Заседание № 82

07.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 201618-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия её отдельных положений".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 588 по 870 из 4980
2-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении            
изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"   
и о приостановлении действия её отдельных положений". Доклад Михаила            
Васильевича Тарасенко.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Васильевич.                                                  
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект "О внесении      
изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"   
и о приостановлении действия её отдельных положений" подготовлен к              
рассмотрению в третьем чтении. Замечаний правового и лингвостилистического      
характера нет. Просьба поддержать принятие законопроекта в третьем чтении.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам есть желающие               
высказаться? Есть.                                                              
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич, Бессараб, Куринный, Кузнецов.                         
                                                                                
Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич.                                           
                                                                                
Подготовиться Бессараб.                                                         
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР поддержит       
увеличение МРОТ в следующем году. По-другому мы поступить просто не можем,      
потому что МРОТ увеличивается, - да, не намного увеличивается. Правильно, что   
правительство предлагает временно отказаться от медианной методики              
определения МРОТ, это прежде всего из-за того, что очень высокая инфляция       
была зафиксирована в этом году. Когда принималась медианная методика расчёта    
МРОТ, была договорённость и подчёркивалась позиция, что МРОТ может расти        
только при реальном росте заработных плат в стране и при маленькой инфляции.    
Инфляция большая, безработица на определённом уровне сохраняется, поэтому то,   
что отказались от методики, правильно, то, что МРОТ повышают более высокими     
темпами, чем повышали бы при медианной методике, тоже правильно. Но мы          
сожалеем, что вчера во время второго чтения не была поддержана наша поправка,   
где мы предлагали МРОТ установить на уровне 20 тысяч рублей, хотя на самом      
деле 20 тысяч - это не прожиточный минимум, а прожиточный мизер, который        
позволяет сегодня при вычете подоходного налога обеспечивать людям лишь         
биологическое выживание. Многие живут за чертой бедности, получая пособия,      
хотя являются работающими гражданами.                                           
                                                                                
Говорят, что резкое увеличение может разогнать инфляцию, - ну, здесь где-то     
можно согласиться, где-то нет. В любом случае надо иметь в виду, что около 4    
миллионов наших граждан, особенно это касается бюджетной сферы, получают        
зарплату на уровне МРОТ, и мы должны обеспечивать этим гражданам достойную      
заработную плату. Поэтому мы, поддерживая законопроект, надеемся... В           
следующем году правительство внесёт соответствующий проект закона, а фракция    
ЛДПР уже внесла альтернативный правительственному законопроект о том, чтобы     
МРОТ был в размере 30 тысяч рублей. Вот мы одновременно будем их                
рассматривать через год, осенью, во время работы над бюджетом на 2024 год.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Бессараб Светлана Викторовна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".              
                                                                                
Подготовиться Куринному.                                                        
                                                                                
БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Конечно, споры о методике     
расчёта минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума               
продолжаются, это неслучайно, и эти споры вызывают много сомнений. Когда было   
принято решение о расчёте прожиточного минимума и минимального размера оплаты   
труда по медианным значениям доходов населения и средней заработной платы       
населения, это было обоснованно. Вместе с тем, когда у нас в прошлом году       
инфляция по вполне понятным причинам, прежде всего в связи с неадекватными      
западными санкциями, значительно выросла, президентом было принято решение об   
увеличении минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума не по      
методике, которая, конечно, нам ещё неоднократно пригодится, а в соответствии   
с ростом реальной инфляции и её непрогнозным, реальным значением.               
                                                                                
Сегодня такое решение защищает граждан России, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"        
будет голосовать за законопроект, к чему мы призываем все фракции.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович, фракция КПРФ.                        
                                                                                
Подготовиться Кузнецову.                                                        
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, наша фракция тоже поддержит данный законопроект, потому      
что он предполагает индексацию чуть выше расчётной. Конечно, голосовать         
против было бы неправильно и глупо, по большому счёту, но если всё-таки         
говорить о самой методике, которую предыдущий докладчик назвал перспективной,   
правильной, на которую ориентируется Правительство Российской Федерации,        
стоит отметить, что она не имеет ничего общего с реальными затратами наших      
граждан, в том числе пенсионеров, на эту самую жизнь.                           
                                                                                
Я напомню, что за счёт Государственной Думы два года назад было заказано        
исследование - прожиточный минимум рассчитывался исходя из реальных             
потребностей наших граждан, из реального, нормального, рационального питания,   
из реальных затрат на коммуналку, а не из расчётных, из реальных затрат на      
приобретение лекарственных препаратов. И я напомню, два года назад, ещё до      
инфляции, эта цифра составляла немногим более 30 тысяч рублей, именно эта       
сумма обеспечивает минимально необходимый уровень существования. Мы не          
говорим о чём-то дополнительном, мы говорим просто об элементарном              
существовании, не о выживании, не о нищенском существовании, на что, к          
сожалению, направлен сегодняшний прожиточный минимум и сегодняшняя              
минимальная заработная плата, а о том уровне, который позволяет человеку        
чувствовать себя человеком.                                                     
                                                                                
Когда мы призываем людей к здоровому питанию, когда мы призываем их к ведению   
здорового образа жизни, когда мы призываем их принимать необходимые             
лекарственные препараты, чтобы жить дольше и чтобы качество жизни было лучше,   
надо всё-таки понимать, есть ли у них возможность получить всё это, имея вот    
такой прожиточный минимум, о котором мы сейчас говорим. Безусловно, нет.        
Безусловно, то, что сегодня происходит, абсолютно оторвано от реальной жизни.   
Я напомню, что некоторые смельчаки пытались жить на минимальную заработную      
плату, кто-то пытался существовать на прожиточный минимум, - ни у кого ничего   
не вышло без ущерба для здоровья. А мы сегодня опять принимаем эту цифру!       
                                                                                
Наша фракция настаивает на увеличении обоих важных показателей, и наши          
законопроекты точно так же внесены для рассмотрения Государственной Думой, но   
пока не рассматриваются. Пока мы не доведём показатели до реальных цифр,        
говорить о чём-то честно, смотреть прямо в глаза нашим гражданам не             
получится. Мы тоже будем продолжать нашу работу, точно так же докладчик от      
другой фракции говорил. Мы считаем наши предложения правильными, это никак не   
приведёт к увеличению инфляции, чего опасается наше правительство, или ещё к    
какому-то разгону цен. Это дополнительные средства, это дополнительный          
потребительский спрос, который сегодня нужен нашей промышленности, который      
сегодня нужен нашему сельскому хозяйству и вообще всей нашей экономике. И по    
большому счёту, давая эти деньги, вкладывая их в собственную экономику, риска   
той самой инфляции, риска, там, выхода из-под контроля цен, на наш взгляд, мы   
не создаём. Повторяю, к этому надо идти, это будет правильно, это будет         
честно и, самое главное, это вполне доступно, даже при сегодняшнем              
напряжённом бюджете.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кузнецов Андрей Анатольевич, фракция          
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...".                                                       
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, понятно, все фракции будут поддерживать, потому что лучше    
добавить, чем не добавить. Но с добавлением меньше тысячи рублей, - внимание!   
- вот с этим увеличением меньше чем на тысячу рублей при той инфляции, о        
которой сегодня уже сказали, это оказывается больше, чем рассчитано по той      
методике. Столько здесь было обсуждений, копий сломано на тему того, как        
здорово ввести вот этот медианный расчёт, и этот механизм не просуществовал и   
двух лет, как уже признан неактуальным самим правительством, которое сейчас     
говорит: а давайте мы приостановим. Вот Светлана Викторовна говорит: нам ещё    
пригодится этот механизм. Он нам не пригодится уже, мы вам с самого начала      
говорили об этом, потому что если инфляция в нашей стране принимает такие       
размеры, то медианный расчёт здесь невозможен, мы будем всё время               
приостанавливать действие вот этой системы. Это первое.                         
                                                                                
Второе. Необходимо учитывать следующий фактор: сегодня государство является     
крупнейшим работодателем. Минимальный размер оплаты труда - это то, что мы      
сегодня государству, в первую очередь государству, потому что частники платят   
больше, значительно больше, чем этот минимальный размер оплаты труда, и         
статистика это показывает... Так вот, государству мы даём сегодня возможность   
платить вот этот минимальный размер оплаты труда, позволяем ему меньше          
размера потребительской корзины платить. Ну, мы сами ставим такой стандарт      
деятельности.                                                                   
                                                                                
Дальше. Ещё раз скажем о том, что расчёт по медианному размеру оплаты труда -   
это наблюдательная позиция, это наблюдение. Вот работодатель с работником       
договорился, а мы потом взяли 42 процента от этого и назвали это минимумом. А   
если работодатель оказался рабовладельцем по своей психологии, мы что, будем    
это узаконивать? А у нас государство близится к этому званию, если мы           
посмотрим на потребительскую корзину.                                           
                                                                                
Да, все поддерживают, но давайте не будем делать вид, что у нас тут всё         
замечательно, что у нас есть система. Вот как раз отсутствие системы и          
является главной проблемой в этом вопросе. Минимальный размер оплаты труда -    
это главный рычаг управления экономикой, это тот стандарт, к которому мы все    
субъекты должны подвигать, чтобы у человека действительно было                  
гарантированное право на оплату своего труда, чтобы он мог потребительскую      
корзину обеспечить и так далее. И уж если все социальные выплаты государство    
осуществляет от этой точки, то тем более надо это иметь в виду.                 
                                                                                
Дорогие коллеги, мы поддержим сейчас, но мы считаем, что это нерабочая схема    
и её надо менять.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, давайте всё-таки признаем, что любое решение, которое        
принимается, надо анализировать с точки зрения времени, в котором мы живём, и   
не обращать внимания на то, что страна столкнулась с вызовами и санкциями,      
неправильно. Если мы не будем учитывать путь, который прошла страна, и          
сравнивать с ситуациями, которые были и в 90-е, и в начале 2000-х, это тоже     
будет неправильно.                                                              
                                                                                
Сегодня принимается решение, в непростое время, но надо сказать, что вот        
только недавно мы принимали бюджет на следующий год, и вы не увидели            
секвестра, вы не увидели ни одной программы, которая была бы свёрнута. Это      
очень непросто. Мы с вами помним, как в 90-е годы все проблемы переложили на    
плечи населения, - сейчас об этом никто уже не хочет думать и даже              
вспоминать, пройдёт время, вообще скажут, что там было замечательно. На самом   
деле это не так. Мы с вами помним начало 2000-х годов, когда страна,            
оказавшись в долговых обязательствах, должна была выбираться из них. У нас      
были огромные долги Советского Союза, 60 процентов, и современной России за     
90-е годы. Тоже уже никто не хочет об этом вспоминать.                          
                                                                                
Зачем это вспоминать? Да затем, чтобы понять, насколько непросто принимать      
некоторые решения сегодня. И, говоря об этом, коллеги, давайте всё-таки         
учитывать тот факт, что при распаде Советского Союза именно Россия взяла на     
себя все долговые обязательства. Мы начинаем здесь, с трибуны говорить, как     
было хорошо, - хорошо, Алексей Владимирович, только потребления не было,        
фуфайка была и очередь за мясом в магазине. Но при этом мы говорим, что         
счастливо жили. Не надо про это, другое потребление сегодня, другие             
возможности. И всё, что произошло в 90-е, тоже на совести тех, кто в своё       
время возглавлял страну, предал страну и ввёл страну... А когда люди увидели,   
что на полках в других странах, они стали говорить: "А как же, так бывает?"     
Вот поэтому и не стало Советского Союза.                                        
                                                                                
Коллеги, вот мы сейчас, в непростое время принимаем решение, выполняя           
поручение президента нашей страны. Правительство делает всё для того, чтобы     
сбалансировать бюджет и найти средства под это. Да, мы говорим, что эта сумма   
не то, к чему мы должны стремиться, мы это понимаем, но не надо затаптывать     
это решение ногами и говорить: мы за него проголосуем, но на самом деле это     
всё неправильно. Правильно быть честными, и мы честно говорим: в этой           
ситуации это решение единственно возможное. Нам за него не должно быть          
стыдно, но мы должны понимать, что при любых возможностях надо дальше делать    
всё для того, чтобы повышать заработную плату, решать социальные вопросы,       
надо делать всё для повышения благосостояния людей. А когда мы говорим: было    
вчера - и при этом уже перевираем; когда мы говорим: да нет, можно было бы      
взять и больше чем в 2-3 раза увеличить... Посмотрите, какие решения каждый     
день принимаются против нас. Мы понимать это должны, при этом не                
перекладывать ответственность на плечи населения рассуждениями, мол, ну, вы     
видите же, это вызовы... Вот тут никто как раз не стремится переложить          
ответственность, как это было постоянно.                                        
                                                                                
Николай Васильевич, после Великой Отечественной войны Советский Союз...         
руководство, которое вы всё время хвалите, переложило всё на плечи населения,   
проведя займы, и потом не рассчиталось!                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рассчиталось... Набрали ленд-лизов - рассчитались в       
2006 году                                                                       
                                                                                
Коллеги, мы с вами должны быть честными перед нашими гражданами и исходить из   
того, что, несмотря на ситуацию с вызовами, это решение принимается, причём     
принимается, опережая прожиточный минимум. Да, хочется больше, и нам этого      
хочется. Давайте думать, как решать эту задачу. А мы с себя спрашивать будем?   
Вот этого нет! Давайте с себя спросим и покажем пример, если мы хотим           
поменять ситуацию вокруг.                                                       
                                                                                
Коллеги, решение, которое мы сейчас принимаем, одно из непростых, потому что    
средства на это, как вы понимаете, надо искать. Но это честно, и                
обязательства перед гражданами выполняются. Давайте на таких решениях не        
будем пытаться спекулировать - об этом речь идёт, - потому что таких решений,   
во всяком случае за время существования Государственной Думы, не было. Либо     
всё сваливали на людей, либо замораживали, либо секвестировали. Вот об этом     
надо помнить. У нас 50 процентов новых депутатов, они могут об этом не          
помнить, а те, кто давно в Государственной Думе... Вот Николай Михайлович       
Харитонов головой качает, как и Грешневиков, - они понимают, о чём речь идёт,   
поэтому не играют на этом. Не надо на этом играть.                              
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, вопрос 2 повестки.                        
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 21 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              396 чел.88,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    396 чел.                                          
Не голосовало                  54 чел.12,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
За - 396, против - нет, воздержавшихся нет.                                     
                                                                                
Коллеги, поздравляю - консенсус.                                                
                                                                                

Заседание № 81

06.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 201618-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия её отдельных положений" (принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и приостановлении действия её отдельных положений").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1417 по 1497 из 5379
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1         
Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении    
действия её отдельных положений".                                               
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Васильевич Тарасенко.                                        
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект "О внесении      
изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"   
и о приостановлении действия её отдельных положений" принят в первом чтении     
26 октября. Ко второму чтению поступило три поправки, которые сведены в две     
таблицы: две поправки, которые комитет рекомендует принять, находятся в         
таблице поправок № 1 и одна поправка, которую комитет предлагает отклонить, -   
в таблице поправок № 2.                                                         
                                                                                
Просьба утвердить таблицы поправок № 1 и 2 и принять законопроект во втором     
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть           
замечания, вопросы? Нет.                                                        
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              401 чел.89,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    401 чел.                                          
Не голосовало                  49 чел.10,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 1 принимается единогласно.                                   
                                                                                
По таблице поправок № 2 есть замечания? Нет.                                    
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              374 чел.83,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   20 чел.4,4 %                                     
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос, второе чтение.                
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят единогласно.                               
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые          
экспертизы и подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Просьба включить      
его в повестку дня на завтра, 7 декабря.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Принимается.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        

Заседание № 70

26.10.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 201618-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и приостановлении действия её отдельных положений".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5422 по 5610 из 6739
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1           
Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и приостановлении      
действия её отдельных положений". Доклад официального представителя             
правительства замминистра труда и социальной защиты Елены Вячеславовны          
Мухтияровой.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МУХТИЯРОВА Е. В., официальный представитель Правительства Российской            
Федерации, заместитель министра труда и социальной защиты Российской            
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!        
Законопроектом предусматривается ускоренное повышение в 2023 и 2024 годах       
минимального размера оплаты труда путём установления его величины исходя из     
темпа роста МРОТ, превышающего на 3 процентных пункта темп роста величины       
прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской           
Федерации, установленного на 2023 и 2024 годы соответственно.                   
                                                                                
С учётом темпа роста величины прожиточного минимума на 2023 год МРОТ с 1        
января 2023 года предлагается установить в сумме 16 242 рубля в месяц. Таким    
образом, МРОТ будет выше прожиточного минимума трудоспособного населения на 4   
процента, при этом его соотношение к медианной заработной плате на 2021 год     
составит 45,9 процента. В связи с этим, а также в целях неснижения              
достигнутого в 2022 году соотношения МРОТ в среднегодовом выражении к           
медианной заработной плате за 2020 год - напомню, что это 45,3 процента, -      
законопроектом предлагается приостановить на 2023 и 2024 годы действие частей   
второй и четвёртой статьи 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты   
труда", которые касаются исчисления МРОТ исходя из величины медианной           
заработной платы и установления соотношения МРОТ и медианной зарплаты в         
размере 42 процентов.                                                           
                                                                                
Дополнительные расходы на повышение заработной платы работников бюджетной       
сферы в 2023 году к тем средствам, которые были заложены в федеральном          
бюджете, составят 20,6 миллиарда рублей, в том числе работников федеральных     
учреждений - 5,3 миллиарда рублей, работникам региональных учреждений - 15,2    
миллиарда рублей. При этом, напомню, треть бюджетных расходов у нас             
возвратится в бюджетную систему Российской Федерации в виде уплаты страховых    
взносов в государственные внебюджетные фонды и налога на доходы физических      
лиц. Законопроект был рассмотрен и поддержан российской трёхсторонней           
комиссией.                                                                      
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Михаила Васильевича Тарасенко.                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В            
соответствии со статьёй 133 Трудового кодекса МРОТ не может быть ниже           
величины прожиточного минимума, а мы с вами час назад в первом чтении приняли   
законопроект, по которому прожиточный минимум корректируется, внесены           
определённые изменения в порядок его назначения. В связи с этим логично нам     
сразу откорректировать и МРОТ, и поэтому предложение правительства установить   
МРОТ с 1 января 2023 года в размере 16 242 рубля полностью соответствует        
статье 133 Трудового кодекса. Деньги на это предусмотрены в бюджетах всех       
уровней.                                                                        
                                                                                
Правовое управление замечаний по законопроекту не имеет. Комитет Совета         
Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта.          
Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает принять      
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемая Елена Вячеславовна, у меня вопрос традиционный.          
Федерация независимых профсоюзов России постоянно говорит о том, что            
отечественный прожиточный минимум резко занижен и что надо в перспективе        
ориентироваться на минимальный потребительский бюджет, который, по-моему, по    
последним данным ФНПР, составляет 41,6 тысячи рублей. Я понимаю, что за         
год-два и даже, может быть, за три-четыре этого не сделаешь, но ведётся ли      
какая-то работа министерством с Федерацией независимых профсоюзов России в      
отношении того, чтобы мы хотя бы двигались в этом направлении?                  
                                                                                
МУХТИЯРОВА Е. В. Олег Николаевич, спасибо большое за вопрос. Действительно,     
вопрос у нас достаточно традиционный, потому что мы каждый раз обсуждаем        
минимальный размер оплаты труда с участием социальных партнёров, и у нас        
здесь две, ну, немножко, скажем так, разные позиции: позиция работодателей -    
чтобы было более плавное повышение минимального размера оплаты труда, и         
позиция, о которой вы сказали, - профсоюзов. Я хотела бы отметить, что у нас    
в проектируемых нормах соответственно в 2023 и 2024 годах в параметрах          
заложен темп роста, как я уже сказала, плюс 3 процента к росту ПМ. То есть,     
если сравнивать с прошлым годом, у нас превышение ПМ - 0,7 процента, сейчас     
это превышение - 4 процента, соответственно, нам кажется, здесь идёт            
значительное увеличение по темпу роста. Мы, конечно, рассматриваем варианты     
наращивания этого темпа, но с учётом опять же мнения всех сторон социального    
партнёрства.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить?                                                     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ", конечно, вынужденно      
проголосует за повышение - ещё бы не голосовать за повышение МРОТ! Но я         
напомню, что мы категорически против той надуманной, придуманной, вот           
высосанной из пальца (извините за грубое слово) системы определения этого       
важнейшего показателя заработной платы для миллионов и миллионов трудящихся.    
Мы действительно много раз предлагали другие схемы определения этого            
минимального размера оплаты труда, но, что касается правительства, тут как в    
известном выражении: сытый голодного не понимает. Для того чтобы это            
понимание возникло, уважаемые коллеги, мы много раз предлагали, и, я ещё раз    
напомню, мы предлагаем в том числе рассмотреть установление МРОТ, но в          
качестве максимального размера оплаты труда для чиновников, депутатов, для      
людей, которые как раз вот и придумывают, рассчитывают или вот с потолка        
берут подобные схемы, подобную статистику, социологию и так далее, и так        
далее. Ну логично же, да? Казалось бы, давайте установим какой-то размер, на    
четыре, на пять будем умножать вот этот, как вам кажется, справедливый          
минимальный размер и устанавливать для отдельных категорий чиновников,          
госслужащих, депутатов. Во всяком случае в большинстве стран это точно не       
сотни или десятки раз, это трёхкратный, пятикратный, ну, максимум               
десятикратный размер. Но если даже сейчас вы посмотрите и увеличите это в 10    
раз, это будет сильно отличаться от доходов как раз тех, кого я, извините,      
назвал сытыми в этой ситуации.                                                  
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, особенно в сложные времена для страны - а сегодня   
они самые сложные за последнее десятилетие, если не больше - не должно быть     
такой разницы между бедными и богатыми, а тем более трудящимися, о которых      
здесь идёт речь. Сегодня самая большая зарплата должна быть у людей, которые    
защищают нашу страну на поле боя. Вот эти 200 тысяч, 195 тысяч и давайте        
установим... (Микрофон отключён.)                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Родина Виктория Сергеевна.                                
                                                                                
РОДИНА В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"      
поддержит данную инициативу, так как реализация положений будет                 
способствовать обеспечению повышения заработной платы около 3,5 миллиона        
человек. Безусловно, прекрасная инициатива, и мы её поддержим.                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дёмин Александр Вячеславович.                             
                                                                                
ДЁМИН А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Повышение МРОТ   
- это хороший и правильный шаг. Это позволит увеличить минимальный размер       
социальных пособий, это поможет поддержать в первую очередь безработных и       
социально уязвимых граждан, а также тех, кто получает маленькую зарплату. При   
этом мы надеемся, что сегодняшнее повышение МРОТ - это лишь первый шаг на       
пути к постепенному повышению благосостояния населения, и в то же время хотим   
отметить, что увеличение МРОТ означает и увеличение расходов бизнеса на фонд    
оплаты труда. Для малого бизнеса это чувствительная история, и здесь важно      
соблюдать баланс, так как помимо страховых взносов малый бизнес уплачивает      
огромное количество неналоговых платежей, а также оплачивает из своего          
кармана выполнение множества обязательных требований. Это и различного рода     
сборы - экологические, утилизационные, "Платон" и так далее, - и плата за       
обязательные услуги и услуги естественных монополий, и расходы на выполнение    
требований, которые связаны с внедрением различных систем прослеживаемости.     
Поэтому при дальнейшем повышении МРОТ важно снижать избыточную нагрузку на      
бизнес именно в части неналоговых платежей и расходов на выполнение             
обязательных требований.                                                        
                                                                                
Фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ", безусловно, поддержит принятие законопроекта.             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Нет.                                   
                                                                                
Докладчик, будет заключительное слово? Нет. Содокладчик? Нет.                   
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"   
и приостановлении действия её отдельных положений", пункт 18.                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              390 чел.86,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    390 чел.                                          
Не голосовало                  60 чел.13,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно.