Заседание № 102
28.02.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 203207-8 "О внесении изменения в главу II Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" (в части государственной поддержки молодых учёных).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3012 по 3566 из 4183
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в главу II Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике". Доклад Сергея Владимировича Кабышева. КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В своём недавнем послании 21 февраля текущего года Президент Российской Федерации обратил внимание на то, что с учётом масштабных задач, стоящих перед страной, мы должны серьёзно обновить подходы к системе подготовки кадров, к научно-технической политике. Особый акцент президент сделал на необходимости системной поддержки молодых исследователей, их вовлечении в решение амбициозных, фундаментальных задач, создании комфортных жилищных условий. Государство крайне заинтересовано в стимулировании притока молодёжи в научную деятельность. Для этого как на федеральном, так и на региональном уровнях принимаются определённые меры поддержки, направленные на повышение доступности и привлекательности научной карьеры. Прежде всего это финансовые меры поддержки в виде грантов, премий президента, причём эти меры являются весьма существенными. Особо хочу подчеркнуть, что благодаря мегагрантам правительства в 2022 году реализовано 113 проектов в лабораториях 27 различных субъектов, в работе приняли участие более 3 тысяч молодых учёных. Стипендию Президента Российской Федерации ежемесячно в 2022 году получали тысяча молодых учёных более чем в половине субъектов Российской Федерации. Предоставляются также социальные меры поддержки, в частности жилищные сертификаты, служебное жильё, земельные участки. Однако при всей значимости принимаемых мер поддержки нельзя не отметить, что они носят в значительной мере разрозненный, несистематизированный характер, не имеют прочной законодательной основы. Более того, сами по себе критерии отнесения к молодым учёным до сих пор не закреплены. Целью предлагаемого вам для рассмотрения законопроекта является прежде всего принципиальное и безусловное признание государством стратегической важности поддержки молодых учёных в качестве неотъемлемого элемента государственной научно-технической политики как в общенациональном масштабе, так и на уровне каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования. В соответствии с этим предлагается в федеральном законе определить базовые рамки понятия "молодой учёный", которые лишь до известных пределов могут конкретизироваться и развиваться на этапе реализации закона, в частности, в региональной и муниципальной практике. В законопроекте мы предлагаем отнести к категории молодых учёных работников научных организаций, научно-педагогических работников вузов, научных работников иных организаций, осуществляющих научную, научно-техническую деятельность, в возрасте до 35 лет включительно. Это понятный и естественный предел, проистекающий из сложившегося в российском праве общего понятия молодёжи. Очевидно, что при гарантировании на базовом уровне предоставления дополнительной поддержки практически половине всех учёных нужно учитывать, что в соответствии с данными ВЦИОМа доля исследователей в российской науке до 35 лет составляет одну треть, а до 40 лет - уже 48 процентов. Поэтому мы исходим из того, что установление только возрастного критерия 35 лет как абсолютного, пресекательного и единственного было бы неправильным. Важно определить и другие критерии, которые могли бы учитывать объективные возрастные факторы, сложившиеся академические традиции. Соответственно, предлагаем предоставить президенту, правительству, регионам право в целях предоставления мер поддержки уточнять критерии, в том числе повышать возраст, но не более чем до 40 лет. Это позволит сохранить сложившийся уровень гарантий молодым учёным. Принятие закона будет способствовать повышению престижа молодых учёных, послужит существенным фактором систематизации предоставляемых мер поддержки, которые во всяком случае будут носить более адресный и социально обоснованный характер. Концепция законопроекта поддержана Комитетом Государственной Думы по молодёжной политике, Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Правительство Российской Федерации также концептуально поддерживает законопроект при условии его доработки с учётом замечаний, указанных в заключении, которые комитет проработает до рассмотрения законопроекта Государственной Думой во втором чтении. Законопроект поддержали 25 законодательных органов субъектов Российской Федерации и 47 высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Коллеги, я призываю поддержать, принять законопроект в первом чтении и совместно поработать над его совершенствованием. Наша задача - создать правовые условия для привлечения молодёжи в науку, для осуществления молодыми учёными научной деятельности в максимально комфортных условиях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Сергей Владимирович, хотел вам вот какой вопрос задать. Ну, это рамочный закон, но не считаете ли вы, что, вообще-то, нам надо исправлять ошибки, сделанные не вами, а раньше. Раньше у нас технические вузы в принципе были отраслевого подчинения, в результате в то время министерства, руководители крупных предприятий были заинтересованы в том, чтобы начиная со второго семестра второго курса обязательно брать студентов на технологическую практику. Это облегчало вопрос адаптации к профессии. Кроме того, у нас закрыто, если вы проанализируете, три четверти ПТУ, которые в принципе работали как раз на обеспечение кадрами рабочих профессий - их сегодня как раз почему-то нужен миллион, а я считаю, что нам миллионов 25 надо, для того чтобы мы смогли решить хотя бы задачи первого уровня. Ну и вузы. У нас сегодня инженерное образование не соответствует уровню вызовов... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. КАБЫШЕВ С. В. Николай Васильевич, мы с вами эту тему уже обсуждали, и здесь же я отвечал, что моя позиция заключается в том, что нам действительно необходимо обеспечить фундаментальное образование, которое в то же время было бы практико-ориентированным, так что я полностью поддерживаю вашу позицию. И что касается нашего комитета, мы всегда эту позицию определяем. Кроме того, в соответствии с посланием президента нам с вами предстоит большая работа - внесение изменений в более чем сто законодательных актов, поэтому давайте вместе работать над этим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фролова Тамара Ивановна. ФРОЛОВА Т. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Владимирович, у меня вопрос вот какого характера. Будут ли такие категории, как аспиранты и преподаватели вузов без учёной степени до 30 лет, считаться молодыми учёными? И вторая часть этого вопроса: будет ли, по вашему мнению, данная мера способствовать привлечению молодых людей в науку? КАБЫШЕВ С. В. Спасибо за вопрос. Мы определяем в законопроекте категорию, не связанную с учёными степенями, не связанную с аспирантурой, главный критерий - чтобы люди занимались научной деятельностью, чтобы эта деятельность была направлена на решение тех задач, которые важны для государства и общества. Будут они в аспирантуре либо будут преподавателями - это не является критерием отнесения к категории молодых учёных. Главный критерий - занятие научной деятельностью, и возрастной критерий - до 35 лет, чтобы они относились к категории молодых учёных. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Сергей Владимирович, ну что такое, опять же, критерий "научная деятельность"? Научная деятельность - это значит, что у него должность, начиная с младшего научного сотрудника. В связи с этим вопрос: преподаватель среднего профессионального учреждения, имеющий учёную степень, в возрасте до 35 лет будет ли считаться молодым учёным? Врач, работающий в медицинском учреждении в должности врача или, там, я не знаю, завотделением, имеющий учёную степень, - будет ли он считаться научным работником? То же самое относится к имеющим учёную степень молодым работникам учреждений культуры, ну, допустим, работникам реставрационных мастерских или архитекторам-реставраторам. Вот такой вопрос. КАБЫШЕВ С. В. Оксана Генриховна, спасибо за вопрос. Я хочу обратить внимание на то, что в законопроекте устанавливаются меры поддержки для двух категорий. Первая категория - это молодые учёные в возрасте до 35 лет. И вторая категория, которая может устанавливаться уже и президентом, и правительством, и органами власти субъектов, - до 40 лет, вот к этой категории могут относиться и все другие лица, о которых вы говорили. Что касается цели нашего законопроекта. Цель нашего законопроекта не только поддержка, но и удержание молодых учёных здесь, в России - на Родине. Поэтому, безусловно, я думаю, что все лица, которые будут участвовать... Здесь же, опять-таки, какой главный критерий? Меры поддержки, это система мер, это гранты, стипендии. Вот Российский научный фонд - мы с вами недавно рассматривали законопроект о внесении изменений в его структуру и функции. Молодые учёные подают заявки на гранты. Вот мы сегодня с утра рассматривали некоторые предложения, которые были поданы молодыми учёными, - несколько поддержали, а несколько отклонили. Так что здесь всё в руках молодых учёных, если они хотят... А факт занятия должности преподавателя в профессионально-техническом училище сам по себе не даёт такого права. То есть законопроект направлен на поддержку молодых учёных. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Владимирович, законопроект, конечно, хороший, определяет критерии, но у меня вопрос такой. Вот вы называли, и в пояснительной записке отмечено, и вы говорили о системе мер поддержки, а почему бы нам законодательно не закрепить вот те формы поддержки, которые уже сегодня существуют? Вот перечислить их в законе, конкретизировать, ну, по крайней мере на федеральном уровне. Понятно, что на региональном, муниципальном они сами могут определиться, а на федеральном уровне будут федеральные меры поддержки молодых учёных. Мне кажется, это было бы правильно. И второй вопрос. Все ли учёные... Вот если какой-то молодой учёный работает на полставки, допустим, в образовательном учреждении, будет ли он считаться... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос? КАБЫШЕВ С. В. Да, понятен. Что касается первого вопроса - спасибо, он заслуживает внимания. Я предлагаю его обсудить при дальнейшей доработке. Что касается вопроса об определении статуса, понятия учёного, то мы данным законопроектом не закрепляем сам статус молодого учёного, это дальнейшая наша с вами работа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич. ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемый Сергей Владимирович, вопрос следующего характера. Дело в том, что у нас есть, например, грант президента для молодых учёных, подавать заявки могут молодые учёные - кандидаты наук до 35 лет, это для кандидатов наук, допустим. Сейчас вы говорите, что молодые учёные - это понятие, которое мы вводим, для того чтобы они получали различные меры поддержки и так далее. Другой пример - ипотека: могут получать только молодые учёные, которые работают в системе НИИ, только в научных учреждениях, а те, кто в университетах, - не могут. Получается, у нас какие-то не очень молодые или какие-то недоучёные. Если уж есть молодой учёный, он должен обладать правом на определённые меры поддержки, которые везде должны быть, ну, примерно одинаковыми. А получается, что у нас вроде понятие есть, а меры поддержки для всех всё равно разные. Как вот с этим быть? КАБЫШЕВ С. В. Давайте обсудим при подготовке законопроекта ко второму чтению. Может быть, это заслуживает внимания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Матвеев Михаил Николаевич. МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, безусловно, нужно изучать... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Одну секунду. А кто от фракции выступит? Смолин, да? Я прошу прощения. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Мы поддержим этот законопроект по одной простой причине - от него не будет вреда. Но какая от него будет польза - это серьёзный вопрос. Дело в том, что законопроект имеет, как и большинство принимаемых в последнее время, рамочный характер. Хочу напомнить о неоднократно высказывавшемся пожелании Председателя Государственной Думы, чтобы у нас в законах было больше конкретных норм. Я вот поддерживаю вопрос Оксаны Генриховны Дмитриевой в той части, что если человек занимает должность не в научной организации, но занимается научной работой реально, например публикуется, является соискателем, то он тоже должен относиться к молодым учёным. Во время обсуждения в комитете мы задавали этот вопрос представителям министерства и они соглашались с тем, что аспирантов тоже нужно включать в категорию молодых учёных. Однако сейчас я хочу сказать вот о чём, коллеги: ситуация в науке гораздо сложнее, чем многим кажется. Я вам напомню некоторые данные из указов президента, уж извините. Указ президента от 7 мая 2012 года № 599: финансирование науки в 2015 году должно было составить 1,77 процента валового внутреннего продукта из всех источников. В 2016 году президент издаёт указ № 642, в котором уточняется: из федерального бюджета не менее 1 процента валового внутреннего продукта. Затем принимается концепция научно-технологического развития, согласно которой в 2020 году из всех источников должно быть 3 процента валового внутреннего продукта. Знаете, сколько сейчас? Ещё недавно Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию давал данные: 0,44 процента валового внутреннего продукта из федерального бюджета, то есть в 2,5 раза меньше, чем положено по указу президента. В 2023 году (мы запрашивали Минфин) - 0,38 процента. То есть мы не приближаемся к реализации указа президента, а удаляемся от реализации этого указа. Вот вам одна позиция. Вторая позиция, коллеги. Что происходит с количеством учёных? У меня на руках данные Российской академии наук. За последние годы, с 2005-го по 2018-й, Республика Корея - плюс 118 процентов учёных, Португалия - плюс 110, ну, давайте... Италия - плюс 66, Германия - плюс 43, а Россия - минус 16 процентов, это единственная страна, где количество учёных сокращается. Кстати, по данным Российской академии наук, общее количество учёных по сравнению с советскими временами сократилось в 2,7 раза. Заработная плата, уважаемые коллеги. Очень интересная у нас статистика по заработной плате учёных. Вот у меня данные Росстата за 2021 год, согласно этим данным средняя зарплата в стране была 45 тысяч (я округляю), зарплата в науке - 104 тысячи. Итого: соотношение - 2,3 раза, указ президента № 597 перевыполнен. А теперь я открываю тот же самый статистический ежегодник, выпускаемый тем же Росстатом, и читаю, что в среднем по экономике - 51,5 тысячи, в науке - 85 тысяч, соответственно соотношение - 1,65 раза. То есть согласно другой официальной же статистике указ президента изрядно не выполняется в части оплаты труда учёных. Это ещё не всё, уважаемые коллеги. Открываем указ президента № 204, о национальных целях, и читаем: "...обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для российских и зарубежных ведущих учёных и молодых перспективных исследователей". Вот данные Российской академии наук, согласно этим данным в 2013 году Россию покинули 20 тысяч, в 2016 году - 44 тысячи учёных. По другим данным общее количество учёных, которые уехали из страны, 200 тысяч. Уважаемые коллеги, я просто призываю нас всех серьёзно задуматься вот над чем. Да, мы понимаем ситуацию, которая сложилась в стране. Но мы помним, как Королёв из омской шарашки просился у Туполева на фронт. Что ему ответил Туполев? "Работай здесь, ты принесёшь больше пользы". Мы запрашиваем специально Правительство Российской Федерации по поводу отсрочки от призыва по мобилизации для кандидатов и докторов наук. Студентам дали. Логично, ну хорошо, указ президента, нет вопросов. Кандидатам и докторам наук отсрочку не дают, хотя с точки зрения человеческого потенциала это большие затраты - на то, чтобы воспитать кандидата или доктора наук. Короче, коллеги, нам нужно очень серьёзно думать не о рамочных законах, а о настоящих законодательных актах, которые позволили бы нам сохранить научный потенциал, потому что сейчас мы не можем повторять опыт Соединённых Штатов, нереально закупать, что называется, мозги. Да, когда-то Пётр I организовал утечку умов из Европы в Россию. Не уверен, что сейчас мы можем это сделать. Нам нужно воспитывать учёных в своей стране. Уважаемые коллеги, законопроект мы поддерживаем. И будем давать поправки. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Матвееву включите микрофон. Я прошу: две минуты. МАТВЕЕВ М. Н. Спасибо. Профессор Матвеев. Коллеги, я хочу сказать, что то, что сказал коллега Сулейманов, на самом деле очень важно. Дело в том, что очень немногие вузы могут позволить себе дать полную ставку научному работнику. Очень часто, и это в первую очередь касается молодых учёных, они работают на полставки или даже на четверть ставки. Посмотрите, как написан законопроект: да, в нём не указано, что обязательно нужно быть в штате и трудовая книжка должна лежать именно в данном конкретном научном учреждении или образовательном учреждении, но, если при принятии закона впоследствии нормативные акты, которые будут его расшифровывать, будут говорить, что эти меры поддержки распространяются только на тех, кто работает на полную ставку, в таком случае, конечно, он работать не будет. Я также поддерживаю данный законопроект. При этом, считаю, нужно посоветоваться с комитетом: есть ли смысл подготовить поправку, которая конкретизирует, что это распространяется на всех учёных, либо смысл действительно вытекает из самого текста? Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. Прежде всего, в данном законопроекте, как уже говорилось, о мерах поддержки ничего нет, есть попытка определить статус, установить, кто относится к молодым учёным, и вот эта попытка, на мой взгляд, очень неполная и ничего принципиально нового по сравнению с тем, что есть сейчас, не даёт. Молодые учёные, до 35 лет, имеющие степень кандидата наук, работающие в техникумах. У меня на территории, в Колпине, есть Академия промышленных технологий, это техникум, там работают 17 кандидатов наук. Молодой человек, то есть до 35 лет, занимается там наукой? Безусловно! Ещё лучше, чем во многих вузах. Следующий вопрос вообще относится ко всем врачам. У врачей, прошедших аспирантуру, защитивших диссертацию и работающих в учреждениях здравоохранения, занимающихся лечебной работой, нет статуса научного работника, потому что они не младшие научные, не старшие, не главные - никакие: они врачи с соответствующей должностью. Они вообще все врачи, которые занимаются лечебной работой, они вообще не относятся к молодым учёным. То же самое - инженеры, которые работают не в научной организации, а, допустим, в том же КБ или в производственном отделе в учреждении, на предприятии, которое не является научной организацией. Они занимаются научной работой? Да. Они имеют учёные степени? Да. Но они к молодым учёным относиться не будут. А, кстати говоря, посмотрите... Вот мы все говорим: айтишники, айтишники, айтишники - а посмотрите, какие специальности отбирают наши партнёры из дружественных стран и из недружественных. Вот, например, приоритетное предоставление гражданства в Казахстане. Кому? 21 специальность. Какие это специальности? IT там 21-я и то по одному направлению. Первое - врач-нейрохирург, второе - врач-онколог, третье - инженер-теплотехник, четвёртое - инженер-авиастроитель и так далее. Ну если мы сами не можем определить, давайте посмотрим, как начинают наши... по каким специальностям утечку мозгов у нас организуют. И наконец, что нужно сейчас молодым учёным? Первое, безусловно, отсрочка от мобилизации, - безусловно! - потому что, когда аспирант имеет отсрочку, а его научный руководитель - нет, ну, это, на мой взгляд, нелогично... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ДМИТРИЕВА О. Г. И последнее, неоднократно говорила: платить за учёную степень. Вот это принципиально. Защитился человек - получает в государственных учреждениях существенную надбавку за учёную степень. Тогда у нас не 12 процентов будет после аспирантуры защищать диссертацию, а, ну, существенно больше. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чернышов Борис Александрович. ЧЕРНЫШОВ Б. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Безусловно, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Он очень важный. Напоминаю предысторию принятия даже этой нормы: изначально подобная норма должна была войти в закон о молодёжи и молодёжной политике. Это ключевая тема, над которой бились и в прошлом созыве. Здесь нельзя не отметить последовательную, чёткую позицию Министерства науки и высшего образования: и на встречах с министром Валерием Фальковым, и на встречах с его замами мы постоянно слышали слова поддержки данного решения - статус молодого учёного должен быть закреплён. Да, сначала... Да, может быть, сейчас это рамочный закон, может быть, это рамочное дополнение, но я уверен, что в ближайшее время всё это наполнится смыслами, настоящей поддержкой, реальной поддержкой и её почувствует огромное количество учёных, которые только сейчас себя начинают реализовывать. Это важно, это важно именно сейчас, когда за учёными, за российскими учёными, за молодыми учёными идёт охота по всему миру. Правильно было уже сказано, что ряд государств, ну, просто делают преференции, серьёзные преференции для наших специалистов, которые приезжают к ним в страну. Это и преференции в заработной плате, это и дополнительные премиальные вознаграждения, это и возможности для получения жилья - всё это создаётся для того, чтобы сегодня в этой ситуации как можно больше, что называется, охватить этих учёных и попытаться их выманить из нашей страны, по большому счёту, эта охота идёт уже не первый день. И действительно, мы видим, что с момента развала Советского Союза самым важным для тех, кто смотрит на нашу страну, является научный потенциал нашего государства. Многие учёные получили невероятные возможности для себя в разных корпорациях, в крупных технологических компаниях и в ряде других компаний, которые в 90-е годы эту охоту начали. Что нужно сегодня молодым учёным и какая поддержка, по мнению фракции ЛДПР, должна быть оказана? Прежде всего - возможность получения жилья для молодых учёных, это важно. Наши ребята, которые начинают заниматься наукой, продолжают свои исследовательские проекты, те, кто относится к этой категории, строит семью, безусловно, должны понимать... Если можно, добавьте время. ...что государство заботится о них. Второе - это достойная заработная плата, то есть финансовые возможности, гарантированные молодым специалистам, молодым учёным. Ну и третье - это возможность самореализации, ключевая возможность. Сегодня не во всех научных учреждениях эти условия созданы. Для нас это крайне важно, поэтому ориентируемся на это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ЧЕРНЫШОВ Б. А. Спасибо. И безусловно, та реформа, которая была озвучена президентом в рамках Послания Федеральному Собранию, показывает, что государство последовательно, во всех шагах видит развитие науки ключевым направлением. Ведь, смотрите, мы сегодня будем полностью менять подход к магистратуре - это будет не элемент доучивания, а, наоборот, старт научной карьеры, научных достижений, научных возможностей для тех, кто приходит в магистратуру. Что касается аспирантуры, мы теперь понимаем, что это будет отдельный уровень образования, и вопрос 12 процентов вообще не должен для нас стоять. Мы видим, какое желание есть, это с одной стороны, а с другой стороны, опять же, нет возможности у молодых учёных реализовать себя. Ещё раз, подытоживая, хочется сказать, что фракция ЛДПР всегда последовательно отстаивала интересы российского образования, российской науки, российских учёных, это будет продолжать делать и сегодня. Те партийные проекты, которые у нас сегодня есть, и создание инжиниринговых центров для тех ребят, которые свою научную карьеру начинают или продолжают, для того чтобы они не уезжали, а оставались здесь, получая достойную работу и в научных учреждениях, и в крупных корпорациях, которые занимаются наукой, подчёркивают, что мы не только словом, но и делом готовы реализовывать новые возможности для нашей молодёжи. Фракция ЛДПР поддерживает данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мажуга Александр Георгиевич. МАЖУГА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, глубокоуважаемые коллеги! Сразу, чтобы внести чёткость и ясность: законопроект описывает меры поддержки молодых учёных, и мы не привязываемся ни в коей мере ни к ставке, будь то 0,25 или целая ставка, ни к степени - абсолютно не важно, кандидат, доктор наук или в принципе у учёного нет степени в настоящий момент. Законопроект описывает меры поддержки на разных уровнях - на уровне Федерации, на уровне субъекта, муниципалитета, меры поддержки за счёт юридических или физических лиц. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин недавно на заседании Совета по науке и образованию подчеркнул, что приоритетной задачей является подготовка кадров, которые способны в настоящий момент создавать и разрабатывать новейшие технологии. Но решение этой задачи зависит не только от сферы образования, решение этой задачи зависит от повышения престижа профессии научного работника, профессии учёного. Идею закрепить правовой статус молодых учёных поддержал Президент Российской Федерации ещё в 2021 году. Тогда президент подчеркнул, что государство должно заботиться об учёных всех возрастов, однако начинающие исследователи нуждаются в этой поддержке особенно, поскольку делают свои первые профессиональные шаги. Вы знаете, что с 2022 года объявлено Десятилетие науки и технологий в нашей стране, до 2031 года. Три ключевые задачи: привлечение молодёжи в сектор исследований и разработок, использование достижений наших учёных в жизни государства и, третья задача, популяризация науки. Предлагаемый законопроект решает первую задачу - привлечение молодёжи. Уже сейчас мы видим неплохие результаты: специалистов в возрасте до 39 лет в секторе исследований и разработок в настоящий момент 45 процентов. На самом деле мы можем сказать честно, что наша наука в настоящий момент является самой молодой. В мире в секторе исследований и разработок примерно 35 процентов учёных в возрасте до 40 лет, у нас - 45 процентов в возрасте до 39 лет. В последние годы благодаря эффективным мерам господдержки это число увеличивается. Но какая задача сегодня очень важная? Мы видим, что в секторе исследований и разработок в научно-образовательных организациях наблюдается как приток учёных в этом возрасте, так и отток. Поэтому наша ключевая задача сегодня - удержать, закрепить молодых учёных в науке. И кстати, не надо опираться на недостоверную статистику, говоря, там, о 200 тысячах выездов учёных за рубеж, - это не так! Когда статистика считает человека с кандидатской степенью, который выезжает за рубеж, как учёного, это неправильно, мы следим за этим и, конечно же, обращаем на это внимание. Можно буквально ещё 30 секунд добавить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, выступление от фракции. МАЖУГА А. Г. Сегодня для молодых учёных существует много возможностей - о некоторых уже говорили. В 2022 году создано 207 молодёжных лабораторий, к 2024 году их будет 900, руководитель должен быть в возрасте до 35 лет. Программа жилищных сертификатов: 326 молодых учёных из 44 регионов получили, возраст молодого учёного - до 35 лет, если он кандидат, и до 40, если он доктор. Глубокоуважаемые коллеги, приглашаю всех, призываю всех поддержать представленный законопроект в первом чтении и совместно его доработать - как мы видим по вопросам, это в определённой части потребуется. Наша задача - создать сегодня такие правовые условия, чтобы наши учёные комфортно работали в секторе исследований и разработок. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик - заключительное слово? Нет. Содокладчик? Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в главу II Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", пункт 14. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 40 мин. 04 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.
Заседание № 99
15.02.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 203207-8 "О внесении изменения в главу II Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" (в части государственной поддержки молодых учёных).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 647 по 652 из 5444
КОНОНОВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет просит в связи с болезнью докладчика рассмотрение вопроса 17 перенести на 28 февраля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается решение.