Заседание № 113
25.09.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 202152-5 "О ратификации Конвенции о передаче осуждённых к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1878 по 2046 из 8217
Пункт 9, о проекте федерального закона "О ратификации Конвенции о передаче осуждённых к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра юстиции Российской Федерации Дмитрия Вячеславовича Костенникова. Пожалуйста. КОСТЕННИКОВ Д. В., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Конвенция о передаче осуждённых к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 года вступила в силу 19 января 1999 года. На сегодняшний день её участниками являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Конвенция соответствует договорной практике Российской Федерации и международным стандартам в данной области, в том числе разработанному в рамках Организации Объединённых Наций Типовому соглашению о передаче заключённых-иностранцев (1985 года). Целесообразность участия Российской Федерации в конвенции обусловлена также тем, что в местах лишения свободы на территории Российской Федерации отбывают наказание около девятнадцати тысяч граждан государств - участников конвенции. Конвенция подробно регламентирует механизм передачи осуждённых к лишению свободы и определяет необходимые условия, при соблюдении которых осуществляется передача осуждённых, и обстоятельства, исключающие передачу. Согласно статье 4 конвенции просьба о передаче осуждённого лица для отбывания наказания может исходить как от государства вынесения приговора, так и от государства исполнения приговора. Кроме того, осуждённый, его близкие родственники или законный представитель также вправе обратиться в компетентный орган одной из договаривающихся сторон с ходатайством о передаче. В соответствии со статьёй 5 конвенции обязательными условиями передачи осуждённого являются не только согласие на передачу его самого, но и согласие на передачу обеих заинтересованных договаривающихся сторон. Кроме того, передача осуждённого другому государству может быть произведена, если приговор вступил в законную силу в государстве вынесения приговора и если деяние, за которое осуждено лицо, является преступлением по законодательству государства исполнения приговора. Требуется также, чтобы на момент получения запроса о передаче срок лишения свободы, который осуждённому ещё предстоит отбыть, составлял не менее шести месяцев. Конвенция предусматривает возможность применения к переданным осуждённым актов помилования и амнистии как государством вынесения приговора, так и государством исполнения приговора. Исходя из существующей практики прогнозируется, что после ратификации конвенции ежегодно из государств - участников СНГ в Российскую Федерацию будет приниматься для дальнейшего отбывания наказания порядка пятидесяти осуждённых российских граждан. В то же время за границу может передаваться примерно двести пятьдесят иностранных граждан ежегодно. Расходы для конвоирования осуждённых российских и иностранных граждан будут осуществляться за счёт средств, предусмотренных на оплату расходов по перевозке осуждённых в смете содержания уголовно-исполнительной системы на 2010 год и последующие годы. Реализация конвенции не потребует выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета. В конвенции содержатся положения, предметом которых являются основные права и свободы человека, а также устанавливаются правила иные, чем предусмотрены российским законодательством. По этим основаниям конвенция подлежит ратификации. С учётом изложенного прошу поддержать проект федерального закона о ратификации конвенции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Дмитрий Вячеславович. Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Алексея Владимировича Островского. ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В дополнение к выступлению официального представителя Президента Российской Федерации хотелось бы отметить, что настоящая конвенция является одним из значимых международных документов, который напрямую связан с человеческими судьбами. Конвенция была подписана более десяти лет назад и фактически завершила формирование пакета международно-правовых норм об оказании правовой помощи гражданам и разграничении территориальной и национальной юрисдикции между государствами - участниками СНГ. Данная конвенция призвана способствовать возвращению отбывающих наказание лиц к нормальной жизни в обществе путём предоставления гражданам и лицам без гражданства одного государства - участника конвенции, лишённым свободы за совершение преступления в другом государстве - участнике конвенции, возможности отбывать наказание в государстве своего гражданства или постоянного места жительства соответственно. Следует отметить гуманную направленность данной конвенции, ибо необходимым условием передачи осуждённого из одного государства в другое для отбывания наказания является согласие самого осуждённого. Эта норма, как известно, соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека и в полной мере отвечает требованиям международного права. В статьях представленной конвенции подробно изложена процедура проведения работы всех компетентных органов по передаче осуждённых к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания. Определены механизм, условия, сроки передачи, а также подтверждены правовые последствия осуждения, которые определены государственными судебными органами. Крайне важно заметить, что как государство, которое выносит приговор осуждённому, так и государство исполнения приговора вправе применять акты помилования, амнистии, а также освобождать осуждённых от наказания в случае тяжёлых, неизлечимых болезней в соответствии с нормами своего законодательства. В положениях оговорены вопросы, касающиеся перевозки осуждённых, расходов, связанных с передачей, и другие необходимые нормы для защиты интересов и прав человека, находящегося под уголовной ответственностью. Уважаемые коллеги, безусловно, трудно говорить о том, что реализация положений конвенции в какой-то мере послужит одним из факторов перевоспитания осуждённых лиц. Но одно несомненно - это снижение материальных и финансовых затрат, направляемых на содержание заключённых граждан стран - участников конвенции, а их, как известно, и об этом сказал уже официальный представитель президента, около девятнадцати тысяч человек только в Российской Федерации. В комитетах Государственной Думы проведена необходимая экспертная работа, получено заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. В соответствии с регламентными нормами Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками всесторонне рассмотрел на своём заседании данный законопроект о ратификации настоящей конвенции и своим решением рекомендует Государственной Думе ратифицировать Конвенцию о передаче осуждённых к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания с оговорками и заявлением Российской Федерации, о чём уже сказал официальный представитель. Благодарю вас за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Будут ли вопросы? Селезнёв Валерий Сергеевич, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо. Вопрос к докладчику. Очевидно, что с экономической точки зрения ратификация этой конвенции нашему государству полезна. Но с учётом того, что на сегодняшний день участниками конвенции являются такие специфические государства, как Армения, Азербайджан, Таджикистан, Казахстан, не будет ли здесь коррупционной составляющей в части принятия решения по перемещению человека, который совершил преступление, тяжкое преступление в нашей стране, экстрадиции его, так сказать, для досиживания в другую страну? Вопрос понятен, надеюсь. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Вячеславович. КОСТЕННИКОВ Д. В. Нет, дело в том, что процедура принятия решений по таким запросам достаточно прозрачна, и он проходит как через органы, исполняющие наказание, через заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, так и через суд. При принятии решения о том, передавать ли конкретного осуждённого для отбывания наказания в страну, которая запрашивает его передачу, будут приниматься во внимание в том числе и соображения государственной безопасности. Если передача такого осуждённого будет этим соображениям противоречить, соответственно, такой передачи не произойдёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли ещё вопросы? Нет. Спасибо, Алексей Владимирович. Присаживайтесь. Есть ли необходимость кому-то выступить? Нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2181 по 2198 из 8217
Вопрос 9. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Конвенции о передаче осуждённых к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 46 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4% Результат: принято Принято.