Заседание № 78

17.11.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 206370-7 "О внесении изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части введения государственного регулирования цен на продовольственные товары первой необходимости).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4112 по 4850 из 5811
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного             
регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Докладывает        
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект о внесении поправок    
в закон об основах регулирования торговой деятельности внесён прежде всего      
для того, чтобы защитить наше население от неправомерного повышения цен, а      
вторая задача, которую он решает, - всё-таки восстановление справедливости.     
                                                                                
Меня удивляет заключение комитета, который, ссылаясь на документы единого       
таможенного союза, не соизволил узнать, что и в Белоруссии, и в Казахстане      
сельское хозяйство получает не менее 10 процентов расходной части бюджета, а    
я вам напомню, что в только что принятом во втором чтении законопроекте о       
бюджете мы выделили на сельское хозяйство всего 1,4 процента. Это во-первых.    
Во-вторых, во всех так называемых цивилизованных странах мира обязательно       
есть чёткое ограничение торговой наценки, и в принципе производитель всегда     
имеет максимальное право. В нашей же ситуации - вдумайтесь! - производитель     
зерновых имеет в структуре цены зерна всего 8 процентов, а торговые сети -      
более 50 процентов.                                                             
                                                                                
Задача нашего законопроекта с учётом того, что ныне действующий закон никак     
не уберёг от многократного повышения цен... Ну, самый известный случай - это    
когда - помните? - вокруг гречихи вдруг начался ажиотаж, цены выросли на 300    
процентов. Действие закона и механизма, заложенного, по-моему, в статье 4,      
заключается в том, что государственные органы должны были, обязаны были, как    
только на 30 процентов цена повысилась и продержалась 30 дней, принимать меры   
для сдерживания, но я, как и многие избиратели, что-то не замечал таких мер.    
Главная цель этого законопроекта - восстановить паритет и нашу                  
ответственность перед нашими производителями. Кто только не попиарился на       
заслугах сельского хозяйства, но, к сожалению, большой урожай является          
большой бедой для сельского хозяйства. Смотрите, все биржи контролируются       
американцами, мы очень сильно привязаны к нашим экспортным возможностям,        
поэтому в результате: урожай большой - цену снизили, а в магазине цена на       
хлеб растёт! Парадокс? Парадокс!                                                
                                                                                
И поэтому мы считаем, что надо законодательно ввести ограничения на торговые    
надбавки, причём сделать это следующим образом: для производителей первичного   
сырья - 45 процентов от себестоимости их производства; для переработчиков -     
15 процентов от отпускной цены производителя сырья; для организаций оптовой     
торговли - 10 процентов от отпускной цены производителя продовольственных       
товаров; для организаций розничной торговли, включая рынки, - 15 процентов от   
отпускной цены; для организаций общественного питания - 15 процентов от         
отпускной цены производителя продовольственных товаров или оптовой цены. Мы     
считаем, что такое распределение в принципе учитывает и сложность               
производства, и затраты на производство в данной отрасли, и это позволяет -     
подчёркиваю третий раз - защитить сельхозпроизводителя от недобросовестных      
спекуляций на его труде. В этом основной смысл законопроекта.                   
                                                                                
Прошу вас поддержать, потому что, с моей точки зрения, ни в заключении          
правительства, ни в заключении комитета нет ни одного содержательного и         
аргументированного возражения против принятия этого законопроекта, всё          
надуманно. Ссылаются на Конституцию - ну разве мы защищаем права наших          
граждан тем, что мы 90 процентов торговых сетей отдали иностранцам?! У нас      
ведь - я вам показывал график, если хотите, покажу ещё раз - 90 процентов       
торговых сетей зарегистрировано в офшорных зонах, и они являются главными       
источниками вывоза капитала. Плюс к этому наверняка каждому из вас, особенно    
одномандатникам, наши фермеры регулярно говорят, что не могут со своей          
продукцией попасть на прилавки из-за очень высокого входного билета, так        
сказать. Плюс к этому скрупулёзная проверка качества товаров, которые завозят   
к нам, чаще всего подтверждает, что товары, прямо скажем, сомнительного         
качества, а это ведь влияет на здоровье наших избирателей, наших граждан. И     
самое страшное - это продовольственная зависимость, ведь один мудрый человек    
не зря сказал, что торговля создаёт богатство, а сельское хозяйство             
обеспечивает независимость.                                                     
                                                                                
С моей точки зрения, если мы действительно поддерживаем сельское хозяйство не   
на словах, а на деле, то мы должны ввести данные ограничения и таким            
распределением торговых надбавок помочь прежде всего нашим                      
сельхозпроизводителям.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
С содокладом выступает Алексей Леонидович Бурнашов.                             
                                                                                
БУРНАШОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Внесённым законопроектом            
предлагается ввести государственное регулирование цен на отдельные виды         
сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров посредством          
установления торговых надбавок на такую продукцию в процессе её продвижения     
от производства первичного сырья, переработки до розничной торговли и           
использования продукции в общественном питании. Кроме того, законопроектом      
установлены нормы по наделению Правительства Российской Федерации               
полномочиями определять размеры торговых надбавок и уровень предельных          
значений торговых наценок, а также по наделению органов госвласти субъектов     
Российской Федерации правом устанавливать перечень отдельных видов              
продовольственных товаров, включая товары первой необходимости, на которые      
устанавливаются предельные значения торговых наценок, и уровень предельных      
значений торговых наценок, которые не могут превышать таких наценок,            
установленных Правительством Российской Федерации.                              
                                                                                
Комитет отмечает, что государственное регулирование цен на продовольственные    
товары может рассматриваться только в качестве крайней временной меры влияния   
на рынок с целью достижения важнейших социально значимых целей, как это         
предусмотрено частью 5 статьи 8 закона об основах регулирования торговой        
деятельности. Кроме того, указанные положения не соответствуют нормам статьи    
71 Конституции Российской Федерации, в которой основы ценовой политики          
отнесены к исключительному ведению Российской Федерации, и нормам статьи 4      
федерального закона об основах регулирования торговой деятельности, которой     
не предусмотрено применение такого метода государственного регулирования        
торговой деятельности, как регулирование цен, наценок и надбавок.               
                                                                                
Обращаю ваше внимание на то, что установление постоянного контроля за уровнем   
цен на продовольственные товары в условиях рыночной экономики способно          
привести к росту цен на другие продовольственные товары за счёт переноса        
торговыми организациями понесённых ими издержек и перераспределения             
доходности, а также к дефициту продовольственных товаров, в отношении которых   
применяется государственное регулирование цен, в связи с низкой экономической   
эффективностью производства.                                                    
                                                                                
В заключение должен отметить следующее: принимая во внимание, что Российская    
Федерация является членом Евразийского экономического союза, самостоятельное    
введение государственного регулирования цен на продукты питания на её           
территории не соответствует принятым международным договорённостям в части      
скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики.        
                                                                                
Представленный законопроект не поддерживается Правительством Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, с учётом изложенного комитет по промышленности рекомендует   
Государственной Думе отклонить законопроект в первом чтении.                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Леонидович.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Боева Наталья Дмитриевна.                                                       
                                                                                
БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Я хотела задать вопрос Николаю Васильевичу.                                     
                                                                                
Вы сказали: для переработчиков - 15 процентов. Вы имели в виду, что 10          
процентов - НДС и только 5 процентов останется переработчику, я правильно       
поняла?                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Коломейцеву включите микрофон.                   
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Нет, неправильно поняли, торговая наценка не включает НДС.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Афонский Владимир Игорьевич.                                                    
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Вопрос Николаю Васильевичу.                                                     
                                                                                
В содокладе уже были отмечены те проблемы, с которыми мы можем столкнуться в    
правоприменительной практике в случае принятия закона, и то, что авторами       
исключаются рыночные механизмы и конкуренция. Вопрос такой. Как будет           
осуществляться контроль себестоимости сырья и продукции, состоящей из двух и    
более компонентов, и как избежать появления коррупционной составляющей в цепи   
производства при применении данных поправок, а именно создания                  
фирм-прокладок, которые будут доводить наценку до необходимого уровня?          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Коломейцеву включите микрофон.                   
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо за вопрос. Уважаемые рыночники, напоминаю вам, в       
Соединённых Штатах Америки субсидирование сельского хозяйства составляет 33     
процента расходной части бюджета, в Европе - 25 процентов, в странах ЕАЭС,      
здесь говорили о едином экономическом пространстве, в Белоруссии - 10           
процентов, в Казахстане - 10 процентов. Сейчас вы как-то контролируете, когда   
торговые сети получают торговую наценку 50 процентов? Точно также будете        
контролировать, когда для селян будет 45 процентов, а для торговых сетей - 10   
процентов. Вот и всё.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Онищенко Геннадий Григорьевич.                                                  
                                                                                
ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Глубокоуважаемый Николай Васильевич, когда были отменены так называемые         
полковые бонусы всякого рода - это была, в общем-то, мзда, которую брали        
торговые сети, кстати, скажу, что я, может быть, даже больший ненавистник       
сетей, чем вы, - так вот, какой был предпринят манёвр? Они стали заставлять     
поставщика заключать договор по демпинговым ценам с учётом тех бонусов,         
которые они раньше брали за полку в магазине, то есть сейчас они берут товар    
у поставщика по низкой цене. Эти меры будут ещё одним шагом к понижению, и      
там мы с вами уже ничего не сделаем - не лучше ли бороться с монополией вот     
этих зажравшихся сетей? Как вы смотрите на этот вопрос?                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Коломейцеву включите микрофон.                   
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Я вообще вижу возможность его решения кардинальным образом,    
не этим законопроектом. Я считаю, что торговые сети должны быть                 
зарегистрированы на территории Российской Федерации и приоритет производителя   
Российской Федерации должен быть однозначен. Это первое.                        
                                                                                
Второе. С моей точки зрения, такое принуждение незаконно, это вообще            
нарушение законов предпринимательства, когда принуждают. Куда                   
правоохранительные органы смотрят, куда надзорные органы смотрят? Вы поймите,   
рэкет, если его допускать, а не пресекать, будет разрастаться, поэтому, с       
моей точки зрения, одним законом отрегулировать всё нельзя, для этого должна    
работать вся система, а мы должны создать такую систему, которая не побуждала   
бы людей обдирать друг друга.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кравченко Денис Борисович. Выступление от фракции.                              
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ"              
внимательно и ответственно относится к такому важному направлению, как          
контроль ситуации на рынке продуктов питания и других товаров первой            
необходимости, и депутаты всех уровней постоянно реагируют на любые изменения   
в данной области. В этом нам помогают наши региональные отделения,              
общественные организации и просто активные граждане. Более того, по поручению   
Президента России Владимира Путина в партии создана специальная                 
мониторинговая группа, которую возглавляет наша коллега Ирина Анатольевна       
Яровая. В состав группы входят представители ведущих общественных               
объединений, ассоциаций, таких как "ОПОРА РОССИИ" и другие, депутаты            
различных уровней, которые проводят на системной основе изучение ситуации и     
ежедневный, еженедельный мониторинг ситуации в регионах. Кстати говоря, по      
итогам последних исследований этой группой подготовлены специальные поправки    
в закон, которые очень скоро будут представлены вашему вниманию.                
                                                                                
В последние годы мы с вами, уважаемые коллеги, совместно сделали ряд шагов по   
остановке бесконтрольной наценки на товары, по импортозамещению многих          
иностранных продуктов, что привело к снижению потребительских цен. Но данный    
законопроект, к сожалению, не может стать нашим очередным совместным шагом в    
направлении законодательного регулирования ценовой политики, поскольку          
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" строго следит за соответствием принимаемых              
нормативных актов основному закону страны - Конституции, а предлагаемая         
норма, как уже отмечал представитель комитета, противоречит статье 8            
Конституции.                                                                    
                                                                                
Кроме того, указом президента № 221 и постановлением правительства № 239        
утверждены перечни продукции, на которую государство устанавливает предельную   
цену, и расширять этот список наша партия не видит смысла. Мы выступаем за      
поддержку свободной конкуренции и динамичного рынка, а предлагаемые вами,       
уважаемые коллеги, поправки как раз таки вернут нас в те самые времена, когда   
процветал чёрный рынок, и мы получим стремительный рост цен.                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, с учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не может        
поддержать данный законопроект.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич. Не от фракции?                                          
                                                                                
Три минуты поставьте.                                                           
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Возможно, это не лучшее             
предложение, как в соответствии и с рыночными законами, и с другими законами,   
и с Конституцией сдерживать рост цен, ограничивать вот это желание              
монопольных структур, спекулятивных сетей набивать карманы за счёт граждан.     
Всё бы хорошо, но только проходят десятилетия, а результата, как видите, нет!   
Не работает как следует антимонопольная служба - она слишком добрая, иначе мы   
увидели бы многомиллиардные штрафы в рублях, а может быть, и в долларах,        
которые видим в мировой практике. Мировая практика существует, а российской     
практики такой нет, то есть либо слишком сильные монополисты у нас, либо        
слишком добрая антимонопольная служба - в этом вопрос. Давайте попробуем        
тогда таким способом навести порядок.                                           
                                                                                
Ну и самое главное: почему налоговые службы не берут соответствующий налог со   
сверхприбыли? Огромная же сверхприбыль! Посмотрите, что ни отрасль, будь то     
фармацевтика или рыболовство (недавно упоминали про икру), - сотни процентов    
накрутки! Должны поступать деньги в бюджет от уплаты налогов, а они не          
поступают, уводятся, обсчитываются, и там закрывают на это глаза, я уверен,     
по предварительному сговору!                                                    
                                                                                
Так что, уважаемые коллеги, не работают рыночные механизмы, не работают те      
механизмы, которые вы называете конституционными, поэтому мы вынуждены          
предлагать и предлагали не раз законопроекты на эту тему, а сейчас коллеги из   
фракции КПРФ предлагают простые способы обеспечения главного конституционного   
права граждан - права быть сытыми и здоровыми. Если бы вы могли предложить,     
как увязать вот этот пресловутый прожиточный минимум, минимальную зарплату с    
ценами... давайте увяжем одно с другим: повысились цены в магазинах -           
автоматически сразу же повышаются зарплаты на тот же самый процент, давайте     
такую демократичную и конституционную модель создадим. Но вы-то этого не        
предлагаете, вы говорите, мол, пусть будет как будет, - а нас это не            
устраивает! Не нравится этот вариант, но вы же другого не предлагаете!          
                                                                                
Мы будем поддерживать сегодняшний вот такой простой, не революционный, но       
коммунистический законопроект. Будем поддерживать! И ждём ваших предложений.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                В. В. Володин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шурчанов Валентин Сергеевич. От фракции.      
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прежде чем приступить к       
обсуждению законопроекта, приведу статистические данные. Реальные доходы        
наших граждан по итогам 2016 года сократились и составили 94,1 процента по      
отношению к показателю 2015 года, то есть сокращение почти на 6 процентов, в    
первом квартале 2017 года - 98,6 процента, то есть ещё на 1,5 процента          
снижение. Номинальные доходы (давайте возьмём не реальные доходы): по итогам    
первого полугодия текущего года среднедушевой доход в сумме до 14 тысяч         
рублей имеют 26,6 процента граждан, а среднедушевой доход в сумме до 19 тысяч   
рублей - 41,6 процента, то есть больше половины населения имеет номинальный     
доход в сумме до 19 тысяч рублей.                                               
                                                                                
Теперь, поскольку в законопроекте говорится о ценах, о том, что их надо         
регулировать, давайте сравним цены в экономике и цены сельхозпроизводства:      
94,2 процента по итогам первого полугодия 2017 года, то есть цены               
производителей сельхозпродукции в среднем за первое полугодие снизились почти   
на 6 процентов, при этом индекс розничных цен в экономике страны составил       
104,4 процента. Вот получается такая вилка: сельскохозяйственное производство   
реализовало продукцию в первом полугодии по ценам на уровне 95 процентов по     
отношению к уровню прошлого года, а мы пошли в магазин и купили те же товары,   
которые сельхозпроизводители произвели, примерно на 5 процентов дороже. Вот     
эта вилка в 10 процентов требует того, чтобы принять закон и начинать           
действительно думать, а что же дальше делать: или мы будем продолжать           
раздевать самую беднейшую часть населения, создавая всё лучшие условия          
олигархам, или... Вчера кто-то, выступая здесь, правильно привёл слова          
классика, что право - это воля господствующего класса, возведённая, по сути     
дела, в закон. Вот эти законы нужно менять, по-другому мы с вами жить и         
развиваться не сможем.                                                          
                                                                                
Более того, я хочу подчеркнуть, у нас действительно есть необходимость          
регулирования, ибо доля убыточных предприятий по итогам первого полугодия       
2017 года в среднем по экономике составляет 32,1 процента, а в системе          
торговли (это опт и розница) - 21 процент. И опять здесь получается та самая    
вилка с точки зрения убыточности и рентабельности - мы видим, что торговые      
сети сегодня имеют преимущества. Но вы прекрасно понимаете, самое главное -     
это национальный доход. Если использовать старые категории, если сегодня        
перейти на систему национальных счетов и говорить о вновь создаваемой в         
отраслях добавленной стоимости, то, безусловно, в торговле она ниже, чем в      
обрабатывающей промышленности, в сельхозпроизводстве и в целом по экономике.    
Мы с вами политэкономию учили и знаем, что в системе обращения национальный     
доход, или собственно добавленная стоимость, практически не создаётся, -        
только тара, упаковка и прочее. Сегодняшняя торговая система имеет очень        
многое за счёт конкуренции, которую поддерживает "ЕДИНАЯ РОССИЯ", говоря, что   
конкуренция должна развиваться, но конкуренция - это убыточная система с        
точки зрения того, что это не соревнование, это не сравнение действительно      
результатов, это обман населения за счёт рекламы, которая усиленно каждый       
день с экранов телевизоров, изо всех щелей, как говорится, из утюга прёт, и     
это-то как раз и включается в стоимость, по сути дела, тех самых продуктов      
питания, которые мы с вами покупаем и потребляем. То есть мы должны сегодня     
серьёзно задуматься, просто серьёзнее относиться.                               
                                                                                
Безусловно, представленный законопроект не без изъяна, потому что, как учит     
диалектика, в любом положительном явлении есть отрицательные моменты,           
отрицающие, по сути дела, положительные, тем не менее сегодня этот              
законопроект нужно принять в первом чтении, пускай правительство начинает       
работать. Ведь сегодня наше правительство российское как говорит? Мол, вы не    
подготовили законопроект - давайте готовьте новый. Никакой депутат, группа      
депутатов, фракция депутатов не могут подготовить абсолютно правильный закон,   
это наша общая - понимаете? - задача. Сегодня по бюджету голосовали,            
принимали решения все вместе - все депутаты, правительство - и говорили, что    
все должны в этом направлении работать, поэтому мы, фракция КПРФ, как раз       
просим поддержать законопроект, чтобы продолжать дальше работать совместно.     
                                                                                
Более того, наша модель экономики деформирована. Вот тут выступал товарищ от    
фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и говорил, что надо рынок поддерживать и прочее,        
прочее. Но развитые государства как раз и стали развитыми за счёт того, что     
ввели и обеспечили жёсткое государственное регулирование. Возьмите хоть         
послевоенную Западную Германию, вспомните, что делал Рузвельт, есть много       
примеров, я уж не буду говорить о Китае.                                        
                                                                                
ВВП у нас в системе торговли - это объём реализованного, и цены явно            
завышенные, - составляет 17 процентов, по сути дела, всего объёма ВВП, но       
такого не должно быть! В Америке, посмотрите, это где-то порядка 8-9            
процентов, а всё остальное - это промышленность, высокие технологии и прочее,   
а мы же упёрлись вот в эту торговлю, так сказать, сети, те самые большие и      
маленькие магазины. Конечно, торговая система сегодня, а особенно розничная,    
имеет ещё определённую регулирующую цель, потому что индивидуальные             
предприниматели, которые в большей мере занимаются торговлей как посредники,    
сами себя обеспечивают, и в конечном итоге вроде мы тут спокойны: они живут,    
ну и пускай, так сказать, дальше живут.                                         
                                                                                
Однако, если мы хотим развиваться, мы должны от деформации уходить, серьёзно    
подходить к этим вопросам. Государству пора сегодня взяться за активные         
действия по регулированию, добиться сбалансированности всех отраслей бюджета.   
Надо уже начинать считать межотраслевые балансы - слушайте, весь мир их         
считает, а мы как 25 лет назад отказались, так до сих пор продолжаем по         
упрощённой методике со ссылкой на рынок продолжать руководить экономикой.       
Собственно, такими методами достичь цели невозможно.                            
                                                                                
Прошу поддержать наш законопроект.                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Поскольку решение большинством голосов уже      
принято, то я в своём выступлении хотел бы обратиться к тем, кто смотрит - а    
таких довольно много - прямые трансляции заседаний Государственной Думы.        
                                                                                
Напомню, что одним из первых законопроектов, который я внёс в Государственную   
Думу ещё в 2004 году, был похожий законопроект, и касался он как раз            
государственного регулирования предельных уровней надбавок на основные, так     
скажем, товары, причём мы, фракция ЛДПР, тогда ещё предлагали это сделать в     
рамках рассмотрения бюджета. Разумеется, мы не предлагали регулировать          
стоимость билетов в баню, в кино или ещё что-то, это, разумеется, не наше       
дело и не государственная политика, но по крайней мере стоимость бензина, то    
есть топливо, транспортная составляющая и ЖКХ - в отношении всего этого,        
конечно, должен был быть предельный уровень надбавки. По нашему мнению и по     
моему убеждению, это в принципе работало бы и помогало развивать экономику.     
Но нам сказали: нет, что вы, если мы это сделаем, то в государстве полностью    
наступит коллапс и, допустим, из той же системы ЖКХ, если мы установим          
предельный уровень надбавки, все убегут, потому что там будет очень низкая      
заработная плата. Конечно, те, кто это говорил, были полностью правы, вы        
видите: система ЖКХ у нас работает и дворники, и сантехники, и электрики        
получают бешеные зарплаты и ездят на роллс-ройсах, да?.. Ничего подобного!      
Как не было ничего, так и нет, за гроши работали и дальше будут работать. И     
этот ваш аргумент, что, мол, если мы это сделаем, то из магазинов всё           
моментально исчезнет, - извините, коллеги, ну никакой критики не выдерживает.   
Это надо представить себе круглого идиота, который вырастил урожай, а потом     
говорит: раз вы мне установили двадцатипроцентную надбавку, я в магазин         
урожай не повезу, пусть сгниёт, но я хочу 25 процентов.                         
                                                                                
Вы знаете, коллеги, самая большая афера во время развала Советского Союза       
была, когда нам сказали, что рынок - это хорошо и стали отдавать заводы по      
"рыночной" цене, за ящик пепси-колы. Чубайс это делал и говорил, что каждый     
проданный завод - это гвоздь в крышку коммунизма. Всё пораздал - рынок! Вот     
всё, что мы получили, - это... извините, я не буду переходить на нецензурную    
лексику. Очень мало мы получили, уважаемые коллеги, но рынок так и не           
заработал.                                                                      
                                                                                
Смотрите, коллеги, в Англии парламент её величества устанавливает, сколько      
будет стоить пинта молока (они молоко в пинтах меряют), парламент Японии        
устанавливает, сколько будет стоить рис... Казалось бы, чего японцам            
мучиться, закупили бы дешёвый китайский рис, но тогда огромное количество       
японских крестьян останется без работы, а японское правительство думает о       
своих гражданах, о своих людях, знает, что у тех есть семьи, им надо жить и     
работать. Вы посмотрите, в Европе аграрии на демонстрациях идут с лозунгами:    
требуем поднять закупочную цену на 1, на 2 процента на ту или иную продукцию.   
Почему? Потому, что там плановая экономика, и нобелевский лауреат Леонтьев,     
нашего, российского происхождения, говорил... (Микрофон отключён.)              
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В. ...говорил: делайте что угодно, но планирование не трогайте.       
Практически весь мир планирует, весь мир, товарищи! В Америку прокатитесь (я,   
конечно, там не был, но читал во всех заметках): бензин стоит везде             
одинаково, по всем штатам, он там в галлонах, но тем не менее примерно          
одинаковая цена на бензин. А у нас что эта рыночная экономика делает? Растёт    
ли цена на нефть, падает ли - цена на бензин только растёт! Мотивация одна и    
та же: у нас импортное оборудование, надо платить проценты по кредитам и так    
далее, и тому подобное. Мотивация одна, причина одна - жадность, непомерная     
жадность.                                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, если мы хотим, чтобы у нас, как на Западе, любой гражданин   
мог планировать свою жизнедеятельность, мы должны установить предельные         
уровни рентабельности на основные продукты, которые определяют развитие всей    
экономики. Тогда люди будут знать, за сколько они продадут свой продукт,        
почём у них государство этот продукт купит, на какие шиши они отправят          
учиться своих детей, какую квартиру, машину или трактор они могут купить, -     
это всё планирование, и зависит это от базовых показателей. Вы этого понять     
не хотите, потому что, извините, ёлки-палки, вы, как в том мультфильме: нас и   
здесь неплохо кормят, видали мы этот Таити.                                     
                                                                                
Товарищи, ещё раз говорю: мы здесь временные, а Россия вечная - подумайте о     
своих избирателях, им жить. А жить им пока не на что, потому что ваша           
рыночная экономика приводит к тому, что, для того чтобы подключиться к          
газовой сети, нужно платить бешеные деньги, когда "Газпром" полностью           
монополист, никого не пускает. Это, кстати, не рынок, между прочим. В           
Ростовской области такая ситуация сплошь и рядом. Любая контора, в которой      
есть дядя Вася - сварщик, может подключить, потому что газовые трубы сварить    
не сложнее, чем обычный водопровод, там давление ещё ниже, - нет, только        
"Газпром", с допуском и прочим. В итоге цена какая? Заоблачная - попробуй       
подключись к этому газу! А вы говорите: рыночная экономика... Это, товарищи,    
не рынок, это бардак и статья.                                                  
                                                                                
Не знаю, как вы, я буду голосовать за данный законопроект.                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, такой нормы Регламента у нас нет.                    
                                                                                
Валерий Карлович Гартунг.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Я от фракции - поставьте, пожалуйста, семь минут.                 
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция поддерживает этот      
законопроект, и вот почему.                                                     
                                                                                
Понятно, что введение ограничений рентабельности на разных переделах проблему   
не решит. Только что коллега из фракции ЛДПР сказал, что, дескать, давайте      
введём предельный уровень рентабельности, - напоминаю, у нас такая норма        
действует при формировании цены на продукцию ВПК, так вот цены там самые        
высокие по сравнению с гражданскими аналогами, превышают гражданские аналоги    
в разы. Поэтому, если мы эту норму введём, мы прямо противоположные             
результаты получим. Это с одной стороны.                                        
                                                                                
С другой стороны, почему появляются такого рода законопроекты - об              
ограничении надбавок? Потому, что рост благосостояния граждан не успевает за    
ростом цен, - и в 2004 году, как коллега сказал, такой законопроект был         
внесён, и сейчас внесён, и потом будут такие проекты вноситься, если            
правительство не будет принимать меры для сокращения расслоения граждан и для   
ограничения роста цен по сравнению с ростом доходов населения.                  
                                                                                
На заседании комитета мы задавали вопросы правительству: а что правительству    
мешает решить эту проблему? Правительство признаёт эту проблему? Признаёт.      
Какие меры предполагается принимать? Первое, введение продовольственных         
субсидий в виде продовольственных карточек, такие действуют - сегодня уже       
приводили примеры - в США. Это во многом решило бы проблему малозащищённых      
слоёв населения, имеющих доходы на уровне прожиточного минимума и чуть выше,    
это решило бы проблему.                                                         
                                                                                
Второе. Здесь много говорилось о том, что конкуренция - это плохо, но, честно   
скажу, развитие конкуренции всегда приводит к падению цен. Как правильно было   
сказано, у нас за рынок сегодня выдаётся... я не буду повторять, что коллега    
сказал, каким словом он это обозначил. У нас сегодня рынка нет. Что такое       
идеальный рынок? Это когда все участники рынка имеют всю информацию обо всём:   
что происходит на рынке, кто производит, почём и какая себестоимость. У нас     
этого идеального рынка нет - для того чтобы он появился, нужно развивать        
конкуренцию, причём не только в торговле. Проблема не только в том, что         
торговые сети захватили рынок и доминируют на рынке, проблема ещё и в другом:   
у нас отсутствует конкуренция ещё и на уровне производителей. На заседании      
нашего комитета присутствовал представитель ассоциации хлебопёков, и он         
говорил о том, что крупнейшие заводы фактически монополизировали производство   
и для маленьких пекарен просто нет рынка, нет места. Открывается 1000           
пекарен, а закрывается... (Микрофон отключён.)                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте. От фракции.                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. ...закрывается 1200 пекарен. Нужно принимать меры, чтобы          
развивать конкуренцию и на уровне продаж, и на уровне производства. Делает в    
достаточном объёме правительство такие шаги? Нет, не делает, именно поэтому и   
возникают такие законопроекты.                                                  
                                                                                
Теперь о самом законопроекте. Решит он все проблемы? Нет, не решит! Можно его   
доработать ко второму чтению, внести поправки? Можно! Мы ещё не такие           
законопроекты дорабатывали ко второму чтению, и я уже приводил пример с этой    
трибуны: вносили законопроекты на двух листах, а во втором чтении поправки      
были на двухстах листах, и мы принимали правительственные законопроекты.        
                                                                                
Мы предлагаем поддержать законопроект концептуально в первом чтении, потому     
что в первом чтении мы голосуем за концепцию законопроекта. Надо нам            
ограничивать рост цен? Надо! Каким способом? Ну, это дискуссионный вопрос, во   
втором чтении можно решить. Мы предлагаем проголосовать за, но считаем, что,    
если бы правительство принимало достаточно мер по демонополизации рынка, по     
ограничению роста цен и по введению продовольственных субсидий для              
малообеспеченных граждан на покупку продовольствия, о чём оно уже на            
протяжении года заявляет, такого рода законопроекты перестали бы появляться,    
потому что фактически ситуация в стране изменилась бы.                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Онищенко Геннадий Григорьевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
ОНИЩЕНКО Г. Г. Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые коллеги!        
Прежде всего я восхищаюсь той теоретической дискуссией, которая состоялась      
сейчас, казалось бы, по очень предметному вопросу, но я скажу от народа:        
благими намерениями выстлана дорога в ад. Впопыхах мы приняли закон против      
бонусов, против полки в магазине: если товар стоит на полке на уровне глаз -    
плачу одну цену, если нужно наклониться, чтобы увидеть товар, - цена другая.    
Закон приняли - чем это кончилось? Это закончилось тем, что меня, простого      
российского товаропроизводителя, на стадии заключения контракта заставляют      
ниже порога опускать закупную цену. Сейчас даже в таком товаре, как вино,       
получается меньше рубля с бутылки, потому что заставляют понижать цену, не      
понизишь - товар не возьмут.                                                    
                                                                                
Этот законопроект создаёт второй этап понижения, когда цена упадёт вообще       
ниже себестоимости. Здесь говорили о нашем малом и среднем бизнесе в области    
хлебопечения - они действительно страдают, молочники страдают, потому что       
продукты скоропортящиеся, и вот тут-то сети отыгрываются! Конечно, после        
создания сетей очень быстро, за десять лет, возникло узкое место, узкое         
горлышко, понимаете? Сегодня ни один средний или мелкий товаропроизводитель     
доступа в крупные сети не имеет. Они соревнуются: наш он или не наш. Если       
супостат везёт из-за рубежа всю продукцию, а нашу не берёт, то, может быть,     
ещё больше звереют по отношению к собственному товаропроизводителю...           
                                                                                
Мысля в категориях конспирологии, Николай Васильевич, я могу задать вопрос:     
на чьей вы стороне, вы за красных или за белых? Мы можем сейчас гневно          
рассуждать о ценах, о рынке, но, если мы завтра такие нормы введём, ни один     
молочник, ни один хлебопёк - представитель нашего среднего и малого бизнеса в   
торговые сети никогда не попадёт. А вот если системно посмотреть на вопрос,     
прежде всего с антимонопольной точки зрения, то тогда это заработает,           
понимаете?                                                                      
                                                                                
Я считаю, что мы должны пока воздержаться от принятия этого законопроекта,      
потому что он навредит, он не принесёт пользы, - это моё профессиональное,      
просвещённое в перипетиях современной ситуации мнение.                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Григорьевич.                            
                                                                                
Николай Михайлович, мы понимаем, что вы не по ведению хотите взять минуту, но   
решили дать вам слово.                                                          
                                                                                
По ведению - Николай Михайлович Харитонов. Пожалуйста.                          
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной     
политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ.                   
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Сергей Иванов, мой коллега из ЛДПР, абсолютно правильно всё говорил, приводя    
в пример Японию, но не до конца...                                              
                                                                                
Многие коллеги, может быть, и не знают ситуацию, спорят о ценах, о том,         
доступно что-то или недоступно, а в начале 90-х годов Гайдар негласно, так      
сказать, говорил: мы сделаем ситуацию при рыночной экономике такую, что за      
каждой копейкой наш человек будет гоняться. И по сей день мы гоняемся!          
                                                                                
Ну и о Японии. В своё время мне приходилось бывать в министерстве сельского     
хозяйства Японии - не самой богатой страны на природные ресурсы, - и я          
спрашивал: "Зачем вы себя мучаете, ведь у вас мало земли?" Там на самом деле    
любой клочок занимается под чай - если кто ездил по Японии, обращал внимание.   
Я говорю: "Рядом Вьетнам, рядом Китай, там бросовые цены - почему не берёте у   
них рис?" Собеседник пристально на меня поглядел и говорит: "Запомните: рис -   
это наше национальное блюдо. Если мы будем есть чужой рис, мы потеряем          
самурайский дух". Они дотируют тех, кто производит рис, на 90 процентов!..      
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово - Николай Васильевич Коломейцев.                           
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я вас уже          
призывал: читайте закон! Ну что вы обо всём говорите?.. Я вам зачитаю           
специально, слушайте внимательно: "Предельные размеры торговых надбавок на      
отдельные виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия, включая         
товары первой необходимости". Никаких ГСМ, ничего!                              
                                                                                
Олег Анатольевич, я вас ценю, люблю и уважаю, но это не коммунистический и не   
капиталистический вариант. Сегодня торговые сети берут 50 процентов, -          
понимаете? - а тот, кто произвёл, крестьянин... Вот Боева кивает, она знает,    
у неё прекрасная отечественная сеть "Калория"... Наши за счёт этого выживают,   
ведь у них весь отложенный спрос, они не пользуются заёмными средствами,        
народные предприятия этим и живут. Я же вам говорил и повторяю: смотрите, 30    
иностранных торговых сетей контролируют 22 триллиона рублей оборота, 20 из      
этих сетей зарегистрированы в Нидерландах, наша сеть "Магнит"                   
зарегистрирована на Кипре. Вы понимаете это или не понимаете?! По мнению        
экспертов, действующие нормы закона об основах торговой деятельности            
пролоббированы торговыми сетями.                                                
                                                                                
Вот здесь выступали, ссылаясь на статью 8 Конституции, - зачитываю для всех,    
кто забыл или давно не читал, статью 8 Конституции: "В Российской Федерации     
гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение       
товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода             
экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются      
равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы             
собственности". Но вы-то в данной ситуации не российские предприятия            
защищаете! Объясняю вам: торговые сети сегодня посадили нас на чужие харчи и    
душат отечественное сельскохозяйственное производство. Мы тут ура-ура кричим,   
а ведь в годы войны поголовье дойного стада составляло 26 миллионов, а          
сегодня - 7,5 миллиона, поэтому откуда молоко взять, чтобы делать сыр и всё     
остальное?!                                                                     
                                                                                
Как крестьянин будет развивать своё хозяйство? В других странах 33 процента,    
25 процентов расходной части бюджета идёт на субвенции, на субсидии сельскому   
хозяйству, в Америке фермер заключает договор и сразу получает аванс в          
размере 50 процентов, у них договор лизинга заключается на восемь лет под 2     
процента, первые два года ничего не платится. А посмотрите на условия лизинга   
у нас: дороже, чем в любом коммерческом банке!                                  
                                                                                
Вопрос ведь в том, как перераспределить торговую наценку, чтобы защитить        
своих, чтобы была краснодарская, ставропольская, донская, курская, орловская    
продукция, чтобы вологодское масло вернулось на полки. А у нас под видом        
наших... Посмотрите, как красиво называются торговые сети: "Семья", "Тройка",   
"Ярмарка", "Провиант", "Корзинка", "Народный", "Симбирка" - все названия        
хорошие, только компании импортные; ничего личного - только маркетинг.          
                                                                                
Я вас люблю, ценю, уважаю за профессионализм, Геннадий Григорьевич, но          
поймите, вы не о том говорите, совершенно не о том!                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Объясняю вам: себестоимость продукции - это то, что вы         
тратите на её производство. Здесь сидят бывшие производственники, вот Валерий   
Карлович тут постоянно выступает и говорит, что тот, кто нарабатывает, платит   
НДС, а тот, кто у крантика стоит, получает его. Точно так же и здесь:           
торговые сети получают... В Европе ключевая ставка составляет 0,05 процента,    
а в Российской Федерации - 8,25 процента, а реальный кредит меньше чем под 13   
процентов не получишь - какая же тут может быть конкуренция, Кравченко? Как     
вы можете конкурировать с тем, кто берёт кредит под 1 процент или под 2         
процента, в то время как вы берёте под 13 процентов? Ну что же вы               
элементарных вещей не понимаете?!                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, спасибо за дискуссию, но я вас призываю: давайте             
дискутировать по существу и по делу, а не в общем и в целом.                    
                                                                                
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик, Алексей Леонидович Бурнашов, будете выступать? Нет.                
                                                                                
Коллеги, ставлю законопроект на голосование.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 18 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за               99 чел.22,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     99 чел.                                          
Не голосовало                 351 чел.78,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.