Заседание № 216

24.01.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 204741-3 "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу работникам негосударственных предприятий оборонно-промышленного комплекса).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 447 по 484 из 5425
ЗЕЛЕНОВ Е. А., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых             
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, я обращался с предложением в Совет             
Государственной Думы по постановлению Новгородской областной Думы, в котором    
она предлагала рассматривать проекты федеральных законов, внесенные в           
Государственную Думу в качестве законодательной инициативы субъектов            
Российской Федерации, в первой половине дня пленарного заседания. С подобной    
просьбой Новгородская областная Дума обратилась не только ко мне, но и к        
руководителям фракций и депутатских групп. И действительно, докладчик по        
законопроекту, прибывающий из региона, порой не успевает доложить               
законопроект, а это и финансовые затраты прежде всего, и, конечно, большие      
неудобства...                                                                   
                                                                                
Поэтому убедительно вас прошу законодательные инициативы Законодательного       
Собрания Республики Карелия и Законодательного Собрания Калужской области       
также рассмотреть в первоочередном порядке в блоке законопроектов первого       
чтения.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы назовите номера...                                     
                                                                                
ЗЕЛЕНОВ Е. А. Номера законов...                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Порядковые номера, как они обозначены в порядке работы.   
                                                                                
ЗЕЛЕНОВ Е. А. Секунду...                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Номера 11 и 12. Ваши коллеги быстрее нашли.               
                                                                                
ЗЕЛЕНОВ Е. А. Нет, номера 10 и 11.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И 10-й, да?                                               
                                                                                
ЗЕЛЕНОВ Е. А. 10-й и 11-й, да.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Законопроекты под номерами 10, 11 и 12 рассмотреть        
первыми среди законопроектов первого чтения.                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 709 по 750 из 5425
строительству. И депутат Зеленов просил поставить пункты 10, 11 и 12 на         
рассмотрение среди законопроектов первого чтения в первую очередь. Есть ли      
депутаты, которые против данного предложения? Нет. Кто за то, чтобы             
поддержать предложение Зеленова? Прошу голосовать. Чтобы поставить пункты 10,   
11 и 12 первыми среди...                                                        
                                                                                
Есть возражение у Решульского. Пожалуйста.                                      
                                                                                
Нет-нет, пока не голосуем.                                                      
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Да, у меня есть возражение. Я не пойму, какая необходимость    
сейчас ломать тут всю эту сверстанную повестку. Тем более, что на ряд           
вопросов - на 8-й, на 9-й - приглашены люди, которые должны присутствовать в    
зале. Зачем это всё делать? Тем более, что повестка у нас не такая              
загруженная. Я надеюсь, что мы сегодня...                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я тоже думаю, что к 16 часам всё закончим.                
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. ... к 16 часам всё закончим.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Cпасибо, Сергей Николаевич.                               
                                                                                
Два разных мнения: коллега Зеленов предлагает рассмотреть пункты 10, 11 и 12    
первыми среди проектов законов первого чтения, Решульский Сергей Николаевич     
считает, что мы можем сегодня успеть рассмотреть всю повестку, и против         
данного предложения. Прошу определиться голосованием. Кто за предложение        
Зеленова?                                                                       
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 20 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за               31 чел.              6,9%                        
Проголосовало против          223 чел.             49,6%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    255 чел.                                          
Не голосовало                 195 чел.             43,3%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3303 по 3641 из 5425
Приступаем к рассмотрению пункта 10 нашей повестки дня - законопроекта "О       
внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и    
военной службе". Докладчиком по данному вопросу является представитель          
Законодательного Собрания Калужской области Кутепов Олег Евгеньевич.            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КУТЕПОВ О. Е., представитель Законодательного Собрания Калужской области.       
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемый Владимир Петрович! Вашему    
вниманию предлагается законодательная инициатива Законодательного Собрания      
Калужской области - проект федерального закона о внесении изменения в           
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". Предлагается       
внесение поправки в действующий федеральный закон от 28 марта 1998 года путем   
изменения подпункта "ж" пункта 1 статьи 24 федерального закона в части          
распространения права на отсрочку от призыва на военную службу на граждан,      
поступивших на работу в негосударственные организации (читать: акционерные      
общества с участием государства), осуществляющие выпуск продукции оборонного    
назначения в значительных объемах.                                              
                                                                                
Необходимость в скорейшем изменении федерального закона продиктована            
потребностью предприятий оборонного комплекса России в привлечении и            
закреплении молодых специалистов, а в конечном счете в сохранении               
высококвалифицированных кадров для отраслей военно-промышленного комплекса в    
целом.                                                                          
                                                                                
Уже сегодня, согласно статистическим данным, средний возраст работников         
предприятий оборонного комплекса - за 50 лет. И руководство большинства         
предприятий оборонного значения, в том числе в Калужской области, озабочено     
постоянным поиском профессионально подготовленной молодежи. Эту поддержку       
большинство акционерных обществ оборонного комплекса с участием государства     
видит в создании благоприятных условий для молодых людей, получивших высшее     
профессиональное образование и изъявивших желание работать по полученной        
специальности в акционерных обществах.                                          
                                                                                
Существующая редакция федерального закона носит несколько дискриминационный     
характер как в отношении граждан, поступающих на работу в негосударственные     
организации (например, в связи с отсутствием государственных предприятий по     
профилю полученного образования по месту жительства выпускника), так и в        
отношении самих негосударственных предприятий, которые становятся для           
выпускников вузов менее привлекательными, чем государственные.                  
                                                                                
Хотелось бы также сказать, что внесение поправки в Федеральный закон "О         
воинской обязанности и военной службе" позволит укрепить научно-технический     
потенциал многих предприятий ВПК и не окажет существенного влияния на           
ситуацию с призывом граждан России на действительную военную службу.            
                                                                                
Законодательная инициатива Законодательного Собрания Калужской области          
поддержана почти всеми законодательными собраниями субъектов Российской         
Федерации, в частности Тамбовской областной Думой, законодательными             
собраниями Свердловской и Пензенской областей, Тульской областной Думой,        
Московской областной Думой, Государственной Думой Ставропольского края,         
Государственным Советом Республики Татарстан и другими. Воздержалось            
Законодательное Собрание Владимирской области.                                  
                                                                                
Хотелось бы также сказать, что имеется заключение профильного комитета          
Государственной Думы, в котором отмечается, что идея предоставления отсрочки    
от призыва на военную службу работникам отдельных негосударственных             
организаций возражений не вызывает, но вообще заключение носит отрицательный    
характер. В заключении три главных возражения. Обращают внимание на то, что     
форма реализации данного предложения не может быть поддержана по следующим      
основаниям.                                                                     
                                                                                
Первое. Отмечается, что... (Шум в зале.)                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, уважаемый Василий Иванович! Я думаю,   
что нам надо уважать представителя области. Василий Иванович, просьба           
присесть.                                                                       
                                                                                
Извините нас за наших депутатов, они иногда бывают...                           
                                                                                
КУТЕПОВ О. Е. В общем, если коротко сказать, три основания для непринятия       
указаны в заключении.                                                           
                                                                                
Первое. Не ясно, каким образом субъект права законодательной инициативы,        
внесший законопроект, предлагает определять, что количество продукции           
оборонного назначения составляет не менее 75 процентов.                         
                                                                                
Второе. Профильным комитетом, Комитетом по обороне, указывается, что            
субъектом права законодательной инициативы, внесшим законопроект, не принята    
во внимание другая проблема: как государственным, так и негосударственным       
организациям требуются ныне специалисты не только с высшим профессиональным     
образованием, но и кадры рабочих специальностей.                                
                                                                                
И третьим основанием для отклонения данного законопроекта является то, что      
особую актуальность указанная проблема приобрела с принятием Федерального       
закона "Об альтернативной гражданской службе". И якобы этим правом              
воспользуются граждане из числа указанных 13 процентов, призываемых на          
военную службу.                                                                 
                                                                                
Хотелось бы коротко сказать по первому вопросу. На каждом предприятии,          
продукция которого подпадает под эти 75 процентов, ведутся статистика, учет,    
бухгалтерский баланс по трем видам продукции: оборонной, гражданской и          
товарам народного потребления. И каждый квартал они сдают баланс, и             
элементарно проверить, сколько оборонной продукции, гражданской, сколько        
товаров народного потребления. Поэтому считаю, что возражение первое            
необоснованное.                                                                 
                                                                                
Что касается второго, полагаю, что предприятия, количество продукции            
оборонного значения которых составляет не менее 75 процентов, остро нуждаются   
именно в специалистах с высшим профессиональным образованием, так как           
указанные специалисты после прохождения воинской службы часто не работают на    
этих предприятиях и теряют за время прохождения службы навыки работы, не        
приносят государству ту пользу, на которую оно вправе было рассчитывать.        
                                                                                
Конечно, должна быть производственная элита, это каждому понятно.               
                                                                                
И по третьему вопросу. Представляется, что данная законодательная инициатива    
приобретает еще большую актуальность именно после вступления в силу с 1         
января 2004 года Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе",    
поскольку если бы граждане, работающие на предприятиях, количество оборонной    
продукции которых составляло не менее 70 процентов, имели бы право на           
отсрочку, то действие федерального закона на них бы просто не                   
распространялось.                                                               
                                                                                
В заключение мне хотелось бы сказать, что имеется отрицательный, к сожалению,   
отзыв Правительства Российской Федерации, хотя он мало, так скажем,             
аргументирован и мало обоснован. Главное основание заключается в том, что       
внесение поправки в статью 24 приведет к увеличению количества граждан,         
пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу, и еще более обострит       
ситуацию с комплектованием войск рядовым и сержантским составом. Однако вот в   
заключении Комитета по обороне, подписанном председателем комитета Андреем      
Ивановичем Николаевым, указывается, что утверждение этого перечня находится     
исключительно в компетенции Правительства Российской Федерации, и требуется     
просто наличие воли у Правительства Российской Федерации.                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу поддержать в первом чтении законодательную             
инициативу Законодательного Собрания Калужской области. Спасибо за внимание.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчиком по данному вопросу является член Комитета по обороне депутат      
Зеленов Евгений Алексеевич.                                                     
                                                                                
ЗЕЛЕНОВ Е. А. Уважаемые коллеги, проектом федерального закона "О внесении       
изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной     
службе", внесенным Законодательным Собранием Калужской области, предлагается    
предоставить отсрочку от призыва на военную службу гражданам, поступившим на    
работу по специальности непосредственно по окончании образовательных            
учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего   
дня в негосударственные организации, в производстве которых не менее 75         
процентов составляет оборонная продукция. Перечень указанных предприятий        
определяется Правительством Российской Федерации.                               
                                                                                
В действующей же редакции этой статьи федерального закона говорится только о    
государственных организациях.                                                   
                                                                                
Свое предложение субъект права законодательной инициативы, внесший              
законопроект, мотивирует необходимостью создания благоприятных условий для      
привлечения молодых кадров на негосударственные предприятия                     
оборонно-промышленного комплекса. Действительно, в процессе реформирования      
оборонно-промышленного комплекса ряд государственных организаций изменили       
форму собственности. Действие же статьи 24 Федерального закона "О воинской      
обязанности и военной службе" на граждан, работающих в негосударственных        
организациях, не распространяется, и Правительство не вправе включать в         
перечень такие организации.                                                     
                                                                                
Однако ряд организаций представляют собой ведущие научные,                      
научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, а также        
производственные и научно-производственные предприятия, выполняющие наиболее    
приоритетные работы в интересах обороны и безопасности Российской Федерации,    
в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от эффективности       
функционирования которых напрямую зависит обеспечение обороноспособности        
страны. При этом очевидно, что форма собственности такого рода организаций на   
степень их значимости для обороны Российской Федерации не влияет. С учетом      
этого идея предоставления отсрочки от призыва на военную службу работникам      
отдельных негосударственных организаций принципиальных возражений не            
вызывает. Однако форма реализации данного предложения не может быть             
поддержана по следующим основаниям.                                             
                                                                                
Докладчик уже сказал, что не ясно, каким образом определяются эти 75            
процентов. Да, определить это довольно просто, но оборонный заказ меняется:     
один год - один, другой год - другой, поэтому составит - не составит 75         
процентов... Всё это меняется в процессе. Я думаю, что это на самом деле        
трудно учесть.                                                                  
                                                                                
Субъектом права законодательной инициативы, внесшим законопроект, не принята    
во внимание и другая проблема: как государственным, так и негосударственным     
организациям требуются ныне специалисты не только с высшим профессиональным     
образованием, но и кадры рабочих специальностей.                                
                                                                                
Буквально совсем недавно в Великом Новгороде я бывал на предприятиях            
оборонно-промышленного комплекса, и мне задавали такой же вопрос. Но они        
рассматривают привлечение кадров не через отсрочки, а через работу закона "Об   
альтернативной гражданской службе", и это очень приятно, они смотрят на этот    
вопрос по-государственному.                                                     
                                                                                
Указанные обстоятельства в новой редакции статьи 24 не учтены, однако           
основной причиной нецелесообразности поддержки предложений субъекта права       
законодательной инициативы, внесшего законопроект, является следующее:          
проблема комплектования Вооруженных Сил. Буквально на прошлом пленарном         
заседании мы рассматривали законопроект, тоже касающийся комплектования         
Вооруженных Сил военнослужащими по призыву. Вы уже знаете цифру "11":           
призывается 11 процентов от общей численности граждан, состоящих на воинском    
учете. И снова решение проблем, которые, безусловно, есть в                     
военно-промышленном комплексе, идет за счет комплектования Вооруженных Сил.     
По мнению Комитета Государственной Думы по обороне, это совершенно неверно.     
Положения статьи 24 этого закона, определяющие основания для отсрочки от        
призыва на военную службу по профессиональному признаку, со вступлением в       
силу Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" в идеале        
должны прекратить свое существование. Поработаем очень внимательно с законом    
"Об альтернативной гражданской службе", и я думаю, что статья 24 больше не      
будет освещаться здесь, в Государственной Думе.                                 
                                                                                
По нашему мнению, вышеперечисленные работы и службы, а это служба и в           
налоговой полиции, и в таможенных органах, это работа учителей, врачей в        
сельской местности, - то есть весь перечень работ можно включить в перечень,    
в соответствии с которым будут проходить альтернативную службу граждане         
согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской   
службе".                                                                        
                                                                                
Учитывая это, дальнейшее совершенствование статьи 24 Федерального закона "О     
воинской обязанности и военной службе" мы видим нецелесообразным. Эта           
нецелесообразность очевидна еще и потому, что статья 24 Федерального закона     
"О воинской обязанности и военной службе" позволяет решить проблему, поднятую   
субъектом права законодательной инициативы, внесшим указанный законопроект, и   
без внесения в нее каких-либо изменений или дополнений. В соответствии с        
подпунктом "д" пункта 2 этой же статьи Президент Российской Федерации путем     
издания соответствующих указов может предоставить право на отсрочку от          
призыва на военную службу фактически кому угодно и в каком угодно количестве.   
                                                                                
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний, препятствующих     
принятию законопроекта в первом чтении, не имеет. Правительство Российской      
Федерации указанный законопроект не поддерживает. Учитывая изложенное,          
Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе        
рассматриваемый законопроект отклонить.                                         
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Есть ли желающие выступить?   
Есть.                                                                           
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на выступление.                               
                                                                                
Сейчас посмотрим. Так, пожалуйста. Первым выступает Алексей Георгиевич          
Арбатов. Затем Бурдуков Павел Тимофеевич.                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АРБАТОВ А. Г. Уважаемый Владимир Петрович, уважаемые коллеги! Фракция           
"ЯБЛОКО" не поддерживает данный законопроект по следующим основаниям. Мы в      
принципе выступаем за целенаправленный переход от призыва на контрактный        
принцип комплектования Вооруженных Сил и других войск, но считаем               
неправильным подход, при котором от призывного контингента то с одной, то с     
другой стороны пытаются отщипнуть те или иные категории граждан призывного      
возраста, потому что, пока какая-то часть военнослужащих призывается не по      
контракту, а в соответствии с принципом призыва, освобождение для одних         
означает более жесткие условия для других граждан. Такие категории граждан,     
как сельские учителя, городские учителя, - это те, кто заслуживает отсрочек     
от призыва, учитывая просто катастрофическое положение с начальным              
образованием в нашей стране, что отразится потом и на ее культурном, научном,   
экономическом уровне, и в том числе и на безопасности, и на качестве            
Вооруженных Сил. Поэтому здесь мы всегда выступаем за. Но в данном случае       
подход нам представляется непоследовательным, неправильным, и мы предлагаем     
этот законопроект отклонить.                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бурдуков Павел Тимофеевич.                                                      
                                                                                
БУРДУКОВ П. Т. Уважаемый Владимир Петрович, уважаемые коллеги! Я думаю, что     
обоснованность законодательной инициативы депутатов Законодательного Собрания   
Калужской области имеет место. Данный закон особенно актуален для тех           
регионов, где сосредоточено большое количество предприятий                      
военно-промышленного комплекса. Я не думаю, чтобы мы делали акцент на слово     
"негосударственный". Данные предприятия выполняют государственный заказ, они    
работают на оборонный комплекс страны. И конечно, сегодня обороноспособность    
страны куется не только увеличением численности рядов, но и тем, как, чем они   
вооружены. Ситуация, которая сегодня складывается в этой отрасли, вызывает      
очень большие опасения. Почему? Потому, что кадров, особенно массовых           
профессий, инженерно-технического персонала, катастрофически недостает. И       
поэтому вот именно эта норма, я думаю, могла бы послужить как бы стимулом       
работать на данных предприятиях и увеличивать обороноспособность страны.        
Поэтому я прошу поддержать инициативу Законодательного Собрания Калужской       
области и прошу проголосовать.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Значит, представитель Президента отсутствует, его нет. Что касается             
представителя Правительства, то в качестве представителя Правительства слова    
просил Кожушко Виктор Александрович.                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОЖУШКО В. А., начальник направления призыва Управления комплектования          
Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба          
Вооруженных Сил Российской Федерации.                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, буквально несколько цифр. В развитие Федерального закона    
"О воинской обязанности и военной службе" 1998 года в декабре 1998 года         
Правительством было принято постановление, в котором было названо 400           
организаций, предприятий и учреждений, работники которых пользуются отсрочкой   
от призыва на военную службу. Динамика численности таких граждан начиная с      
1999 года показывает, что если тенденция по увеличению численности этой         
категории граждан сохранится и далее (а в 2001 году их количество составило     
12 тысяч человек), то в 2004 году мы достигнем, вполне возможно, цифры в 25     
тысяч, что вполне сопоставимо с 7-8 процентами ежегодно призываемых на          
военную службу.                                                                 
                                                                                
Чтобы выйти из этого положения, в настоящее время федеральными органами         
исполнительной власти разрабатывается законопроект, который предусматривает     
дать право Правительству Российской Федерации устанавливать лимиты              
численности таких граждан для тех федеральных органов исполнительной власти,    
в ведении которых находятся организации ВПК и научно-исследовательские          
организации. В этом случае федеральные органы исполнительной власти смогут      
более оперативно, целенаправленно и, что самое главное, более рационально       
подходить к вопросу предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную     
службу в связи с их работой в организациях ВПК. По-моему, такой подход более    
рационален, нежели бесконтрольное увеличение численности граждан такой          
категории, что предлагается в законопроекте.                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мы исчерпали список желающих, теперь можем приступить к голосованию. (Выкрики   
из зала.)                                                                       
                                                                                
Да, желают ли докладчик и содокладчик выступить с заключительным словом? Нет.   
Тогда приступаем к голосованию. Кто за то, чтобы принять в первом чтении        
проект федерального закона "О внесении изменения в статью 24 Федерального       
закона "О воинской обязанности и военной службе"? Прошу голосовать.             
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за               45 чел.             10,0%                        
Проголосовало против           45 чел.             10,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                     91 чел.                                          
Не голосовало                 359 чел.             79,8%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.