Заседание № 14
09.12.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 20201-7 "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О кредитных историях" (в части уточнения требований к содержанию кредитной истории).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4443 по 4600 из 8879
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О кредитных историях". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков, председатель Комитета по финансовому рынку. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В 2014 году в закон "О кредитных историях" была вписана норма, в соответствии с которой источники формирования кредитных историй должны были передавать в бюро кредитных историй информацию о страховом номере индивидуального лицевого счёта гражданина. При этом ни в ГК, ни в законе "О потребительском кредите..." эта норма не присутствует и закон не обязывает граждан, Пенсионный фонд России представлять информацию о СНИЛСе. У нас есть большая категория граждан - это военнослужащие, служащие органов внутренних дел, противопожарной службы, национальной гвардии и так далее, которые не обязаны иметь СНИЛС, - с 1 января 2017 года эти граждане могут столкнуться с проблемами при получении потребительского кредита. Предложенный вам законопроект эту проблему решает. Он предлагает сделать необязательной норму, предусматривающую представление соответствующей информации, и предоставить право источнику формирования кредитной истории направлять соответствующую информацию в бюро кредитных историй. Комитет рассмотрел законопроект и поддерживает его. Правительство также поддерживает предложенный вам документ. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Желающие выступить? Есть. Депутат Катасонов Сергей Михайлович. Других желающих нет. Пожалуйста, Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, вроде бы технический вопрос - отказ от СНИЛСа, а на самом деле проблема очень серьёзная и глубокая. Есть определённые противоречия, в частности, мы готовим ко второму чтению законопроект, касающийся тоже персонификации, по которому физическое лицо может обращаться, а здесь мы, получается, это вычищаем. С точки зрения того, чтобы банку было сподручнее, вопросов нет, но я напомню, что норма эта была внесена в 2014 году и в 2014 году мы поставили задачу к 2017 году решить этот вопрос. То есть встаёт вопрос о взаимодействии государственных органов и банков - вот в этом направлении мы вообще топчемся на месте, мы вообще не можем сдвинуться. Я к чему? Сегодня у нас такой день, мы часто обращаемся и к посланию президента, и к системным вопросам. Вот я про налоговую говорил утром - это тоже вопрос системный. И когда к нам приходят банкиры с решением вот этого узкого вопроса, то это говорит о том, что в головах у них никакой системы вообще нет - ни у Центробанка, ни у банкиров, ни у коллекторов, ни у кого, то есть никто это в систему связывать не хочет! Я объясню, что имею в виду. Вы знаете, у нас сейчас действует система индивидуального банкротства, а с 1 января начнёт действовать закон о коллекторах; 6,5 миллиона человек, сейчас уже фактически в стадии банкротства, 5 миллионов уже полгода ничего не платят - так вот мы с 1 января получим ситуацию, когда они напишут заявления, скажут, мол, мы не хотим больше взаимодействовать с банками, и вот это "письмо счастья", которое они за 28 рублей запакуют и отправят банку, не попадёт в бюро кредитных историй. Так, Анатолий Геннадьевич? Вообще у нас системы никакой нет: вот есть закон о банкротстве, есть закон о коллекторах, есть вот этот о СНИЛСе - вообще кто-то в правительстве думает системно, о том, чтобы это как-то закольцевать? Я о чём говорю? Я говорю о том, что у нас 2018 год - особенный, и нужно понимать, что начнёт происходить в 2017 году, когда 6,5 миллиона просто прекратят общаться с банками. Я считаю, Анатолий Геннадьевич, что, если бы банки имели доступ в рамках бюро кредитных историй к информации из государственных органов, - я думаю, вы, как банкиры, мне подтвердите, - они многие из этих долгов просто списали бы, они просто почистили бы свои балансы. Почему? Потому что банку, чтобы войти в процесс, нужно потратить минимум 100 тысяч на человека, он должен чётко понимать - он не входит в процесс, потому что не понимает, получит он или нет. Если мы посмотрим... Добавьте мне ещё время: выступление от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. КАТАСОНОВ С. М. Если мы посмотрим статистику, то у нас приставы возвращают сколько? 2 процента, то есть если берут 100 рублей, то 2 рубля банк себе возвращает. Пойдёт банк сегодня на то, чтобы работать по банкротству? Да нет, конечно! Хорошо было бы, чтобы мы сегодня не исключали обязанность по указанию СНИЛСа в титульной части этой кредитной истории, а заставили бы Пенсионный фонд, заставили бы налоговую инспекцию, МВД давать информацию хотя бы по этой категории граждан (давайте не будем трогать всех, у нас есть 6,5 миллиона). Давайте мы разрешим банкам получать информацию из Росреестра, из налоговой, из МВД и из Пенсионного фонда, и я вас уверяю: банки, понимая, что у человека, кроме одной квартиры, ничего нет, дохода нет, просто спишут эти долги! Что произойдёт, если сегодня 6,5 миллиона останутся в этом реестре и прекратят контактировать? Это будет как снежный ком! Вообще ставится вопрос о платёжной дисциплине, то есть мы как бы подрываем сами устои, поэтому, Анатолий Геннадьевич, если рассматривать узко, то да, с 1 января практически доступ к кредитным историям прекратится. Ну, в конце концов, мы здесь, вообще, латаем тришкин кафтан. Президент сказал, что в 2017 году надо системно подойти, - вы возьмите все эти законы, объедините их, вот то, о чём я говорю, примите общий закон! Вот закон о коллекторах - да, он нужный, правильный, он защитит наших граждан, и я скажу, что фракция ЛДПР вообще пошла дальше: мы предложили лицензировать этот вид деятельности, но с этим не согласились Центробанк и другие. Президент говорит об изменении налоговой системы в нашей стране, и граждане, которые сегодня попали в этот ряд, они не будут банкротами, но в кредитные истории, если банки спишут им эти кредиты, это обязательно попадёт: да, гражданин не будет ущемлён в экономических правах как банкрот, но он никогда уже не получит кредит и так далее. Таким образом, мы расчистим поле, мы создадим законодательный, правовой коридор для этих людей, а самое главное - мы не дадим повода другим людям, которые сегодня качественно исполняют свои обязанности... Я вам говорю: у нас проблемы в ЖКХ, и там не 5 миллионов, там у нас десятки миллионов, а если мы ещё возьмём и платежи за телефон и так далее, то вы представляете, что произойдёт? С 1 января может потянуться такой шлейф отказов - подрыв платёжной дисциплины! Поэтому, Анатолий Геннадьевич, времени у вас нет, мы в 2018 году будем принимать закон о налоговой системе, а вам надо это сделать в 2017 году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолию Геннадьевичу Аксакову включите микрофон для заключительного слова. АКСАКОВ А. Г. Сергей Михайлович, хотел уточнить: я в банке работал в 90-е годы, ещё до избрания в Государственную Думу, сейчас я не банкир, а депутат Государственной Думы. Что касается ваших предложений, они прямого отношения к тому законопроекту, который мы сейчас рассматриваем, не имеют. Законопроект как раз направлен на то, чтобы в этих условиях поддержать наших граждан, которые хотят получить кредит, а также кредитные организации, которые не будут представлять информацию, которую невозможно получить. Но ваше предложение действительно очень актуальное. Сейчас ведётся работа Роскомнадзором, Министерством связи и массовых коммуникаций по подготовке единой системы идентификации, которая позволит решить проблему, о которой вы говорили. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 55 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.