Заседание № 127
16.11.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 205577-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по защите земель сельскохозяйственного назначения".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5637 по 5809 из 6769
Коллеги, я хочу вас тоже попросить. У нас здесь представитель Белгородской областной Думы, докладчик по пункту 34, не возражаете, если мы этот вопрос рассмотрим, чтобы отпустить сегодня представителя с уже решенным вопросом? Не возражают. Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по защите земель сельскохозяйственного назначения". Доклад Селивёрстова Юрия Ивановича, представителя Белгородской областной Думы. Пожалуйста, Юрий Иванович. СЕЛИВЁРСТОВ Ю. И., представитель Белгородской областной Думы. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по защите земель сельскохозяйственного назначения". Представленный законопроект направлен на защиту интересов граждан, общества и государства при распоряжении земельными участками, отнесенными к землям сельскохозяйственного назначения, и предприятиями, расположенными на них. Необходимость принятия представленного законопроекта обусловлена тем, что в настоящее время имеется отчетливая тенденция увеличения количества сделок с недвижимостью, направленных лишь на извлечение прибыли, имеющих откровенно спекулятивный характер и не имеющих ничего общего с рациональным и эффективным использованием потенциала указанных объектов гражданских прав. На данный момент законодательством Российской Федерации это не запрещено, поскольку собственники вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, принадлежащим им на праве собственности, по собственному усмотрению. В то же время необходимо иметь в виду, что и предприятия, и земельные участки сельскохозяйственного назначения - это объекты гражданских прав особого рода. Для достижения упомянутой цели законопроектом предполагается запретить собственнику отчуждать принадлежащие ему предприятия и земельные участки на срок до пяти лет и внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации в части сокращения с трех лет до одного года срока, по истечении которого неиспользуемый для сельскохозяйственного производства участок земли сельхозназначения подлежит изъятию у собственника. Если обратиться к замечаниям, которые дали профильные комитеты, хотелось бы отметить следующие моменты. Что касается осуществления регулирования оборота земель сельхозназначения, оно осуществляется исходя из публичных целей и защиты законных интересов других лиц, для которых данная земля является источником для существования. Принятие предлагаемого изменения, с нашей точки зрения, позволит отсеить экономических субъектов, целью приобретения которыми предприятий и земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения является не продолжение осуществления деятельности предприятий и не использование земельных участков для сельхозпроизводства и иной допустимой деятельности, а перепродажа указанных объектов и получение в результате нее прибыли. Такое отсеивание субъектов в целом позитивно скажется как на интересах граждан, так и на экономической ситуации в государстве, позволит определенным образом ее стабилизировать. Прошу депутатов поддержать предложенный нами законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, пока присаживайтесь. Содоклад Геннадия Васильевича Кулика. С места, Геннадий Васильевич? Включите микрофон. КУЛИК Г. В. Миссия сегодня не очень приятная у комитета. К сожалению, в той редакции, которая предложена, комитет не может поддержать данный законопроект. Почему? Первое. По каким причинам не используется земля, которая может быть по решению местных органов изъята у собственника? Мы на сегодняшний день не используем в сельском хозяйстве всего 21 миллион гектаров, потому что у нас нет ни сил, ни техники для использования этих земель. Она изымается или нет? Что значит "использована"? Скажем, я имею в собственности землю, содержу на этой площади две, три, десять голов скота и считаю, что я ее использую, хотя она используется неэффективно. Поэтому правильное совершенно требование о том, чтобы повысить ответственность за неиспользование земли, если мы в таком виде этот закон примем, не просто породит массу жалоб, а, я не знаю, будут очереди в судах, потому что не прописаны точно все эти положения, по которым можно лишать права собственности владельца земельного участка. И еще есть одна проблема, типичная для наших крупных предприятий. Все эти крупные предприятия имеют свою землю, которая разделена на паи и которая сегодня в большинстве случаев окончательно не оформлена. Если встанет вопрос об изъятии какого-то земельного участка, то, спрашивается, что, мы равномерно всем гражданам, которые имеют свидетельство на пай, будем уменьшать этот пай или какой-то другой принцип применим? Этого в законе не прописывается, и надо менять очень много законов, которые закрепили, что пай, на который документ выдан в 1992-1993 годах, в количественном плане может уточняться, потому что там прописан только один-единственный случай, в котором это уточнение может быть сделано. В связи с этим, понимая необходимость усиления контроля и того, чтобы граждане, взявшие участки земли, использовали их по целевому назначению, по предложению ряда регионов, в том числе и Краснодарского края, мы подготовили проект закона, по которому хотим увеличить аж в пять раз налог земельный на эти участки, с тем чтобы гражданин, получив такой сигнал, мог или отказаться от земли, или ее передать, или продать, любое принять решение, поскольку он окажется в тяжелом финансовом положении из-за того, что он не использует земельный участок. Другого варианта мы пока не нашли. Поэтому, еще раз повторяю, понимая озабоченность региона, в этом виде мы не можем подержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Один вопрос у Малышкина Олега Александровича. Пожалуйста, включите микрофон. МАЛЫШКИН О. А. Вот, Геннадий Васильевич, уже действуешь, видишь как, уже коррупционную составляющую убираешь. И правильно делаете. Вот сейчас вопрос сразу к представителю Белгорода. Ну хорошо, изымите в пользу какого-нибудь районного фонда, сядет там какой-нибудь глава администрации и будет решать, кому этот участочек отдать. И наверняка ж там поделите всё, как положено. Поэтому вот Геннадий Васильевич тут правильно говорит. Вишь, критика помогла. Еще чуть-чуть от засухи убережетесь, и будет всё нормально. И вопрос: объясните, белгородский товарищ, вот в пользу кого этот участок вы изымать будете? Вы же, наверное, там тендер будете проводить, правильно, нет? Кто будет пользоваться этим? И наверняка там будут присутствовать ваши интересы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Александрович. Мы знаем о большой любви фракции ЛДПР к Белгородской области. Поэтому я прошу представителя Белгородской областной Думы ответить на вопрос, заданный нашим депутатом. СЕЛИВЁРСТОВ Ю. И. Уважаемые коллеги, во-первых, я хотел бы обратить внимание на то, что вносимое нами предложение не является какой-то новацией. Мы просто предлагаем изменить срок целевого использования земель с трех лет до одного года, то есть мы не хотим, чтобы земля простаивала, хотим, чтобы земля работала. А перераспределяться эта земля будет в пользу эффективного собственника, в пользу эффективного инвестора, который придет туда не для того, чтобы забросить ее, чтобы она травой поросла, чтобы люди лишились последнего источника существования, а для того, чтобы вкладывать в эту землю свой труд, свои силы, свои средства, чтобы эта земля работала и давала отдачу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос был один, поэтому присаживайтесь. Кто хотел бы выступить? Депутат Островский, три минуты. ОСТРОВСКИЙ А. В. Спасибо, Любовь Константиновна. Я буквально десять секунд займу. Я считаю, что представителю Белгородской области должно быть стыдно, когда вносится законопроект исключительно в интересах одного лица - губернатора Белгородской области. Губернатор борется с коммерческими структурами на территории области, и ради этого придумывают подобные законопроекты. Поэтому считаю, что нужно отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание у представителей президента и правительства высказаться? Нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я спрашивала, Сергей Юрьевич, кто хочет высказаться, руку надо вовремя поднимать. Мы сегодня дорожим нашим временем, поэтому я вам сейчас откажу, уж извините. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 32 сек.) Проголосовало за 65 чел.14,4% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 70 чел. Не голосовало 380 чел.84,4% Результат: не принято Не принято.