Заседание № 120

15.10.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 205599-6 "О внесении изменений в статью 17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части увеличения санкций)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3839 по 4205 из 6683
Так, коллеги, идём дальше. 18-й вопрос, проект федерального закона "О           
внесении изменений в статью 17.1 Кодекса Российской Федерации об                
административных правонарушениях (в части увеличения санкций)". Доклад          
депутата Государственной Думы Сергея Владимировича Иванова.                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Добрый день, уважаемые коллеги! Данный законопроект с таким        
скучным названием, которое огласил уважаемый Александр Дмитриевич, касается     
каждого из вас, а именно он касается тех ответов на вопросы, которые вы         
получаете или, как правило, не получаете, обращаясь в органы государственной    
власти за какой-либо информацией или просто реагируя, как депутаты, на          
нарушение прав граждан, - то есть делая всё то, что мы с вами должны делать и   
делаем по закону о статусе депутата.                                            
                                                                                
Как вы помните, после выборов в Государственную Думу власть очень сильно        
испугалась и приняла довольно значительные, очень значительные изменения,       
увеличив штрафы за нарушение порядка проведения митингов, шествий,              
демонстраций и так далее. В ответ на это я и депутат от фракции "ЕДИНАЯ         
РОССИЯ" Костунов внесли два разных законопроекта: он написал законопроект, в    
котором устанавливал увеличение штрафов за непредоставление депутату            
соответствующей информации, ну а я просто-напросто решил, что раз должностное   
лицо один раз уже оштрафовали, то если чиновник повторно это делает, то есть    
не отвечает на запросы депутата, его можно в принципе и дисквалифицировать.     
После этого нам сказали: "Ребята, а не могли бы вы объединиться? Жалко          
чиновников - что их увольнять!" Ладно, думаем, штраф-то небольшой сейчас, он    
от 1 тысячи рублей до 2 тысяч, по нынешним временам не бог весть какая сумма,   
тем более для чиновников (я для сравнения скажу, штраф по административному     
кодексу за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан составляет от 5     
тысяч до 10 тысяч рублей), поэтому мы решили поднять эту сумму и сделать от     
10 тысяч до 20 тысяч рублей. Мы посчитали, что в принципе это должно            
стимулировать чиновников внимательно рассматривать депутатские запросы и        
отвечать на них, как написано в законе о статусе депутата. Казалось бы, чего    
проще? Однако нам сначала сказали, что всё хорошо, а потом решили, что всё      
плохо, и предложили законопроект отклонить.                                     
                                                                                
В заключении моего любимого комитета, в котором я состою, написано, что         
непонятно, что это за законные требования члена Совета Федерации или депутата   
Госдумы. Уважаемые коллеги, для тех, кто не понял, объясняю: это не             
требование пересадить своего помощника из экономического класса в               
бизнес-класс - это незаконное требование, мы про это не говорим, мы говорим о   
выполнении тех требований и полномочий, которые прописаны в законе о статусе    
депутата Государственной Думы, за что, в конце концов, всем нам платят          
деньги, вот и всё.                                                              
                                                                                
Поскольку сейчас никто из нас практически не обращается в прокуратуру с целью   
наказать того или иного чиновника за то, что ответ на депутатский запрос        
подписан не им, а его заместителем, в то время когда он не в отпуске, или       
вообще в связи с тем, что сроки нарушены, мы и предложили немножечко их         
стимулировать, так скажем, экономическим методом. Не получается - "ЕДИНАЯ       
РОССИЯ" в который раз не хочет наводить порядок в стране! Тогда что толку       
приводить сюда министра внутренних дел? Вы ему будете писать запросы, вам       
будут приходить или не приходить ответы, которые ни о чём не говорят, вообще    
ни о чём, - вы этого хотите? Ну предложите другой вариант какой-нибудь, пока    
вы не узнаете, что это за законные требования! Фракция ЛДПР знает и             
предлагает всем фракциям законопроект поддержать. Кто не хочет этого делать -   
ребята, пеняйте тогда на себя! В конце концов, ещё раз говорю, авторитет        
Государственной Думы надо повышать, и повышать его нужно реальными делами.      
Любая власть - это возможность наградить или наказать, в том числе и            
законодательная власть, и если о нас, извините за выражение, вытирают ноги      
чиновники любого практически уровня, начиная с районного звена, то о чём        
тогда дальше говорить? Вы не хотите даже элементарных вещей сделать, вам        
статистика требуется - как, дескать, ёлки-палки, это поможет стимулировать      
чиновников, видите ли, статистика не приведена!                                 
                                                                                
Если сейчас вы с чистым сердцем проголосуете за то, чтобы наших граждан         
штрафовали на 3 тысячи за то, что они курят, отойдя не на 15 метров от          
железнодорожного вокзала, а на 14,5 метра, - это нормально? По всей Европе      
смолят где хотят и никого за это не штрафуют, а вы сейчас будете за это         
ответственность устанавливать! Зачем злить народ? Вы, если хотите, чтобы люди   
курить бросили, вместо вот тех страшных глупых картинок, которые на пачках      
сигарет есть, напишите: "Доход от продажи этих сигарет пойдёт в фонд "ЕДИНОЙ    
РОССИИ" - девяносто процентов курить бросят! Вот это эффективные методы         
борьбы! Вы этого не делаете... (Микрофон отключён.)                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад члена Комитета по конституционному               
законодательству и государственному строительству Владимира Александровича      
Поневежского.                                                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция ""ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! После пафосного              
выступления Сергея Владимировича трудно выступать, но тем не менее.             
                                                                                
Законопроект направлен на ужесточение административной ответственности          
должностных лиц за несоблюдение сроков предоставления информации и              
направления ответов на официальные запросы члена Совета Федерации или           
депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В     
этих целях законопроектом предлагается увеличить максимальный размер штрафа     
для должностных лиц за невыполнение законных требований члена Совета            
Федерации или депутата Государственной Думы, а также за несоблюдение            
должностным лицом сроков предоставления информации члену Совета Федерации или   
депутату Госдумы, установив штраф за нарушения, предусмотренные статьёй 17.1    
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях                
"Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата           
Государственной Думы". Авторами законопроекта указывается, что предлагаемые     
изменения будут способствовать обеспечению соблюдения требований дисциплины     
должностными лицами относительно исполнения законных требований членов Совета   
Федерации, депутатов Государственной Думы и повышению эффективности их          
работы.                                                                         
                                                                                
Ну вот, несмотря, как я уже сказал, на такое пафосное выступление Сергея        
Владимировича, как бы там ни было, комитет отмечает, что тем не менее           
целесообразно авторам законопроекта всё-таки уточнить, что имеется в виду,      
когда говорится о законных требованиях члена Совета Федерации или депутата      
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Кроме этого, следует отметить, что внесение изменений в действующую норму       
законодательства об административных правонарушениях, предусматривающих         
значительное усиление административной ответственности, предполагает наличие    
статистических данных, нравится это нам или не нравится. Для того чтобы         
принимать такие, будем говорить, фундаментальные изменения в Кодекс об          
административных правонарушениях, необходимы именно статистические данные,      
которые свидетельствовали бы о нарушениях данной нормы, необходим анализ        
судебной практики по фактам её применения, однако этого нет. Должен вам         
сказать, обзор судебной практики показывает, что рассмотрение аналогичных дел   
об административных правонарушениях судьями общей юрисдикции позволяет          
выявить лишь единичные случаи невыполнения законных требований члена Совета     
Федерации или депутата Государственной Думы, по результатам рассмотрения        
одного дела было вынесено определение о возвращении протокола об                
административном правонарушении и других материалов в соответствующий орган.    
                                                                                
К тому же при увеличении санкций за правонарушения в указанной сфере следует    
учитывать соразмерность наказаний, предусмотренных предлагаемой к изменению     
статьёй, а также представляется необходимым установить минимальные и            
максимальные размеры предлагаемых санкций в соответствии с правилами            
соразмерности и дифференцированности подхода к различным частям изменяемой      
статьи кодекса.                                                                 
                                                                                
Аналогичные замечания содержатся и в заключении Правового управления Аппарата   
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
На основании изложенного предлагаем указанный законопроект отклонить. Фракция   
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" точно так же считает: данный законопроект необходимо            
отклонить.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Владимир Александрович, всё-таки хотелось бы услышать:   
комитет согласен с тем, что это явление присутствует в нашей жизни, или же      
для того, чтобы доказать это комитету, требуется всё-таки собрать какую-то      
статистику? Я понял, что у комитета своей статистики нет и отрицательной        
практики работы тоже нет, но я должен разочаровать вас и сказать, что в         
отношении нас, я имею в виду фракцию КПРФ, как оппозиционную, повсеместно,      
вообще говоря, подобное замалчивание, отсутствие своевременных ответов или      
ответы приходят с уровня, который на два-три порядка ниже инстанции, у          
которой запрашивали информацию, - ну это практика сегодняшней жизни, и надо     
что-то делать в этом плане. Если у вас есть другой опыт и вы можете             
поделиться им, то хотелось бы услышать об этом и вообще узнать мнение           
комитета.                                                                       
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Ну, по-видимому, проблема есть, я с вами согласен, но для     
того, чтобы её решить именно в законодательном русле, изменить закон,           
действительно необходимо, чтобы авторы законопроекта представили хоть           
какую-то минимальную статистику или, например, информацию о том, сколько было   
обращений в те или другие органы, сколько ответов, где имеется решение суда     
либо привлечение к ответственности, какие-то другие данные. Но этого же         
ничего нет, есть только голые рассуждения, и всё, понимаете? Поэтому комитет,   
признавая, что проблема есть и её нужно обсуждать, тем не менее считает, что    
для того, чтобы обсуждать, должна быть какая-то фактура, которой нет.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Сергею Владимировичу.                            
                                                                                
В принципе в законопроекте правильно поставлен вопрос, и я законопроект         
поддержу, но не кажется ли вам, что надо не только увеличить размеры штрафов,   
но и доработать саму процедуру получения ответов? Например, в законопроекте о   
федеральном бюджете часто встречается столько цифр огромных без раскрытия       
информации, куда средства будут направлены, скажем, есть строка: 600            
миллиардов рублей - на другие вопросы в области экономики. И как за него        
можно голосовать? А если мы ставим вопрос, что же это такое - "другие", то у    
нас всего десять дней на получение ответа - это срок от постановки вопроса до   
принятия закона Госдумой. Не считаете ли вы, что, может быть, по ряду           
вопросов, связанных с законами и их принятием, надо сократить срок получения    
ответа с тридцати дней хотя бы до десяти? А то мы принимаем закон, а потом      
оказывается, что мы приняли то, что нельзя было принимать.                      
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Владимир Николаевич, но в этом законопроекте к срокам у нас нет    
претензий, нам бы добиться, чтобы хотя бы в тридцатидневный срок мы получали    
ответы от того, от кого положено. Вы же знаете, что все наши прежние попытки    
направить запрос, используя протокольное поручение, были связаны с тем, что     
депутату и в тридцатидневный срок не отвечают, а вот информация по              
протокольному поручению приходит быстрее, в пятнадцатидневный срок, и ответ     
адекватнее. Установить форму ответа, я считаю, не представляется возможным,     
поскольку каждый отвечает так, как считает нужным, поэтому речь идёт именно о   
дисциплине, чтобы хотя бы ответил в срок и тот, кто это обязан сделать.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куликов Александр Дмитриевич, пожалуйста.                 
                                                                                
КУЛИКОВ А. Д. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                    
                                                                                
Владимир Александрович, должен сказать, что тринадцать лет назад впервые в      
этом зале прозвучали слова о необходимости усиления ответственности за          
некачественное, непрофессиональное отношение исполнительной власти к            
депутатским запросам и обращениям - реакции никакой не было. В последние        
годы, в Думе пятого и шестого созывов, участились эти возгласы из наших         
депутатских рядов. Если вы не одобряете концепцию законопроекта, тогда, может   
быть, сам комитет возьмёт на себя эту функцию, задачу разработать               
законопроект, который крайне важен для того, чтобы повысить статус и роль       
парламентариев в решении проблем граждан Российской Федерации? Это ведь         
касается как депутатов, так и членов Совета Федерации (вот ушёл Лысков, он      
подтвердил бы это). Ну тогда пусть сам комитет займётся, если вы                
систематически отвергаете инициативы депутатов, причём за последние,            
повторяю, годы достаточно часто, кстати. Как вы относитесь к этому              
предложению?                                                                    
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Как я уже говорил, ещё раз повторю, проблема, конечно,        
есть, я с вами согласен, есть проблема, но для того чтобы принять изменения,    
- я отвечаю авторам законопроекта и вам - нам необходима информация о           
судебной практике. Пожалуйста, мы же не возражаем, пусть авторы законопроекта   
представят, а если не могут сами, давайте попросим аппарат комитета - вот       
Владимир Николаевич здесь сидит - запросить статистику из субъектов, в          
Верховном Суде анализ судебной практики и посмотрим. Если действительно эта     
проблема есть, то можно и совместно внести законопроект, я не возражаю. Я,      
конечно, считаю, что, скорее всего, проблема есть.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Николай Николаевич.                                
                                                                                
ИВАНОВ Н. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Вопрос Сергею Владимировичу Иванову.                                            
                                                                                
Сергей Владимирович, аргументов комитета в основном два - это сложность         
правоприменения и отсутствие статистики. Вот у меня личная статистика. В        
третьем созыве, депутатом которого я был, практически на 100 процентов          
запросов я получал ответы. Сейчас посчитал: до 30 процентов доходит число       
неотвеченных запросов или количество случаев, когда получены не такие ответы,   
которые ждёшь, поэтому закон чрезвычайно важен. Сложность правоприменения и     
отсутствие судебной практики говорят о том, что депутаты просто не хотят        
связываться с чиновниками. Я хотел бы, Сергей Владимирович, вам задать вот      
какой вопрос: не думали ли вы над упрощением механизма применения данного       
закона, дабы он был более эффективен?                                           
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Думали, Николай Николаевич, и даже делали предложения              
Председателю Государственной Думы Сергею Евгеньевичу Нарышкину. Вы знаете,      
что с этого созыва или даже с конца прошлого созыва, не помню, в Госдуме        
внедрили ужасно сложную систему регистрации наших исходящих документов, то      
есть если раньше была система "подписал - отнёс - отправили", то теперь это     
всё проходит в электронной базе. И предложение было очень простое: раз всё      
регистрируется в нашей электронной базе, то если через месяц нет ответа -       
сразу обращаться в прокуратуру с требованием привлечь данного чиновника к       
ответственности, вот и всё. Но оно, как и все наши другие предложения,          
остаётся без ответа. Всё, о чём говорит комитет, статистика и так далее, -      
это всё от лукавого, понимаете? Вы что, думаете, что если какой-то чиновник     
принципиально не хочет отвечать депутату, то после того, как его пятнадцать     
раз оштрафовали, он наконец-то соизволит ответить вовремя, мы дадим             
статистику судебных решений и это повлияет на решение комитета? Да ни в коем    
случае! Это всё просто-напросто отговорки. Сначала было решение, что да,        
можно поднять, потом, к сожалению, решение поменялось, то есть танки            
перестали летать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ищенко Антон Анатольевич, пожалуйста.                     
                                                                                
ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Владимир Александрович, я совершенно согласен с предыдущими           
выступавшими коллегами в том, что ваши аргументы об отсутствии и статистики,    
и судебной практики, и так далее абсолютно несостоятельны. На сегодняшний       
день есть статья 5.59 кодекса, которая предусматривает штраф в размере 10       
тысяч рублей за непредоставление информации простому гражданину. Вот в связи    
с этим вопрос: может быть, мы чем-то провинились как депутаты Государственной   
Думы, члены Совета Федерации - почему статус депутата в пять раз ниже по        
отношению к статусу простого гражданина?                                        
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Антон Анатольевич, я не думаю, что вы конкретно в чём-либо    
провинились. Ну а я нового-то ничего не скажу, я уже ответил на аналогичный     
вопрос, и я вам больше скажу: например, у меня небольшой опыт депутатской       
практики, но я не приведу ни одного примера, чтобы мне кто-либо из чиновников   
не направил ответ, либо ответ был неконкретный, либо он был заволокичен. Ну     
вот в моей практике этого не было, у меня примеров таких нет. Если они у вас    
есть, вы представьте их, мы же не возражаем. Ну ни одного примера же не было    
приведено на обсуждении в комитете, и сейчас я не услышал ни одного примера!    
Я с большим уважением отношусь к Сергею Владимировичу, но мы говорили об этом   
и при обсуждении в комитете, понимаете? Скорее всего, если проблема есть,       
наверное, и примеры есть.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович.                              
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Владимир Александрович, я поддерживаю концепцию         
законопроекта, хотя мне понятна и ваша логика. Знаете, вот откровенно: нам      
приходится довольно часто ставить вопросы на высоком уровне, и на все письма    
на имя премьер-министра за многие годы я ни разу не получил ответа,             
подписанного премьер-министром, на письма, направленные губернаторам, - они в   
областях меняются - редкий случай, когда ответ губернатором подписан. Когда я   
пишу генеральному прокурору, мне присылает ответ зам генерального прокурора о   
том, что они переслали письмо областной прокуратуре, хотя по закону не имеют    
права этого делать, ну и так далее. По существу, прав автор законопроекта,      
есть крупная проблема реально низкого статуса депутата Государственной Думы,    
члена Совета Федерации, а механизмы его укрепления могут быть разные, в том     
числе и тот, который предложен в законопроекте... (Микрофон отключён.)          
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Валентин Степанович, уважаемый, я же ничего нового не         
скажу. Я с вами согласен, наверное, проблема есть и примеры, которые вы         
привели, что отвечает не руководитель, а его заместитель либо пересылает        
куда-то наши запросы, действительно говорят о неуважении к депутатам. Но это    
же всё-таки изменение в закон, в закон об административной ответственности:     
вы же предлагаете поднять, и поднять значительно, штрафы как вид привлечения    
к административной ответственности в отношении тоже высших должных лиц          
практически. Для этого тем не менее необходимо ну хоть что-то, что мы могли     
бы использовать при обсуждении. Вот пояснительная записка - в ней, кроме        
рассуждений, ведь ничего нет, только рассуждения и предложения. Я вам ещё раз   
предлагаю: давайте вернёмся, давайте создадим, если есть такая необходимость,   
рабочую группу в комитете, если Владимир Николаевич поддержит, либо авторы      
законопроекта пусть ещё раз вернутся к этому вопросу и представят нам хотя бы   
минимальное количество решений судов по этому поводу, ведь административная     
ответственность уже есть, вы же предлагаете только поднять санкции.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бычкова Евдокия Ивановна.                                 
                                                                                
БЫЧКОВА Е. И. Уважаемый Сергей Владимирович, законопроект своевременный,        
необходимый, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет поддерживать его, но вот       
здесь все вас упрекают в отсутствии статданных. Николай Николаевич привёл       
свою статистику, а вы-то почему же свою личную статистику не привели, вы же     
многоопытный депутат, много лет работаете?                                      
                                                                                
И ещё вопрос. Вот вы общаетесь со структурами, скажите, если можно, какие       
государственные структуры страдают, так сказать, непредставлением ответов в     
срок и общими ответами?                                                         
                                                                                
И ещё. Владимир Александрович правильно говорит: может быть, все депутаты       
какую-то свою статистику, если она у них есть, соберут и дальше будем           
продолжать разрабатывать эту тему?                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Евдокия Ивановна.                                         
                                                                                
Вы, конечно, мне польстили, назвав многоопытным, но, может быть, именно         
поэтому я и не стал никакую статистику приводить, потому что, если бы я свою    
статистику привёл и показал папку с ответами на обращения, из которых 1         
процент соответствует закону, а 99 процентов не соответствует, мне бы           
наверняка сказали, что это недостаточные основания, надо, чтобы было 99,9       
процента.                                                                       
                                                                                
Потом, это ведь не главное. Когда у нас проходило заседание комитета и во       
втором чтении обсуждались поправки по штрафам к законопроекту о                 
противодействии курению табака, вот того, что сейчас будет обсуждаться в        
третьем чтении, я спросил у представителя министерства: "Вы можете              
представить статистику, что увеличение штрафов за курение в неположенном        
месте приводит к резкому сокращению курения, ещё что-то?" Никакой статистики    
даже близко нет, Евдокия Ивановна! Поэтому всё это просто-напросто... ну,       
надо было что-то написать. Владимир Александрович не виноват, он зачитал        
решение комитета, его не надо трогать, сразу говорю, он хороший депутат, а      
вообще тут всё можно с ног на голову поставить.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, вопросов больше нет? Есть ли желающие выступить?                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Так, пять человек записались. Коллеги, продолжим в 16.00 наше заседание,        
сейчас - перерыв.                                                               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4289 по 4502 из 6683
Так, коллеги, продолжаем обсуждение 18-го вопроса повестки дня. Выступает       
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, вопрос, который поднимается данным            
законопроектом, имеет, на мой взгляд, не просто важное, а принципиальное        
значение.                                                                       
                                                                                
Мы - депутаты и принимаем документы, от которых зависит судьба миллионов        
граждан нашей Родины. Качество законопроектов во многом определяется той        
информацией, которой мы располагаем. При подготовке законопроектов              
действительно приходится обращаться в те или иные государственные структуры,    
чтобы прояснить ситуацию, уточнить положение дел, какую-то динамику. Если мы    
не имеем всей информации, мы можем принять закон, который потом принесёт не     
пользу, а, наоборот, слёзы. К сожалению, нередко мы не только не получаем       
ответ в тридцатидневный срок, как положено по закону, но и вообще его не        
получаем - нам просто отказывают. Например, при подготовке законопроекта о      
Высшем совете по защите нравственности в области телевизионного вещания и       
радиовещания мне пришлось обратиться в Аналитический центр при Правительстве    
Российской Федерации, чтобы уточнить некоторые моменты. К моему удивлению, я    
получил письменный ответ, что этот аналитический центр, который, я думаю,       
работает, в общем-то, на правительство и на страну, как и мы с вами, не даёт    
никакой информации депутатам, хотя я просил не выводы, а просто анализ,         
какую-то динамику определённую, - только по заданиям министров. У меня такое    
впечатление создаётся, что правительство идёт в одну сторону, а депутаты        
Государственной Думы - в другую и между ними нет никаких точек                  
соприкосновения! Я считаю, что должен быть какой-то центр, куда мы при          
подготовке законопроектов могли бы обратиться, чтобы получить нужную            
информацию, динамику, анализ, и использовать эти данные для разработки          
законопроектов. Лучше будет? Конечно, лучше, выиграет вся Россия!               
                                                                                
Другой момент. Нередко нам, депутатам, приходится, поскольку мы выбраны         
большим количеством избирателей, обращаться по каким-то вопросам, например      
чтобы разобрать спорную ситуацию, которая сложилась в семье одного из наших     
избирателей, к прокурору района, к прокурору области, а если вопрос не          
решается, хотя очевидно нарушение закона, - в Генпрокуратуру, куда мы пишем,    
что вопрос разбирался на месте, но там эту проблему решить не могут.            
Неожиданно по запросу депутата Генпрокуратура отправляет дело в областную       
прокуратуру, а областная - в районную, и всё снова по кругу, то есть имеет      
место нарушение закона, но даже депутаты Государственной Думы не могут в этом   
плане ничего предпринять! Наверное, если депутат обращается в какую-то          
федеральную структуру нашей страны, - это уже от нужды, а не от того, что нам   
делать нечего, и, наверное, всё-таки как-то надо повлиять, чтобы эта            
структура сама разбиралась в подобных вопросах, особенно когда нарушаются       
законы.                                                                         
                                                                                
Ну и последний момент. Одно время я работал в Совете Федерации, и у нас там     
был аналитический центр, который помогал с данными, необходимыми для работы     
над законами. Я думаю, нам в Государственной Думе или совместно с Советом       
Федерации тоже необходимо создать такой самостоятельный аналитический центр.    
Полагаю, затраты будут небольшие, а качество законов от этого только            
выиграет.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Хотел бы           
обратить внимание на то, что предусматривается усиление санкций по статье       
17.1 "Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата      
Государственной Думы". Владимир Александрович неоднократно обращал внимание     
на то, что нет статистики и нет анализа судебной практики по применению         
данной статьи. С нашей точки зрения, сам по себе размер санкции для данной      
статьи неважен. Действительно, для ряда статей Кодекса об административных      
правонарушениях важен размер санкций, для того чтобы он играл превентивную      
роль и обязывал другого участника отношений реагировать на законные             
требования, для данной же статьи важен не сам размер санкций, а исключительно   
число случаев привлечения к административной ответственности должностных лиц.   
Действительно, число случаев незначительно. Кажется, Николай Николаевич         
поднимал вопрос о том, что сами участники отношений, то есть депутаты           
Государственной Думы и члены Совета Федерации, не обращаются в судебные         
органы для привлечения к административной ответственности за данное             
правонарушение, хотя привлечение к ответственности за невыполнение требований   
члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в административном     
порядке, несомненно, повлекло бы и привлечение к дисциплинарной                 
ответственности. Мы полагаем, этот институт должен использоваться комплексно,   
и прежде всего через активность депутатов Государственной Думы и членов         
Совета Федерации. Если мы статью не используем, зачем ставить вопрос об         
усилении санкций?                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вячеслав Иванович Лысаков.                                                      
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Я хотел бы посоветовать нашим коллегам, в том числе Сергею Владимировичу        
Иванову - автору законопроекта, как решить очень просто эту проблему:           
переходите во фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ", нам все отвечают. Более семидесяти       
процентов лично моих запросов заканчиваются положительным решением.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Петрович Синельщиков, пожалуйста.                                          
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Конечно, это проблема оппозиционных фракций, это совершенно   
очевидно, но мы останемся всё-таки в своих фракциях, не перейдём мы никуда,     
это понятно. Но я хотел бы обратить внимание на другое, на то, что              
депутатский запрос - сегодня наиболее эффективная и практически единственная    
форма депутатского контроля. Фракция за усиление санкций, так как это способ    
повышения значимости такого правового средства, как депутатский запрос. К       
сожалению, как верно отмечалось сегодня, практика привлечения к                 
административной ответственности по этой статье крайне скудна. Между тем        
материалы нашей фракции свидетельствуют о том, что имеются многочисленные       
примеры, когда ответы дают не те должностные лица, даётся ответ не на все       
вопросы депутата, нарушаются сроки предоставления ответа либо в отдельных       
случаях ответы вообще не направляются. Ответственность должна быть не только    
серьёзной, но и, конечно же, неотвратимой. Что для этого необходимо сделать?    
Прежде всего, я полагаю, комитет Владимира Николаевича Плигина должен           
проанализировать практику. Сделать это достаточно просто, получив у депутатов   
соответствующую информацию. Надо дать понятие "невыполнение законных            
требований" в кодексе, об этом тоже говорили, это элементарно, и это            
необходимо сделать. Надо установить алгоритм действий депутатов в таких         
случаях - предложения, которые высказывались, не совсем основаны на законе.     
Кроме того, необходимо передать полномочие по возбуждению таких дел             
прокурору, сейчас же их возбуждают органы внутренних дел, а это вообще          
смешная ситуация, ведь мы в суд-то не можем обратиться, Владимир Николаевич,    
мы можем пойти к полицейскому и сказать: "Слушай, составь протокол в            
отношении своего начальника - областного управления внутренних дел и            
направь-ка дело на него в суд, потому что он мне не даёт ответ". Ну и           
наконец, надо всё-таки существенно усилить ответственность путём установления   
более серьёзного наказания, например в виде увольнения чиновника с должности.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович.                                   
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я слушала вот    
эту полемику и думаю, что мы все прекрасно понимаем, в чём дело: одни           
лукавят, другие голову опустили, потому что всё равно ничего не сделаешь.       
Сергей Владимирович тоже понимает, что закон не будет принят, но тем не менее   
он обозначил проблему, и проблему очень важную. Я хочу сказать, что дело не     
только в том, оппозиционная партия или правительственная, дело в том, что       
роль парламента никакая совершенно, в том, что люди нас не уважают, вот в чём   
дело-то! И кто в этом виноват? Да мы сами и виноваты, больше никто,             
абсолютно! Почему так формируется Государственная Дума? Почему фракция          
"ЕДИНАЯ РОССИЯ", притом что многие, очень многие понимают, что такой-то закон   
ненужный, неправильный, голосует за? Потому что так велели, потому что их в     
список вносят! Что же нам делать, как поднять роль Государственной Думы в       
целом? Мы позволяем журналистам всё что угодно писать. Они кричали, кричали о   
том, что у нас флаги на машинах, что у нас эта льгота, - и что в итоге? Вот     
мне приходится четыре-пять часов в день ехать на работу и с работы - что        
хорошего в этом? Нам нужно добиться, чтобы наши законы принимались, чтобы       
людям было лучше жить, а мы начинаем слушать то, что скажут средства массовой   
информации и так далее.                                                         
                                                                                
То, что ребята сейчас, выступая, говорили, - я это тысячу раз повторяла. Вот    
сейчас мне так нужны были сведения о том, сколько у нас детей, многодетных      
семей, сколько ветеранов жильём не обеспечены, а мне что из Минтруда            
ответили? "А мы ещё не собрали сведения из регионов". Это в течение месяца,     
извините! В Росимуществе говорю: "Можно хотя бы поговорить с руководителем? У   
нас очень важный вопрос в регионе", - и так и не добилась никакого разговора!   
Ну кто в этом виноват?!                                                         
                                                                                
У нас правители - это наши отцы, они к нам приходят, зная, какие им вопросы     
тут зададут, всё они знают. Бюджет - да как можно не принять, ведь надо!        
Закон, который внесло правительство, - да кто мы такие, чтобы его править или   
не принимать?! Начинают: голосуйте за... Мы зачем сюда пришли?! Знаете,         
иногда просто обидно - стоишь перед людьми и видишь такое неприятие, а ведь     
это парламент страны! Посмотрите, в Соединённых Штатах не проголосовала         
нижняя палата - до сих пор ничего не может президент сделать, а мы не хотим     
поднимать роль парламента и депутатов, и избираемся не так, как положено, и     
даже здесь голосуем зачастую не так, как считаем нужным! В суды нас             
отправляют - да когда нам судиться, вы что?! Если бы комитет был                
заинтересован в том, чтобы наказывать хотя бы тех, кто не исполняет закон, он   
сам собирал бы эти сведения... (Микрофон отключён.)                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович, будете выступать? Нет. Александр Юрьевич? Нет.              
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Ну, уважаемые коллеги, как только что сказала Тамара Васильевна,   
конечно, никаких иллюзий по поводу принятия данного законопроекта я не          
испытывал, хотя сначала мне показалось, что его вроде бы должны принять,        
поскольку, как я вам уже напоминал, было два законопроекта, потом мы            
объединили их и внесли один законопроект.                                       
                                                                                
И вот мой ответ как раз Вячеславу Ивановичу Лысакову на вопрос, почему я не     
собираюсь идти в вашу партию: вам, наверное, разрешают какие-то запросы         
писать, а какие-то не разрешают, поэтому вам на все и отвечают, а потом, если   
не разрешают, вы пишете отзывные письма. Это первое.                            
                                                                                
Второе. Владимир Николаевич тоже прекрасно знает историю данного                
законопроекта и когда говорит: "Зачем вводить норму, которая не                 
применяется?"... Вы тоже прекрасно знаете, Владимир Николаевич, что есть        
психология безбилетного пассажира, который считает, что лучше один раз          
заплатить штраф и потом весь месяц ездить бесплатно, - вот здесь та же самая    
ситуация. Такая же ситуация и с гаишником, который не станет реагировать на     
правонарушение, за которое предусмотрено всего лишь предупреждение. Именно      
поэтому никто не хочет связываться и с чиновником, которому всё это будет       
стоить, ну, так скажем, 1 тысячу рублей, если вдруг такое случится.             
                                                                                
Юрию Петровичу Синельщикову хочу сказать, что в принципе мы изначально          
предлагали именно дисквалификацию за повторное нарушение вот этого правила,     
но, ещё раз говорю, нас попросили, сказали, что, мол, давайте сделаем           
совместный законопроект, он будет принят и мы повысим роль парламента.          
                                                                                
Ну и последнее, уважаемые коллеги. Ещё раз говорю, мы не для себя ведь          
стараемся, мы хотели, чтобы была какая-то ответственность, если парламентарию   
не отвечают или отвечают неправильно, не в срок, игнорируют, для всех как       
лучше хотели, но, к сожалению, вы нас в этом плане не поддерживаете. Ну что     
ж, ладно.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Плигин, будете выступать, нет? Спасибо.                     
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5674 по 5691 из 6683
18-й вопрос. В первом чтении голосуется проект федерального закона "О           
внесении изменений в статью 17.1 Кодекса Российской Федерации об                
административных правонарушениях (в части увеличения санкций)".                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              187 чел.41,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    187 чел.                                          
Не голосовало                 263 чел.58,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.