Заседание № 58
О проекте федерального закона № 202088-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" (в целях совершенствования механизма банковского сопровождения государственного оборонного заказа).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе". Пожалуйста, Юрий Николаевич Швыткин. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе". Все необходимые экспертизы законопроект прошёл, замечаний от Правового управления Аппарата Государственной Думы не поступило. Комитет Госдумы по обороне предлагает принять его в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам от фракций есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе", 6-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 28 мин. 54 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 202088-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" (в целях совершенствования механизма банковского сопровождения государственного оборонного заказа).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
35-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе". Алексей Алексеевич Хохлов, пожалуйста. ХОХЛОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Комитет по обороне представляет вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" о совершенствовании механизма банковского сопровождения гособоронзаказа, подготовленный к рассмотрению во втором чтении. В первом чтении законопроект принят 7 июля 2017 года. К законопроекту поступило три поправки, из них одна поправка предлагается к принятию и включена в таблицу № 1, две поправки предлагаются к отклонению и включены в таблицу № 2. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний нет. Уважаемые коллеги, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе утвердить таблицы поправок № 1 и № 2 и принять законопроект во втором чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 14 мин. 47 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 12 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 35 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Алексей Алексеевич. ХОХЛОВ А. А. Уважаемые коллеги, комитет предлагает включить законопроект в порядок работы Государственной Думы на 20 июля, то есть на завтра, для рассмотрения в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 54
О проекте федерального закона № 202088-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" (в целях совершенствования механизма банковского сопровождения государственного оборонного заказа).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
На фиксированное время у нас стоит 41-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе". Докладывает официальный представитель Президента Российской Федерации заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Даниил Валерьевич Фесюк. ФЕСЮК Д. В., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Представляю на ваше рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе". Проект федерального закона подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации, направлен на повышение эффективности выполнения заданий государственного оборонного заказа и содержит следующие предложения. Первое. Исключается необходимость обеспечения исполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу, в отношении которых будет осуществляться банковское сопровождение. Исключение составляют только государственные контракты в области вооружения и военной техники. Данные изменения улучшат финансовое состояние предприятий оборонно-промышленного комплекса и позволят им привлекать для выполнения государственного оборонного заказа дополнительные средства, которые ранее расходовались на приобретение банковских гарантий или хранились на счетах государственного заказчика. Второе. Предусматривается увеличение лимита на оплату головным исполнителем государственного оборонного заказа расходов без использования режима отдельного счёта до 5 миллионов рублей в месяц при сохранении установленного лимита в 3 миллиона рублей для остальных исполнителей. Увеличение лимита разрешённых операций позволит ведущим организациям оборонно-промышленного комплекса повысить гибкость и оперативность управления собственными финансовыми средствами при сохранении необходимого контроля со стороны государственных заказчиков. Предлагаемое соотношение пороговых значений определено по результатам анализа данных, накопленных в единой системе учёта платежей между головными исполнителями и участниками кооперации. Кроме того, проектом федерального закона предлагается предоставить головным исполнителям право возвращать с отдельного счёта, открытого в уполномоченном банке, суммы кредитов, согласованные с государственным заказчиком и перечисленные уполномоченным банком головному исполнителю на отдельный счёт в том же уполномоченном банке, а также процентов по ним. Согласно действующей редакции Федерального закона "О государственном оборонном заказе" указанным правом наделены участники кооперации, за исключением головных исполнителей. Мониторинг расчётов показал необходимость распространения данного права и на головных исполнителей с сохранением режима использования отдельного счёта. Также проектом федерального закона уточняются полномочия государственного заказчика в части наделения его правом устанавливать порядок уведомления уполномоченных банков о полном исполнении государственных контрактов при осуществлении банковского сопровождения и полномочия антимонопольного органа в части утверждения порядка рассмотрения информации о фактах повышения поставщиками цен на продукцию, необходимую для выполнения государственного оборонного заказа. Кроме того, контролирующий орган в сфере государственного оборонного заказа наделяется новыми полномочиями по ведению реестра юридических лиц, привлечённых к административной ответственности за уклонение от заключения контракта на поставку продукции, необходимой головному исполнителю. При этом Правительство Российской Федерации наделяется правом устанавливать ограничения на оказание государственной поддержки указанным организациям. Данная мера призвана сократить количество организаций, необоснованно уклоняющихся от заключения контрактов на поставку продукции, необходимой для выполнения государственного оборонного заказа. Одновременно в целях реализации указанных полномочий уточняется перечень лиц, на которых возлагается обязанность представлять в контролирующий орган по мотивированному требованию необходимые документы и информацию. Прошу поддержать данный проект федерального закона. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Валерьевич, присаживайтесь. С содокладом выступает Алексей Алексеевич Хохлов, член Комитета по обороне. ХОХЛОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по обороне подробно рассмотрел законопроект с привлечением всех заинтересованных министерств и ведомств - Центрального банка Российской Федерации, крупнейших банков и корпораций оборонно-промышленного комплекса. Комитет отмечает, что изменения, предусмотренные в законопроекте, направлены на дальнейшее совершенствование правового регулирования отношений в сфере государственного оборонного заказа с учётом накопившихся проблемных вопросов, связанных с введением в 2015 году так называемого механизма окрашивания бюджетных денег, выделяемых на выполнение гособоронзаказа. Принятие закона позволит повысить эффективность расходования как бюджетных, так и собственных средств предприятий ОПК, урегулировать часть проблемных вопросов, возникающих в ходе выполнения гособоронзаказа, оптимизировать процесс взаимодействия заинтересованных сторон между собой при сохранении режима прозрачности движения бюджетных средств. Все замечания и предложения будут рассмотрены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Правительство Российской Федерации законопроект поддерживает. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера не имеется. Комитет-соисполнитель по законопроекту - Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству - законопроект также поддерживает. Комитет по обороне, подчёркивая безусловную значимость вопросов, связанных с обеспечением обороноспособности страны, данный законопроект поддерживает и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Просим поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Алексеевич. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Вы можете остаться здесь, Алексей Алексеевич. Или с места будете отвечать? Покажите список. Аксаков Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я хотел бы задать вопрос докладчику. У нас сейчас при исполнении оборонного заказа соисполнителями счета должны открываться в том же банке, в котором открывает счета головной исполнитель оборонного заказа. В Крыму, поскольку там многие банки, в том числе с госучастием, не работают, предприятия столкнулись с проблемой исполнения оборонного заказа, и они ставят вопрос о том, чтобы эту проблему решить. С этой целью, может быть, в этом законопроекте нужно соответствующие нормы прописать. ФЕСЮК Д. В. Спасибо за вопрос. Насколько мне известно, на сегодняшний день проблема с крымскими предприятиями в этой части решена. Если она ещё не решена, мы готовы ко второму чтению рассмотреть этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня тоже вопрос к представителю правительства. Как вы считаете, какие нужно внести изменения в закон о гособоронзаказе, чтобы стимулировать поставщиков оборонной продукции снижать издержки? ФЕСЮК Д. В. Спасибо за вопрос. Мы считаем, что сегодня законодательно в этой части каких-то дополнений не требуется. Правительство Российской Федерации сейчас ведёт активную работу по принятию своих нормативных правовых актов, которые прежде всего будут регулировать вопросы, связанные с сохранением рентабельности на плановом уровне, для того чтобы средства, которые предприятие получает за счёт экономии издержек, оставались у него. В части законодательства, считаем, поправки пока не требуются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Для Валерия Карловича и для стенограммы - представитель президента. Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста. БОЕВА Н. Д. Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к Даниилу Валерьевичу. Вот здесь говорится о том, что более чем на 5 процентов поставщики не имеют права повышать цену, но ведь её рост зависит от многих показателей: от цен на сырьё, на ГСМ, на электроэнергию. Может, тут можно написать о необоснованном повышении, а не ограничивать 5 процентами? ФЕСЮК Д. В. Спасибо за вопрос, Наталья Дмитриевна. Речь идёт о пороговом значении, при превышении которого необходимо обязательное уведомление соответствующего органа для рассмотрения причин и обстоятельств этого повышения, и, безусловно, меры принимаются только в отношении незаконного повышения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня тоже вопрос к Даниилу Валерьевичу. Даниил Валерьевич, по какой причине поставщики уклоняются от заключения договоров в целях обеспечения гособоронзаказа? Вот к ним предлагается применять жёсткие меры: они будут включены в реестр и им могут отказывать в мерах государственной поддержки, а почему они уклоняются? ФЕСЮК Д. В. Спасибо за вопрос. Речь идёт не об уклонении непосредственно от выполнения государственного заказа, а об уклонении от контроля. Многие поставщики готовы участвовать, и, я считаю, сегодня достаточно стимулов для участия в государственном оборонном заказе: это и соответствующие программы поддержки, и, кроме того, гарантированная рентабельность, которая не зависит ни от какой конъюнктуры. В то же время с введением усиленного механизма контроля многие предприятия стали отказываться от участия в оборонном заказе, и мы считаем, что это тревожный сигнал. Это касается прежде всего, на наш взгляд, недобросовестных предприятий, поэтому дополнительные меры не нужны, нужно просто разобраться с теми предприятиями, которые не хотят показывать, не обеспечивают прозрачность своей финансово-хозяйственной деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Будут. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Романенко Роман Юрьевич. РОМАНЕНКО Р. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что принятие законопроекта будет способствовать повышению эффективности выполнения государственного оборонного заказа и положительно скажется на обеспечении боеготовности Вооружённых Сил Российской Федерации и обороноспособности страны в целом. Профильный комитет, Комитет по обороне, а также правительство поддерживают - заключения положительные. С учётом изложенного наша фракция поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Роман Юрьевич. Выступает Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Прошу прощения у представителя президента, так сказать, понизил его статус, назвал представителем правительства, ещё раз извините. Теперь вернёмся к законопроекту. Безусловно, наша фракция поддержит и проголосует за законопроект, и я думаю, что весь зал проголосует, но, к сожалению, эти поправки не решат те проблемы, которые стоят перед военно-промышленным комплексом, а хотелось бы, чтобы накопившиеся проблемы уже были разрешены. Ключевая проблема, которая сегодня стоит перед военно-промышленным комплексом, - это отсутствие стимулов к снижению издержек. Та формула ценообразования, по которой работает военно-промышленный комплекс, наверное, прозрачна и позволяет показать истинную рентабельность при производстве той или иной продукции, вместе с тем большинство предприятий выпускают не только продукцию оборонного назначения, но и гражданскую продукцию, и в этом случае зачастую доля оборонной продукции невелика, а ведение раздельного бухучёта влечёт большие издержки. Безусловно, правильно, что введены специальные счета, деньги окрашены, это позволяет проследить движение денег по всей цепочке и исключает возможные злоупотребления, но эта система не решает задачу, поставленную президентом, по снижению издержек. К сожалению, сегодня, скажем так, та формула, по которой рассчитывается цена на изделие, - это "издержки плюс", то есть чем больше прямые затраты, чем больше трудоёмкость процесса, тем большую цену должно заплатить государство и, соответственно, большую прибыль получит предприятие. Вместе с тем благодаря техническому прогрессу есть возможности во многих отраслях использовать технологические процессы, которые позволяют существенно снижать трудоёмкость, автоматизировать процессы или вообще выбирать какие-то иные способы изготовления продукции, но оборонно-промышленный комплекс это не стимулирует, потому что если предприятие начинает более эффективно работать, то оно получает меньше прибыли. Вот эта ключевая проблема, к сожалению, пока не решается, и мы всё-таки ждём от Правительства Российской Федерации реальных предложений, которые мы могли бы внести в виде изменений в закон о гособоронзаказе, чтобы простимулировать промышленность снижать издержки и, соответственно, экономить государственные средства. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Даниил Валерьевич, будете выступать с заключительным словом? Нет. Алексей Алексеевич? Депутату Хохлову включите микрофон. ХОХЛОВ А. А. Нет, у меня замечаний нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 48 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается.
ХОХЛОВ А. А. Спасибо, Иван Иванович. Прошу по 41-му вопросу считать мой голос "за". Ошибся при нажатии кнопки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.