Заседание № 80
О проекте федерального закона № 201626-8 "О внесении изменений в статьи 10 и 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (о продлении срока предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и об уточнении отдельных положений).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 7-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 10 и 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", третье чтение. Доклад Тамары Ивановны Фроловой. Пожалуйста, Тамара Ивановна. ФРОЛОВА Т. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект готов к принятию в третьем чтении. Замечаний у Правового управления Аппарата Государственной Думы нет. Прошу поддержать законопроект в третьем чтении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 21 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 78
О проекте федерального закона № 201626-8 "О внесении изменений в статьи 10 и 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (о продлении срока предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и об уточнении отдельных положений; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 10 и 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Леонид Анатольевич Огуль, пожалуйста. ОГУЛЬ Л. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 26 октября. Напомню, что в нём продлеваются до 2025 года два трансферта из бюджета Федерального фонда ОМС - на ликвидацию кадрового дефицита и на стимулирующие выплаты за выявление онкологических заболеваний. Ко второму чтению к законопроекту поступило три технических поправки, они включены в таблицу № 1 и рекомендуются к принятию. Поправок, рекомендованных к отклонению, нет. У Правового управления Аппарата Государственной Думы правовых замечаний нет. ГПУ Президента Российской Федерации также не имеет замечаний. Уважаемые коллеги, Комитет по охране здоровья просит вас в установленном порядке рассмотреть таблицу поправок № 1 и поддержать принятие законопроекта во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 22 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 48 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принят во втором чтении единогласно. Микрофон на трибуне включите. ОГУЛЬ Л. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет просит включить законопроект в проект порядка работы Государственной Думы на 24 ноября для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? Включаем.
Заседание № 70
О проекте федерального закона № 201626-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (о продлении срока предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и об уточнении отдельных положений).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Илья Валерьевич Баланин. БАЛАНИН И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Проектом федерального закона предусматривается продление срока действия положений частей 27 и 28 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" на 2025 год в связи с реализацией национального проекта "Здравоохранение" в части ликвидации кадрового дефицита врачей и среднего медицинского персонала в медицинских организациях и реализацией поручений Правительства Российской Федерации по осуществлению денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения. Целью законопроекта также является синхронизация положений статьи 10 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" с нормами статей 420 и 421 Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения перечня договоров для отнесения граждан к застрахованным работающим лицам. Прошу поддержать проект федерального закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Леонид Анатольевич Огуль. ОГУЛЬ Л. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по охране здоровья рассмотрел данный законопроект, единогласно поддержал его. Законопроект решает два важных вопроса. Во-первых, в нём приводится в соответствие с Налоговым кодексом перечень договоров, по которым физические лица получают выплаты и вознаграждения и являются застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, это в принципе технический момент. И во-вторых, законопроектом продлеваются на 2025 год трансферты регионам на ликвидацию кадрового дефицита в медицинских организациях и на стимулирование медработников выявлять онкологию в ходе диспансеризации и профосмотров. У нашего комитета есть предложения ко второму чтению, которые касаются законопроекта о бюджете фонда ОМС. Сейчас в нём не отражены эти два вида трансфертов, которые идут из нормированного страхового запаса. Предлагаем отразить эти два направления расходов ко второму чтению в текстовой статье. Законопроект прошёл рассылку в установленном порядке. Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует законопроект к принятию в первом чтении. Счётная палата Российской Федерации не имеет замечаний по данному законопроекту. От субъектов Российской Федерации поступают положительные отзывы. Комитет по охране здоровья поддерживает законопроект и предлагает его принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Анатольевич. Коллеги, сегодня у Леонида Анатольевича день рождения. Давайте мы его поздравим с днём рождения! (Аплодисменты.) Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Илья Валерьевич, всё-таки вопрос смысла существования вот этих двух трансфертов? Исполнение по одному из них, по раннему выявлению онкологических заболеваний, составляет стабильно 0,3-0,5 процента, я не оговорился, именно столько процентов, насколько оно выполняется в течение года, исполнение по другому, по стимулированию кадрового потенциала, - соответственно, ну, с трудом, я думаю, в этом году вы натянете на 23-24 процента. Какой смысл их растягивать на 2025 год, если, на мой взгляд, они неэффективны на сегодняшний день и требуют кардинального пересмотра, во всяком случае условия предоставления этих выплат, либо увеличения? БАЛАНИН И. В. Уважаемый Алексей Владимирович, что касается кадрового потенциала, за девять месяцев уже порядка 24 процентов медработников, врачей, от плана привлечено, в том числе с учётом этого механизма, и порядка 21 процента среднего персонала. То есть данные доплаты точно стимулируют привлечение работников в нашу систему здравоохранения, поэтому мы и предложили продлить действие данных доплат в том числе на 2025 год. Что касается доплат за выявление онкологических заболеваний, мы сейчас совместно с Министерством здравоохранения провели, скажем так, анализ причин, почему не так массово происходит использование данного механизма. Есть вопросы у медицинских работников по сроку, установленному сейчас для постановки на диспансерный учёт в онкодиспансере, то есть не укладываются в установленный срок. Мы сейчас прорабатываем вопрос, чтобы этот срок несколько раздвинуть, что приведёт, с нашей точки зрения, в том числе к более полному использованию средств и к более полному проведению доплат. В целом также этот механизм, мы считаем, необходимо сохранять, поэтому предложили в том числе на 2025 год его действие продлить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Илья Валерьевич, действительно, на протяжении многих лет, последних по крайней мере, так и не удаётся решить проблему: ликвидировать кадровый дефицит в городских и особенно в сельских больницах, не хватает и врачей, и среднего медицинского персонала. Понятно, что за один день эту проблему не решить, но всё-таки что, по мнению фонда, больше всего отталкивает медицинских работников от того, чтобы пойти на эту работу, - либо низкая заработная плата, либо тяжёлые условия труда, либо всё-таки избыточная отчётность, колоссальная нагрузка, когда больше занимаются писаниной и меньше занимаются пациентами? БАЛАНИН И. В. Спасибо за вопрос, Ольга Николаевна. Ну, что касается оплаты труда, вы знаете, у нас это установлено указами президента в отношении медицинских работников. И мы контролируем выполнение данных указов не только в городских учреждениях здравоохранения, но и в расположенных в сельской местности, поэтому условия в части оплаты труда в принципе идентичны. Что касается, как вы говорите, отчётности, мы также совместно с Министерством здравоохранения развиваем свои информационные системы, чтобы снизить как раз вот эту нагрузку на медицинских работников, переведя как можно больше отчётов, учётных форм на заполнение именно в информационной системе в автоматическом режиме. Здесь, наверное, комплекс вопросов - то, о чём вы сказали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Илья Валерьевич, насколько такой избирательный способ стимулирования кадрового дефицита эффективен? Количества специалистов-онкологов, как здесь было сказано, крайне недостаточно. Не оголяем ли мы таким решением другие направления медицины, создавая там такой же кадровый дефицит? Почему вы считаете, что только онкологическое направление нуждается в поддержке? Почему бы к решению этой проблемы нам не подойти более системно? БАЛАНИН И. В. Вячеслав Михайлович, что касается кадрового дефицита, этой доплаты, то это не только в отношении врачей-онкологов, но и в части врачей любой специальности и среднего медперсонала также разнонаправленного. В целом это точно стимулирует привлечение кадров в систему здравоохранения, я уже цифры называл, мы видим это и в текущем году. А онкологические доплаты также стимулируют более качественно проводить медицинские осмотры и, если у медицинского работника есть хоть какое-то, небольшое подозрение на возможное онкологическое заболевание у пациента, направлять уже непосредственно на осмотр в онкологический диспансер, чтобы были проведены комплексные исследования. Вот суть этой доплаты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. Приготовиться Тамаре Ивановне Фроловой. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, на самом деле выплаты красиво называются и, в общем-то, вроде должны стимулировать. Например, выплата за выявление онкологических заболеваний на ранних стадиях - хорошая выплата: выявил - деньги получил, всё хорошо, повысил своё, так сказать, материальное положение. Однако по факту получается следующее: во-первых, выплата составляет 250 рублей; во-вторых, чтобы её получить, надо заполнить кучу бумаг; в-третьих, надо попасть вот в это окно двухнедельное, то есть чтобы человек ещё встал на учёт в соответствующее время. Ну и после того, как это всё сделают некоторые из медицинских работников, естественно, пропадает желание что-либо делать дальше. Есть регионы - целые регионы, - которые вообще ни одного медицинского работника на выплату не подали за всё это время. Я вам не зря сказал, что исполнение - 0,3 процента. Вдумайтесь, фонд закладывает миллиарды рублей, а исполнение - 0,3 процента, и это в течение трёх лет последних. Практически ничего не меняется, и никто ничего не хочет менять. Я думаю, эти 250 рублей, даже если чуть-чуть облегчат, в данном случае не сильно изменят ситуацию, ну, или механизм. Это первое. Второе, что касается стимулирования привлечения новых сотрудников. На самом деле к зарплате сотрудников это никакого отношения не имеет - это возможность лечебному учреждению получить дополнительные деньги в фонд оплаты труда в целом благодаря разнице между теми, кто уволился и кто пришёл. Вот если больше пришло, чем уволилось, тогда учреждение эти деньги получит, а если нет, то, соответственно, кто бы ни пришёл - молодые специалисты и другие, а пенсионеры уволились, - никаких выплат и дополнительных средств не получит. И здесь освоение тоже низкое, ну, чуть повыше стало: было где-то 10 процентов, стало 15 процентов, сейчас - 24 процента. Регионы заявляют о нехватке 120 тысяч медицинских специалистов реально для выплаты, эту выплату рассчитывают на 120 тысяч, по факту они набирают 20 тысяч и получают эти деньги. Что сегодня делают эти выплаты? Они создают резерв, на мой взгляд и на взгляд нашей фракции, резерв у фонда, который всегда будет, да? Вот он красиво называется - на онкологию, и лежит несколько миллиардов рублей. Вот он есть, красиво называется - на стимулирование кадрового состава, и лежит. Только в конце года они все не исполняются, мы их в своём НСЗ оставляем на всякий случай: а вдруг что произойдёт? И по сути этот же резерв без сильных перестановок нам предлагают оставить на 2025 год. Без изменения механизма - а этот механизм должен быть простой, чёткий и понятный, - без того, чтобы эти средства осваивались, это превращается просто в такую дополнительную возможность, или дополнительный источник, для фонда обязательного медицинского страхования, ну, на всякий случай, может, закрыть какие-то свои проблемы в ходе исполнения бюджета. Мы не будем голосовать, потому что в том варианте, в котором эти выплаты существуют, повторяю, они не решают тех проблем, о которых заявляется, несмотря на красивые названия. Изменится механизм - тогда посмотрим, как это будет выглядеть, а пока это опять же просто резерв фонда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фролова Тамара Ивановна. ФРОЛОВА Т. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, я удивляюсь, Алексей Владимирович, вам, что вы сейчас выступаете и говорите такие вещи, не совсем правильные. Прежде всего, в апреле этого года приказом Министерства здравоохранения приняты соответствующие меры, чтобы расширить перечень и медицинских специальностей, и лечебных учреждений в целях получения этих выплат. Если раньше стимулирующие выплаты на оплату труда и среднего медперсонала, и врачей получало только первичное звено, то теперь это и отделения скорой медицинской помощи, и больницы, и даже медико-санитарные части. Так что меры принимаются, я думаю, что средства на систему оплаты труда, этот дополнительный источник к взносам по системе ОМС, дополнительный финансовый ресурс, используются, меры по освоению приняты. Теперь по показателю раннего выявления онкозаболеваний. Это опять же дополнительные финансовые ресурсы - как можно за них не голосовать? Использование этих денег, и одного источника, и второго источника, носит заявительный характер, они ни в коем случае не блуждают из федерального фонда в территориальный фонд. Эти финансовые средства как были, так и остаются в бюджете федерального фонда. При планировании бюджета на последующий год они не аннулируются Минфином, они остаются опять в последующем бюджете фондов, и это ни в коем случае не ухудшает ни положение медицинских лечебных учреждений, ни оказание медицинской помощи. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет, безусловно, поддерживать данный законопроект, потому что он улучшает положение медицины в целом во всей стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Илья Валерьевич, у вас есть возможность выступить с заключительным словом, если есть необходимость. Нет необходимости. Леонид Анатольевич? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 32 мин. 54 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.