Заседание № 68
18.10.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 201623-8 "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1206 по 2200 из 5875
Прежде чем мы начнём рассматривать данные вопросы, давайте поприветствуем Татьяну Алексеевну Голикову, она у нас участвует в рассмотрении данных законопроектов, пунктов 22 и 23, министра труда и социальной защиты, он также принимает участие в рассмотрении вопросов. (Аплодисменты.) Коллеги, 22-й вопрос, фиксированное время, о проекте федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра труда и социальной защиты Российской Федерации Андрея Николаевича Пудова. И по 23-му вопросу вы делаете доклад, совмещённый, зачитаю название вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам". Пожалуйста, Андрей Николаевич, сразу по двум вопросам, 22-му и 23-му. ПУДОВ А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроекты разработаны в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, данного в Послании Федеральному Собранию в 2020 году. В послании был сделан акцент на необходимости создать в России стройную, масштабную и, главное, эффективно работающую систему поддержки семей. Начиная с 2020 года нами сделаны последовательные шаги по исполнению поручения президента: за это время введены ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 3 до 8 лет, от 8 до 17 лет и ежемесячные выплаты беременным женщинам. Эти меры предоставляются малообеспеченным семьям при среднедушевом доходе семьи менее одного прожиточного минимума на душу населения. При назначении применяется комплексная оценка нуждаемости, но при этом все выплаты предоставляются на принципах социального казначейства, то есть по одному заявлению и на одинаковых условиях в целом по Российской Федерации. Таким образом, за два года выстроена система поддержки нуждающихся семей с детьми в возрасте от 3 до 17 лет. Что же касается поддержки семей с детьми в возрасте до 3 лет, здесь, к сожалению, отсутствует единство подходов. Например, при рождении второго ребёнка предоставляются средства только из материнского капитала, если же семья потратила материнский капитал на жильё (ипотека), то у неё вообще нет никакой поддержки. Пособие на третьего ребёнка предоставляется по правилам субъектов и не во всех регионах. На некоторых территориях выплата предоставляется только при рождении третьего ребёнка, а где-то и при рождении последующих детей, но есть регионы, где поддержка на третьего ребёнка предоставляется, только если семья имеет статус многодетной и все трое детей несовершеннолетние. В целях реализации единого подхода при предоставлении мер поддержки нуждающимся семьям предлагается ввести с 1 января 2023 года универсальное пособие для нуждающихся беременных женщин и семей с детьми до 17 лет, объединив семь действующих мер: ежемесячное пособие беременной женщине; пособие по уходу за ребёнком до полутора лет незастрахованным гражданам; ежемесячные выплаты в связи с рождением первого, второго, третьего детей до достижения ими 3 лет, а также ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 3 до 8 лет и от 8 до 17 лет. Это позволит создать целостную систему поддержки семей, осуществляемой на принципах социального казначейства, а именно по единым правилам, по одному заявлению и по принципу одного окна. Возрастает поддержка беременных женщин. Те, кто находится в трудной ситуации, смогут получать не половину, как по действующему законодательству, а 100 процентов регионального прожиточного минимума трудоспособного. В целом по стране, напомню, это 15 700 рублей. Для семей с детьми в возрасте до 3 лет с более высокими доходами, объёмом имущества, финансовых накоплений предлагается сохранить возможность получения ежемесячной выплаты из материнского капитала в размере одного прожиточного минимума на старых условиях, то есть при среднедушевом доходе семьи менее двух ПМ и без комплексной оценки нуждаемости, и распространить такую возможность на всех детей до 3 лет независимо от очерёдности рождения. Наиболее нуждающиеся семьи с детьми до 3 лет смогут получать по выбору родителей сразу две выплаты: и универсальное пособие, и выплату из средств материнского капитала. Законопроектом-спутником вносятся симметричные нормы, предусматривающие внесение изменений в закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" и в закон о материнском капитале. Для обеспечения плавного перехода от существующих выплат к универсальному пособию для детей, которые уже получают такие выплаты или которые родятся до конца 2022 года, предусматривается сохранная норма: семьи смогут получать выплаты на старых условиях до окончания периода их назначения или до достижения ребёнком возраста 3 лет. В течение всего периода такие семьи в соответствии с законопроектом имеют право перейти на универсальное пособие. Оператором предоставления универсального пособия предлагается определить Социальный фонд России, сохранив в качестве источника финансирования как федеральный бюджет, так и региональные бюджеты. С учётом сохранной нормы объём финансового обеспечения выплаты универсального пособия в 2023 году составит 1 триллион 691 миллиард рублей. Необходимые дополнительные средства уже запланированы в проекте федерального бюджета на 2023-2025 годы. Универсальное пособие после его введения будет охватывать порядка 10 миллионов получателей - беременных женщин и семей с детьми до 17 лет. Прошу поддержать данные законопроекты. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ярослава Евгеньевича Нилова по 22-му и 23-му вопросам. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Докладчик достаточно подробно раскрыл суть предлагаемых изменений. Комитет внимательно рассмотрел и предлагает концептуально поддержать законопроект. Усиливается принцип адресности, а это базовый принцип социальной политики, это касается порядка 10 миллионов семей, имеющих детей. Действительно, систематизируется работа: сегодня какая-то выплата, какое-то пособие регулируются указами президента, что-то раскрывается нормативными правовыми актами правительства, что-то - действующим законом; сейчас всё приводится в некую универсальную систему. Комитет отразил ряд замечаний, которые будут являться основанием для доработки законопроекта ко второму чтению. В первом чтении мы призываем концептуально его поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, пожалуйста, вопросы. Адресуйте их, учитывая, что у нас здесь Татьяна Алексеевна - она пришла специально для того, чтобы, если потребуется, ответить на вопросы, - ну и, конечно, Антон Олегович Котяков, хотя можете адресовать и докладчику, и содокладчику. Говорите, кому вопрос. Включите режим записи на вопросы. Покажите, пожалуйста, список. Коломейцев Николай Васильевич. Пожалуйста, Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Андрей Николаевич, вы всё хорошо доложили и принцип "одно окно" - это правильно, но скажите (вы не ответили на заседаниях двух комитетов на один вопрос), насколько выплаты по универсальному пособию эквивалентны выплатам по тем семи, которые упраздняются? И уменьшится или увеличится число получателей в связи с нововведениями? ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич. Мы предусмотрели сохранную, переходную норму - я на этом сделал акцент и ещё раз, несколько раз готов его сделать, - которая заключается в том, что правила применения тех норм законодательства, а именно указов президента и законодательных актов субъектов, будут применяться фактически ещё три года, поэтому количество получателей не сократится, а расходы на эти цели только возрастут, то есть будут в более высоком объёме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. Подготовиться Кузнецову. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Андрей Николаевич, у нас кроме обычных семей есть приёмные. И вот, например, в Омской области на ребёнка в приёмной семье выделяется половина прожиточного минимума. Как можно содержать ребёнка на половину прожиточного минимума, я, честно говоря, плохо понимаю. Мы делали специальные запросы в адрес Правительства Российской Федерации с одним, как нам кажется, простым предложением: установить по всей стране - у нас же дети России - пособия на ребёнка в приёмных семьях не ниже прожиточного минимума по Российской Федерации, с тем чтобы регионы могли увеличивать, если у них есть финансовая возможность. Скажите, коснётся ли так или иначе этот законопроект детей, которые воспитываются в приёмных семьях? ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Олег Николаевич. Однозначно коснётся. И могу сказать, что проект закона как раз направлен на то, чтобы ситуацию, о которой вы сказали, когда всего лишь половина ПМ... Ну, напомню, это региональная мера поддержки, а сейчас мы делаем меры поддержки уже федерального уровня, которые будут определены по единым правилам, верхнеуровнево и будут определяться федеральным законом, а не подзаконными актами. Будет улучшение для этих категорий, и это распространяется также на приёмные семьи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Кузнецов Андрей Анатольевич. Подготовиться Осадчему. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Андрей Николаевич, я так понимаю, что всё-таки главным направлением этого законопроекта является создание некой удобной функции, то есть человеку не надо никуда бегать, что-то доказывать, вот он в электронном виде получает - и всё. Но вот читаю статью 3 законопроекта, пункт 2, где определяется способ подачи заявления гражданином - лично, в электронном виде или через многофункциональный центр, - ведь ему придётся самостоятельно узнавать, за счёт средств какого бюджета будет осуществляться выплата, а также о наличии специального соглашения о взаимодействии между органом, назначающим пособие, и многофункциональным центром. Как это сочетается с политикой, которую мы декларируем, что человек не должен бегать собирать справки, разбираться, в какой орган ему подавать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Андрей Анатольевич. Короткое, но смысловое пояснение заключается в следующем. В данной статье перечислены все возможные способы обращения гражданина за реализацией своего права на универсальное пособие. Главное и верхнеуровневое, на что мы больше всего ориентируемся, - это через ЕПГУ, вообще никуда идти не надо. У нас сегодня это уже реализовано, подаётся одно заявление, и там не надо выбирать, субъектовая или несубъектовая мера поддержки. Второе - это МФЦ, третье - это непосредственно территориальный орган теперь уже Фонда пенсионного и социального страхования, который будет с 1 января 2023 года оператором оказания данного вида услуг. Никакой необходимости выбора нет, в целом по Российской Федерации всё будет предоставляться унифицированно, не надо будет выбирать, к кому идти. Пособие на ребёнка будет оформляться, как я уже сказал, в режиме одного окна, в режиме одного заявления, без истребования любых других документов. Здесь всё предельно ясно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Спасибо, у меня вопрос к Андрею Николаевичу. Уважаемый Андрей Николаевич, из финансово-экономического обоснования, из текста закона следует, что примерно 15 процентов будет финансирование положений данного законопроекта из средств бюджетов регионов; по годам - 261 миллиард, 280 миллиардов и 364 миллиарда. Скажите, какой будет механизм софинансирования этих новых расходных обязательств для субъектов? Мы ведь понимаем, что они в сложном финансовом положении. ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Николай Иванович. Та же самая модель, которая есть, это постановление № 999, там определены пропорции софинансирования. Мы в настоящее время уже практически вышли на этап отработки конкретных сумм, которые будут выделяться в том числе из федерального бюджета. Как только будет подписан закон, будут подписаны соответствующие соглашения, в рамках которых и будет предоставление средств. Ещё раз, повторю: постановление, определяющее условия софинансирования, то же самое - № 999. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. Подготовиться Гартунгу. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Спасибо, Вячеслав Викторович. У меня к Татьяне Алексеевне вопрос. Уважаемая Татьяна Алексеевна, рассматривается ли вопрос о вообще беззаявительном характере назначения таких выплат? По тем правилам, которые здесь, есть заявление - за месяц получишь, а если, не дай бог, что-то там у тебя случилось, потерял время, то больше никакого права ты на вот этот ушедший месяц не получишь... Это первый момент. И второй момент - это то, что фактически отдано на откуп Правительству Российской Федерации определение условий и порядка назначения этой самой выплаты. Я напомню, что в апреле, когда впервые вводились новые условия, практически половина тех, кто раньше получал эти выплаты, их лишились. Там самые разные были моменты: два ржавых мопеда, мотоцикла числились за какой-то семьёй, и это были два транспортных средства, а в соответствии с постановлением правительства это не давало права на получение соответствующих выплат, ну и много других моментов, из-за которых резко сократилось, повторяю, практически в 2 раза по опыту моего родного региона, количество получающих эти меры поддержки. Не отразятся ли эти подзаконные правила, точнее, их скрытый характер на людях, и завтра кому-то ещё... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Алексеевна. ГОЛИКОВА Т. А., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. Добрый день! Уважаемый Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Если коротко отвечать, нет, не отразится. Почему это регулирование даёт отсылку на постановление правительства? Мы уже отработали на примере пособия на детей 3-7 лет и сейчас уже отработали на примере пособия на детей 8-17 лет все подходы. Действительно, вы абсолютно правы, сначала были такие проблемы, но как раз гибкость установления на уровне правительства позволила устранить те недоработки, которые были в процессе первого, по сути, установления такого пособия на федеральном уровне - пособия на детей 8-17 лет. Проблема также связана, уважаемые коллеги, и с тем - Андрей Николаевич говорил об этом в своём докладе, - что сегодня в законодательстве федеральном и законодательстве субъектов существуют различные условия установления тех или иных пособий. И вот то, что мы сегодня с вами обсуждаем, предполагает абсолютную унификацию при установлении этого универсального пособия, как раз чтобы людям не приходилось обращаться в различные инстанции и нарываться на те проблемы или вопросы, о которых вы только что сказали, задавая свой вопрос. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГОЛИКОВА Т. А. Пока мы не переходим на беззаявительный характер, пока одно заявление, поскольку у нас сейчас, по сути, будет проходить период становления, это же будет единое пособие, которое мы с вами будем устанавливать на долгое время. Как только мы отработаем механизм, возможно, мы с вами к этому вопросу вернёмся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. Подготовиться Арефьеву. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Андрей Николаевич, у меня несколько вопросов. Первый: а как будет применяться имущественный ценз при отборе соискателей на пособие, не будет ли это отсекательная такая функция, когда две трети ныне получающих пособия будут отсекаться? Второй вопрос. Сейчас есть нормы, по которым два прожиточных минимума используются, применяются, люди имеют право на пособие, но вот вы, отвечая на вопрос коллеги, сказали, что указы президента тоже будут действовать, - правильно ли я вас понял, услышал или нет? Вы тогда уточните. И последний вопрос: а почему до 17 лет? Очень много обращений граждан, ведь у нас в конечном итоге дети-то ещё до 18 лет несовершеннолетние, почему мы вот восемнадцатилетних исключаем? Бывает, что они ещё учатся в школе, а уже... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ПУДОВ А. Н. Спасибо, Валерий Карлович. Значит, по трём вопросам, как я запомнил. Про указы Президента Российской Федерации. Как только закон будет одобрен и подписан президентом, появятся правовые основания для их отмены, потому что все нормы, которые в проекте закона, есть в указах, их дублирование должно быть исключено. Это первое. Второе, что касается имущественного ценза. Правила определения имущества чётко расписаны в том самом проекте постановления, на котором только что был сделан акцент при ответе на предыдущий вопрос, а именно: там расписано, сколько объектов движимого и недвижимого имущества - там всё предельно чётко и понятно - может быть у человека; может быть даже два объекта недвижимого имущества, но при этом есть ограничения по метражу, они все в принципе подробно расписаны. И кстати, если уж отвечать на вопрос, где это посмотреть, - есть не только мои слова, у нас сейчас на портале "Объясняем.РФ" есть подробное разъяснение, я всем рекомендую. Вам, возможно, придётся при работе с избирателями это подробно разъяснять, и там с такими очень хорошими, подробными пояснениями по каждой позиции есть этот расклад. И третий вопрос был: почему до 17 лет? Мы исходим из того, что указом президента сегодня этот возрастной ценз определён, и мы входим в федеральный закон с этим же параметром, который есть по действующему правилу, на будущее - будем посмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Арефьев Николай Васильевич. Подготовиться Кузнецовой. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Андрей Николаевич, вопрос такой. Вот у нас все детские пособия назначались для того, чтобы стимулировать рождаемость в нашей стране. Теперь вы ставите критерий нуждаемости. Вот вы просчитывали, сколько семей отсечёт этот критерий нуждаемости от льготных выплат, когда он будет введён? Есть такие расчёты или нет? ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос. Скажу, что у нас по действующим правилам, если вообще посмотреть, как реализуют регионы льготы на детей до 3 лет, там критерий нуждаемости практически везде есть, ну и не только до 3 лет, но и от 3 до 8 в том числе, это правило действующее. Поэтому говорить, что в связи с законопроектом что-то хуже или лучше, тоже нельзя. Мы говорим о том, что мы сейчас как раз вводим единые правила, которые будут предельно понятны и которые, как мы уже говорили, во времени меняются, то есть они уже... В то же постановление правительства вносились коррективы тогда, когда были какие-то явные, очевидные вещи. Помните, допустим, попал под арест автомобиль - ну, убрали это, этой позиции нет и так далее. Поэтому мы исходим из того, что количество получателей не сократится, а, как я уже отвечал ранее, увеличится - планируется 10 миллионов получателей, я уже говорил в докладе и ещё раз это подтверждаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кузнецова Анна Юрьевна. КУЗНЕЦОВА А. Ю. Вопрос, наверное, Антону Олеговичу и Андрею Николаевичу. Критерий нуждаемости не даёт покоя нашим коллегам абсолютно справедливо: порой превышение на рубль, на два метра лишает человека поддержки. У меня вопрос: будут ли учитываться доходы от военной службы по призыву в связи с проведением спецоперации, а также выплаты в связи с награждением орденами "Материнская слава", "Родительская слава" и так далее? Кроме того, очень важно учитывать, что в ряде регионов формирование поддержки было без учёта дохода. Как будет решаться вопрос? И в заключение. Сегодня получают льготы на детей в возрасте от 3 до 7, от 8 до 17 лет с учётом того, что для неработающих родителей требуется подтвердить по правилу нулевого дохода... там исключение для многодетных родителей. С учётом того что пока не принят федеральный закон о многодетных семьях и федерального статуса нет, как вы будете решать этот вопрос? КОТЯКОВ А. О., министр труда и социальной защиты Российской Федерации. Спасибо, Анна Юрьевна, за вопросы. Начну, наверное, с вопроса относительно критериев нуждаемости, которые зафиксированы в действующем законе. Разовые выплаты, которые получает семья, это и в части мобилизованных, и в части почётного звания "Мать-героиня", в данном случае при определении критериев нуждаемости учитываться не будут. Что касается общего понятия и критериев отнесения семьи к многодетной, у нас на сегодняшний день общие принципы есть, соответственно, мы прекрасно понимаем и работаем над критерием многодетности, критерием многодетной семьи. Сегодня есть несколько законодательных инициатив, в ходе обсуждения мы с вами, я думаю, вернёмся к вопросу о закреплении единого статуса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Горячева Ксения Александровна. Подготовиться Леонову Сергею Дмитриевичу. ГОРЯЧЕВА К. А., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Андрей Николаевич, в законопроекте указано, что универсальные пособия предоставляются только нуждающимся в социальной поддержке гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, и беременным женщинам. И для оформления очень удобную процедуру предложили - одно заявление, портал госуслуг, МФЦ. Ясно, что частично проблему решаем, особенно когда не все граждане знают о тех выплатах, которые им полагаются. Но вопрос следующий: удобная система будет доступна только одному сегменту нуждающихся, а когда планируется распространить эту систему с универсальными пособиями в целом на категории граждан, которым положены льготы? ПУДОВ А. Н. Спасибо большое за вопрос. Честно скажу, я исхожу из следующего: у нас уже по действующей конструкции для большинства получателей средств, которые положены из федерального бюджета, ну, пока ещё Пенсионного фонда Российской Федерации, ФСС... они больше всего ориентированы на то, чтобы их получать в проактивном режиме даже, - уже сегодня! Ну вот возьмём, допустим, получение ЕДВ: если человек обратился за пенсией по инвалидности, ему уже ЕДВ автоматом устанавливается, если исходить из того, что ЕДВ - это льгота. Так что мы планово идём, возможности социального казначейства расширяются каждый день, и к концу 2025 года мы планируем подойти к тому, чтобы этот формат распространить на все выплаты. К концу 2025 года - у нас такой план. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Леонов Сергей Дмитриевич. Подготовиться Нилову Олегу Анатольевичу. ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР. Уважаемая Татьяна Алексеевна, продолжу вопрос Анны Юрьевны по поводу учёта выплат мобилизованным, но не в плане единовременных выплат, а в плане денежного довольствия, которое они будут получать. Например, семья получала определённые денежные выплаты, определённое пособие, человека мобилизовали (мужчину), он в октябре, ноябре, декабре будет получать порядка 195 тысяч рублей, и на следующий год, на 2023-й, эта семья рискует не попасть в перечень тех, кто нуждается в тех или иных пособиях, потому что берётся предыдущий период. Будут ли учитываться вот эти выплаты денежного довольствия? У нас от ЛДПР уже внесён законопроект соответствующий, чтобы эти деньги как раз не учитывались в оценке среднедушевого дохода семьи. Поддерживаете вы это либо, может быть, поправками это внести в данный законопроект? ГОЛИКОВА Т. А. Сергей Дмитриевич, я, к сожалению, никак не могу отнестись к вашему законопроекту, потому что я его не видела, но по общему правилу денежное довольствие является, по сути, денежным содержанием, которое должно учитываться в доходах семьи. Тот смысл, который содержался в вашем вопросе, переходы - сейчас более высокий доход, а потом более низкий - это то, что нам с вами предстоит оценить. Но на семью это никоим образом не повлияет, поскольку мы же учитываем доход, будем смотреть то, что было на предыдущем этапе, и то, что есть на настоящем этапе, чтобы семья не потеряла. Давайте посмотрим вместе. Но ещё раз, к вашему законопроекту не могу никак отнестись, потому что его не видела. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Анатольевич Нилов. Подготовиться Леонову Олегу Юрьевичу. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Татьяна Алексеевна, идея здравая, но, как говорится, дьявол кроется в деталях, и эта деталь очень существенная: кого считать в России бедными, кого считать нищими? Вот здесь наши оценки расходятся. Мы считаем, что бедные люди в России - это те, кто получает меньше 30 тысяч как минимум на члена семьи. У вас вместе с правительством позиция вот такая интересная - от медианной зарплаты определять прожиточный минимум, и он колеблется где-то около 12 тысяч. Давайте вернёмся к старой модели определения, по потребительской корзине для ребёнка или для беременной женщины, посчитаем это всё, привяжем к действующим тарифам и ценам, и тогда ваш законопроект будет, я думаю, поддержан абсолютно всеми. А вот с такими вкраплениями этой медианной зарплаты он всё разрушает, и это невозможно поддерживать, переводя вот на такие действительно нищенские варианты отсечения... (Микрофон отключён.) ГОЛИКОВА Т. А. Уважаемый Олег Анатольевич, мы сейчас не обсуждаем закон, который связан с установлением ПМ или МРОТ, мы сейчас обсуждаем данный законопроект, который использует установленный в законодательстве критерий - прожиточный минимум. Пока никакой другой критерий мы использовать не можем, поскольку базируемся на действующем законодательстве. Что касается критерия, кого относить к людям с низкими доходами, мы с вами два года назад ввели показатель - уровень бедности. Все, кто находится ниже этой черты, попадают в группу бедных, и для них мы устанавливаем повышенные пособия и повышенные выплаты, о которых в том числе говорим сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Вопрос Татьяне Алексеевне в развитие вопроса по беззаявительному порядку предоставления вот этих пособий. Ведь делаем законопроект для удобства: когда рождается ребёнок, его регистрируют в органах ЗАГС, то есть родители приходят и говорят государству о том, что ребёнок появился, - может быть, для отдельных случаев, например для случая рождения ребёнка, сделаем беззаявительный порядок? ГОЛИКОВА Т. А. Олег Юрьевич, вы, наверное, знаете, что у нас как раз первым институтом, который использовал беззаявительный порядок, был институт материнского капитала: при рождении ребёнка идёт автоматическое информирование и назначается материнский капитал. Это было первое, что мы сделали по поручению президента, и двигаемся в этом направлении. В социальном казначействе на базе социального фонда формируется соответствующая база, и по мере её формирования мы туда подгружаем все остальные выплаты, которые администрируются на федеральном уровне и на региональном уровне. Важно, что законопроект, о котором мы сейчас говорим, практически предоставляет субъектам Российской Федерации право передать Российской Федерации полномочия на установление и назначение этого вида пособия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы заданы. Переходим к выступлениям от фракций. Кто хотел бы от фракции выступить? Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Гартунг - "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", Авксентьева Сардана Владимировна - "НОВЫЕ ЛЮДИ", Арефьев - КПРФ, Оргеева Марина Эдуардовна - "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Нилов Ярослав Евгеньевич - ЛДПР. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция в целом разделяет подход, который заложен в этих законопроектах (я по 22-му и 23-му), все эти пособия действительно должны быть унифицированы в одном законе. В целом мы готовы были бы поддержать законопроекты, если бы, как говорится, не было дьявола в деталях. Уже сейчас, в ходе обсуждения, видно, что мы не полностью объединяем, ну, не в полном объёме учитываем все пособия, которые сегодня получают семьи с детьми, в некоторых случаях мы просто ужесточаем требования. Вот о чём идёт речь. Первое, имущественный ценз. Нас это очень серьёзно беспокоит, потому что сегодня многие пособия на детей выплачиваются вне зависимости от имущественного ценза. Мы полагаем, что это будет использовано для существенного сокращения числа семей, которые будут получать пособия. Второе. В действующем законодательстве у нас есть такое понятие, как "два прожиточных минимума". Оно исключается, и представитель правительства подтвердил, что указы президента утрачивают силу с момента вступления в силу этого федерального закона. Мы с этим согласиться не можем. Ну и последнее, о чём хотелось бы сказать. Мы, конечно же, хотели бы, чтобы всё-таки не до 17 лет пособие выплачивалось. Да, вы правильно сказали, есть указы президента, но они же имеют две составляющие. В одном случае есть ценз там, где два прожиточных минимума на человека в семье, вы как бы эту часть убираете, а вторая... Когда я спрашиваю, почему до 17 лет, а не до 18, вы говорите, что в указе президента "17 лет" стоит. А почему нам сразу в законе не поставить - "до 18 лет"? И как быть, когда дети учатся, получают образование и имеют право на поддержку государства до 23 лет? Ну то есть у нас здесь какая-то рассогласованность в законодательстве существует. Это всё можно во втором чтении, естественно, отработать, но вот позиция нашей фракции такова: мы сейчас воздержимся, при голосовании в первом чтении, если ко второму чтению вот эти наши опасения будут сняты, то мы готовы будем поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Авксентьева Сардана Владимировна, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Подготовиться Арефьеву. АВКСЕНТЬЕВА С. В. Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень надеюсь, что, когда я выхожу к этой трибуне, Антон Олегович уже понимает, о чём я буду говорить, ну и, кстати, Андрей Николаевич тоже. И я вообще, наверное, не по обсуждению законопроекта, а, пользуясь тем, что присутствует Татьяна Алексеевна... Ну, во-первых, конечно, по законопроекту: дело нужное, дело правильное, принимается в первом чтении - ко второму чтению можно вносить поправки. Где-то что-то, какие-то шероховатости на первом этапе могут быть, но мы должны совершенно чётко понимать - и я в это верю, - что руководители, власти не сделают ничего такого, что ухудшило бы положение в каких-то семьях. Поэтому, конечно, мы поддерживаем этот законопроект, мы проголосуем по нему за: всегда хорошо, когда можно прийти в какое-то одно окно, не собирать массу бумажек, не обходить кабинеты, не кланяться чиновникам, а просто получить то, что тебе положено, от государства. Это правильно, это здорово. Другая история, и она действительно не касается законопроекта, но очень связана, - это всё-таки (я снова и снова буду говорить) о лицах, которые осуществляют постоянный уход за нуждающимися людьми. Мы говорим о так называемых ЛОУ, которые по двум указам президента - № 1455 и № 175 - получают компенсацию утраченной заработной платы. И вот эта компенсация - я об этом постоянно говорю и буду продолжать говорить, пока эта несправедливость не будет устранена, - составляет 1200 рублей в месяц плюс какие-то районные коэффициенты, ну, максимум 1400 рублей. Человек не должен при этом нигде работать, и единственный его источник доходов - это компенсация 1400 рублей. Ну разве же это деньги, дорогие коллеги? На самом деле здесь есть два позитивных момента, которые ради объективности обязательно нужно отметить. Во-первых, то, что разрешили стать самозанятыми, - мы с вами, Антон Олегович, это обсуждали - всё-таки 100 с лишним тысяч человек этим воспользовались. Там могут возникнуть сложности, но вы в курсе, вы над этим работаете. Всё-таки 100 тысяч человек минус. Потом, Татьяна Алексеевна, я очень хотела бы поблагодарить вас и вашу команду, всех, кто работает над системой долговременного ухода. Я лично побывала в десятках семей, я поговорила как с людьми, которые на домашнем уходе, родственном уходе, так и с теми, которым назначены сиделки, - все очень довольны, это шикарный проект. Здорово, что в нынешнем проекте бюджета есть существенное увеличение финансирования на пять регионов, но мы с вами понимаем, что, к сожалению, на сегодняшний день это не охватывает всех, кто в этой помощи нуждается, и вы это прекрасно знаете, и не думаю, что вы относитесь к этому равнодушно. И я хотела бы обратить внимание всех присутствующих и руководителей, которые ведут, отвечают за этот вопрос, вот на что. Всё-таки, когда мы говорим, что 3,4 миллиона человек нуждаются в помощи вот по этим двум законам, мы должны внутри там отсекать, потому что 2,2 миллиона - это всё-таки, как мы с вами говорили, лица старше 80 лет. Когда мы говорим о первоочередном... это всего 600 тысяч человек; 600 тысяч человек минус 100 тысяч самозанятых, и на самом деле в конечном счёте сумма, увеличение в бюджете идёт где-то порядка 75 миллиардов рублей, вместе мы можем посчитать точнее. Не сказать, что это маленькие деньги, но и не такие великие, чтобы не помочь этим людям, которые вынуждены жить на 1200, 1400 рублей в месяц. Я убедительно вас прошу, Татьяна Алексеевна, выслушать нас, назначить нам время: мы представим свои предложения, своё видение, как это можно решить, подумаем над источниками, чтобы вы же нас не завернули в связи с тем, что у нас нет источников. Вот такое пожелание, просьба, если хотите, мольба. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Арефьев Николай Васильевич. Подготовиться Оргеевой. АРЕФЬЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я, прежде чем выходить на эту трибуну, посмотрел множество публикаций по данному вопросу, посмотрел сайты всех министерств, статистику - что же представляет собой этот закон и какие последствия он может принести? У меня сложилось мнение, что закон этот написан для того, чтобы выполнить указ президента о сокращении числа бедных в 2 раза. Ну, вы знаете, что сокращать бедность можно несколькими способами. Один способ - это обогатить половину бедных, сделать их богатыми, тогда их вполовину меньше станет. Самый простой и самый эффективный способ, но его почему-то избегают. Есть второй способ - уморить с голоду половину бедных, тогда их останется половина. К этому тоже вроде бы активно не приступают. Ну и третий - это путём "творчества" пойти и доложить, что всё-таки такой показатель достигнут. Вот первый этап "творчества" был, когда по медианному доходу начали исчислять прожиточный минимум. Теперь прожиточный минимум проверить уже невозможно, он определяется эмпирическим путём, поэтому никто не сможет сказать, хороший прожиточный минимум, маленький или большой, но зато он играет как раз на то, что количество тех, кто за пределами прожиточного минимума, уже можно регулировать. Нам предлагают теперь вот этим законом объединить семь выплат, в основном детских, в единую универсальную выплату и пришпандорить к этому, так сказать, критерию нуждаемости. Вы знаете, вот из этих семи льгот четыре льготы не имеют критериев нуждаемости и выплачиваются абсолютно всем. От нас это здесь скрывают, говорят, что они все под критериями нуждаемости находятся, - нет, не все. Теперь их в один мешок стаскивают и делают критерии нуждаемости. Критерии нуждаемости ориентированы на прожиточный минимум, и в разных регионах критерии нуждаемости накручивают так, что, если нашли у тебя курицу, значит, ты занимаешься птицеводством, если козу - животноводством, если огород есть - растениеводством, всё это включается в доходы семьи, так что, извините, никому ничего не положено. Здесь критерии ещё больше ужесточаются: если ты не работаешь, значит, ты тунеядец, и тебе тоже ничего не положено, по крайней мере если ты потерял работу, но не зарегистрирован в соответствующих органах. Да, не дают. Но при этом дают тем этот пакет льгот... Практически в отдел социальной защиты надо с семьёй приходить в одних трусах - вот тогда ты готов, тогда тебе дадут! А вот если у тебя есть квартира, ну, извини, продай квартиру - будешь богатым, если есть машина, продай машину - будешь богатым, если занимаешься сельским хозяйством, то это всё тоже учитывается, а если ты работаешь, то должен получать меньше 13 тысяч, регионального прожиточного минимума, пенсия должна быть меньше 10 тысяч. Получается, что под эти критерии у нас не подпадает половина людей, которые претендуют на получение этих льгот. Ну, вы знаете, вот эти детские льготы мы с вами принимали-то не для того, чтобы сэкономить на малоимущих. Мы их приняли тогда, когда убедились, что демография у нас отвратительная, что смертность высокая. А сегодня она ещё выше: в прошлом году мы потеряли полмиллиона человек, а в этом году только в первом полугодии полмиллиона потеряли и, наверное, за год миллион потеряем, поскольку лучше-то не становится. А мы здесь предлагаем вот такие универсальные выплаты, которые у нас, по существу, ну, половина населения получать уже не будет. Вот я смотрю статистику. Говорят, что у нас за счёт этого закона бедность упадёт с 12,5 процента до 12,1 процента, то есть на 0,4 процента. А за счёт чего? А за счёт того, что больше половины граждан не подпали под критерии получения вот этой универсальной выплаты. Так тогда мы боремся с бедными или с бедностью? Для того чтобы бороться с бедными, надо их как-то делать богатыми, а если бороться с бедностью, то их надо вычёркивать из жизни. Получается, что вот так. Если критерии вообще ужесточить, тогда можно вообще никому ничего не предоставлять и доложить президенту, что с бедностью покончено: никто никаких пособий не получает, все живут на доходы выше прожиточного минимума. Но так же нельзя, наверное. В пояснительной записке у нас сказано, что закон принимается с целью утверждения социальной справедливости. А вот где там какую несправедливость нашли, я не понимаю: тот, кто получает на рубль больше прожиточного минимума, несправедливо получает что-то или тот, кто на рубль меньше прожиточного минимума? В этом социальная несправедливость? Я социальную несправедливость вижу в другом. Вот я взял доходы министров за год: у одного - 21 миллион, у другого - 37 миллионов, у третьего - 704 миллиона; я взял семью из четырёх человек, которая живёт на доходы на уровне прожиточного минимума; разделил доходы самого богатого министра - получилось, что на эти доходы эта семья может прожить 4624 года. Вот вам и справедливость. За такой закон мы голосовать, естественно, не будем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Оргеева Марина Эдуардовна, "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Подготовиться Нилову Ярославу Евгеньевичу, ЛДПР. ОРГЕЕВА М. Э., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вячеслав Викторович, с места, если можно. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Докладчики достаточно подробно остановились на сути законопроектов и, мне кажется, в ответах на вопросы, которые были, мы тоже получили достаточно подробную информацию, поэтому буквально несколько слов. Вводится новое понятие - "универсальное пособие". Мы считаем очень важным принцип адресности, это уже и в настоящих пособиях действует, введение единого подхода к назначению и осуществлению ежемесячной выплаты беременным женщинам и на ребёнка до достижения им 18 лет с применением комплексной оценки нуждаемости, включающей оценку доходов семьи, имущественной обеспеченности и трудового потенциала. Сейчас коллеги говорили, что неправильно это делать. На самом деле в нашем регионе, в Калининградской области, это давно существует, и люди понимают: если есть дополнительные доходы, они не претендуют. Адресность должна быть прежде всего. Ещё один момент. Закон вступит в силу с 1 января 2023 года, и, что очень важно, если право на меры государственной поддержки было установлено до 1 января 2023 года, оно сохраняется до конца периода, который предусмотрен законопроектом. Как уже говорили докладчики, информация о назначении и выплате универсального пособия будет размещаться в ЕГИССО. Второй законопроект предполагает внесение изменений в три федеральных закона. Мне кажется, эти изменения будут способствовать созданию единой системы государственной поддержки семей с детьми, вводу универсального пособия и не разрушат существующие механизмы получения гражданами причитающейся им поддержки. Новая модель социальной поддержки семей с детьми и беременных женщин упростит существующую систему мер поддержки, унифицирует требования, предъявляемые гражданам, которые будут подпадать под действие проектируемых норм. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит концепцию этих двух проектов федеральных законов и предлагает депутатам всех фракций поддержать законопроекты в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР поддержит концептуально данный законопроект. У нас есть свои замечания - мы надеемся, что ко второму чтению мы получим ответы в виде проекта постановления правительства и в виде дополнительных поправок. Вообще, когда я здесь находился во время процедуры вопросов и ответов, ну, стало ясно, что действующая система оказания помощи семьям с детьми представляет собой какое-то такое разорванное одеяло и именно поэтому очень много недопонимания и путаницы. Именно данный законопроект и призван решить эту проблему, систематизировать всё, чтобы меньше было недопонимания, меньше было перегибов и меньше было необоснованных отказов. То есть вводится система, и мы, как системная оппозиционная партия, за систему. Там, где система, всегда порядок. Вот если бы было больше решено системных вопросов, то, может быть, меньше было бы проблем и в вопросах мобилизации, и в вопросах оказания помощи малому и среднему бизнесу, и в вопросах развития сельского хозяйства и так далее. То есть там, где система, там порядок, и мы этим принципом всегда руководствуемся. Второе. Говорили про медианную методику расчёта МРОТ и прожиточного минимума. Временно от этой методики предложено отказаться, и тот МРОТ, который внесён, уже рассчитан не по медианной методике в связи с тем, какая инфляция была в этом году. Далее. Все те назначения, которые были, и все те правила, которые действуют до 1 января 2023 года, - всё это сохраняется. С 1 января начинают действовать новые правила. Прежде всего, у женщин беременных, если сегодня максимальное пособие составляет только половину прожиточного минимума, теперь будет возможность получать до одного прожиточного минимума трудоспособного населения. Лучше это или хуже? Ну, очевидно, лучше, в 2 раза. Далее, критерии нуждаемости. У нас сегодня так: до рождения - один критерий нуждаемости, в возрасте до 3 лет - другой критерий нуждаемости, как раз те два прожиточных минимума, про которые и говорили, от 3 до 7 лет - третий подход, от 7 до 18 лет - четвёртый подход. Должно быть некое единообразие, чтобы сами женщины с детьми не путались. У нас сегодня что происходит? Мать с ребёнком получает пособие до достижения ребёнком возраста 3 лет, а с 3 лет ей отказывают, потому что она - в регионе, который установил дополнительный критерий нуждаемости, - что-то продала на "Авито", и проанализировали её счета, и учли это в виде дохода. С учётом этого дохода она выпала из социальной группы, которая имеет право получать социальную помощь. Давайте зададимся вопросом: есть сегодня те, кто обладает имуществом, получает деньги от сдачи в аренду, владеет недвижимостью, но официально не работает и имеет среднедушевой доход меньше двух прожиточных минимумов? Да, есть. Это справедливо? Нет, это не справедливо. Есть вероятность того, что после вступления закона в силу отдельные семьи не смогут получать пособия по каким-то причинам? Да, такая вероятность есть. И вот наша задача как раз нащупать баланс. И хорошо, что эти критерии регулируются нормативным правовым актом правительства. Это более гибкий, более динамично меняющийся документ, подходящий для того, чтобы в случае выявления каких-то перегибов можно было оперативно внести туда соответствующие изменения. Что касается семей с детьми в возрасте до 3 лет. Кроме универсального пособия в размере одного прожиточного минимума на ребёнка у семьи, если она признаётся нуждающейся, есть возможность получать второе пособие из средств материнского капитала. С одной стороны, это хорошо, и сегодня на второго ребёнка выплачиваются средства из средств материнского капитала. С другой стороны, это размывает саму идеологию материнского капитала. Но это право семьи - воспользоваться средствами, которые государство выделяет. Наша задача - не допустить перегибов, ко второму чтению внимательно всё посмотреть, посмотреть проект нормативного правового акта и выходить на универсальное решение, чтобы с 1 января следующего года это полноценно заработало. Тогда будет меньше путаницы, меньше будет отказов. Действительно, сегодня справедливо ставили вопрос. Вот отслужил, будучи мобилизованным, отец, его средства будут учтены. Но они будут учтены не сразу, тут так называемый слепой период, сегодня он шесть месяцев и потом минус двенадцать, когда считается среднедушевой доход семьи. После принятия этого закона он сократится до одного месяца. При назначении в дальнейшем, конечно, этот доход семьи будет учтён. И здесь надо очень внимательно подойти, чтобы те средства, которые получает семья, временные средства, не лишили семью возможности, когда этих средств не будет, получать социальную поддержку. Концептуально ЛДПР, как системная оппозиционная партия, поддерживает. Мы считаем правильным, что наводится порядок и всё приводится к единообразию, но работать нужно... перекосов допущено быть не должно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово. Пожалуйста, Андрей Николаевич Пудов. Татьяна Алексеевна? ГОЛИКОВА Т. А. Может, я? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Можно, вас послушаем. Пожалуйста. ГОЛИКОВА Т. А. Спасибо, Вячеслав Викторович. Если позволите, я тогда несколько слов скажу. Вячеслав Викторович, во-первых, спасибо за возможность прийти сегодня на заседание Государственной Думы с этим законопроектом. Я просто, коллеги, хочу напомнить, что мы с вами последний раз обращались к законодательству об установлении пособий на детей в концептуальном смысле этого слова в 2004 году. И я вам напомню... Я не стала бы этого делать, но представители Коммунистической партии высказались по этому поводу, поэтому я хочу сказать, что в 2004 году было принято решение о том, что пособия на детей - это полномочия субъектов Российской Федерации. И по сей день в ряде субъектов Российской Федерации существуют пособия в размере 100 рублей. А те, кто побогаче, устанавливают пособия порядка 12 тысяч рублей. Коллеги, то, что было сделано по поручению президента, данному в рамках Послания Федеральному Собранию, на протяжении последних лет, то, что делается сейчас, - это системное, поэтапное увеличение пособий и установление единых принципов их назначения. И законопроект, который мы представляем, фактически с уровня субъекта Российской Федерации, оставляя за ним полномочия, даёт гарантированную возможность категориям семей с детьми получать по единым правилам соответствующие пособия. Очень много было сейчас сказано в защиту этого законопроекта профильным комитетом - спасибо. Я не хочу повторяться, но, коллеги, вынуждена констатировать, что до конца не разобрались. В указах президента не устанавливаются два прожиточных минимума при установлении пособия, такого в указах президента нет. Пособия никогда не принимались только для поддержки демографии. Действительно, отдельные элементы социальной политики и отдельные пособия устанавливались для этого - мы готовы это ещё раз обсудить, - но совсем не так. Я ещё раз возвращаю вас к тому, что пособия, которые мы с вами рассматривали концептуально, последний раз рассматривали в 2004 году. И это было совсем не про демографию и не про бедность. На сегодняшний день, ещё раз хочу подчеркнуть, речь идёт о необходимости поддержки нуждающихся семей, о выстраивании логичной, понятной системы поддержки. И никто не сказал, что это на веки вечные и мы не будем к этому обращаться. Мы говорим о том, что нужно сначала установить единые понятные правила, посмотреть, как это работает, и, возможно, обратиться к каким-то элементам пересмотра, которые мы вместе с вами посчитаем необходимыми. Поскольку здесь звучали ещё вопросы, касающиеся других тем, в частности, от фракции "НОВЫЕ ЛЮДИ", мы, безусловно, готовы посмотреть и десять, и один, и два, такую встречу организуем. Система долговременного ухода сложно идёт. Она абсолютно востребована. Посмотрим. Мы включили эти пять регионов в поддержку из федерального бюджета в соответствии с поручением президента, отработаем с вами год, посмотрим, как этот этап себя проявит, и дальше будем рассматривать развитие этой системы. Ещё раз хочу поблагодарить коллег, которые концептуально поддерживают законопроект, это фракции "НОВЫЕ ЛЮДИ", "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и фракция ЛДПР. И со всеми фракциями в Государственной Думе готовы работать ко второму чтению. Спасибо, Вячеслав Викторович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Алексеевна. Пожалуйста, заключительное слово Ярослава Евгеньевича Нилова по 22-му, 23-му вопросам. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Я хотел бы напомнить, что несколько лет назад только из Фонда социального страхования выплачивались пособия женщинам, которые находились в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 года, с 1,5 года до 3 лет по указу президента Ельцина платилось 50 рублей. Если женщина была неработающей, ей выплачивались копейки, порядка 2 тысяч рублей. Позже на государственном уровне президентом было принято решение, и постепенно стали вводиться для определённых возрастных категорий дополнительные пособия. И сегодня у нас получилось так, что для одной группы - один критерий нуждаемости, для другой - другой критерий нуждаемости. Два прожиточных минимума сегодня только для семей с детьми в возрасте до 3 лет. Изначально, когда эта норма законом вводилась, тоже был критерий нуждаемости - один прожиточный минимум, потом правительство вышло с инициативой, и подняли до двух прожиточных минимумов, чтобы больше охватить социальную группу семей, имеющих детей. Сегодня просто всё систематизируется. Все пособия, все выплаты, которые есть, приводятся к единому знаменателю. Определяются единые правила, единые критерии, и для отдельных категорий граждан размер этих пособий даже увеличивается, в частности для беременных женщин. Плюс возникает право на второе пособие - один дополнительный прожиточный минимум из средств материнского капитала - для семей с детьми в возрасте до 3 лет на любое количество детей, сегодня только на второго. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, полномочный представитель президента? Правительства? Нет. Коллеги, переходим к голосованию. Ставится на голосование законопроект под пунктом 22, первое чтение. Кто за? Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 30 мин. 06 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 25 чел.5,6 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято За - 329, против - 2, воздержалось - 25. Законопроект в первом чтении принят. Поздравляю, коллеги. Переходим к голосованию по законопроекту под пунктом 23, первое чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 30 мин. 49 сек.) Проголосовало за 335 чел.74,4 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято За - 335, против - 2, воздержалось - 23. Законопроект в первом чтении принят. Поздравляю, коллеги. Уважаемые коллеги, мы рассмотрели с вами 22-й и 23-й вопросы. В заседании участвовали заместитель председателя правительства Голикова Татьяна Алексеевна, министр труда и социальной защиты Котяков Антон Олегович, ну и, конечно, официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Пудов Андрей Николаевич, частый наш гость и докладчик. Давайте поблагодарим Татьяну Алексеевну. (Аплодисменты.) Татьяна Алексеевна, спасибо вам большое. Коллеги, Татьяну Алексеевну всегда отличали глубина проработки и компетентность в вопросах, которые она ведёт и докладывает в Государственной Думе. Давайте готовиться к диалогу, он должен быть профессиональным. Сегодня мы приняли решение, которое, как правильно сказал наш коллега Нилов, улучшает поддержку беременных женщин и выравнивает пособия, которые раньше часть граждан просто-напросто практически не получала. Спасибо вам за большую работу, Татьяна Алексеевна. Надеемся, что во втором чтении законопроект ещё дошлифуется, поправки будут рассмотрены, а в итоге будет принято решение, которого ждут наши граждане. Спасибо вам большое. Спасибо.