Заседание № 139
13.01.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 206888-4 "О государственном регулировании авиационного лизинга".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2888 по 2894 из 4581
Пункт 12. Проект федерального закона "О государственном регулировании авиационного лизинга". Нет докладчика. Обращаю ваше внимание, коллеги, что мы уже откладывали рассмотрение данного вопроса в связи с отсутствием докладчика. Правда, мне подсказывают из фракции, что Митрофанов намерен подойти. (Шум в зале.) Вот подсказывают, что желательно, чтобы депутаты находились на рабочем месте, когда рассматривают их законопроекты.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3010 по 3602 из 4581
Уважаемые коллеги, с соответствующим порицанием приглашаю на трибуну депутата Митрофанова. Пункт 12 повестки дня. Проект федерального закона "О государственном регулировании авиационного лизинга". МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты! Разрешите представить вам законопроект "О государственном регулировании авиационного лизинга". Должен сказать, что законопроект разрабатывался в течение нескольких лет, неоднократно дорабатывался и направлялся на заключение в Правительство Российской Федерации. Законопроект касается только гражданских воздушных судов и не касается воздушных судов государственной экспериментальной авиации. В настоящее время остро стоит вопрос об обновлении парка воздушных судов гражданской авиации. Российские суда гражданской авиации постепенно и настойчиво вытесняются воздушными судами иностранного производства, которые не только хуже российских самолетов - стоимость этих воздушных судов значительно выше и катастрофы "боингов" происходят чаще по разным причинам, включая технические отказы. Комитеты Государственной Думы и комитеты Совета Федерации, представившие отрицательные заключения, не предлагают ничего, чтобы решить этот вопрос. Этой проблеме и посвящен законопроект - как сделать, чтобы активизировать промышленность и начать производство отечественных самолетов и вертолетов. В финансово-экономическом обосновании приведена таблица парка магистральных гражданских воздушных судов, в которой видно, как уменьшается количество самолетов, обслуживающих воздушные перевозки. Число всех типов самолетов уменьшилось в несколько раз. По сравнению с 91-м годом общий объем производства предприятий авиационной промышленности сократился в четыре-пять раз, количество произведенных самолетов сократилось более чем в двенадцать раз, вертолетов - в восемь раз. В то же время около 70 процентов гражданских воздушных судов, обеспечивающих воздушные перевозки, находится в заключительной стадии эксплуатации, работает на ресурсах, продленных сверх значений, предусмотренных техническими заданиями. В течение 1999-2005 годов ежегодно подлежат списанию около трехсот гражданских воздушных судов. Если российский парк воздушных судов не будет пополняться воздушными судами нового поколения, которые будут отвечать современным требованиям по экономичности и экологии, российские авиакомпании утратят возможность осуществлять международные перевозки, а также будут активно вытесняться с внутреннего рынка иностранными конкурентами. Несмотря на то что девятнадцать крупных заводов и девять КБ способны выпускать около трехсот пятидесяти самолетов и трехсот вертолетов ежегодно, в последние годы производилось лишь сорок пять воздушных судов, из которых только около десяти - гражданские воздушные суда. Дефицит воздушных судов нового поколения, отвечающих мировым стандартам эффективности и качества авиаперевозок, неуклонно возрастает. С учетом предстоящего списания большей части воздушных судов и прогнозируемой потребности в обновлении парка авиационной техники до 2015 года потребуется введение в эксплуатацию более тысячи воздушных судов, в том числе четырехсот магистральных, пятисот региональных и ста шестидесяти грузовых. С такими темпами к 2015 году почти вся гражданская авиация перейдет на самолеты иностранного производства. В последнее время остро стоял вопрос и о шумности некоторых типов отечественных самолетов, так как в 2002 году стали более жесткими нормы ИКАО и Евроконтроля по шумам. По новым правилам под запрет могут попасть самолеты "Ил-62", "Ил-86", "Ту-154", "Ту-134" и другие, что может заставить прекратить их полеты в пятнадцать европейских стран. Надо сказать, что по итогам 1999-2001 годов из одиннадцати воздушных судов типа "боинг", эксплуатируемых в авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии", восемь принесли убытки авиакомпании. Убытки от эксплуатации всех пассажирских самолетов иностранного производства составляют около 150 миллионов долларов США в год, причем каждый самолет иностранного производства определенного типа приносит убытки от 2,5 до 12 миллионов долларов в год. Своим постановлением Правительство Российской Федерации освободило "Аэрофлот..." от таможенных пошлин при взятии в лизинг гражданских воздушных судов иностранного производства на сумму более одного миллиарда долларов, при этом обязав ОАО "Аэрофлот..." произвести закупку самолетов отечественного производства (известная сделка), и "Аэрофлот..." не только не купил, но и не взял в лизинг ни одного российского самолета. Из двадцати семи самолетов иностранного производства двадцать один самолет выполняет не только международные рейсы, но и совершает рейсы по России, вытесняя российских авиационных перевозчиков уже с внутреннего рынка. Перечисление западным производителям и авиакомпаниям платежей за авиационный лизинг и техническую поддержку за последние пять лет в сумме около 1,5 миллиарда долларов США значительно укрепило конкурентов Российской Федерации на международном рынке, а фирмы "Боинг" и "Эйрбас" за тот же период создали многочисленные новые рабочие места. Иностранные государства в этом смысле должны сказать спасибо Правительству Российской Федерации. За 1,5 миллиарда долларов США можно было бы значительно обновить самолетомоторный парк российского производства самолетами нового поколения. Разработанный законопроект и посвящен решению назревшей проблемы, так как, к сожалению, ни одна российская компания не обладает возможностью самоинвестирования в производство гражданских воздушных судов и закупать воздушные суда по полной цене авиационные компании тоже не в состоянии. В иностранных государствах 70 и более процентов воздушных судов авиационными перевозчиками приобретаются по лизинговым схемам. Президент Путин утвердил основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года. Принято несколько федеральных целевых программ. До начала 90-го года ежегодно в лизинг закупалось не менее ста воздушных судов и работала одна лизинговая компания - Министерство гражданской авиации. Оно получало из бюджета средства, приобретало самолеты и за счет их эксплуатации постепенно возвращало эти средства в бюджет. В настоящее время на конкурсной основе определены две компании, которым обеспечивается необходимая господдержка, - это лизинговая компания "Ильюшин Финанс..." и "Финансовая лизинговая компания". Так как предусмотрено участие государства в акционерном капитале, то государство стало владельцем 38 процентов акций этих компаний. В 2002-2004 годах под реализацию проектов авиационного лизинга гражданских самолетов федеральным бюджетом было предусмотрено около 3 миллиардов рублей, впервые пошли реальные деньги. В законе о федеральном бюджете на 2006 год предусмотрено выделение лизинговым компаниям 6 миллиардов рублей с госгарантиями, но этого хватит всего на десять - двадцать современных воздушных судов стоимостью до 30 миллионов долларов США за каждое судно. Следовательно, без соответствующего законодательства и соответствующей защиты лизингодателя невозможно добиться инвестирования в авиационную промышленность. Если бы законодательно был урегулирован механизм авиационного лизинга, лизинговые компании смогли бы привлекать не только государственные и собственные средства, но и дополнительные средства, в том числе и средства иностранных инвесторов. Анализ действующей нормативной базы по вопросу финансовой аренды (лизинга) показывает, что при авиационном лизинге имеется ряд неразрешимых проблем, которые нуждаются в законодательном регулировании. Но если внести правовые нормы об авиационном лизинге в действующее законодательство Российской Федерации, то они нарушат концепцию законодательства о финансовой аренде - лизинге. Необходим самостоятельный закон об авиационном лизинге. Не решает эту проблему и Бюджетный кодекс. Нам постоянно говорят, что есть всё в Бюджетном кодексе, есть закон о лизинге. Но у авиации своя специфика. Я настаиваю, что эта проблема не решается. Думаю, что после принятия законопроекта в первом чтении авторами законопроекта будут внесены изменения и в Бюджетный кодекс Российской Федерации. К основным проблемам и особенностям авиационного лизинга, которые требуют отдельного законодательного регулирования, можно отнести: значительную стоимость предметов авиационного лизинга; длительные сроки эксплуатации воздушных судов, вследствие чего удлиняются сроки возврата кредита; необходимость обязательной государственной поддержки и гарантий финансовых рисков в объеме не менее 85 процентов от размера кредита; необходимость законодательного обеспечения валютных операций при реализации международных договоров авиационного лизинга; необходимость обязательной госрегистрации договоров авиационного лизинга, как сделок с объектами недвижимости. В предлагаемом законопроекте предусмотрены правовые нормы обязанностей субъектов авиационного лизинга - статья 3, в которой определено, что риск утраты, порчи предметов авиационного лизинга с момента принятия в собственность лизингодателем до момента передачи его лизингополучателю несет лизингодатель. С этого момента лизингополучатель несет все расходы, связанные с содержанием, страхованием, эксплуатацией и техническим обслуживанием авиационной техники, то есть только после ее передачи лизингополучателю все претензии предъявляются продавцу. Расходы по ремонту предметов авиационного лизинга указываются в договоре между лизингополучателем и лизингодателем. Все эти финансовые нормы не могут быть отражены в базовом законе "О финансовой аренде (лизинге)", они противоречат концепции Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)". В статье 4 устанавливается, что госрегистрации подлежат не только воздушное судно и иные предметы авиационного лизинга, но и права на них, что требует отдельного законодательного урегулирования. С учетом особенностей авиационного лизинга отражены также правовые нормы перехода права собственности на предметы авиационного лизинга к третьему лицу (статья 6). В статье 8 главы III изложены государственные гарантии при осуществлении авиационного лизинга и установлено, что порядок предоставления госгарантий определяет Правительство Российской Федерации. Госгарантии предоставляются только при отечественном производстве воздушных судов гражданской авиации на сумму не менее 85 процентов от стоимости предмета авиационного лизинга на срок до десяти лет. Это положение необходимо распространить и на иностранных инвесторов. Эта норма исключена, так как категорически возражало Правительство Российской Федерации. Заключение правительства в принципиальных положениях учтено в представленной редакции законопроекта. Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, комитет Госдумы по промышленности, Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению, Комитет Совета Федерации по промышленной политике утверждают, что нормы законопроекта вступают в противоречие с законодательством Российской Федерации о лизинге, вот поэтому-то и необходим самостоятельный федеральный закон. Что же касается федеральных законов "О финансовой аренде (лизинге)" и "О лицензировании отдельных видов деятельности", то после принятия нашего законопроекта в первом чтении мною будут внесены предложения по изменению отдельных норм указанных федеральных законов. Может, нам следует отдельно прописать, что авиационный лизинг регулируется отдельным законодательством. Прошу вас поддержать законопроект, принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Алексей Валентинович. Слово для содоклада предоставляю члену Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Людмиле Владимировне Пирожниковой. ПИРОЖНИКОВА Л. В., фракция "Единая Россия". Благодарю. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Мы сейчас выслушали очень полный доклад по содержанию законопроекта. Действительно, законопроект поднимает очень важные и нужные вопросы, а именно: он направлен на урегулирование особенностей авиационного лизинга, установление мер государственной поддержки, предоставление участникам авиационного лизинга прав защиты их интересов. Но анализ показал, что эти направления носят декларативный характер и изложены в таком виде, что дублируют нормы действующего законодательства и вступают с ним в противоречие. В настоящий момент у нас имеется заключение правительства, правового управления президента. Все эти заключения отрицательные. К ним присоединяются также два комитета Государственной Думы, а именно Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам, два соответствующих комитета Совета Федерации - по промышленности и денежному обращению, Высший Арбитражный Суд. Все эти уважаемые представительные организации выражают единое мнение - они поддерживают отклонение этого законопроекта в первом чтении. Также имеется заключение Правового управления Государственной Думы: помимо всего прочего законопроект имеет замечания лингвистического и юридико-технического характера. В качестве примера я могу привести следующее. Настоящий законопроект предлагает установить финансирование федеральных целевых программ развития авиации, предоставление государственных гарантий, налоговых льгот. Но, как уже сказал уважаемый докладчик, меры государственной поддержки в настоящий момент уже существуют, а именно: Президентом Российской Федерации утверждены Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года. Основная федеральная целевая программа развития авиации существует, называется она "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года". Существует Федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации". Уважаемый докладчик упомянул о том, что меры государственной поддержки, на его взгляд, незначительны. Но если мы сопоставим ее с предыдущими годами, то могу сказать, что эти 6 миллиардов превышают выделенные в предыдущем году средства в четыре раза. Существенно ли это для нашего бюджета? Безусловно. С другой стороны, существуют, как я уже упомянула, прямые несоответствия действующему законодательству, а именно: законопроект предлагает, например, отменить транспортный налог. Но, во-первых, транспортный налог - это сфера регионального регулирования, а во-вторых, мы понимаем, что отмена этого налога не только противоречит Бюджетному кодексу, но и приведет к недополучению налогов региональными бюджетами. Мы понимаем, насколько это будет существенно в свете передачи полномочий. Но, пытаясь улучшить одно и одновременно внося, в общем-то, сумятицу и неразбериху в другие правоотношения, мне кажется, благой цели достигнуть невозможно. В то же время такие вопросы, как, например, особенности правоотношений, связанных с лизингом, урегулированы уже Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О финансовой аренде (лизинге)" достаточно подробно. Определен порядок предоставления государственных гарантий Бюджетным кодексом, порядок предоставления налоговых льгот Налоговым кодексом. В соответствии с вышеизложенным и мнением, как я уже говорила, правительства, правового управления президента, двух комитетов Думы, двух комитетов Совета Федерации, Арбитражного и Верховного судов мы поддерживаем ходатайство о том, чтобы отклонить этот законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Людмила Владимировна. Присаживайтесь, пожалуйста. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Депутат Кибирев и депутат Заполев. Микрофон депутату Кибиреву включите, пожалуйста. КИБИРЕВ Б. Г. У меня вопрос к содокладчику. Уважаемая Людмила Владимировна, вы очень убедительно показали, почему предлагаемый законопроект принимать нельзя, но в то же время вы, наверное, согласитесь (а мы в этом убеждены), что при существующей политике государства в отношении авиации существование нашей российской авиации заканчивается, потому что в ближайшие годы нам летать будет не на чем. Так вот, в связи с этим к вам, как к члену Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам, причастному к решению таких крупных государственных задач, вопрос: а что же вы предлагаете, что же делать дальше, в конце концов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Для ответа включите, пожалуйста, микрофон депутату Пирожниковой. ПИРОЖНИКОВА Л. В. Спасибо за хороший вопрос, у меня есть возможность озвучить свою гражданскую позицию. Несомненно, я за то, чтобы самолеты летали и наша авиация была надежной. Но мы сейчас рассматриваем совершенно конкретный законопроект, внесенный депутатами Митрофановым и Овсянниковым. В этом законопроекте данная задача не решается. Стало быть, если есть предложения по улучшению перечисленных уже мной мер государственной поддержки, то, видимо, они должны быть просто изложены в другом законопроекте, и, наверное, к этому надо подойти более серьезно, то есть они не должны дублировать положения действующего законодательства и не вступать в противоречия с ним. Я ведь сейчас излагала не только свое мнение, но и мнение очень компетентных организаций и органов, и мне кажется, что здесь достаточно убедительная была приведена аргументация. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, включите микрофон депутату Заполеву. ЗАПОЛЕВ М. М. Людмила Владимировна, у меня тоже к вам вопрос. Вот вы говорите, что 6 миллиардов - это большая сумма на поддержку авиации и что это в четыре раза больше, чем выделялось прежде. А вот можете ли вы назвать цифру, которая обеспечила бы стопроцентное решение всех тех проблем, от которых сегодня наша авиация страдает? В разы - в восемь, в двенадцать раз снижение произошло. Вот чтобы вернуться на те позиции, которые были при советской власти, при коммунистах в отечественном авиационном строении, какая сумма нужна? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон Пирожниковой включите. ПИРОЖНИКОВА Л. В. Я полагаю, что средства, наверное, нужны гораздо большие. Но опять же при рассмотрении бюджета 2006 года вы не вносили предложений по увеличению этой суммы. У вас было такое право, но вы его не реализовали, к сожалению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросов больше нет. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Романов и депутат Овсянников. Пожалуйста, Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, безусловно, с точки зрения совершенствования подготовленного законопроекта много вопросов можно задать. Но я в развитие того, что сегодня в зале уже звучало, хотел бы затронуть вот какие моменты. Первое. Нам приводят в доказательство слабости подготовленного законопроекта заключения целой кучи крупных, серьезных ведомств, включая даже Высший Арбитражный Суд и так далее. Я не вправе ожидать, что Верховный Суд или Высший Арбитражный Суд будут являться авторами законопроектов, связанных с совершенствованием лизинга вообще или лизинга авиационного, но когда комитеты по промышленности и Совета Федерации, и Государственной Думы дают резко отрицательные заключения и одновременно не дают информации, готовят ли они сами нечто подобное, но более совершенное, то у нас возникает вопрос. Далеко не все проблемы исчерпывает базовый закон "О финансовой аренде (лизинге)", и в этом депутат Митрофанов абсолютно прав. Я полностью разделяю ту тревогу, которая здесь прозвучала. Надо прямо сказать, что, если правительство, имеющее в своем подчинении десятки тысяч специалистов, правительство, в котором меняются премьеры, но сохраняется одна и та же стратегическая линия безучастного наблюдения за уничтожением (и это в стране с колоссальной территорией!) авиации... Девятнадцать заводов - почти все загублены! В Самаре у нас авиационный завод за последние четырнадцать-пятнадцать лет чего только не испытал, но реально один из крупнейших заводов страны и сегодня барахтается буквально в судорогах. И так происходит в массе других промышленных центров. Речь идет о том, что если у нас есть концепция национальной безопасности, если мы понимаем, что при наших просторах без авиации не выжить, если мы учитываем, что борьба в XXI веке - это еще и борьба за ресурсы, а у нас большая часть ресурсов находится в очень отдаленных точках, куда сегодня железной дороги нет, то как же могло правительство пятнадцать лет быть наблюдателем по отношению к тому, что происходило?! Уничтожались не только основные фонды (они стареют и изнашиваются), уничтожались не только самолеты (они списываются), но ведь за эти пятнадцать лет погублена и огромная часть квалифицированных кадров, которые за полгода не восстановишь. А то, что нам напоминают, что мы стали выделять 6 миллиардов, - конечно, на фоне 5 триллионов эта цифра явно мала. И потом, если процессы зашли так далеко, что мы стоим на пороге просто краха российской авиации или полной ее зависимости от поставок с Запада иностранной авиационной техники, так на этом фоне надо по-другому всё это рассматривать. И я обращаюсь к депутатам "Единой России". Какие бы предложения коммунисты ни вносили по проекту бюджета - ну что же мы друг друга будем обманывать - всё же торпедируется! У нас огромное желание вносить крупные, кардинальные изменения в бюджет, но если полностью всё это отметается - я обращаюсь к "Единой России": вы говорите о том, что вам страна небезразлична, - то вы-то когда будете вносить кардинальные предложения в бюджет?! Речь идет о нынешней форме лизинга, действующей, о проектах законов, которые могут быть вами проведены в жизнь. У нас нет иллюзий, что такие фигуры, как господа Греф, Кудрин или кто-то еще, будут вносить такие предложения. Значит, если правительство не вносит, если правительство ведет дело к краху, то тогда "Единая Россия", имея все полномочия в Думе, должна была бы эти законы инициировать. Обсуждать по существу нет никакого смысла, понятно, что сейчас этот законопроект будет отклонен, но это хороший повод, чтобы еще раз задать вопрос: в чем же роль Государственной Думы? Кто мы - наблюдатели, слепые штамповщики того, что нам вносит правительство, а если не вносит, то только наблюдатели? Вот коренной вопрос, который сегодня стоит на повестке дня. Повторяю: при всем несовершенстве проекта закона, будучи принятым в первом чтении, он дал бы очень приличную основу для реальной, крупной доработки его дальше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Овсянникову Владимиру Анатольевичу. ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо. Уважаемые депутаты, ну, полностью можно согласиться с выступлением моего коллеги, прозвучавшим только что. И я думаю, что, может быть, сам законопроект и был бы принят сегодня в первом чтении, если бы мы с коллегой Митрофановым не допустили одну ошибку: надо было все-таки включить в список авторов кого-нибудь из партийных бонз "Единой России". Я думаю, тогда бы законопроект имел шанс на прохождение. Лизинг. Ну вот сегодня в выступлении основного докладчика по этому законопроекту прозвучало, что 70 процентов всех, так сказать, импортных авиаперевозок работает за счет лизинга. То есть это удобно как фирме, так и производителю. Производители знают, что при любом раскладе за десять - пятнадцать лет произойдет расчет за использование авиационного судна, и постоянно наращивают производственные мощности, потому что знают, что не за горами старение авиапарка, поэтому процесс изготовления новых судов поставлен на конвейер. Это к вопросу о том, что же нам все-таки делать. Мы не справляемся с нашим автомобилестроением, и, мне кажется, многие депутаты, если не все, согласятся, что лучше нас делают автомобили все-таки Германия, Япония, Соединённые Штаты. Но на сегодня продукция, которую выпускал еще Советский Союз и сейчас продолжают выпускать наши КБ, наши самолеты, не имеет аналогов в мире. Я думаю, что авиапром имеет будущее в современной России, на мой взгляд, после газовой, после, скажем так, добывающих отраслей это одна из основных отраслей нашей промышленности, которая и даст доход в бюджет, и увеличит поток грузоперевозок и людских перевозок на территории нашей страны. Но наши авиапредприятия сейчас не в состоянии давать действительную цену, реальную цену за произведенные на наших, скажем так, авиаверфях самолеты, поэтому лизинг - это единственный, на мой взгляд, способ выхода из кризиса для наших авиапредприятий. Если перейти на вот эти позиции, этого проекта закона, мы не будем покупать старье, то есть мы не будем свалкой, скажем так, для бэушных самолетов, покупаемых за рубежом. Сегодня, на наш взгляд, на взгляд мой и Митрофанова, все-таки это действительно даст толчок, вдохнет новые жизненные силы в авиапредприятия и насытит в конце концов наш авиапарк теми моделями самолетов, которые выпускаются на наших производствах, которые, в общем-то, и ориентированы на наш рынок. Как "Жигули", зазор между землей и подвеской, скажем так, рассчитан на наши дороги, так же и наши самолеты рассчитаны на наши авиалинии, на наши авиапорты, которые в не очень идеальном состоянии находятся, но наши самолеты работают как хорошие лошадки. Все-таки, я считаю, нужно подумать, прежде чем нажать кнопку для голосования, и поддержать этот законопроект в первом чтении. Я думаю, что вы дадите все-таки возможность для дальнейшего развития нашего авиапрома и парка перевозчиков. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Анатольевич, "Единая Россия" услышала вас и от нее выступит Белоусов Александр Николаевич. БЕЛОУСОВ А. Н., фракция "Единая Россия". Спасибо большое, Олег Викторович. Во-первых, для справки я хочу сказать: когда говорят о 6 миллиардах, речь идет не о поддержке авиапрома, речь идет о выделении денег двум конкретным лизинговым компаниям. Это произошло по инициативе, кстати говоря, "Единой России" в прошлом году, в 2005-м, и это произойдет в 2006 году, поскольку это записано в бюджете. Именно по инициативе "Единой России", когда был возвращен летом бюджет и когда он вновь поступил в Государственную Думу, этот вопрос был рассмотрен и эти деньги были выделены дополнительно. Ну а если уж быть справедливым до конца, то по сравнению с 2005 годом в 2006 году на поддержку гражданского авиапрома сумма вообще увеличена в 4,5 раза и составляет где-то порядка 18 миллиардов рублей. Это вот для чистоты разговора. Теперь по поводу ситуации, которая сегодня у нас рассматривается в Думе. Во-первых, я хочу сказать, что очень много справедливых слов, озабоченности прозвучало практически от всех выступавших. Если конкретно говорить об этом законе, то надо подчеркнуть, что лизинг действительно очень важная составляющая развития отечественного авиапрома, но этот конкретный закон, к сожалению, я согласен с депутатом Пирожниковой, не решает проблему поддержки и развития нашей отечественной авиационной промышленности. Этим вопросом занимается экспертный совет комитета по промышленности, и я думаю, что если мы объединим усилия, то вместе мы действительно можем добиться результатов и увеличим финансирование в тех объемах, которые действительно необходимы, чтобы былую славу отечественному авиапрому вернуть. Вот в этом смысле я предлагаю консолидироваться всем нам вокруг экспертного совета Государственной Думы, с тем чтобы оказать помощь нашему авиапрому. Что же касается этого законопроекта, то сама идея обратить внимание на авиационный лизинг абсолютно правильная и поддерживается, но в том виде, в каком этот законопроект представлен в первом чтении, он, к сожалению, принят, на мой взгляд, быть не может, и на взгляд комитета по промышленности тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, мы завершили обсуждение. Есть ли необходимость в выступлении у представителя президента? Нет. У представителя правительства? Нет. Есть желание выступить с заключительным словом? Есть. Митрофанову включите, пожалуйста, микрофон. С места. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, я прошу вас поддержать представленный законопроект. Он разрабатывался в течение ряда лет, дорабатывался, направлялся на заключение в правительство, учитывались и пожелания правительства, но кто-то упорно тормозит принятие этого закона. Если мы плохо написали, ну возьмите обязательство и через два месяца внесите свой законопроект, только внесите: от правительства, от "Единой России" - всё равно. Такая история у меня уже по десяткам законопроектов, по сертификации, например. Ну сделайте лучше - пожалуйста! Авторство никого не волнует, но надо заниматься этим вопросом, потому что на наших глазах (мы свидетели, и особенно те, кто давно в Государственной Думе) разрушается авиационная и авиакосмическая промышленность. А при коммунистах по сто самолетов в год запускалось! Здесь прямо можно сказать, что в хозяйственных и иных вопросах они... У них можно поучиться, как вопрос с лизингом решать. Я вспоминаю книгу, которую мне подарил Егор Кузьмич Лигачёв, где он написал: "Мы слишком были поглощены решением хозяйственных и экономических вопросов и не имели опыта политической борьбы". Поэтому и проиграли - вот это я вам хочу сказать. Многие хозяйственные вопросы нормально решались, да? Но не имели опыта, закрыли всем рот, и потом говорливые профессора вас всех обыграли. Вот помните этот урок-то, надо его помнить! Поэтому не надо закрывать никому рот, так сказать, поэтому... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МИТРОФАНОВ А. В. Но толку-то что? Вы же проиграли! Но вопрос о другом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, спокойно! МИТРОФАНОВ А. В. Вопрос о другом: мы должны, действительно, поддержать законопроект в первом чтении. Потом внесем соответствующие поправки. Там есть некоторые вещи, даже юридико-технического характера, которые можно поправить. Давайте поправим. Давайте, так сказать, сделаем эту тему. Ну невозможно же... Ну что такое 200 миллионов на лизинг в год? Вы говорите, уважаемая содокладчица, что это больше в четыре раза... Но это на закупку десяти... 30 миллионов судно стоит, допустим. А сколько нужно? Не знаю, восемь судов, десять судов... Сколько? Этого мало. 2 миллиарда надо выделять, хотя бы столько, сколько было выделено на гулянку в Казани, хотя бы столько давайте выделим. Я много лет наблюдаю за тем, что происходит в этой отрасли, и могу сказать, что здесь сознательная политика идет на удавливание российского авиастроения, сознательная, многолетняя, хорошо финансируемая, в том числе некоторыми западными компаниями. Называть их не буду, потому что будут судебные иски, не нужны они, но вы эти компании знаете. Они очень хорошо работают, они имеют лоббистов во всех организациях, на всех этажах власти. Много лет системно, так сказать, трудятся и морочат головы. Обратите внимание: как только в первый раз 200 миллионов долларов выделили на лизинг, так сразу возникли проблемы уголовного порядка в одной из компаний - "Ильюшин Финанс...". Она не может работать, потому что, так сказать, по ней ведется следствие и так далее, и так далее. Как только деньги получили... Но работать всё равно нельзя, потому что следствие, потому что еще что-то. Ну дайте тогда деньги на государственную лизинговую компанию, создайте стопроцентно государственную компанию при Министерстве транспорта и дайте туда 2 миллиарда долларов, и пусть на них закупят сто судов. Сто судов! 2 миллиарда - это, вообще, ничто, исходя из нынешнего объема нашего бюджета, у нас 30 миллионов только... И когда мы поймем наконец, что не хотят ничего делать, уничтожают сознательно, идет сознательное уничтожение, так сказать, российского авиапрома? И эту проблему мы поднимаем своими законами, как законодатели, у нас других инструментов нет, мы с ножами не бегаем по религиозным организациям, не можем этого делать, поэтому, так сказать, мы можем только выдвигать проекты законов, это, так сказать, наш инструмент. Но, пожалуйста, поддержите нас или дайте обязательство, что через два месяца правительство внесет проект закона об авиационном лизинге и кратно увеличит финансирование этого вопроса. Можно сделать по советской схеме: пусть будет государственное лизинговое предприятие, и оно сто самолетов в год закупит, тупо совершенно, добьется каких-то скидок, комиссий, раздаст кому надо какие угодно деньги. Пусть, мы готовы к тому, чтобы все получили с этого и кто-то лично получил, как угодно, потому что мы понимаем, что без этого некоторые западные компании нас всегда смогут обыграть, потому что они работают с конкретными людьми, а мы работаем вообще, в целом, рассказываем тут о необходимости этого, а они уже давно взяли на зарплату кого надо и решают свои вопросы. Поэтому давайте к этому вопросу все-таки отнесемся внимательно. Речь идет о спасении отечественной промышленности, одной из авангардных наших отраслей, которую мы создавали, кинув туда в советское время колоссальные средства, деньги, интеллект и так далее, потому что авиационная промышленность имела военное значение. Это наша гордость, и мы должны ее спасти. И наконец, надо поставить во главе авиационной промышленности ясно мыслящих людей, которые за всё отвечали бы. Я не понимаю, кто там сейчас за что отвечает, не понимаю, как там взаимодействуют Алёшин и Коптев, как там принимаются решения. Назначьте конкретных людей, дайте им мандат и пистолет и скажите, что даете им возможность работать два года, выделите им 2 миллиарда и через год спросите с них сто самолетов. Пусть активизируются заводы, и всё, и больше ничего не надо - ни ваших докладов, ни наших законопроектов и так далее, ничего. Вы что, не понимаете, что законопроектами мы привлекаем внимание к этой проблеме, потому что мы ее должны решать наконец?! И мы беспокоимся о том, что происходит. Поэтому еще раз призываю... Считаю это голосование политическим - в значительной мере оно определит наше отношение и к отечественному производителю, и к перспективам страны как таковой - и прошу всех поддержать наш законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович. Вы обладаете уникальной способностью: после вашего выступления желающих проголосовать, как мне кажется, стало меньше. Ставлю на голосование проект федерального закона "О государственном регулировании авиационного лизинга" в первом чтении, пункт 12. Прошу включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 27 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3% Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 132
09.12.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 206888-4 "О государственном регулировании авиационного лизинга".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6155 по 6159 из 6890
Уважаемые коллеги, пункт 51. Проект федерального закона "О государственном регулировании авиационного лизинга". Доклад депутата Алексея Валентиновича Митрофанова. Он отсутствует. Мы фиксируем, что нет докладчика, с соответствующими регламентными последствиями.
Заседание № 129
23.11.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 206888-4 "О государственном регулировании авиационного лизинга".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 872 по 879 из 5437
МИТРОФАНОВ А. В. Митрофанов по карточке Шайхутдинова. Рассмотрение вопросов 28 и 34, где я докладчик, прошу перенести на декабрь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 28-й и 34-й? МИТРОФАНОВ А. В. Да, на декабрь перенести.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1134 по 1139 из 5437
Митрофанов Алексей Валентинович, как докладчик, просит сегодня снять с рассмотрения пункты 28 и 34 порядка работы. Хочу обратить внимание, что это повторное снятие. Профильный Комитет по делам женщин, семьи и детей не возражает против снятия вопроса и их переноса? Комитет по собственности? Переносим. Хорошо.