Заседание № 47
О проекте постановления Государственной Думы № 136336-8 "О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О проекте федерального закона № 20319-8 "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (об изменении срока представления поправок).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, 74-й вопрос нашей повестки. О проекте постановления Государственной Думы "О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О проекте федерального закона № 20319-8 "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (об изменении срока представления поправок). Доклад председателя Комитета по экономической политике Максима Анатольевича Топилина. Пожалуйста, Максим Анатольевич. ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Иванович, уважаемые коллеги! С тем чтобы принять данный важный законопроект в течение весенней сессии, предлагается проектом постановления сократить срок представления поправок до 9 июня этого года. Просьба поддержать проект постановления и, Сергей Иванович, на 9 июня предусмотреть рассмотрение во втором чтении данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О проекте федерального закона № 20319-8 "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации", пункт 74 нашей повестки. Прошу включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 44 мин. 33 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято За - 403, против - ноль, воздержалось двое.
Заседание № 45
О проекте федерального закона № 20319-8 "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (в части обеспечения эффективности применения мер государственной поддержки).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
27-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра экономического развития Мурат Анатольевич Керефов. Пожалуйста, Мурат Анатольевич. КЕРЕФОВ М. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Иван Иванович! Добрый день, уважаемые депутаты! Законопроект направлен на обеспечение эффективности применения мер государственной поддержки, предоставляемых организациям, реализующим особо крупные инвестиционные проекты в сфере добычи руд цветных металлов в рамках заключённых соглашений о защите и поощрении капиталовложений и одновременно включённым в реестр участников региональных инвестиционных проектов. Напомню, что в соответствии с федеральным законом № 69-ФЗ инвесторам, заключившим соглашения о защите и поощрении капиталовложений, предоставляются меры государственной поддержки в виде возмещения фактически понесённых затрат на инфраструктуру, необходимую для реализации инвестиционного проекта. При этом ключевая мысль здесь та, что такая инфраструктура строится за счёт собственных средств инвестора, а компенсация затрат осуществляется за счёт налогов, которые генерирует этот новый инвестиционный проект, то есть за счёт тех налогов, которые платит инвестор. Необходимо отметить, что закон "О защите и поощрении капиталовложений..." допускает также возможность заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений в отношении новых инвестиционных проектов, находящихся одновременно в других преференциальных режимах. Так, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации также предусмотрены меры государственной поддержки инвесторов - участников региональных инвестиционных проектов на территории Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации, которые могут применять специальные льготы по налогу на прибыль, а именно снижать ставку по налогу на прибыль организации, зачисляемому в федеральный бюджет, до нуля процентов в течение десяти лет и применять при соответствующем решении субъекта пониженную ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации. Также участники региональных инвестиционных проектов в соответствии с положениями Налогового кодекса могут применять при расчёте налога на добычу полезных ископаемых понижающие коэффициенты. Необходимо отметить, что Федеральным законом от 16 апреля текущего года "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" уже внесены изменения, в соответствии с которыми преференциальные режимы для участников региональных инвестиционных проектов, о которых я уже говорил, продолжат действовать и после 1 января 2029 года (в настоящее время для всех остальных срок ограничен 31 декабря 2028 года). Здесь речь идёт о крупных проектах, объём капитальных вложений которых составляет не менее 300 миллиардов рублей. В связи с этим Правительством Российской Федерации разработан проект федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации". Данным законопроектом мы предлагаем в целях сохранения баланса интересов субъектов Российской Федерации для организаций, реализующих особо крупные инвестиционные проекты, связанные с добычей руд цветных металлов, одновременно заключивших соглашения о защите и поощрении капиталовложений и являющихся участниками региональных инвестиционных проектов, то есть применяющих две преференциальные меры одновременно, исключить возможность возмещения затрат на инфраструктуру за счёт налогов, которые такие предприятия будут платить в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Указанное положительным образом отразится на формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации, в частности субъектов Российской Федерации. Спасибо. Доклад окончен. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Максима Анатольевича Топилина. ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мурат Анатольевич подробно изложил суть законопроекта. Хотя он достаточно короткий, в принципе он устраняет те разночтения в законодательстве, которые сейчас сложились на настоящий момент, но мы на заседании комитета, когда обсуждали, тоже задавали вопросы. Сохраняя баланс между теми компенсациями, которые предусмотрены федеральным законодательством, и теми льготами, которые предусмотрены региональным законодательством для инвестиционных проектов, этот законопроект не затрагивает и не ухудшает условия для проектов, которые сейчас реализуются. Это то, что правительство предполагает и предлагает этим законопроектом сделать на будущее, с тем чтобы не было такого, так скажем, двойного финансирования очень крупных проектов, свыше 300 миллиардов рублей, для добычи золота. Но таких проектов сейчас нет, поэтому ни о каком ухудшении каких-то условий - такие вопросы задавались - речь не идёт. Я хотел бы прежде всего сказать о том, что работа по совершенствованию механизма защиты инвестиций, капвложений сейчас очень плотно ведётся в Правительстве Российской Федерации. Уже сейчас рабочая группа, в которую вошли представители Государственной Думы, Андрей Михайлович Макаров и я, вместе с правительством готовит дополнительные изменения и дополнительные предложения по совершенствованию механизма защиты капвложений, которые, мы надеемся, будут внесены правительством в ближайшее время. Мы всех приглашаем к этой работе. И мы предполагаем, что в случае вашего одобрения сегодня данного законопроекта мы сможем подготовить поправки до конца весенней сессии и получить поддержку Государственной Думы. Это очень важно с точки зрения запуска, будем говорить так, второго этапа запуска механизма защиты инвестиций. Во многих регионах уже есть, накопились те проекты, которые в связи с некой паузой, которая образовалась... они уже готовы, они находятся на рассмотрении в Министерстве экономического развития, но, пока эти поправки не подготовлены, мы не можем эти проекты запустить, а это миллиарды рублей дополнительных инвестиций. Поэтому мы предлагаем поддержать данный законопроект, комитет его рекомендует поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Да. Включите режим записи. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Хотелось бы поддержать, Мурат Анатольевич, но объясните, почему поддерживается только сверхкрупный инвестор, который вкладывает 300 миллиардов? Ну а почему среднего инвестора не поддержать? Что, помешает лишнее добытое золото? Или нет проблем с трудоустройством, особенно на Дальнем Востоке? Давайте поддержим всех, если это так важно. Это важно, мы согласны. И ещё один вопрос. А будет ли распространяться это на иностранных инвесторов? Из дружественных стран, понятно; недружественные мы исключаем. КЕРЕФОВ М. А. Спасибо за вопрос, уважаемый Олег Анатольевич. Что касается первой части вопроса. В соответствии с законопроектом мы дополнительных мер государственной поддержки не вводим, мы, наоборот, ограничиваем задвоение мер государственной поддержки. То есть первая часть государственной поддержки может предоставляться в рамках закона "О защите и поощрении капиталовложений..." в виде компенсаций затрат на создаваемую инфраструктуру, причём эта инфраструктура строится инвестором самостоятельно, за счёт собственных средств, и возмещение в будущем осуществляется за счёт уплачиваемых налогов. А второй блок господдержки, которой сейчас могут воспользоваться инвесторы, - это предоставление налоговых льгот, уже в Налоговом кодексе они зашиты, в части налога на прибыль и льгот по налогу на добычу полезных ископаемых. Вот чтобы эти два преференциальных режима друг на друга не накладывались, то есть по одному инвестиционному проекту мы дважды инвесторов не поддерживали, мы данные нормы исключаем из закона "О защите и поощрении капиталовложений...". Что касается поддержки всех остальных инвесторов, все преференциальные меры, предусмотренные действующим законодательством, сохраняются для всех остальных инвесторов, причём работающих не только на территории Дальневосточного федерального округа. Отвечая на второй вопрос, могут ли иностранные компании воспользоваться, говорю, что нет, не могут: в соответствии с законодательством о защите и поощрении капиталовложений инвестор должен быть российским юридическим лицом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Мурат Анатольевич, вы, вероятно, знаете, что мы уже 30 лет говорим о создании инвестиционного климата и защите капитала, но ничего, кроме офшорной экономики, не придумали в качестве системы защиты. Скажите, пожалуйста, почему нельзя предусмотреть... У нас есть интересный институт развития ВЭБ - чтобы мы не лишали и без того нищие бюджеты субъектов возможности, надежды на получение доходов, сделайте, пожалуйста, вэбовские кредиты связанные, чтобы они развивали золотодобычу. И скольких компаний коснётся этот закон? КЕРЕФОВ М. А. Спасибо за вопрос. На самом деле количество компаний, которые теоретически могут воспользоваться сейчас данной нормой, непосредственно именно этой льготой, которую мы обсуждаем сейчас в рамках закона... Пока у нас нет ни одной компании, реализующей такой крупный инвестиционный проект, которая могла бы подпасть под действие закона. А если говорить в целом об интересе к механизму защиты и поощрении капиталовложений, мы здесь плотно работаем с субъектом, плотно работаем с бизнесом, со всеми общественными объединениями предпринимателей, интерес к этому инструменту сохраняется, он достаточно востребован. Я думаю, что после доработки законопроекта, одобрения и принятия его в установленном порядке мы сможем отдельно доложить, сколько компаний у нас готовы на этот механизм заявиться. Что касается механизма финансирования в рамках ВЭБа, этот механизм реализуется путём предоставления заёмных средств, а вся идеология механизма защиты и поощрения капиталовложений - использование как собственных средств инвестора, так и дополнительно привлечённого, заёмного капитала. Так что эти два механизма взаимодополняющие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Уважаемый Мурат Анатольевич, вот этот законопроект, скажем так, вероятностный: может, пойдут, а может, не пойдут предприятия на это. Есть ли вообще видение процесса, каких предприятий это касается? И ещё один вопрос. В России есть Томторское месторождение редкоземельных металлов, оно сложное для освоения. Как Правительство Российской Федерации думает осваивать это уникальное месторождение, для того чтобы использовать редкоземельные металлы уже для импортозамещения в Российской Федерации и торговли со всеми иностранными государствами? КЕРЕФОВ М. А. Евгений Иванович, спасибо за вопрос. Законопроект не направлен на какую-то определённую группу компаний или на какую-то определённую группу месторождений. На самом деле, как отметил Максим Анатольевич, мы просто закладываем теоретическую возможность, если такие компании появятся в будущем, защитить доходы бюджетов субъектов Российской Федерации: и налоговая льгота будет предоставлена, и компенсация затрат за счёт тех налогов, которые уплачивают предприятия. Но в рамках проработки законопроекта мы у всех субъектов Российской Федерации запросили их видение, какие компании теоретически могли бы подпадать под действие закона. Сейчас по заявкам от субъектов просматривается порядка 11 компаний, которые могут реализовать проекты в сфере добычи руд, совершенно разный объём инвестиций. Сейчас все бизнес-модели дорабатываются. Но субъекты говорят, что 11 предприятий теоретически могут участвовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации", пункт 27. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 57 сек.) Проголосовало за 332 чел.73,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Принят в первом чтении.