Заседание № 50
01.10.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 208294-3 "О внесении изменений в статью 202 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения субъектов и объективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 202; внесен депутатами Государственной Думы третьего созыва И. Ю. Артемьевым и С. В. Иваненко).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1539 по 1639 из 2597
Пункт 9, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 202 Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад члена Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Сергея Александровича Капкова. Пожалуйста. КАПКОВ С. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Депутатами Государственной Думы третьего созыва Артемьевым и Иваненко был внесен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 202 Уголовного кодекса Российской Федерации" (по вопросу об уголовной ответственности за действия, совершенные нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, и аудиторами, работающими в аудиторских фирмах). В проекте федерального закона, внесенном депутатами, предлагается изменить редакцию статьи 202 Уголовного кодекса Российской Федерации, исключив из наименования статьи слово "частными". Тем самым ответственность за злоупотребление полномочиями будет распространяться на всех нотариусов и аудиторов вне зависимости от форм собственности организаций, в которых они работают. Кроме того, в законопроекте конкретизируется формулировка объективной стороны состава преступления, предусмотренного данной статьей Уголовного кодекса. Прежде всего необходимо отметить, что нотариусы и аудиторы, работающие в государственных учреждениях, признаются должностными лицами, осуществляющими юридические действия, обязательные для исполнения гражданами и организациями вне зависимости от их ведомственной принадлежности и форм собственности, и на них распространяется положение статьи 285 Уголовного кодекса Российской Федерации "Злоупотребление должностными полномочиями". Таким образом, данной поправкой к статье 202 Уголовного кодекса предлагается повторное введение ответственности за совершенные деяния, которые уже признаны преступными, что может создать конкуренцию уголовных норм. Предлагаемые изменения в статью 202 также не соответствуют логике изложения норм в Уголовном кодексе Российской Федерации. Так, статьи, предусматривающие ответственность за противоправные деяния, совершенные работниками коммерческих организаций и должностными лицами государственных органов, расположены в различных главах Уголовного кодекса, а именно в главе 23 и в главе 30, поэтому установление ответственности за злоупотребление полномочиями указанных категорий лиц в одной уголовно-правовой норме недопустимо. Изложенное в законопроекте изменение содержания объективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 202 Уголовного кодекса, необоснованно декриминализирует большинство деяний, уголовно наказуемых в настоящее время. В частности, исключается ответственность нотариусов за злоупотребления, связанные с наложением и снятием запрещения отчуждения имущества, совершением протеста векселя, принятием в депозит денежных сумм и ценных бумаг. Декриминализируются также злоупотребления аудиторов, допускаемые при оказании услуг, связанных с постановкой, восстановлением и ведением бухгалтерского учета, налоговым и правовым консультированием, оценкой стоимости имущества, предпринимательских рисков, и других услуг, предусмотренных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". В результате нотариусы и аудиторы, работающие в государственных организациях, в соответствии со статьей 285 Уголовного кодекса будут нести ответственность за совершение любых действий вопреки интересам службы, если они повлекли нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и государства. В то же время аудиторы и нотариусы, занимающиеся частной практикой, не будут привлекаться к ответственности за совершение аналогичных действий, повлекших такие же последствия. Таким образом, нарушается принцип справедливости уголовного законодательства. Проектом федерального закона предлагается исключить такой обязательный признак объективной стороны рассматриваемого преступления, как причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Это не отвечает принципу дифференциации ответственности, поскольку не позволяет отграничить данное преступление от дисциплинарного проступка либо административного правонарушения, за которое может последовать аннулирование лицензии на право занятия нотариальной или аудиторской деятельностью. На данный законопроект наш комитет получил отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации. Все вышеизложенные аргументы в совокупности послужили основанием для комитета рекомендовать депутатам отклонить данный законопроект. Прошу поддержать позицию нашего комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Тоже нет. Необходимо определиться голосованием по данному проекту федерального закона. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 202 Уголовного кодекса Российской Федерации" в первом чтении. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 26 сек.) Проголосовало за 67 чел.14,9% Проголосовало против 16 чел.3,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 83 чел. Не голосовало 367 чел.81,6% Результат: не принято Не принимается.