Заседание № 224
18.04.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 205115-4 "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в части, касающейся исчисления пенсионного капитала для лиц, занятых на работах в условиях радиационной вредности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3907 по 4131 из 5931
Пункт 17. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Доклад представителя Государственной Думы Томской области Владимира Георгиевича Долгих. Пожалуйста, Владимир Георгиевич. ДОЛГИХ В. Г., представитель Государственной Думы Томской области. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы России! Я представляю в Думе Томской области город Северск, закрытое административно-территориальное образование, где находится одно из крупнейших предприятий Росатома - Сибирский химический комбинат, или, как его порой называют, Росатом в миниатюре, фактически все производства там есть. Именно проблемы, с которыми столкнулись ветераны Сибирского химического комбината и фактически все ветераны атомной отрасли в целом, были обобщены областной Думой, и мы вышли с законодательной инициативой, которая предлагается вашему вниманию. Пенсионное законодательство Советского Союза в своё время предусматривало для работающих во вредных условиях труда максимальный размер пенсии 140 рублей при стаже пятнадцать - двадцать лет и 160 рублей при стаже более двадцати лет. Это значительно отличало льготные пенсии того времени от пенсий по общим основаниям, и люди сознательно шли работать во вредные условия труда, рискуя своим здоровьем и рассчитывая в будущем получить от государства соответствующую компенсацию в виде повышенной пенсии. В результате мы получили вполне успешно развивающуюся, даже в нынешних условиях, атомную отрасль с конкурирующими технологиями. О ядерном оружии и других успехах тогдашнего Средмаша, а затем Минатома вы все прекрасно знаете. Вместе с тем пенсионное законодательство, действующее на территории Российской Федерации, по размеру пенсии уравнивает всех пенсионеров - работавших во вредных условиях труда (списки № 1 и № 2) и работавших в нормальных условиях. В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер пенсии зависит только от стажа работы, средней зарплаты пенсионера и средней зарплаты по Российской Федерации. Подобное уравнивание размеров пенсий работавших в разных условиях труда фактически означает отказ государства от своих гарантий компенсации потери здоровья во вредных условиях более высоким уровнем пенсии и создаёт социальную напряжённость среди работников отрасли. Вот здесь сегодня очень хорошо говорили о марше несогласных, в котором участвовало пятьсот... или сколько там человек? У нас буквально 5 апреля состоялся огромный для стотысячного города митинг, на митинг вышли более двух тысяч человек и об этом говорили. Ну и что же мы предлагаем? Свою роль в дифференциации размера пенсии граждан, вышедших на пенсию до 1 января 2002 года, могла бы сыграть более высокая пенсия для людей, работавших во вредных условиях. В статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношение средней зарплаты застрахованного лица к средней зарплате по Российской Федерации устанавливается в размере не выше 1,2, однако здесь же сделано исключение для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: для них эта величина составляет 1,4-1,9. С учётом вышеизложенного мы предлагаем дополнить указанную статью нормой об установлении соответствующего коэффициента, равного 1,9, для работников атомной промышленности, вышедших на пенсию до 1 января 2002 года. На проект федерального закона поступило тридцать два отзыва из законодательных органов государственной власти субъектов России. Из них в двадцати отзывах принятие законопроекта поддерживается, в шести отзывах указывается на отсутствие по нему замечаний и предложений, в шести отзывах принятие законопроекта не поддерживается. Мы внимательно рассмотрели замечания правительства и Государственной Думы. Главное, не подсчитана цена вопроса. Как можно это сделать, честно говоря, неясно. Атомная отрасль секретная, мы писали и в правительство, и президенту, однако исчерпывающего ответа так и не поступило. Вторая причина - нет денег в Пенсионном фонде. Возможно это и так, но это не значит, что государство должно уходить от своих обязательств, в то же время находя средства на иные цели, о которых сегодня говорилось в этом зале. И непонятны также возражения, касающиеся выборочности законопроекта: мол, атомщикам можно, а другим нельзя, имеются в виду те, кто работает во вредных условиях. А значит, как по классику Островскому: не доставайся ты никому. Закона же о профессиональных пенсиях, о котором говорится, который очень ждут на местах и о котором депутат Исаев, приезжая к нам в Томск накануне выборов в областную Думу, говорил, что в этом году мы его получим, пока нет. В результате люди, положив, так сказать, своё здоровье, находятся в страшном неведении. Хотя здесь на заседании комитета говорилось, что закон будет более-менее быстро разрабатываться, к сожалению, этого нет. Возможно, вы и не готовы сегодня восстановить справедливость в отношении атомной отрасли, так давайте это сделаем в рамках всей системы профессиональных пенсий, не уходя от проблемы и не пытаясь увидеть здесь всякое отсутствие проблемы. У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад от Комитета по труду и социальной политике Васильева Владимира Алексеевича. Пожалуйста, Владимир Алексеевич. ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект предусматривает установить льготный порядок оценки пенсионных прав для лиц, вышедших на пенсию до 1 января 2002 года и работавших в условиях радиационной вредности. Действующий общий порядок оценки пенсионных прав предусматривает использование для проведения такой оценки ряда показателей и ограничений. Одним из таких ограничений, как сегодня уже говорилось, является отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, которое учитывается в размере не выше 1,2. В законопроекте предлагается для указанной категории граждан учитывать такое соотношение в повышенном размере - 1,9. В случае реализации такого предложения размеры трудовых пенсий для указанной категории граждан могут быть повышены. Но, рассматривая такое предложение, следует отметить, что положения статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" направлены на сохранение ранее приобретённых пенсионных прав и пенсионное законодательство не предусматривает разные подходы к оценке пенсионных прав в зависимости от вида деятельности застрахованных и их профессиональной принадлежности. В действующем законодательстве существуют другие подходы. С учётом характера и условий труда для граждан, работающих в тяжёлых и вредных для здоровья условиях труда, включая работников ядерного оружейного комплекса, Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. В соответствии с указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" от 23 августа 2000 года № 1563 для специалистов ядерного оружейного комплекса устанавливается дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение. Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год" в текущем году предусмотрено финансирование в сумме 1 триллион 650 миллионов рублей выплат дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса, при выходе их на трудовую пенсию. Вопросы совершенствования пенсионного законодательства и страхования отдельных профессиональных категорий с учётом характера и особенностей их трудовой деятельности в дальнейшем могут быть решены с принятием нового федерального закона о профессиональных пенсионных системах, проект которого принят Государственной Думой в первом чтении. По проекту федерального закона поступило тридцать два отзыва. Из них в двадцати отзывах принятие законопроекта поддерживается, в шести указывается на отсутствие замечаний, в шести принятие не поддерживается. А из высших исполнительных органов госвласти субъектов Российской Федерации поступило сорок шесть отзывов. Из них в тридцати принятие законопроекта не поддерживается. По итогам рассмотрения Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике принял решение рекомендовать Государственной Думе отклонить при рассмотрении в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Прошу записаться. Покажите, пожалуйста, результаты записи. Смолин Олег Николаевич, ваш вопрос. КИБИРЕВ Б. Г. Кибирев по карточке Смолина. У меня вопрос к содокладчику. Уважаемый Владимир Алексеевич, наверное, когда вы анализировали этот закон и делали по нему заключение, вы вспомнили о том, что у нас коэффициент замещения пенсий сегодня 27 процентов, а требование Международной организации труда - 40 процентов; что у нас отношение, предельный коэффициент зарплаты пенсионера по России 1,2 - хоть на стенку лезь, всё равно ты не перепрыгнешь. И разница, где бы ты ни работал, всё равно получается не более 500 рублей. В заключении комитета есть такая интересная штука: зачем добавлять, потому что у них 1,9 уже есть? Но это северянам за температуру, в которой они работают, а томичи предлагают за радиоактивность. Так вот у меня вопрос в связи с этим: как комитет видит и планирует усовершенствование нашего пенсионного законодательства... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Алексеевич. ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ. Во-первых, вопрос как бы не по самому законопроекту: как комитет планирует... Приходите к нам в комитет, приходите на "круглые столы", вопрос этот давно уже у нас в Думе муссируется. И я сегодня называл те формы, по которым можно будет улучшить положение людей, работавших вот по этой специальности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Глотов Сергей Александрович. ГЛОТОВ С. А. Уважаемая Любовь Константиновна, вопрос тогда к Владимиру Алексеевичу. Владимир Алексеевич, ну, всё-таки вредные и опасные условия труда, а почему такая антисоциальная позиция комитета по этому вопросу? Почему? Ну ещё раз тогда, может быть, назовите эти пять аргументов против того, чтобы пойти навстречу Государственной Думе Томской области. Почему мы не должны поддержать их в этом? ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ. Сергей Александрович, я назову только один аргумент: нельзя вот так выхватывать какую-то одну категорию граждан пенсионного возраста и обеспечивать их лучше, чем других. Завтра поднимем шахтёров, потом поднимем узников концлагерей, ну и так далее, и так далее, и там будет не только пять аргументов, а двенадцать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Воронин Павел Юрьевич, успеете задать вопрос? ВОРОНИН П. Ю. Успею, спасибо. У меня к докладчику, к коллеге Долгих вопрос. Скажите, пожалуйста, а вот люди вообще идут на работу, связанную с радиоактивностью, химией... их же не насильно туда кто-то гонит, они идут за длинным рублём, потому что там всегда зарплата выше, и, соответственно, они знают, чем рискуют, для чего, так сказать, делать какие-то вещи. Ну не надо - не идите. Это же не тюрьма, когда в Советском Союзе отправляли насильно на химработы и на радиоактивные, сейчас всё добровольно, ну пусть не идут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Георгиевич. ДОЛГИХ В. Г. Я не думаю, что люди, когда строили атомную отрасль, шли за длинным рублём. Я так не думаю. Я думаю, люди шли вполне сознательно. Вот просто у меня нет времени, я вам зачитал бы письма и цитаты из тех заявлений, которые писали обычные рабочие, приезжавшие в 50-х годах, когда ещё атомные технологии не были освоены, на сублиматные производства, на разделительные производства, что они писали, во имя чего... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Продолжим работу над законопроектом после перерыва.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4147 по 4565 из 5931
Кворум имеется, продолжаем ответы на вопросы. На вопрос Глотова Сергея Александровича у нас ответ прозвучал, да? Кибирев Борис Григорьевич, ваш вопрос. Его нет. Воронин Павел Юрьевич задал свой вопрос? Задал. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, мы записывались на вопросы. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елизаров Илья Елизарович? А чего вы сегодня так меняете карточки? То за Невзорова Попов выступает, то вы... Пожалуйста, Ближина Любовь Фёдоровна по карточке Елизарова... Всё, вам по вашей включили микрофон. БЛИЖИНА Л. Ф. Просто моя карточка почему-то не сработала, я с соседней попросила. А Владимир Георгиевич здесь? У меня к нему вопрос. Владимир Георгиевич, согласно пункту 2 статьи 6 федерального закона от 17 декабря 2001 года номер 173 определяются конкретные источник и порядок финансирования дополнительных расходов, а также в обязательном порядке принимаются федеральные законы о внесении необходимых изменений и дополнений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации. Скажите, пожалуйста, из какого источника будет производиться финансирование дополнительных расходов? Спасибо. ДОЛГИХ В. Г. Спасибо за вопрос. Я, когда выступал, может быть, нечётко сказал, что здесь источник один - федеральный бюджет. Мы не могли подсчитать общее количество, цену вопроса по одной простой причине - это секретная отрасль, и все наши обращения по предприятиям фактически остались без ответа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Вопрос к представителю комитета Владимиру Алексеевичу Васильеву. Уважаемый Владимир Алексеевич, мне не хочется вас обидеть, но аргумент вашего комитета прозвучал очень заезженно, так сказать, потому что, когда речь шла о повышении профессиональных пенсий шахтёрам, говорили, что, мол, вот завтра металлурги поднимутся, сегодня пришли атомщики - вот, мол, завтра шахтёры поднимутся. Владимир Алексеевич, хочу успокоить вас: голосов шахтёров всё меньше и меньше остаётся, потому что, если они будут гибнуть так массово, как на шахте "Ульяновская", то не успеют и до пенсии дожить. Я посоветовала бы вам хоть один раз спуститься в шахту, чтобы понять, что им только за один спуск платить повышенную пенсию надо, а не оскорблять их таким замечанием, что они идут туда за длинным рублём. Найдите там другое предприятие, где они могли бы поработать сейчас. Просто мне хотелось бы услышать позицию комитета в отношении профессиональных пенсий вообще, пенсий металлургов, шахтёров, ядерщиков. Мне очень хочется получить результаты поимённого голосования... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите депутату Васильеву микрофон. С места. ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ. Уважаемая коллега, мне тоже не хочется вас обижать, но я так и не понял, в чём вопрос ко мне. Когда мне надо было проводить закон, я садился в инвалидную коляску, не побоялся никаких предрассудков, ну и так далее. Но если мы везде будем спускаться-подниматься, всё равно ответ останется одним: или мы концептуально меняем всё пенсионное законодательство и действительно пересматриваем в том числе и профессиональные системы пенсионные, или мы не добавляем никому, вот так по отдельности тем более. Обратите внимание, как несостоятельно звучат аргументы нашего коллеги: мы не смогли посчитать, это секретная отрасль, ну, сколько дадите... Ну это несерьёзно! Поэтому аргументы пока остаются теми же самыми: мы не можем вот так, по отдельности, вынимать из закона какие-то моменты и решать. Завтра захотят химические войска, потом ещё какие-нибудь секретные войска, ну, и так далее, и так далее. Должна быть определённая концепция, а не выхватывание отдельных моментов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич, ваш вопрос. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Владимир Алексеевич, ну вот совершенно неубедительно вы говорите, потому что когда говорят представителю субъекта Федерации о том, чтобы он нашёл источник финансирования для всей Российской Федерации, то я считаю, вообще говоря, это издевательством над законодательными инициативами. Владимир Алексеевич, по сути хотелось бы спросить всё-таки: сознаёт комитет, что вообще-то происходит обман тех людей, которые устраивались на работу, шли на вредные условия труда, сознавая, что у них будут определённые льготы, что у них будут выше пенсии, что они раньше на пенсию могут выйти? И почему всё-таки законопроект "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" лежит в Государственной Думе с июня 2002 года? Этот закон мог бы во многом решить те самые вопросы, о которых мы сегодня говорим, в отношении и шахтёров, и атомщиков, и работников других специальностей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Васильеву Владимиру Алексеевичу. ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, если уж говорить об обмане каком-то - хотя я не думаю, что в стенах Думы можно об этом говорить, - то это произошло не сейчас, это произошло, когда принимался закон о пенсионном обеспечении в целом. Это первое. Второе. К сожалению, законопроект о профессиональных пенсионных системах находится не в нашем комитете, и проследить его судьбу и сказать, почему он так долго лежит, я действительно не могу, не могу чётко вам сказать, что именно по этой причине он не принимается, давайте с вами вместе посмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич по ведению. СМОЛИН О. Н. Спасибо, уважаемая Любовь Константиновна. У меня есть предложение. В связи с заявлением уважаемого мною депутата из Северска о том, что недавно были даны некоторые обещания жителям Томской области, и в частности Северска, я предлагаю провести поимённое голосование, а Владимир Георгиевич сможет при желании передать результаты этого поимённого голосования в северскую и томскую печать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы заданы. Кто хотел бы выступить? Так, четыре депутата. Давайте тогда по той же схеме: один депутат от фракции из тех, кто сейчас поднял руки, по три минутки. Тогда определитесь с Валентиной Борисовной, кто будет выступать. Разные фракции? Пардон. Так часто меняется политическая картина в Госдуме! Коллеги, у нас ещё остались вопросы. Я ставлю на голосование: кто за то, чтобы мы с вами предоставили возможность выступить депутатам по три минуты? Кто за это предложение? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 37 сек.) Проголосовало за 314 чел.94,3% Проголосовало против 19 чел.5,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 333 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято. Пожалуйста, Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Здесь прозвучало, что это позиция томичей. Это позиция не только томичей, это позиция и новосибирцев, это позиция и челябинцев, это позиция и жителей Электростали и многих других городов, всех тех, кто относится к атомной отрасли. Здесь прозвучало, что субъекты Федерации не приняли этот законопроект, считают невозможным его принимать, но это неубедительно, потому что далеко не во всех субъектах Федерации расположены объекты с вредными условиями труда. Вообще, позиция комитета неудовлетворительна, на мой взгляд, в отношении этой очень серьёзной проблемы, не выдерживает никакой критики. Действительно, с внедрением пенсионной реформы - и здесь я абсолютно согласен с представителем комитета, уважаемым Владимиром Алексеевичем, - произошёл фактически обман этих людей. Они шли на вредную работу, они знали, что льготы у них будут, и они их лишились. У меня лежат на столе обращения ветеранов города Новосибирска, моего округа, НЗХК, завода "Север", ещё ряда предприятий. В них говорится о том, что людей лишили этих льгот, лишили этих пенсий. Почему? Они всегда в советское время имели эти льготы - сегодня их нет. Почему их так обманули? Более того, они выступают против того, чтобы был принят закон (и просят меня голосовать против), который внесён в Думу и прошёл в первом чтении, о том, чтобы скорректировать пункт 5 статьи 30 закона номер 173, потому что там хоть маленькая возможность им давалась судиться и себе хоть на немножко увеличивать пенсию. Эта проблема очень важная, она очень серьёзная. И совершенно невозможно так Государственной Думе, на мой взгляд, заявлять, с таким цинизмом, что строили "Атоммаш" только заключённые. А что же Курчатов, другие учёные?.. Вообще, это звучит оскорбительно и для ветеранов, это звучит оскорбительно и для тех, кто сегодня работает, и, самое главное, это лишает перспективы нашу атомную промышленность. Вы подумайте, коллеги-депутаты, ведь благодаря этим людям и "Булавы" так называемые, и "Тополи" - это не простые железные карандаши, они будут иметь конкретную начинку, благодаря именно этим людям у атомной энергетики есть будущее. Вопрос очень серьёзный, фракция будет голосовать за. Я думаю, у томичей действительно будет повод, приехав домой, рассказать, кто как голосовал и кто как относится к этой важнейшей отрасли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Швец Любовь Никитична. ШВЕЦ Л. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Я не собиралась выступать и не буду включаться в обсуждение вопроса. Я хочу только сказать, что эти льготы существуют во всём мире. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От ЛДПР кто будет выступать? Овсянников Владимир Анатольевич. ОВСЯННИКОВ В. А. Уважаемые коллеги, посмотрите ответы комитета и ответы ряда депутатов, ремарки ряда депутатов из фракции "Единая Россия". Было сказано следующее: "Ищите другое место работы" или: "Ну вот, дадим вам, а потом пойдут шахтёры, учителя и так далее, и тому подобное". А давайте посмотрим вообще размеры пенсий, которые выплачивает сегодня государство. На это не то что жить нельзя, а просто-напросто мы держим своё население в каком-то состоянии полубомжей, полунищих. То есть на пенсию, по существу, нельзя сегодня прожить ни на какую - ни на шахтёрскую, ни на учительскую, ни на пенсию тех людей, которые работали в оборонке и которые подверглись радиационному воздействию. Если правительство выделит финансирование, увеличит пенсии не как сейчас - 150 рублей добавит и тут же цены взмётываются на четыре, на пять порядков вверх, - а хотя бы по тысяче рублей всем добавит, я уверен, что социальное напряжение, которое сегодня уже достаточно устойчиво сформировалось в России, хотя бы немножко пойдёт на убыль. Это первый момент. Второй момент - ЗАТО. Как можно представителям ЗАТО говорить: идите ищите другую работу?! Куда они поедут из этих закрытых муниципальных образований, куда? Поедут в Томск - они там не нужны, там уже всё расписано, все рабочие места, учитывая, что официальная статистика сегодня даёт 26 процентов безработицы, на самом деле в скрытой форме она до 40 процентов доходит. Кому они там нужны? А это, по сути, династии, трудовые династии уже, причём не просто трудовые династии, а династии с высокой интеллектуальной подготовкой. То есть там достаточно серьёзно подготовленные кадры живут. Поэтому я считаю, что было бы разумно всё-таки пойти на положительное рассмотрение данной законодательной инициативы томичей. Всё-таки, знаете, это ЗАТО, это не все там... не шахтеры, они бы оценили. Потому что в шахте, в школе, в больнице люди не подвергаются радиационному воздействию, поймите правильно. А радиационное воздействие сокращает жизнь до той самой пенсии лет на десять - пятнадцать. Поэтому думаю, что уж эта-то категория, как никто другой, могла бы рассчитывать на положительное рассмотрение этого вопроса. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. "Единая Россия", будет кто-то выступать? Нет. От фракции "Родина" - Савостьянова Валентина Борисовна. Микрофон включите, пожалуйста, депутату Савостьяновой. САВОСТЬЯНОВА В. Б., фракция "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемые депутаты, более пяти лет лежит в первом чтении, до второго никак не дойдёт, законопроект о профессиональных пенсионных системах. Правительству необходимо было бы уже давно внести свои поправки и определить перечень работ, которые при любом улучшении условий труда будут оставаться вредными, и определить перечень производств, где улучшение условий труда возможно. И вот там, где совершенно невозможно улучшить условия труда, - как мы видим, у шахтёров, атомщиков, на некоторых химических производствах - там эти пенсии должны быть государственными и должны точно так же выплачиваться из средств единого социального налога, как и всем. А вот руководителей тех производств, где можно улучшить условия труда, надо было поставить вот за эти пять лет перед выбором: либо улучшить условия труда, либо, если этого не происходит, всё должно идти за счёт таких руководителей. Когда снижали единый соцналог, что говорили? Что эти средства пойдут на улучшение условий труда, на увеличение заработной платы. У нас нет статистики, может быть, единицы руководителей и улучшили условия труда, но тем не менее мы видим, что количество лиц, уходящих на пенсию по спискам № 1 и № 2, не уменьшилось. Для пенсионеров сейчас просто ужас вот то, что им нужно выходить на пенсию. Это всё, конец жизни, считается. У нас, вы посмотрите, доля заработной платы во внутреннем валовом продукте составляет примерно 25-26 процентов, доля пенсий - 6 процентов. Это в два-три раза ниже, чем во всех развитых странах. Пенсия пугает всех. И мы, "Справедливая Россия", будем голосовать за этот закон, для того чтобы, так сказать, подтолкнуть и правительство, и нас, законодателей, чтобы мы более настойчиво требовали рассмотрения этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Геннадий Николаевич, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ Г. Н., фракция "Народно-Патриотический Союз "Родина" (Партия Национального Возрождения "Народная Воля" - Социалистическая единая партия России - "Патриоты России")". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, я думаю, что Владимир Алексеевич сказал от лица комитета правильную вещь - сегодня нужна совершенно иная концепция нашего пенсионного законодательства. Ну просто одного приговора пенсионной системе сегодня мало. Наверное, пора бы уже давно действительно внести проект современного пенсионного кодекса. Но я думаю, что такого часа мы не скоро дождёмся, потому что мы никак не можем ратифицировать Европейскую социальную хартию, которая не пускает Россию в этот дом, где нормальная жизнь для пенсионеров, для работающих и так далее. Мы не ратифицировали 14-й протокол, запретив таким образом, вернее, усложнив процедуру обращения в Международный Суд, для того чтобы отстаивать свои права там. Уже и так напуганы заявлениями граждан, и теперь мы решили эту схему только усложнять. Этот вопрос принципиальный. Мы говорили, что правительство никак не хочет рассмотреть предложения ко второму чтению, как раз об этом говорила Валентина Борисовна. Но, дорогие друзья, я думаю, каждый из нас понимает, что сегодня вся наша экономика, все те красивые показатели, что даёт Госкомстат, как раз держится на труде пенсионеров. Давайте себе представим, что в один день все пенсионеры договорятся не выходить на работу. Что произойдёт? Коллапс! Больницы держатся на пенсионерах, школы - на пенсионерах, вузы - на пенсионерах, и масса производств держатся на труде пенсионеров, потому что другого выхода в жизни своей люди не видят. Поэтому, конечно же, нужно поддержать, это же не только проблема Северска. Правильно было сказано, что, наверное, в каждом втором городе, там, где есть люди, связанные в своём прошлом или в настоящем с ядерным производством, этот вопрос стучится в двери. Дело в том, что просто говорить им: поменяйте работу - или: вы шли за длинным рублём - неправильно. Мы знаем, как отбирались кадры во все эти сферы, связанные с атомной промышленностью: проходили проверки особых отделов, заполняли анкеты. И отбирали, в общем-то, лучших из лучших людей, потому что они служили государственному делу, они не шли в коммерческую контору, а выполняли именно государственную работу. Источник финансирования понятен - государственный бюджет. Сегодня в бюджете и во всех резервных фондах деньги есть, поэтому отговорка, что у нас нет денег, для того чтобы эти категории выделить, беспочвенна. И второе. Конечно же, нужно добиваться, чтобы принят был новый, современный пенсионный кодекс, который бы опирался на опыт Европы. И конечно же, нужно ратифицировать Европейскую социальную хартию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, желающие выступили. Есть ли желание высказаться у представителей президента и правительства? Требуется ли заключительное слово? Да, пожалуйста. ДОЛГИХ В. Г. Спасибо, Любовь Константиновна. В этом зале вы, депутаты Государственной Думы, принимали план развития, реорганизации атомной отрасли. Суть реорганизации, помните, наверное: акционирование и финансирование наиболее прибыльных проектов, в том числе атомных станций. Но о людях, к сожалению, здесь забыли немного. Что мы имеем? Мы наблюдаем в настоящее время старение работающих. Молодёжь из-за опасения за свою жизнь и небольших заработков, а также той социальной бесперспективности, которую - большое спасибо депутатам Государственной Думы - заметили, говорят, к сожалению, идёт туда не очень, в частности на тот же Сибирский химический комбинат. Старики боятся ухода на пенсию, боятся, как, извините, чёрт ладана, и не уходят с производства. Получается тупик. Запросите в Росатоме цифры и поймёте это сами. Теперь о длинном рубле. Думается, большинство из нас знает опасности списков № 1 и № 2, то, что в советское время просто так льготы не давали, как впрочем и сейчас, да, сейчас вообще не дают, и о работе в тяжёлых климатических условиях. Ну скажите, знали ли в 50-60-х годах атомщики, которые шли, так сказать, первыми, были пионерами, об опасности, которую таит в себе атомное ядро? И сегодня обсуждается вопрос... обсуждали вопрос сегодня, говорили, мол, поздно дали закон об информации. Выступал Комиссаров, выступал депутат Рыжков, говорили о том, что это очень серьёзно, если лежит канализационная труба, и жители должны знать это. Но, согласитесь, также важна и забота о наших ветеранах. С 2002 года лежит невесть где законопроект, принятый в первом чтении, а в декабре, когда я представлял эту законодательную инициативу в социальном комитете, меня заверяли, что этот законопроект заберут в социальный комитет и начнут с ним работать. Сейчас выясняется, что дали там ответ какой-то, - а дальше-то что? Я понимаю: не надо, давайте атомщикам не дадим, давайте тем не дадим, давайте этим не дадим. Но давайте создадим систему тогда или хотя бы ответим людям, на какой стадии мы находимся в настоящее время. Слушая Андрея Константиновича Исаева, очень уважаемого человека, которого я очень уважаю, особенно послушав его в Томске, то, что он говорил, что вот конец года, этот самый законопроект примут... В то же время он как говорит? Он говорит, что за всё должен платить работодатель. Извините, в отношении атомной отрасли так нельзя говорить, учитывая хотя бы то, что ценообразование в той же атомной отрасли отнюдь не рыночное. И вы прекрасно знаете рентабельность тех же контрактов по ВОУ - НОУ и то, что рентабельность тех же контрактов, которые были по разделительному производству, в своё время до 200 процентов доходила, сейчас - 40 процентов, и на каких условиях работают предприятия внутри отрасли. Говорить о том, что за всё должно платить предприятие, - это, думаю, не совсем правильно. И поэтому действительно надо лицом, на мой взгляд, поворачиваться к проблемам людей, которые работают в этих условиях, и принимать решения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Георгиевич. И от комитета - Владимир Алексеевич Васильев. Пожалуйста, включите микрофон. С места. ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, я искренне вам благодарен за обсуждение данного вопроса. Действительно, он задевает очень тонкие струны наших взаимоотношений с нашими гражданами. И не надо думать, что во фракции "Единая Россия" все такие бессердечные, хладнокровные, как некоторые министры у нас. Мы тоже переживаем за это. Но давайте уберём сегодня политиканство в чистом виде, не будем выставлять, кто из нас хороший депутат, кто из нас плохой и кого показывать людям, как он голосует, и так далее, а серьёзно посмотрим на тот законопроект конкретный, который внесён в Думу, и признаем, что в том виде, с той концептуальной направленностью, которая в принципе изменяет концепцию законодательства пенсионного, нарушает его, выделяя одну из отраслей как бы в более главную... Проголосуем против этого законопроекта, потому что, ещё раз подчёркиваю, пути решения данной проблемы лежат не в данном законопроекте, а в целом в концептуально другом подходе к пенсионной системе. Полностью согласен с теми, кто сегодня говорит, что должен быть принят в ближайшее время - и надо к этому возвращаться, и надо к этому приходить - закон о профессиональных пенсионных системах, вот я за это. А законопроект сегодня всё-таки надо отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять проект федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 25 мин. 44 сек.) Проголосовало за 92 чел.20,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 92 чел. Не голосовало 358 чел.79,6% Результат: не принято Не принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4657 по 4663 из 5931
По ведению - Швец Любовь Никитична. ШВЕЦ Л. Н. По пункту 17 я голосовала за, не знаю, как получилось... Прошу учесть: я поддерживаю этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Для стенограммы, хорошо.