Заседание № 119
О проекте федерального закона № 202708-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и Федеральный закон "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" (в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ на квотируемых объектах, а также повышения эффективности государственного экологического контроля (надзора) в отношении таких объектов; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Итак, 6-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и Федеральный закон "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха". Доклад Александра Борисовича Когана. Вот, закон Когана. А то пишут руководители делового сообщества, ТПП, РСПП... Надо писать не председателю. Кто закон продвигает, кто закон докладывает? Надо писать человеку, авторство которого будет высечено. Пожалуйста. КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, уважаемый Вячеслав Викторович. Это высокая честь для меня на самом деле. Почему? Потому что данный законопроект мы вместе с вами... точнее, правительство предлагало, а мы вместе с вами, уважаемые депутаты, дорабатывали в связи с тем, что было поручение президента. Важность этого поручения заключается в том, что теперь все предприятия, которые являются основными загрязнителями, должны иметь систему онлайн-определения выбросов в атмосферу. Ситуация очень простая. Очень много мы говорим про то, что есть эффект открытой форточки, когда люди чувствуют, что ситуация не улучшается, а на бумаге, в отчётности предприятий ситуация улучшается по выбросам в атмосферу и они устанавливают очистные сооружения по соответствующим выбросам. И вот чтобы этого не было, данный законопроект призван обязать в режиме онлайн сообщать как надзорным органам, так и гражданам об объёме выбросов этих предприятий и о том, как они достигают тех квот, лимитов, которые им устанавливают соответствующие регулирующие органы. Законопроект прошёл очень серьёзную экспертизу, мы встречались на различных площадках. Да, были очень жёсткие дискуссии, и Вячеслав Викторович эту тему сегодня тоже отметил. На самом деле было предложение бизнеса в очередной раз отсрочить вступление в силу норм этого закона, ещё на два года. Но в ходе послания президента мы услышали, как президент обратил внимание и крупного бизнеса, и депутатов, и глав субъектов на то, что нет смысла дальше передвигать сроки по соответствующему закону. Мы и так уже во время пандемии дали два года отсрочки крупному бизнесу - основным загрязнителям, чтобы они ещё два года могли внедрять соответствующую систему, и с 2024 года на 2026-й перенесли сроки. Итак, на ваше рассмотрение предлагаются две таблицы поправок. Всего поступило 15 поправок, 12 из которых комитет предлагает принять, а три предлагает отклонить. Доклад закончен. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 25 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 16 чел.3,6 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 52 сек.) Проголосовало за 294 чел.65,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 15 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Александр Борисович. КОГАН А. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект прошёл юридическую, лингвистическую экспертизы, замечаний не имеется. Есть предложение законопроект рассмотреть в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 56 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Закон принят. Спасибо.
Заседание № 77
О проекте федерального закона № 202708-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ на квотируемых объектах, а также повышения эффективности государственного экологического контроля (надзора) в отношении таких объектов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Константин Анатольевич Цыганов. ЦЫГАНОВ К. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект решает две задачи. Первая - это автоматический контроль выбросов предприятий в городах, участвующих в федеральном проекте "Чистый воздух". Предприятия в 12 городах, в которых уже реализуется проект, должны будут оснастить отечественными датчиками источники выбросов, проще говоря трубы, до конца 2025 года, а в новых 29 городах, которые войдут в проект с сентября следующего года, установить датчики до марта 2027 года. Данные о выбросах будут передаваться в онлайн-режиме в Росприроднадзор. Необходимые мощности для производства датчиков в России имеются, а принятие закона станет дополнительным стимулом к развитию отечественных приборостроительных предприятий. Вторая задача, решаемая законопроектом, - это упрощение процедуры проверок Росприроднадзором выполнения крупными предприятиями утверждённых планов по достижению квот выбросов в городах, участвующих в проекте "Чистый воздух". Это важно для достижения целей: снизить выбросы на 20 процентов и, главное, обеспечить чистый воздух людям, живущим в этих городах. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Анатольевич. Присаживайтесь. С содокладом выступает Александр Борисович Коган. КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые депутаты, на самом деле предлагаемые в законопроекте новеллы повысят качество жизни россиян, качество воздуха в особо загрязнённых городах тоже повысится. Но есть нюансы, о которых я хотел бы сказать, замечания комитета. Связаны они с тем, что на самом деле мы сейчас обсуждали, - с тем, что это позволит развивать приборостроение на территории Российской Федерации. Соответствующие мощности есть, но хочу сказать, что мы на заседании комитета отметили, что производство таких систем у нас сегодня составляет не более сотни в год. Необходимо увеличивать мощность соответствующих предприятий, повышать их производительность, и здесь рассчитывать на то, что предприятия это сделают только за собственный счёт, не представляется возможным. Поэтому комитет отметил в своём заключении, что необходимо иметь целевую программу развития именно соответствующего приборостроения - газоанализаторов и контроллеров, - что позволит нам развивать эти предприятия. Мы сейчас закладываем норму по срокам, которая с учётом объёма выпуска сегодня этих датчиков, точнее, газовых систем, закладывает проблему, связанную с тем, что опять мы можем вернуться к переносу сроков. Мы этого не хотели бы, и ко второму чтению у комитета большое желание увидеть действия правительства, направленные на мотивацию, стимулирование этих предприятий к тому, чтобы они увеличивали объёмы производства. Ну и надо сказать, что в законопроекте говорится о специальном федеральном информационном фонде, который содержит сведения о таком типе приборов. Так вот, завершается процедура сертификации, сейчас у нас есть, скажем так, образцы, но сертификация ещё не закончена - тоже хотели бы чётко понять, и комитет это отмечает, в какие сроки сертификация будет завершена. Что касается блока экологического надзора. Согласно поручению Президента Российской Федерации необходимо установить административную и финансовую ответственность за недостижение или несвоевременное достижение установленных квот по выбросам. Вот этот законопроект ещё не внесён, и очень важно всё-таки увидеть, в какие сроки он будет внесён, потому что не будут действовать нормы этого закона, если не будет соответствующей ответственности. Есть обязанности, но нет ответственности, а это нужно делать всё параллельно, в противном случае в полном объёме законопроект, точнее, уже закон, который мы с вами, надеюсь, примем, работать не будет. Ну и мы говорим, что нам необходимо упростить процедуру административного контроля, значит, дополнительно придётся, видимо, вносить ещё законопроект, который позволит использовать эти системы контроля, для того чтобы по принципу риск-ориентированного подхода, минуя участие надзорных органов, выписывать соответствующие протоколы, мотивировать предприятия, чтобы они соблюдали те нормы, которые указаны в комплексных экологических разрешениях. С учётом замечаний комитет предлагает данный законопроект принять в первом чтении и доработать ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Борисович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Станкевич Юрий Аркадьевич, пожалуйста. СТАНКЕВИЧ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к представителю правительства. Согласно пояснительной записке 17-я статья закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" дополняется положениями, которые касаются оказания господдержки хозяйственной деятельности при выполнении мероприятий, связанных с установкой систем автоматического контроля. Можете более подробно сказать, о каких именно мерах поддержки будет идти речь? ЦЫГАНОВ К. А. Законопроектом действительно предусматривается возможность оказания мер поддержки по созданию таких систем. Сейчас правительством в адрес Минпромторга дано поручение о разработке с нашим участием нового федерального проекта по поддержке производства датчиков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Скруг Валерий Степанович, пожалуйста. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Константин Анатольевич, мы понимаем, что сейчас в экономике у нас не очень лёгкая ситуация и неналоговые платежи, особенно для малого бизнеса, выше, чем сами налоги. Вы нам предлагаете ещё ввести дополнительные, и вот когда говорят... В записке по финансово-экономическому обоснованию написано, что цена вопроса всего 10 миллионов, то есть 30 миллионов сейчас плюс 10 миллионов, - либо там ошибка какая-то, либо вы, так сказать, нам какие-то не те данные дали. Есть у вас чёткое понимание объёма этого рынка, кто будет устанавливать и какие аффилированные лица каким структурам будут это всё делать? ЦЫГАНОВ К. А. Можно отвечать, да? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, Константин Анатольевич. ЦЫГАНОВ К. А. У нас законопроект про обязанность определённых предприятий установить системы контроля на своих трубах. Значит, стоимость такой системы - 50-60 миллионов рублей, таких источников, которые будут оснащены в рамках федерального проекта "Чистый воздух", - до 300. Может быть, там какие-то не те комментарии - давайте отдельно посмотрим. Я просто про 10 миллионов не очень понял, о чём вы говорите, честно говоря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. КОГАН А. Б. Если позволите... Речь не идёт о малом, о среднем бизнесе. У нас в стране всего два предприятия, которые выпускают соответствующие системы, объём выпуска сегодня - 100 таких приборов, предполагается в течение года увеличить производство до 200. Всего нам понадобится около 6 тысяч таких систем к 2030 году. И это мы говорим об эксперименте в 12 городах на крупных предприятиях, которые обязаны установить соответствующие датчики. Теперь по вопросу, который вы задали: сколько это может стоить для предприятий? Одна такая система стоит от 40 до 50 миллионов рублей в зависимости от объёмов выброса и от того, какое количество вещества нужно измерять. Что касается объёма, 6 тысяч таких систем необходимо будет выпустить, стоить это будет от 40 до 50 миллионов рублей. Предприятия, которые входят в этот эксперимент, знают, с каждым уже проговорили, а конкретно в этот эксперимент войдёт 550 предприятий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Грешневиков Анатолий Николаевич, пожалуйста. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Константин Анатольевич, то, что крупные предприятия будут устанавливать датчики, там, приборы, определяющие уровень загрязнённости и чем загрязнён в городе воздух, - это хорошо; то, что будут системы контроля выстроены для нас, экологов, - это тоже хорошо. Но согласитесь, информация должна быть настолько открытой и доступной, чтобы не только на предприятиях, но и само население имело к ней доступ. Вот каким образом она будет открыта и каким образом населению будет обеспечен доступ к информации о том, что в их городе находится такое-то предприятие и оно выбрасывает именно вот такие химические соединения, которые влияют на здоровье населения? У меня в Ярославской области нефтеперерабатывающее предприятие - дышать невозможно, когда к городу подъезжаешь! И поэтому хотелось бы знать, конечно, чем травят, извините, наши нефтяники население. Вот каким образом население узнает об этом? ЦЫГАНОВ К. А. Спасибо за вопрос, он действительно важный. Законопроект, который мы сейчас рассматриваем, - про установку датчиков систем контроля на трубах, они будут непосредственно передавать данные измерений в Росприроднадзор для принятия в том числе административных мер. Это, скорее всего, будет информация ограниченного доступа. Вы говорите про систему экологического мониторинга. У нас законопроект сейчас в высокой степени готовности, мы скоро придём к вам в Госдуму с этим законопроектом, это как раз про экологический мониторинг. Это дополнение систем Росгидромета, дополнение региональных систем мониторинга, которые дают возможность видеть качество воздуха в городах. Более того, мы сейчас в рамках своего проекта "Чистый воздух" в 12 городах уже такую информацию публикуем и на билбордах, и в общественном транспорте. И в скором времени, повторю, внесём законопроект, который позволит нам создать комплексную систему экологического мониторинга, мы, Министерство природных ресурсов и экологии, будем выступать как заказчики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Константин Анатольевич, вот здесь написано, что Правительство Российской Федерации будет определять особенности создания и эксплуатации систем автоматического контроля. Часть предприятий, пусть пока и небольшая, уже установила соответствующее оборудование, и, если оно не будет соответствовать тем требованиям, которые установит правительство, что им делать в этой ситуации? И одновременно предлагается установить особенности осуществления федерального государственного экологического контроля в отношении объектов I и II категорий. Вот как это изменит ту ситуацию, которая на сегодня существует? Какие это особенности, это ужесточение или, наоборот, послабление? ЦЫГАНОВ К. А. Алексей Владимирович, спасибо за вопросы. Действительно, после принятия закона мы в течение четырёх месяцев выпустим акт правительства, который определит особенности создания и ввода в эксплуатацию таких систем. И мы специально предусмотрели в законопроекте норму, где, условно, делаем послабление для тех предприятий, которые уже установили такие системы, они будут адаптированы к тем требованиям, которые мы выпустим. Если более конкретно говорить, мы в работе в наших городах - 12 и 29 - исходим из списка приоритетных, или так называемых опасных, веществ, которые нужно мерить, в 12 городах Роспотребнадзор определил 56 таких веществ. Мерить мы будем не все - порядка 36 и трубы будем оснащать тоже не все. Сейчас как раз идёт очень большая, широкая дискуссия вместе с РСПП, мы выверяем, сколько из них мы должны мерить, чтобы излишние требования не предъявлять предприятиям. Второй вопрос был по контролю за предприятиями I и II категорий. Здесь мы упрощаем саму процедуру. Почему это важно? У нас проект очень короткий: был 2024 год, сдвинули на 2026-й, - и нам нужно, чтобы те предприятия, которые утвердили планы по достижению квот, эти планы реализовали. Поэтому мы вводим норму для Росприроднадзора об упрощённой процедуре согласования и контроля за реализацией утверждённых планов мероприятий по достижению квот. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Аксёненко Александр Сергеевич, пожалуйста. АКСЁНЕНКО А. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Добрый день! Конечно, для жителей этих городов данный законопроект очень важен. Допустим, у меня в городе Искитим люди ждут, когда закон заработает в полную силу. Вопрос: по какому принципу будут идти субсидии этим предприятиям? Ну и второй вопрос. Есть ряд городов, моногородов, которые не попали пока в эту программу. Как в неё попасть? Будут ли дополнительно рассматриваться муниципальные образования для включения в эту программу и как сделать, чтобы посёлок в эту программу попал? ЦЫГАНОВ К. А. Александр Сергеевич, спасибо за вопросы. Я со второго начну. У нас определён перечень городов, их 29 - это плюс к тем 12, в которых сейчас реализуется эксперимент, и эти 29 городов появились следующим образом. В законодательство было внесено изменение, в соответствии с которым проект будет реализовываться в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения. Вот по этим параметрам определили эти 29 городов. Базой были данные Росгидромета, сразу оговорюсь. Знаю, что очень многие субъекты Российской Федерации предлагают включить города дополнительно в этот проект. Мы этот вопрос прорабатываем детально. Но даже несмотря на то, что в проект физически могут быть не включены города - там нужно будет достигать квот выбросов, а это, я позволю себе отметить, минус 50 процентов выбросов к 2030 году, то есть это очень амбициозная, большая задача, - мы будем реализовывать отдельные мероприятия в отдельных городах. Об этом сейчас очень широкая дискуссия идёт. Поэтому, если будут конкретные предложения, давайте рассмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. КОГАН А. Б. Мы уже говорили, сейчас в правительстве готовится законопроект по мониторингу окружающей среды, туда входят 250 городов. Скорее всего, все города, о которых вы говорите, туда войдут. И уже от этого закона можно будет оттолкнуться с точки зрения улучшения окружающей среды и проведения всевозможных плановых мероприятий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пилипенко Ольга Васильевна, пожалуйста. ПИЛИПЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Константин Анатольевич, мы данным законопроектом даём правительству право устанавливать требования к автоматическим средствам измерения и учёта. Определены ли сегодня критерии в отношении чистого воздуха, особенно по такому показателю, как запах? И будут ли такие автоматические системы проходить метрологический контроль и сертификацию? Какая служба должна это делать и как часто это должно происходить, на ваш взгляд? ЦЫГАНОВ К. А. Ольга Васильевна, спасибо за вопросы. По поводу сертификации. Да, эти средства контроля должны быть сертифицированы. У нас первая сертификация предусмотрена в марте следующего года. Соответственно, такие системы контроля будут сертифицированы. Будьте любезны, повторите, пожалуйста, первый вопрос. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЦЫГАНОВ К. А. А, запах. Запах напрямую не относится к экологии, это особенности органолептического восприятия человека, соответственно, это относится к компетенции Роспотребнадзора. Пока системы, о которых сейчас идёт речь, не научены определять специфические запахи, они будут рассчитаны на определённые так называемые маркерные вещества. Я уже говорил, что таких веществ в 12 городах Роспотребнадзор определил 56, мы будем мерить 36. Эти особенности будут актом правительства определены. И часть этих веществ тоже имеет запах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. КОГАН А. Б. Вопрос невероятно важный. Количество обращений, которые мы сегодня имеем по запаху, зашкаливает. В чём проблема? Проблема заключается в том, что сегодня запахи не нормируются. И если мы хотим провести эту работу, нам нужно настаивать на том, чтобы Правительство Российской Федерации создало такой же проектный офис, как по "Чистому воздуху". Запахи и чистый воздух - это немножко разные вещи. Почему? Потому что человек начинает чувствовать запах гораздо раньше, чем достигается ПДК. Например, так с меркаптанами либо сероводородом: человек уже чувствует себя плохо, а ПДК вроде бы и не превышена. В связи с этим нам необходимо обратить на это внимание, нормировать и менять положения, нормативку в отношении проектирования крупных промышленных предприятий, которые находятся в жилой зоне или недалеко от жилой зоны, в соответствии вот с этими уже новыми исследованиями. Но это целая исследовательская работа. Когда говорят, что этот вопрос можно легко решить, люди лукавят, на самом деле это огромная работа, это проектная работа Правительства Российской Федерации. Там будут пересекаться ведомства: Роспотребнадзор, Росприроднадзор, научных исследований будет достаточно много, минпром, который обязан будет потом свою часть делать, Минстрой, который новые правила по проектированию должен выпустить, - всё правительство будет задействовано. Вот что такое работа по запаху. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". У меня вопрос к обоим докладчикам, если можно. Есть ли перечень загрязняющих веществ, выброс которых предполагается контролировать этими системами? Он должен быть, раз уже идёт разработка, идёт эксперимент. И вот что особенно меня интересует: входит ли туда CO2, как, понятно, один из элементов целой кампании? Грета Тунберг ушла в коммунисты, но дело её живёт. Или это другое? Вот это очень важный момент для того, чтобы нам определиться. И конечно же, хотелось бы знать статус этих двух предприятий. Там есть государственный контрольный пакет или хоть какое-то присутствие? Как вы понимаете, кто контролирует, обслуживает эти системы, тот может быть коррумпирован. И вот 300 миллиардов рублей - рынок этого предложения... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Константин Анатольевич. ЦЫГАНОВ К. А. Спасибо за вопросы. 56 веществ определено Роспотребнадзором, что касается этого законопроекта, из них будем мерить 36. Туда входят и CO, и СО2. Более того, скажу, что у нас есть специальные нормы, они уже приняты, действуют и касаются 3 тысяч предприятий I категории, об этом уже говорил Александр Борисович. 6500 стационарных источников выбросов к 2029 году должны быть оснащены, но это чуть другая история, она уже прописана. Сейчас мы говорим про 12 городов, вот в них, как я уже доложил, 36 будем мерить. Два предприятия выпускают датчики, мы туда ездили и видели объём производства - 125 экземпляров в год. Это Санкт-Петербург и Казань, я сейчас не буду их наименования называть, просто данных под рукой нет, это ООО, ооошки. А эксплуатировать системы контроля будут сами предприятия, которые их устанавливают, то есть, например, если в "Северстали" эти системы на своих трубах установили, они, конечно, будут обязаны их дальше эксплуатировать, поверять, для того чтобы качественный сигнал шёл с датчиков в Росприроднадзор. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. КОГАН А. Б. Отвечу на вопрос, который вы задали. Частные компании будут производить эти системы. Я уже сказал, что сегодня производственные мощности не позволяют нам обеспечить всю нашу промышленность, поэтому комитет отметил, что необходимо отдельно вернуться к программам стимулирования создания таких производств. Будут устанавливаться автоматические системы, которые не требуют участия человека. Любое нарушение работы датчика тут же будет высвечивать система, которая автоматически будет контролироваться Росприроднадзором, автономно, то есть туда доступ человека будет только в случае аварии, когда необходимо ремонтировать соответствующую систему. И в связи с этой автономностью мы предполагаем, что информация всё-таки будет объективной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Матвеев Михаил Николаевич, пожалуйста. МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ. Константин Анатольевич, хотел бы, чтобы вы уточнили, какая ответственность предусмотрена за нарушение квоты? Исходя из того что Александр Борисович говорил, получается, что пока никакой ответственности нет. Это первое. И второе. Если исполнение указанных требований будет возложено на производственные предприятия, не получится ли так, что результаты измерений всегда будут в пользу этих промышленных предприятий? ЦЫГАНОВ К. А. Давайте со второго начну. Не получится так, что это будет зависеть от предприятия. Дело в том, что предусматривается система автоматического контроля. Это не просто датчик - это целое устройство, которое принимает сигнал, интегрирует его. Там специальные подогреваемые газоотводные трубки, они приходят в определённые приёмники. Это устройство будет пломбироваться, сертифицироваться, поверяться, ну, по сути, как любой датчик. Это как раз и предусматривается для того, чтобы потом можно было меры административной ответственности применять, и меры такие есть. Просто тут надо развести две вещи. Первое - ответственность лиц, о чём Александр Борисович говорил, относительно достижения квот и снижения выбросов, это одна ответственность, мы с таким законопроектом к вам придём скоро. А второе - это как раз то, о чём вы спросили. Вот мы на трубу устройство ставим - как мерить будем? Грамм какого-то вещества в секунду. Для каждого вещества есть определённый лимит, ну, условно, три килограмма в секунду. Если этот лимит будет превышен, Росприроднадзор сразу будет получать данные, ну и, соответственно, меры принимать. Для каждого вещества превышение лимитов уже прописано, и за это есть определённая плата. Тут вопрос вот в чём: может ли Росприроднадзор на основании вот этих новых данных, которые получены из этих систем, сразу автоматически выписывать штраф? Мы предполагаем, что может. С Александром Борисовичем пока ведём дискуссию, но с Росприроднадзором вопрос проработали. Нам ничто не мешает... Да, есть процедура, нужно будет административное дело возбудить, понятно, будет либо выездная проверка по факту, либо документарная. По сути, как мы проработали с коллегами, будет составляться протокол на основании данных, зафиксированных прибором, выписываться штраф, а под штраф у нас сейчас все ценники, ну, все тарифы есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. КОГАН А. Б. Константин Анатольевич, вопрос ещё был связан со степенью и объёмом ответственности. Если законопроект уже есть, внесён, можно ли сейчас назвать эти цифры? Или всё-таки мы пока повременим, подождём, когда он получит положительное заключение? Там же конкретный уровень. Именно такой вопрос-то и был: если он будет, какая будет ответственность? И второй момент, на который я справедливо хочу ещё раз обратить внимание, потому что вопрос был абсолютно правильный. Если мы устанавливаем автоматическую систему, нам нужно максимально использовать её возможности. Нам нужно заниматься не только производственным контролем. Уважаемые коллеги, мы с вами буквально летом установили в КоАП хорошую норму - о видеофиксации нарушений. Тут нам прямо в руки идёт фиксация всех нарушений выбросов по трубе. Мы можем не только производственный контроль осуществлять, но и фиксировать по административке все нарушения, связанные с выбросами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Вопрос разработчикам. Ну, конечно, трудно переоценить значение создания такой системы государственного контроля. Наверное, это будет эпохальная история, если такой закон действительно будет реализован. Но, как здесь уже говорили, любая система контроля будет эффективна только в том случае, если она будет открыта для общества. И вот в связи с этим я не столько про информирование общества о том, что там на этих датчиках, какая информация идёт своевременно, сколько о другом аспекте, связанном с такой ситуацией, когда, например, жители города чувствуют, что есть загрязнение, а им говорят: знаете, датчики показывают, что всё в норме. Вот должен быть какой-то элемент общественного доступа. Сейчас это, кстати, огромная проблема - доступ на предприятия в случае вот таких вещей. Как-то этот законопроект предусматривает регулирование и доступ общественности к таким системам? ЦЫГАНОВ К. А. Я отвечаю? Нет, этот законопроект это не предусматривает. Мы недавно в Общественной палате как раз обсуждали вот эту тему - доступа общественности на предприятия. Некоторые крупные предприятия уже открыты, более того, даже проводят экскурсии по своим производствам, показывают, как они работают. Была такая инициатива Общественной палаты, это, скорее всего, будет новый законопроект, о том, чтобы у общественности был доступ на такие производства. Но ещё раз повторю, мы сейчас делаем систему экомониторинга, законопроект уже скоро поступит в Госдуму, это будет как раз так называемая витрина данных в первую очередь для людей, то есть люди будут видеть информацию из всех возможных источников о состоянии окружающей среды около своего дома. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. КОГАН А. Б. Андрей Анатольевич, вот нам нужно разделить, определиться, о чём мы говорим, о каком законопроекте о мониторинге. Дело в том, что есть поручение до июля, по-моему, 2022 года сделать систему мониторинга, определить её параметры, нормативы. Здесь как раз мы говорим о законопроекте, который должен быть внесён в Государственную Думу. И тут у нас разделение: система мониторинга - это когда в определённых зонах в соответствии с розой ветров будут устанавливаться датчики, это будет общедоступно, люди будут видеть, что происходит с воздухом в их жилом массиве в конкретном регионе, в конкретном городе, а если эти датчики сработают, тогда уже можно будет делать запрос, и Росприроднадзор уже будет видеть, какой источник эти выбросы фиксирует, то есть тут причинно-следственная связь. Вот тут как раз мы регулируем две вещи - публичность (закон о мониторинге) и порядок с выбросами на предприятиях (вот то, что касается этого эксперимента). ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Езерский Николай Николаевич, пожалуйста. ЕЗЕРСКИЙ Н. Н., фракция КПРФ. Иван Иванович, спасибо. На мой вопрос ответ прозвучал уже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Новиков Владимир Михайлович. НОВИКОВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Насчёт запаха я полностью поддерживаю коллег, согласен с необходимостью принятия скорейшего решения о нормировании в этой части. Константин Анатольевич, вот по части защиты населения полностью проект поддерживаю, а по части защиты предприятий следующий вопрос: как часто будут меняться требования к этим автоматическим системам контроля выбросов? Как бы не получилось по типу Госпожнадзора, требования которого очень часто меняются от одной проверки к другой, - а установка одной системы, как я понял, от 40 миллионов до 50 миллионов рублей в текущих ценах. ЦЫГАНОВ К. А. Владимир Михайлович, спасибо за вопрос. Я говорил о том, что мы в течение четырёх месяцев после принятия закона примем акт правительства, этот акт как раз определит особенности создания и эксплуатации таких систем, и надеюсь, что он меняться часто не будет, потому что это никому не нужно. Если помните, я говорил, что сейчас уже действуют требования в отношении предприятий I категории. Вот все предприятия - объекты I категории после получения КЭР, комплексного экологического разрешения, в течение четырёх лет должны быть оснащены такими системами, это 6500 вот таких устройств. Под них уже два постановления написаны, и они уже действуют с 2019 года. Указано, какие там, условно, трубы должны быть, какие вещества мы мерим - там 9 веществ. А вот для 12 наших городов, так как Роспотребнадзор определил 56 приоритетных, или так называемых опасных, веществ, мы сейчас решаем задачу - мерить не 9, а 36 веществ, потому что это важно для снижения выбросов в этих конкретных городах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, мы по Регламенту должны завершить задавать вопросы в 14 часов 15 минут. Я заранее предупреждаю, если кто-то не успеет, то извините. Сулейманов Ренат Исмаилович, пожалуйста. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. Уважаемый Константин Анатольевич, вам вопрос. Вот количество депутатов, которые участвуют в дискуссии, говорит о важности вопроса. И видимо, делается большой шаг в правильном направлении, но он касается пока только небольшой части предприятий - крупных, я так понимаю, для городов это ТЭЦ или какие-то большие организации. А на самом деле сегодня самый большой объём загрязнений в крупных городах дают выбросы автомобилей, до 80 процентов - это автомобильные выхлопы. Вы говорили о возможном создании системы мониторинга какого-то - не думали вы над тем, чтобы это распространить и на оценку общей ситуации в крупных городах, в мегаполисах, вот такие же какие-то... (Микрофон отключён.) ЦЫГАНОВ К. А. Можно отвечать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, конечно. ЦЫГАНОВ К. А. Ренат Исмаилович, Москва, Московская область, да даже и Челябинская область - яркие примеры лидеров по экологическому мониторингу. Там в том числе на оживлённых трассах устанавливаются вот эти так называемые датчики - это я упрощённо говорю "датчики", на самом деле это целые системы, - которые позволяют в диспетчерской собирать информацию и управлять ею. В Липецке - вот мы сейчас им занимаемся, коллеги, - помимо того что общественный транспорт с нашей помощью обновили, заменили на более экологичный, они ещё расшивают свой трафик. У них есть система мониторинга, они смотрят и в зависимости от того, как это влияет, где-то расшивают, то есть где-то светофоры убирают, ну, это обычная, нормальная работа. Так что, конечно, это системой экомониторинга предусматривается, в том числе контроль за транспортными средствами. Это действительно, наверное, крупные города и центры городов, даже, может быть, не крупных, но центры, где сконцентрированы какие-то предприятия, куда вот все утром едут и откуда потом все вечером уезжают. Вот, например, в Череповце мы коллегам помогли обновить трамваи - там целая линия идёт до "Северстали": новые трамваи, хорошие, комфортные, тёплые, там даже есть розетки для зарядки техники, - и действительно получили уже такой эффект, что люди с личного транспорта пересаживаются в трамваи. Ну, то есть это просто отдельная тема. Жаль, что вас не было, - я только что с парламентских слушаний по проекту "Чистый воздух". Всех к диалогу приглашаем. Профильный комитет очень большое внимание этому проекту уделяет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР. Уважаемый Константин Анатольевич, вопрос о конечной цене продукта, который производят в основном металлургические заводы, потому что в этих городах металлургическая промышленность в основном развита: как это повлияет? Потому что на самом деле датчики - это одно, но нужно соответствовать по выбросам и квотированию, то есть необходимо фильтры покупать, необходимо усовершенствовать производство, а это себестоимость товара, во-первых, а во-вторых - конкуренция. Один металлургический завод стоит в городе, где квотирование, второй металлургический завод - там, где квот никаких нет, соответственно, ему дешевле будет ту или иную продукцию производить. Вот какова на этот счёт позиция правительства? ЦЫГАНОВ К. А. Сергей Дмитриевич, у нас действительно есть экономические задачи и есть другие задачи. Вот мы сейчас решаем задачу для людей - снизить выбросы в тех городах, в которых остро стоит вопрос качества воздуха. Эта задача перед нами поставлена президентом, и мы её решаем. Там действительно есть вложения, и вложения приличные, в каждом городе разные: "Северсталь" - одна сумма, НЛМК - другая. Значит, с коллегами мы всё, естественно, проговорили, договорились, они включили в свои инвестиционные программы суммы на экологическую модернизацию. И как это скажется на себестоимости продукции - я сейчас вам такой ответ точно не дам. Пока информации о том, что они повышают стоимость продукции именно из-за того, что проводят экологическую модернизацию, вот таких данных у меня нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михайлов Олег Алексеевич, пожалуйста. МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович. Константин Анатольевич, у меня тоже к вам вопрос. Действительно, ключевой вопрос всей нашей сегодняшней дискуссии заключается в том, кто эти датчики ставит и кто их, собственно говоря... ну, кто будет оператором этих датчиков. Как выяснилось, датчики ставят предприятия за свой счёт, а по ценнику, соответственно, расклад от 30 миллионов до 60 миллионов рублей за систему. Как вы считаете, не ляжет ли это в итоге в стоимость продукции предприятий и не отразится ли это на стоимости конечного продукта? Это первый момент. И второй момент. Поскольку я сам был вовлечён в деятельность некоторых научных учреждений, которые занимались исследованиями подобного рода, могу сказать, что тот, кто калибрует датчик, тот, кто производит его поверку, собственно говоря, может управлять теми результатами, которые получаются. Не правильнее ли будет, если калибровкой этих датчиков, управлением ими будет заниматься не предприятие, которое их устанавливает, а иные структуры, например тот же Росприроднадзор? ЦЫГАНОВ К. А. Да, калибровкой датчиков, конечно, будут заниматься не предприятия, это очевидно. Их поверка (и сертификация) будет осуществляться в том числе Росстандартом и специализированными институтами и должна быть независимой, это точно. По поводу себестоимости продукции. Ну, давайте так: в 12 городах - ещё раз цифру назову - максимум 300 источников, мы посчитали, это 15 миллиардов рублей. Если распределить на города - участники проекта... Какая там промышленность? Ну, я назову: например, "РУСАЛ", Сибирская генерирующая компания, Новолипецкий металлургический комбинат, Магнитогорский меткомбинат, медносерный комбинат, "ЕВРАЗ" и так далее, предприятий много. Вот если в целом говорить про эти предприятия, то надо сказать, что нагрузка, я так понимаю, для них не такая значительная, про рост себестоимости продукции именно из-за экологической модернизации я ни разу не слышал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сипягин Владимир Владимирович, пожалуйста. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Константин Анатольевич, расширение функционала системы автоматического контроля можно, конечно, только приветствовать. Под чьим управлением находится система, Александр Борисович нам подробно рассказал. У меня вопрос: фиксировались ли попытки администраций контролируемых объектов каким-либо образом скорректировать передаваемую системой автоматического контроля информацию, вот за весь период деятельности? ЦЫГАНОВ К. А. Владимир Владимирович, мы ещё не начали фиксировать эту информацию. У нас есть 26 таких установок по всей Российской Федерации на предприятиях. Например, одна из таких установок стоит на Московском НПЗ, я её лично видел, и там по добровольному соглашению с Росприроднадзором такая информация передаётся. Пока это как раз опытные образцы. Мы сейчас говорим про закон, которым устанавливаем обязанность, требования, и выстраиваем логику по сертификации, обеспечению достоверности, это предусматривается. Будет двусторонняя связь, она должна быть беспроводная и проводная. И возможности повлиять, ну, условно говоря, подкрутить какие-то цифры там быть не должно, иначе это не система контроля, а что-то другое, это мониторингом можно будет назвать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. КОГАН А. Б. Владимир Владимирович, была обязанность у этих предприятий - у тех, кто получил комплексные экологические разрешения и соответствующие квоты, - до 31 декабря 2022 года такой сигнал дать, но когда мы в этом зале принимали антикризисные меры, то продлили на два года. И у нас по плану, как мы уже говорили, до 2030 года 6500 источников снабдить этой системой, но оснащение начнётся с 2026 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Канаев Алексей Валерианович, пожалуйста. КАНАЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Константин Анатольевич, какова технологическая готовность? Закон сам по себе нужен, ни у кого, наверное, не вызывает сомнений то, что он необходим, но какова технологическая готовность систем автоматического контроля? Вы сказали, из 56 веществ мы будем измерять 36. Вот я по своему округу смотрю - Череповец, который вы сегодня вспоминали, - и мы сегодня об этом говорили: 16 веществ предполагается измерять. По четырём веществам есть российские технологии, по девяти - импортные, которые из-за санкционных решений малодоступны, а по трём нет в мире технологий. В связи с этим очень важна готовность к третьему чтению проекта постановления правительства, которым будут определены требования к системам, причём желательно, чтобы это решение, проект решения был согласован в том числе с бизнес-сообществом. Можно ли нам будет посмотреть на эти документы к третьему чтению? ЦЫГАНОВ К. А. Алексей Валерианович, даже нужно. Спасибо. Более того, этот проект готов, и мы готовы к диалогу, потому что, честно говоря, совсем не хочется выпустить мёртвый документ, нужно, чтобы он был рабочим. В этом же законопроекте предусмотрено определение особенностей, которые актом правительства будут установлены. И мы здесь, в самом законопроекте, прописали, что мы будем измерять только то, что сейчас уже сертифицировано и включено в федеральный реестр сертифицированных систем, то есть мы знаем точно, что такие датчики есть. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. КОГАН А. Б. Алексей Валерианович, мы связывались с компаниями, которые, по большому счёту, производят сегодня, - их две, как мы уже сказали, они находятся в Питере и в Казани. На самом деле датчики все сегодня готовы производить в Питере, сертификация проходит. Мы думаем, что в отношении газоанализатора как раз рисков нет, у нас риски в отношении контроллера, того, который потом будет сигнал принимать и обрабатывать. Вот там элементная база сегодня, к сожалению, полностью зависит от импортных поставок, поэтому тут у нас беспокойства гораздо больше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прокофьев Артём Вячеславович. ПРОКОФЬЕВ А. В. Уважаемый Константин Анатольевич, вот в соответствии с проектом у нас срок установки систем - декабрь 2024 года. Мы помним, что было поручение президента до конца текущего года, 2022-го, установить эти системы. Ну, есть, мы так понимаем, сложности с импортом. Но ведь здесь и другая история - дополнительные города. Тут указывается: в течение года после определения перечня объектов. Вы в своём докладе сказали, что до 2027 года. У нас что, перечень объектов в этих городах будет несколько лет устанавливаться? ЦЫГАНОВ К. А. До 31 декабря 2025 года в этих городах - в 12. По другим городам есть распоряжение правительства, которым утверждён перечень городов и утверждён график проведения эксперимента в этих городах. Соответственно, для того чтобы этот проект стартовал, нужно провести сводные расчёты. Кажется, это бумажная работа, но, поверьте, мы её прошли, весь тайминг у нас вымерен. Там нужно будет сделать очень много процедур, которые были и по 12 городам, и мы уже понимаем, как всё это по времени будет. Исходя из этой логики я 2027 год и назвал: вот этот перечень будет в 2025 году, мы берём ещё два года - и получается 2027 год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемый Константин Анатольевич, особый вред, особую опасность представляют залповые выбросы, когда в течение короткого времени выбрасывается в воздух огромное количество вредных веществ. И когда облако накрывает жилой район, когда экомониторинг увидел, уже поздно реагировать. А вот датчики на сечение, о которых идёт речь, очень чётко видят эту ситуацию. Почему вы говорите, что не хотите предоставлять эти данные людям в открытом доступе? Есть залп - люди увидели, успели добежать до квартиры, закрыть окна, два часа переждали. Особенно это актуально для людей с заболеваниями органов дыхания. Мы здоровье сохраняем и к тому же не подрываем доверие к такой хорошей в общем инициативе. ЦЫГАНОВ К. А. Олег Юрьевич, я не сказал, что данные будут закрыты. Я сказал, что сам канал передачи (приёма) данных, скорее всего, будет закрыт, потому что это имеет и административный аспект. Но сам экомониторинг... Конечно, мы будем людей информировать, я об этом сказал, просто здесь чуть-чуть другая задача. Если сейчас мы к вам придём с инициативой по экомониторингу, я думаю, будет не 18 вопросов, а уже 28, если не больше, хотя это действительно то, что нам всем нужно будет сделать. И по экомониторингу мы ещё не раз будем спорить, какие данные открывать, потому что работа с данными, с людьми - это очень ответственная история, вы же сами это понимаете. Мне предлагают сейчас многие коллеги, общественные организации: давайте сигнальные датчики установим в школах. Но, они, во-первых, имеют свойство ошибаться, во-вторых, выходить из строя. И в-третьих, я всегда этим людям задаю вопрос: он загорелся, сигнал поступил, дальше что - школу эвакуировать? Что делать с этой информацией? Это тема очень такая... нам с вами придётся, я думаю, ещё не раз встречаться и проговаривать, какие данные действительно нужны. Сначала, когда ты сигнал получил, его надо вымерить и только потом людей информировать - мало ли какие сбои бывают. Вот здесь очень важно не ошибиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, у нас время для вопросов уже истекло. По ведению - Прокофьев Артём Вячеславович. ПРОКОФЬЕВ А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, я просто хотел бы обратить ваше внимание и коллег, что у нас в документах, которые представлены депутатам, в пояснительной записке, указывается срок - до 31 декабря 2024 года, а докладчик говорит о конце 2025-го. Надо понять, почему такая ситуация. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, поясните. ЦЫГАНОВ К. А. Посмотрю, что у вас в раздатке. У нас в законопроекте - конец 2025 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Включите режим записи. Покажите список. Кашин Владимир Иванович, пожалуйста. С места. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Спасибо, Александр Дмитриевич. Я коротко хочу высказаться по поводу того, что всё-таки меня лично и фракцию больше всего волнует, - истинной причины вот такого тяжёлого состояния многих наших городов, их, конечно, далеко не 12. Одна деталь. Например, формальдегид - это вещество II класса опасности. Взяли просто формулу изменили и ПДК увеличили по этому элементу в 2 раза - таким образом, в 2 раза сократилось количество городов, опасных по его концентрации. Согласно 219-му закону, об экологическом нормировании, который мы в своё время приняли, - это уникальный закон, - в общем-то, 300 предприятий I класса опасности, у каждого из них по десятку труб, которые по этому закону должны браться под контроль с точки зрения недопущения выбросов. Давалось время, переходный период, для того чтобы каждая технология получила системные очистители, чтобы укладывались в нормативы. Предусматривались огромные штрафы для тех, кто не поставил эти очистители, так упрощённо их назову. Ну и была большая государственная мотивация с точки зрения финансовой поддержки, чтобы осуществили эту работу. Вот тогда бы не горели наши города, не были в опасности из-за таких веществ. Вот эту главную задачу надо решать. И вторая тема. Ну вот, смотрите, товарищи, мы называем, сколько миллиардов эти системы стоят. У нас, в общем-то, мониторинг спокойно вели и Росгидромет, и Росприроднадзор через свои структуры, определяли такие города и даже смотрели за элементами, веществами I и II классов опасности. А сейчас мы 300 миллиардов, по этим расчётам, к 2030 году туда громыхнём и будем смотреть только вещества III и IV классов опасности, а контроль веществ I и II классов, которые нормируются, эти системы не осуществляют. Вот эти вопросы надо добавить к тому огромному количеству вопросов, которые задавали, надо приводить всё в соответствие, в порядок, и приоритеты надо расставлять правильно всем - и самому министерству природных ресурсов, и тем агентствам, которые обязаны за этим следить, и бизнесу. Пора спросить у нерадивых олигархов, почему за то время, которое давали по 219-му... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. КАШИН В. И. ...почему за этот переходный период не были осуществлены те соответствующие технологические преобразования, с тем чтобы наш народ не дышал вот этим угаром и не терял своё здоровье. Воздух для нас - это, как и пища, основа сохранения здоровья, поэтому столько вопросов. По большому счёту, пора заниматься такой работой, чтобы, извините, впереди телеги лошадь была, а не наоборот - телега впереди лошади. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Идею, концепцию законопроекта невозможно не поддержать. Конечно, об этом говорят уже десятки лет миллионы наших сограждан, живущих вот в таких ужасающих условиях там, где до сих пор сконцентрирована тяжёлая, грязная промышленность. Но что настораживает, коллеги, вот в представленном проекте по реализации благого намерения? Первое, доступ к информации почему-то не открытый. Для чего засекречивать, закрывать эту информацию? Работает система - выводите на табло, на экраны, которые есть во всех городах, вместо рекламы, пусть вместе с температурой, не знаю, с влажностью показывают вот эту всю таблицу из нескольких десятков элементов. Нужно сделать эту систему открытой, чтобы её невозможно было потом где-то, знаете, за какую-то мзду подкорректировать, а в том, что такие попытки будут, даже не сомневайтесь, примеров предостаточно. Дальше, изготовление этих систем. Почему два предприятия? Вот здесь тоже очень важный момент государственного контроля. А как можно государству контролировать что-либо, если государство не участвует? Нету акций, нету доли, нету контрольного пакета в этом, ну, таком стратегическом предприятии. Я уж не говорю про деньги! 300 миллиардов - это верхушка айсберга, там будут другие деньги, и вот эта цифра, 6500 предприятий, будет увеличиваться. Поправки мы обязательно внесём, просим правительство повнимательнее отнестись. И я ещё раз остановлюсь на том, о чём говорил. Вот СО2, парниковые газы - это элемент вот такой западной ловушки, в которую нас хотели загнать. Но сейчас, что называется, ситуация поменялась - углём топят и забыли про зелёную повестку. Вот чтобы не создавать, возможно, в будущем какую-то вот такую привлекательную сторону распространения этих систем, в том числе, так скажем, для коровников и так далее, давайте отделять зёрна от плевел. Вот этот парниковый газ, СО2, давайте выведем за скобки, чтобы просто, так скажем, успокоить абсолютное большинство производителей в нашей стране. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР будет поддерживать концептуально данный законопроект. Единственно, хотелось бы, Константин Анатольевич, вам всё-таки сказать: понятно, что мы решаем здесь проблему экологии, проблему выбросов, но дело в том, что Государственная Дума учитывает различные факторы, в том числе себестоимость продукции, потому что это в любом случае отразится на людях, которые проживают в нашей стране, на наших избирателях. Если эта система будет подразумевать увеличение себестоимости продукции, как таковой конечной продукции, то это... если это металлургические предприятия, то это повлечёт, понятно, удорожание стоимости строительства и много чего другого, и платить за это будут наши граждане, поэтому необходимо это в конечном счёте учитывать, это с одной стороны. С другой стороны, законопроект этот беззубый, без наказания. Понятно, что мы сейчас концептуально это всё обсуждаем и вы в следующий раз нам будете, я так понимаю, докладывать по наказаниям за превышение квот. Это первое. Второе, это всё-таки вопрос не по городам - тут всё понятно, надо в городах навести порядок, - а всё-таки по отраслям. Если уж мы вводим для одних металлургических заводов соответствующие критерии и квоты, то для других мы тоже должны вводить, иначе получаются неравные условия для производства одной и той же продукции, это тоже нужно каким-то образом учитывать. И третье. Конечно, всё-таки необходима, вы уже об этом говорили, общая система мониторинга выбросов, которая была бы публичной и которая могла бы контролировать вот те выбросы, которые сейчас будут от предприятий. Вот такие наши замечания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик - заключительное слово? Нет. Содокладчик? Когану включите микрофон. КОГАН А. Б. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, большое спасибо за поддержку. На самом деле это тот законопроект, которым мы от долгих-долгих разговоров переходим к конкретике. Я хочу вам напомнить, что вопросы, связанные с мониторингом воздуха, с внедрением датчиков обсуждаются у нас с 2016 года. Окончательные сроки внедрения всей этой системы должны были наступить уже в этом году - мы всё это дело перенесли в силу определённых причин, плюс существует ещё много других моментов, связанных с принятием комплексных экологических разрешений на каждом предприятии. Этот законопроект - о чётком эксперименте, конкретных шагах, и мы увидим результат буквально уже в ближайшие два года, потому что эта система начнёт внедряться в рамках тех норм и правил, которые мы сейчас примем. И если говорить... Вот Владимир Иванович выступал, у него было такое хорошее, эмоциональное выступление, видимо, мы с Константином Анатольевичем не договорили: мы будем мерить 36 элементов, веществ, и это закрывает 98 процентов, ну, 95 процентов объёмов выбросов, потому что элементы, которые будут измеряться, закрывают практически весь спектр тяжёлых и важных веществ, которые, по большому счёту, как раз отравляют сегодня жизнь нашим гражданам. Что касается доступа к информации - Олег Анатольевич, спасибо вам за замечания, - я думаю, что мы с вами вернёмся к этому вопросу, очень активно им займёмся, когда будем принимать вместе с вами закон о мониторинге, проект в ближайшее время будет внесён, мы в декабре его ждём от Правительства Российской Федерации. Вот как раз там вопрос открытости, доступа к информации будет вопросом номер один. Сергей Дмитриевич опять поднял вопрос, абсолютно справедливо, о равноправии всех предприятий. Как раз для квотирования, для эксперимента выбраны те предприятия, которые, по большому счёту, подпадают... если это металлургические предприятия, то они практически все подпадут под действие этого закона, и здесь, скорее всего, неравноправия не будет. Спасибо большое за поддержку. Мы просим всех поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 11. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 32 мин. 24 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.