Заседание № 212
О проекте федерального закона № 205035-3 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части продления до 1 января 2005 года действия ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, применяемой при реализации работ и услуг по производству и распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, рассматривается пункт 7 повестки дня: проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Сергей Иванович Штогрин, пожалуйста. Я его только что видел. Чудеса: снуют все туда-сюда. Ведь только что был. Штогрина теперь в конец поставим.
Сергей Иванович Штогрин у нас появился. Я ему предоставляю слово по проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". ШТОГРИН С. И., Агропромышленная депутатская группа. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Напомню, что данный законопроект предполагает продление на два года льготы для средств массовой информации, на издательские работы, на услуги, связанные с подпиской на периодические печатные издания, и на услуги, связанные с доставкой, экспедированием периодических печатных изданий, а также книг, научной, культурной и другой литературы. У нас подготовлены поправки. Есть таблица принятых поправок и таблица отклоненных. Сразу хочу сказать, что по отношению к первому чтению произошли изменения. Комитет принял решение о том, чтобы не пролонгировать льготу на налог на добавленную стоимость в 10 процентов на услуги, которые оказывают средства массовой информации, на печатные издания, на размещение рекламы, а оставить ее только на те виды услуг, о которых я сказал, - услуги, непосредственно связанные с издательской деятельностью, услуги по доставке и экспедированию и услуги по проведению подписки. Комитет предлагает одобрить таблицу принятых поправок, их всего три, и отклонить поправки, не поддержанные комитетом, их тоже всего три. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Иванович, здесь по пункту 7 поступило предложение от депутата Булаева. Вообще-то, решать будет палата, наверное. Сначала давайте посмотрим поправки основные. Сергей Иванович, я предлагаю... У депутатов есть замечания по таблице поправок 1, которые комитет рекомендует к принятию? Есть. Пожалуйста, Надеждин. НАДЕЖДИН Б. Б., фракция "Союз Правых Сил". Из принятых отдельно поправку 1 рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надеждин: поправка 1. Так, есть ли еще возражения? Резник, пожалуйста. У вас поправка? РЕЗНИК Б. Л., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы по таблице поправок? Нет. По ведению - Резник. РЕЗНИК Б. Л. Спасибо, Любовь Константиновна. Поскольку мы сегодня последний день заседаем, я просил бы не раздавать в зале и не рассматривать поправки, которые поступили сегодня. Был дан постановлением один день для внесения поправок. Кто опоздал, тот не успел. Я думаю, что это неправильно - сегодня вносить поправки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто за то, чтобы согласиться... (Выкрики из зала.) У нас есть кнопка, Константин Иосифович, "по ведению", нажмите, и она сработает. Вот всё, сейчас появится ваша фамилия. Пожалуйста, Косачёв, по ведению. Косачёву включите микрофон. КОСАЧЁВ К. И., фракция "Отечество - Вся Россия". Спасибо. Уважаемые коллеги, фракция "Отечество - Вся Россия" была одним из основных инициаторов этого законопроекта. Когда мы его вносили, мы руководствовались достаточно простым соображением: мы должны обеспечить самодостаточность средств массовой информации, с тем чтобы они могли обеспечить свое существование, свою деятельность и тем самым сохранить свою независимость. Именно поэтому мы и предлагали по ряду позиций, по максимально широкому кругу позиций оставить эту льготу еще на два года, в том числе и на услуги по размещению рекламы. Проведя консультации в промежутке между первым и вторым чтениями, мы поняли, что эта позиция не поддерживается и большинством в комитете, и Правительством, и поэтому мы, пытаясь найти выход из этой ситуации, подготовили компромиссную поправку. Она у вас на руках, роздана в зале и прошла все необходимые процедуры - правовую и лингвистическую. Суть этой поправки заключается в том, что... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы не обсуждаем поправку. Константин Иосифович, давайте соблюдать Регламент. Мы вернемся потом к обсуждению поправки, и вы по ней сможете выступить. Сейчас ее обсуждать ни к чему. Мы голосуем таблицы поправок. В таблице поправок 1 ваших поправок нет. Таблицы, которые розданы позже в зале, голосуются отдельно. Косачёву включите микрофон. Все-таки по ведению надо говорить. КОСАЧЁВ К. И. Я по ведению. Поскольку наша поправка, розданная в зале, по сути, является альтернативой поправке, которую внес депутат Штогрин, мы бы просили поставить их на альтернативное голосование и тем самым... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас еще такого не было, чтобы мы альтернативные поправки голосовали. Законы - да. Итак, коллеги, поправка 1 вынесена на отдельное голосование. Кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета и принять таблицу 1 поправок, рекомендованных к принятию, кроме поправки 1, которую депутат Надеждин вынес на отдельное голосование? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 20 сек.) Проголосовало за 313 чел. 69,6% Проголосовало против 10 чел. 2,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел. 28,2% Результат: принято Принято. Борис Борисович Надеждин, пожалуйста, по первой поправке. НАДЕЖДИН Б. Б. Уважаемые коллеги, это та тема, которую мы горячо обсуждали все эти дни и по которой высказались все основные организации, представляющие издателей в стране. Суть ее в следующем. Поправкой 1, депутата Штогрина, одобренной комитетом, предлагается исключить из-под льготного, 10-процентного налогообложения обороты по рекламе. Эта проблема имеет две стороны: одна - фискальная, вторая - содержательная. Что это такое для книгоиздателей? С точки зрения фискальной. Я пытался узнать точную цифру прогнозируемых потерь из бюджета и в результате разговора с коллегами из бюджетного комитета услышал оценку, что если обороты не упадут, то это порядка миллиарда рублей в год. На всякий случай: миллиард рублей в год по сравнению с нашим федеральным бюджетом, который измеряется триллионами рублей, - это намного меньше, чем одна десятая процента. Кроме того, сама эта оценка исходит из того, что обороты не упадут, а они, естественно, упадут, потому что дороже станут услуги. А с точки зрения содержания, это серьезный удар по реальной независимости и экономической самодостаточности наших средств массовой информации и издателей книжной продукции. Я считаю, что, учитывая, что масштабы потерь для бюджета: а) неясны; б) в любом случае некатастрофичны, - этот вопрос является не фискальным вопросом, этот вопрос является вопросом культуры и свободы слова. Если мы хотим сохранить ситуацию, к которой все уже привыкли - 10-процентный НДС, - еще на два года, то, я считаю, нужно на это идти, не рассматривая проблему как фискальную. По этой причине прошу не поддерживать поправку 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мнение комитета? ШТОГРИН С. И. Спасибо. Когда мы говорим об общедоступности средств массовой информации и книжной продукции, то прежде всего имеем в виду предоставление налоговых льгот на издательскую деятельность, по которой мы сохраняем льготную норму еще на два года. Мы говорим также об услугах, которые связаны с проведением подписки. Это касается периодических печатных изданий, а также экспедирования, доставки печатных изданий, сюда входит и "книга - почтой". Все эти нормы, которые позволяют сделать более доступными наши издания, более дешевыми, мы в законе сохраняем. Есть еще одна сфера деятельности средств массовой информации, когда услуги оказываются не в виде информации как таковой в книге, в учебнике, в журнале, а есть еще услуги, связанные с размещением рекламы и продвижением на рынке отдельных видов товаров и услуг. Поэтому я бы разделил налогообложение того, что должны делать непосредственно СМИ, как средства массовой информации, и их деятельности по продвижению на рынке товаров, работ и услуг. Это же касается и книг. Поэтому мы, комитет, руководствовались следующим. Что касается части первой - да, надо сохранять, надо поддерживать, это следует делать. Что касается части второй, мы рассуждали таким образом: давая льготу на услуги по размещению рекламы, мы, по сути дела, льготу даем не средству массовой информации, мы эту льготу даем рекламодателю. Условно говоря, если сегодня квадратный сантиметр в газете стоит 100 рублей, то он платит вместе с налогом на добавленную стоимость 110 за то, чтобы на этом сантиметре была размещена его реклама. Если мы увеличиваем ставку налога на добавленную стоимость еще на 10 процентов с 1 января будущего года, как предлагает и рекомендует комитет, то рекламодатель должен будет заплатить за этот сантиметр не 110 рублей, а 120 рублей. Возникает вопрос: пострадают ли в этом случае средства массовой информации, которые получают доходы от размещения рекламы и тратят их на свою текущую деятельность и на развитие? Да, наверное, в какой-то степени могут пострадать. Рекламный рынок растет, он очень здорово растет в столицах, меньше - в регионах, по экспертным оценкам, за этот год, 2002-й, он вырос в разных регионах на 30 - 40 процентов. И мне кажется, что даже вот это повышение, которое мы делаем сейчас для рекламодателей, никакое не губительное, оно компенсируется развитием рынка рекламы, и давать льготу рекламодателю, который будет рекламировать больше всего пиво, прокладки, табак и так далее, - в этом экономической целесообразности нет. Я выступаю сейчас как член, или представитель, нашего комитета, который рассматривает эту проблему не с точки зрения политической, а с точки зрения экономической, финансовой. Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, прозвучали точки зрения за и против. Пожалуйста, представитель Правительства. (Выкрики из зала.) Я вам дам слово по мотивам. ШАТАЛОВ С. Д., статс-секретарь - первый заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Депутат Булаев сказал о том, что с помощью этой поправки... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы сейчас поправку Булаева не обсуждаем. ШАТАЛОВ С. Д. Я хотел сказать только про аргументацию, которая была использована против поправки, что это якобы нанесет удар по книгоизданию. Никакого отношения к книгоизданию это, естественно, не имеет. И совершенно прав депутат Штогрин, говоря о том, что речь идет о льготе, которая будет предоставлена рекламодателям. Добавлю еще, что вся сумма налога на добавленную стоимость рекламодателем будет приниматься к вычету. С учетом всех этих обстоятельств мы поддерживаем поправку Штогрина и просим проголосовать за нее. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Резник, по мотивам. Борис Резник. РЕЗНИК Б. Л. Спасибо, Геннадий Николаевич. Уважаемые коллеги, не буду вас утомлять цитатами, скажу только, что Президент России Владимир Владимирович Путин многократно говорил о необходимости обеспечения экономической независимости средств массовой информации. Как обеспечить эту экономическую независимость? Только одним путем - путем предоставления таможенных и налоговых льгот. Мы, к сожалению, идем сегодня по другому пути, мы эти льготы постоянно урезаем. Недавно приняли закон о введении 10-процентной налоговой ставки по НДС. В этом году только благодаря Администрации Президента и лично Владимиру Владимировичу Путину (потому что Правительство сказало, что не будет пролонгировать эту льготу, уберет ее обязательно) все-таки она у нас есть в том виде, в каком мы ее обсуждаем. О чем идет речь по деньгам? Борис Борисович сказал: речь идет о миллиарде рублей. На самом деле речь идет о сущих копейках. Какие убытки понесет бюджет, если мы оставим эти четыре позиции, столь необходимые, особенно для региональной прессы, потому что сегодня 50 процентов доходов районные, краевые и городские газеты имеют от рекламы, небольших информационных платных сообщений? И вот цифры, это цифры не мои, это цифры Министерства финансов, это их заключение: рассматриваемый законопроект предусматривает продление 10-процентной ставки НДС только по части льготируемых операций (я не буду перечислять каких, четыре их в налогооблагаемой базе), доля указанных работ и услуг по производству и реализации продукции печатных СМИ, книжной продукции составляет не более 30 процентов, поэтому потери федерального бюджета в случае принятия законопроекта могут составить не более (прошу обратить внимание!) 0,24 миллиарда рублей. Это их заключение. На самом деле выпадающих доходов федерального бюджета будет значительно меньше. Это связано с тем, что увеличение ставки НДС с 10 до 20 процентов по указанным пунктам неизбежно вызовет рост розничных цен на печатную продукцию и так далее. Сущий обман то, что говорил Шаталов Сергей Дмитриевич о 3 миллиардах рублей. В прошлый раз он нас убеждал, что потери бюджета будут 13 миллиардов. Мы это опровергли их же цифрами. В будущем, в наступающем году исполняется триста лет российской прессе. Триста лет! На 300-летие Санкт-Петербурга выделены колоссальные совершенно средства, на празднование 1000-летия Казани выделены колоссальные средства. Мы ничего не просим. И вот мне тут вспоминается, знаете, у Салтыкова-Щедрина есть такой... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, это не законопроект первого чтения. В соответствии с Регламентом по поправке по мотивам можно выступить только от фракции. Я считаю ваше выступление выступлением от группы. Завершите. Пожалуйста, депутат Резник. РЕЗНИК Б. Л. Моя группа поручила выступить от ее имени. Так вот, я продолжу. У Салтыкова-Щедрина есть такой персонаж, про которого он пишет: от него ждали великих злодеяний, а он чижика съел. Так вот то, чем мы сегодня занимаемся, - это поедание чижиков. Выеденного яйца не стоят вот эти копейки, которые сегодня заложены в этой льготе! Поэтому я прошу вас проголосовать против поправки Штогрина. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, только от фракций. По мотивам голосования. (Шум в зале.) Нет такого. Соберите подписи, независимые. Романов Валентин Степанович, от фракции Компартии Российской Федерации. РОМАНОВ В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые депутаты, нам представляется, что механизм действия закона в случае принятия такой поправки выглядел бы так: рекламодатель, прижатый этими 20 процентами, отыгрывается всё равно на газете, газета отыгрывается на читателе. И в итоге огромный массив низовой прессы попадает под жесткий нажим. Я понимаю, что противоречие внутреннее. Конечно, от рекламы выигрывают в огромной мере сверхмощные корпорации, в том числе и сверхмощные газеты. Но когда думаешь о судьбе низового звена печати, то понимаешь, что это дороже. Понимая это противоречие, фракция Компартии не может поддержать данную поправку. То есть мы стоим за то, чтобы печать не удушалась. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От "Народного депутата" - Геннадий Иванович Райков. Пожалуйста. РАЙКОВ Г. И., председатель депутатской группы "Народный депутат". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Когда мы принимали законопроект в первом чтении, мы, вообще-то, около трех часов вели дискуссию. Но это ведь законопроект второго чтения. Были вынесены поправки, их надо ставить на голосование, голосовать за или против и работать дальше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Олег Иванович Ковалёв. Вы от фракции по мотивам, да? КОВАЛЁВ О. И. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я по ведению хочу сказать. Вы сейчас будете ругаться, но я скажу, что при обсуждении поправок выступлений по мотивам нет. Вот когда мы будем голосовать закон в целом, тогда по мотивам от фракций могут высказаться. По поправке выступают депутат, вынесший ее на отдельное голосование, автор поправки, представитель ответственного комитета и представитель Правительства. Всё! Вся процедура исчерпывающе описана в Регламенте. По мотивам мы выступаем, когда голосуем за законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, за закон в целом. Всё, коллеги, обсуждение состоялось. (Шум в зале.) Михаил Михайлович, вы выступите потом, перед голосованием. Коллеги, коллеги, я ставлю на голосование. (Шум в зале.) Задорнов, по ведению. Пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А Федулов вообще не во фракции. Пожалуйста. ЗАДОРНОВ М. М. Геннадий Николаевич, два слова от фракции. Мы будем единогласно голосовать против этой поправки по одному чисто экономическому мотиву. Наши исследования показали, что это будет достаточно серьезное ограничение для региональных печатных изданий. Просто для них увеличение на эту сумму цены на рекламу фактически сократит рынок рекламы, который им предлагается. Это показало нам общение последних дней. Мы не будем это поддерживать, поскольку просто не хотим того, чтобы фактически в той или иной форме прежде всего региональная пресса попадала в зависимость от спонсоров, которые тем не менее будут определенным образом влиять на эту прессу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, это поправка из таблицы принятых, поэтому я ставлю на голосование в редакции комитета. Кто за то, чтобы поправку 1 из таблицы принятых принять? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 09 сек.) Проголосовало за 120 чел. 26,7% Проголосовало против 172 чел. 38,2% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 293 чел. Не голосовало 157 чел. 34,9% Результат: не принято Поправка не принимается. Есть ли у депутатов замечания по таблице 2? Только Крашенинников? (Выкрики из зала.) Пожалуйста, Сергей Иванович, вам слово. Потом Павел Владимирович. ШТОГРИН С. И. Я бы предложил тогда пока приостановить дальнейшее рассмотрение закона, поскольку есть заключение Правового управления на вариант первого чтения. Оставлять в редакции первого чтения нельзя. Надо рассмотреть внесенные, в том числе Булаевым, поправки, но принимать его поправку тоже нельзя. Выделять из рекламных услуг какие-то акцизные, подакцизные и другие товары - это значит, что технически просто невозможно будет налог администрировать. Надо дать возможность распространить поправку в соответствии с заключением Правового управления, подготовить текст с учетом этой поправки и затем продолжить рассмотрение данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас палата будет принимать решение. Николай Иванович Булаев, вы записались по ведению. БУЛАЕВ Н. И., фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемые коллеги, я бы хотел обратить ваше внимание на те документы, что были распространены нами в зале. Нами в зале роздана поправка, согласно которой действительно ставка распространяется не на все виды услуг по размещению рекламы, а только на те виды услуг, где речь не идет о рекламе подакцизных товаров. На эту поправку и на закон, который мы могли бы принять в соответствии с этой поправкой, есть все документы, в том числе заключение Правового управления, проведена и лингвистическая экспертиза. У фракции есть предложение поставить нашу поправку на голосование, и тогда мы можем сейчас незамедлительно проголосовать законопроект во втором и в третьем чтениях. Все документы мы в зале раздали. Они у вас на столах имеются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Иванович, дело в том, что ваши поправки комитет не рассматривал, поэтому по ним надо принимать отдельное решение палатой. Сейчас представитель комитета по бюджету Штогрин предложил перенести рассмотрение на январь для согласования поправок. (Шум в зале.) А-а, сегодня. Какое будет мнение по поводу того, чтобы рассмотреть после 16 часов? Ковалёв Олег Иванович. КОВАЛЁВ О. И. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Если уж вопрос зашел в тупик, то мы можем сейчас поставить на голосование и палатой принять решение рассмотреть поправку, которая распространена в зале, и после этого уже продолжить рассмотрение таблицы. Палата имеет на это право, если такое решение будет принято. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Надеждин. Потом Задорнов. НАДЕЖДИН Б. Б. Уважаемые коллеги, я бы не стал так драматизировать происходящее. Давайте спокойно идти по регламенту. Мы прошли таблицу принятых, сейчас - таблица отклоненных. Потом, конечно же, рассмотрим поправку, которую сейчас раздала фракция "Отечество - Вся Россия". Давайте спокойно продолжать работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я тоже так считаю. Задорнов, пожалуйста. ЗАДОРНОВ М. М. Геннадий Николаевич, я хотел то же самое предложить. Какой тупик? Мы двигаемся вперед и после этого готовимся к третьему чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конечно. В том, что поправка не принята, никакой драмы нет, мы обязаны рассмотреть следующие поправки. Крашенинников предлагает из таблицы отклоненных какую-то поправку вынести. Пожалуйста, Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по законодательству, фракция "Союз Правых Сил". Поправка 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 2. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с предложением в части отклонения поправок, за исключением поправки 2? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 09 сек.) Проголосовало за 368 чел. 81,8% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел. 18,2% Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников. Поправка 2. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, в моей поправке есть предложение в перечень средств массовой информации включить также информационные агентства. На самом деле всегда считалось, что они к ним относятся, и были соответствующие подзаконные акты, которые указывали на то, что они в этот перечень входят, но соответствующий подзаконный акт в свое время был отменен, и по инструкциям Министерства по налогам и сборам они оказались вне этого перечня средств массовой информации. Сейчас, я знаю, готовится постановление Правительства, где этот пробел устраняется. Но на самом деле, конечно, я считаю, что закон все-таки выше и мы должны именно в законодательном акте, я подчеркиваю, а не в подзаконном все-таки эту проблему решить. Я предлагаю поддержать поправку 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я могу добавить лишь одно: к нам обращались агентства ИТАР-ТАСС, "Интерфакс", РИА "Новости" по поводу того, что они выпали из числа средств массовой информации. Пожалуйста, мнение комитета, потом - Шаталов Сергей. ШТОГРИН С. И. Уважаемые коллеги, данная норма в принципе не имеет никакого отношения к налоговому законодательству. Если ее нужно вносить, то в соответствующий закон, который регламентирует деятельность СМИ. Исходя из этого, наш комитет и предложил ее отклонить. Тем более, по заявлению коллеги, в принципе вопрос решается и в постановлении Правительства эта проблема будет решена. Поэтому дополнять часть вторую Налогового кодекса нормами, регламентирующими деятельность средств массовой информации, комитет не считает целесообразным. Просим ее отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хотя в законе о печати информационные агентства перечислены. Слово - Шаталову. Пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемые депутаты, мы просим не поддерживать поправку депутата Крашенинникова просто по той причине, что она технически и юридически неверно решает эту проблему. Нельзя оценивать электронные средства массовой информации и информационные агентства по печатным изданиям, которые предполагают бумажные носители. С этой точки зрения это просто некорректно. Мы сейчас эту проблему пытаемся решить через постановление Правительства, и полагаю, что мы решим ее. С учетом этих обстоятельств мы не поддерживаем поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы поправку 2 депутата Крашенинникова принять? Мнение комитета и Правительства - отклонить. Пожалуйста, голосуйте. Кто за то, чтобы принять? Голосуется в позитивном ключе. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 23 сек.) Проголосовало за 187 чел. 41,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 188 чел. Не голосовало 262 чел. 58,2% Результат: не принято Поправка не принимается, остается отклоненной. Уважаемые коллеги, сейчас нам надо принять решение о том, чтобы рассмотреть поправки депутата Булаева, которые сегодня розданы в зале. Депутат Резник, по ведению. Пожалуйста, Борис Львович. РЕЗНИК Б. Л. Спасибо, Геннадий Николаевич. Уважаемые коллеги, я категорически против того, чтобы сегодня мы рассматривали поправки Николая Ивановича Булаева и целого ряда представителей "ОВР". Я хочу сказать, что фракция "ОВР", дав обещание региональной прессе голосовать за сохранение в полном объеме 10-процентной ставки по НДС, голосовала, их представители голосовали на заседании бюджетного комитета против по команде из фракции. Потом они пропиарили... их пресс-служба сделала заявление, и теперь они распространили поправку, которая идет во вред районным газетам. Там ничего... Скажем, подакцизные товары и без того не рекламируются - водка, табак и так далее, это запрещено... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Львович, вы торопитесь, палата еще не приняла решение о рассмотрении. РЕЗНИК Б. Л. Так вот, я хочу объяснить... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Потом будут выступления за и против. Выступит Булаев, а потом - кто против. Я понимаю, вы предлагаете не рассматривать. Но первое предложение было - рассмотреть. Поэтому я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы поправки, розданные в зале, рассмотреть? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 21 сек.) Проголосовало за 140 чел. 31,1% Проголосовало против 141 чел. 31,3% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 281 чел. Не голосовало 169 чел. 37,6% Результат: не принято Поправки рассматриваться не будут, поэтому у меня есть все основания поставить на голосование законопроект во втором чтении. Пожалуйста, Штогрин. ШТОГРИН С. И. Уважаемые коллеги, у меня на руках заключение нашего Правового управления к первому чтению, и здесь есть серьезные замечания по технике изложения тех норм, которые предложили депутаты. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Иванович, это не совсем чистый прием. ШТОГРИН С. И. Нет, почему не чистый? Мы примем сейчас решение... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А зачем вы выносили законопроект на обсуждение, если он с таким отрицательным... ШТОГРИН С. И. Комитет подготовил в редакции, которую он принял. Сейчас нужно, чтобы закон был чистый и вступил в действие, другую поправку принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 17 мин. 45 сек.) Проголосовало за 328 чел. 72,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел. 26,9% Результат: принято Законопроект принимается во втором чтении. Да, пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Пути господни неисповедимы накануне завершения сессии, но я хотел бы, чтобы депутаты остановились на минуту, оторвались от рождественских, новогодних столов и подумали: что вы сейчас приняли?! Что вы приняли сейчас?! Приняли вы буквально следующее. Читаю текст. В результате исключения поправки Штогрина, которую вы отклонили, получилось: установить, что абзацы третий, четвертый и шестой подпункта 3 пункта 2 статьи 164 утрачивают силу с 1 января 2005 года. Дальнейший текст, касающийся абзаца пятого, вы исключили. Теперь получается, что льгота по НДС - 10 процентов - с 1 января 2005 года утрачивает силу, за исключением изданий рекламного характера. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Надеждин. И потом - Фарида Исмагиловна, по ведению. Пожалуйста, Надеждин. НАДЕЖДИН Б. Б. Уважаемые коллеги, всё не так страшно, как говорит господин Котенков. Мы не приняли поправку 1, которая меняла статью 1 законопроекта. Следовательно, статья 1 остается в том виде, в котором она была в первом чтении. А там написано: абзацы третий - шестой. И всё, по-моему, нормально. Сейчас нужно сделать простую вещь: быстро напечатать этот текст, раздать, и мы в рамках "часа голосования" сегодня проголосуем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Фарида Исмагиловна. Пожалуйста, депутат Гайнуллина. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемый Геннадий Николаевич, я рассчитывала, конечно, на вас, но... Александр Алексеевич, я прошу вас принести извинения депутатам, работающим в зале. Я не знаю, на какие столы и рождественские вечера вы намекаете? (Выкрики из зала.) Извините, к ним и обращайтесь, а мы работаем в зале! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, Александр Алексеевич, я вам делаю замечание. В палате у нас нет рождественских столов. Пожалуйста, Решульский. (Шум в зале, выкрики.) РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Фарида Исмагиловна, уважаемые коллеги! Да не надо на это обращать внимание! Кто за столами, тот так и говорит. Я предложение хочу внести. Всё здесь нормально, никаких здесь сбоев нет, поскольку статью 1, вернее, поправку 1 отклонили, текст остается в редакции первого чтения. Предложение такое: сейчас поручить комитету быстренько подготовить окончательный текст и в 16 часов с учетом заключения Правового управления поставить на голосование в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конечно, надо бы сегодня его довести... РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Сегодня надо сделать обязательно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поэтому попросим комитет вместе с Правовым управлением.
ШТОГРИН С. И. Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет провел необходимые подготовительные процедуры по законопроекту под пунктом 7 - о пролонгации налоговой льготы по налогу на добавленную стоимость для средств массовой информации. Прошу сейчас рассмотреть этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы с вами договаривались о том, что комитет за время перерыва подготовит к третьему чтению законопроект, касающийся средств массовой информации. Он уже вам роздан. Было предложение в рамках "часа голосования" принять его в третьем чтении. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять законопроект в третьем чтении? Кто без карточки и желал бы проголосовать? Нет таких. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 08 сек.) Проголосовало за 309 чел. 68,7% Проголосовало против 10 чел. 2,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел. 29,1% Результат: принято Закон принят.
Заседание № 209
О проекте федерального закона № 205035-3 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части продления до 1 января 2005 года действия ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, применяемой при реализации работ и услуг по производству и распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Борис Львович Резник доложит законопроект "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 13. Пожалуйста. РЕЗНИК Б. Л., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект предусматривает продление действия льготной налоговой ставки 10 процентов по налогу на добавленную стоимость до 1 января 2005 года для работ и услуг по производству и распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением периодических печатных изданий и книжной продукции рекламного и эротического характера, а именно: редакционных, издательских работ (услуг) и услуг по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой; услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях; услуг по оформлению и исполнению договоров подписки на периодические печатные издания, в том числе по доставке газет, журналов, если такое предусмотрено договорами. Этот законопроект направлен на предотвращение скачка цен на книги и периодические печатные издания (в первую очередь на подписные издания), который прогнозируют эксперты в связи с предстоящим повышением с 1 января 2003 года (до этого времени работает существующая льгота в 10 процентов) ставки НДС с 10 до 20 процентов на указанные выше работы и услуги. По оценкам экспертов, повышение ставки налога на добавленную стоимость до 20 процентов на указанные работы и услуги вызовет одномоментное повышение розничных цен на печатную продукцию как минимум на 10 процентов. Кроме того, надо учесть, что из-за отмены в 2002 году льготы по налогу на добавленную стоимость на полиграфические услуги, а также из-за введения 10-процентной ставки НДС на подготовку, издание, распространение и реализацию печатной продукции уже и без того розничные цены поднялись, и очень серьезно - в среднем где-то на 50 процентов. Но я хочу сказать, что мы получили в конце концов после долгих борений положительное заключение Правительства на этот законопроект. Правительство возражает против того, чтобы эта норма распространялась на рекламу. Но подробно об этом мы будем говорить во время второго чтения, а пока я хотел бы вас просить принять в первом чтении этот законопроект. Есть замечания Правового управления, но они, в общем, не очень значительные, и мы готовы над ними поработать до второго чтения. И как я сказал, заключение Правительства положительное. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Г. В. Боос ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Сергея Ивановича Штогрина. Пожалуйста, Сергей Иванович. ШТОГРИН С. И. Спасибо, Георгий Валентинович. Уважаемые коллеги, Комитет по бюджету и налогам, рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", отмечает следующее. Указанным законопроектом предлагается продлить еще на два года - до 1 января 2005 года - действие абзацев третьего-шестого подпункта 3 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса: еще в течение двух лет взимать по ставке 10 процентов налог на добавленную стоимость за услуги по экспедированию, доставке периодических печатных изданий, книжной продукции, выполнение редакционных и издательских работ, связанных с производством этих изданий, услуги по размещению рекламы и информационных сообщений, а также услуги по оформлению и исполнению договоров подписки. Комитет считает, что в целях поддержки средств массовой информации, недопущения роста цен на эти издания, прежде всего на периодические и печатные издания, следует поддержать данный законопроект в первом чтении. Вместе с тем, поддержав концептуально данный законопроект, комитет отмечает, что при доработке надо внести в него изменения, чтобы исключить из льготного 10-процентного режима услуги по размещению рекламы. Кроме того, есть также замечания технического и юридического характера. В связи с этим комитет по бюджету просит вас поддержать проект в первом чтении, внести изменения в законопроект, представленный комитетом, по сроку подачи поправок: там у нас стоит срок - три дня, предложение подкомитета, заседание которого закончилось буквально пять минут назад, и мое личное, как депутата, - сократить этот срок до одного дня, с тем чтобы мы могли рассмотреть в нормальном законодательном поле данный законопроект и во втором, и в третьем чтениях, завершить его рассмотрение до окончания осенней сессии и передать на рассмотрение в Совет Федерации. Я хочу обосновать эту просьбу тем, что если мы не сделаем этого до 1 января, то с 1 января, пока мы в январе или феврале будем дорабатывать во втором и третьем чтениях, Министерство по налогам и сборам будет администрировать его со ставкой в 20 процентов. Затем необходимо будет его засчитывать организациям, которые занимаются этими видами деятельности, в уплаченные налоги и так далее. Чтобы этого не допустить, чтобы уже с 1 января эта льгота была пролонгирована, мы предлагаем такую процедуру. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчикам? Нет вопросов. Присаживайтесь, пожалуйста, Сергей Иванович. Есть ли желающие выступить? Есть желающие выступить. Пожалуйста, запишитесь. Включите режим записи. Пожалуйста, покажите список записавшихся. Пожалуйста, Иван Дмитриевич Грачёв. ГРАЧЁВ И. Д., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Спасибо большое. Я бы хотел выступить в поддержку этого законопроекта, потому что я просто помню, как год назад нам рассказывали про лекарства, про то, что отмена льгот приведет к повышению цен на 2-3, ну на 4 процента, а потом реально на 30 - 40 процентов выросли цены! Поэтому я полагаю, что мы просто обязаны быстро его поддержать в трех чтениях и, если надо, даже преодолеть вето Совета Федерации до нового года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по законодательству, фракция "Союз Правых Сил". Уважаемые коллеги, безусловно, мы поддерживаем данный законопроект. Но я также хотел бы обратить внимание на один нюанс, который, к сожалению, вытекает не из закона, а из подзаконных актов некоторых наших министерств. Речь идет о том, что сегодня, к сожалению, существует спор, признавать ли информационные агентства средствами массовой информации или нет и, соответственно, распространять ли данную норму на продукцию информационных агентств или нет. Поэтому я для стенограммы хочу сказать, что уже подготовлена соответствующая поправка, и в тот срок, который мы сегодня установим, она поступит. Я просто призываю голосовать и учесть при доработке вот эти замечания, о которых я сказал. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Вульф. ВУЛЬФ А. Ю. Я тоже не буду оригинален, хочу призвать всех депутатов в обязательном порядке поддержать данный законопроект. Многое из того, что я хотел сказать, уже сказали предыдущие докладчики, могу лишь добавить, что следующий год - это год федеральных выборов, и поэтому наличие региональных средств массовой информации, эффективно функционирующих, - это в наших общих интересах вне зависимости от наших политических взглядов, принадлежности к той или иной политической партии. Поэтому, если мы хотим, чтобы наш народ оставался самым читающим в мире, необходимо принять предложение депутатов Булаева и Резника и проголосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Булаев просил слова, он не успел записаться. Пожалуйста. БУЛАЕВ Н. И., фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемые коллеги, насколько я понимаю, излишне агитировать за этот законопроект, абсолютное большинство выступавших поддерживают его в том виде, в каком он есть. На самом деле законопроект дает основание не провоцировать сегодня СМИ на увеличение подписной цены, дает возможность не провоцировать рост цен на всё, что связано с книгоизданием по образованию, науке и культуре. И еще одно важное, на мой взгляд, обстоятельство: два года, на которые мы пролонгируем действие ранее действовавшей нормы, дадут возможность вновь пришедшей Думе потом осознанно принять решение. Что касается предложений Правительства, прозвучавших и в официальном заключении, и на заседаниях комитета, я думаю, что это предмет рассмотрения законопроекта во втором чтении и палата может определиться по этим замечаниям и принять решение, и я думаю, что сегодня законопроект в первом чтении будет принят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона... Пожалуйста, включите микрофон в правительственной ложе. ШАТАЛОВ С. Д., статс-секретарь - первый заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты! Правительство в целом поддерживает этот законопроект, но, если вы обратите внимание на заключение Правительства, с определенными изъятиями. Мы полагаем, что продление срока действия 10-процентной налоговой ставки в качестве налоговой льготы должно распространяться только на услуги по экспедированию и доставке, редакционно-издательские услуги, услуги по оформлению и исполнению договора подписки, но не должно распространяться на услуги по размещению рекламы. И вот с учетом этого обстоятельства мы предлагаем ко второму чтению этот законопроект доработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Сергей Иванович, правильно ли я понял, что мы сейчас проголосуем проект постановления за основу, поскольку вы предлагаете изменить в тексте проекта постановления срок подачи поправок? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно. Тогда ставится на голосование: принять за основу проект постановления о принятии законопроекта в первом чтении. Включите режим голосования, пожалуйста. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 56 мин. 53 сек.) Проголосовало за 421 чел.93,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2% Результат: принято За основу принимается. Пожалуйста, Сергей Иванович Штогрин, от комитета. Микрофон включите, пожалуйста. ШТОГРИН С. И. Спасибо, Георгий Валентинович. Заседание комитета только что закончилось, и мы не смогли оформить письменно поправку. Есть предложение: в проекте постановления трехдневный срок подачи поправок заменить на один день. Я думаю, что, поскольку эта поправка очевидна для всех и Крашенинников уже подготовил ее и готов сегодня передать, надо сделать эту замену. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Предложение бюджетного комитета: в пункте 2 проекта постановления о принятии этого законопроекта в первом чтении трехдневный срок подачи поправок заменить на один день. Ставится на голосование данное предложение бюджетного комитета. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 20 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9% Результат: принято Поправка принимается. Ставится на голосование: принять постановление в целом о принятии данного законопроекта в первом чтении. Включите режим голосования, пожалуйста. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 57 сек.) Проголосовало за 426 чел.94,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 426 чел. Не голосовало 24 чел.5,3% Результат: принято Законопроект принимается.