Заседание № 100

11.06.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 201762-5 "Об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счёт средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2009 году".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2612 по 2722 из 6728
Пункт 14. О проекте федерального закона "Об особенностях предоставления         
финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным             
образованиям за счёт средств государственной корпорации - Фонда содействия      
реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2009 году". Также докладчик    
Мартин Люцианович Шаккум.                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект         
принят в первом чтении 3 июня сего года. Всего к законопроекту поступило        
восемь поправок, из них семь комитет рекомендует к принятию и одну к            
отклонению. Ко второму чтению законопроект доработан. Уточняется, что           
особенности предоставления финансовой поддержки в 2009 году применяются в       
связи с передачей фондом в собственность Российской Федерации средств.          
Уточняется дата применения таких особенностей - до 31 декабря 2009 года, и      
редакционно уточняется формула расчёта предельного объёма средств,              
предоставляемых каждому субъекту Федерации.                                     
                                                                                
Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект во втором         
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, таблица 1, в ней семь поправок.       
Будем обсуждать? Ставится на голосование таблица 1.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8%                                     
Проголосовало против            5 чел.1,1%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    319 чел.                                          
Не голосовало                 131 чел.29,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Таблица 2 - одна отклонённая поправка. Никто не настаивает на её обсуждении?    
Ставлю на голосование таблицу 2.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6%                                     
Проголосовало против            6 чел.1,3%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    319 чел.                                          
Не голосовало                 131 чел.29,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против           91 чел.20,2%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект во втором чтении.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Мартин Люцианович.                                                  
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект в       
полном объёме прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний у         
Правового управления нет. Комитет предлагает принять этот законопроект в        
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хованская, по мотивам голосования.                        
                                                                                
Пожалуйста, присаживайтесь, Мартин Люцианович.                                  
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо.                                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, обратите внимание, что мы ежеквартально вносим изменения    
в закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ.                                  
                                                                                
У меня вызывает массу вопросов передача полномочий вот этим законопроектом      
наблюдательному совету. Наблюдательный совет практически ничего не сделал,      
для того чтобы предотвратить те жуткие нарушения, с моей точки зрения           
аморальные, которые были допущены руководством фонда. Поэтому передавать        
полномочия такому наблюдательному совету просто нельзя. Мы будем голосовать     
против этого законопроекта.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в рамках "часа голосования"       
данный законопроект в третьем чтении.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8%                                     
Проголосовало против           91 чел.20,2%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2956 по 2961 из 6728
СЕРЕБРОВ Л. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
По 14-му вопросу Серебров голосовал за.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                

Заседание № 97

03.06.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 201762-5 "Об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счёт средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2009 году".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7200 по 7462 из 7957
Пункт 24, проект федерального закона "Об особенностях предоставления            
финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным             
образованиям за счёт средств государственной корпорации - Фонда содействия      
реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2009 году". Докладывает        
председатель Комитета по строительству и земельным отношениям Мартин            
Люцианович Шаккум.                                                              
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект         
предусматривает наделение наблюдательного совета Фонда содействия               
реформированию жилищно-коммунального хозяйства полномочиями по определению в    
2009 году общего предельного объёма средств, предоставляемых фондом на          
проведение капитального ремонта и переселение граждан из аварийного жилищного   
фонда, а также предельного объёма средств, выделяемых в 2009 году каждому       
субъекту Российской Федерации. Указанные ограничения обусловлены тем, что в     
соответствии с Федеральным законом от 9 апреля 2009 года № 58-ФЗ "О внесении    
изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные   
акты Российской Федерации" Фонду содействия реформированию ЖКХ предоставлено    
право передать в собственность Российской Федерации средства фонда в объёме     
75 миллиардов. Таким образом, при сохранении действующего порядка               
предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации очевидны     
риски возникновения недостаточности средств фонда на осуществление его          
основной деятельности в 2009 году.                                              
                                                                                
Законопроект поддерживает комитет-соисполнитель - Комитет Государственной       
Думы по вопросам местного самоуправления. Комитет по строительству и            
земельным отношениям поддерживает законопроект и рекомендует Государственной    
Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Нет вопросов. А, есть,          
Хованская и Романов, два вопроса.                                               
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Хованской.                                        
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Мартин Люцианович, вот по прошествии времени не       
считаете ли вы ошибочным вообще создание этой корпорации, вместо того чтобы,    
как предлагали губернаторы Северо-Западного федерального округа, направить      
эти деньги напрямую в регионы через бюджетную роспись, для того чтобы они       
могли использовать без всяких условий действительно на те дома, которые остро   
нуждаются в капитальном ремонте, тем более в случае сноса аварийного жилья?     
Вот по прошествии уже нескольких лет что вы думаете?                            
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Уважаемая Галина Петровна, уважаемые коллеги! Работа фонда         
показала его эффективность. Фонд контролирует целевое использование средств.    
Фонд приумножил эти средства, размещая их под достаточно высокий процент.       
Работа фонда показала его высокую эффективность. В настоящий момент регионы,    
руководители регионов довольны работой фонда, и сегодня никаких предложений     
по поводу перераспределения средств или радикального изменения                  
законодательства от регионов не поступает.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Романов Валентин Степанович.                      
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Мартин Люцианович, Галина Петровна задала вопрос,       
который чуть по-другому я хотел ещё раз для уточнения задать. Вы говорите,      
что создание посредника - а в моих глазах подобного рода фонды есть             
посредники - между Москвой и регионами даёт благо. Я думаю, что                 
посредничество в нашей стране за эти пятнадцать лет нанесло колоссальный        
ущерб. Это первое.                                                              
                                                                                
Второе. Всё же я не услышал, может быть, это не совсем связано с законом, но    
какова реакция Государственной Думы должна быть на то, что мы своим законом,    
видимо, дали возможность господину Цицину получить 14 миллионов рублей по       
итогам года? Как в рамках кризиса можно это объяснить населению нашей страны?   
Вот на этом фоне огромные сомнения, так ли уж безупречна вся система.           
                                                                                
Что касается представителей с мест, то я подтверждаю ещё раз... (Микрофон       
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Мартин Люцианович.                                                  
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Уважаемый Валентин Степанович, хочу доложить, что руководство,     
наблюдательный совет фонда принял решение и предложил генеральному директору    
фонда и членам правления вернуть значительный объём средств, около 80           
процентов будет возвращено.                                                     
                                                                                
Теперь по поводу вашего вопроса. Ещё раз хочу сказать, что в условиях           
рыночной экономики у нас вообще слово "посредник" необязательно должно иметь    
негативный смысл. Этот так называемый посредник контролирует эффективное и      
целевое использование средств фонда, и деятельность его на сегодняшний день     
по результатам проверки, в том числе Счётной палаты, признана достаточно        
эффективной.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Мартин Люцианович.               
                                                                                
Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивает. Депутат Багаряков, депутат     
Шеин. Кого ещё забыл? Нет. Хвалю вас за мужество.                               
                                                                                
Пожалуйста, депутат Багаряков.                                                  
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Спасибо. Я буду краток, Олег Викторович.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, совсем недавно было принято решение о создании этой          
госкорпорации. При её создании был оговорён её особый статус, а именно то,      
что имущество фонда сформировано за счёт Российской Федерации, является его     
собственностью и не позволяется использовать имущество фонда для различных      
функций - только для основной деятельности.                                     
                                                                                
Осенью прошлого года наступил мировой финансовый кризис. Мы оказались к нему    
не готовы, в стране резко возросла безработица, а дефицит бюджета               
стремительно рос до угрожающих размеров, из-за чего пришлось искать             
всевозможные источники его пополнения. В итоге руководством страны было         
принято решение вернуть в бюджет часть имущества госкорпораций, несмотря на     
то что это имущество принадлежит им на праве собственности. В частности, Фонд   
содействия реформированию ЖКХ должен вернуть в бюджет 75 миллиардов рублей.     
По состоянию на 1 мая 2009 года сумма свободных средств фонда составляла 130    
миллиардов рублей. Казалось бы, после того как корпорация отдаст 75             
миллиардов рублей, у неё останется ещё 55 миллиардов рублей на осуществление    
её прямой деятельности, но с учётом того, что руководство корпорации,           
используя полномочия, предусмотренные законом, вложило средства в фондовый      
рынок, причём в период его максимальных котировок, сейчас суммарная стоимость   
портфеля бумаг составляет почти 47 миллиардов рублей. В сегодняшних условиях    
продажа этого портфеля обрушит весь рынок, и фонд получит не прибыль, а         
громадные убытки. В итоге Фонду содействия реформированию ЖКХ просто не         
хватит средств для его основной деятельности - проведения так                   
разрекламированной реформы ЖКХ.                                                 
                                                                                
Авторы законопроекта предлагают нам ограничить субъекты Российской Федерации    
в праве получения финансовой поддержки, а также ввести лимит на средства,       
передаваемые регионам для реформирования ЖКХ. Другими словами, нам предлагают   
отказать регионам в выделении средств на все проекты, которые были уже          
анонсированы фондом, под которые регионы собрали необходимые заявки от          
муниципалитетов и создали огромное количество управляющих компаний. Люди        
начали верить, что государство по-серьёзному взялось за решение этой            
проблемы. Итогом принятия этого решения станет фактическая остановка всей       
реформы жилищного хозяйства, и как финал - ликвидация госкорпорации.            
                                                                                
На наш взгляд, надо усилить контроль за расходованием средств фонда, серьёзно   
ограничить инвестиционную составляющую, разрешив размещение только свободных    
средств на банковских депозитах и запретив любую спекулятивную деятельность.    
                                                                                
В итоге мы вынуждены голосовать против этого закона, чтобы до конца не          
развалить наше коммунальное хозяйство.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Шеин, пожалуйста.                                                       
                                                                                
ШЕИН О. В. Наша фракция, естественно, будет голосовать против данного           
законопроекта, потому что, как правильно сказал выступавший до меня коллега,    
речь идёт о существенном сокращении ассигнований на капитальный ремонт жилых    
домов. Это прямое следствие тех изменений в бюджет, которые мы принимали чуть   
раньше, и, кстати, это дополнительно объясняет позицию "Справедливой России".   
Если помните, тогда рассказывали, что перевод денег фонда на бюджетные задачи   
никоим образом не уменьшит программы, связанные с капитальным ремонтом жилых    
домов, но мы видим обратное - уменьшает.                                        
                                                                                
Мы считаем, что, напротив, как раз сейчас было бы важно увеличить               
государственные ассигнования в этом направлении. Это и вопрос создания          
рабочих мест, это вопрос в первую очередь восстановления нашей разрушенной      
инфраструктуры и разваливающихся жилых домов, потому что советский запас        
прочности заканчивается, это вопрос в том числе и жизнеобеспечения              
безопасности населения. И мы, напротив, считаем разумным в такие направления,   
как капремонт жилых домов, восстановление инженерных коммуникаций,              
теплотрасс, водопроводов, увеличить ассигнования из федерального бюджета,       
именно там формировать дополнительные рабочие места. Это первое.                
                                                                                
Второе. Мы изначально были против самого формирования фонда. Я напомню          
почему.                                                                         
                                                                                
Дело в том, что одним из условий получения денег из фонда для регионов          
является приватизация коммунального хозяйства и приватизация систем             
жизнеобеспечения - водопроводов, теплотрасс, энергосистем. Та территория,       
которая уклоняется от приватизации систем жизнеобеспечения, денег из фонда не   
получит.                                                                        
                                                                                
Одним из обязательных условий формирования фонда является перевод начиная с 1   
января следующего года не менее 20 процентов домов в товарищества               
собственников жилья. Мы за ТСЖ, и мы традиционно - это наши партнёры, наши      
партнёры нашей партии - помогаем товариществам собственников жилья, но не       
будем забывать, что современное законодательство о ТСЖ предусматривает, в       
частности, коллективную ответственность по коммунальным услугам,                
предусматривает решение очень серьёзных проблем с ресурсоснабжающими            
организациями, навешивание на ТСЖ внешних сетей. И когда мы загоняем дома в     
ТСЖ, надо понимать, какая потом будет ответственность, когда у этих ТСЖ         
возникнут проблемы.                                                             
                                                                                
Я не могу согласиться с уважаемым докладчиком, который, с моей точки зрения,    
является высококлассным специалистом, мы вместе работали в группе "Регионы      
России" много лет назад. Тем не менее я не могу согласиться с тем, что          
регионы никак не предлагают менять законодательство по фонду. Предлагают. Мы    
в этом зале неоднократно рассматривали предложения регионов о том, чтобы        
разрешить домам с непосредственным управлением через расчётные счета            
обслуживающих компаний, подрядчиков получать деньги на капитальный ремонт,      
ибо нет никакой принципиальной разницы, выходит дом в самоуправление через      
ТСЖ или через непосредственное управление.                                      
                                                                                
Здесь рассматривались поправки от регионов. Неоднократно регионы предлагали     
считать долю ТСЖ не от количества домов, а от количества квадратных метров,     
потому что, когда в городе или в посёлке львиная доля домовладений - восьми-,   
двенадцати-, двадцатиквартирные дома, бессмысленно - и это даже                 
издевательство - требовать от жителей формирования товариществ собственников    
жилья. Немалое число таких поправок и сегодня есть в Госдуме.                   
                                                                                
То, что сегодня происходит, - это фактически, с нашей точки зрения, во многом   
просто обман людей, когда людям кинули морковку, пряник, пообещали деньги в     
обмен на то, что они берут на себя обременение, продают коммунальные сети       
непонятным частникам при очень мутном законодательстве, переводят свои дома в   
категорию ТСЖ, где необходимо нести коллективную ответственность за             
соседа-алкоголика, который не платит за коммунальные услуги, за воду, за        
отопление, получать доначисления от энергетиков по электроэнергии, а теперь     
им говорят: ребята, а денег не будет, мы подрежем вам эти лимиты.               
                                                                                
Мы однозначно против этого законопроекта, и мы однозначно будем предлагать в    
перспективе поправки по изменению самого законодательства о фонде.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства настаивают на участии в разговоре?     
Нет.                                                                            
                                                                                
Шаккум - заключительно слово. Пожалуйста.                                       
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Во-первых, я хотел   
бы сказать несколько слов по поводу выступления Алексея Владимировича           
Багарякова. Цифры, которые привёл Алексей Владимирович, не являются             
корректными. Из 130 миллиардов средств фонда, не распределённых на              
сегодняшний день, основная часть - это кредиты, выданные надёжным               
организациям, и в своём законопроекте мы не пошли на различные досрочные        
возвраты, они будут возвращать в соответствии с графиками, то есть убытков не   
будет. Средства, размещённые на фондовом рынке, - средства, размещённые в       
облигации, а не в какие-либо акции переоценённые, поэтому они тоже в            
установленные сроки возврата будут поступать в фонд. То есть убытков в таких    
размерах, о которых сказал Алексей Владимирович, просто в принципе быть не      
может.                                                                          
                                                                                
Теперь по поводу выступления Олега Васильевича Шеина. Я благодарен Олегу        
Васильевичу за высокую оценку и профессиональных качеств, и нашей совместной    
работы. Спасибо. Это без иронии. Я хочу уточнить, что, когда я говорил о        
поправках по фонду ЖКХ, которые якобы не предлагаются, я имел в виду и          
сказал, что это поправки радикальные - о ликвидации фонда и перераспределении   
средств. Таких поправок не поступает. Других поправок, действительно, Олег      
Васильевич, поступает очень много, и мы постоянно их рассматриваем, в том       
числе и с вашим участием.                                                       
                                                                                
И хотел бы заметить, что при приватизации предприятий жилищно-коммунального     
комплекса не идёт речи о приватизации имущества этих предприятий. Оно           
остаётся в муниципальной собственности и передаётся либо в концессию, либо в    
аренду, а приватизируется только управляющей компанией.                         
                                                                                
Прошу коллег поддержать данный законопроект, он сегодня совершенно необходим.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование вопрос под пунктом 24, первое     
чтение.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 38 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против           96 чел.21,3%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    411 чел.                                          
Не голосовало                  39 чел.8,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект в первом чтении.