Заседание № 166

25.04.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 203126-6 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" (в части, касающейся общих требований к рекламе).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3933 по 4243 из 7128
27-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменения в   
статью 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе".         
Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! События на Украине     
показали всем нам и вообще всему миру, как средства массовой информации, в      
том числе средства массовой телекоммуникации, могут формировать общественное    
мнение, причём абсолютно разнополярное, и управлять протестом, управлять        
толпой.                                                                         
                                                                                
Реклама, как известно, двигатель торговли, а торговля - это прежде всего        
получение прибыли теми, кто эту торговлю обеспечивает, и теми, кто производит   
соответствующие товары и оказывает услуги, которые продаются. Посмотрите        
сегодня рекламные ролики, которые показывают по телевизору, в Интернете,        
рекламные щиты, рекламу в печатных средствах массовой информации - ну           
конечно, реклама красивая, эстетичная, иногда она затрагивает человеческие      
инстинкты, вызвает у человека желание приобрести тот или иной товар или         
услугу, а для того, чтобы повысить спрос на соответствующий товар, иногда       
используют так называемое авторитетное мнение специалистов либо авторитетное    
мнение целых организаций. Например, в последнее время ежедневно крутятся        
рекламные ролики, мы видим: союз педиатров рекомендует такое-то детское         
питание, союз стоматологов рекомендует такую-то зубную пасту, союз или          
ассоциация гинекологов тоже что-то рекомендует... Получается, что               
некоммерческая организация непонятно на каком основании даёт свои               
рекомендации, и вообще непонятно, каким образом принималось соответствующее     
решение: собирались ли члены этой ассоциации для принятия этого решения,        
насколько оно компетентно и кто понесёт ответственность, в случае если эти      
призывы приведут в конечном итоге к каким-то нежелательным последствиям. Или    
другой пример - физическое лицо надевает форму, например, врача или иного       
специалиста и, называя свою фамилию, имя, профессиональную принадлежность,      
призывает приобрести тот или иной товар. Таким образом, сегодня у нас есть      
все правовые основания зарегистрировать любую некоммерческую организацию с      
красивым названием, делать на неё ссылки в рекламе, для того чтобы повышать     
покупательский спрос на тот или иной товар.                                     
                                                                                
В связи с этим, учитывая, что население, особенно старшее поколение, очень      
доверяет рекламе, особенно телевизионной, порой вводится в заблуждение,         
тратит деньги якобы на лечение, а на самом деле не на лечение, а хорошо если    
вообще безвредное употребление тех или иных препаратов, мы предлагаем           
запретить использовать ссылки на мнение некоммерческих организаций или на       
мнение физических лиц с указанием их профессиональной принадлежности, дабы      
обезопасить наших граждан от некомпетентного вмешательства при принятии         
решения о приобретении того или иного товара или услуги.                        
                                                                                
Фракция ЛДПР просит данный законопроект поддержать. Спасибо.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
С содокладом выступает Виктор Фридрихович Звагельский.                          
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как было сказано уже, данным        
законопроектом предлагается установить запрет на использование в рекламе        
информации, в которой содержится к объекту рекламирования отношение             
физических лиц, а также некоммерческих организаций, но следует отметить, что    
в существующем законе "О рекламе" уже содержатся положения, направленные на     
предотвращение введения в заблуждение потребителей. Так, в пункте 10 части 3    
статьи 5 данного федерального закона недостоверной признаётся реклама,          
которая содержит не соответствующие действительности сведения, в частности о    
рекомендациях физических и юридических лиц относительно объекта                 
рекламирования. Также в соответствии с пунктом 4 части 5 этой же статьи в       
рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических     
работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг.    
Упомянутые нормы направлены на обеспечение добросовестности и достоверности     
рекламы и защиту потребителей от создания у них неверного восприятия объекта    
рекламирования. Так что, с одной стороны, данные нормы являются, конечно,       
избыточными, с другой стороны, Ярослав Евгеньевич, этот вопрос в большей        
степени - я думаю, вы с этим согласитесь - касается правоприменительной         
практики, в частности работы Федеральной антимонопольной службы.                
Использование на телевидении образов работников медицинских учреждений          
сегодня уже запрещено, и то, что ФАС не налагает санкции или делает это         
несвоевременно, - это абсолютное упущение этой службы. Проблема в другом - в    
том, что в рекламе используется мнение неких союзов стоматологов, иных          
ассоциаций, медицинских и прочих, а также профессиональных работников,          
которых не существует в природе, и мы в связи с этим неоднократно встречались   
с Федеральной антимонопольной службой. Так вот у них нет сегодня возможности    
в судебном порядке - не в законодательном, а в судебном порядке - привлекать    
к ответственности за использование в рекламе мнения этих псевдоорганизаций.     
Конечно, ФАС должна налагать санкции в первую очередь на те телевизионные       
каналы, которые допускают вот такую недобросовестную рекламу. Я считаю, что в   
данном случае это касается, ещё раз повторяю, правоприменительной практики, а   
не закона, который уже предусматривает норму, предлагаемую вами. С одной        
стороны, она абсолютно правильная, с другой - избыточна. В связи с этим         
комитет по экономической политике рекомендует отклонить данный законопроект.    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Виктор Фридрихович, правильно ли я понял: чтобы действующее законодательство    
правильно применялось, вы, собственно говоря, предлагаете усилить санкции в     
отношении чиновников, которые должны следить за применением существующего       
законодательства? А без этого можно, так сказать, только руками разводить и     
говорить: ну вот, не работает, и всё будет, наверное, так, как есть, то есть    
воз будет и ныне там? Пожалуйста, прокомментируйте.                             
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Дмитрий Иванович, это не касается чиновников, мы говорим о    
том, что ФАС вправе сегодня запретить такую рекламу, запретить её               
использование. Мы сейчас говорим, в общем-то, не о билбордах, на которых        
сегодня практически... Я вот в этом, наверное, не соглашусь с Ярославом         
Евгеньевичем - может быть, где-то в регионах это и есть, но, в общем-то, в      
крупных мегаполисах я не видел, чтобы на билбордах в последнее время            
использовался образ медицинских работников или кого-то ещё из                   
профессиональной сферы. А если говорить о телевидении, то надо сказать, что     
действительно сегодня такие прецеденты есть. Эта реклама должна мгновенно       
сниматься с эфира, и санкции должны накладываться не на чиновников, а на        
телевизионные каналы, как это и принято везде. Телевизионный канал              
подписывает с рекламодателем договор на показ рекламы, и там очень чётко        
прописано, что именно телевизионный канал несёт ответственность согласно        
закону "О рекламе" за недостоверные данные, за недостоверную рекламу или за     
нарушение тех или иных положений закона. ФАС в состоянии накладывать            
серьёзные финансовые санкции на телевизионные каналы - я сейчас не помню,       
какая точно это сумма, но она достаточно значительная даже для телевизионных    
каналов, - миллионы рублей. То, что ФАС не реагирует на это оперативно, - это   
другой разговор.                                                                
                                                                                
Ещё один момент, очень важный, но который, наверное, не относится напрямую к    
тому, о чём мы сегодня говорим: сколько угодно мы можем запрещать рекламу на    
эфирном телевидении, но по действующему законодательству на рекламу на          
кабельных каналах эти запреты никак не распространяются. На кабельных каналах   
сегодня свободно рекламируются и любые препараты, и любые услуги с участием     
профессионалов - физических лиц, различных профессиональных ассоциаций, на      
этих каналах даже до сих пор совершенно спокойно идёт реклама алкоголя и        
табака, которая уже запрещена!                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кропачев Александр Сергеевич.                                                   
                                                                                
КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Виктор Фридрихович, вот вы говорите, что у ФАС есть полномочия и есть нормы     
законодательства, которые должны регулировать всё это, но мы всё равно видим    
даже на федеральных каналах, на самых главных каналах, большой объём такой      
рекламы, на которую действительно, как сказал Ярослав Евгеньевич, ведутся в     
первую очередь пожилые люди. Например, мы видим рекламу препарата - панацеи     
от всех болезней, в которой он представлен как кусочек пластика с мигающими     
разноцветными лампочками, и, к сожалению, поскольку есть у нас проблемы в       
медицине, инвалиды, ветераны, вообще пожилые люди ведутся на эту рекламу и      
покупают такой препарат, тратят на него деньги. Может быть, нужно какие-то      
санкции в отношении той же ФАС применять или, не знаю, более жёсткие меры       
вводить? Мы, фракция ЛДПР, предлагаем конкретные меры, чтобы изменить           
ситуацию, - вы ссылаетесь на расплывчатые нормы, которые сейчас существуют.     
Ну так как всё-таки более детально решить?.. (Микрофон отключён.)               
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Александр Сергеевич, давайте честно признаемся, что между     
тем, что было в рекламном бизнесе лет пять назад, и тем, что есть сейчас, -     
эта статистика, в общем, достаточно открытая - разница, конечно,                
значительная, сегодня такого количества рекламных роликов, где задействованы    
именно профессионалы, вернее, псевдопрофессионалы в той или иной сфере, уже     
нет, и с этим, наверное, нельзя не согласиться.                                 
                                                                                
Если я правильно понял ваш вопрос, речь идёт о том, что сегодня на              
телеканалах очень много недостоверной рекламы, в первую очередь рекламы         
лекарственных препаратов, которая вводит потребителей в заблуждение, говоря о   
мгновенном излечении, о доступности, о дешевизне, о том, что лекарство не       
имеет побочных эффектов, - вот эта проблема очень серьёзная! О таких            
законопроектах здесь говорили, даже предлагали вообще запретить рекламу         
лекарственных средств на телевидении, но так делать нельзя, надо просто более   
чётко прописать (как это было сделано нами в своё время, в прошлой сессии,      
когда мы ввели запрет на рекламу абортов), что если лекарственный препарат      
всё-таки рекламируется, то определённый объём площади рекламного объявления,    
если это билборд, или определённый объём времени показа рекламы, если это       
ролик, должны быть посвящены именно и возможным опасным последствиям его        
применения, - тогда это будет работать. Однако этот вопрос не относится к       
тому, что мы сегодня обсуждаем, - к запрету на использование в рекламе          
рекомендаций профессионалов, - это уже запрещено, поэтому я и говорю, что эта   
норма в отношении физических лиц избыточна. А вот отдельно тот пункт, который   
внёс Ярослав Евгеньевич и который касается некоммерческих организаций,          
наверное, может иметь место, потому что таких разъяснений в законе "О           
рекламе" нет. То есть, Ярослав Евгеньевич, повторяю, что касается физических    
лиц, такая форма уже есть, а если, всё-таки речь идёт о запрете использования   
в рекламе рекомендаций некоммерческих организаций, которые вводят               
потребителей в заблуждение, то, наверное, такой законопроект имеет право на     
существование.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы все? Да. Есть желающие выступить? Есть.                                 
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Коллеги, извините, отниму у вас немножко времени. Вот почему мы сейчас          
рассматривали предыдущий вопрос, а не тогда, когда рассматривался пакет?        
                                                                                
Допустим, вот я, обычный человек, заболел, простое простудное заболевание.      
Вызываю врача на дом, он приходит и выписывает мне те самые препараты,          
которые беспрестанно рекламируют по всем телеканалам: "«Тантум Верде» или       
«Тантум Верде»?" (все видели эту рекламу, где дядька сидит с собачкой и за      
горло держится) или "Нос промоет без труда из Атлантики вода", - и прочую всю   
эту ахинею мне выписывает. Поверьте, ни один из этих препаратов мне не помог,   
ни один! Помогли сода, фурацилин - все обычные средства, которыми лечатся от    
простуды.                                                                       
                                                                                
Что мы имеем в итоге? А то, что есть три заинтересованных лица: первое -        
производитель товара, второе - тот, кто эту рекламу даёт, и третье - тот, кто   
может эту рекламу либо запретить, либо разрешить. И вот тут, я считаю, нужно,   
чтобы наша комиссия - я не знаю, работает она или нет, - не только              
законопроекты проверяла на коррупционную составляющую, но и решения комитетов   
также проверяла на коррупционную составляющую.                                  
                                                                                
Понимаете, коллеги, фракция ЛДПР считает, что нормальный товар в рекламе не     
нуждается. Вы когда-нибудь видели, чтобы кто-то рекламировал хлеб или что-то    
подобное? Все вещи, которые рекламируются, - это, извините, ерунда, абсолютно   
ничего не стоящая, реклама нужна только для того, чтобы выуживать деньги из     
карманов людей, которые приобретают эти лекарства или что-то ещё. То есть они   
прочитали Пушкина: "...обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!" -    
и покупают всё по полной программе! И телевидение в доле, и рекламщики в        
доле, и законодатели, наверное... не знаю, в доле или нет, но тем не менее      
эта гадость идёт по всем каналам - и никто ни за что не отвечает! И никого      
абсолютно ни в чём не упрекнёшь, потому что, допустим, мне эти лекарства не     
помогли, а Виктору Фридриховичу, например, они могут помочь или помогли, и он   
будет настаивать: нет, мне помогают - пусть рекламируют!                        
                                                                                
Коллеги, ещё раз хочу сказать: правильно говорят, что рекламу нужно вообще      
запретить, - всё это обман, хороший товар в рекламе не нуждается. Многие        
знают, наверное, что в народе говорят: не обманешь - не продашь, зачем мы       
идём на это? Зачем мы наших людей, которым, как и всем, ничто человеческое не   
чуждо, заставляем платить лишний раз из своего кармана за вот эти все           
препараты, которые рекламируют? А здесь такая же ситуация. Вот говорят, что,    
мол, есть возможность регулировать, всё нормально, это проблема ФАС, но         
извините, ребята, мы так далеко зайдём: если, допустим, дела не возбуждаются    
- это проблема прокуратуры, а если суд выпускает преступников - это проблема    
суда? Но что тогда нам-то делать? всех разгонять?!                              
                                                                                
Вы меня извините, ещё раз говорю, здесь нужно принимать жёсткие меры, и я       
даже больше скажу, уж не знаю, пойдём мы на это или не пойдём... Вам,           
наверное, не разрешат, хотя было бы правильно, если бы депутаты, которые        
принимают законы, имели полномочия следить за тем, как они исполняются, а то    
мы принимаем какой-то закон, а потом нам судья говорит: "Вы знаете, а я         
подумал, что вы другое имели в виду", - и вообще у него свои понятия о          
правильности... (Микрофон отключён.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Продлите время.                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Достаточно? Спасибо.                                      
                                                                                
Ярослав Евгеньевич, будете выступать?                                           
                                                                                
Депутату Нилову включите микрофон.                                              
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. По мнению комитета, у нас всё хорошо урегулировано.                 
Действительно, некоторые ограничения в действующем законодательстве имеются,    
а что касается работы ФАС - наверное, все мы помним, как у нас на               
"правительственном часе" отчитывался руководитель Артемьев и в ответе на один   
из вопросов, по-моему, про аэропорт Домодедово речь шла, он сказал: "Ну что я   
могу сделать? Там бандиты." Зато ФАС активно занимается борьбой с баннерами     
политических партий - на это у них есть и время, и силы, и законы, всё есть.    
                                                                                
Что касается упоминания некоммерческих организаций в рекламе. Ну, если вы       
считаете, что принять такой закон имеет смысл, можно было бы тогда ко второму   
чтению и этот законопроект переработать, убрать ссылки на физических лиц, ну    
хорошо, мы перевнесём, оставив эту норму только в той части, где речь идёт о    
некоммерческих организациях.                                                    
                                                                                
Ещё раз рассказываю, как сегодня можно ввести в заблуждение, используя          
"авторитетное" мнение некоммерческой организации. Не составляет никакого        
труда зарегистрировать региональную общественную организацию, взяв при этом     
красивое название, например, "Союз агрономов регионов", затем сделать           
хорошую, красивую рекламу для какой-нибудь продукции с ГМО и в конце добавить   
"авторитетное" мнение - сказать, что "Союз агрономов регионов" рекомендует.     
На многих это подействует, особенно на старшее поколение, которое               
воспитывалось в прошлом веке и очень верило газете "Правда", очень верило       
телевидению, очень верило новостям, о которых сообщалось, особенно в            
программе "Время". Для них до сих пор та информация, которая идёт с             
телеэкрана, является неким эталоном, имеет авторитетное содержание, поэтому     
очень несложно, используя потребность в информации, особенно у старшего         
поколения, повышать покупательский спрос и продавать всякую дрянь, вроде как    
не нарушая закон, ссылаясь на "авторитетное" мнение.                            
                                                                                
Мы предлагаем просто запретить это для того, чтобы не обвинять ФАС в            
бездействии, чтобы не обвинять те организации, которые занимаются рекламой      
или эту рекламу транслируют, просто запретить использовать ссылки на            
некоммерческие организации. Хорошо, мы такой законопроект подготовим,           
посмотрим, что из этого выйдет, как говорится, вода камень точит, и у нас уже   
есть примеры, когда было потрачено два с половиной года и тот законопроект,     
который был внесён, сегодня является уже действующим законом, мы потратили      
два с половиной года, концепция не поменялась, поменялся, может быть,           
немножко текст, и поменялось, самое главное, политическое решение, но мы        
потратили много сил и времени. И здесь мы так же будем двигаться дальше и       
свои инициативы додавливать.                                                    
                                                                                
Просим всё-таки поддержать.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Виктор Фридрихович, не будете выступать с заключительным словом? Нет.           
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6298 по 6315 из 7128
27-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в     
статью 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года... "О рекламе", первое       
чтение.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              139 чел.30,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    139 чел.                                          
Не голосовало                 311 чел.69,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.