Заседание № 78
О проекте федерального закона № 201621-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о продлении моратория на формирование средств пенсионных накоплений и внесении изменений в законодательство о государственной службе в части её приостановления и возобновления; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 33-3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 6-1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 13-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Доклад Светланы Викторовны Бессараб. Пожалуйста, Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! К рассмотрению во втором чтении в законопроект, который ранее касался только права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения, погружены поправки, которые касаются вопросов приостановления и возобновления гражданской службы для лиц мобилизованных, заключивших контракт о службе в Вооружённых Силах Российской Федерации, добровольно выполняющих задачи специальной военной операции. Для таких лиц вносятся отдельные преференции. На весь период мобилизации, службы в Вооружённых Силах за ними сохраняется право возобновления гражданской службы как в течение периода всей службы, так и в течение трёх месяцев по истечении её срока. Предупредить о своём возвращении по аналогии с трудовым законодательством гражданский служащий должен за три рабочих дня. Весь период военной службы включается в стаж гражданской службы. В период приостановления гражданской службы за военнослужащим сохраняются социальные гарантии - это медицинское, социально-бытовое обслуживание, санаторно-курортное лечение для членов семей мобилизованного или контрактника. Не сохраняются выплаты по содержанию гражданского служащего, не сохраняются ограничения в связи с законодательством о гражданской службе, не сохраняются права и обязанности гражданского служащего. Эти преференции, к сожалению, не распространятся на гражданских служащих, замещающих должности по срочному контракту, но вместе с тем за ними в течение трёх месяцев после истечения обстоятельств призыва сохраняется приоритетное право на поступление на гражданскую службу. Таким образом, мы обеспечиваем равные права гражданских служащих и трудящихся в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает принять таблицу № 1... И пока... Потом по 2-й, да? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно вы говорите, таблицу поправок № 1. И также предлагает принять таблицу поправок № 2, рекомендованных к отклонению. То есть, принимая таблицу № 2, мы отклоняем поправки (их шесть), рекомендованные к отклонению. Голосование у нас везде идёт - за, против. Всё правильно вы сказали, спасибо. Коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Комитет предлагает принять. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 43 мин. 14 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8 % Проголосовало против 46 чел.10,2 % Воздержалось 26 чел.5,8 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Принимается. По таблице поправок № 2 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Пожалуйста, включите режим голосования. Принимая таблицу № 2, мы, таким образом, поддерживаем решение комитета, но поправки идут на отклонение. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 43 мин. 47 сек.) Проголосовало за 287 чел.63,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект, второе чтение, 13-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 19 сек.) Проголосовало за 286 чел.63,6 % Проголосовало против 23 чел.5,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел.31,3 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитетом по труду, социальной политике и делам ветеранов законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем, окончательном чтении. Замечаний не имеется. Комитет предлагает принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений против того, чтобы перейти к рассмотрению данного законопроекта в третьем чтении? Светлана Викторовна, а вы куда? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет материалов? Светлана Викторовна, мне говорят, что материалов нет у нас по третьему чтению. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, с голоса можно сказать, но в этом случае надо материалы обязательно представить и в секретариат, и, соответственно, нам, чтобы они были у депутатов. У нас есть возможность рассмотреть данный законопроект в третьем чтении завтра, 23-го. Это тоже нужно предлагать, потому что всё то, что мы будем рассматривать 24-го, на заседании Совета завтра определим, и повестка будет сформирована, а всё то, что мы планируем рассмотреть завтра, так как повестку Совет сформировал уже вчера, необходимо как раз вот с голоса... Возможно, об этом вас и просили сказать. Так что, коллеги, нет возражений против того, чтобы рассмотреть данный законопроект в третьем чтении завтра? Нет возражений. Принимается. Коллеги, будем рассматривать данный законопроект в третьем чтении завтра. Светлана Викторовна, спасибо вам большое за ваше предложение. Завтра рассмотрим в процедуре третьего чтения.
Заседание № 68
О проекте федерального закона № 201621-8 "О внесении изменений в статью 33-3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 6-1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 26, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 33-3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 6-1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения". Доклад официального представителя правительства замминистра финансов Алексея Владимировича Моисеева. Пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Данный законопроект является одним из бюджетообразующих законопроектов и направлен на закрепление нормы о том, что весь тариф, в полном объёме, направляемый на формирование пенсий, идёт на формирование страховой части пенсии. Таким образом, предполагается, что 6 процентов тарифа, которые в рамках действующего законодательства направляются на пополнение счетов в рамках обязательного пенсионного страхования, не будут туда направляться, а пойдут в полном объёме на формирование страховой пенсии граждан. Данный законопроект позволит дополнительно направить в Пенсионный фонд России... в социальный фонд в 2023 году 670 миллиардов рублей, в 2024 году - 770 миллиардов, а в 2025-м - уже почти триллион рублей дополнительно на формирование страховой пенсии и сбалансированность Пенсионного фонда Российской Федерации. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад сделает Светлана Викторовна Бессараб. Пожалуйста. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Алексей Владимирович достаточно подробно изложил концепцию законопроекта, я хотела бы только отметить, что так называемый мораторий на формирование накопительной части пенсии вводится у нас вновь только на 2025 год. В 2025 году трансферт из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации... социального фонда на формирование накопительной части пенсии составил бы 925,9 миллиарда рублей. Таким образом, он в полном объёме сохранится в федеральном бюджете. Хочу напомнить, что сегодня у нас в Российской Федерации количество получателей накопительной части пенсии составляет порядка 94 тысяч человек, на следующий год, планируется, их численность составит 173 тысячи человек, таким образом, сформированная пенсия в среднем составляет 1970 рублей в месяц. Коллеги, закон действительно носит технический характер, потому что позволит нам сформировать прогнозные значения федерального бюджета и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год включительно. Комитет с учётом замечания... Мы уже девятый год подряд высказываем замечание о том, что Министерству финансов совместно с Центробанком необходимо всё-таки предложить россиянам добровольный накопительный элемент пенсионной системы. На заседании комитета Минфин как раз обозначил, что в ближайшее время этот вопрос будет решён и на рассмотрение Госдумы будет представлен очередной вариант формирования добровольного накопительного элемента в пенсионной системе. С учётом этого замечания комитет предлагает концептуально поддержать, принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Владимирович, правильно ли я понимаю, что вы таким образом решили и постепенно забыть о 3,5 триллиона, ранее собранных в накопительную часть, и в принципе убить идею накопительной пенсии в Российской Федерации? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Николай Васильевич, нет - ответ на оба ваших вопроса. Эти деньги никуда не делись, находятся на персональных счетах. Любой человек, который родился после 1967 года, может проверить состояние своего накопительного счёта, деньги эти будут направлены на его пенсию после достижения пенсионного возраста. Мы сейчас, как я докладывал на заседании комитета, готовим ряд дополнительных мероприятий, которые сделают эти деньги ещё доступнее для гражданина. В части развития негосударственного пенсионного обеспечения мы планируем двигаться примерно в том направлении, которое было рассмотрено и вами поддержано в предыдущем вопросе, в рамках тех мероприятий, о которых докладывал Анатолий Геннадьевич и которые вы поддержали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. По ведению или вопрос? Кузнецову включите микрофон. КУЗНЕЦОВ А. А. С 2015 года мы слышим обещания о том, что вот этот законопроект, о добровольной накопительной части, будет подготовлен. Прошло уже очень много лет - и нам снова об этом говорят, и мы снова "с учётом этого замечания" закрываем на это глаза, не давая никаких оценок. Можно ответить конкретно, когда будет внесён законопроект, который обозначит новую концепцию? МОИСЕЕВ А. В. Ну, на мой взгляд, не обязательно концепция должна быть в одном законопроекте. Мы за это время много чего сделали: было реформировано регулирование в 2015-2016 годах негосударственных пенсионных фондов, дано право Банку России провести их проверку, большое количество фондов по результатам проверки было закрыто, было введено гарантирование, были введены меры, связанные с реформированием того, как инвестируются пенсионные деньги, и так далее. Вот сейчас, только что, я уже говорил об этом, при рассмотрении 25-го вопроса было доложено о дополнительных мероприятиях, которые направлены на реформирование негосударственного пенсионного страхования, и мы готовим ещё ряд мер. То есть это не единый закон с концепцией, это целый ряд документов, которые, я надеюсь, формируют систему полностью на новых негосударственных добровольных рельсах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет? Представитель президента?.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР будет голосовать против замораживания накопительной пенсии. Ежегодно на протяжении последних нескольких лет правительство предлагает нам замораживать накопительную пенсию, и даже сам факт внесения инициативы в Государственную Думу уже порождает социальную напряжённость, повышает её градус даже среди тех граждан, которых накопительная пенсия не касается в принципе. Я, например, не писал заявление в негосударственный пенсионный фонд, и у меня весь тариф, который работодатель направляет, идёт на формирование страховой пенсии. Но миллионы наших граждан моложе 1967 года рождения написали такие заявления и были уверены, что у них будет формироваться накопительная пенсия. Но уже более шести лет накопительная пенсия у них не формируется. Это о чём говорит? О том, что пенсионная система барахлит. А ещё о чём говорит? Что была совершена ошибка, когда ввели накопительную пенсию в систему обязательного пенсионного страхования. Этого просто делать было нельзя, и тогда этих сегодняшних вопросов у нас не было бы! Что нужно сделать? Надо быстрее вывести из системы обязательного пенсионного страхования накопительный элемент. Необходимо решить, что делать с теми средствами, которые находятся в негосударственных пенсионных фондах, и в обязательном порядке они должны все взятые на себя обязательства реализовывать. У нас с каждым годом всё больше и больше людей будет выходить и получать накопительную пенсию либо в виде единовременной выплаты, либо в виде ежемесячных выплат - сначала небольших, потом сумма будет увеличиваться. Правительство и Центральный банк на протяжении нескольких лет пытаются найти альтернативный механизм для добровольного формирования. Почему не получается и вряд ли хорошо получится? Проблем несколько. Прежде всего у нас ниже уровня плинтуса доверие к пенсионной системе в целом, к деятельности негосударственных пенсионных фондов в частности и маленькие зарплаты. И когда пенсионный возраст был увеличен, недоверие граждан ещё больше усилилось, хотя для назначения накопительной пенсии параметры сохранились старые. Для того чтобы граждане добровольно формировали себе накопительную пенсию, у них должен быть хороший доход, у них должно быть чёткое и ясное понимание, во что они вкладывают, и должна быть уверенность в завтрашнем дне. К сожалению, исходя из сложившейся практики этого нет. "Добровольность" - это очень абстрактное понятие, и именно поэтому, видимо, до сих пор новое предложение не внесено в Государственную Думу, ведь полноценно работать оно просто не сможет. Что касается замораживания, мы считаем, что это очередная попытка оболванить и просто обидеть людей, которые, поддавшись призыву государства и руководствуясь нормами закона, выбрали себе формирование накопительной пенсии - которая не формируется несмотря на их добровольное желание. Я уже молчу про то количество нарушений, когда миллиарды у людей украли, обманывая их, заставляя... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." будет голосовать против. Начать я хотел бы вот с чего. Здесь прозвучала оценка, что это такой технический законопроект. Это не технический законопроект. Это законопроект, который, первое, показывает беспомощность государственной власти, второе, показывает, что у нас несправедливая, бездарная пенсионная система, которая настолько запутана и настолько замучена, что ни один человек в ней не разберётся (поэтому люди просто молчат - они этого не понимают). Ну, я приводил этот пример, ещё раз его приведу, когда чиновники говорят: мы эту консервную банку ещё долго будем пинать вперёд. Вот эта консервная банка - это образ нашей пенсионной системы, в которой и так полно всяких изъянов. И мы столько лет не можем решить... Вот сейчас прозвучала оценка, что невозможно решить. Да не хотят решить этот вопрос, потому что это очень удобно, потому что очень удобно представить это как технический закон! Почему? Да потому, что он позволяет деньги граждан перевести в бюджет и заткнуть дыру. То есть он помогает финансистам, которые работают над бюджетом, - интересы народа здесь отсутствуют. И это будет продолжаться ещё 20 лет, потому что это всех устраивает. И изменить это можно только одним способом: нужно пересмотреть нашу бездарную пенсионную систему, ввести три базовых параметра - заработная плата, срок стажа и условия работы - и никого не мучить, никому не морочить голову. Всё! Три параметра, которые понятны людям, и тогда они пойдут в легальную плоскость. А сейчас мы о чём говорим? Мы говорим о том, что у нас в стране экономика с двойным дном: у нас теневой сектор практически равен официальному - почитайте экспертные оценки, я с ними согласен, очень многие с ними согласны. Почему? Да потому, что люди не заинтересованы в том, чтобы официально показывать всю свою заработную плату, по одной простой причине: они понимают, что будут платить пенсионные налоги и ничего не получат потом, видя то, как сейчас это происходит. Если мы будем действовать так, как мы сейчас действуем, - принимать, закрывать глаза на вот это всё, одобрять это, помогать им технические законопроекты принимать, то мы с вами никогда не восстановим доверие людей к пенсионной системе в стране и вообще к бюджетной политике. Этого делать категорически нельзя. Надо хотя бы один раз упереться, проголосовать против. И пусть сюда придёт кто-то ответственный, кто скажет, почему столько лет не можем решить вопрос с накопительной пенсией. Ну сколько мы будем это позволять?! Коллеги, мы будем голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Цунаева Елена Моисеевна. ЦУНАЕВА Е. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, сразу хочу сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" согласна с частью критических замечаний, мы тоже ждём предложений от Правительства Российской Федерации по реформированию накопительной составляющей пенсионной системы путём её перевода в добровольный формат, об этом сегодня уже говорилось. Тем не менее хочется отметить, что данным законопроектом не уменьшается объём пенсионных прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. Суммы страховых взносов, образовавшиеся в результате перераспределения тарифа страхового взноса, будут отражены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц и учтены при определении величины их индивидуальных пенсионных коэффициентов. Кроме того, хочется подчеркнуть, что данный законопроект подготовлен с учётом социально-экономической ситуации (я думаю, все понимают, о чём идёт речь), а также в целях обеспечения бюджетной стабильности. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за и просит поддержать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик, заключительное слово? Нет. Содокладчик? Тоже нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 33-3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 6-1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения", пункт 26. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 47 мин. 08 сек.) Проголосовало за 293 чел.65,1 % Проголосовало против 98 чел.21,8 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.