Заседание № 80

24.11.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 201628-8 "О внесении изменения в статью 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части совершенствования лекарственного обеспечения пациентов, страдающих орфанными заболеваниями).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3629 по 3724 из 7677
9-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 83     
Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской            
Федерации". Докладывает Александр Петрович Петров.                              
                                                                                
ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный проект               
федерального закона принят во втором чтении, он прошёл все необходимые          
экспертизы. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы       
получено. Законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении. И для сведения    
товарищей: вчера ещё два заболевания детей до 18 лет включены в программу,      
теперь там 62 нозологии для детей до 18 лет, в "Круге добра". Поэтому мы        
приглашаем фракцию КПРФ работать вместе с нами в рабочих группах, чтобы         
вместе принимать решения по новым нозологиям. С учётом изложенного предлагаю    
принять федеральный закон. Прошу поддержать.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие.                  
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ, безусловно, принимает           
предложение Александра Петровича, если оно серьёзное, в части работы над        
обеспечением лекарственными препаратами детей.                                  
                                                                                
Я напомню, в чём смысл законопроекта. Российская Федерация сегодня              
финансирует лекарственное обеспечение 14 высокозатратных нозологий, и           
предполагается, что часть средств именно на лечение больных этими 14            
высокозатратными нозологиями детей до 18 лет будет покрывать "Круг добра".      
Это та самая строка из 2 процентов дополнительного подоходного налога,          
который туда поступает.                                                         
                                                                                
Очень радостное известие, что теперь 62 заболевания входят в количество тех,    
лечение которых обеспечивает "Круг добра". Но я напомню, что официально         
зафиксировано 124 заболевания - это редкие заболевания, хронические             
заболевания, заболевания, которые значительно снижают продолжительность         
жизни. И конечно, 62 из 124 - это не совсем то, чего мы хотели, потому что      
остальные заболевания сегодня лежат на субъектах Российской Федерации, а        
лечение этих пациентов весьма дорогостоящее. Да, федеральный центр понемногу    
забирает, да, часть нозологий понемногу уходит, но сегодня наши регионы         
тратят порядка 45-50 миллиардов рублей, точнее, будут тратить в следующем       
году только на обеспечение лекарственными препаратами орфанных пациентов. Это   
приблизительно одна четвёртая - одна третья всех затрат на льготное             
лекарственное обеспечение в субъектах Российской Федерации, для многих          
субъектов это неподъёмный груз. И решения суда, регулярные иски прокуратуры     
приходят в адрес соответствующих органов управления здравоохранением, а потом   
эти решения ещё надо исполнять - это судебные приставы, это слёзы, это кровь,   
иногда это человеческие жизни, это огромные усилия. Я думаю, это не то, чего    
заслуживают больные дети.                                                       
                                                                                
Наше предложение и в рамках рассмотрения бюджета, и в рамках постановления (к   
сожалению, оно не было сегодня рассмотрено), чтобы те деньги, которые           
остаются, - а я повторю: только по итогам 2022 года 119 миллиардов рублей       
останется по этой строке в ведомственном проекте... Ничто сегодня не мешает,    
не требует никаких изменений дальнейшая работа по включению детей с             
остальными заболеваниями - я напомню, это 124 группы, из них 60 с лишним на     
субъектах - в число обеспечиваемых за счёт средств "Круга добра". Мы с          
удовольствием поучаствуем в этой работе. Мы надеемся, что это будет быстрая     
работа, потому что закупки происходят не только непосредственно через "Круг     
добра" (это первый механизм для закупки незарегистрированных лекарственных      
препаратов), но ещё и через Министерство здравоохранения, через специально      
созданную организацию, где закупаются зарегистрированные лекарственные          
препараты. И чем быстрее это произойдёт, тем больше будет сохранено жизней      
маленьких больных детишек в субъектах Российской Федерации. Я абсолютно в       
этом убеждён.                                                                   
                                                                                
Мы поддержим данный законопроект. И ещё раз повторяю: чем быстрее этот вопрос   
будет решён, тем лучше и эффективнее будут использованы те государственные      
средства, которые имеются.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 06 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              391 чел.86,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    391 чел.                                          
Не голосовало                  59 чел.13,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно.                                                       

Заседание № 78

22.11.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 201628-8 "О внесении изменения в статью 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части совершенствования лекарственного обеспечения пациентов, страдающих орфанными заболеваниями; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5914 по 6090 из 7897
17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 83        
Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской            
Федерации". Доклад Александра Петровича Петрова.                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, глубокоуважаемые коллеги! Законопроект          
Государственной Думой принят в первом чтении 26 октября 2022 года. Напомню,     
что речь идёт об особой группе пациентов с заболеваниями, относящимися к 14     
высокозатратным нозологиям, это сложные, редкие и дорогостоящие заболевания.    
И данным законопроектом предлагается, что все совершеннолетние пациенты,        
которые обеспечиваются в рамках программы ВЗН, будут получать лекарственные     
препараты за счёт федерального бюджета, а несовершеннолетние пациенты - за      
счёт федеральных средств и фонда "Круг добра". Помните, мы определили           
дополнительный налог, 2 процента - в "Круг добра"? И эта программа успешно      
работает.                                                                       
                                                                                
К законопроекту поступило четыре поправки, три из которых                       
юридико-технического характера и включены в таблицу поправок № 1,               
рекомендуемых комитетом к принятию, а четвёртая поправка включена в таблицу     
поправок № 2, рекомендуемых к отклонению.                                       
                                                                                
По законопроекту мы имеем положительное заключение Правового управления         
Аппарата Государственной Думы. И Комитет по охране здоровья просит вас в        
установленном порядке рассмотреть таблицу поправок № 1, таблицу поправок № 2    
и поддержать законопроект во втором чтении.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет.                                            
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 55 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              398 чел.88,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет? Есть.                                      
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Александр Дмитриевич, там одна поправка, я прошу вынести её на   
отдельное голосование.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. Мотивировать будете?                          
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Да.                                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, предлагается дополнить статью 83 не только пунктом...        
точнее, частью 9-2, но и частью 9-5. То есть по решению Правительства           
Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований, предусмотренных в          
соответствующем федеральном бюджете, может производиться обеспечение            
лекарственными препаратами и медицинскими изделиями больных иными               
заболеваниями.                                                                  
                                                                                
Я напомню, что в 83-й статье сосредоточены финансовые обязательства             
федерального бюджета, там и 14 ВЗН, там и другие - заболевания, которые         
обеспечиваются за счёт средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Но,      
как мы уже обсуждали это при принятии нашего федерального бюджета во втором     
чтении, в настоящее время по строке ведомственной программы обеспечения         
медицинской помощи больным детям у нас образуется 103 миллиарда рублей. Этих    
средств, естественно, будет с избытком достаточно на исполнение и федеральных   
обязательств, которые существуют, и новых обязательств, которые мы сейчас       
принимаем в соответствии с частью 9-2. Ну и, соответственно, было бы            
правильно дать возможность Правительству Российской Федерации тратить эти       
деньги в том числе на детей - в данном случае я говорю о категории детей с      
орфанными заболеваниями - в регионах. Повторяю: не обязанность, а право. Если   
эти деньги есть, если они после соответствующих расчётов останутся, значит,     
эти деньги можно будет направить в том числе на лечение этой группы детей, не   
принимая каких-то отдельных дополнительных нормативных актов, и, может быть,    
ещё какая-нибудь потребность возникнет в отношении детей с другими              
заболеваниями, которые пока не учтены в этой ведомственной программе, которые   
не прошли через "Круг добра".                                                   
                                                                                
То, о чём говорил Андрей Михайлович, - защищённая статья: она действительно     
защищает средства фонда, но из 122 миллиардов рублей, которые поступят,         
например, в 2023 году, вот за счёт этих дополнительных 2 процентов              
подоходного налога, только 40 миллиардов пойдёт в фонд "Круг добра", а 82       
миллиарда будет аккумулировано на счетах Министерства здравоохранения           
Российской Федерации для централизованных закупок зарегистрированных в          
Российской Федерации лекарственных препаратов. Соответственно, эта строка на    
сегодня свободна, и дать возможность правительству в оперативном порядке        
после, повторяю, проведения всех необходимых согласований и финансовых          
расчётов тратить их в том числе на детишек, которые болеют в регионах (а там    
средств недостаточно), на мой взгляд, было бы правильно, поэтому эту поправку   
мы с Денисом Андреевичем Парфёновым выносим на рассмотрение Государственной     
Думы.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
ПЕТРОВ А. П. Мнение комитета. Безусловно, мы на заседании комитета              
внимательно рассматривали вопрос по "Кругу добра" - да, есть ресурсы            
финансовые, которые не потрачены пока по состоянию на 2022 год, но мы же с      
вами определили, что мы их обратно никогда не забираем. Это во-первых.          
                                                                                
Во-вторых, те ресурсы, которые мы хотим предположить в 2023 году, к             
сожалению, авторами поправки финансово не обоснованы, а мы не можем без         
финансового обоснования, просто текстово принять решение, не определив в        
бюджете цифру, которую мы разрешаем правительству потратить. Это означает       
создать опасный прецедент. Мы с вами должны обязательно работать с цифрой, а    
не только с текстом. Наше предложение на заседании комитета было таким:         
вместе с фракцией КПРФ пригласить "Круг добра" и внимательно посмотреть и их    
расходы, чтобы они отчитались, и их резервы, и те категории, которые мы в       
будущем могли бы дополнительно охватить этими видами лечения. К сожалению,      
авторы смешали нозологии, которые мы можем из федерального бюджета              
финансировать или не финансировать. Мы тоже обеспокоены тем, что в регионах     
есть проблемы с лечением в том числе детского населения, но согласно            
концепции законопроекта на заседании комитета мы приняли решение о том, чтобы   
эту поправку отклонить, и, нам кажется, это юридически правильно. Но ничто не   
останавливается, будут создаваться резервы, мы с вами всегда можем в бюджете    
выделить определённые цифры и эту поправку внести. Изменения в бюджет мы с      
вами вносим, но всегда вносим не только текстом, но и цифрой. Поэтому наша      
позиция - отклонить.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Куринный.                                    
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Александр Дмитриевич, небольшое замечание: не по существу        
ответ совершенно, он о другом. Поправка о другом.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 1 из таблицы поправок    
№ 2, рекомендуемых комитетом к отклонению. Кто за то, чтобы принять поправку?   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              142 чел.31,6 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    143 чел.                                          
Не голосовало                 307 чел.68,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О          
внесении изменения в статью 83 Федерального закона "Об основах охраны           
здоровья граждан в Российской Федерации", пункт 17.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 02 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              394 чел.87,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                                      
                                                                                
ПЕТРОВ А. П. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все экспертизы, готов к     
рассмотрению в третьем чтении, и Комитет по охране здоровья предлагает          
рассмотреть данный проект федерального закона в третьем чтении 24 ноября.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? Принимается.                

Заседание № 70

26.10.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 201628-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части совершенствования лекарственного обеспечения пациентов, страдающих орфанными заболеваниями).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5020 по 5420 из 6739
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный     
закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".              
Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра        
здравоохранения Наталья Александровна Хоровая. Хорова, да? Хорова, извините,    
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ХОРОВА Н. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра здравоохранения Российской Федерации.                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты!    
Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменения в Федеральный   
закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", который      
предусматривает, что обеспечение лекарственными препаратами по программе "14    
высокозатратных нозологий" будет осуществляться в отношении детей в возрасте    
от нуля до 18 лет за счёт бюджетных ассигнований, предусмотренных в             
федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной          
власти, а именно Министерству здравоохранения, для нужд Фонда поддержки детей   
с тяжёлыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями (фонд "Круг добра"),   
в соответствии с порядком приобретения лекарственных средств, который           
устанавливается Правительством Российской Федерации.                            
                                                                                
В рамках программы "14 ВЗН" ежегодно фиксируется прирост численности больных,   
связанный в том числе с увеличением продолжительности жизни пациентов,          
напрямую зависящей от их бесперебойного лекарственного обеспечения.             
Численность пациентов, обеспечиваемых по указанной программе, только с 2021     
года выросла на 22 тысячи человек и составляет на сегодняшний день 250 тысяч    
человек, из них 20,4 тысячи - это дети в возрасте от нуля до 18 лет. Хотелось   
бы отметить, что количество пациентов по отдельным нозологиям составляет до     
90-99 процентов от общего количества пациентов, получающих лечение.             
                                                                                
Ежегодно на реализацию программы "14 ВЗН" в федеральном бюджете                 
предусматриваются средства в объёме свыше 66 миллиардов рублей, при этом        
закупки лекарственных препаратов для детей составляют до 30 процентов затрат    
от общего количества закупаемых препаратов.                                     
                                                                                
В настоящее время подведомственные Министерству здравоохранения Российской      
Федерации казённые учреждения, на которые Правительством Российской Федерации   
возложено обеспечение закупки лекарственных препаратов по отдельным             
категориям граждан... В соответствии с законом "Об основах охраны здоровья      
граждан..." все пациенты учитываются в специальном федеральном регистре. На     
основании сведений данного регистра субъекты Российской Федерации формируют     
заявки на поставку лекарственных препаратов, которые в свою очередь             
утверждаются комиссией Министерства здравоохранения. С помощью данного          
информационного ресурса осуществляется мониторинг и учёт лекарственных          
препаратов, а также оценивается обеспеченность пациентов препаратами.           
                                                                                
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 января 2021 года   
"О создании Фонда поддержки детей с тяжёлыми жизнеугрожающими и хроническими    
заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, "Круг добра"      
основной целью деятельности данного фонда является реализация дополнительного   
механизма организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи     
детям с тяжёлыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, обеспечение     
таких детей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе    
незарегистрированными в Российской Федерации, а также обеспечение их            
техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень       
реабилитационных мероприятий. Заболевания, включённые в программу "14 ВЗН",     
относятся к категории тяжёлых жизнеугрожающих и хронических заболеваний, в      
связи с этим законопроектом предусматривается обеспечение детей по программе    
"14 ВЗН" лекарственными препаратами за счёт бюджетных ассигнований,             
предусмотренных в федеральном бюджете для нужд фонда. Таким образом,            
увеличивается финансовое обеспечение программы "14 ВЗН" в объёме 21 миллиард    
рублей ежегодно.                                                                
                                                                                
Чтобы сохранить доказавший свою эффективность и оперативность механизм          
лекарственного обеспечения детей по программе "14 ВЗН", Министерство            
здравоохранения совместно с фондом "Круг добра" в настоящее время готовит       
изменения в действующие нормативные правовые акты, которые регулируют           
деятельность фонда, в том числе вносятся поправки в указ президента о           
создании фонда. Фонду будет предоставлен доступ к федеральному регистру, фонд   
будет принимать участие в рассмотрении заявок регионов на поставку              
лекарственных препаратов, а также в осуществлении мониторинга обеспеченности    
детей лекарственными препаратами.                                               
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Александра Петровича Петрова.                                          
                                                                                
ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассматриваем     
законопроект, который распределяет функции и задачи между фондом "Круг добра"   
и федеральным бюджетом: взрослая категория, с 18 лет, - федеральный бюджет,     
дети - фонд "Круг добра". Деньги большие, в федеральном бюджете на 2023 год     
предусмотрено, если я не ошибаюсь, 67 миллиардов рублей. И это как раз про те   
уколы, когда одна инъекция стоит 170 миллионов рублей, когда курс лечения       
тяжелобольных детей, практически безнадёжных иногда, - 70 миллионов рублей.     
Много споров и самые большие обсуждения в социальных сетях, но мы с вами        
сегодня принимаем серьёзное решение по распределению, где государство           
занимается, где занимается "Круг добра".                                        
                                                                                
Речь идёт, конечно, прежде всего о тяжёлых и жизнеугрожающих состояниях. 14     
высокозатратных нозологий взял на себя федеральный бюджет - помните, мы         
начинали с вами с 7 высокозатратных нозологий, потом мы в 2019 и в 2020 годах   
увеличивали. Конечно, нам, как Комитету по охране здоровья, очень хочется,      
чтобы расширение было дальше на федеральный бюджет, потому что бюджеты          
субъектов Российской Федерации несут большую нагрузку: там сегодня, по-моему,   
больше 20 нозологий, и это очень тяжело для некоторых субъектов, а для          
некоторых вообще неподъёмно. Я верю, что придёт светлый день, когда всё-таки    
всё будет за счёт федерального бюджета по этой нагрузке. На самом деле очень    
сложная ситуация, иногда один орфанный ребёнок забирает 30-40 процентов         
регионального бюджета на здравоохранение, это на самом деле сложно.             
                                                                                
Я считаю, что нам с вами нужно поддержать. Комитет по охране здоровья принял    
это решение единогласно, поддержали и Комитет по бюджету и налогам, и Комитет   
Совета Федерации по социальной политике, Счётная палата поддерживает            
законопроект. Мы рекомендуем Государственной Думе принять его в первом          
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, вопросы есть? Есть.                                                    
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Арефьев Николай Васильевич.                                                     
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Вопрос Наталье Александровне.                                                   
                                                                                
Наталья Александровна, год назад Государственная Дума приняла закон о           
прогрессивном подоходном налоге - на 2 процента выше на сверхдоходы. Весь       
этот налог предусматривалось использовать как раз на детей с орфанными          
заболеваниями. Судя по пояснительной записке и по финансово-экономическому      
обоснованию, этот налог должен был составить 67 миллиардов в прошлом году, на   
самом деле собрали 87 миллиардов, истратили, если не ошибаюсь, где-то 12        
миллиардов. Скажите, пожалуйста, куда эти деньги делись и почему они не         
используются по назначению, как было записано в законе?                         
                                                                                
ХОРОВА Н. А. Спасибо за вопрос. В прошлом году остаток неиспользованных         
средств составил 44 миллиарда рублей. Он в полном объёме был передан в бюджет   
фонда "Круг добра" в виде гранта, и сейчас он находится там. Никакого           
перераспределения не было.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич.                                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемая Наталья Александровна, фактически мой вопрос уже задал   
Николай Васильевич Арефьев, хотя мы не договаривались. Но мой вопрос: если мы   
наблюдаем, что называется, профицит бюджета фонда "Круг добра", то почему мы    
наблюдаем и другое явление - периодически в регионах стараются                  
воспользоваться дженериками, более дешёвыми средствами, для помощи в том        
числе детям, хотя доктора говорят, что нужны более дорогие, более современные   
средства? Я лично обращался по этому поводу.                                    
                                                                                
ХОРОВА Н. А. "Круг добра" обеспечивается лекарственными препаратами,            
оказывается медицинская помощь определённому кругу, и данная категория          
обеспечивается по заявкам субъектов Российской Федерации по решению             
экспертного совета в составе фонда "Круг добра". По итогам 2021 года            
лекарственными препаратами было обеспечено 2085 детей, и на сегодняшний день,   
по итогам текущего периода данного года, тоже уже обеспечено свыше 2 тысяч      
детей. Все дети, по которым есть заявки из субъектов, полностью обеспечены.     
                                                                                
Сейчас мы вносим изменения в нормативно-правовую базу, и будет осуществляться   
закупка лекарственных препаратов в том числе для неограниченного круга лиц,     
что позволит создавать запасы лекарственных препаратов.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                   
                                                                                
Уважаемая Наталья Александровна, я всё-таки уточню вопрос. Профицит             
действительно сформировался, в этом году 40 миллиардов останется по налогу, о   
котором мы говорили, по будущему году - почти 80 миллиардов, на сегодня не      
распределено. У Министерства здравоохранения, у Правительства Российской        
Федерации есть понимание того, куда эти деньги можно истратить? Потому что      
опять их отложить, чтобы они лежали мёртвым грузом и не работали, будет         
неправильно. До этого у нас денег не было на лекарства категорически, мы их     
разыскивали, теперь их много, но они вот так лежат и ждут светлого какого-то    
там решения, я не знаю, в то время как у регионов ситуация очень тяжёлая        
действительно, Александр Петрович про это говорил, в том числе по ряду          
орфанных заболеваний.                                                           
                                                                                
ХОРОВА Н. А. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Я хотела бы сказать,      
что фонд начал свою деятельность с середины прошлого года. На данный момент     
через фонд "Круг добра" закупаются незарегистрированные препараты, а через,     
как я уже говорила, казённые учреждения - зарегистрированные препараты на       
детей, по которым принято решение экспертным советом. На данный момент это      
уже 57 заболеваний, 51 наименование лекарственных средств и 7 видов             
медицинских изделий, которые закупаются для обеспечения данной категории        
граждан.                                                                        
                                                                                
Мы говорим о том, что средства не используются, - я хотела бы сказать, что      
идёт наращивание в зависимости от включения в перечень заболеваний новых        
видов. Кроме того, мы сегодня, рассматривая поправку к 323-му федеральному      
закону, говорим, что часть средств, которые поступают от подоходного налога,    
в объёме вот сейчас 21 миллиарда рублей, будет направлена на обеспечение        
детей, которые входят в круг программы "14 ВЗН".                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич.                                      
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемая Наталья Александровна, как я понял, для лечения этих 14 наиболее      
затратных нозологий выделяются средства не только на лекарственные средства,    
но и на технические средства реабилитации. Скажите, выделяются ли средства на   
обучение использованию этих ТСР?                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ХОРОВА Н. А. У нас указаны медицинские изделия, не входящие в перечень          
технических средств реабилитации, которыми обеспечиваются через Фонд            
социального страхования льготные категории.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Наталья Александровна, граждане Российской Федерации с орфанными                
заболеваниями очень сильно беспокоятся на предмет срыва поставок из-за          
санкций. Организация пациентов с орфанными заболеваниями выяснила, что на       
сегодняшний день нет ни одного международного документа, который запрещал бы    
вводить санкции на поставку медпрепаратов. Можете вы это подтвердить либо       
опровергнуть? Если это на самом деле так, нет ли смысла Правительству           
Российской Федерации выйти с инициативой рассмотреть и принять международный    
документ, чтобы именно запретить вводить санкции на поставку медпрепаратов?     
                                                                                
ХОРОВА Н. А. Относительно дефектуры, которая может возникнуть по определённым   
наименованиям лекарственных препаратов: Министерство здравоохранения с          
Росздравнадзором и с Минпромторгом очень плотно отрабатывают это. Что           
касается фонда "Круг добра", мы как раз вводим сейчас норму, о которой я        
ранее сказала, чтобы по возможности создавать резервы, то есть будем закупать   
объёмы препаратов с запасом.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич.                                 
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемая Наталья Александровна, здесь всё понятно: на 14 ВЗН      
нет денег, соответственно, часть денег берётся из "Круга добра", на детей.      
Отсюда вопрос: почему нельзя расширить перечень заболеваний, перечень           
препаратов, средств реабилитации, которые покупаются за счёт средств "Круга     
добра", и, соответственно, деньги, которые остаются, потратить на детей? Я      
уверен, что этот перечень из 57 заболеваний неисчерпывающий. Препараты по       
этим 14 заболеваниям, которые федеральный бюджет должен обеспечивать - должен   
обеспечивать: он взял на себя эти обязательства, - и дальше, пожалуйста, из     
федерального бюджета обеспечивайте! А получается, что вы экономите и            
переходите в "Круг добра". Вот поясните, пожалуйста, эту ситуацию.              
                                                                                
ХОРОВА Н. А. Фонд "Круг добра" экономит, в нём создан экспертный совет, в       
который входят представители по всем нозологиям, в том числе внештатные         
главные специалисты. Если в прошлом году было принято решение по 44             
заболеваниям, то сейчас уже по 57. И, как вы правильно сказали, список          
неограниченный, он расширяется.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста. С места.                                  
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д. Я не просто так задал вопрос, уважаемая Наталья Александровна.     
Вы даже сами сказали, что было по 40 заболеваниям, а сейчас по 57. В этом-то    
и весь смысл: достаточно много заболеваний, которые нуждаются в лечении,        
детей, которые нуждаются в лечении, соответственно, мы можем расширять этот     
список и дальше. Сделайте не 57 заболеваний, а 157 заболеваний, и тогда у вас   
денег в фонде оставаться не будет, они все будут идти на детей, которые         
нуждаются в дорогостоящем лечении. И не будут другие фонды собирать средства    
для этих детей, и не будет по телевизору сообщений с просьбой помочь ребёнку    
собрать деньги на лечение, их тоже не будет. Это всё в руках фонда, это всё в   
ваших руках тоже.                                                               
                                                                                
А 14 ВЗН из федерального бюджета и так финансируются - пусть финансируются и    
дети, и взрослые по этим нозологиям, ничего тут такого страшного нет. Найдёте   
другие источники для финансирования этой статьи бюджета.                        
                                                                                
Другое дело, если бы вы предложили, например, обязательства по ещё части        
высокозатратных нозологий из региональных бюджетов перенести на федеральные     
и, условно, взять недостающие деньги из "Круга добра". Тогда, может быть,       
понятна была бы эта инициатива, а в данном случае, честно говоря, для меня      
она непонятна. Мы, получается, из фонда "Круг добра" просто забираем часть      
денег, которые могли бы потратить на детей с другими нозологиями.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, почему этот вопрос столь важен и почему я,    
собственно, вышел на трибуну? Дело в том, что мы длительное время искали        
деньги на больных детей, на больных орфанными заболеваниями, на больных 14      
ВЗН и тому подобное. И вот уникальная ситуация, когда было принято, на мой      
взгляд, правильное решение о формировании условно прогрессивной шкалы           
налогообложения - 2 процента на богатых граждан, в том числе и на нас с вами,   
сидящих здесь. И оказалось, что по итогам этого года 40 миллиардов уже          
останется, по итогам следующего года (я говорю только о тех деньгах, которые    
уже никаким образом не будут использоваться, поскольку будут закрыты все        
потребности "Круга добра") - 80 миллиардов, то есть мы будем иметь уже 120      
миллиардов рублей, и они могут быть использованы на те цели, о которых мы       
говорим. "Круг добра" на будущий год получает трансферт - вы можете             
посмотреть - 42 миллиарда рублей, если я не ошибаюсь, из общей суммы. 120       
миллиардов рублей могут закрыть все потребности регионов по орфанным            
заболеваниям.                                                                   
                                                                                
Александр Петрович не зря вам говорил, что сегодня порядка 30-40 процентов      
всех денег, которые выделяются на бесплатные лекарства в регионах, уходят на    
финансирование закупок лекарственных препаратов для детей чаще всего или даже   
взрослых, больных орфанными заболеваниями. Сегодня есть возможность полностью   
передать финансирование этой группы на федеральный уровень, и такую поправку,   
я думаю, от нашей фракции мы подготовим, когда будем рассматривать бюджет во    
втором чтении. Но имейте в виду: замораживать просто так 120 миллиардов         
рублей, просто так оставлять их на счетах Минфина, в то время как в регионах,   
повторяю, денег остро не хватает, в то время как реально от наличия или         
отсутствия этих препаратов зависит жизнь ребёнка, совершенно неправильно!       
                                                                                
Я думаю, надо всем вместе в данном случае, независимо от партийной              
принадлежности, потребовать использования этих средств, повторяю, без ущерба    
для "Круга добра", без ущерба для тех, кого ещё выявят дополнительно и          
возьмут на своё попечение дополнительно. Деньги сегодня есть - их нужно         
использовать, нужно использовать на лечение, не собирать по SMS, устраивая      
какие-то благотворительные акции, а целевым образом использовать. Несмотря на   
то что Андрей Михайлович Макаров был против, говорил о том, что у нас якобы     
нет целевых денег, эти деньги целевые, это оговаривалось и когда указ           
президента издавался, и когда мы вносили соответствующие изменения в            
Бюджетный кодекс, что эти 2 процента идут на лекарственное обеспечение и        
обеспечение медицинскими изделиями как раз больных детей, ну и в принципе       
больных, можно сказать, орфанными заболеваниями и всех прочих. Этот источник    
есть - и он должен работать! Так же, как и в будущем году появится новый        
источник - это акциз на сахаросодержащие напитки. Я напомню, соберут 35         
миллиардов, но Минфин возвращает Минздраву только 10. Спрашивается: почему?     
Где ещё 25? Почему их не вернуть полностью сюда, на наше здравоохранение,       
которое, несмотря на заявление о хорошем росте в сравнении с 2019 годом,        
сегодня недофинансируется, остро недофинансируется? Это важно, попрошу, ещё     
раз говорю, рассмотреть этот вопрос. Не важно, кто это внесёт и как это будет   
сделано, но ко второму чтению эти 120 миллиардов рублей, которые реально        
есть, надо распределить по целевому назначению.                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванинский Олег Иванович.                                 
                                                                                
ИВАНИНСКИЙ О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Судя по дискуссии, которая   
жарко разгорелась, все мы понимаем актуальность проблемы. У нас в зале, к       
сожалению, сегодня нет нашего уважаемого коллеги Александра Григорьевича        
Румянцева, руководителя экспертного совета "Круга добра", он, наверное,         
поддержал бы нас сегодня в этой необходимости.                                  
                                                                                
Хорошо сказал Леонид Михайлович Рошаль, что, дескать, не собирайте деньги по    
телевизору, не делайте этого, пожалуйста, а давайте передадим дело              
профессионалам, чтобы определили, кому нужен препарат, какой стоимости. И для   
этого сегодня реализуется программа "14 ВЗН" - абсолютно правильное и мудрое    
решение, которое сняло нагрузку с региональных бюджетов, - как бывший министр   
здравоохранения могу это подтвердить.                                           
                                                                                
И наша задача сегодня, коллеги, максимально обеспечить всех детей               
необходимым. Много на здравоохранении спекуляций, много не совсем корректной    
постановки цифр. У меня убедительная просьба, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит    
и другие фракции поддержать и проголосовать за.                                 
                                                                                
Спасибо. (Аплодисменты.)                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Небольшой комментарий. Вот ровно тому, о чём вы говорите, посвящён этот         
законопроект. Есть лишние деньги в фонде "Круг добра", их предлагается          
направить на 14 нозологий. Это абсолютно правильно и как раз будет              
способствовать использованию вот тех средств, которые накопились в фонде.       
                                                                                
Вопрос у меня в другом немножко. Дело в том, что процедура закупки, которой     
фонд пользуется, индивидуальная по каждому ребёнку, а здесь пойдёт речь о       
том, что будут закупаться лекарства для тысяч детей по 14 нозологиям. Вот       
здесь ко второму чтению нужно, чтобы министерство подготовило проекты           
нормативных актов, как это будет происходить, потому что фонд с этим не         
справится: он просто не в состоянии будет купить для такого количества детей    
по тем процедурам, которые предусмотрены в фонде, эти лекарства. Поэтому у      
меня просьба и к комитету, и к Минздраву, чтобы вы ко второму чтению            
подготовили проекты нормативных актов. Очевидно, что в бюджетной                
классификации тоже надо будет соответствующим образом эти деньги расписать по   
статьям, что закупается по орфанным заболеваниям, что по этим 14 нозологиям     
для детей от нуля до 18 лет. А средства-то будут потрачены - здесь вопроса      
нет, и, конечно, все они пойдут на больных детей.                               
                                                                                
Коллеги, представители президента, правительства? Заключительное слово? Нет.    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской              
Федерации", пункт 17.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              386 чел.85,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    386 чел.                                          
Не голосовало                  64 чел.14,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.