Заседание № 29

16.02.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 20492-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощённая система налогообложения" и в части отдельных вопросов налогообложения международных холдинговых компаний; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощённая система налогообложения").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4328 по 4849 из 6966
18-й вопрос, проект федерального закона "О проведении эксперимента по           
установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощённая      
система налогообложения". Докладывает Андрей Михайлович Макаров.                
                                                                                
МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и          
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На самом деле вашему вниманию во    
втором чтении сейчас будут предложены четыре законопроекта, первые три из       
которых - это законопроекты, указанные в пунктах 18, 19 и 20 повестки. Это      
пакет, который комитет по бюджету предлагает поддержать.                        
                                                                                
Мы с вами вчера рассматривали законопроект, связанный с единым налоговым        
счётом, для облегчения жизни налогоплательщика. Вот этот пакет законов - это    
важнейший шаг по облегчению жизни не просто налогоплательщиков, а тех, кому     
наиболее сложно тратить деньги на бухгалтерию, на администрирование налогов,    
и это в первую очередь, естественно, касается упрощённой системы                
налогообложения. Именно технологические возможности, которые разработаны        
сегодня и которые предлагаются в этом проекте закона, позволяют решить эти      
вопросы.                                                                        
                                                                                
Сразу хочу сказать, что законопроектом - в отличие от вчерашнего                
законопроекта, который мы видим, какой даёт результат, - предлагается           
провести эксперимент в течение пяти лет. Для этого предлагаются четыре          
региона страны, которые наилучшим образом подготовлены к проведению такого      
эксперимента именно в силу технологических возможностей, потому что, напомню,   
именно в этих регионах проходил изначально эксперимент по самозанятым. Вот      
предлагается в тех же четырёх регионах провести этот эксперимент.               
                                                                                
Поскольку у нас было очень много предложений и поправок (давайте расширим,      
давайте ещё какие-то регионы добавим), мы говорим вот что: давайте поступим     
так - давайте посмотрим, как в течение, допустим, полугода это будет            
работать, а потом уже будем рассматривать вопрос, надо ли расширять и надо ли   
дорабатывать какие-то детали.                                                   
                                                                                
Почему это важно? Потому, что на самом деле, посмотрите, здесь же поправки      
идут в сам закон "О проведении эксперимента...", поправки идут в Бюджетный      
кодекс, поправки идут в Налоговый кодекс. И вот важнейшее, с чего я начинаю,    
потому что таким был первый, один из важнейших вопросов: а как это скажется     
на региональных бюджетах? Именно поэтому, просчитав на примере тех регионов,    
где будет проводиться эксперимент, как должно быть, предлагается важнейшая      
поправка с точки зрения именно распределения доходов, предлагается именно по    
предложению регионов: правительство внесло нам 50 на 50 - предлагается 54 на    
46 в пользу регионов. Очень важно, чтобы мы понимали, о чём идёт речь: эти 46   
процентов идут на самом деле не в федеральный бюджет, точнее, они зачисляются   
в федеральный бюджет, но идут на компенсацию в пенсионные фонды, чтобы          
компенсировать права тех граждан, пенсионные права граждан, которые попадают    
вот в рамки этого эксперимента. Именно поэтому в данном случае это очень        
важный момент - вот мы должны посмотреть, как этот механизм будет работать.     
                                                                                
На самом деле ещё раз хотел просто объяснить, что идёт не просто максимальное   
упрощение. Мы рассматривали в первом чтении, вы подробно об этом говорили, мы   
по существу создаём ситуацию, когда упрощёнщикам не понадобится своя            
бухгалтерия, не понадобится представлять отчётность, когда всё это будет        
достигаться за счёт возможностей кабинета налогоплательщика и банка, через      
который проходит операция. Всё остальное налоговые органы должны сделать        
сами.                                                                           
                                                                                
Вот смысл тех трёх первых законопроектов, которые здесь предлагаются. По        
каждому из них есть поправки, которые мы будем рассматривать сейчас уже в       
таблицах поправок. Я просто объяснил то, что у нас сделано во втором чтении.    
Естественно, вот все эти элементы были доработаны.                              
                                                                                
Если можно, Иван Иванович, я сразу по трём законопроектам сделаю доклад,        
чтобы потом не возвращаться.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста.                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Коллеги, сразу хотел бы сказать, что одновременно в рамках        
19-го вопроса - это изменения в Налоговый кодекс, - кроме вот УСН-онлайн, то    
есть упрощёнки и так далее, мы рассмотрели внесённые мною десять поправок,      
которые комитет рассмотрел и поддержал в понедельник. Эти поправки связаны      
уже не с концепцией законопроекта, которая принималась, они вызваны очень       
серьёзной, не побоюсь этого слова, политической необходимостью, поэтому я       
хотел бы именно об этом сейчас сказать более подробно.                          
                                                                                
Дело в том, что специальная группа Европейского союза по оценке соответствия    
законодательства стандартам эффективного управления в налоговой сфере дала      
заключение, что Россия должна быть отнесена к так называемой серой зоне, а      
если законодательные изменения не будут приняты, то к группе чёрных             
юрисдикций, то есть тех, которые не сотрудничают с точки зрения налогового      
администрирования, - это вот сейчас борьба идёт за налоговую базу. И наш        
закон о САР (это две зоны, как вы помните, - зона в Калининграде и остров       
Русский, в Калининграде это остров Октябрьский) они расценили как создание      
юрисдикций, куда могут уходить компании из других стран, при этом у наших       
компаний возможности быть зарегистрированными там нет. Вот если мы будем        
формально анализировать этот закон, мы увидим, что для этого вывода есть        
основания, то есть такая возможность существует. Я не хотел бы сейчас           
говорить, чего в этом решении европейцев больше - экономики или политики, - я   
думаю, что всё-таки это не та сфера, к которой это относится, но вопрос очень   
важный, очень важный вопрос, потому что попасть в серый или в чёрный список     
очень легко, выйти оттуда нельзя, а последствия включения в список - это удар   
по всей внешнеэкономической деятельности страны и по любой компании, которая    
работает за рубежом. Поэтому вот, ну, реально трое суток мы работали вместе с   
правительством, и вот родились эти десять поправок, которые дополнительно       
вносятся в этот законопроект.                                                   
                                                                                
Сразу, естественно, возникает вопрос: а, простите, не получится ли так, что     
они из регионов все побегут вот под эти юрисдикции и регионы потеряют доходы?   
Хочу ответить: нет, потому что мы прописываем специальную норму...              
                                                                                
Можно минуту добавить?                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо.                                                          
                                                                                
...прописываем специальную норму: для того чтобы компания могла                 
перерегистрироваться в САР, необходимо согласие региона, в котором она          
зарегистрирована сейчас. Почему это возможно? Да просто потому, что основой     
создания САР было согласие: редомициляция возможна, только если страна,         
например Кипр, соглашается, что компания оттуда уходит, а это - абсолютный      
аналог. Мы предлагаем точно такую же, зеркальную норму: если там требуется      
согласие страны, значит, тут требуется согласие региона, откуда компания        
уходит. Но я думаю, у нас с вами нет никаких сомнений, что такое согласие...    
Мне бы не хотелось дальше входить в публичное обсуждение этого вопроса.         
                                                                                
Коллеги, я доложил суть этих вопросов. По поправкам ко всем этим                
законопроектам особых проблем не было, я предложил бы перейти к таблицам        
поправок. Если по ним будут какие-то вопросы, я готов дать любые пояснения.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Коллеги, доклад по трём законопроектам сделан. Переходим к рассмотрению         
таблиц поправок по законопроекту под пунктом 18.                                
                                                                                
По таблице поправок № 1 будут ли вопросы? Нет.                                  
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 37 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              361 чел.80,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                  89 чел.19,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно.                                                        
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 37 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              298 чел.66,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    298 чел.                                          
Не голосовало                 152 чел.33,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 37 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              365 чел.81,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    365 чел.                                          
Не голосовало                  85 чел.18,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Коллеги, мы на заседании Совета говорили о том, что мы эти законопроекты        
рассмотрим и в третьем чтении. Если нет возражений, желающие выступить по       
мотивам - после третьего законопроекта, ладно? Нет возражений? Есть             
возражения? Прямо сейчас хотите выступать по мотивам? Нет? По всем? Я это и     
предложил. Хорошо.                                                              
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 18 в третьем          
чтении...                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
Отмените голосование.                                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Коллеги, у меня предложение чуть-чуть...                          
                                                                                
Извините, Иван Иванович, мы говорили на заседании Совета, просто эти три        
законопроекта - это единый пакет: мне кажется, что нам надо сначала             
рассмотреть все их во втором чтении, а потом по очереди поставить их на         
голосование в третьем. Вы абсолютно правы, но просто, проголосовав в третьем    
чтении любой из этих законопроектов, мы как бы решаем вопросы по двум           
остальным сразу, до того, как рассмотрели их во втором.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я, правда, большого смысла в этом не вижу, но             
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Валерий Карлович Гартунг - по ведению.                                          
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Андрей Михайлович, процедура второго чтения не          
предусматривает задавания вопросов, но если можно... Вы в своём выступлении     
очень подробно остановились на поправках, которые затрагивают налогообложение   
в специальных административных районах, - поясните, пожалуйста, действительно   
ли об этом идёт речь сейчас? Ведь первоначально немного другая норма была.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович, только коротко.            
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Коллеги, это имеет отношение к законопроекту под пунктом 19, а    
не 18, 18-й - только УСН-онлайн. А то, о чём вы спрашиваете сейчас по 19-му,    
- я думаю, что если будет таблица поправок... Если будут какие-то вопросы, я    
готов дать пояснения по всем этим вопросам. Но к 18-му, который сейчас мы       
рассмотрели, это не имеет никакого отношения.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ну давайте рассмотрим все во втором чтении, потом начнём голосовать    
в третьем чтении, и по мотивам желающие выступят.                               
                                                                                
19-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в части        
первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные             
законодательные акты Российской Федерации".                                     
                                                                                
По таблице поправок № 1 будут ли вопросы? Нет.                                  
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 40 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              366 чел.81,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    366 чел.                                          
Не голосовало                  84 чел.18,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 41 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              303 чел.67,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    304 чел.                                          
Не голосовало                 146 чел.32,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 41 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              370 чел.82,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    370 чел.                                          
Не голосовало                  80 чел.17,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 50 и     
56 Бюджетного кодекса Российской Федерации". По таблице поправок № 1, в ней     
одна поправка, есть ли вопросы? Нет.                                            
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 42 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              371 чел.82,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    371 чел.                                          
Не голосовало                  79 чел.17,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 42 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              367 чел.81,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    368 чел.                                          
Не голосовало                  82 чел.18,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Перед рассмотрением в третьем чтении вопрос: есть ли желающие выступить по      
мотивам? Есть.                                                                  
                                                                                
Включите режим записи на выступления по мотивам сразу по трём законопроектам,   
по пакету.                                                                      
                                                                                
Я думаю, что сэкономим время всё-таки.                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Изначально в первом   
чтении у нас была позиция по всем трём законопроектам проголосовать за, но,     
учитывая, что во втором чтении в законопроект, 19-й пункт повестки, внесены     
поправки, касающиеся специальных административных районов, у нас позиция        
немножко изменилась. Мы по 18-му и 20-му пунктам поддерживаем принятие          
законопроектов, а вот по 19-му мы согласиться не можем, и вот почему.           
                                                                                
Когда создавались эти специальные административные районы, а это не что иное,   
как внутренние офшоры, я с этой трибуны выступал и говорил, что мы вообще не    
видим никакого смысла в этом. Мало того, даже Европейский союз обратил          
внимание, что, собственно говоря, мы... ну, то есть мы такие дыры офшорные      
создали, что как бы, скажем так, другие государства заметили их. Сами-то мы     
не заметили, что у нас тут внутри страны дыры офшорные, а вот иностранные       
государства заметили, и мы получили риск включения в чёрные, серые списки и     
так далее. А вообще-то, когда мы их создавали, я вам про это говорил,           
говорил, что это неправильно, неправильный путь, но Государственная Дума с      
нами не согласилась и приняла решение создать такие административные районы.    
Поэтому мы настаиваем на том, что это - зло и нужно как можно быстрее от        
таких административных районов избавляться. У нас в истории есть, к             
сожалению, негативный опыт, когда у нас были закрытые                           
административно-территориальные образования, там применялись специальные        
налоговые режимы, и закончилось это очень плачевно и для компаний, и для        
руководителей ЗАТО, там посадок было много. Эти льготы тиражировались,          
государство в то время, когда не было денег на выплату пенсий, теряло           
огромные деньги, но кто-то там на этом наживался. Вот чтобы не повторять этот   
исторический опыт, мы считаем, что с этими административными районами нужно     
заканчивать.                                                                    
                                                                                
Поэтому позиция нашей фракции такова: 19-й пункт мы не поддерживаем, а 18-й и   
20-й поддерживаем, потому что там речь идёт об экспериментальных налоговых      
режимах. Мы принципиально согласны с тем, что обкатать на некоторых регионах    
экспериментальный налоговый режим нужно.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
Щапов Михаил Викторович, пожалуйста.                                            
                                                                                
ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция приветствует любые     
меры, направленные на облегчение, упрощение жизни микро- и малых предприятий.   
Однако, на наш взгляд, законопроект предлагает слишком осторожный подход к      
процессу введения автоматизированной УСН. В текущем виде в проекте закона       
слишком жёсткие ограничения, что сильно ограничивает поле его применения,       
лишь небольшое количество предприятий сможет перейти на новую систему           
налогообложения. Но даже если какие-то предприятия смогут соответствовать       
всем требованиям, то любые изменения в их работе будут приводить к возврату     
на обычную ОСН, или общую систему. Увеличится численность персонала,            
расширится география или изменится характер операций - предприятию придётся     
восстанавливать учёт и нести дополнительные затраты при возврате к              
стандартной системе налогообложения. Возможно, стоит в будущем на основе        
анализа итогов эксперимента смягчить требования для таких предприятий, чтобы    
они не переходили на общую систему и УСН по любому поводу. Также, возможно,     
стоит предусмотреть переходный период и параметры, в рамках которых             
перешедшие на автоматическую УСН смогут оставаться в ней и дальше, несмотря     
на нарушение ограничений, которые произошли в связи с их развитием. За этот     
период микропредприятия смогут подготовиться к переходу на ОСН или УСН и,       
например, с очередного года начать вести учёт доходов и расходов в              
необходимом виде.                                                               
                                                                                
Что касается внесённых во втором чтении поправок, направленных на уточнение     
регулирования специальных административных районов. Я напомню, что это два,     
по сути, внутренних офшора, созданных для комфортного возвращения наших         
олигархов из других юрисдикций. Наша фракция выступала против создания          
внутренних офшоров, мы принципиально не согласны с любым отходом от политики    
деофшоризации. Российские предприятия должны быть зарегистрированы в России,    
платить налоги в России на общих основаниях в соответствии с российскими        
законами. Несмотря на то что мы выступаем против самой концепции внутренних     
офшоров, мы готовы поддержать поправки, направленные на уточнение статуса       
предприятий на их территориях. Если уж офшоры существуют, то как минимум        
деятельность компаний на их территориях должна быть для нас прозрачной. Ранее   
мы вносили пакет законопроектов об этом, но они, к сожалению, были отклонены.   
                                                                                
Мы считаем, что в дальнейшем мы должны последовательно двигаться в сторону      
полного уничтожения любых внутренних офшоров. Также мы считаем необходимым,     
как я уже отметил, проанализировать правоприменение принятого закона и по       
итогам этого анализа принять решение о его корректировке.                       
                                                                                
Наша фракция поддерживает принятие пакета законопроектов.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Викторович.                               
                                                                                
Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста.                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо, Иван Иванович.                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, всё-таки возвращаюсь к главному. На самом деле я хотел бы    
поддержать то, что сейчас говорил Михаил Викторович абсолютно справедливо, и    
мы обсуждали это подробно на заседании комитета. Вот те критерии для            
компаний, которые сейчас переходят на УСН-онлайн, сформулированы именно для     
эксперимента. Мы должны посмотреть, как это работает, чтобы не возникало        
рисков для региональных бюджетов. Естественно, после этого мы можем             
рассматривать параметры с точки зрения количества работающих и так далее. Но    
давайте всё-таки, поскольку речь идёт о региональных бюджетах, пока рисковать   
не будем. Напомню, что для расширения режима по самозанятым нам понадобилось    
полгода, - через полгода мы уже начали его расширять, и, естественно, тогда     
мы проговаривали все эти вещи. Так что это поддерживается.                      
                                                                                
Теперь с точки зрения того, что мы всё время говорим о внутренних офшорах.      
Вот понимаете, в чём всё дело? На самом деле ведь, когда мы это создавали, мы   
же принимали это всё, и реально у нас это функционирует с 2018 года; это        
создавалось для того, чтобы в рамках беспрецедентных санкций в отношении нас,   
в которых оказалась страна, дать возможность нашим компаниям                    
перерегистрироваться у нас в стране.                                            
                                                                                
Вот здесь присутствует, скажем, Алексей Валерьевич Сазанов, который во всех     
этих переговорах с европейцами сейчас участвует и так далее, - если есть        
необходимость, он же тоже может это всё рассказать.                             
                                                                                
Так вот, в настоящий момент у нас 67 компаний перерегистрировалось. Что такое   
67 компаний? Поймите, это ведь штучный товар, их не тысячи и не сотни, те       
компании, о которых мы говорим, - это международные холдинговые компании,       
холдинги, это не завод переезжает куда-то и так далее, этого просто нет.        
                                                                                
И вот те поправки, которые сейчас идут, вот те замечания, которые нам           
высказывают... ещё раз говорю, я не знаю, чего там больше - экономики или       
политики, но мы как раз отвечаем на эти замечания. Мы говорим о том, что        
должно быть не меньше такого-то количества работающих, должно быть не меньше    
такого-то количества площади, которая занята, то есть мы приземляем компанию;   
дальше мы говорим, сколько должно быть вложено. Иными словами, мы снимаем вот   
те формальные аргументы, с которыми к нам сейчас вышла Европейская комиссия.    
В чём я...                                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Да строго говоря, у нас и спора с правительством нет. Я не        
знаю, поможет это, чтобы нас не внесли или нет, потому что я считаю, что        
вполне может быть политическое решение и нас всё равно внесут, но тогда будет   
ясно, что это не экономическое, а политическое решение.                         
                                                                                
А вот то, что мы слышим сейчас, - поставить под страшную угрозу всю             
внешнеэкономическую деятельность, нанести удар по компаниям, только говорить,   
что всегда были против этого... Вы видите сейчас, какую политическую            
ответственность готовы взять на себя эти люди. Это только одно - демагогия.     
Мы же отвечаем за страну, поэтому в данном случае партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ"        
предлагает поддержать эти поправки.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, обсуждение завершено, переходим к голосованию    
в третьем чтении.                                                               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О проведении эксперимента   
по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощённая   
система налогообложения", 18-й вопрос.                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 52 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              392 чел.87,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные       
законодательные акты Российской Федерации", 19-й вопрос.                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 52 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              367 чел.81,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    370 чел.                                          
Не голосовало                  80 чел.17,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                
И ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в    
статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации", 20-й вопрос.           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 53 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              388 чел.86,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.13,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно.                                                       

Заседание № 22

21.12.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 20492-8 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощённая система налогообложения".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7185 по 7374 из 8505
Коллеги, далее идут три законопроекта с одним докладом и одним содокладом.      
43-й вопрос, о проекте федерального закона "О проведении эксперимента по        
установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощённая      
система налогообложения". 44-й вопрос, о проекте федерального закона "О         
внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и     
иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с              
проведением эксперимента по установлению специального налогового режима         
"Автоматизированная упрощённая система налогообложения". 45-й вопрос, о         
проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного   
кодекса Российской Федерации". Докладывает официальный представитель            
правительства статс-секретарь - заместитель министра финансов Алексей           
Валерьевич Сазанов.                                                             
                                                                                
САЗАНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на           
реализацию эксперимента по введению нового налогового режима                    
"Автоматизированная упрощённая система налогообложения". Эксперимент            
предполагается провести с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года в четырёх    
субъектах Российской Федерации: в Москве, в Московской области, в Калужской     
области и в Республике Татарстан. Новым налогом смогут воспользоваться          
организации и индивидуальные предприниматели с годовым доходом до 60            
миллионов рублей и численностью работников до пяти человек. Налогоплательщики   
освобождаются от обязанности подачи отчётности в налоговые органы и в           
государственные внебюджетные фонды. Ставка налога будет установлена в размере   
8 процентов доходов или 20 процентов налоговой базы дохода минус расходы - по   
выбору налогоплательщика. При этом налогоплательщики будут освобождаться от     
уплаты страховых взносов.                                                       
                                                                                
Также в рамках данного пакета предусматриваются корреспондирующие изменения в   
Налоговый кодекс и, соответственно, в Бюджетный кодекс, где будет               
предусмотрено распределение поступающих доходов от нового налогового режима:    
50 процентов - в федеральный бюджет и 50 процентов - в доходы субъектов         
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерьевич. Присаживайтесь.              
                                                                                
С содокладом выступает Ольга Николаевна Ануфриева.                              
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Я очень быстро: я понимаю, что     
все устали.                                                                     
                                                                                
Все три законопроекта, весь пакет, безусловно, поддерживаются Комитетом по      
бюджету и налогам и Комитетом по малому и среднему предпринимательству.         
                                                                                
Буквально в двух словах. Хочется отметить некоторые моменты, которые ко         
второму чтению обязательно будут доведены до ума, как говорится, потому что с   
правительством понимание найдено. Необходимо не допустить из-за нового          
перераспределения налогов выпадающих доходов бюджетов субъектов, которые        
участвуют в эксперименте. Также Комитет по малому и среднему                    
предпринимательству считает, что нужно обратить внимание на целесообразность    
наделения банков функциями налогового агента, потому что при любых ошибках      
нужно будет понимать, кого за это штрафовать. А в целом все три законопроекта   
поддерживаются, и комитет просит поддержать их в первом чтении.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Николаевна.                                
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить? Есть желающие      
выступить.                                                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Плякин Владимир Владимирович, пожалуйста.                                       
                                                                                
ПЛЯКИН В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ещё летом во время     
избирательной кампании мы предложили налоговый манёвр для бизнеса:              
предпринимателям станет проще жить, если заменить налог на прибыль, налог на    
добавленную стоимость, взносы в Фонд социального страхования, в Пенсионный      
фонд единым налогом с выручки. Мы уже прорабатываем с Минфином возможность      
провести этот налоговый манёвр, и сегодняшний законопроект о льготном           
налогообложении микропредприятий - первый шаг в этом направлении.               
                                                                                
В законопроекте предлагается освободить микропредприятия от взносов на          
пенсионное, социальное и медицинское страхование для себя и своих               
сотрудников. Пользователей нового налогового режима также освободят от          
обязанности вести бухгалтерию и сдавать налоговые декларации. Мы все сможем в   
экспериментальном режиме убедиться, что упрощение налогообложения для           
микропредприятий выгодно и государству, и предпринимателям, и работникам.       
                                                                                
А главное - людям начнут платить белую заработную плату. Сейчас бизнес часто    
платит всерую, потому что страховые взносы достаточно большие. Чтобы            
экономика росла, нужно не госрегулирование цен и жёсткое регулирование          
предпринимательства - наоборот, нужно дать бизнесу возможность развиваться.     
Каждый предприниматель даёт работу ещё как минимум нескольким человекам,        
развитие компании - это рост их доходов. Давайте снизим налоговую нагрузку на   
предпринимателей, чтобы у них появилась возможность больше платить своим        
сотрудникам.                                                                    
                                                                                
Мы надеемся, что через полгода после начала эксперимента будут расширены        
критерии, чтобы увеличилось количество предприятий, которые смогут              
воспользоваться данным налоговым режимом. Мы также надеемся, что вскоре         
сможем обсудить возможность дифференцировать ставки в рамках этого налогового   
режима.                                                                         
                                                                                
Наша фракция, безусловно, поддерживает данный законопроект.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Борисович, вы выступить хотите? У вас "По порядку ведения" горит.        
                                                                                
Включите микрофон депутату Терентьеву.                                          
                                                                                
ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Иван Иванович, у меня просто большая просьба к коллегам, когда они опираются    
в своих высказываниях, в своей риторике при обсуждении законопроекта в первом   
чтении... Хочу для справки сказать, что в Московской области предоставлено 29   
928 земельных участков многодетным семьям, только в 2021 году - 1924 участка.   
Вот прошу Останину, когда она выступает, опираться на какие-то факты, а не на   
домыслы. Спасибо большое.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, справка принимается.                                 
                                                                                
Депутату Останиной включите микрофон.                                           
                                                                                
Коллеги, только я прошу не устраивать перепалку. Если есть факты какие-то -     
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Я просто приглашаю Михаила Борисовича в наш комитет -            
ознакомиться с письмами, которые поступают из Московской области от             
многодетных семей с просьбой выделить земельные участки.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Валерьевич, с заключительным словом будете выступать? Нет.              
                                                                                
Ольга Николаевна? Тоже нет.                                                     
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено. По очереди три законопроекта ставим на           
голосование.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, пункт 43 порядка работы.                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 16 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              338 чел.75,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    338 чел.                                          
Не голосовало                 112 чел.24,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.                                        
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, пункт 44 порядка работы.                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 16 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              338 чел.75,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    338 чел.                                          
Не голосовало                 112 чел.24,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.                                        
                                                                                
И ставится на голосование законопроект, пункт 45 порядка работы.                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 16 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              407 чел.90,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении. Спасибо.