Заседание № 141
20.01.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 201810-4 "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (наделение работников, осуществляющих охрану особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, правами государственных инспекторов по охране государственных природных заповедников и национальных парков).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3070 по 3325 из 4605
Уважаемые коллеги, переходим к 18-му пункту повестки дня. У меня имеется письмо Станислава Владимировича Вавилова, который просит рассмотреть данный вопрос без его участия. Поэтому я предоставляю слово члену Комитета по экологии Сергею Юрьевичу Осадчему. Мы рассматриваем законопроект "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях". Пожалуйста. ОСАДЧИЙ С. Ю., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый проект федерального закона, внесенный Законодательным Собранием Еврейской автономной области, предлагает наделить работников, осуществляющих охрану особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, теми же правами, которые имеют государственные инспектора по охране государственных природных заповедников и национальных парков. Для этого предлагается дополнить пункт 2 статьи 35 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" соответствующей нормой. Из пояснительной записки к проекту следует, что Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" не определены полномочия этой категории работников и они не могут быть определены законодательством субъектов Российской Федерации, что вызывает определенные трудности в охране указанных территорий регионального и местного значения. Комитет Государственной Думы по экологии не может согласиться с такой трактовкой Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и отмечает следующее. Согласно Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях включает не только федеральный закон, но и принимаемые в соответствии с ним иные правовые акты Российской Федерации и законодательство субъектов Российской Федерации. Об этом прямо указано в статье 1 закона. Указанным федеральным законом (пункт 6 статьи 2) установлено, что особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации, особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований соответственно. Причем, как следует из пункта 7 статьи 2 закона, особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно пунктам 1 и 3 статьи 35 федерального закона охрану особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, которые могут создавать для этой цели соответствующие структурные подразделения, которые также наделены соответствующими полномочиями. Таким образом, действующая редакция Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" предоставляет возможность наделения работников, осуществляющих охрану особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, соответствующими правами в рамках законодательства субъектов Российской Федерации и относит эти полномочия к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, для решения данного вопроса дополнительного правового регулирования на федеральном уровне не требуется. Кроме того, при рассмотрении этого законопроекта следует учитывать требования Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Так, в соответствии со статьей 26-3 создание и обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет собственных средств. На данный законопроект получен отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации и отрицательное заключение Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию - соисполнителя по указанному законопроекту, в которых высказаны аналогичные замечания. С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по экологии не поддерживает указанный проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе его отклонить. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Пожалуйста. Нет, не вижу. Присаживайтесь, Сергей Юрьевич. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Да. Пожалуйста, депутат Кибирев. Включите микрофон депутату Кибиреву, затем депутату Грешневикову. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Что-то в последнее время у нас в Государственной Думе поветрие: абсолютное большинство авторских законов, то есть законов, авторы которых субъекты Российской Федерации, рассматриваются нами без присутствия самих авторов. Не знаю, почему так получается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В данном случае письмо есть. КИБИРЕВ Б. Г. Нет, безусловно, я речь веду о том, что они, конечно, имеют право не присутствовать. Но просто интересно, вот такой риторический вопрос: почему они не приходят? Наша фракция внимательно рассмотрела этот законопроект, считает его полезным и будет поддерживать, и вот по каким соображениям. Особо охраняемые природные территории регионального и местного значения - они и в охране этой нуждаются особо, потому что их охранять значительно сложнее, чем большие федеральные территории: природные парки, государственные природные заповедники и так далее. По крайней мере, те факты, которые доносят до нас средства массовой информации, - о застройке вот этих особых территорий, о вырубке лесов и так далее, - конечно, в первую очередь приходятся вот именно на эти территории. Чего хотят авторы этого законопроекта? Они хотят, чтобы те работники, которые осуществляют охрану особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, пользовались теми же правами, что и государственные инспекторы по охране государственных природных заповедников и национальных парков. Иначе как охранять и защищать эту территорию, если там просто сторож с берданкой, без всяких полномочий? Спросить документы? И так далее, и так далее. Нам кажется, что сам закон, в который вносится поправка, пункт 3 статьи 35, как раз и дает нам возможность эту проблему решить. Вот в пункте 3 статьи 35 определен следующий порядок: "Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями". Хочу вернуться к началу этого абзаца и напомнить, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации входят в систему государственной власти Российской Федерации, то есть являются органами государственной власти и, естественно, располагают соответствующими полномочиями. Так вот ключевая для нас фраза, для меня лично, следующая: "наделенные соответствующими полномочиями", речь идет об охране. Ну а почему, скажем, субъект Российской Федерации не может принять такое решение и вот по этому перечню, который приведен в заключении комитета на этот законопроект, наделить всем этим набором полномочий? И я думаю, что мы, как представительный орган власти Российской Федерации, совершенно вправе принять такой законопроект, то есть, собственно говоря, удовлетворить просьбу субъекта права законодательной инициативы, Законодательного Собрания Еврейской автономной области, и внести такую поправку. Нам кажется, что это будет в рамках действующего закона "Об особо охраняемых природных территориях" и в то же время даст возможность беречь эти охраняемые территории в интересах того населения, которое там проживает, и, как говорится, во имя и на благо всей нашей России. Мы поддерживаем этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Грешневикову. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! С принятием и вступлением в действие ряда федеральных законов, касающихся реформы местного самоуправления, разграничения полномочий между федеральными органами власти и региональными, в первую очередь закона об общих принципах организации местного самоуправления, мы лишили ряд природоохранных структур, инспекторов лесного хозяйства, водного хозяйства и так далее, возможности выполнять свои прямые обязанности. Сегодня, скажем, лесник уже не имеет права составить протокол по любым нарушениям лесопользования, эти функции мы почему-то отдали представителям Росприроднадзора. Ну, вот на территории Ярославской области после этой административной реформы, реформы местного самоуправления имеют право только два представителя Росприроднадзора составлять протоколы по таким нарушениям, а лесники его лишены, в Хабаровском крае, например, - только три специалиста. Такие огромные территории, что два-три специалиста, конечно, не имеют возможности составлять протоколы по этим нарушениям. Еще более тревожная ситуация, естественно, в особо охраняемых природных территориях - это заказники, памятники природы, заповедники регионального или федерального уровня. Эта проблема касается и их тоже. Представители субъекта Федерации - Еврейской автономной области - обратились с просьбой к нам, поскольку они хотели бы, чтобы их сотрудники получили право составлять протоколы, право на ношение оружия и так далее. К сожалению, на местном уровне такие права ни Законодательное Собрание субъекта Российской Федерации, ни тем более органы местного самоуправления не могут дать, тем более право ношения оружия или возможность составления протокола по нарушениям. Поэтому, естественно, они обратились к нам, чтобы мы наделили их такими полномочиями. В этом я не вижу ничего плохого, необоснованного и незаконного, надо обязательно предоставить им такие права. Может быть, - я соглашаюсь с решением Комитета по экологии - не всё четко юридически прописано, но если мы примем этот законопроект в первом чтении, то во втором чтении сможем устранить все эти юридические пробелы. Я бы еще хотел что сказать в поддержку этого законопроекта? Вот сейчас получил Комитет по экологии ответ волжской природоохранной прокуратуры. Проверили они пятьсот предприятий, заготавливающих древесину, занимающихся лесопереработкой в Тверской области. Пятьсот предприятий - все работают незаконно. Ущерб колоссальный! В одной Ивановской области за год 140 миллионов рублей из-за незаконной добычи леса потерял местный бюджет. Ну а что касается особо охраняемых природных территорий, там страдают не только леса, страдают животные, растительный мир. Естественно, местные органы власти считают виновниками нас, депутатов, потому что есть вот такие проблемы, а когда они обращаются к нам с законодательными инициативами, мы их не поддерживаем. Поэтому я, соглашаясь с тем, что законопроект нуждается в серьезной доработке, считаю, что нужно все-таки принять его в первом чтении и поручить Комитету по экологии вместе с авторами, инициаторами этого законопроекта, экологами, работниками особо охраняемых природных территорий его доработать ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть необходимость выступить у представителя президента, у представителя правительства? Нет. Сергей Юрьевич Осадчий хочет выступить с заключительным словом. ОСАДЧИЙ С. Ю. Уважаемые коллеги, выслушав выступления, я бы хотел ответить на ряд возникших вопросов. Вот, например, Борис Григорьевич сам фактически ответил на свой вопрос такими словами: а почему субъект Российской Федерации не может взять и фактически переписать в свой закон почти все статьи, которые имеются в федеральном законодательстве? Да в том-то и вся суть, что может, в том-то и вся суть. Я вот, например, работая председателем комиссии по экологии Московской городской Думы и разрабатывая закон об особо охраняемых природных территориях города Москвы, это закладывал, и мы это всё приняли, и всё работает как надо, инспектора ходят протоколы составляют. Фактически этого не делают только те субъекты, которые, может быть, сами чего-то не хотят или не хотят сами финансировать, а хотят получать субвенции соответственно из федерального бюджета, но это уже, дорогие товарищи, другой совершенно вопрос. И по второму моменту, об оружии. Ну, субъект Российской Федерации не может, конечно же, разрешить вооружать охранников, это, конечно же, должно делать федеральное законодательство. Но, к сожалению, мы на сегодняшний день не видим в том проекте, который внесен, изменения в закон "Об оружии", хотя, в общем-то, можно это сделать, можно наделить определенными полномочиями, можно, конечно же, и вооружить. Хотя я думаю, что, внеся изменения в Закон "О милиции" - законопроект уже давно лежит в Комитете по обороне, он касается повсеместного введения экологической милиции в Российской Федерации, а не в виде эксперимента, - приняв вот эти поправки в Закон "О милиции", мы фактически решим все эти проблемы, связанные с особо охраняемыми территориями. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик выступил с заключительным словом. Уважаемые коллеги, обсуждение завершено. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях". Комитет предлагает данный законопроект отклонить. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 50 сек.) Проголосовало за 90 чел.20,0% Проголосовало против 9 чел.2,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 99 чел. Не голосовало 351 чел.78,0% Результат: не принято Отклоняется законопроект.