Заседание № 57

19.07.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 206576-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2820 по 2835 из 12371
6-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую      
Налогового кодекса Российской Федерации".                                       
                                                                                
Глеб Яковлевич Хор, пожалуйста.                                                 
                                                                                
ХОР Г. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                             
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект полностью       
готов к третьему чтению, замечаний нет. Прошу проголосовать за.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить по мотивам? Да.               
                                                                                
Включите режим записи, пожалуйста.                                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2844 по 2936 из 12371
Шурчанов Валентин Сергеевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый              
законопроект состоит из трёх частей.                                            
                                                                                
Первая: налогоплательщикам, которые попали в трудное финансовое положение,      
предлагается давать налоговую отсрочку, с тем чтобы не доводить их до           
банкротства. При втором чтении такую поправку фракция КПРФ поддержала, и мы     
продолжаем поддерживать такую поправку, она нужна для развития экономики.       
                                                                                
Вторая часть - это продление повышения ставок акцизов на нефть и в 2020 году,   
в принципе там было сказано, что на 4 процента, то есть на процент              
индексации, акцизы повышаются. Фракция КПРФ никогда не голосует за повышение    
налогов, потому что мы понимаем... и вчера, кстати, на парламентских            
слушаниях была чётко высказана позиция нашей фракции: мы выступаем за новую,    
совершенно другую, принципиально отличную экономическую социальную модель,      
при которой можно без повышения акцизов решать все вопросы и доводить           
доходную часть федерального бюджета до 25 триллионов рублей. Поэтому в этой     
части, эту новеллу законопроекта мы поддерживать не будем.                      
                                                                                
Ну и наконец, наиболее, может быть, ответственная, важная часть,                
принципиальная часть - это повышение в четвёртом квартале текущего года         
акцизов на газ. Предлагается за счёт повышения акцизов в четвёртом квартале     
получить дополнительные доходы в федеральный бюджет порядка 30 миллиардов       
рублей - это как бы некая компенсация, частичная, за недополучение доходов      
федерального бюджета по дивидендам. Вот как раз на этой части я хотел бы        
остановиться.                                                                   
                                                                                
Для компенсации, по сути дела, требуется, чтобы наши госкомпании платили 50     
процентов дивидендов. В пояснительной записке частично это, в общем-то, и       
объяснялось, но Минфин посчитал, что бюджет недополучит 350 миллиардов          
рублей. Вот мы сейчас только что обсуждали закон, согласно которому мы          
соберём за счёт курортного сбора 5 миллиардов, но в этом году мы недополучим    
350 миллиардов рублей из-за того, что госкомпании не будут платить 50           
процентов дивидендов: Сбербанк - 25 процентов, "Газпром" - 20 процентов,        
"Роснефть" - 35 процентов. В то же самое время топ-менеджеры, по сути дела,     
выписывают себе дополнительное вознаграждение. "Газпром" не может заплатить -   
но 4,7 миллиарда рублей получит и распределит как раз между топ-менеджерами.    
                                                                                
В таких условиях мы, безусловно, не можем голосовать за этот проект закона      
принципиально, мы голосуем против.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция не              
поддерживает этот законопроект по следующим мотивам: мы считаем, что            
нефтегазовый сектор должен платить больше налогов в бюджет, но не таким         
способом.                                                                       
                                                                                
Что предлагается в этом законопроекте? Предлагается повысить сборы за счёт      
акцизов и НДПИ. Если вы посмотрите, кто за это в итоге заплатит, то увидите,    
что за это заплатит потребитель внутри Российской Федерации.                    
                                                                                
Есть альтернативный вариант, как это сделать, не перекладывая это бремя на      
российского потребителя, - это можно сделать за счёт введения                   
дифференцированного возврата НДС экспортёрам сырья. Таким образом, если бы      
было принято наше предложение, то мы получили бы дополнительные доходы в        
бюджет, не допустили бы повышения нагрузки на потребителя внутри Российской     
Федерации и смогли бы уравнять в доходах добывающие и обрабатывающие сектора    
экономики. Можно сделать то же самое, но только с большим положительным         
эффектом для экономики в целом, при этом не допуская повышения нагрузки на      
потребителя внутри Российской Федерации. К сожалению, Правительство             
Российской Федерации к нам не прислушалось, и, к сожалению, фракция             
большинства идёт на поводу у правительства. Мы считаем, что это неправильно,    
и именно поэтому этот законопроект не поддерживаем.                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              320 чел.71,1 %                                    
Проголосовало против           62 чел.13,8 %                                    
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    384 чел.                                          
Не голосовало                  66 чел.14,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в третьем чтении.                                                   
                                                                                

Заседание № 56

14.07.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 206576-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (принят в первом чтении 5 июля 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части индексации ставок акцизов, установления ставок акцизов на отдельные группы товаров и порядка определения показателей, используемых при расчёте ставок по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче газа горючего природного и нефти").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5007 по 5224 из 8320
Переходим к рассмотрению 29-го вопроса. О проекте федерального закона "О        
внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".     
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров.                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович.                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, на самом деле, реально - говорю, чтобы было понимание, -     
из шести поправок, которые предложены комитетом к принятию, пять носят          
технико-юридический характер и только одна действительно смысловая, более       
того, я могу даже сказать, что эта поправка не связана напрямую с данным        
законопроектом. Почему же комитет предлагает рассмотреть и принять эту          
поправку к данному законопроекту? Вот я только об этом хотел бы буквально за    
несколько секунд рассказать.                                                    
                                                                                
О чём идёт речь? Существует ситуация, когда налоги у физических лиц, у наших    
граждан, должен удержать налоговый агент (это может быть банк, может быть       
какая-то другая организация). В случае если человек, например, является         
малоимущим, в сложившейся жизненной ситуации не может погасить долг, банк,      
как налоговый агент, должен направить в налоговую службу уведомление, что он    
не смог удержать в данном случае подоходный налог. Дальше автоматически         
вступает в действие такой механизм: налоговая должна запустить процедуру        
взыскания этого налога и процедуру уже начисления пеней, а затем другие         
процедуры. Думаю, никто из нас особенно не верит в какую-то                     
благотворительность банков, которые просто так кому-то что-то могут списать,    
и вот люди, которые прошли уже все эти итерации в переговорах с теми, кто       
должен был удержать налог, сталкиваются уже с правоохранительной, судебной      
машиной, с системой налоговых органов.                                          
                                                                                
Вот чтобы не складывалась такая ситуация, комитет предлагает принять норму...   
Кстати скажу, что довольно значительная сумма получается: это касается          
нескольких тысяч человек, а сумма почти 20 миллиардов рублей, это чтобы вы      
понимали размер проблемы. Так вот мы предлагаем перенести срок уплаты на год:   
установить крайний срок не 1 декабря 2017 года, а 1 декабря 2018 года, чтобы    
налоговые органы могли спокойно, не направляя уведомления гражданам,            
разобраться, по каким причинам возникла такая ситуация, и взыскивать долг уже   
только в тех случаях, когда это не связано с материальной ситуацией             
гражданина. Понятно, что ещё предстоит дальнейшая работа, нужно решить эту      
проблему, но очень важно уже сейчас, на этом этапе защитить людей.              
                                                                                
Почему этот вопрос возник только сейчас? Просто чтобы вы понимали: дело в       
том, что нормы, которые мы с вами приняли в 2016 году, в этом году              
заработают, поэтому очень важно защитить людей именно сейчас.                   
                                                                                
Я очень благодарен представителям других фракций - представителям фракций       
КПРФ, ЛДПР, - которые подписали эту поправку. Данная поправка очень важна для   
людей, и нам представляется, что очень важно принять это изменение уже в ходе   
текущей сессии, поэтому мы взяли на себя смелость внести эту поправку в         
настоящий законопроект.                                                         
                                                                                
Вот те вопросы, которые решаются этим законопроектом.                           
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              308 чел.68,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    308 чел.                                          
Не голосовало                 142 чел.31,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть.                                  
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
Включите микрофон депутату Катасонову.                                          
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Иван Иванович, в таблице поправок № 2 две поправки, обе мои,    
поэтому по таблице поправок прошу...                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обе выносите, да?                                         
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Да.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда по таблице мы не голосуем.                          
                                                                                
Вы обе будете обосновывать или по одной?                                        
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Сразу, одним докладом.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обосновывайте обе поправки.                               
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Спасибо, Иван Иванович.                                         
                                                                                
Напомню, что у нас по целому ряду акцизов есть определённый сдвиг. Я так        
понимаю, что правительство вышло с предложением очень, скажем так, важным для   
меня - гармонизировать ставки акциза с нашими соседями, Беларусью и             
Казахстаном. Дело в том, что это действительно очень важный момент, потому      
что в настоящее время бюджет и нашей страны, и особенно соседей терпит          
настоящее бедствие, и здесь речь идёт не только об акцизах, это касается и      
здоровья граждан, потому что под этим прикрытием у нас идёт фальсификат и       
прочая нечисть.                                                                 
                                                                                
Мы сдвигаем срок введения акцизов под предлогом гармонизации отношений, а       
вместе с тем у нас есть ограничение по последним четырём месяцам: для того      
чтобы производители не увеличили объёмы по старым акцизам, вводится             
повышающий коэффициент. Чтобы мы смогли с учётом напряжённости бюджета          
получить дополнительные средства (по нашим оценкам, порядка 30 миллиардов       
дополнительно можно получить, это большая сумма), мы в поправках от нашей       
фракции предложили сдвинуть также этот период и не учитывать его, чтобы можно   
было работать в этот период точно так же, как и в другое время. На мой          
взгляд, вполне логично сдвинуть сроки по акцизам.                               
                                                                                
Просим поправки поддержать, поправки вполне обоснованные и экономически, и      
политически. Просим проголосовать.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, я хочу просто напомнить, что этот вопрос       
обсуждался в ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении, тогда Сергей      
Михайлович Катасонов задавал Илье Вячеславовичу Трунину - вот он сидит -        
вопрос, не будет ли он возражать. И я сразу должен подтвердить, что, когда мы   
в комитете рассматривали этот вопрос, правительство не только не возражало,     
но и было готово доработать эту поправку, и эта поправка даже была              
доработана, но есть один момент, который не позволил нам согласиться с её       
принятием. Этот вопрос гораздо более многогранный и комплексный, чем тот        
частный вопрос, который решается абсолютно правильной поправкой депутата        
Катасонова, но вот её принятие, к сожалению, создаёт ситуацию, когда мы,        
решив этот вопрос, не решаем всех остальных, и возникнут проблемы с точки       
зрения как трактовки правоприменительной практики, так и ориентиров для         
бюджетов разного уровня - какими будут последствия.                             
                                                                                
Мы исходим из того, что в принципе эта поправка абсолютно правильная, просто    
решать проблему надо одновременно и комплексно. Мы согласовали этот вопрос,     
поэтому я исхожу из того, что нам всё равно осенью придётся это                 
рассматривать, мы вернёмся к этой поправке, только уже на другом, более         
комплексном уровне, и я надеюсь, что сам Сергей Михайлович будет в этом         
участвовать. Мы можем ещё спросить об этом Илью Вячеславовича Трунина, вот он   
сидит, поэтому можно ещё и позицию правительства услышать.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Илья Вячеславович, пожалуйста, но коротко.                
                                                                                
ТРУНИН И. В., заместитель министра финансов Российской Федерации.               
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Я поддерживаю, правительство поддерживает решение комитета и это предложение,   
не возражаю против непосредственной необходимости внесения таких изменений.     
Проблема действительно носит более комплексный характер, и, наверное, имеет     
смысл, если есть согласие комитета и депутатов Государственной Думы,            
вернуться к её рассмотрению уже в период осенней сессии, благо время для        
этого есть.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставлю на голосование поправку 1 из таблицы поправок № 2.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за               75 чел.16,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     75 чел.                                          
Не голосовало                 375 чел.83,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Ставлю на голосование поправку 2 из таблицы поправок № 2.                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 24 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за               68 чел.15,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     68 чел.                                          
Не голосовало                 382 чел.84,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка отклоняется.                                                           
                                                                                
Все поправки рассмотрены.                                                       
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование во втором чтении.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 24 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              309 чел.68,7 %                                    
Проголосовало против           59 чел.13,1 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    369 чел.                                          
Не голосовало                  81 чел.18,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принимается.                                      
                                                                                
Микрофон на трибуне включите.                                                   
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл   
все необходимые экспертизы. Комитет предлагает вынести его на рассмотрение в    
третьем чтении в среду, 19 июля.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.                                             
                                                                                

Заседание № 53

05.07.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 206576-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части индексации ставок акцизов, установления ставок акцизов на отдельные группы товаров и порядка определения показателей, используемых при расчёте ставок по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче газа горючего природного и нефти".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7206 по 7922 из 10511
42-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый        
кодекс Российской Федерации в части индексации ставок акцизов, установления     
ставок акцизов на отдельные группы товаров и порядка определения показателей,   
используемых при расчёте ставок по налогу на добычу полезных ископаемых при     
добыче газа горючего природного и нефти". Докладывает Илья Вячеславович         
Трунин.                                                                         
                                                                                
ТРУНИН И. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной        
Думы! Вашему вниманию предлагается законопроект, внесённый правительством,      
который необходим в целях внесения в соответствии с Бюджетным кодексом          
проекта закона о федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и       
2020 годов. Напомню, что согласно Бюджетному кодексу все необходимые            
изменения в законодательство о налогах и сборах, которые определяют доходы в    
бюджеты бюджетной системы, должны быть приняты не позднее чем за месяц до       
внесения в Госдуму проекта закона о бюджете. Таким образом, правительство       
предлагает создать базу, доходную базу, определить все основные показатели,     
необходимые для исчисления прогноза доходов к закону о федеральном бюджете на   
ближайшую трёхлетку.                                                            
                                                                                
О чём идёт речь? Первое - предлагается сохранить в неизменном виде те ставки    
акцизов, которые уже действуют (напомню: они приняты на период 2017, 2018 и     
2019 годов), и установить ставки акцизов на 2020 год, проиндексировав ставки    
2019 года на прогнозируемый уровень инфляции, то есть на 4 процента. Второе     
нововведение, вторая норма этого закона касается тех дополнительных             
коэффициентов и условий, которые применяются к налогу на добычу полезных        
ископаемых в отношении нефти. Напомню, что к ставке этого налога установлены    
дополнительные коэффициенты, предлагается продлить действие коэффициентов,      
установленных на 2019 год, на 2020 год без изменений. Третье - то же самое      
предлагается сделать в отношении НДПИ на природный газ. Четвёртое - в           
законопроекте предлагается установить дополнительный коэффициент к ставке       
НДПИ на газ уже в 2017 году применительно к газу, добываемому компаниями -      
собственниками объектов единой системы газоснабжения и аффилированными с ними   
организациями. Поскольку, по нашим оценкам, свободный денежный поток таких      
компаний существенно увеличился в связи с выплатой дивидендов государству и     
акционерам в меньшем объёме, чем прогнозировалось, мы предлагаем увеличить      
коэффициент к налогу на добычу полезных ископаемых, что позволит в четвёртом,   
последнем квартале 2017 года получить в бюджет порядка 30 миллиардов рублей.    
                                                                                
Также законопроект содержит две технические нормы. Во-первых, предлагается не   
взыскивать задолженность, которая образовалась по акцизам на вина у             
импортёров вин с защищённым географическим указанием в период до 30 апреля. А   
во-вторых, чтобы создать условия для завершения переговоров в рамках            
Евразийского экономического союза по гармонизации ставок акцизов, не            
применять повышение акцизов на некоторые виды табачных изделий, которое уже     
предусмотрено, в первом полугодии 2018 года. Напомню, что ставки акцизов на     
алкоголь у нас заморожены на одном уровне до 2019 года. Прошу поддержать        
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Глеб Яковлевич Хор.                                      
                                                                                
ХОР Г. Я. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представитель             
правительства очень подробно рассказал о сути законопроекта, поэтому я отмечу   
только, что комитет по бюджету, внимательно его рассмотрев, предлагает          
принять в первом чтении. Счётная палата законопроект поддерживает. Он           
бюджетообразующий, поэтому прошу поддержать.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сысоев Владимир Владимирович.                                                   
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. Как правильно было сказано, регионам надо говорить правду.         
Конечно, мы прекрасно понимаем, что и в нефтяных компаниях, и в газовых         
компаниях, и в компаниях, которые транспортируют нефть и газ, работают люди.    
Эти люди населяют целые регионы России, о которых мы должны, конечно,           
заботиться. Вот сегодня вы предлагаете повысить акцизы на НДПИ и фактически     
изъять 250 миллиардов рублей, уменьшить в регионах России налогооблагаемую      
базу по налогу на прибыль. Значит, у регионов появятся выпадающие доходы.       
Действия Минфина в прошлом году уже привели к тому, что, например, бюджет       
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры недосчитался по итогам 2016 года    
30 миллиардов рублей. А планируемый перевод штаб-квартиры предприятия           
"Газпром переработка" из Сургута в Санкт-Петербург - это минус 80 миллионов     
для городского бюджета. И вы предлагаете это снова. Вопрос: вы компенсируете    
российским регионам выпадающие доходы, которые у них возникнут? Или опять       
будете давать им обещания, как это было в прошлом году?                         
                                                                                
ТРУНИН И. В. Уважаемый Владимир Владимирович, я хотел бы сказать, что на        
ближайшие годы, на 2018-й и 2019-й, мы не предлагаем повышать налоги, те, о     
которых идёт речь в законопроекте, а на 2020 год мы предлагаем лишь продлить    
условия, которые уже будут действовать в 2019 году.                             
                                                                                
Что касается дополнительных изъятий в виде НДПИ на газ, должен сказать, что,    
с нашей точки зрения, это решение сбалансированное, поскольку, с одной          
стороны, мы видим улучшение ситуации с доходами в бюджетах субъектов            
Федерации, с другой стороны, рост свободного денежного потока в том числе       
газовых компаний позволяет увеличить налоговую базу и по многим другим          
налогам, в частности по налогу на прибыль за счёт увеличения различных          
выплат, по налогу на доходы физических лиц, поэтому выпадающих доходов у        
бюджетов субъектов Федерации в связи с принятием этого закона, по нашим         
оценкам, возникнуть не должно.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Илья Вячеславович, скажите, пожалуйста, прогнозируете ли вы - я надеюсь, что    
прогнозируете, - насколько повысится для населения стоимость газа и другого     
топлива на заправочных станциях, какой процент инфляции составит подорожание,   
в каком году, в каких объёмах вы его прогнозируете? Чтобы мы уже сейчас         
знали, к чему готовиться населению Российской Федерации - к какому повышению    
цен, к какой инфляции.                                                          
                                                                                
ТРУНИН И. В. Александр Николаевич, я ещё раз повторю то, о чём сказал в         
выступлении. Ставки акцизов на 2017, 2018, 2019 годы менять каким-то образом    
не предполагается, то есть спрогнозированная ценовая ситуация в части,          
обусловленной налоговыми ставками, поменяться не должна. Напомню, что в         
соответствии с уже принятым и действующим законом ставки акцизов на бензин и    
дизельное топливо каждый год повышаются на прогнозируемый уровень инфляции,     
то есть на 4 процента. Можно предположить, что рост цен, если не учитывать      
других факторов, оказывающих влияние на цены, будет удержан в этих пределах и   
составит 4 процента, возможно даже меньше.                                      
                                                                                
Что касается тарифов на газ, особенно для населения, это совершенно отдельная   
история. Это очень опосредованно связано с налогами и регулируется совершенно   
другими нормативными актами - не Налоговым кодексом Российской Федерации.       
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Илья Вячеславович, вы же сами сказали в докладе, что    
цель - изъятие свободного денежного потока, так как нефтегазовые компании не    
в полном объёме заплатили дивиденды, которые планировалось получить. Вы         
предлагаете вариант, как в бюджет изъять дополнительные средства, об этом       
идёт речь. А не рассматривали ли вы другой вариант, как сделать то же самое,    
например, отменив часть возврата НДС экспортируемого сырья? В чём разница? В    
вашем варианте платит внутренний рынок, в варианте, который я предлагаю,        
средства берутся из доходов экспортеров - вот и вся разница. Почему бы такой    
вариант не рассмотреть?                                                         
                                                                                
ТРУНИН И. В. Мы говорим о гораздо меньших суммах, чем теоретически можно было   
бы получить в бюджет от отмены возврата НДС экспортёрам, например сырьевым      
экспортёрам. Я не буду подробно останавливаться на том, почему, с нашей точки   
зрения, этого делать не надо, говорить, что, с одной стороны, мы должны         
поощрять экспорт, с другой стороны, мы не должны создавать возможности          
двойного налогообложения, а, отменяя возврат НДС, мы позволяем наши товары      
облагать налогом дважды. Кроме того, когда мы говорим об этом, так сказать,     
манёвре, касающемся свободного денежного потока, образовавшегося в силу         
изъятия меньшей доли чистой прибыли в виде дивидендов, а это порядка 120        
миллиардов рублей, то, наверное, чтобы произвести изъятие 30 миллиардов         
рублей из этой разницы, не надо отменять возврат НДС всем сырьевым              
экспортёрам.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Илья Вячеславович, вы уже ответили на вопрос, какую сумму мы недополучили по    
дивидендам от "Газпрома", и вы также сказали, что, поменяв ставку НДПИ, вы      
хотите получить порядка 30 миллиардов рублей дополнительно в четвёртом          
квартале 2017 года. Ещё вы сказали, что в ближайшие годы, в 2017, 2018 годах,   
ставки меняться не будут, но, предположим, если тенденция сохранится и          
"Газпром" будет и дальше снижать отчисления дивидендов и так далее, не          
получится ли так, что мы вернёмся к этому и будем пересматривать эту ставку,    
чтобы, как вы сказали, компенсировать выпадающие доходы, дивиденды?             
                                                                                
ТРУНИН И. В. Я не говорил, что мы хотим компенсировать выпадающие доходы.       
Решение о дивидендах принималось с учётом совокупности различных факторов. Мы   
лишь оценивали, что эта сумма составляет порядка 120 миллиардов рублей.         
Поскольку свободный денежный поток компаний вырос, из-за того что дивиденды     
были уплачены по более низкой ставке, а мы принимали решение о налоговой        
нагрузке на газовую отрасль на 2017 год исходя из той ставки дивидендов, с      
нашей точки зрения, налоговая ставка может быть скорректирована в сторону       
увеличения, и мы предлагаем уровень дополнительной нагрузки в размере 30        
миллиардов рублей, то есть это ни в коем случае не компенсация каких-либо       
выпадающих доходов.                                                             
                                                                                
В последующие годы, когда будут приниматься решения, в том числе об уровне      
дивидендов по акциям государственных компаний, будут приниматься во внимание    
все возможные факторы, и, естественно, они будут учитываться в том числе при    
определении налоговой нагрузки, но, если ситуация поменяется, правительство     
также будет выходить с соответствующими инициативами.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна.                                 
                                                                                
БОЕВА Н. Д. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                      
                                                                                
Илья Вячеславович, в законопроекте есть пункт о том, чтобы не взыскивать        
суммы акцизов с импортёров иностранных вин. Скажите, пожалуйста, это не         
поставит наших российских производителей в неравные экономические условия?      
                                                                                
ТРУНИН И. В. Нет, это не поставит производителей российских вин в неравные      
условия, поскольку речь идёт о прошлых периодах. Почему это сделано? Я уже      
говорил, когда это предложение обсуждалось на заседании комитета: не могу       
сказать, что мы предлагаем принять это решение, потому что оно нам очень        
нравится, но нам кажется, что это станет поддержкой добросовестных              
импортёров.                                                                     
                                                                                
Данная история обсуждалась, она была связана с тем, что таможенные органы       
принимали и выпускали декларации, в которых импортёры заявляли по пониженным    
ставкам акцизов вина с защищённым географическим указанием и с защищённым       
наименованием места происхождения, произведённые не в Российской Федерации,     
то есть произведённые не в тех областях, регионах, которые утверждены           
субъектами Российской Федерации. Несмотря на то что это не совсем               
соответствует законодательству, таможенные органы выпускали такие товары -      
фактически на тот момент это было сделано в соответствии с законом. И чтобы     
не возлагать дополнительную нагрузку, правительство предлагает на будущее       
сохранить эту систему разных акцизов для вин с защищённым географическим        
указанием и с защищённым наименованием места происхождения (это как раз то,     
что важно для российских производителей), но задолженность, которая             
образовалась из-за таких действий налоговых органов, в бюджет не взыскивать.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пашин Виталий Львович.                                    
                                                                                
ПАШИН В. Л., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Илья Вячеславович, в проекте закона предлагается на первое полугодие 2018       
года снизить ставки акцизов на сигареты и папиросы. Считаю, что данное          
положение может привести к удешевлению и повышению доступности сигаретной       
продукции, как результат, к увеличению курящих граждан. В связи с этим          
возникает вопрос: почему акцизы именно на сигареты снижаются, а на бензин       
увеличиваются?                                                                  
                                                                                
ТРУНИН И. В. Я об этом тоже говорил. Первое, что хочу подчеркнуть, - акцизы     
на сигареты не снижаются, они на полгода остаются на том уровне, который        
принят и действует сейчас, то есть на том, который предусмотрен налоговым       
законодательством в 2017 году. Это означает, что повышение доступности этих     
изделий для потребителей произойти не должно. Цены на них просто не будут       
расти теми темпами - если акциз перекладывают в цену, - которые мы              
предполагали, предлагая индексировать акциз на 25 процентов с 1 января 2018     
года, но он будет проиндексирован, если закон будет принят, с 1 июля 2018       
года. Сделано это для того, чтобы обеспечить пространство для манёвра при       
проведении переговоров о гармонизации ставок акцизов в Евразийском              
экономическом союзе.                                                            
                                                                                
Мера эта во многом вынужденная, не секрет, что в России самые высокие ставки    
на табачные изделия из всех стран ЕАЭС, и если мы договоримся о гармонизации    
ставок акцизов в ЕАЭС, то придётся идти друг другу навстречу: Российской        
Федерации придётся притормозить с темпами индексации, другим странам,           
наоборот, ускориться. Но в целом это должно привести к установлению             
гармонизированной системы ставок акцизов.                                       
                                                                                
Напомню, что ставки акцизов на алкоголь, на всю группу алкогольной продукции    
заморожены на три года - 2017, 2018 и 2019-й. С акцизами на бензин другая       
ситуация: у нас нет задачи гармонизировать ставки в Евразийском экономическом   
союзе, кроме того, мы все помним, что акцизы на топливо являются основным       
источником формирования дорожных фондов, в том числе дорожных фондов бюджетов   
субъектов Российской Федерации.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Щапов Михаил Викторович.                                  
                                                                                
ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Илья Вячеславович, в пояснительной записке к рассматриваемому         
законопроекту указано, что принятие закона позволит направить в бюджеты всех    
уровней дополнительные финансовые средства. В связи с этим вопрос: какой        
объём дополнительных трансфертов был направлен регионам в период действия       
повышенной ставки НДПИ и какой объём будет направлен в результате действия      
обсуждаемого закона в случае его принятия?                                      
                                                                                
ТРУНИН И. В. Принятие закона создаст условия и предоставит источники для        
выделения дополнительных средств из бюджета, в том числе в бюджеты субъектов    
Российской Федерации, за счёт продления действия дополнительной нагрузки на     
нефтегазовый сектор на 2020 год и за счёт увеличения налоговой нагрузки на      
газовую отрасль в 2017 году. Единственно, объём этих перечислений, вообще       
объём расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета   
утверждается соответствующими законами, в данном случае законом о федеральном   
бюджете, и, я думаю, более точно обсудить, какие именно объёмы средств будут    
направлены на увеличение трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации,   
можно будет, когда правительство внесёт соответствующий проект федерального     
закона.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич.                              
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Илья Вячеславович, вопрос в продолжение вопроса        
коллеги Гартунга, на который вы уже как-то попытались ответить.                 
                                                                                
Если мы не собираемся пересматривать экспортные пошлины, тогда при увеличении   
ставки НДПИ сразу появляется стимул к тому, чтобы больше вывозить сырой нефти   
и нефтепродуктов с целью получить большую прибыль. Значит,                      
нефтеперерабатывающая промышленность, по сути дела, опять получит меньше        
прибыли, а автозаправочные станции, розница, - так говорят, да и я тоже это     
вижу, - уже сейчас на убыток работают. Каким же образом мы собираемся           
получать от этого дополнительные доходы и насколько это полезно стране?         
                                                                                
ТРУНИН И. В. Дело в том, что ставка налога на добычу полезных ископаемых не     
создаёт дополнительных стимулов и никаким образом не дестимулирует экспорт      
нефти сырой и нефтепродуктов или направление нефти на производство в стране,    
поскольку налогом на добычу полезных ископаемых облагаются любые добываемые     
полезные ископаемые вне зависимости от того, экспортируются они или             
потребляются в стране. Более того, напомню, что цена на внутреннем рынке        
нефти и нефтепродуктов равнодоходная, то есть в определённый промежуток         
времени равна мировой цене за вычетом экспортной пошлины и расходов на          
транспорт и увеличивается на сумму внутренних косвенных налогов.                
                                                                                
Повторю, увеличение - а мы не предлагаем, кстати, увеличения налогов в          
2018-2019 годах - и продление вот этих дополнительных коэффициентов на 2020     
год не создаёт никаких дополнительных стимулов или антистимулов в пользу        
экспорта или переработки нефти в Российской Федерации.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть.                         
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шурчанов Валентин Сергеевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вот мы        
рассматривали законопроект под пунктом 41, сейчас законопроект под пунктом 42   
- они диаметрально противоположны.                                              
                                                                                
Представитель правительства по предыдущему законопроекту утверждал, что у нас   
много денег, их нужно изъять и разместить в ценные бумаги в Соединённых         
Штатах Америки, где, говорят, уже где-то 5,5 триллиона рублей лежит. Видимо,    
потом, если отношения с США ухудшатся, станут совсем плохими, придётся из       
этих денег выплачивать государственный и корпоративный долг. Мне                
представляется, что мы сейчас стремимся создать такие запасы, чтобы в случае    
необходимости перекрыть все корпоративные долги и тем самым опять поддержать    
олигархов, ну а так как деньги нужно где-то брать, то будут брать,              
безусловно, с простого потребителя - тех самых пенсионеров, рабочих и           
служащих.                                                                       
                                                                                
Повторю, по тому законопроекту говорили, что денег у нас много и надо изъять,   
а сейчас вдруг говорят, что Министерство финансов не имеет средств и, чтобы     
бюджет был сбалансирован, нужно выпустить ценные бумаги, то есть опять взять    
в долг у тех же самых иностранцев, плюс повысить налоговые ставки, начиная с    
алкоголя и сигарет, ну и транспортный налог и другие акцизы. Мы во фракции      
КПРФ считаем, что ни в коем случае этого делать нельзя, нужен комплексный       
подход, то есть вначале нужно разобраться, до каких пределов мы можем эти       
вопросы рассматривать.                                                          
                                                                                
Если судить по итогам региональной недели, которая только что завершилась,      
народ действительно плохо живёт. Скажем, в Чувашской Республике                 
"Чувашавтотранс" практически распался, потому что с такими ценами на билеты     
люди не могут ездить, в результате не на что покупать топливо и выплачивать     
заработную плату. Я начал изучать ситуацию в других регионах: оказывается, во   
многих субъектах Российской Федерации автотранспортные предприятия сейчас в     
состоянии банкротства - вот чего мы добились, вот такая "стабилизация". А       
тарифы в жилищно-коммунальной сфере? Обещали повышение в среднем на 4           
процента, а по Москве получается 6,7 процента. Как это получается: если         
инфляция, как мы говорим, 4 процента, то почему растут сборы с населения?       
                                                                                
Наша фракция не может поддержать этот законопроект. И ещё раз хочу сказать,     
что нам нужно искать пути для смены экономической и социальной политики,        
курса, и в программе "Десять шагов к достойной жизни", которую подготовила      
фракция КПРФ, как раз есть решения этих проблем, в частности прогрессивное      
налогообложение: мы столько говорили об этом, но вопрос никак не решается,      
хотя это касается самого важного - наших доходов, ведь тогда будут              
дополнительные доходы.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Щапов Михаил Викторович.                                  
                                                                                
ЩАПОВ М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сложно спорить   
с представленной концепцией законопроекта, конечно, мы должны повышать отдачу   
от добывающих отраслей и снижать зависимость бюджета от курса цен на нефть.     
Понятно и стремление государства изымать у добывающих компаний природную        
ренту. Вместе с тем хочу отметить, что предлагаемое сохранение повышенной       
ставки НДПИ ведёт к появлению выпадающих доходов в региональных бюджетах: с     
ростом НДПИ увеличиваются расходы нефтедобывающих предприятий, что ведёт к      
сокращению их прибыли и, как следствие, к снижению отчислений по налогу на      
прибыль, а это один из основных источников пополнения региональных бюджетов.    
Например, в Иркутской области на него приходится до трети доходов               
консолидированного бюджета. Илья Вячеславович утверждает, что выпадающих        
доходов нет, но мы, конечно, с этим не согласны.                                
                                                                                
В своё время регионы лишились своей части НДПИ на углеводороды, теперь они      
вновь несут потери из-за необходимости балансировать федеральный бюджет. В      
результате применения повышенной ставки НДПИ по итогам 2015-2016 годов          
Иркутская область недополучила в общей сложности около 2 миллиардов рублей, а   
это почти 1 процент регионального бюджета. Аналогичные потери понесли все       
нефтедобывающие регионы. По нашим расчётам, на пятнадцать основных              
нефтедобывающих регионов сумма выпадающих доходов может составить до 70         
миллиардов рублей, однако в пояснительной записке к обсуждаемому                
законопроекту мы не нашли ни оценки выпадающих доходов регионов в целом, ни     
прогнозов, куда пойдут полученные средства. Несколько удивляет такой подход к   
довольно чувствительному вопросу. На наш взгляд, такую оценку необходимо        
проводить до внесения законопроекта и представлять результаты как депутатам     
Госдумы и членам Совета Федерации, так и депутатам региональных парламентов и   
региональной исполнительной власти.                                             
                                                                                
Мы слышим о компенсации регионам их выпадающих доходов, однако не видим,        
сколько на самом деле получили регионы сверх тех трансфертов, которые           
поступают из федерального бюджета на исполнение федеральных полномочий, на      
выравнивание бюджетной обеспеченности и в рамках госпрограмм. Пока всё          
выглядит так, что федеральное правительство решает проблемы дефицита бюджета    
самым простым способом - за счёт субъектов Федерации. В то же время есть        
другие источники средств, и о них неоднократно говорили в этом зале, но,        
видимо, собирать деньги с субъектов гораздо проще.                              
                                                                                
В такой ситуации я считаю правильным поставить вопрос об эффективности          
расходования средств, полученных от повышения ставки НДПИ: думаю, мы имеем      
право знать, куда пойдут деньги, изъятые не только у компаний, но и из          
региональных бюджетов.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                В. В. Володин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ           
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Вячеслав Викторович, прошу поставить время - я от фракции.        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Начну с того, что мы,         
конечно же, не против повышения налоговой нагрузки на сырьевые отрасли, но      
при этом мы ждём, что будет адекватное её снижение на обрабатывающие отрасли,   
только в этом случае поменяется вектор развития экономики. Это первое.          
                                                                                
Второе - для чистоты отношений, как было сказано, - мы не настолько хорошо      
пережили кризисные явления, как было заявлено представителем правительства.     
Всё-таки мы отказались от индексации пенсий работающим пенсионерам, полтора     
года назад в этом зале приняли решение, полтора года как мы не индексируем      
пенсию работающим пенсионерам. Кто забыл - напомню: средняя пенсия по стране    
12 тысяч 800 рублей. Если посчитать индексацию, взятую за прошлый год и за      
этот, выходит примерно 2 тысячи 500 рублей в месяц. А если мы посмотрим,        
какую заработную плату получают работающие пенсионеры, то увидим, что это       
где-то 10 тысяч рублей (может быть, 8 тысяч, может быть, 15 тысяч), а значит,   
мы фактически выгоняем людей на улицу, потому что, зарабатывая 8 тысяч, они     
автоматически теряют 2 тысячи 500 рублей. И индексация, которую они получат     
после ухода с работы, когда уйдут и будут на пенсии, когда уже не будут         
работать, начнёт осуществляться только с этого момента, а за всё время,         
которое они работали, эти потерянные 2 тысячи 500 рублей в месяц им никто не    
вернёт, да и не собирается возвращать. Это, повторяю, так, для чистоты          
отношений.                                                                      
                                                                                
Третье. Было сказано, что отношение к рублю в мире будет зависеть от того,      
как мы расходуем нефтегазовые доходы. Вы знаете, я всегда думал, что            
отношение к валюте зависит от размера экономики, но, оказывается, теперь        
по-другому. Понятно, что умение считать деньги - это важная вещь, но всё-таки   
валюта более крепкая прежде всего тогда, когда экономика большая. Чем больше    
и сильнее экономика, тем крепче валюта - это аксиома, мне кажется.              
                                                                                
Следующее. Тут представитель правительства в докладе по 41-му вопросу сказал,   
что у нас положительная динамика сбора НДС, дескать, мы хорошо собираем         
налоги, но я могу сказать, что это связано не столько с администрированием      
налога, сколько с судебной практикой. Сейчас, например, если добросовестный     
плательщик НДС не проявил, скажем так, должную осмотрительность - такой         
термин появился - при выборе поставщиков, он платит НДС и за себя, и за         
поставщика, потому что налоговая, скажем так, не может найти того поставщика,   
который не заплатил НДС, да и не собирается его искать. Так что                 
добросовестный налогоплательщик платит НДС, а к вычету не может ничего взять,   
поэтому сборы НДС и выросли и дальше будут расти. Это не говорит о том, что     
мы стали лучше собирать НДС, это говорит о том, что мы просто, скажем так,      
лучше стали бороться с нетеневым сектором, это говорит о том, что мы с          
легальных производителей, с тех, кто уже платит все налоги, повторно их         
берём. Ну это нормально?.. Наверное, это неправильно.                           
                                                                                
А теперь по сути законопроекта. Ещё раз хочу сказать, что мы не против          
повышения налоговой нагрузки на сырьевые сектора, но как это сделать, кто за    
это заплатит? В том варианте, который предлагает правительство, платит          
внутренний рынок, потребитель, потому что если повысить акцизы, НДПИ, то        
кто-то за них будет платить, ведь это сразу же в налогооблагаемую базу, сразу   
в затраты ложится и тут же повлияет на цены на внутрироссийском рынке.          
                                                                                
Мы же предлагаем другой вариант: давайте обложим сверхдоходы наших сырьевых     
компаний, которые они получают при экспорте сырья. Илья Вячеславович,           
конечно, мы согласны с тем, что нужно поддерживать экспорт. Весь вопрос         
состоит в том, какой экспорт? Если мы экспорт сырья поддерживаем - это одна     
стратегия, какой придерживаетесь вы, а вот если мы высокотехнологичные          
сектора экономики будем поддерживать, как это делает Китай, например, - это     
другая стратегия, и мы увидим совсем другие результаты.                         
                                                                                
Теперь по поводу того, как обходиться с нефтяными сверхдоходами. Может,         
кто-то был в эмирате Дубай? Я был там двадцать шесть лет назад и вот недавно    
побывал. Посмотрел, что произошло, какая разница - ну это совсем другая         
страна! Они за это время на нефтегазовых доходах вырастили новую экономику,     
доходы от которой превышают доходы от нефтегазового сектора, причём это         
далеко не самый богатый эмират. Или второй пример - Китай. У них нет            
нефтегазового сектора в таких масштабах, ну, сопоставимых с численностью        
населения, тем не менее они за тридцать лет построили совсем другую страну. Я   
был там двадцать шесть лет назад и сейчас - это две разные страны! Вот что      
значит правильный подход к развитию экономики!                                  
                                                                                
Мы считаем, что, конечно же, нужно искать доходы в бюджете, и искать их нужно   
не там, где легче взять, например у населения. Вот вы говорите, что акцизы на   
бензин, на топливо - это в том числе доходная часть дорожных фондов, но у нас   
же ещё есть транспортный налог. Вы почему дважды-то собираете? Вы либо одно,    
либо другое оставьте! Кстати, нам это обещали.                                  
                                                                                
Мы считаем, что нужно действовать совсем по-другому. Как нужно действовать?     
Во-первых, всё-таки перейти к дифференцированному возврату НДС экспортёрам      
сырья. Я не предлагаю забрать у них весь НДС и не возвращать, давайте           
частично: возьмём по 1 проценту, по 2 процента, посмотрим, какой эффект это     
даст. Потом эти же доходы направим на развитие высокотехнологичных секторов     
экономики - вот вам, пожалуйста, будет тренд. Делайте это постепенно. Вы        
правильно сказали, что размеры несопоставимы: здесь тридцать или пятьдесят      
миллиардов, о которых вы говорите, а там - полтора триллиона и даже больше!     
Суммы, я согласен, несопоставимые, но я и не предлагаю все 18 процентов         
забрать. Давайте 1 процент возьмём, и вы сразу же увидите совсем другие         
варианты. Это не убьёт нефтегазовый сектор, они даже не заметят этого при том   
уровне доходов, который у них есть, но заметит российская экономика. И          
давайте не будем брать деньги у граждан, потому что если вы будете акцизы и     
НДПИ поднимать, платить за это будут российские граждане. Мы предлагаем         
всё-таки перейти к изъятию сверхдоходов от экспорта сырья.                      
                                                                                
Следующее. Вы говорите, что не хватает доходов, - пожалуйста, тот же самый      
нефтегазовый комплекс, это же государственные компании, посмотрите, как они     
осуществляют закупки по 223-му закону: на 25 триллионов рублей - закупки у      
единственного поставщика! Ну вам любой скажет, что 20 процентов можно           
сэкономить, - вот вам 5 триллионов рублей. И не надо больше ничего здесь        
говорить, понимаете? Мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", предлагаем наши         
инициативы реализовать, тогда мы и деньги получим, и сохраним в полном объёме   
социальные обязательства.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
От фракции?                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Три минуты Сергею Михайловичу.                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Да, я от фракции, беру три минуты, Вячеслав Викторович.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ваше право, можете и семь.                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Ну уж договорились, не буду ничего менять.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я тут не торгуюсь, у нас Регламент.                       
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Очень хорошо, что сегодня эти два вопроса рассматриваются и     
здесь два замминистра присутствуют в ложе. Обычно они сидят в разных зданиях    
- правда, Илья Вячеславович? Вы там, где министр находится, а ваш коллега       
совсем в другом здании - вам, наверное, сложно друг с другом встречаться. Вот   
сегодня, когда первый из вас докладывал, мало того что он нам сказал, что эта   
реформа вообще никак не коснулась доходов наших граждан благодаря ФНБ, так он   
ещё сказал следующее: налоговая нагрузка предприятий никак не меняется. Вот     
вы с ним в ложе общаетесь, ну вы хоть как-то эти вопросы обсудите! Когда он     
выходит сюда и это говорит... Я понимаю, что он народ не видит и думает, что    
доходы у граждан растут, но косвенное-то налогообложение - он должен            
понимать, что мы повышаем нагрузку на бизнес! Вот вы хотя бы здесь              
встречайтесь и договаривайтесь!                                                 
                                                                                
Конечно, этот законопроект разработан в рамках той налоговой политики,          
которую мы обсуждали и принимали, и очень жаль, что каждое своё выступление     
мы вынуждены начинать с самого начала, потому что вы нам приносите кусочек.     
Всё-таки один раз нужно концептуально договориться со Счётной палатой, с        
органами парламентского контроля, тогда мы не будем тратить так много           
времени, тогда мы в минуту будем укладываться. Поэтому, наверное, то, что я     
хотел сказать по первому выступлению, не буду повторять, не буду говорить,      
что думаю про ваши расчёты и бухгалтерское отношение к бюджету, к экономике,    
- хочу сказать другое, более конкретное и обозначить позицию фракции.           
                                                                                
Вы предлагаете оставить ставку акциза на сигаретную и папиросную продукцию до   
30 июня 2018 года в размере 2016 года. Но есть ограничение: в последнем         
квартале не должен быть превышен объём, и нужно это для того, чтобы наша        
табачная индустрия не готовила заранее и не реализовывала по прошлогоднему      
акцизу табачную продукцию, как бы получая уже дополнительный доход.             
Посмотрите, если мы сегодня отодвигаем ввод нового акциза, то актуальность      
этого пункта теряется. Вот мы сделали расчёты и определили, что примерно 14     
миллиардов сигарет и папирос может быть изготовлено - это дополнительно для     
бюджета порядка 30 миллиардов. Я не стал задавать вам вопрос, но у вас сейчас   
будет время ответить. Наша фракция готова выступить с поправкой, чтобы          
всё-таки на полгода сдвинуть также срок по этому пункту, тогда... Я не знаю,    
что будет через год, - вы можете сказать, что потом эти средства придут, - но   
реально мы уже в этом году можем получить дополнительно 30 миллиардов, это      
как раз к вопросу о поиске денег: если вы их ищете, то это один из методов.     
Вот такое конкретное предложение, хотелось бы услышать от вас ответ.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич от фракции ЛДПР.                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемый Илья Вячеславович, хочу вас заодно поблагодарить за то,   
что вы честно сказали, что в 2020 году нам не стоит ожидать, что российская     
экономика слезет с нефтегазовой иглы, и вы в принципе планируете, что           
основным источником доходов... планируете пополнять бюджет Российской           
Федерации исключительно за счёт повышения акцизов на нефть и газ, но меня       
очень удивило, что на мой вопрос о том, как это повлияет на внутренние цены     
для потребителей, вы сказали, что они никоим образом не зависят от этого. Я     
считаю, что напрямую зависят, иначе почему в нашей нефтегазодобывающей          
державе цены на бензин и на газ для населения ежегодно растут?                  
                                                                                
Вы знаете, если бы Правительство Российской Федерации вышло с предложением -    
и я надеюсь, что такая законодательная инициатива будет внесена в Госдуму и     
принята, - чтобы у нас была хотя бы одна по-настоящему государственная          
нефтяная компания, хотя бы одна по-настоящему газовая государственная           
компания, которые реализовывали бы продукцию на внутреннем рынке                
исключительно по ценам, устанавливаемым федеральным законом, как это делают,    
допустим, в Норвегии (там добыча нефти осуществляется только тремя              
государственными нефтяными компаниями), тогда повышение акцизов на нефть и      
газ влияло бы только на цены на внешнем рынке, и мы были бы спокойны.           
Надеюсь, когда-нибудь это произойдёт в нашей стране, и не менее 50 процентов    
автозаправочных станций в Российской Федерации будет принадлежать               
исключительно государственной нефтяной компании, на которую не будет            
распространяться повышение цен на внутреннем рынке.                             
                                                                                
Ещё резануло слух то, что вы сказали по поводу пополнения дорожного фонда.      
Мне сразу стало обидно за "нищую" Германию, которая имеет такие дороги, такие   
автомобили и является донором Евросоюза. К сожалению, они, наверное, не могут   
рассчитывать на строительство дорог за счёт продажи газа и нефти, а у нас       
также есть акциз на топливо, транспортный налог, система "Платон"... Я          
чувствую, в течение двух-трёх лет в Российской Федерации просто не останется    
ни одной деревушки, ни одного села, где не будут построены замечательные        
дороги, потому что, судя по тому, какие средства собираются в дорожный фонд,    
судя по акцизам и налогам, которые в нашей стране принимаются, - и всё это со   
ссылкой на то, что надо увеличивать дорожные фонды, - я думаю, в перспективе    
у нас всё это улучшится.                                                        
                                                                                
Если честно, настораживает, что вы всё-таки по сигаретам затормаживаете         
повышение акциза, - наверное, потому, что табачные компании зарубежные, а       
нефтегазовый комплекс российский, именно с него вы и собираетесь снимать. Но    
ни в коем случае "Газпром" не откажется от финансирования немецкого             
футбольного клуба "Шальке 04", ни в коем случае они не сократят свои            
дивиденды. Естественно, всё это будет переложено на плечи населения,            
естественно, возрастёт цена на газ, возрастёт цена на топливо, и мы в           
очередной раз увидим, что в уборочную кампанию нашим                            
сельхозтоваропроизводителям придётся больше потратить на ГСМ.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрков Дмитрий Васильевич от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЮРКОВ Д. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный            
законопроект решает достаточно много задач: это и повышение доходной части      
бюджета, это и прогнозирование бюджета, есть здесь и политическая               
составляющая, связанная со взаимоотношениями со странами ЕАЭС. В результате     
за счёт увеличения НДПИ уже в четвёртом квартале этого года будут получены      
дополнительные доходы в размере 30 миллиардов рублей, а в 2020 году свыше 378   
миллиардов рублей будет получено в связи с увеличением ставок акцизов на        
подакцизные товары на уровень инфляции, на 4 процента, и с увеличенной          
ставкой НДПИ (плюс 428 рублей за тонну нефти). А реализация предложения по      
замораживанию ставок акцизов на табачные изделия даст возможность участвовать   
в переговорном процессе с нашими партнёрами по ЕАЭС в части синхронизации       
акцизов.                                                                        
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и предлагает           
голосовать за.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово предоставляется докладчику.          
                                                                                
Илья Вячеславович, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ТРУНИН И. В. Спасибо, Вячеслав Викторович.                                      
                                                                                
Я хотел бы поблагодарить за содержательную дискуссию, было высказано много      
замечаний и предложений. Не могу сказать, что со всеми согласен, но прошу,      
во-первых, поддержать законопроект в первом чтении, во-вторых, обсудить в       
комитете, если комитет поддержит, то, что было высказано, в том числе Сергеем   
Михайловичем Катасоновым. Мне кажется, что его предложение не лишено смысла:    
действительно надо синхронизировать разные нормы Налогового кодекса в связи с   
поступающими предложениями.                                                     
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Вячеславович.                               
                                                                                
Заключительное слово предоставляется содокладчику.                              
                                                                                
Глеб Яковлевич, у вас должно быть заключительное слово.                         
                                                                                
ХОР Г. Я. От лица комитета прошу поддержать законопроект. Спасибо большое.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На самом деле Москвичёв готовит ко второму чтению         
поправки, видите: вам надо убеждать коллег. А поправки связаны с тем, что       
необходимо исполнять поручения президента. Куда должны идти собранные акцизы?   
Вот Москвичёва спросите. Коллеги, это на самом деле серьёзный вопрос.           
                                                                                
Пожалуйста, Евгений Сергеевич, вам слово. Важно, чтобы Илья Вячеславович тоже   
это услышал, потому что ко второму чтению данная поправка будет, и нам надо     
будет её обсуждать.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, Москвичёву включите микрофон.                                       
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и     
строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Мы считаем, что акцизы должны идти на региональные и муниципальные дороги, 70   
процентов дорог в регионах в течение трёх лет должны быть приведены в           
соответствие с нормативами. Мы будем поднимать этот вопрос, защищать свою       
позицию и предложим всем фракциям контролировать использование этих денежных    
средств. Самое главное, мы считаем, что эти деньги не должны идти на другие     
нужды, так определено законом, иначе это будет использование денежных средств   
не по назначению. (Аплодисменты.)                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы приняли норму Регламента, в         
соответствии с которой комитеты-соисполнители имеют право представлять свою     
позицию, обосновывать её, защищать, и благодаря такому диалогу мы будем         
находить оптимальные решения, при этом мнение избирателей будет учитываться     
более комплексно. Поэтому есть предложение ко второму чтению обсудить данный    
вопрос не только в комитете по бюджету, но и в тех комитетах, которые имеют     
отношение к вопросам акцизов и полезных ископаемых.                             
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части индексации ставок     
акцизов, установления ставок акцизов на отдельные группы товаров и порядка      
определения показателей, используемых при расчёте ставок по налогу на добычу    
полезных ископаемых при добыче газа горючего природного и нефти", вопрос 42     
повестки дня.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              309 чел.68,7 %                                    
Проголосовало против           41 чел.9,1 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    351 чел.                                          
Не голосовало                  99 чел.22,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.