Заседание № 106
О проекте федерального закона № 201812-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства". Докладывает Сергей Анатольевич Гаврилов. Пожалуйста. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Напоминаю, что законопроект направлен на имущественную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства с целью доступа на рынок недвижимости для внеконкурсного выкупа арендуемых помещений и позволит выкупить более чем тридцать тысяч предприятий. Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении. Правовая и лингвистическая экспертизы проведены, замечаний у Правового управления нет. Комитет просит принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 36 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 104
О проекте федерального закона № 201812-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" (принят в первом чтении 19 февраля 2013 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Следующий - 7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства". Докладывает Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет представляет во втором чтении законопроект, касающийся имущественной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в части внеконкурсного выкупа арендуемых ими помещений - подчёркиваю - по рыночной стоимости. Кроме того, поправками предусматривается возможность поддержки, законодательной поддержки предприятий, которые ведут социально значимую либо приоритетную для экономики субъекта Российской Федерации или муниципалитета деятельность, через систему льготных ставок арендной платы. У нас две таблицы поправок: в таблице поправок, рекомендуемых к принятию, девятнадцать поправок, к отклонению рекомендовано тридцать. Комитет просит поддержать таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 26 мин. 53 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Данная таблица принимается. Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу поправок № 2 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 19 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 307 чел. Не голосовало 143 чел.31,8 % Результат: принято Таблица поправок также принимается. Пожалуйста, Сергей Анатольевич. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемые коллеги, просьба в случае принятия законопроекта во втором чтении рассмотреть возможность включения законопроекта в третьем чтении также в порядок работы на 19 июня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
7-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства". Второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 30 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 79
О проекте федерального закона № 201812-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й вопрос. В первом чтении слушается проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства". Докладывает Владимир Александрович Симоненко. СИМОНЕНКО В. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги-депутаты! В 2008 году вступил в силу Федеральный закон № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так называемый закон о малой приватизации. Данный закон определил особый порядок приватизации государственного и муниципального имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства: субъектам малого и среднего предпринимательства, арендующим по состоянию на 5 августа 2008 года имущество не менее двух лет, данным законом предоставлено преимущественное право выкупа данного имущества, без проведения аукциона и с возможностью рассрочки оплаты полной его стоимости. Благодаря этому закону более тридцати одной тысячи малых и средних компаний стали собственниками арендуемых помещений общей площадью около 5 миллионов квадратных метров. Параллельно с этим принципом поддержки малого и среднего предпринимательства создавалась система перечней регионального и муниципального имущества, предназначенного для предоставления в долгосрочную аренду исключительно субъектам малого и среднего предпринимательства. Данный механизм поддержки предусмотрен 209-м законом "О развитии малого и среднего предпринимательства...". Имущество, включённое в такие перечни, не подлежит отчуждению в собственность малых и средних предприятий. По нашим данным, по состоянию на 1 января 2012 года совокупное количество помещений, включённых в такие перечни, превышает восемьдесят пять тысяч единиц площадью более 18 миллионов квадратных метров. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления получили право выбора между указанными инструментами поддержки - включать объекты государственной и муниципальной собственности в перечни или предоставлять субъектам малого и среднего предпринимательства право на выкуп, - при этом мнение арендаторов самих субъектов малого и среднего предпринимательства не учитывалось. Такой подход привёл, по нашим оценкам, к перевесу в пользу такого инструмента, как формирование перечней имущества, - 18 против 5. Учитывая данные факты, общественные объединения предпринимателей инициировали рассмотрение вопроса о совершенствовании законодательства в данной сфере. В связи с этим был подготовлен рассматриваемый сегодня законопроект, который, на наш взгляд, позволит значительно увеличить число помещений, выкупаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, прежде всего за счёт сокращения перечней государственного и муниципального имущества и совершенствования условий выкупа. В частности, что предлагается? Во-первых, предлагается продлить срок действия так называемого закона о малой приватизации, 159-го, до 1 июля 2015 года. По нашему мнению, это позволит расширить возможности для субъектов малого и среднего предпринимательства по применению вновь устанавливаемых правил. Напомню, сейчас срок действия этого закона ограничен 1 июля текущего года. Во-вторых, учитывая, что закон вступил в силу в 2008 году, предлагается предоставить право на выкуп помещений тем, кто арендует их в течение двух и более лет по состоянию на 1 сентября 2012 года. В результате те, кто за прошедшие четыре года действия закона добросовестно арендовал муниципальное и государственное имущество, смогут воспользоваться данным правом. В-третьих, на определённых условиях мы предлагаем дать предпринимателям право выкупить имущество, которое включено в перечни регионального и муниципального имущества, предназначенного для предоставления в долгосрочную аренду. При этом должны быть соблюдены два условия: первое - имущество должно быть в аренде у предпринимателя по состоянию на 1 сентября 2012 года более пяти лет; второе - имущество должно находиться в таких перечнях также более пяти лет. Считаем, что пятилетний срок достаточен для принятия решения о необходимости использования помещения для исполнения государственных или муниципальных функций. В-четвёртых, учитывая, что большинство регионов воспользовалось правом установления на уровне субъектов максимального размера площади арендуемых помещений для целей реализации преимущественного права выкупа, предлагается данные ограничения снять и предоставить предпринимателям право выкупать всю арендуемую площадь. В-пятых, считаем необходимым законодательно определить термин "рассрочка" как "равные ежемесячные или ежеквартальные платежи". Указанное положение исключит случаи установления авансового платежа по сделкам, который зачастую достигает 30 процентов и, соответственно, снижает привлекательность сделки для субъектов малого и среднего предпринимательства. Учитывая, что, по данным мониторинга, средний срок рассрочки по выкупу имущества составляет три с половиной года, мы предлагаем законодательно определить минимальный срок - три года. В-шестых, предлагается приостанавливать срок, определённый законом, для подписания договора купли-продажи помещения без потери права на выкуп в случае оспаривания субъектами малого и среднего предпринимательства достоверности величины рыночной стоимости выкупаемого имущества. В настоящее время, если предприниматель в течение месяца не подписал представленный ему договор, он автоматически теряет право на выкуп, вне зависимости от того, оспаривает ли он его отдельные положения в судебном порядке или нет. Также субъекту малого или среднего предпринимательства, которому ранее было отказано в выкупе арендуемых помещений, законопроектом предоставляется право на подачу повторного заявления в связи с изменившимся законодательством. По нашей оценке, указанные изменения позволят выйти на новые темпы малой приватизации. Кроме того, рассматриваемым сегодня законопроектом вносятся изменения в 209-й закон "О развитии малого и среднего предпринимательства...", которыми предусматривается следующее. Во-первых, предлагается расширить список объектов инфраструктуры, необходимых для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в основном за счёт включения новых объектов инфраструктуры, обеспечивающих содействие развитию малых инновационных компаний. Речь идёт о промышленных парках, о центрах прототипирования, о дизайнерских центрах, и на практике данные объекты инфраструктуры уже действуют во многих субъектах Российской Федерации. Во-вторых, предлагается уточнить право органов власти оказывать имущественную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставив правительству, органам власти субъектов, органам местного самоуправления право издавать нормативные правовые акты по вопросам имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом законопроектом также предоставляется право указанным органам власти самостоятельно устанавливать перечень приоритетных видов деятельности и предоставлять предпринимателям, которые осуществляют данные виды деятельности, льготные условия аренды государственного или муниципального имущества. Сейчас такое право распространяется только по социально значимым видам деятельности. Доклад о законопроекте окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Сергея Анатольевича Гаврилова. Пожалуйста. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитетом предлагается на рассмотрение законопроект, который по значимости и удивительной судьбе во многом схож с законом о бесплатной приватизации жилья. Это серьёзнейшая проблема, которую необходимо решить нижней палате, она связана с необходимостью продления предоставления права выкупа для представителей малого и среднего бизнеса, арендующих помещения с 2006 года и имеющих право выкупа с 2008 года. Практически все объединения представителей малого и среднего бизнеса регулярно ставили вопрос о том, что в правах на внеконкурсный выкуп арендуемых площадей они были ущемлены в период с 2008 по 2013 год, что приводило, соответственно, к росту издержек, росту рисков, административных барьеров. На наш взгляд, правительством предлагается достаточно внятная и эффективная формула решения этой проблемы, которая, безусловно, окажет имущественную поддержку малому и среднему бизнесу в части формирования залоговой базы. Кроме того, хотелось бы отметить, что законопроект защищает также и тех предпринимателей, которые ведут социально значимые и приоритетные проекты для регионов, поскольку предлагается возможность установления льготной ставки арендуемых помещений. Вместе с тем, отмечая очевидные достоинства законопроекта, в том числе в части решения вопроса рассрочки до трёх лет и отмены первоначального взноса, мы хотели бы отметить, что ряд наших коллег, в том числе и из Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, ставят вопросы, связанные с учётом необходимости пополнения региональных и местных бюджетов, сохранения неналоговой части доходной части бюджетов за счёт поступления арендной платы. Кроме того, нам нужно ко второму чтению, конечно, в случае если мы примем этот законопроект в первом чтении, серьёзно подумать над тем, чтобы исключить все возможные формы внеконкурсного выкупа (без аукционов) арендуемых площадей с целью перепродажи третьим лицам. Это серьёзный вопрос, так же как и вопрос, который ставили коллеги, - о сохранении самого института бизнес-инкубаторов, института инфраструктурной поддержки в регионах малого и среднего бизнеса, который достаточно успешно функционирует в Европе. И мы должны учитывать, что нельзя стимулировать, по сути дела, льготный выкуп площадей, при этом сокращая возможности субъекта Федерации и муниципалитета в этом направлении. Я думаю, что есть возможности нахождения компромисса для решения этих вопросов прежде всего в интересах развития экономики силами малого и среднего бизнеса, а это приоритет, и мы должны соответственно его учитывать. В целом, по нашему мнению, концепция законопроекта заслуживает быть поддержанной в первом чтении, и комитет просит поддержать указанный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич. Какие имеются вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Александр Геннадьевич Сидякин. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Анатольевич, вы совершенно справедливо сказали о том, что этот закон ждёт всё предпринимательское сообщество. В связи с этим у меня вопрос: вы уже обсуждали с коллегами по комитету сроки внесения изменений ко второму чтению? Когда планируете поставить законопроект в календарь для рассмотрения во втором и третьем чтениях? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Анатольевич, пожалуйста. ГАВРИЛОВ С. А. Я хотел бы сказать, что наша установка, наше общее решение - здесь присутствуют практически все члены комитета - максимально не затягивать этот вопрос, потому что 1 июля заканчивается срок действия предыдущего изменения в закон, и - не могу сказать "мы должны", - я считаю, нам следовало бы в ходе весенней сессии принять его окончательно, в первом, втором и третьем чтениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Владимирович Дегтярёв. ДЕГТЯРЁВ М. В., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Владимиру Александровичу: он обмолвился о том, что право преимущественного выкупа будет предоставляться не только социально ориентированным предпринимателям, компаниям, но и, как он сказал, другим, осуществляющим другую важную деятельность. Вот что это за компании, кроме инновационных, хотелось бы узнать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Александрович, пожалуйста. СИМОНЕНКО В. А. Позволю себе немножко уточнить: дело в том, что речь идёт не о праве преимущественного выкупа, а о льготной аренде. Сейчас в законе у нас предусмотрено, что такая льгота может предоставляться социальным организациям. Поскольку в рамках действующих полномочий субъекты и муниципалитеты осуществляют меры поддержки малого и среднего предпринимательства, мы расширяем их права, не ограничиваем только социальными организациями, а даём им возможность установить и другие приоритетные направления деятельности, в отношении которых может быть предоставлена такая льготная имущественная поддержка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Евдокия Ивановна Бычкова. БЫЧКОВА Е. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Владимиру Александровичу. Ну, прежде всего, конечно, отрадно, что правительством и депутатами Госдумы делаются пусть маленькие, но правильные шаги в поддержку субъектов малого бизнеса, очень необходимые малым предпринимателям. Вопрос у меня следующий: в законопроекте вводятся в целях поддержки субъектов малого бизнеса понятия "промышленные парки", "индустриальные парки", но уже есть технопарки, есть бизнес-инкубаторы, - вообще, какое различие между теми и другими, уже существующими структурами? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Александрович, пожалуйста, только коротко, потому что вопрос не относится к данному законопроекту. СИМОНЕНКО В. А. Речь идёт о масштабах, потому что между промпарками и технопарками имеется большое различие в масштабах, плюс технопарки ориентированы на высокие технологии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Уважаемые Владимир Александрович и Сергей Анатольевич! Как отнесутся министерство и комитет к предложению распространить вот эту норму преимущественного выкупа в том числе на общественные политические организации, прямо скажем, партии? У нас развивается политическая партийная система, многие партии сегодня арендуют помещения, являются добросовестными арендаторами, но в законе эти нормы не учтены. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Александрович. СИМОНЕНКО В. А. Уважаемые коллеги, дело в том, что это, наверное, не предмет этого законопроекта и законодательства о поддержке малого и среднего предпринимательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Владимиру Александровичу. Наверное, нам надо прекращать говорить о малом и среднем бизнесе как об одной сфере, потому что они совершенно разные. Если посмотреть помещения, которые были приватизированы, то на 80 процентов - я беру по нашему региону, по Подмосковью, - приватизированы предприятия торговли, рестораны и кафе. Конечно, это легче, потому что малый бизнес производственный или научный просто не может здесь конкурировать по деньгам и по возможностям. Не кажется ли вам, что надо сузить каким-то образом возможности торговых и сервисных организаций по участию в приватизации и аренде, но практически убрать препоны для предприятий в сфере производства и науки? Тем более что сейчас готовится закон о том, что иностранный бизнес может активно вкладывать деньги в малый и средний бизнес, - так пусть он вкладывает в производство, а не в новые магазины! Буквально через два месяца мы будем его рассматривать. Всё-таки, наверное, малый бизнес малому бизнесу рознь. СИМОНЕНКО В. А. Да, я вас понимаю, но дело в том, что должен присутствовать принцип равенства хозяйствующих субъектов. В целях поддержки именно тех видов деятельности, о которых вы говорите, создаются промышленные парки, бизнес-инкубаторы, но тем не менее мы централизуем свою поддержку именно на таких субъектах, которые такую деятельность ведут непосредственно. Мне кажется, что сейчас разделять в законопроекте, торговля или не торговля... А как быть с услугами, которые оказывают малые предприятия, с парикмахерскими теми же самыми? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антон Владимирович Беляков. БЕЛЯКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Владимир Александрович, я сразу же обмолвлюсь, что поддерживаю, конечно, законопроект. У нас с вами конструктивный разговор состоялся на заседании комитета, и тем не менее сейчас в ходе доклада вы сказали, что у стольких-то есть возможность выкупить, столько-то ждут, и возникло такое ощущение, что мы хотим как можно больше продать. Теперь вопрос. В ряде субъектов Федерации, в частности в Москве, вы знаете, есть другая позиция, они считают, что для бюджета субъекта Федерации выгоднее сдавать в аренду. А ведь бюджет - это и социальные расходы, здравоохранение и образование. Вот, пожалуйста, поясните идеологию, которая предлагается сейчас: мы что, считаем, что надо больше продать, даже если это, по мнению субъекта Федерации, не вполне эффективно? То есть получается, субъект Федерации считает, что не надо продавать, им выгоднее сдавать в аренду, а мы их заставляем, хотя понятно, что бизнесу это выгодно. Вот если можно, поясните, пожалуйста, идеологию и экономическую мотивацию субъектов Федерации и правительства. Что касается самого бизнеса, понятно... (Микрофон отключён.) СИМОНЕНКО В. А. Я коротко позволю себе ответить, потому что мы этот вопрос уже обсуждали в комитете. Основная идея состоит в том, что бизнес должен получить определённые гарантии - гарантии стабильности. Стабильность возможна тогда, когда помещение находится в собственности, и собственность эту он приобретает не по заниженной цене, а по рыночной цене, поэтому если мы предлагаем сейчас выкупать помещения, дать право на выкуп помещений, которые находятся в перечне имущества более пяти лет, то, на мой взгляд, это срок достаточный для того, чтобы субъект Федерации определил, что с этим помещением в дальнейшем делать. Если он в течение пяти лет не определился, то полное право должен иметь субъект малого и среднего предпринимательства выкупить такое помещение по рыночной стоимости. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Владимир Александрович, эксперты сегодня отмечают, что цены на недвижимость очень высоки, поэтому не каждое малое предприятие может рассчитаться за три года. Вот скажите, на чём вы основывались, устанавливая срок рассрочки именно в три года? СИМОНЕНКО В. А. У нас в законопроекте предусматривается такая норма - не менее трёх лет, плюс по нашему анализу, о чём я обмолвился в выступлении, в 72,5 процента договоров, заключённых по рассрочке, - срок около трёх с половиной лет, то есть это подкреплено данными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Николаевич Иванов. ИВАНОВ Н. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос и к Владимиру Александровичу, и к Сергею Анатольевичу. Уважаемые товарищи, на сегодняшний момент законами субъектов Российской Федерации утверждается верхняя планка площади выкупаемых помещений, вы же предлагаете эту планку отменить, отменить эту норму. Не получится ли так, что арендаторы выкупят эти помещения для того, чтобы перепродать их третьим лицам, которые не являются субъектами малого и среднего бизнеса? И не получится ли так, что вместо того, чтобы мы содействовали развитию, в том числе имущественному, малого и среднего бизнеса, мы будем поощрять спекуляцию теми самыми площадями, которые подлежат выкупу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Анатольевич пояснял это. Ну, Сергей Анатольевич, сделайте это ещё раз. ГАВРИЛОВ С. А. Мы с правительством обсуждали этот вопрос, позиция правительства услышана. Конечно, нужно учитывать, что разные субъекты Федерации имеют разную позицию, и я думаю, что нам нужно выработать общий подход. Мне хотелось бы предложить коллегам, поскольку вопрос о мерах поддержки малого бизнеса очень острый и очень спорный, провести широкие слушания с участием профильного министерства, и в том числе с участием Анатолия Евгеньевича, который высказал интересные соображения, может быть, не по законодательству о малом и среднем бизнесе, а об общественных организациях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Александрович, добавить хотите к этому? Пожалуйста. СИМОНЕНКО В. А. Если можно, коротко добавлю. На мой взгляд, здесь коллега говорил, наверное, о высокорисковом бизнесе, потому что покупают они эти помещения, ещё раз подчеркну, по рыночной стоимости. Поскольку здесь волатильность, то я не думаю, что будут какие-то... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Николаевич Абалаков. АБАЛАКОВ А. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к Владимиру Александровичу. Вот написано: продлить до 1 июля 2015 года срок действия федерального закона. У меня вопрос: а почему бы этот срок не продлить, например, до 20-го, до 25-го года? Количество помещений, которые подлежат выкупу, ограничено, таким образом, под закон тогда подпали бы все помещения. Почему срок ограничен снова двумя годами, почему бы не увеличить его? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Александрович, пожалуйста. СИМОНЕНКО В. А. Вы знаете, мы аккуратно такие вещи реализуем, потому что здесь надо соблюдать баланс интересов и регионов, и муниципалитетов. Мы пролонгируем на два года такой срок для того, чтобы посмотреть, наращиваются темпы или не наращиваются. Мы не ставим задачу полностью всё распродать, абсолютно нет - в этом идеология закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Анатольевич, присаживайтесь. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, предлагается выступить по одному человеку от фракции. Нет возражений? От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Антон Викторович Жарков. ЖАРКОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает концепцию данного законопроекта. Принятие его станет большим подспорьем в усилении имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: наличие помещений в собственности значительно облегчит процедуру получения кредитов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Как сегодня говорили докладчики, ни для кого не секрет, что банки гораздо более охотно выделяют средства предпринимателям в залог имущества, в залог тех же самых помещений, таким образом, предприниматели получают возможность более эффективно развивать свой бизнес, а следовательно, предлагать более качественные товары и услуги населению. Вместе с тем представляется обоснованным опасение Комитета по вопросам собственности по поводу инициативы по снятию ограничений по площади арендуемых помещений, которые могут быть выкуплены арендатором. Весьма вероятно, что в случае снятия указанного ограничения возникнут ситуации, когда арендатор, он же субъект малого и среднего предпринимательства, выкупит на внеконкурсной основе арендуемое помещение площадью в несколько, например, тысяч квадратных метров исключительно с целью перепродажи третьему лицу. Вот об этом, конечно, нужно подумать при рассмотрении законопроекта во втором чтении. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции КПРФ выступает Александр Николаевич Абалаков. АБАЛАКОВ А. Н. В этом законопроекте есть такой один интересный пункт, который называется "добросовестные арендаторы". Как показывает практика, очень часто местные власти используют это понятие, для того чтобы устранить добросовестного арендатора из списка. Я считаю, что в этом законопроекте необходимо очень чётко прописать условия, при которых предприятие оставляет за собой право на выкуп. Например, предприятие арендует пять лет какое-то помещение и неожиданно по каким-то причинам на один день просрочило оплату за аренду. Причины могут быть разные: может быть, муниципалитет вовремя не выставил счёт, может быть, банк задержал и так далее. Эта причина мгновенно используется, для того чтобы предприятие исключить из льготного списка и выставить помещение другому предприятию, которое как-то, может быть, аффилировано с муниципальной властью. Я считаю, что в поправках ко второму чтению, которые мы будем вносить, необходимо чётко прописать, что предприятие, которое является субъектом малого бизнеса, не может быть исключено из перечня добросовестных арендаторов в случае решения всех материальных проблем, связанных с этим договором. Иначе получается такая ситуация - есть примеры, - что предприятие вычёркивается из списка, после этого ставится другое предприятие, то, которое как-то связано с властью, и мы получаем вроде формальное соблюдение закона... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения! Владимир Александрович, не давайте себя отвлекать, потому что коллега выступает, а вам нужно слушать. Прошу вас. АБАЛАКОВ А. Н. Спасибо большое. Получается такая ситуация, что то предприятие малого бизнеса, которое действительно работает и приносит пользу, исключается, и получается перекос. А в дополнение хочу сказать, что сегодня, мне кажется, необходимо принимать ещё более серьёзные меры для развития малого бизнеса. Мы знаем, что более двухсот предпринимателей подали заявки об исключении из перечня субъектов малого предпринимательства в связи с теми налогами, которые ввели с 1 января, поэтому я считаю, что кроме этих мер нужно использовать дополнительные формы, такие, как льготное кредитование, субсидирование процентных ставок и так далее, для тех, кто честно, давно и долго арендует эти помещения. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович, вы выступаете или Михаил Владимирович? Михаил Владимирович Дегтярёв, пожалуйста. ДЕГТЯРЁВ М. В. Уважаемые коллеги, всё-таки непонятно, чего же хочет государство: продавать или зарабатывать, помочь предпринимателям или всё-таки народу, потому что предприниматели - и малые, и средние - это всё-таки совсем не весь народ. О чём я говорю? Вы прекрасно знаете, все мы избраны из регионов, что очень большой объём муниципальной и государственной собственности был приватизирован через хозведение, через муниципальные унитарные предприятия, - и детские сады, и аптеки. Если говорить о Самаре, откуда я избран, то все молочные кухни, все муниципальные аптеки и половина детсадов сегодня уже находятся в частной собственности, зачастую предприниматели арендуют помещения в детских садах, некоторые предприниматели, занимающиеся образовательной деятельностью, - в школах. Есть у нас и муниципальные вузы, есть и муниципальные объекты спортивной, социальной и другой инфраструктуры. И при том, что государство посылает муниципальным властям посылы расчищать и возвращать детские сады, для того чтобы они использовались по прямому назначению, мы фактически посылаем обратный посыл: а давайте поддерживать предпринимателей. В некоторых субъектах эта борьба по возврату собственности, по разрыву арендных договоров, в общем-то, приобрела очень серьёзный накал. У нас за юридическим понятием "имущественная поддержка малого предпринимательства" скрывается очень серьёзное дело, и вот такой термин "спор хозяйствующих субъектов" мне напоминает ситуацию, когда государство очень часто уходит в сторону, когда профсоюзы торгуют стадионами, продают корты, бассейны, спортивные лагеря и другие объекты или, например, некоторые муниципалитеты продают очень важные объекты. Наша фракция определится к "часу голосования" по своей позиции, но хотелось бы, чтобы ко второму чтению были учтены, вообще говоря, интересы и народа, и государства, и муниципалитетов, в том числе имущественные, речь ведь об имуществе идёт. Поправок будет очень много, и вопросы сервитутов как-то должны быть проработаны, потому что страна очень разная и под одну концепцию здесь, в общем-то, нельзя всех подравнять. К "часу голосования" фракция ЛДПР определится, но я считаю, что в целом, конечно, нужно поддерживать предпринимателей, но не только при помощи мер имущественного характера. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства не выступают. Докладчик и содокладчик? Владимир Александрович, пожалуйста. СИМОНЕНКО В. А. Позволю прокомментировать себе выступления ряда коллег, я коротко, если можно. Первое, по вопросу добросовестности. В самом 159-м законе определены критерии добросовестного арендатора, там в том числе указан и вопрос, связанный с уплатой задолженности по аренде. По второму вопросу, по тому, о чём коллега сейчас говорил. Дело в том, что у нас так называемая малая приватизация не распространяется, я позволю себе зачитать: на отношения, возникающие при приватизации имущественных комплексов ГУПов и МУПов, а также на недвижимое имущество, принадлежащее государственным муниципальным учреждениям на праве оперативного управления. Имеются в виду бюджетные учреждения, то, о чём коллега говорил. Таким образом, сфера действия этого закона иная, он немножко о другом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Анатольевич, будете выступать? Нет. Спасибо. Выносим на "час голосования".
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 42 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принят в первом чтении.