Заседание № 195
О проекте федерального закона № 205098-3 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения ограничений, связанных с депутатской деятельностью депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КОНЕВ Ю. М., депутатская группа "Народный депутат". Спасибо, Геннадий Николаевич. Для сведения: по вопросам 3, 4 и 14-му вместо Рыжкова от комитета Конев будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто будет, вы? КОНЕВ Ю. М. Конев, да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункты 3, 4 и 14, да? КОНЕВ Ю. М. Да-да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Уважаемые коллеги, переходим к обсуждению пункта 4 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Докладчик - представитель Законодательного Собрания Владимирской области Александр Викторович Кирюхин. Пожалуйста. КИРЮХИН А. В., представитель Законодательного Собрания Владимирской области. Уважаемые депутаты Государственной Думы, Законодательное Собрание Владимирской области предлагает внести изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти...". В статье 12 пункт 2 мы предлагаем изложить в следующей редакции: "В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, лечебной, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации". Наше предложение о внесении дополнения, касающегося лечебной деятельности, связано с тем, что, поскольку депутатская деятельность имеет ограничения, наши медицинские работники не могут в связи с депутатской деятельностью заниматься врачебной деятельностью и теряется их врачебный стаж. В соответствии со статьей 54 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" врачи, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской деятельности только после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях. Таким образом, врачи-депутаты в связи с данным ограничением не имеют возможности совершенствовать свои знания, умения и навыки, а по истечении срока их депутатских полномочий утрата опыта сказывается на качестве оказания медицинской помощи населению. Данный законопроект позволил бы депутатам-врачам, не избранным вновь после окончания срока депутатских полномочий, вернуться к своей профессиональной медицинской деятельности без потери знаний, умений, навыков и опыта работы, что, в свою очередь, положительно скажется на оказании медицинской помощи нашему населению. Я просил бы поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Викторович. Присядьте, пожалуйста. Содокладчик - заместитель председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике депутат Конев. Юрий Михайлович Конев, пожалуйста. КОНЕВ Ю. М. Спасибо, Геннадий Николаевич. Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается предоставить депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, работающим на профессиональной основе, право заниматься лечебной деятельностью. Прежде всего хотел бы сказать о том, что согласно статье 11 Федерального закона "Об общих принципах..." условия осуществления депутатами депутатской деятельности устанавливаются конституцией или уставом субъекта Федерации. Если это перевести на более понятный язык, то любой субъект Федерации вправе сам решать, сколько депутатов работают на освобожденной основе, сколько - на неосвобожденной основе, и это может быть закреплено в уставе или конституции в зависимости от того, республика это или другой субъект Федерации - область, край и прочее. В соответствии с этим, если депутат хочет заниматься профессиональной деятельностью, ему надо просто быть депутатом на неосвобожденной основе, и это в законодательстве субъекта Федерации можно установить. Кроме того, соглашаясь с высокой оценкой социальной значимости и сложности труда врачей, со спецификой лечебной деятельности, на тех же основаниях можно поставить вопрос об особенностях, специфике труда и иных категорий работников. То есть это может иметь расширительную, так сказать, базу. Еще одно хочу сказать. Если человек работает на освобожденной основе, в принципе ему не запрещается заниматься преподавательской и научной деятельностью, соответствующей его профессии, в том числе заниматься научной деятельностью в области именно медицинских проблем. В связи со сказанным комитет не поддерживает законопроект. Правительство также выслало отрицательный официальный отзыв на этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчикам? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Герасименко Николай Фёдорович хотел бы выступить. Пожалуйста. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Вопрос, который подняло Законодательное Собрание Владимирской области, появился не на пустом месте. Было много обращений депутатов законодательных собраний субъектов Федерации, я имею в виду депутатов-медиков, в связи с тем, что они поставлены в дискриминационное положение. Во-первых, врачи, особенно, допустим, хирурги, должны практиковать. Во-вторых, почему, допустим, депутат-учитель может работать и эта работа, научная деятельность, оплачивается, а врач не может? Возникает проблема: медики не очень охотно будут баллотироваться в законодательные собрания всех уровней. Поэтому комитет по охране здоровья считает необходимым поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Мирзоев Гасан Борисович. МИРЗОЕВ Г. Б., фракция "Союз Правых Сил". Спасибо, Геннадий Николаевич. Я просто хотел больше, наверное, в форме справки свое выступление построить. Дело в том, что если идти по этому пути, как бы избыточного правового регулирования... Надо полагать, что есть и другие профессии, имеющие ограничения. Например, скажем, по Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатам запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Бесплатно консультировать или оказывать юридическую помощь адвокат, избранный депутатом, может, оплачиваемой деятельностью заниматься не может. В то же время законодатель разрешает заниматься оплачиваемой научной и преподавательской деятельностью. Я полагаю, что, если вот абсолютно четко понимать формулу этого проекта закона, с точки зрения правоприменения таким же образом нужно подходить вообще ко всем аналогичным правовым отношениям. Поэтому, я полагаю, поддерживать этот законопроект не то что нерезонно, он не соответствует правовым основам и технологии правоприменения по данному типу отношений. Вот именно поэтому наша фракция также не поддерживает этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше желающих выступить нет. Представитель Президента хотел высказаться? Нет. Представитель Правительства? Нет. Тогда, Александр Викторович, если есть желание, - вам заключительное слово. Пожалуйста. КИРЮХИН А. В. Я хотел бы обратиться к депутатам Государственной Думы. Я с пониманием всех выслушал, я сам доктор и сам работаю. Дело в том, что врач, если он не состоит в трудовых отношениях, вообще не имеет права заниматься какой-либо деятельностью, даже просто выписывать рецепты, выдавать больничные листы и так далее. Поэтому ссылка на то, что врач может работать, не состоя в трудовых отношениях, совершенно несостоятельна. И все-таки мы хотели обратить внимание: да, медики не в равных условиях находятся и на всех уровнях отмечается, что врач не идет на выборы лишь только потому, что ему грозит потеря стажа. Совмещение депутатской деятельности на неосвобожденной основе с работой врача тоже достаточно сложная, большая проблема, поскольку как бы две такие вещи совмещать очень сложно: там и там дело касается, в общем-то, жизни. Мы получили на свою инициативу отзывы из субъектов Федерации, в большинстве поддерживается данное предложение. Мы хотели бы, чтобы депутаты Государственной Думы поддержали наш законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Михайлович? Нет. Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось. Я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, определяйтесь. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 17 сек.) Проголосовало за 85 чел. 18,9% Проголосовало против 17 чел. 3,8% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 104 чел. Не голосовало 346 чел. 76,9% Результат: не принято Законопроект не принимается.