Заседание № 139

13.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 204240-8 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (в части регулирования перемещения физическими лицами по территории Российской Федерации никотинсодержащей продукции; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2345 по 2419 из 5824
16-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 18    
Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего      
табачного дыма, последствий потребления табака или потребления                  
никотинсодержащей продукции". Докладывает Михаил Владимирович Кизеев.           
                                                                                
КИЗЕЕВ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект был     
рассмотрен на заседании комитета 11 июля текущего года. К законопроекту         
поступило две поправки, они находятся в таблице поправок, рекомендуемых         
комитетом к принятию. И, уважаемые коллеги, Комитет по охране здоровья просит   
вас поддержать таблицу поправок, рекомендуемых к принятию, и принять            
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              391 чел.86,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    391 чел.                                          
Не голосовало                  59 чел.13,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              381 чел.84,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    382 чел.                                          
Не голосовало                  68 чел.15,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Владимирович.                                                
                                                                                
КИЗЕЕВ М. В. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые             
экспертизы и готов к рассмотрению в третьем чтении. Комитет предлагает          
рассмотреть сегодня законопроект в третьем чтении.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Нет.                        
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              390 чел.86,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    390 чел.                                          
Не голосовало                  60 чел.13,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно. Спасибо.                                              

Заседание № 104

02.03.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 204240-8 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (в части регулирования перемещения физическими лицами по территории Российской Федерации никотинсодержащей продукции).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4309 по 4592 из 5879
23-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18        
Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего      
табачного дыма, последствий потребления табака или потребления                  
никотинсодержащей продукции".                                                   
                                                                                
Фаррахов Айрат Закиевич, пожалуйста.                                            
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему        
вниманию предлагается проект федерального закона, внесённый депутатами          
Государственной Думы. Проект федерального закона разработан в целях             
регулирования перемещения физическими лицами по территории Российской           
Федерации никотинсодержащей продукции, которая не маркирована в соответствии    
с законодательством Российской Федерации. Неконтролируемый оборот               
никотинсодержащей продукции - это угроза интересам Российской Федерации:        
прежде всего, это ценовая доступность нелегальной продукции; это приобщение     
тех, кто никогда не курил, никогда не использовал эту продукцию,                
возникновение зависимости; ну и, конечно же, это ущерб экономическим            
интересам, поскольку это недополученные акцизы и налоги.                        
                                                                                
Что сделано в этом направлении? В целях противодействия нелегальному обороту    
табачной продукции Государственной Думой в 2020 году уже внесены изменения,     
которыми предусмотрены ограничения по объёму перемещения немаркированной        
табачной продукции, - это блок сигарет, 50 сигар и сигарилл. Кроме того,        
учитывая то, что технический прогресс очень серьёзно в последние годы           
затронул эту сферу, в законодательство внесено определение понятия              
"никотинсодержащая продукция". Это связано с тем, что, если ранее               
употребление табачной продукции в основном было связано с горением, жеванием,   
сейчас мы говорим о том, что это нагрев, аэрозоль. Эти изменения были           
необходимы. И по аналогии с этими изменениями внесены изменения, которые        
регулируют вопрос перемещения немаркированной никотинсодержащей продукции.      
                                                                                
Отдельным законопроектом, который сейчас находится в Государственной Думе,      
будет установлена административная ответственность за невыполнение закона в     
этой сфере.                                                                     
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Михаила Владимировича Кизеева.                   
                                                                                
КИЗЕЕВ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Айрат Закиевич очень         
подробно представил данный законопроект, которым предлагается - по аналогии с   
ограничениями, установленными в отношении табачной продукции, - установить      
количественные нормы по перемещению физическими лицами по территории            
Российской Федерации никотинсодержащей продукции, не маркированной в            
соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. По мнению         
комитета, установление ограничений объёма перемещаемой никотинсодержащей        
продукции однозначно будет противодействовать нелегальному обороту такой        
продукции. Уже поступили замечания и предложения в комитет, которые будут       
учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.                          
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья            
поддерживает концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в      
статью 18 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия        
окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления      
никотинсодержащей продукции". Коллеги, просьба поддержать данное решение        
комитета и проголосовать за законопроект.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы?                                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Вопрос разработчикам.                                                           
                                                                                
Не совсем понятно, эта немаркированная продукция - это, получается,             
фактически что, контрафактная продукция, то есть нелегальная продукция? Он      
где-то взял эту немаркированную продукцию, этот вейп какой-то, не знаю, из      
Китая ему через "Алиэкспресс" пришёл, он продукцию везёт, и, если больше 50     
миллилитров, значит, он уже нарушает закон - и административная                 
ответственность. А если он купил эти вейпы, эту жидкость для вейпов,            
например, в каком-нибудь ларьке или в торговом центре, 100 миллилитров, и       
идёт по улице - значит, он ничего не нарушает, видимо, это уже легально. То     
есть вот как это различается? Тем более, что у нас нет никакой маркировки       
вейпов, стиков этих тоже нет никакой официальной маркировки, потому что это     
цифровой маркировки не имеет. То есть каким образом отличать, маркированная -   
немаркированная, легальная - нелегальная? Вот это непонятно.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фаррахову включите микрофон.                              
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Сергей Дмитриевич, прошёл эксперимент - маркировка     
полностью работает сейчас в отношении никотинсодержащей продукции. Вы           
совершенно правильно отметили, в случае принятия данного законопроекта и тех    
изменений, которые мы подготовили в Кодекс Российской Федерации об              
административных правонарушениях, будет наступать ответственность и             
соответствующие органы и службы будут работать в этом направлении. Сегодня      
этот вопрос не урегулирован.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сипягин Владимир Владимирович.                            
                                                                                
СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Вопрос тоже разработчикам.                                                      
                                                                                
Уважаемый Айрат Закиевич, поддерживаем однозначно ваш проект закона, как и      
любой другой, который ужесточает нормы хранения и перемещения                   
никотинсодержащей продукции, и, конечно, мы категорически против вот этой       
отравы.                                                                         
                                                                                
Вопрос касается возраста. У вас есть привязка к человеку, но совершенно нет     
информации о возрасте - с какого возраста разрешается перемещение указанной     
продукции? Прокомментируйте, пожалуйста, потому что... (Микрофон отключён.)     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фаррахову микрофон включите.                              
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Владимир Владимирович, с 18 лет.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич.                                 
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С. Александр Дмитриевич, вопрос Айрату Закиевичу.                    
                                                                                
Вся табачная продукция должна быть маркирована - в связи с чем часть данной     
продукции бывает не маркирована? Её происхождение, контрафактность?.. Откуда    
люди её берут?                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фаррахову микрофон включите.                              
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Михаил Сергеевич, это очень важный и принципиальный    
вопрос. Спасибо за этот вопрос.                                                 
                                                                                
Мы живём в едином таможенном пространстве, акцизная политика стран -            
участников Евразийского экономического союза разная. Российская Федерация       
отличается опережающими темпами роста акцизов на табачную и никотинсодержащую   
продукцию. Это является одним из главных факторов того, что объём               
нелегального рынка в Российской Федерации постоянно растёт в случае             
отсутствия его регулирования, и в данной ситуации происходит именно так.        
Представленный законопроект направлен на регулирование этого сегмента рынка     
по аналогии с тем, как это было с табачной продукцией, внесённые изменения      
позволили осуществить регулирование, по крайней мере, рост нелегального         
табачного рынка сегодня отсутствует.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Огуль Леонид Анатольевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
От фракции, да?                                                                 
                                                                                
ОГУЛЬ Л. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Да, от фракции.                                                                 
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Установление ограничений     
на перемещение физическими лицами немаркированной никотинсодержащей продукции   
представляется целесообразным. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за      
принятие данного законопроекта в первом чтении.                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хамзаев Бийсултан Султанбиевич, пожалуйста.               
                                                                                
ХАМЗАЕВ Б. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Я родился в небольшом городе, в славном городе Хасавюрте, где 155 тысяч         
человек, олимпийские чемпионы и много известных личностей, хотя небольшой,      
маленький город. Я к чему это говорю? 300 тысяч смертей в год от потребления    
никотинсодержащей продукции в целом, всё вместе если взять, и то, я считаю,     
статистика не до конца всё учитывает. Я считаю, что, безусловно, законопроект   
суперактуальный, любого рода ограничения в целях защиты здоровья мы не то что   
должны приветствовать, а правильно и профессионально за это бороться, к чему    
вас, коллеги, я и призываю. Мы сейчас в таком периоде находимся, что я прошу:   
пожалуйста, сконцентрируйтесь чуть-чуть на тех цифрах, которые я, наверное,     
как ликбез до вас хочу донести. У нас сейчас уникальная возможность, я об       
этом говорил, и надо отдать должное, я хочу сказать спасибо нашему              
председателю Вячеславу Викторовичу: он поддержал идею, что вопросы              
никотинсодержащей продукции надо профессионально регулировать со стороны        
государства.                                                                    
                                                                                
Но дьявол всегда в деталях, и здесь у меня просьба к профильному комитету, к    
комитету по здравоохранению. В названии законопроекта указана защита здоровья   
граждан от табачного дыма, никотинсодержащей продукции и так далее, в           
пояснительной же записке написано, что основная цель законопроекта - защитить   
экономически, чтобы не было потерь для бюджета. Ну, коллеги, вы меня            
извините, но, если мы акцент будем делать только на экономике и на              
зарабатывании денег на никотинсодержащей продукции, ничем хорошим это в целом   
для страны не закончится! Мы об этом многократно говорили, мы обязаны это       
делать, и не только потому, что это кому-то здесь нравится или не нравится, а   
потому, что для России в условиях того демографического кризиса, в котором мы   
находимся, это является вопросом, конечно, выживания нации в целом. Поэтому в   
вопросе, который мы сейчас прорабатываем дополнительно к тому, что связано с    
вейпами, - не знаю, такое название как бренд, но в целом понятно, что это       
никотинсодержащая продукция, - немножко проявите характер, у меня такая         
просьба, это касается всех фракций, пусть это будет крик души.                  
                                                                                
Мы сейчас обсуждаем, надо нам запрещать вейпы или не надо. Нам говорят, мол,    
подождите, зачем сразу запрещать, давайте будем регулировать. Хотя везде, во    
всех пояснительных записках написано относительно того, что мы называем         
вейпами или никотинсодержащей продукцией: 90 процентов - контрафакт. Вот        
коллеги задают вопрос: что это значит? Это контрафакт, коррупция, смертность.   
Надо выстроить вопрос так, чтобы он был принципиально поставлен, - нужно        
запрещать электронные... (Микрофон отключён.)                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вассерман Анатолий Александрович.                         
                                                                                
ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Я курил более 20 лет, избавился от этого несчастья самостоятельно, о его        
негативных последствиях знаю, наверное, меньше авторов данного законопроекта,   
но вряд ли очень намного. Но также я знаю статистику, по которой, скажем, в     
соединённых государствах Америки или в Европейском союзе по мере сокращения     
потребления табака растёт потребление конопли, которая вряд ли полезнее. Я      
знаю, что закручивание гаек на любом направлении повышает риск срыва этих       
самых гаек. Я знаю, что в условиях России в целом и Российской Федерации в      
частности основная немаркированная никотинсодержащая продукция - это            
доморощенные табак и махорка, которые уж точно не опаснее маркированных         
вейпов.                                                                         
                                                                                
Учитывая всё это, лично я при голосовании воздержусь. И рекомендую коллегам     
ещё раз обдумать, что всё-таки для нас полезнее, - продолжать закручивать       
гайки или, скажем, усилить антиникотиновую пропаганду, не подкрепляя её         
избытком административных мер.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич.                                 
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемые коллеги, логика законопроекта вполне понятна. Недавно    
Государственная Дума приняла законопроект о повышении акцизов на                
никотинсодержащие жидкости, соответственно, чтобы в бюджет собрать больше       
денег, сейчас вводится ограничение. Понятно, почему всё это делается.           
                                                                                
Фракция ЛДПР поддерживает эту инициативу. Более того, мы считаем, что вейпы,    
никотинсодержащие жидкости необходимо вообще полностью запретить в нашей        
стране, как это сделано в некоторых других странах, потому что вред от вейпов   
достаточно серьёзный. Нас поддержали в Минздраве, нас поддержали в              
Роспотребнадзоре, в МВД. Самое печальное, что нас не поддержали в               
Минпромторге и как раз в Министерстве финансов, где планируется собирать        
определённые акцизы. Ну это первая часть моего выступления.                     
                                                                                
И вторая часть моего выступления. Докладчик сказал, что по табаку мы вопрос     
решили, - вот по табаку мы вопрос не решили вообще! Я представляю Смоленскую    
область и знаю, сколько у нас на таможне задерживается фур с нелегальными       
сигаретами. У меня, конечно, подробной статистики нет, но на десятки и сотни    
миллионов рублей постоянно задерживаются фуры с нелегальными сигаретами.        
                                                                                
На рынках у нас, особенно в сельских поселениях, в районных центрах, которые    
близко к белорусской границе, ну, не стесняясь, продают эту продукцию, так      
сказать, из-под полы. И все об этом знают, все вообще об этом знают! Понятно,   
что гражданам дешевле покупать эту табачную продукцию, это экономия для         
семейного бюджета, тем не менее это противоправная деятельность, борьбой с      
которой, на мой взгляд, занимаются очень посредственно, фактически спустя       
рукава. Призываю наших коллег обратить внимание на это, чтобы, если уж мы       
принимаем данный законопроект, касающийся никотинсодержащих жидкостей, этот     
закон всё-таки у нас работал и были факты пресечения этой деятельности.         
                                                                                
Конечно, это в целом положительно повлияет на здоровье граждан, однозначно, и   
на нашу вот такую непримиримую борьбу с вейпами, поэтому мы поддерживаем        
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.           
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 18 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия        
окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления      
никотинсодержащей продукции", пункт 23.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 25 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              393 чел.87,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    396 чел.                                          
Не голосовало                  54 чел.12,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.