Заседание № 200
13.11.2002
Вопрос:
О проекте федерального закона № 205340-3 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Индией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и торговым делам".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2620 по 2774 из 6653
Коллеги, тогда мы рассматриваем пункт 8 повестки: проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Индией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и торговым делам". Доклад Евгения Леонидовича Забарчука. Пожалуйста. Коллеги, пожалуйста, присаживайтесь. Докладчик на трибуне. ЗАБАРЧУК Е. Л., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение представляется проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Индией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и торговым делам". Договор был подписан в Нью-Дели 3 октября 2000 года. Договор подготовлен Минюстом России с учетом договорной практики Российской Федерации и соответствует международным стандартам в данной области. В разработке проекта договора принимали участие Министерство иностранных дел, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генеральная прокуратура Российской Федерации. Хотелось бы кратко остановиться на основных положениях, характеризующих суть договора. В соответствии со статьей 1 договора граждане и юридические лица одной стороны пользуются на территории другой стороны равной правовой защитой в соответствии с законодательством каждой из сторон. Договор определяет центральные органы сторон. Для Российской Федерации это Министерство юстиции Российской Федерации, для Республики Индии - Министерство права, юстиции и по делам компаний Правительства Индии. Оказание правовой помощи по гражданским и торговым делам в соответствии с договором предусматривает предоставление по запросу информации о действующем или действовавшем законодательстве в соответствующих государствах и о его применении судебными органами, получение показаний от сторон, участвующих в деле, свидетелей и экспертов, проведение судебного осмотра, выдачу судебных поручений, передачу вещественных доказательств, получение экспертных заключений, признание и исполнение судебных решений. В договоре определяется порядок признания официальных документов, устанавливается, что документы, составленные или засвидетельствованные по установленной форме и заверенные официальной печатью судом или другим учреждением юстиции одной стороны, принимаются на территории другой стороны без какого-либо удостоверения и имеют доказательственную силу официальных документов. В договоре подробно регламентированы также вопросы признания и исполнения судебных решений по гражданским и торговым делам, а также решения о возмещении ущерба по уголовным делам. В настоящее время эти решения не признаются и не исполняются на территориях обоих государств. Согласно статье 31 договора он подлежит ратификации. В договоре содержатся положения, затрагивающие основные права и свободы человека, а также устанавливаются иные правила, чем предусмотрены законом. В этой связи, а также поскольку это предусмотрено самим договором и соответственно статьей 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", договор подлежит ратификации. Выделения каких-либо дополнительных средств из федерального бюджета в связи с реализацией договора не потребуется. В заключение хотелось бы отметить, что договор отвечает интересам России, отражает взаимный курс Российской Федерации и Республики Индии на укрепление сотрудничества в области оказания правовой помощи по гражданским и торговым делам. И у Государственной Думы есть все основания принять проект представляемого федерального закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Леонидович, присаживайтесь. Пожалуйста, зампредседателя Комитета по законодательству Павел Викторович Анохин. АНОХИН П. В., фракция "Единство". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и торговым делам, как уже было констатировано, подписан в Нью-Дели 3 октября 2000 года. Указанный документ отвечает интересам российской стороны. Вступление его в силу будет способствовать более эффективному взаимодействию двух стран в правовой сфере. Комитет по законодательству рассмотрел проект на своем заседании и рекомендует принять закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Не уходите с трибуны. Будут ли вопросы у депутатов к докладчикам? Нет. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Пожалуйста, Лукьянов Анатолий Иванович. ЛУКЬЯНОВ А. И. Уважаемые депутаты, проект закона о ратификации договора с Республикой Индией о правовой помощи исключительно важен для нас. Наша парламентская группа, которая сотрудничает с Индией (создан комитет, с которым совместно решаются эти вопросы), как раз столкнулась с тем, что отсутствие этого договора очень остро ощущается в Индии, в наших отношениях с этой страной. Практически получилось так, что... Наверное, все помнят, как было дело с летчиками, которые попали в нелегкую ситуацию, и отсутствие этого договора, отсутствие ратифицированного договора очень остро сказалось на наших отношениях, и пришлось действовать на самом верху во взаимодействии с Президентом Индии по этим вопросам. Поэтому тщательный анализ этого международного акта показывает, что Дума поступит правильно, если ратифицирует этот важнейший договор между великими странами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть еще желающие выступить? Так, Будажапов, пожалуйста. Коллеги, последний, потому что я запись не проводил, не было рук. Пожалуйста, Сергей Пурбуевич. БУДАЖАПОВ С. П., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Ну, я конкретно не адресую свой вопрос, меня удовлетворит любой ответ - или заместителя министра, или заместителя председателя комитета. Аналогичный договор в отношении России и Монголии готов и даже был представлен в Госдуму. Хотелось бы услышать, находится ли в работе сейчас, уже после дополнительной проработки, соответствующий договор между Россией и Монголией? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, кто ответит? Пожалуйста. ЗАБАРЧУК Е. Л. Если позволите, заместитель министра юстиции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. ЗАБАРЧУК Е. Л. В сентябре состоялся визит и был подписан протокол к указанному договору. Основанием для задержки ратификации документа послужило отсутствие упоминания о возможности применения смертной казни к гражданам, которых передают из одного государства в другое. В ближайшее время этот договор будет вынесен на рассмотрение Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. У представителя Президента нет замечаний, у Правительства - нет. Коллеги, я ставлю на голосование в рамках "часа голосования". Кто за то, чтобы принять федеральный закон о ратификации этого договора? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 15 сек.) Проголосовало за 358 чел. 79,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел. 20,2% Результат: принято Принимается.