Заседание № 82
О проекте федерального закона № 201617-8 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса. О проекте федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", третье чтение. Пожалуйста, Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний предполагает, несмотря на объединение пенсионного и социального фондов, прежнюю идеологию обязательного страхования. И в 2023 году будет действовать 32 страховых тарифа, от 0,2 процента до 8,5 процента фонда оплаты труда. По законопроекту нет замечаний правового и лингвостилистического характера, он подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам от фракций есть желающие высказаться? Нет. Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 23 мин. 15 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 16 чел.3,6 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 81
О проекте федерального закона № 201617-8 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
4-й вопрос нашей повестки, проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", второе чтение. Михаил Васильевич Тарасенко здесь тоже докладчик. Пожалуйста, Михаил Васильевич. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Поправок не поступало. Предлагается утвердить его во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, поправок нет. Ставится на голосование законопроект, 4-й вопрос нашей повестки, второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 01 мин. 36 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 24 чел.5,3 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, прошёл все необходимые экспертизы. Просьба включить его в повестку дня на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет. Принимается ваше предложение.
Заседание № 70
О проекте федерального закона № 201617-8 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Николаевич Пудов. Пожалуйста. ПУДОВ А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Проектом федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", как и в текущем году, предлагается сохранить 32 класса профессионального риска с размером страхового взноса, дифференцированного от 0,2 до 8,5 процента в соответствии с видами экономической деятельности страхователя. Средний страховой тариф по видам экономической деятельности составит 0,5 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных. Средств, поступивших от уплаты страховых взносов, будет достаточно для исполнения в полном объёме обязательств, предусмотренных законодательством. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, на протяжении уже десяти лет не вносится никаких корректив в положения, связанные со страхованием от несчастных случаев. Более того, комитет-соисполнитель - Комитет по бюджету и налогам - предлагает вернуться к вопросу о том, что не надо каждый год рассматривать, а надо утвердить эти цифры и на основании этих цифр работать регулярно. Но, вы знаете, тема безопасности труда, травматизма настолько деликатная, что, мне представляется, лучше будем каждый год утверждать и радоваться тому, что бюджет остаётся профицитным, потому что всё что угодно может произойти и в вопросах травматизма, и в вопросах аварий. Поэтому, я хочу сказать, действительно есть все основания, чтобы поддержать данный законопроект. Комитет по бюджету поддерживает, у Правового управления замечаний нет, коллеги из Совета Федерации также поддерживают. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Коллеги, есть вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Андрей Николаевич, вы нам обещаете, уже во всяком случае на протяжении последних пяти лет, что будет пересмотрен этот механизм, эта таблица, потому что сегодня работодатели с более, скажем так, низкими, или благоприятными условиями труда, фактически оплачивают за тех, у кого эти условия тяжёлые и рисков больше, и получается вот такой вот переток - с одной стороны... То есть нам обещают регулярно, каждый год пересмотреть эти нормативы. И второй момент. В течение трёх лет вы собираетесь собрать благодаря этому в фонд порядка 170 миллиардов рублей, это так называемый резерв. Куда их планируется потратить? Или они так и будут накапливаться, а потом списываться в рамках дефицита? ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. Тезис первый. Предмет рассмотрения тарифов страховых взносов является одним из ключевых факторов, о которых мы всегда ведём переговоры с нашими социальными партнёрами. Это мы делаем регулярно в рамках бюджетного цикла. Такие переговоры в рамках этого бюджетного цикла также были проведены с нашими социальными партнёрами, и все стороны - и работодатели, и профсоюзы, и правительственная сторона - сошлись на том, что действующая модель установления страховых взносов должна сохраниться, поскольку она, как вы правильно отметили, позволяет формировать профицит по этому виду страхования. Напомню вам, что этот вид страховых взносов делится на две части: та, которая платится непосредственно в фонд, и та, которая работодателем используется на предупредительные меры. И кстати, эта сумма растёт. В связи с этим тот профицит, который у нас в системе формируется, мы планируем направить на модернизацию системы. В частности, обратите внимание, в бюджете фонда мы предложили... мы уже провели первую часть пилотного проекта по выявлению и исправлению ранних признаков профзаболеваний, если говорить терминологически правильно, профилактирование ранних признаков профзаболеваний. В этом году мы предлагаем масштабировать проект до 5 тысяч человек - это как раз одна из целей, на реализацию которой мы планируем направить профицит по этому виду страхования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Андрей Николаевич, я хотел уточнить, каков размер профицита по этому виду страхования, скажем, за прошлый и, если можно сказать, за этот год, предполагаемый? И мы знаем, что в принципе сейчас на санкур для тех, кто получил трудовые травмы, выделяется несколько больше средств, чем для остальных. Нельзя ли увеличить цену койко-дня на санкур для тех, кто получил трудовые травмы? Спасибо. ПУДОВ А. Н. Спасибо, Олег Николаевич, за вопрос. Профицит у нас генерируется таким образом: начиная с 2019 года... у меня есть и более ранние данные, но 2019 год - 34,4 миллиарда, 2020-й - 35,2, 2021-й - 42,0 и текущий год - 46,9 миллиарда рублей. Здесь я остановлюсь и дам комментарий. Вы помните, что у нас все предыдущие годы, включая этот год, была норма, которая открывала возможность перекрёстного финансирования между видами страхования, и поэтому весь этот профицит уходил, напомню, на выплаты по больничным в связи с ковидом. И впервые в этом году - завтра вот будет рассматриваться бюджет - мы соблюли запрет, который предусмотрен в законе о едином фонде: у нас нет теперь перекрёстного финансирования. Таким образом, в 2023 году у нас сформируется профицит уже 56,1 миллиарда рублей с дальнейшим его ростом. Что касается санкура тех лиц, которые пострадали от профзаболеваний, могу сказать, у нас, у Фонда социального страхования, вы знаете, есть 12 реабилитационных центров, которые переходят к правопреемнику - к социальному фонду, в рамках которого мы обеспечим стопроцентное санаторно-курортное лечение всех лиц, пострадавших... И вот то, что мы затрачиваем на этот санкур, позволяет обеспечить то, что положено этому пострадавшему по ПРП, в полном объёме. Около 5,6 миллиарда рублей затрат из Фонда социального страхования на эти цели мы расходуем - на санкур для пострадавших от несчастных случаев и профзаболеваний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Андрей Николаевич, со времён вашего назначения статс-секретарём - замом поменялось уже, по-моему, три руководителя ФСС. Ну, как я помню, наш бывший коллега Линник был заместителем председателя ФСС, и он здесь нам обещал ещё тогда всё-таки более объективно рассмотреть вот эти тарифы - в связи с чем? Они же должны и стимулировать людей, которые должны обновлять технологии, и... Вот вам также задали, ещё первый наш представитель, вопрос о том, что, получается, мы за счёт хороших и заботящихся о рабочих местах (мы же о спецоценке условий труда закон приняли) компенсируем, платим за тех, кто не хочет, то есть хочет получать только прибыль, а улучшать условия труда не хочет. Может, всё-таки рабочую группу вы уже в новом фонде создадите и вместе с министерством доработаете этот закон? Вот вы обещание нам дайте такое. ПУДОВ А. Н. Рабочую группу создадим, могу такое обещание дать. Совместно отработаем - надеюсь, что мы сможем сгладить те эффекты... Просто ещё небольшое пояснение: ведь у нас эти тарифы строятся на основании экстраполяции данных за длинные периоды; последние два года, ковидные, эти данные исказили; в принципе в 2023 году можно будет в рамках этой рабочей группы уже те интегральные показатели, которые кладутся в основу расчёта этого тарифа, посмотреть. Ну, не секрет, главный донор этого вида страхования - это бюджетные организации, которые в 4 раза меньше затрат несут... ну, тратят из того, что платят. В бюджетной организации источник известен, кто даёт ресурсы на то, чтобы у них были страховые взносы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. ТАРАСЕНКО М. В. Вы знаете, я хотел бы добавить несколько слов. Действительно, у нас уже несколько лет идёт полемика на эту тему. Есть разные профессии: есть сталевар, который работает на печке и весь горит, поскольку он лопатой подбрасывает туда руду, а есть сталевар, который сидит за компьютером, - и тот и другой называются сталеварами, и то и другое предприятия считаются металлургическими и платят одинаковый страховой тариф. В большинстве стран мира страховые тарифы от несчастных случаев на производстве платятся в зависимости от результатов работы: сработал хорошо, сэкономил деньги, затратил на охрану труда - ты получаешь пониженный тариф, плохо сработал - получаешь повышенный. Я думаю, что в рамках рабочей группы мы должны вернуться к этим подходам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 21 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении.