Заседание № 239
О проекте федерального закона № 204135-3 "О внесении дополнения в статью 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (об уменьшении возраста, установленного для назначения трудовой пенсии по старости, на пять лет лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда трудовой стаж).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 12 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Доклад члена Комитета по труду и социальной политике Анатолия Семёновича Иванова. Пожалуйста, Анатолий Семёнович. ИВАНОВ А. С., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект был нами принят в первом чтении 19 декабря прошлого года. Напомню его суть. Мурманская областная Дума предложила внести в статью 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях..." норму о предоставлении лицам, проработавшим не менее пятнадцати календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее двадцати календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда трудовой стаж, права на уменьшение возраста, установленного для назначения указанной пенсии, на пять лет. Например, шахтер имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по достижении возраста пятидесяти лет. Если же этот шахтер проработал пятнадцать календарных лет, например, в Воркуте, то он получает право ухода на пенсию по достижении возраста сорока пяти лет. После принятия законопроекта в первом чтении он был доработан с учетом замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы и в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению вынесен на рассмотрение Комитета по труду и социальной политике. Комитет рассмотрел поправки к законопроекту, сформировал таблицы поправок, рекомендуемых к принятию и к отклонению. Однако решение о рекомендации Государственной Думе принять законопроект во втором чтении принято не было. При этом аргументы против принятия законопроекта были прежние, то есть те, которые звучали при рассмотрении законопроекта в первом чтении из уст представителя Правительства: необходимости в дополнительном правовом регулировании нет, предлагаемая норма содержится в Законе Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Такое же мнение и у Правового управления Аппарата Государственной Думы. Большинство депутатов комитета согласились с такой позицией. В связи с этим Комитет по труду и социальной политике предлагает Государственной Думе принять решение о возвращении данного законопроекта к процедуре первого чтения и его отклонении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов к докладчику. Ставится на голосование предложение комитета о возвращении данного законопроекта к процедуре первого чтения. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 20 сек.) Проголосовало за 251 чел. 55,8% Проголосовало против 118 чел. 26,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел. 18,0% Результат: принято Предложение принимается. Ставится на голосование: принять данный законопроект в первом чтении. Мнение комитета - отклонить. Включите, пожалуйста, режим голосования. Присаживайтесь, Анатолий Семёнович, спасибо. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 58 сек.) Проголосовало за 147 чел. 32,7% Проголосовало против 8 чел. 1,8% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 156 чел. Не голосовало 294 чел. 65,3% Результат: не принято Законопроект в первом чтении не принимается.
Заседание № 209
О проекте федерального закона № 204135-3 "О внесении дополнения в статью 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (об уменьшении возраста, установленного для назначения трудовой пенсии по старости, на пять лет лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда трудовой стаж).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 16 повестки дня: проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". От имени Мурманской областной Думы по доверенности - Игорь Константинович Чернышенко. Пожалуйста, Игорь Константинович. ЧЕРНЫШЕНКО И. К. Уважаемые коллеги, очень обидно, что нам не хватило немногим более двадцати голосов, но я думаю, что это всё вы компенсируете голосованием по следующему законопроекту, который также внесен депутатами Мурманской областной Думы и связан уже не с финансовыми, а с морально-правовыми обязательствами перед северянами, то есть с реализацией иных норм. Депутаты Мурманской областной Думы вносят на ваше рассмотрение законопроект "О внесении дополнения в статью 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Этим законопроектом предлагается дополнить пункт 1 статьи 27 подпунктом 16: "лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда трудовой стаж, возраст, установленный для назначения указанной пенсии, уменьшается на 5 лет". Необходимость внесения этого дополнения вызвана тем, что с введением с 1 января текущего года комплекса законов, связанных с реализацией пенсионной реформы, осталась необеспеченной норма, прописанная в статье 29 Федерального закона "О государственных гарантиях...". Суть этой нормы заключается в том, что люди, которые работают в северных регионах в особых и вредных условиях труда, то есть рыбаки, работники, работающие в шахтах, в горячих цехах металлургических предприятий, имеют право суммировать льготный срок выхода на пенсию - пять лет северных и пять лет за работу в особых условиях труда. Этот недочет Федерального закона - "О трудовых пенсиях..." привел к тому, что в январе - марте текущего года все отделения пенсионных фондов Российской Федерации отказывались принимать заявления от северян, работающих в особых и вредных условиях труда, о реализации их права на снижение возраста выхода на пенсию на пять плюс пять лет. В Государственную Думу, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации поступили сотни индивидуальных и коллективных обращений по этому вопросу. Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока направил запрос в Правительство и Пенсионный фонд Российской Федерации, и 25 марта текущего года было принято и опубликовано разъяснение Минтруда о порядке применения пункта 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором было подтверждено, что указанная северная гарантия для лиц, работающих в тяжелых и особых условиях труда, сохраняется и пенсионные отделения должны принимать подобные заявления. В то же время необходимость принятия этого дополнения очевидна по ряду обстоятельств. Во-первых, в статье 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" прямо указано, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона утрачивают силу два закона - о госпенсиях и о порядке исчисления и увеличения госпенсий, а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему федеральному закону. Это прямое указание сразу вело к серьезным недочетам в исполнении нашего северного закона. Второе. Мне кажется, что эта же позиция, правда, не по этой правовой коллизии, а по другому поводу, прописана в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации. Здесь дана следующая констатация: вопросы, связанные с неоднозначным пониманием правоприменителями разъясняемых положений закона Российской Федерации, подлежат урегулированию Федеральным Собранием в порядке, предусмотренном для принятия федеральных законов. То есть устранить коллизию для северян, работающих в особых и вредных условиях труда, возможно не разъяснением Минтруда, даже зарегистрированным в Минюсте, а только соответствующим федеральным законом. Третье. Статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях..." указан исчерпывающий перечень из двадцати восьми категорий пенсионеров, имеющих право на досрочное назначение трудовых пенсий, кроме северян, работающих в особых и вредных условиях труда. В силу всех вышеперечисленных обстоятельств сохраняется двусмысленность в реализации нормы Федерального закона "О государственных гарантиях и компенсациях..." по суммированию льготного возраста выхода на пенсию лиц, работающих в подземных, горячих и особых условиях труда, - пять плюс пять лет. В заключении Правительства, подписанном Валентиной Ивановной Матвиенко, достаточно замысловато изложены все названные мною аргументы. В нем указано и на двусмысленность, связанную со статьей 1 173-го федерального закона, и в итоге констатируется, что этот вопрос не нуждается в дополнительном правовом регулировании, ибо он урегулирован разъяснением Минтруда. Уважаемые депутаты, я вас убедительно прошу все-таки вдуматься в то, что те северяне, которые работают не просто на северных предприятиях, а под землей, в море, в горячих цехах и сегодня вынуждены ходить по разным конторам и искать это разъяснение Минтруда, доказывать свое право пенсионным фондам, бюрократам и чиновникам (я не оскорбляю их, просто чиновники не заинтересованы в таком разрешении этой ситуации, а такая ситуация сохраняется и до настоящего времени), заслуживают того, чтобы единственная категория россиян, не прописанная в новом, 173-м федеральном законе, который будет действовать, я надеюсь, еще много-много лет, должна быть в него внесена, что давало бы прямое право реализовать норму, прописанную в федеральном законе о госгарантиях для северян. Прошу поддержать эту норму. Повторяю, финансовых затрат на реализацию этого закона совершенно не потребуется, и я просто-напросто не понимаю, почему некоторые наши депутатские группы не хотят упорядочить эти нормы, облегчить судьбу тех россиян, которые имеют право на эти льготы, и не хотят поддержать их право получать эту льготу без многочисленных обращений в разные инстанции, вплоть до судебных. Прошу проголосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вы, пожалуйста, тогда присаживайтесь. У нас сначала содоклад будет, а потом будут вопросы. Содоклад члена Комитета по труду и социальной политике Анатолия Семёновича Иванова. Пожалуйста, Анатолий Семёнович. ИВАНОВ А. С., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике, рассмотрев данный законопроект, отмечает следующее. На законопроект поступило тридцать шесть отзывов от субъектов права законодательной инициативы, из них девятнадцать положительных, тринадцать отрицательных и четыре без замечаний и предложений, то есть фактически положительных. Законопроект поддерживает Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока и Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. Комитет Совета Федерации по социальной политике считает принятие данного законопроекта нецелесообразным. Такое же мнение выразили Правовое управление Аппарата Государственной Думы и Правительство Российской Федерации в своих заключениях, где отмечается, что предлагаемая в законопроекте правовая норма содержится в действующем Законе Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Действительно, в статье 29 указанного закона содержится правовая норма об уменьшении на пять лет возраста, установленного для назначения трудовой пенсии для лиц, проработавших не менее пятнадцати календарных лет в районах Крайнего Севера и не менее двадцати лет в приравненных к ним местностях. В то же время в статье 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" говорится, что пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим федеральным законом, а изменение условий и норм установления пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий федеральный закон, то есть в закон "О трудовых пенсиях...". Данная правовая норма приводила к неоднозначному толкованию и применению пенсионного законодательства, что заставило Минтруд выпустить разъяснение о порядке применения пункта 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях...", в котором говорится о необходимости применения статьи 29 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" как не противоречащей Федеральному закону "О трудовых пенсиях...". Несмотря на это, комитет Государственной Думы рекомендует принять законопроект в первом чтении, основываясь на том, что неоднозначное толкование правоприменительными органами правовых норм говорит о несовершенстве законодательного акта, а рассматриваемый сейчас законопроект направлен на устранение дефекта закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Подождите, не уходите. Есть ли вопросы к докладчикам? Нет вопросов. Присаживайтесь, пожалуйста. Есть ли желающие выступить? Пожалуйста, запишитесь тогда. Много рук. Режим записи идет. Валентина Николаевна, нажмите кнопочку "запись". Только, пожалуйста, нажимайте ту, которую надо. Покажите, пожалуйста, список. Пожалуйста, депутат Гамза. ГАМЗА Г. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Не удивляет, что некоторые наши депутаты не понимают тех проблем, которые существуют на нашем Севере, Дальнем Востоке и так далее. Вот и предыдущий закон не получил необходимого количества голосов. У нас порой в государстве какие-то письма, инструкции получают законодательный характер, то есть становятся выше закона. И вот в данном случае докладчики тут говорили о том же самом - инструкции Министерства труда и социального развития. Ну что это за инструкции и письма, статус которых выше закона? Поэтому, я считаю, правильно инициаторы вот этого законопроекта вносят на рассмотрение палаты настоящий закон. И я призываю депутатов проголосовать за этот закон, принять его. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Мяки, пожалуйста. МЯКИ А. Э., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Я также просил бы поддержать данный законопроект, потому что он, по большому счету, просто приводит в соответствие закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с законом о гарантиях и компенсациях для жителей Крайнего Севера, в котором эта норма уже давно прописана. И я не понимаю, почему Правительство против этого. Они в своем заключении опять же ссылаются на то, что эта норма уже прописана в законе. Если мы в основной пенсионный закон пропишем ту же норму, что в этом плохого? Поэтому еще раз обращаюсь: подумайте, в каких условиях сегодня работает, например, лесоруб, или вальщик леса. Естественно, никак нельзя приравнять его, например, к официанту в баре. Он раньше заболевает вибрационной болезнью - практически у 90 процентов вальщиков леса вибрационная болезнь уже в пятьдесят лет, - и он должен выходить на пенсию хотя бы на пять-то лет раньше, чем обычный гражданин, проживающий в одном из районов Крайнего Севера. Учтите это. Еще раз прошу вас поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Басыгысов. БАСЫГЫСОВ В. Н., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемые депутаты, мы три года наблюдаем последовательную политику Правительства на сворачивание всей жизни на северных территориях Российской Федерации. Никакие наши поправки к любому закону, касающемуся социальной защиты северян, не принимаются, Правительство к ним не прислушивается. Вот мы перед этим завалили закон о льготном проезде пенсионеров. Это, по сути дела, закон о людях, которые попали в западню по вине государства. Люди, которые оказались в заточении, - это люди, создававшие экономическую мощь государства, на которой сегодня паразитируют другие люди и зарабатывают баснословные, миллиардные прибыли для себя. А те, кто много лет создавал это экономическое могущество, экономическую мощь государства, оказались сегодня в такой западне, и никто сегодня не хочет к ним прислушаться. И вот в отношении снижения возраста пенсионеров - то же самое, это экономическая политика государства на северных территориях. Сегодня Север пустеет, оттуда выехало больше миллиона человек. Больше миллиона человек! Скоро Север вообще окажется пустым. Между тем сегодня 70 процентов валютных поступлений делается на Севере, Север не сидит и не хочет сидеть на шее ни у кого, он умеет зарабатывать. С Севера идут практически все валютные поступления Российской Федерации, но тем не менее ни один социальный закон не поддерживается Правительством и Пенсионным фондом Российской Федерации. Уважаемые депутаты, ну пора, наверное, повернуться Российскому государству к северным территориям, позаботиться о пенсионерах, которые оказались заложниками на этих территориях. Прошу поддержать этот проект закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Ивер, пожалуйста. ИВЕР В. М., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемые коллеги, известна фраза, что богатство России будет прирастать Сибирью, то есть северными территориями. Сегодня уже отмечалось, что происходит исход населения из северных территорий. Но если там не будет людей, то кто будет создавать эти богатства? И мы, принимая законы, в том числе о пенсионном обеспечении, думаем не только о пенсионерах, но и о будущем России. Ведь северные территории - это и нефть, и газ, и лес, и многое-многое другое. То есть эти законопроекты, по большому счету, отвечают национальным интересам Российской Федерации. Поэтому у меня два предложения. Первое - поддержать и проголосовать за данный законопроект, второе - вернуться вновь к голосованию по предыдущему законопроекту. Нам не хватило всего-навсего тридцати голосов. Я думаю, это техническая ошибка, и мы ее должны исправить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Буткеев, пожалуйста. БУТКЕЕВ В. А. Спасибо, Георгий Валентинович. Уважаемые коллеги, что касается законопроекта, который не был принят до этого, - об оплате проезда неработающих северян-пенсионеров, - то я полагаю, что он не прошел сейчас в Государственной Думе только лишь потому, что там есть предложение внести эти средства в бюджет Пенсионного фонда на следующий год, как я уже говорил, в размере 5 миллиардов рублей. Такая поправка есть, она в таблице принятых поправок, и она должна быть проголосована в Государственной Думе. Я думаю, что поэтому депутаты и не поддержали инициативу мурманчан и проголосовали за нее всего 195 голосами. Но по данному законопроекту никакой альтернативы, уважаемые коллеги, нет. Здесь не на что сослаться, здесь не скажешь, что, если мы его не поддержим, это произойдет за счет Пенсионного фонда. Нет, не произойдет! Понимаете, что в этом случае будет? А будет то, что те, кто работает в особых условиях - в горячих цехах, по спискам № 1 и № 2... Если люди работают в центральных районах России - на материке, как мы, северяне, говорим, то они уйдут на пенсию раньше, в отношении них действует льготное исчисление стажа. Северяне в этом случае этим воспользоваться не смогут, потому что если они уйдут на пенсию по льготному исчислению в связи с особыми условиями труда на пять лет раньше, то тогда они уже не смогут уйти как северяне на пять лет раньше. Вот в чем дело. Сегодня, хотя Правительство говорит, что эти вопросы якобы решены и можно суммировать льготные сроки, пенсионные фонды отказываются засчитывать этим людям льготный стаж, говорят: либо вы уходите как работавшие в особых условиях, либо как северяне, но суммировать эти льготы мы вам не дадим. В связи с этим сегодня многим пересчитывают стаж, заставляют дорабатывать один, два, три, пять лет. Но это несправедливо. У нас есть льгота для работающих в особых условиях, они могут уйти раньше на пенсию. У нас есть льгота для северян. А как же быть с теми, кто в особых условиях работает на Севере? Почему мы должны их-то лишать законной льготы?! Поэтому, я думаю, будет вполне справедливо... И их немного, этих людей. Это же не касается всех северян, а касается только тех, кто работает в особых условиях, поймите! Это небольшое количество людей. Зачем же мы у них эту льготу отнимаем сегодня? Этот законопроект очень правильный, нужный, его нужно поддержать. И кроме того, Правительство, вы посмотрите, что происходит с Севером? Может быть, нам нужно заседание Правительства провести в Магадане? Может быть, тогда позиция Правительства изменится и изменится позиция тех депутатов, которые поддерживают позицию Правительства? Ну давайте попробуем проведем хотя бы одно заседание в Магадане, и моментально всё станет ясно. В Магадане, на Чукотке, в Анадыре, в Норильске - пожалуйста, выбирайте любой город на Севере. К слову сказать, я пригласил бы и Александра Алексеевича Котенкова, представителя Президента. Давайте посмотрим там всё сами, своими глазами. Если у нас здесь, в центре, не изменится отношение к Северу и не будет воспринята наша страна как северная территория, не будут созданы условия, гармонизирующие жизнь на Севере, делающие жизнь такой же, как на материке, если какие-то компенсационные шаги не сделает государство, для того чтобы выравнять условия проживания на Севере и материке, у нас Россия может вообще сжаться до Садового кольца. Может быть, кому-то это нравится, но тогда будет тесно и тем, кто сегодня в Москве, причем очень тесно. И я хочу, чтобы Россия развивалась равномерно и россияне жили и на Урале, и на Байкале, и в Магадане. Там можно жить, и хорошо жить, но надо помочь людям и дать им пользоваться тем правом, которое у них есть, а не отнимать. Уважаемые коллеги, дорогие коллеги, это касается небольшого количества людей, как я уже сказал, повторюсь, которые работают в условиях Севера, в особых условиях, по профессиям из списков № 1 и № 2. Вот у них мы не должны отнять льготу, право уходить на пенсию на пять лет раньше. Да они и не доживают, честно говоря, - многие из тех, кто имеет эту льготу, даже не успевают ею воспользоваться. Так давайте сделаем подарок Северу перед Новым годом и, разъехавшись в регионы, скажем, что мы позаботились о северянах, сохранили и уточнили льготу, прописали в пенсионном законе так, что сегодня им не придется обращаться в суды, они это право получат на законном основании. Поверьте, нам за это скажут спасибо, и Правительству скажут за это спасибо, и Пенсионному фонду. Поддержите, пожалуйста, законопроект, дорогие коллеги! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентина Николаевна Пивненко опять неправильно нажала на кнопочку и поэтому не записалась. Пожалуйста, вам слово, Валентина Николаевна. Включите микрофон, пожалуйста. ПИВНЕНКО В. Н. Спасибо большое. Но я кнопочку нажимаю правильно, на запись. Почему так получается, непонятно. Я хотела бы сказать спасибо Комитету по труду и социальной политике, который поддержал данное предложение, и хочу напомнить депутатам, что речь идет не о введении новой нормы. Когда мы работали над законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривались при суммировании стажа и условия проживания, и условия работы. Но видимо, запись, которая сделана в законе, читается на местах по-разному. Поэтому с введением в действие закона в наш комитет стали поступать многочисленные обращения по применению этой нормы, и, действительно, министерство труда вынуждено было дать разъяснение в пользу людей, у которых особые условия труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так вот, разъяснение тоже, к сожалению, на местах понимается исполнителями по-разному. И поэтому внесение в качестве законопроекта уточняющей поправки в редакцию данной статьи вызвано действительно необходимостью и практикой применения этого закона. Эта норма не вводит никаких новых гарантий для северян. Я бы не хотела, чтобы это называли льготами, нет у северян, к сожалению, никаких льгот уже давно. Эта уточняющая запись в случае поддержки её депутатами Государственной Думы позволит избежать неправомерного отношения к закону, который недавно был принят депутатами Государственной Думы. Я прошу проголосовать за данную законодательную инициативу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По этому законопроекту Правительство хотело выступить. Пожалуйста. ЛЮБЛИН Ю. З., первый заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации. Уважаемые депутаты, я хотел бы привлечь ваше внимание к следующему: давайте разделим проблему. То, о чем говорил уважаемый депутат Буткеев, не имеет отношения к тому законопроекту, который внесен. Никаких домыслов по поводу того, что людей заставляют считать то северный, то льготный стаж, не должно быть, нет этого на практике. Я вам скажу, что в правоприменительной практике вообще нет таких проблем, которые здесь поднимаются, что якобы кто-то кого-то чего-то лишает. Дело в том, что эта норма действует с 1993 года и она применяется по сей день. Законопроект, по существу, носит технический характер, предлагается решить тем или иным способом эту проблему. Разъяснение Минтруда, о котором здесь говорят, - какие-то инструкции и прочее, - в общем-то, ни при чем. И не потому, что вынужден был Минтруд, а в силу того, что он имеет право давать разъяснение, он и дал такое разъяснение. Здесь были ссылки на статью 1 закона, которая является исключительной. Уважаемые депутаты, у меня к вам просьба: вы доверьтесь профессионалам в этом правовом, ну, можно сказать, небольшом конфликте. Правовое управление Аппарата Думы не зря говорит, что не имеет смысла вносить те изменения, которые предлагаются. В трудовом законе есть статья 31, в которой говорится, что законы, принятые до вступления в силу этого закона, применяются в части, не противоречащей... И вот положение северного закона в этом смысле не противоречит новому закону, поэтому не надо никаких дополнительных решений. И я еще раз беру на себя всю ответственность за эти слова. Покажите хоть одного человека сегодня, кому отказали в применении этой нормы. Всё это надуманно, и не надо здесь разжигать страсти. Правительство исходит из того, что не надо засорять закон ненужными нормами, иначе мы превратим его в такой закон, который уже был ранее, в котором на одно противоречие накладывалось другое. И в этом смысле я хотел бы вас призвать проголосовать за этот законопроект точно так же, как и за предыдущий. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель Президента по данному законопроекту желает высказаться? Александр Алексеевич? Нет. Есть необходимость для заключительного слова? Есть, автор настаивает. ЧЕРНЫШЕНКО И. К. Уважаемые коллеги, я буду очень краток, просто меня заставило выйти на трибуну выступление представителя Правительства. Спасибо за эмоциональное обсуждение, но я еще раз напомню депутатам, что этот закон не требует ни копейки по финансовым обязательствам. Первое. Второе. В законе "О трудовых пенсиях..." прописаны двадцать восемь категорий россиян, имеющих право на льготное исчисление стажа. Одна-единственная категория почему-то забыта. Третье. Юрий Зиновьевич сказал, что профессионалы знают, как этот закон исполнять. У меня к вам вопрос: почему же профессионалы в отделениях пенсионных фондов четыре месяца отказывались назначать пенсию с учетом двойного исчисления льготного стажа? В 89 регионах сидят ваши профессионалы, и все они исполняют ваши указания, а не закон. И только после разъяснения Минтруда, о котором вы говорите... Его могло бы и не быть... Простите меня, для чего тогда вы его выпускали? Ваши профессионалы трактуют законы так, как выгодно им, а не так, как этого требует закон. И последнее. К сожалению, мы очень часто эмоционально обсуждаем законы, но не всё учитываем во время этих эмоциональных обсуждений. Совсем недавно Председатель Правительства Михаил Касьянов проводил в Салехарде образцово-показательное первое заседание комиссии по проблемам Арктики и Севера, которая была утверждена взамен расформированного комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока и расформированного департамента по северным регионам в Минэкономразвития. Очень приятно, что там было катание на оленях, там были очень красивые мероприятия. Там было сказано о необходимости повышения внимания к северным проблемам, а мы регулярно, каждый день здесь заваливаем все законы, которые имеют отношение к северным территориям. И последняя эмоциональная оценка. Регулярно ВЦИОМ опубликовывает результаты опроса общественного мнения в отношении Президента, Правительства и Госдумы, и рейтинг Думы постоянно падает, потому что многие сегодня в регионах считают, что Дума представляет интересы только федерального центра и Москвы. И даже по таким законам, которые не требуют финансовых затрат, которые требуют просто поддержки северян в их праве на льготный выход на пенсию, как работающих в особых условиях, - мы и тут возражаем. Прошу проголосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Поскольку был вопрос задан, пожалуйста, ответьте, Юрий Зиновьевич. ЛЮБЛИН Ю. З. Спасибо, Георгий Валентинович. Я хотел бы уточнить. Когда я говорил о доверии профессионалам, я сразу это сказал, я имел в виду Правовое управление Аппарата Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Комитет желает выступить с заключительным словом? Тоже желаете? Но вы учитывайте, что нам надо успеть проголосовать. Пожалуйста, включите микрофон Анатолию Семёновичу Иванову. ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, у меня первое предложение здесь не как представителя комитета, а как депутата. Действительно, в практике были случаи, ко мне шахтеры Воркуты, например, обращались, что им такая пенсия не начислялась. Но от комитета я хотел бы еще сказать о том, что законы должны быть понятны не только правоприменителям, но и всем гражданам. К сожалению, данный закон непонятен даже представителям Пенсионного фонда. Поэтому комитет предлагает поддержать данный законопроект, направленный на устранение дефекта закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Комитет поддерживает данный законопроект. Правительство считает его принятие нецелесообразным. Включите режим голосования. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 07 сек.) Проголосовало за 252 чел.56,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 253 чел. Не голосовало 197 чел.43,8% Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении. (Шум в зале.)