Заседание № 139
13.01.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 205935-4 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части усиления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2048 по 2349 из 4581
Сейчас можно рассмотреть пункт 7 повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Докладчик - представитель Законодательного Собрания Пермской области член Совета Федерации Добросоцкий - просит рассмотреть законопроект без своего участия, поэтому сразу заслушаем члена Комитета по труду и социальной политике Веру Егоровну Оськину. Пожалуйста. ОСЬКИНА В. Е., фракция "Единая Россия". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Пермской области. Законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", федеральные законы "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части установления дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Статьей 1 законопроекта предлагается дополнить преамбулу Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" положением, предусматривающим компенсацию морального ущерба жертвам политических репрессий. В соответствии с законодательством возмещение морального ущерба производится, как вы знаете, на основании судебных решений, которые могут быть связаны с выплатой указанных компенсаций. При этом авторы не указывают источники финансирования подобных решений. Законопроектом также предлагается дополнить Федеральный закон "О ветеранах" положениями, предусматривающими предоставление инвалидам войны, вставшим на учет до 31 декабря 2004 года, права на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств. Необходимо отметить, что статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ право на бесплатное получение транспортного средства, возникшее до 1 января 2005 года, за соответствующей категорией граждан сохранено. Законопроектом также предусматривается установить в качестве дополнительной меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий скидку в размере 50 процентов стоимости проезда на междугороднем железнодорожном, воздушном и водном транспорте один раз в год туда и обратно. В то же время в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" указанная категория граждан имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена социальная услуга в отношении льготной оплаты проезда. Данной категории граждан предоставлено также право бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. Таким образом, положение указанной категории граждан предлагаемой нормой может быть ухудшено. Статьей 3 законопроекта делается попытка восстановить нормы Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", действовавшие до 1 января 2005 года, в части обеспечения инвалидов транспортными средствами. Законопроектом предлагается дополнить перечень технических средств реабилитации средствами для передвижения, включая также транспортные средства с ручным управлением, лошадей с упряжью и соответствующими гужевыми транспортными средствами. При этом предусматривается, что принятие решения об обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации должно приниматься также с учетом социальных критериев потребностей инвалида, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Необходимо также отметить, что за инвалидами, вставшими на очередь на получение спецавтотранспорта до 1 января 2005 года (в настоящее время их более ста пятидесяти тысяч человек), это право сохранено. В федеральном бюджете на 2006 год предусмотрено около семисот миллионов рублей на приобретение спецавтотранспорта для инвалидов. В законопроекте предполагается дополнение по транспортному обслуживанию инвалидов и детей инвалидов в части их бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно. Данное предложение предлагается также распространить на лицо, сопровождающее инвалида первой группы или ребенка-инвалида. Это предложение сегодня решается Федеральным законом "О государственной социальной помощи" и правилами финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 года № 477, где предусматривается финансирование за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации расходов, связанных с проездом инвалида, а также лица, сопровождающего инвалида первой группы или ребенка-инвалида, к месту лечения и обратно на междугородном транспорте. По оценке авторов, в целом на реализацию рассматриваемого проекта федерального закона потребуются дополнительные средства из федерального бюджета в размере 15,5 миллиарда рублей. Но я бы еще здесь сказала следующее: точность приведенных в финансово-экономическом обосновании законопроекта расчетов вызывает сомнение, так как они носят ориентировочный характер и базируются на данных по Пермской области. Кроме того, и федеральным законом о бюджете на 2005 год (а законопроект предлагает ввести эти льготы с 2005 года), и законом о бюджете на 2006 год средства на эти цели не предусмотрены. Правовое управление Аппарата Государственной Думы отметило, что рассматриваемый законопроект не согласуется со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что при принятии федерального закона, предусматривающего увеличение финансирования расходов бюджетов, в нем должны содержаться нормы, определяющие источники и порядок финансирования расходов. Такие положения в законопроекте отсутствуют. Кроме того, Комитет Государственной Думы по делам ветеранов, как соисполнитель по данному законопроекту, считает, что в представленной редакции данный проект федерального закона не может быть поддержан. Комитет Совета Федерации по социальной политике концепцию данного законопроекта не поддерживает. Правительство Российской Федерации также не поддерживает рассматриваемый проект федерального закона. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рекомендует вам, уважаемые коллеги, отклонить проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Егоровна. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы? Два. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Вера Егоровна, скажите, пожалуйста, вот вы перечислили то, что предлагается в законопроекте. А с чем вы не согласны? Или что-то взамен предлагаете? Или это уже действует? Почему? Я так и не поняла из доклада. ОСЬКИНА В. Е. Уважаемая Тамара Васильевна, спасибо за вопрос, но, по-моему, всё свое выступление в течение... я не засекла, сколько я выступала, десяти минут, наверное, я посвятила именно этому. Предполагаемые законопроектом меры предусмотрены рядом статей 122-го закона, в частности, статьей 153 - сохранение права на предоставление специального транспорта за инвалидами Великой Отечественной войны, а также за другими категориями инвалидов - по закону "О социальной защите инвалидов...". Практически, я уже назвала... Именно работа Комитета по труду и социальной политике позволила увеличить сумму по этой статье в два раза. То есть было запланировано около трехсот пятидесяти миллионов рублей, мы предлагали, конечно, большую сумму, но мы с вами вместе в бюджете на 2006 год утвердили сумму в 700 миллионов рублей. То есть практически на каждом пункте я остановилась очень подробно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кибирев Борис Григорьевич, пожалуйста. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемая Вера Егоровна, ну, раз вы сегодня и за докладчика, и за содокладчика, я прошу ответить мне на такой вопрос. Главный ваш довод в докладе от имени комитета состоит в том, что нет средств на реализацию вот этих новых положений. У меня вопрос по старым положениям. Вот в прошлом году очередь на получение автомобиля для инвалидов составляла девяносто четыре тысячи человек. Средства были выделены на 4 процента, то есть по итогам прошлого года реализация растягивалась на двадцать пять лет. Скажите, пожалуйста, после того, как 700 миллионов рублей выделено в федеральном бюджете на текущий год, а на очереди сто пятьдесят тысяч человек, как вы сказали, через сколько лет последний инвалид получит льготу от государства в виде автомобиля? Через сколько лет закончится эта очередь? ОСЬКИНА В. Е. Спасибо за вопрос, Борис Григорьевич. Я не могу вам сказать, через сколько лет последний инвалид получит спецавтотранспорт. Я еще раз подчеркиваю, что в законопроекте все те, кто встал на очередь на спецавтотранспорт до 1 января 2005 года, то есть до вступления 122-го закона в силу, получат такую возможность. В значительной мере от нас с вами зависит при утверждении федерального бюджета на очередной год размер этой суммы. Я еще раз повторяю, Комитет по труду и социальной политике увеличил предлагаемую правительством сумму в два раза. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемая Вера Егоровна, возможно, я чего-то не понял, но объясните, пожалуйста, следующий факт. С одной стороны, вы сказали, что практически все нормы, предлагаемые законопроектом, уже содержатся в 122-м законе, а с другой стороны, - что он дополнительно потребует 15,5 миллиарда рублей, а может быть, даже и больше. Вот как совместить два эти утверждения? И если он все-таки потребует средств, то на реализацию каких именно норм? Спасибо. ОСЬКИНА В. Е. Спасибо, Олег Николаевич. Может быть, я неточно выразила свою мысль, может быть, вы не так меня услышали, но я сказала, что некоторые льготы, предлагаемые в данном законопроекте, уже учтены. Расширение же круга дополнительных льгот - возвращение к нормам законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", действовавшим до 1 января 2005 года, как раз значительно увеличивает эту сумму расходов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Егоровна, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Ближина Любовь Фёдоровна, потом Смолин Олег Николаевич. БЛИЖИНА Л. Ф. Борис Вячеславович, вы извините меня, я всегда поднимаю руку, но вы мне почему-то слова не даете. Я тоже поднимала руку, чтобы задать вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы сейчас выступать будете? Пожалуйста. БЛИЖИНА Л. Ф. Я скажу несколько слов. Уважаемая Вера Егоровна, мне хочется высказать свое мнение: все наши рассуждения, расчеты, выкладки неизбежно возвращают нас к вопросу о федеральном бюджете в качестве источника финансирования. А финансовый год уже начался. Почему бы нам не обратиться за помощью, например, к распорядителю Пенсионного фонда или, скажем, не поднять ставку налога на баснословные прибыли и предметы роскоши некоторых наших сограждан? Это могло бы помочь восстановить хотя бы часть льгот, о которых мы теперь говорим, или иных, ликвидированных 122-м федеральным законом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Спасибо, уважаемый Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, я тем не менее просил бы Государственную Думу поддержать этот законопроект в первом чтении на основании следующих аргументов. Позиция первая, что касается норм, которые вроде как уже действуют по закону номер 122, включая автотранспорт для инвалидов Великой Отечественной войны. Вопрос Бориса Григорьевича лучше всего показал, что когда это не действующий закон, а, что называется, наследие прошлого закона, в этом случае денег выделяется столько, что непонятно, когда последний из инвалидов Великой Отечественной войны получит эти средства и доживет ли он до того времени, когда сможет их получить. Второе, что касается новых предложений по сравнению со 122-м законом. Я напомню, что, например, скидка в размере 50 процентов стоимости проезда на междугородном транспорте предполагается членам семей погибших. Я не знаю, как к вам, коллеги, а ко мне регулярно обращаются люди, которые говорят: помоги найти деньги, для того чтобы съездить на могилу погибшего. Наверняка и у вас те же проблемы. Этим законопроектом мы могли бы хотя бы отчасти эту проблему снять. Третье, что касается транспортных льгот для проезда к месту лечения. В рамках социального пакета, как известно, предусмотрена оплата проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно. Здесь же вопрос ставится шире - не только к месту санаторно-курортного лечения, но к месту лечения вообще. Уверяю вас, часто для того, чтобы доехать до необходимой больницы, инвалиду первой группы или ребенку-инвалиду требуются средства не только на себя, но и на лицо, его сопровождающее, что и предусмотрено авторами этого законопроекта. И последнее, что касается денег. Коллеги, я напомню, что мы можем либо ввести этот закон с 2007 года, либо поступить так, как поступает наше правительство. Напомню, что ежегодно основные параметры федерального бюджета пересматриваются, в том числе и в этом году (извините, в прошлом году, - всё еще не могу привыкнуть к тому, что сейчас уже новый год), в 2005 году первоначально профицит федерального бюджета предусматривался в 278 миллиардов, а потом оказался 1440 миллиардов, то есть приблизительно в пять раз больше. Из профицита бюджета этого года в 776 миллиардов рублей, которые наверняка тоже будут пересматриваться в сторону увеличения, 15 миллиардов - это не такие уж великие проблемы. Поэтому я прошу поддержать законопроект в первом чтении, ну а дальше, при подготовке ко второму чтению, можно усовершенствовать его юридическую форму. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все желающие выступили. Есть ли... Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Олег Николаевич уже изложил аргументацию, которую фракция "Родина" целиком и полностью разделяет. Хотелось бы добавить только одно: действительно, принципиальные вещи зависят от параметров, которые закладываются в федеральный бюджет. Однако те обязательства, которые на себя брало правительство, в частности при рассмотрении 122-го закона, совершенно не выполняются. Если говорить об обеспечении тех же самых участников войны транспортом, то не кто иной, как господин Зурабов на паях с Кудриным с правительственной трибуны объяснял, что практически все проблемы в этой части уже закрыты и то, что осталось закрыть, будет сделано в течение буквально полутора-двух лет. Не знаю, как по другим территориям, по Астраханской области из числа участников войны, стоящих на очереди на получение транспорта, соответствующим правом в уходящем, юбилейном году воспользовались 3 процента от тех, кто в этой очереди из числа участников войны стоит. То есть, видимо, оставшиеся закроют очередь где-то году так к 2035-2040-му, когда мы будем праздновать дату, приближающуюся к столетию с момента завершения Великой Отечественной войны. Поэтому очевидно, что все ссылки на федеральный бюджет в данном случае выглядят просто как обычный наш парламентский пинг-понг, когда в зависимости от того, что за вопрос рассматривается, идет ссылка на другие документы, не входящие в повестку дня. Фракция "Родина" целиком поддерживает данный законопроект и предлагает депутатам Государственной Думы за него сегодня проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все желающие выступили. Есть ли необходимость выступить у полномочного представителя президента? У полномочного представителя правительства? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 02 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1% Результат: не принято Не принято.