Заседание № 195

24.10.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 203255-3 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части, касающейся порядка избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 436 по 452 из 3564
КОНЕВ Ю. М., депутатская группа "Народный депутат".                             
                                                                                
Спасибо, Геннадий Николаевич.                                                   
                                                                                
Для сведения: по вопросам 3, 4 и 14-му вместо Рыжкова от комитета Конев         
будет.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто будет, вы?                                            
                                                                                
КОНЕВ Ю. М. Конев, да.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункты 3, 4 и 14, да?                                     
                                                                                
КОНЕВ Ю. М. Да-да.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2012 по 2186 из 3564
Пункт 14 (я вижу, есть докладчики): о проекте федерального закона "О внесении   
изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации       
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной     
власти субъектов Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы    
Виктора Валерьевича Похмелкина.                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Валерьевич.                                                  
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском       
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию              
предлагается на первый взгляд небольшое изменение к статье 18 Федерального      
закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и     
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской              
Федерации", но на самом деле речь идет об очень серьезном и принципиальном      
вопросе, особенно в связи с последними событиями на нашем электоральном поле,   
которые происходят в различных регионах Российской Федерации.                   
                                                                                
И в связи с тем, что многие выборы протекают в весьма непростой борьбе и с      
использованием самых разных грязных технологий, в связи с тем, что есть         
огромное желание построить настоящую, подлинную вертикаль власти в нашей        
стране, всё больше разговоров идет о том, что надо отказаться от прямых         
выборов глав субъектов Российской Федерации, перейти к их назначению или, по    
крайней мере, к какой-то другой процедуре формирования органов                  
государственной власти и высших должностных лиц субъектов Российской            
Федерации. Так сказать, на эту же мельницу льет воду и затеваемая               
Администрацией Президента так называемая реформа местного самоуправления, по    
которой, скажем, предлагается среди различных новаций отказаться от прямых      
выборов глав так называемых муниципальных районов и перейти к их назначению     
на должность через соответствующие представительные органы.                     
                                                                                
К сожалению, в действующем законодательстве сохраняется возможность отказа от   
прямых выборов глав субъектов Российской Федерации, и она содержится сегодня    
в статье 18 уже названного мною федерального закона. В настоящее время          
порядок избрания главы субъекта Российской Федерации не в результате прямых     
выборов, непосредственно народом, а через представительный орган существует     
только в одном субъекте Федерации, но, как вы, наверное, знаете, уже в других   
регионах начинаются подобного рода разговоры. В частности, на территории        
Башкирии сейчас началась дискуссия о том, не перейти ли этому субъекту          
Федерации к иному принципу формирования своего высшего органа исполнительной    
власти. С моей точки зрения, должна быть обязательно логика в государственном   
строительстве.                                                                  
                                                                                
Согласно Конституции Российской Федерации наше государство является             
президентской республикой, глава государства избирается напрямую населением.    
С этой точки зрения, как мне представляется, для того чтобы в полной мере       
были выдержаны и принципы демократизма, и принципы ответственности власти       
перед обществом, и принцип разделения властей по вертикали, то есть принцип     
федерализма, необходимо закрепить в нашем законодательстве жесткий принцип,     
что все губернаторы или главы субъектов Федерации должны также избираться       
напрямую народом и нести всю полноту ответственности за те полномочия,          
которыми они наделены Конституцией Российской Федерации, федеральным            
законодательством и законами соответствующего субъекта Российской Федерации.    
                                                                                
Именно на реализацию данной идеи направлен законопроект, который представлен    
вашему вниманию. Мы основываемся на положениях нашей Конституции, на ее духе,   
если хотите, на некоторых постановлениях Конституционного Суда Российской       
Федерации и считаем возможным закрепить в нашем базовом законе, который         
регулирует общие принципы формирования органов государственной власти в         
субъектах Российской Федерации, положение о том, что главы субъектов должны     
избираться напрямую населением и иной порядок, так сказать, формирования этих   
органов, вернее, занятия должностей этими руководителями не допускается. Вот,   
собственно говоря, в чем суть предлагаемой поправки. Повторяю: она, на мой      
взгляд, несмотря на то что, в общем, сформулирована очень кратко, носит         
абсолютно принципиальный характер.                                              
                                                                                
Мы, авторы данного законопроекта, понимаем, что сейчас с учетом заключения      
профильного комитета вряд ли депутатское большинство поддержит данный           
законопроект. Но мы своей целью ставим еще и то, чтобы побудить всех вас к      
дискуссии на эту тему, тем более что, повторяю, попытки реализовать положения   
Конституции и действующего законодательства и отказаться от принципа прямых     
выборов, с нашей точки зрения, имеют под собой реальную основу и угрожают       
демократической российской государственности.                                   
                                                                                
Благодарю вас за внимание.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по делам Федерации и региональной    
политике Юрия Михайловича Конева.                                               
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Михайлович.                                                    
                                                                                
КОНЕВ Ю. М. Спасибо, Георгий Валентинович.                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект предусматривает исключение из пункта 1 статьи   
18 Федерального закона "Об общих принципах..." (не буду продолжать название)    
положения, согласно которому допускается избрание высшего должностного лица     
субъекта Российской Федерации собранием представителей. Это положение           
применяется только в одном субъекте Российской Федерации - в Республике         
Дагестан.                                                                       
                                                                                
Согласно Конституции Российской Федерации система органов государственной       
власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в      
соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и           
Федеральным Законом "Об общих принципах организации законодательных             
(представительных) и исполнительных органов государственной власти...".         
                                                                                
Порядок формирования органов государственной власти Республики Дагестан         
учитывает ее многонациональный состав и многолетние традиции формирования       
органов государственной власти на пропорциональных началах в отношении          
национальной принадлежности ее народов.                                         
                                                                                
Кроме этого, хотелось сказать о том, что предлагаемые изменения федерального    
закона потребуют значительных расходов из федерального бюджета для его          
реализации в Республике Дагестан, что обуславливает необходимость получения     
заключения Правительства Российской Федерации на этот законопроект в            
соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации.                   
                                                                                
Учитывая все эти основания, Комитет по делам Федерации и региональной           
политике считает, что этот законопроект надо отклонить. Правительство также     
дало на него отрицательное заключение.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Нет вопросов.                 
                                                                                
Присаживайтесь, Юрий Михайлович.                                                
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет желающих?                                       
                                                                                
Пожалуйста, Иван Игнатьевич Никитчук. И переходим к голосованию, я так          
понимаю.                                                                        
                                                                                
Депутату Никитчуку включите, пожалуйста, микрофон.                              
                                                                                
НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Георгий Валентинович.                                   
                                                                                
Мне представляется, что комитет наш совершенно правильное сделал заключение,    
предлагая нам отклонить этот законопроект. Вы посмотрите, что у нас сегодня     
вообще с выборной системой делается. Народ, по сути дела, перестал уже ходить   
на выборы, устал от бесконечной череды одних выборов за другими. Но дело не     
только в этом.                                                                  
                                                                                
Если мы говорим о том, что Россия - президентская республика, то тогда          
логичнее было бы, если бы новый Президент сам определял команду, с которой      
будет работать, в том числе и в регионах. Губернаторы и президенты наших        
республик - это не законодательная власть, это исполнительная власть, это       
чиновники. И, на мой взгляд, нельзя в принципе выбирать чиновников, они         
должны назначаться и нести ответственность, необходимо иметь возможность        
спросить с них, с того должностного лица, который стоит во главе государства.   
Иначе, как мы сегодня видим, мы избираем царьков, до которых потом ни народ     
не может достучаться, ни Президент с ними не может справиться.                  
                                                                                
Поэтому, мне кажется, совершенно справедливо и верно заключение Правительства   
на законопроект. Лучшим был бы еще один вариант, который сегодня практикуется   
в Дагестане, - это, по сути дела, советская система, когда чиновник             
нанимается на работу депутатами, избранными народом.                            
                                                                                
Я поддерживаю решение комитета.                                                 
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Больше выступающих нет.                             
                                                                                
Представители Правительства не хотят выступить, как я понимаю. Представитель    
Президента? Нет.                                                                
                                                                                
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы законопроект принять в первом чтении?   
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за               26 чел.              5,8%                        
Проголосовало против           66 чел.             14,7%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                     92 чел.                                          
Не голосовало                 358 чел.             79,6%                        
Результат: не принято