываете тех, кто выехал из страны? Может, вы их переписываете на          
основании данных паспортных столов? Около пятнадцати миллионов находятся        
постоянно за рубежом, и, наоборот, около пятнадцати приезжают к нам в           
качестве иностранных рабочих. Не повисают эти обе цифры? Или же вы их вообще    
не учитываете? Вот какой у вас реальный результат? Граждане России, постоянно   
проживающие за рубежом, которые там на учёте не состоят, - что вы будете        
делать с ними? Но они у нас прописаны, зарегистрированы. Или вы их не           
учитываете, раз их нет, как говорится, в физическом таком плане здесь, у нас    
в стране?                                                                       
                                                                                
КЛЕПАЧ А. Н. Это международные требования, то есть у нас учитываются не         
граждане, а те, кто проживает. И в этом смысле если человек выехал больше       
полутора лет назад, больше года назад (вот меня поправляют), то он не           
учитывается переписью. А если он здесь живёт, приехав из другой страны, то      
для этого как раз и существуют вот эти данные по миграции, где в том числе      
уточнён характер сведений, которые собираются, не только то, откуда он          
приехал, но и где в данном случае его место жительства сейчас.                  
                                                                                
Перепись действительно даёт картину по миграции, по тем, кто проживает в        
России. Картины того, сколько людей выехало, если прошло больше года, нет.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович.                                  
                                                                                
КАШИН В. И. Действительно, вопрос демографии в России очень серьёзный. И        
учёт, и перепись населения - это, конечно, необходимо. И может быть, десять     
лет в этих условиях - это слишком длительный срок, потому что сегодня           
различные источники и эксперты называют и сто тридцать семь, и сто сорок        
пять, какие цифры только не называют сегодня по количеству населения в          
России.                                                                         
                                                                                
У меня вопрос к представителю правительства. Вот была перепись                  
сельскохозяйственная: ну, цифры заиграли, засекретили на несколько лет, потом   
как-то стали их выцарапывать, даже депутаты. В этом плане, что касается этого   
закона, значит, прозрачность, гласность, доступность - как закон это            
регулирует?                                                                     
                                                                                
И конечно, вопрос разгосударствления этой системы чреват. Вот запутали сейчас   
статистику... (Микрофон отключён.)                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает? Пожалуйста, Андрей Николаевич.              
                                                                                
КЛЕПАЧ А. Н. Давайте я отвечу. Во-первых, что касается сельскохозяйственной     
переписи, там все данные открыты, они все есть на сайте Росстата. Если есть     
дополнительный интерес (хотя, по-моему, Константин Эмильевич Лайкам в своё      
время докладывал), можно в аграрном комитете Госдумы совместно с Росстатом      
сделать отдельную такую презентацию, рассказать о результатах. Там              
действительно очень интересные данные, которые сильно скорректировали все       
наши предварительные расчёты, которые были по сельским домохозяйствам, по       
ситуации с приусадебными участками и прочим.                                    
                                                                                
Что касается Всероссийской переписи населения, то здесь тоже в соответствии с   
международными стандартами всё является открытым, да, ещё раз подчёркиваю:      
всё, кроме персонализированных данных. Этого нет. Более того, даже рабочие      
листы, по которым организуется работа переписчиков, потом уничтожаются,         
по-моему, через сто дней, с тем чтобы нельзя было получить такую                
персонализированную информацию о людях. Здесь всё достаточно открыто.           
Проблема в том, что это огромная работа. Более того, она пошла уже, затрачены   
деньги, люди фактически работают уже год. И мы сейчас из-за финансовых          
ограничений эту работу, по сути дела, тормозим, и многое придётся начинать      
сначала. Но здесь всё крайне открыто, и мы готовы тесно работать с Госдумой и   
привлекать к самому процессу организации работы переписи. Здесь всё будет       
достаточно прозрачно.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Андрей Николаевич, скажите, пожалуйста, не связаны ли постоянно не    
сбывающиеся прогнозы Минэкономразвития с тем, что вы в нарушение рекомендаций   
Статистической комиссии ООН сделали статистику не независимой, а                
ведомственной структурой? В результате вы всё время меняете классификацию, и    
фактически, я вам скажу, нынешняя перепись недостоверна, потому что даже по     
вашим данным... Я потрудился недели две, свёл цифры, данные рождённых,          
умерших, уехавших, переехавших, то есть всё свёл. У нас реальная численность    
сегодня - сто тридцать два с половиной миллиона человек, хотя все бюджетные и   
ваши прогнозные цифры говорят о том, что у нас сто сорок два миллиона           
человек, то есть вы фактически на десять миллионов планируете по-другому.       
                                                                                
Второе. Фактически вот эта ваша метода заставляет мэров городов-миллионников    
приписывать численность... (Микрофон отключён.)                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос.                                           
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Николаевич.                                                  
                                                                                
КЛЕПАЧ А. Н. Во-первых, я всё-таки ради чести ведомства должен сказать, что     
наши прогнозы, к сожалению, сбываются. Лучше бы прогноз, допустим, по падению   
ВВП на 8,5 процента не сбывался.                                                
                                                                                
Что касается оценок. Я не знаю, откуда у вас цифра "сто тридцать два            
миллиона". У нас всё-таки, слава богу, сто сорок два миллиона человек, но это   
оперативный учёт. Мы можем потом, если вы хотите, посмотреть ваши оценки и      
разобраться, в чём здесь ошибка. Но если говорить о сути вопроса, то у нас      
статистика всё-таки не ведомственная, это ведомственное подчинение и            
организация работы. А был ли Росстат под Минэкономразвития или под              
правительством в целом, это сути работы не меняет. Есть закон о статистике, и   
никто, поверьте мне, потому что я с Росстатом работаю в министерстве, как       
говорится, плотнее всего, никогда никаких цифр не искажает. Если вы наблюдали   
за нашими мониторингами и оперативными оценками, которые Минэкономразвития      
выдаёт, то видели, что часто происходит наоборот: мы даём какие-то цифры,       
потом Росстат выходит уже, подготовив всю свою базу и проведя анализ, и нас     
корректирует, и показывает, что что-то произошло иначе, чем по нашей            
предварительной рабочей оценке, потому что мы пользуемся оперативной            
информацией и даём экстраполяцию или ещё что-то. Поэтому я считаю, что у нас    
статистика в стране честная и очень честные и самоотверженные люди там          
работают. Беда скорее в другом: мы действительно многих вещей не делаем из-за   
недостатка финансирования. И сейчас предпринимаются усилия в том числе и по     
повышению качества статистики: начинается работа с межотраслевым балансом, с    
другими вещами, и здесь, наоборот, нужно максимально помогать статистике. Мы    
на неё тратим крайне мало денег. И это уже не вопрос честности, есть просто     
масса вещей, где не хватает ни денег, ни инструментов, и молодых людей туда     
не затащишь. Поэтому, скорее, наоборот, нужно поклониться и сказать спасибо     
Росстату.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Завершились вопросы и ответы. Присаживайтесь, Сергей Владимирович.              
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть. Три, точнее, четыре руки я вижу: Федоткин,    
Кашин, Коломейцев и Жириновский. Жириновский был первый, кстати, да. Но,        
дорогие коллеги, должен поставить вас в известность, что у нас шесть минут      
осталось до конца, а четыре выступления - это сорок минут, говорю на всякий     
случай. Дальше идёт "правительственный час". Поэтому я сейчас предлагаю         
поступить таким образом: так как осталось три выступления, мы выслушаем         
сейчас первое выступление, потом прервёмся и продолжим уже после                
"правительственного часа".                                                      
                                                                                
Депутат Жириновский.                                                            
                                                                                
То есть договорились, что мы продлеваем сейчас регламент на это одно            
выступление.                                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А как? Или тогда надо голосовать.                         
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Уже принято решение, или вы сейчас будете ещё два часа        
обсуждать, а выступать пять минут? Вот раздражают вас выступления оппозиции.    
Потому что вам стыдно, вам не о чем говорить, и вам хочется, чтобы мы вообще    
не выступали. Да примите решение - мы из зала уйдём, и всё. Платите зарплату    
нам по почте, как пенсионерам, и принимайте здесь тупо законы, которые никому   
не нужны, от которых никакого толку нет. Зал-то и так пустой, посмотрите!       
Если мы ещё уйдём, оппозиция, вы будете втроём здесь сидеть. Пустой зал! А      
вопрос важнейший, политический - перепись населения.                            
                                                                                
Правильно был задан вопрос: кому подчиняется? Это большое значение имеет.       
Министерство экономики занимается всей экономикой страны, и ему невыгодны       
некоторые статистические данные, и поэтому непонятно, почему этому              
министерству... Всегда это был независимый орган, был целый комитет отдельный   
- Госкомитет по статистике, и возглавляли его ведущие академики, экономисты.    
                                                                                
Сегодня кто возглавляет Росстат? Соколин. Кто он такой?! Уже много лет я        
говорю: замените этого человека! Постоянная дезинформация, ложная статистика!   
Мы бы очень хотели, чтобы она была правдивой, честной, но ложная статистика     
идёт по всем позициям. В данном случае - перепись населения. Где выводы из      
переписи населения за 2002 год? Где выводы? Вы правильно говорите, что нужно    
проводить перепись каждые десять лет. Но где выводы-то? Какие меры приняты      
всеми правительственными учреждениями? Где анализ? В этом смысле деньги         
впустую, конечно... На это надо тратить деньги, и они есть, деньги, но вы же    
выводов никаких не делаете. Почему? Потому что выводы печальные, и вам стыдно   
говорить, какая страна, какое население, как живёт... И вы их скрываете! И      
сейчас вы переносите перепись не потому, что у вас нет денег. Вам стыдно в      
год выборов дать всему миру эту информацию, потому что с чем тогда люди         
пойдут на выборы? Что они скажут, если перепись произойдёт в 2010 году или в    
2011-м? Поэтому решили провести перепись после выборов. Все выборы пройдут, и   
потом пять-шесть лет можно будет уже говорить. Не в деньгах дело, просто вам    
стыдно будет назвать те печальные цифры, которые у вас будут, если перепись     
будет проведена, как договаривались, в 2010 году. А теперь - в 2013-м.          
Деньги? Есть деньги.                                                            
                                                                                
Вот здесь, в Госдуме, десять месяцев саботируется принятие постановления об     
аварии. Простое обращение к вам, правительству: дайте оценку последствий        
аварии. Три года прошло - никакой оценки, никаких последствий! Убыток сами      
определили - 50 миллиардов рублей, минимальный, а вам нужно 13 миллиардов на    
перепись. Три раза можете перепись провести! Арестуйте руководителя             
"Уралкалия", ведь ваш премьер сказал: где посадки? Вот и сажайте. А не          
сажаем, потому что Госдума не хочет даже обращение к правительству принять,     
зато защищают председателя комитета по рекламе города Москвы - 16 депутатов     
Госдумы поддержали. Следователь говорит: мы его не выпустим, он уже билет       
взял в Израиль, а депутаты говорят: освободите его. Это что за депутаты?!       
Что, вы жуликов защищаете? Шестнадцать депутатов Государственной Думы встали    
на защиту одного мошенника!                                                     
                                                                                
И следователи не выпустят, и правильно не выпускают, потому что он уже билет    
взял. Если изменить меру пресечения подпиской о невыезде, он улетит в Израиль   
или в Лондон, как многие из них летят. Поэтому они плохие там в                 
правительстве, но и здесь сидят те, кто покрывает. Комитет по природным         
ресурсам покрывает "Уралкалий". Огромный ущерб нанесли, многомиллиардный, а     
товарищ дачи себе покупает в Америке за 100 миллионов!                          
                                                                                
Америка живёт... Бедная страна, они продают дорогие дачи. Трамп продал,         
ведущий строитель США, а Дима Рыболовлев купил, Дима, Димок, Димон - что ему    
100 миллионов долларов? И как он туда катается, на эту дачу, я не могу          
понять? Сколько самолётов нужно, чтобы с Урала лететь на воскресенье в          
Майами, в штат Флорида? И то покрывает всё Госдума. Ведь отрицательное          
заключение комитета. Я понимаю, если принимается постановление, но если         
отклоняется наше постановление, фракции ЛДПР, так чего вы десять месяцев-то     
тянете? Отклонили бы год назад - забыли бы уже обо всём. Я же в открытом        
эфире, везде это говорю, вся страна знает, весь мир знает, что вы и Госдума     
покрываете жуликов с "Уралкалия". Это не государственный орган тогда,           
получается, если вы десять месяцев прикрываете этих мошенников, из-за которых   
удобрения не получает вся страна, и все удобрения гоните туда.                  
                                                                                
Поэтому перепись населения очень важна. И я ещё тогда удивился, в 2002 году.    
Вопросы самые примитивные: где, когда родился, фамилия, имя, отчество. Да вы    
что? Разве так проводят перепись? Профессия, чем занят, какие доходы,           
семейное положение - ничего не спрашивают, и в результате получается, что у     
нас замужних женщин больше, чем женатых мужчин, на сотни тысяч людей. Как так   
может быть?                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Да не многожёнство, а потому что нашим женщинам стыдно уже    
сто лет говорить, что нету мужа. Потому что всех мужчин истребила эта власть    
- и царская, и советская, и нынешняя. Единственная в мире страна, где мужчин    
нет! Десять миллионов! Вот позор статистики - десять миллионов! Что же вы       
хотите?.. Кто будет экономикой заниматься? Остальные в тюрьме сидят или         
охранниками работают. Вот весь мужской состав населения страны. И умирают, не   
дожив до пенсии. Пенсию получают только женщины России.                         
                                                                                
Вот это всё есть. Им неприятна такая статистика. Ведь может барахлить           
экономика, погода, сельское хозяйство, но перепись населения - это мы с вами,   
какие граждане живут в нашей стране, на какие доходы. А им стыдно сообщать, у   
них больше доходы, чем пенсия или зарплата, но они боятся сообщить свои         
реальные доходы, в том числе и в сельской местности, они много могут там        
произвести.                                                                     
                                                                                
Поэтому, естественно, страна не очень правильно понимает, сколько людей где     
живут, сколько в сельской местности. Нам говорят: если год не проживает в       
России, мы его не учитываем, он живёт постоянно за границей. Как вы             
определите, что он год не проживает в России? Как? Он приезжает сюда            
постоянно, уезжает. Где параметры для изучения? То же самое относится и к       
тому, кто приехал к нам. Как вы определяете, сколько они реально постоянно      
живут?                                                                          
                                                                                
Я считаю, что мы должны учитывать всех граждан, которые имеют гражданство       
России. Он может выезжать куда угодно на любой период. Раз он гражданин         
России... То есть эти пятнадцать миллионов вы обязаны суммировать, они всё      
равно сюда приезжают и вернутся. В том числе вы должны суммировать в переписи   
населения около пятнадцати миллионов прибывших к нам. Они работают в среднем    
по два-три года, они постоянно у нас живут, и это нагрузка на                   
правоохранительные органы, на медицину, на школу. Можете определить             
статистику легко по тому, кто пошёл в первые классы по всей стране. Там уже     
русских становится всё меньше и меньше. В Москве в школах было по четыре        
первых класса, потом три, два, сейчас - один. Через десять лет вам статистику   
можно не проводить: первоклассников не будет или они будут нерусские. Эту       
тенденцию вы и так увидите, нам не нужно много тратить денег на статистику:     
придём 1 сентября во все школы страны и увидим национальный и религиозный       
состав нашего населения, без вашей статистики. Зачем тратить деньги? У всех     
по месту жительства школы, нас четыреста пятьдесят депутатов - вот вся          
страна, даже здесь можно облегчить. Но и это нужно знать, потому что            
некоторые завышают данные. Вот вероисповедание - мусульмане считают, что их     
двадцать миллионов. Я не могу посчитать, где двадцать миллионов, пересчитал     
все районы, где может быть большинство мусульман, не получается больше          
пятнадцати. Где ещё пять? Вы должны точную цифру дать.                          
                                                                                
И потом, все в стране были атеистами, а теперь вдруг все верующие у нас. А      
где атеисты, куда они исчезли? Миллионы были, и это действительно нормальная    
ситуация. Вы чего, думаете, вы с Богом, с Аллахом добьётесь успеха, что ли?     
Тринадцать веков мусульмане живут в нищете, воюют - помог им их Аллах? А        
миллионы православных мучаются, в том числе и в Латинской Америке, и в          
России, здесь, на Балканах христиане в крови - что, им помог кто-нибудь? Ведь   
понятно же, что это просто личное дело, человек должен во что-то верить. Он     
же не будет верить в вашу статистику, согласно которой, как вы говорите, всё    
меньше бедных, а потом сообщают: нет, теперь больше бедных. Какая ему           
разница, что скажет ваша статистика? Он живёт на 100 рублей в день.             
                                                                                
Я вчера с депутатами Мосгордумы спорил, мы спорили, на что живёт московский     
пенсионер, два миллиона человек в городе Москве. Говорят: пенсия 4 тысячи, но   
мы 1 тысячу даём из бюджета, мы ещё... Хорошо, сколько всего? Шесть. Я          
говорю: я ещё добавляю вам, пусть 9 тысяч получает московский пенсионер, хотя   
такую пенсию никто не получает. Если 9 тысяч, то это 300 рублей в день -        
можно жить в городе Москве?! На 300 рублей в день можно жить?! Это же позор!    
Так я завысил пенсию московских пенсионеров на 30 процентов, они не получают    
9 тысяч, максимально - 6 тысяч, в том числе я, московский пенсионер. Так что,   
на 300 рублей можно жить?! Это позор! Вот они и не хотят перепись проводить,    
чтобы в годы выборов в Госдуму, 2011 год, и президента не показать, что вся     
страна живёт на 100 рублей в день. Это Москва на 200-300 рублей в день живёт    
в основном, а вся страна - на 100 рублей. Сторублёвая страна! 30 рублей на      
завтрак, 30 - на обед, 30 - на ужин.                                            
                                                                                
У нас нет желания читать вашу статистику, она ложная изначально, потому что     
народ живёт плохо... (Микрофон отключён.)                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4730 по 4945 из 7511
Мы возвращаемся к обсуждению 14-го вопроса. Депутат Коломейцев выступает по     
этому вопросу.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Николай Васильевич, на трибуну.                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, у него по Регламенту десять...                       
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Да, этот         
законопроект на тринадцати страницах с точки зрения законотворчества носит      
чисто технический характер. Но если взять вот эту книжечку, официальное         
издание за 2008 год, и сравнить её с такой же книжечкой за 1991 год, то мы      
увидим, что теперь она в пять раз тоньше. Это о чём говорит? Несмотря на        
заверение Кудрина в том, что мы достигли уровня 1990, 1991 годов, размер        
учитываемых и контролируемых условно показателей уменьшился в пять раз, что     
означает десятки тысяч уничтоженных предприятий и отсутствие вообще учёта за    
состоянием дел в экономике. И, отталкиваясь от обоснования, которое мы          
получили к этому законопроекту, я его внимательно читал со ссылками...          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, пожалуйста, тише! Я плохо слышу докладчика.      
                                                                                
Я прошу прощения, Николай Васильевич.                                           
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Ничего, я успею.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Васильевич.                           
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Тридцать секунд добавите?                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавлю.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. И, учитывая обоснование, которые мы получили к                 
законопроекту, где есть масса ссылок на документы ООН, на международный опыт,   
я хотел бы вас направить несколько в другое русло.                              
                                                                                
С точки зрения управления статистика, нормальная статистика, является           
необходимым условием для объективного принятия правильных решений, а с точки    
зрения методологии и возможности объективного получения статистической          
информации для каждой семьи... Это вообще политический орган, и, наверное, не   
зря всё упростили до формы ЦИОМов, ФОМов с рисованием результатов, а не с       
объективной оценкой того, что есть на самом деле.                               
                                                                                
И вот, если проанализировать ситуацию, вы знаете, можно сделать очень мрачные   
выводы. У нас за двести лет существования статистики... со времён царя до       
1999 года всего два раза орган статистики переводили в ведомственную часть,     
то есть один раз он был переведён в Госплан, с 1930 по 1940 год, но потом       
осознали, что это должен быть независимый орган, и опять сделали его            
независимым, точнее, он стал подчиняться высшему органу власти в лице           
Верховного Совета. И после 1999 года начинается настоящая чехарда. Уже          
четырежды статистический орган переподчинялся, менялось его название. Но вы     
вдумайтесь: каждое переименование - это не просто смена вывески, это смена      
структуры, это нервотрёпка и пересадка всевозможных начальствующих субъектов,   
не всегда знакомых со статистикой, даже со словом "статистика". И самое         
страшное, что статистика в данной ситуации сегодня отдаётся на откуп            
политической конъюнктуре, потому что в сегодняшнем состоянии статистика         
фактически переведена в ранг ведомства, она служит ведомству, которое           
отвечает за прогнозирование нашего развития якобы, она служит ведомству,        
которое периодически на стол председателю правительства прежде всего и          
министру экономического развития даёт оперативные данные. И в ситуации, когда   
заработная плата зависит от начальника, которому даёшь информацию, от него      
зависит, в общем-то, и её объективность.                                        
                                                                                
С моей точки зрения, именно поэтому статистика сегодня у нас... Вот эта         
книжечка, я их покупаю регулярно, несмотря на в геометрической прогрессии       
растущую цену. Вот если вы сегодня возьмёте данные за 2008 и 2007 годы, то вы   
многих показателей в динамике проследить не сможете. Почему? Потому что,        
следуя конъюнктуре, руководители статистического органа меняют классификацию,   
и фактически в результате цифры в динамике имеют только узкие группы людей,     
которые не читают их, понимаете? Поэтому мы считаем, что прежде, чем            
принимать вот этот технический закон, руководству страны необходимо             
задуматься над рекомендациями Статистический комиссии ООН, которая              
рекомендует обязательную независимость статистического органа. Это первое.      
                                                                                
Второе. С нашей точки зрения, если мы хотим действительно из кризиса            
выгребать, а не быть прицепным вагоном Соединённых Штатов, - потому что у нас   
даже официальные журналы, с трёхцветным нашим флагом, выдают на первой          
странице, что представительная власть у нас - Барак Обама, я вам покажу, -      
перепись необходимо проводить как положено, в 2012 году. Мы убеждены, что       
перепись надо проводить не в каком-то кабинете, где собирают своих              
подчинённых и фиктивно рисуют вместо жителей нужные бланки, её необходимо       
провести, чтобы оценить, сколько же нас на самом деле, потому что, по одним     
данным, нас сто тридцать два миллиона, и я им верю, по другим данным, нас сто   
сорок два миллиона, по третьим данным, - сто сорок пять миллионов. Всё это      
делалось чисто для формы или потому, что кому-то надо было получить деньги за   
это исследование, но не для того, чтобы сделать это исследование объективным.   
                                                                                
Второй момент. Мы считаем, что невозможно разработать более или менее           
объективную стратегию развития страны, если вы не владеете реально              
информацией, как это было в Саратове, где не знали ситуацию с водопроводами и   
очистными сооружениями. А таких Саратовов у нас - 90 процентов городов. Если    
вы деньги, которые выделены на поддержку и ремонт ЖКХ, отдаёте на финансовый    
рынок вместо капитального ремонта и строительства новых очистных сооружений,    
то, конечно же, вот то, что было в Саратове, - это только цветочки. Потому      
что у нас на значительной части сельских территорий в процессе передачи их от   
колхозов и совхозов в местное самоуправление водопроводы просто исчезли, у      
нас просто никто не обслуживает эти водопроводы и никто не следит за их         
санитарным состоянием.                                                          
                                                                                
Поэтому, в общем-то, с нашей точки зрения, данный закон без переподчинения      
органа статистики хотя бы председателю правительства бессмысленный по своей     
сути. Вам в ответах на вопросы отсутствующий здесь заместитель министра         
сказал, что многие затраты придётся нести заново. Я вас спрашиваю: а кто        
понесёт ответственность за освоенные безрезультатно средства на                 
предварительном этапе?..                                                        
                                                                                
И самое главное - с моей точки зрения, у нас такие статистические переписи      
проводятся для освоения денег, а не для получения результата. Вот провели мы    
сельхозперепись, 5,5 миллиарда рублей освоили родственники тех, кто занимался   
переписью, через покупку компьютеров, через покупку программ, через освоение    
помещений выделенных, - а где результаты? Где принятие законов, которые         
оздоровили бы сельское хозяйство, умирающие на глазах?                          
                                                                                
Перепись населения чрезвычайно необходима, но объективная и не зависящая от     
мнения Набиуллиной, Петрова, Сидорова, Коломейцева. Это должна быть             
объективная информация и для депутатов, и для президента, и для членов          
правительства. Мы не будем голосовать за этот закон.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не знаю, может быть, Федоткин скажет другое. У вас два    
представителя от фракции выступают.                                             
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы не принимали решения, что по одному выступлению от     
фракции, поэтому от КПРФ два выступления.                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У нас во фракции много коммунистов, но линия одна, в этом я      
могу вас заверить, позиция одна. У нас не как в партии правящей - линий         
много, а голосование одно, - наоборот.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это кто же вам такое сказал, Владимир Николаевич?         
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Да я это вижу полтора года.                                      
                                                                                
Я не случайно спросил вас, в какую сумму обходится эта работа по переписи.      
Сегодня 18 миллиардов, а через три года (ведь если мы сейчас в реальный         
сектор ничего не вкладываем, естественно, объёмы упадут, доходы упадут, цены    
будут расти, инфляция будет расти) в результате будет не 18, а больше 30        
миллиардов рублей. Но, как говорится, что надо, то и надо. Вопрос возникает:    
а насколько эффективной и полезной для нашей парламентской деятельности, для    
правительства, для министерств будет та информация, которую мы хотим            
получить?                                                                       
                                                                                
Я приведу пример. Прозвучало в выступлении, что мы узнаем, сколько будет        
населения, какие родственные связи. Ну, сто двадцать миллионов, и все друг      
другу родственники - и что из этого? Мы узнаем, сколько безработных у нас. Я    
снова приведу пример достоверности, а потом коснусь того, почему я этот         
пример привожу. У нас в Рязанской области на начало года было двенадцать        
тысяч безработных, но потом заговорили по всей стране руководители страны,      
что у нас кризис прошёл, пик падения, теперь началось оживление, должно быть    
лучше, - теперь к лету отчитались, что у нас не двенадцать, а всего десять      
тысяч безработных. Наверное, к зиме, вот после отчёта правительства в среду,    
будет восемь тысяч. В то же время, когда мы посмотрели, сколько людей сегодня   
ищут работу по нашему региону, по оценкам специалистов, - пятьдесят три         
тысячи. И так по любому региону центральному - раз в пять разница.              
                                                                                
Я встречался перед отчётом правительства с директорами многих предприятий в     
ассоциации промышленников и производителей, они говорят: ребята, у нас          
столько же ещё на заводах числится, но не работают или работают два-три дня в   
неделю вместо пяти или полдня всего, но мы им и платим так - за два-три дня в   
неделю или за полдня, но не больше. То есть они фактически не работают и не     
получают деньги. Если посчитать: пятьдесят тысяч у нас ищут работу и            
пятьдесят тысяч неработающих на предприятиях - сто тысяч, а официально -        
десять тысяч, то есть в десять раз меньше. Ну кому будет нужен такой            
результат, на который потратим огромные, бешеные деньги?                        
                                                                                
Я думаю, что перепись, конечно, нужна, но нам нужно, чтобы после этого          
правительство сказало: ребята, перепись провели, деньги истратили, вот что      
экономика получила в итоге, вот что народ получил в итоге. Что, он стал         
богаче, больше квартир, выше зарплата, меньше безработных? Нам нужна перепись   
для переписи? Не нужна она такая, нам нужна перепись для результатов.           
                                                                                
Послушав доклад, я думаю о том, что мы узнаем, сколько людей, сколько           
родственников, сколько безработных. Я думаю, было бы неправильно выделять       
такие деньги вот на такие показатели. А было бы правильно, если бы (я думаю,    
тут все люди сидят очень опытные, уже не одну шишку набили, когда встречались   
с избирателями и отчитывались за законы), нам хотя бы показали перечень         
вопросов, которые будут задавать специалисты, приходя в ту или иную семью, в    
тот или иной дом, квартиру, тратя деньги бюджетные на эту перепись, чтобы мы    
могли сказать: ребята, много не нужно показателей, хватит десяти, но эти        
десять показателей - ключевые, мы их можем использовать при рассмотрении        
законопроектов, при принятии законов, в том числе бюджета. И я думаю, не грех   
было бы, чтобы при таких затратах мы эти данные утвердили на заседании палаты   
хотя бы постановлением. Это же всё-таки 18 миллиардов на сегодняшний день, а    
не 18 тысяч. Потом по этим показателям мы десять лет должны работать. Я         
думаю, это не просто закон, этот закон серьёзные последствия имеет, и           
принимать его так вот, одноразово, было бы просто неправильно - ни              
экономически, ни социально, ни финансово.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Одноразово принимать не будем, будем принимать   
трёхразово, как и положено по Регламенту.                                       
                                                                                
Представители правительства, президента? Нет, никто не настаивает.              
                                                                                
Ставится на голосование в первом чтении (будет ещё два) проект федерального     
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Всероссийской переписи      
населения".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 13 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    318 чел.                                          
Не голосовало                 132 чел.29,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.