Заседание № 78

22.11.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 201625-8 "О приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в части порядка установления величины прожиточного минимума на 2023 и 2024 годы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5709 по 5777 из 7897
Переходим к рассмотрению 14-го вопроса. О проекте федерального закона "О        
приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О    
прожиточном минимуме в Российской Федерации", второе чтение.                    
                                                                                
Пожалуйста, Екатерина Петровна Стенякина.                                       
                                                                                
СТЕНЯКИНА Е. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Хочу напомнить, что           
законопроектом предусматривается до 1 января 2024 года приостановить            
применение механизма установления величины прожиточного минимума исходя из      
величины медианного среднедушевого дохода и их процентного соотношения.         
Согласно проектируемым нормам на 2023-2024 год величина прожиточного минимума   
в целом по Российской Федерации на душу населения и по основным                 
социально-демографическим группам населения будет установлена федеральным       
законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый   
период. На 2023 год величина прожиточного минимума на душу населения в целом    
по Российской Федерации устанавливается в размере 14 375 рублей, для            
трудоспособного населения - 15 669 рублей, для пенсионеров - 12 363 рубля,      
для детей - 13 944 рубля.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, к проекту поступила одна техническая поправка, которая       
содержится в таблице № 1.                                                       
                                                                                
У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по               
законопроекту не имеется.                                                       
                                                                                
Комитет по труду рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект   
во втором чтении с учётом таблицы поправок.                                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли по таблице поправок какие-то вопросы, замечания? Нет.          
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 48 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              366 чел.81,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   18 чел.4,0 %                                     
Голосовало                    384 чел.                                          
Не голосовало                  66 чел.14,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона, пункт 14.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 48 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   16 чел.3,6 %                                     
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5908 по 5912 из 7897
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Комитет         
просит законопроект под пунктом 14, который мы рассмотрели во втором чтении,    
на третье чтение поставить на завтра.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? Включаем.                   

Заседание № 70

26.10.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 201625-8 "О приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в части порядка установления величины прожиточного минимума на 2023 и 2024 годы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4398 по 4603 из 6739
Переходим к рассмотрению 14-го вопроса. О проекте федерального закона "О        
приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О    
прожиточном минимуме в Российской Федерации". Докладывает официальный           
представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра труда и      
социальной защиты Андрей Николаевич Пудов.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Николаевич.                                                  
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект           
разработан в целях установления прожиточного минимума на 2023 и 2024 годы с     
учётом высоких темпов уровня инфляции, которые опережали темпы роста            
среднедушевого медианного дохода.                                               
                                                                                
В складывающихся макроэкономических условиях действующая методика               
установления прожиточного минимума - в соответствии с медианным доходом - не    
может быть использована, потому что она приводит к занижению величины           
прожиточного минимума. В связи с этим законопроектом предлагается               
приостановить действие положения закона "О прожиточном минимуме..." на          
двухлетний период. Соответственно, прожиточный минимум на 2023-2024 годы        
предлагается устанавливать законом о бюджете исходя из прогнозируемой границы   
бедности, рассчитываемой Росстатом. На 2023 год ПМ на душу населения составит   
14 375 рублей. С учётом произведённого повышения с 1 июня совокупное            
повышение составит 13,6 процента. Напомню, что прогнозируемый по итогам 2022    
года ИПЦ составляет 12,4 процента. Таким образом, совокупные темпы роста        
базовых социальных гарантий будут выше прогнозируемой инфляции. Такое           
увеличение прожиточного минимума в особом порядке позволит обеспечить           
социальные гарантии гражданам в условиях роста цен.                             
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Николаевич.                               
                                                                                
С содокладом выступает Екатерина Петровна Стенякина.                            
                                                                                
СТЕНЯКИНА Е. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Комитетом Государственной Думы     
по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрен проект               
федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений статьи 4    
Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".            
Докладчик уже остановился на его проектируемых нормах, хочу заметить, что       
средства на реализацию законопроекта запланированы в проекте федерального       
закона, дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской        
Федерации не потребуется. Также следует обратить внимание, что указанные        
положения статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме..." уже          
приостанавливались до 1 января 2022 года федеральным законом от 6 декабря       
2021 года.                                                                      
                                                                                
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального     
характера по проекту федерального закона не имеет. Комитет Совета Федерации     
по социальной политике поддерживает концепцию федерального закона. Счётная      
палата Российской Федерации замечаний и предложений по законопроекту также не   
имеет.                                                                          
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной          
политике и делам ветеранов поддерживает данный проект федерального закона и     
рекомендует его к принятию в первом чтении.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Екатерина Петровна.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович.                                                    
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Андрей Николаевич, я, может быть, не расслышал. В пояснительной       
записке вы ссылаетесь на прогнозируемые инфляционные показатели 2022-2024       
годов, но не называете их. Если не назвали, то, пожалуйста, назовите цифру.     
Правильно я понимаю, что приостановка действующих норм ухудшает социальный      
уровень населения? И если да, то почему мы не можем покрыть затраты за счёт     
ФНБ? Сегодня очень многое уже говорилось о Фонде национального                  
благосостояния.                                                                 
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Вячеслав Михайлович, спасибо за вопрос. В докладе я назвал цифры,   
цифры касаются как раз крайне важного момента - сразу отвечу и на вторую        
часть вопроса. У нас рост ПМ идёт на 13,6 процентного пункта относительно       
уровня прошлого года, прогнозируемая инфляция у нас с вами была 12,4. То есть   
это выше, чем инфляция.                                                         
                                                                                
Соответственно, почему мы приостанавливаем? Потому что, если применять          
методику, мы с вами в 2023 году получили бы ПМ ниже, чем тот, который я         
сейчас вам назвал, на 1078 рублей, - именно потому, что медианный доход         
растёт не теми темпами, какими растёт инфляция. В этом главный смысл и логика   
данного законопроекта, который предлагается на рассмотрение.                    
                                                                                
Поэтому ответ очевидный: это для людей и во имя людей, потому что это больше,   
чем то значение, которое было бы в результате действия норм закона.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                       
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Андрей Николаевич, конечно, законопроект нужно           
поддерживать, но, если вы помните, мы много раз говорили, что при падении       
реальных доходов, в ситуации, когда инфляция будет выше роста медианного        
дохода или медианной заработной платы, закон обязательно будет приводить к      
снижению прожиточного минимума.                                                 
                                                                                
Вопрос: не думаете ли вы, что вообще надо от этого подхода отказаться либо      
как минимум переходить на условные евростандарты и поднимать соотношение до     
60 процентов?                                                                   
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Олег Николаевич. Тезис первый. Мы считаем, что   
в долгосрочной перспективе (мы понимаем, что сегодня сложная                    
социально-экономическая ситуация) показатель темпа роста медианного дохода      
действительно ниже, чем темпы роста инфляции, - это не стандарт. То есть в      
нормальном долгосрочном прогнозе (и этому есть подтверждение в наших            
расчётах) этот показатель, медианный доход, растёт быстрее. Поэтому это         
правильная методика, мы настаиваем на том, что она должна сохранить своё        
действие.                                                                       
                                                                                
А что касается пересмотра значений показателя, то в принципе - и тогда          
говорили, в момент принятия закона, и сейчас мы говорим - вот это значение      
соотношения с медианной заработной платой, 44,2, можно менять. Напомню, мы      
договорились, обозначили в законе пятилетний период наблюдения, в рамках        
которого можно к этому вопросу подойти. Сейчас законопроектом предлагается      
более быстрый темп роста ПМ, чем предусмотрено методикой. Поэтому, когда        
ситуация будет более стабильной, конечно, мы сможем пересмотреть, в том числе   
подойти к вопросу о рассмотрении соотношения с медианным доходом.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Андрей Николаевич, было протокольное поручение Государственной Думы, уже        
прошло несколько месяцев, если вы помните, Валерий Карлович Гартунг             
инициировал такое обращение, в котором мы просили всё-таки представить          
величину прожиточного минимума, исчисляемую на основе потребительской           
корзины. Вот всё-таки инфляция, суперинфляция или недоинфляция... ну, вот это   
один показатель - на основе потребительской корзины. Самый правильный способ    
посчитать прожиточный минимум - это взять потребительскую корзину, которую вы   
почему-то вот так отвергли, и представить нам ну вот такой контрольный          
вариант оценки этого важнейшего показателя, что, по вашей информации, сегодня   
представляет собой вот такая потребительская корзина.                           
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Олег Анатольевич. Мы обещание сдержали, письмо   
у меня в бумажном виде на руках, в СЭД оно к вам тоже должно дойти. Надо,       
чтобы вы посмотрели, если что, вот дубликат у меня в руках.                     
                                                                                
Значит, мы посмотрели на основании тех значений корзины, которые были у нас     
на 2021 год, вы помните, это последний раз, когда она считалась... И вот,       
если считать на основании данных той корзины и на основании данных Росстата о   
среднегодовой величине ПМ с учётом того, что мы с 2021 годом соотносимся,       
величина ПМ на душу населения составила бы 12 556 рублей. Ну, это ниже, чем     
то значение, которое мы предложили. В письменно ответе, который мы вам          
отправили, это есть. И там ответ также в адрес ещё двух депутатов, таких было   
три запроса. Я процитировал ответ из письма.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Андрей Николаевич, вот надо было 42, точнее, по закону 42, а     
получается 44,2. Так почему в закон не внести изменения, вместо того чтобы      
приостанавливать на 2023-2024 годы и столкнуться, грубо говоря, в 2025-м с      
тем, что придётся индексировать гораздо меньше уровня инфляции и ещё            
подходить к одному такому блоку? Почему сейчас нельзя внести изменения и        
поднять, скажем так, до медианного уровня 44,2, который у вас сейчас            
получается в расчётах, а не оставлять 42 в замороженном варианте?               
                                                                                
ПУДОВ А. Н. Алексей Владимирович, я в принципе уже дал чуть раньше ответ, но    
я всё равно готов ещё раз дать комментарий.                                     
                                                                                
Смысл, как я уже сказал, в следующем. Эта модель расчёта ПМ на основании        
медианного дохода работает на тех долгосрочных показателях, которые носят       
стабильный характер. У нас сейчас ситуация сложная в социально-экономическом    
плане, и она как раз говорит о том, что у нас инфляция реально резко            
оторвалась от показателей, которые были в макроэкономическом прогнозе и         
проекте, которые мы с вами рассматривали в тех условиях. В этих условиях, в     
этом контексте, когда ситуация носит в социально-экономическом плане менее      
стабильный характер, изменять это значение - это, значит, изменять его уже      
навсегда, на будущее, впредь, его же потом нельзя будет уменьшить, оно может    
только расти.                                                                   
                                                                                
Мы исходим из того, что надо немного, как я уже раньше сказал... У нас есть     
пятилетний период в законопроекте, извините, в законе теперь уже это есть,      
пятилетний период, чтобы посмотреть, период наблюдения должен быть более        
долгосрочным, тогда это позволит нам подойти к пересмотру, но не сейчас.        
Сейчас не то время, не те условия, не то социально-экономическое положение.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 18 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              355 чел.78,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   16 чел.3,6 %                                     
Голосовало                    371 чел.                                          
Не голосовало                  79 чел.17,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении. Спасибо.