Заседание № 13
19.03.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 201341-3 "Об обеспечении целостности территории Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3315 по 3531 из 6827
Пункт 11 порядка работы: о проекте федерального закона "Об обеспечении целостности территории Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Виталия Ивановича Севастьянова. Пожалуйста. СЕВАСТЬЯНОВ В. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "Об обеспечении целостности территории Российской Федерации". Проект подготовлен группой депутатов Думы третьего созыва, часть из них стали депутатами Думы четвертого созыва. Указанный законопроект ориентирован на защиту целостности территории Российской Федерации и нейтрализацию внешних воздействий, направленных на подрыв территориальной целостности Российского государства. В законопроекте учтены рекомендации парламентских слушаний на тему "Южные Курилы: проблемы экономики, политики и безопасности", которые в 2002 году, 18 марта, были проведены у нас в Государственной Думе. И несмотря на то, что концептуально целостность нашего государства - Российской Федерации защищается Конституцией государства, тем не менее для уточнения некоторых механизмов, в частности механизма обмена территориями в приграничной зоне и так далее, требуется законодательство, то есть законом определенный порядок. Вот поэтому-то этот законопроект и предлагается вашему вниманию. Законопроект находится примерно в таком же состоянии, как и предыдущий, но посильнее стоит на ногах, и если мы примем, то доработку его легко будет сделать. Спасибо за внимание. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Иванович. Пожалуйста, с содокладом - председатель Комитета по международным делам Константин Иосифович Косачёв. КОСАЧЁВ К. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по международным делам рассмотрел указанный проект федерального закона и докладывает о следующем. Принцип территориальной целостности государства относится к общепризнанным нормам международного права, закрепленным в статье 2 Устава ООН, и, безусловно, является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Отмечая важность проблем суверенитета Российской Федерации и обеспечения целостности ее территории, комитет вместе с тем не может поддержать принятие представленного законопроекта главным образом в связи с отсутствием самостоятельного предмета правового регулирования. Не внося ничего нового в регулирование общественных отношений, связанных с защитой целостности территории Российской Федерации, представленный законопроект фактически дублирует нормы Конституции Российской Федерации и ряда федеральных законов. К ним я отнес бы прежде всего Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" (который мы обсуждали только что), в которых зафиксированы принцип неприкосновенности территории России, а также порядок реализации принципа договорного закрепления прохождения государственной границы. В связи с указанными аргументами комитет предлагает Государственной Думе отклонить проект федерального закона "Об обеспечении целостности территории Российской Федерации" в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы у депутатов? Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Константин Иосифович, вы совершенно правильно аргументируете, что вроде бы всё для того, чтобы целостность была обеспечена, у нас есть - и Конституция, и другие законы. И в то же время вы прекрасно понимаете, и мы видим примеры, в нашей стране они уже есть, есть сегодня пример Грузии, мы видим, что происходит, поэтому, мне кажется, само даже название закона нацеливает на то, чтобы еще раз эту тему обозначить. А вопрос у меня следующий. На ваш взгляд, чего не хватает, чтобы действительно защитить целостность, чтобы ни у кого не было, не возникло даже в голове такой идеи - ее нарушить? Вот что для этого надо делать? Если вы скажете, что ничего не надо, всё есть, - я с вами не соглашусь. КОСАЧЁВ К. И. Уважаемая Тамара Васильевна, по первой вашей реплике. Государственная Дума принимает федеральные законы, и Государственная Дума принимает постановления и заявления. Я думаю, что, когда возникает необходимость высказывания политической позиции, политической воли Государственной Думы, мы вполне в состоянии сделать это в форме соответствующего постановления. Если мы будем принимать законы просто ради того, чтобы обозначить политическую позицию Государственной Думы, мы разрушим, к сожалению, правовое пространство России, а этого делать ни в коем случае нельзя. Второе, о том, что касается территориальной целостности Российской Федерации. Я не согласен с вами, что уже имеются некие прецеденты по примеру Грузии, когда территориальная целостность Российской Федерации нарушается. Нет таких прецедентов, и территориальная целость Российской Федерации в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации, по моему глубокому убеждению, обеспечивается жестко, последовательно и стопроцентно. И на мой взгляд, действительно, предпринимать какие-то дополнительные усилия нет никакой необходимости, поскольку известна и абсолютно очевидна принципиальная политическая позиция по этому вопросу и Президента Российской Федерации, и Правительства Российской Федерации в лице Министерства иностранных дел, и, я думаю, всех без исключения политических партий, которые представлены в Государственной Думе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кондратенко Николай Игнатович, вопрос. Потом Ждакаев. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Константин Иосифович, ну Ельцин только что, пожалуй, не допил, а так бы Курильские острова отдал. Это было видно по всему, ведь мы были живыми свидетелями. У вас в собственном сознании имеется гарантия того, что не будет какого-то компромисса, что договор с Японией не будет заключен, например, об обоюдном использовании? А то потом вы опять скажете: закон обратной силы не имеет. Имеется ли такая гарантия? КОСАЧЁВ К. И. Николай Игнатович, даже в том законопроекте, который мы сегодня обсуждаем, допускается обмен между Российской Федерацией и сопредельным иностранным государством равными участками территории в пограничной зоне в целях делимитации, демаркации и редемаркации государственной границы России, то есть даже этот проект данную тему исчерпывающе не регулирует, на мой взгляд. Что касается нашего известного территориального вопроса с Японией, то, на мой взгляд, официальная позиция России существует, и она заключается в том, что эти острова являются неотъемлемой частью территории Российской Федерации, какой-то дополнительной ясности здесь для меня не требуется. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, вопрос. Ждакаеву включите микрофон. ЖДАКАЕВ И. А. Константин Иосифович, вам, наверное, всё должно быть понятно, раз вы сейчас сказали об официальной позиции МИДа - о территориальной целостности вовеки веков, неизменной и несокрушимой. Мы "неизменность" и "несокрушимость" многих вещей видели на территории Союза, что было и что стало - тоже знаем. А теперь по сути. Вам, наверное, как председателю комитета, известно рыболовное соглашение, которое подписал в свое время, в 1998 году, господин Немцов, о неравнозначных стартовых условиях. Он от имени государства подписывал, а от Японии какая-то хоккайдская ассоциация рыбопромышленников подписала. Не понять, как эта ассоциация государственную роль на себя взяла. Уже этим соглашением территориальная целостность России, к вашему сведению, нарушена. Если вы не читали, почитайте сегодня это соглашение. И по этому документу японцы сегодня в наши территориальные воды, в район Курил, заходят и ловят рыбу, даже не спрашивая разрешения у России! Корабли заходят, лишь уведомляя, в наши территориальные воды, и мы молчим, но МИД говорит: территориальная целостность у нас не нарушена. Этот проект закона ведь появился не сам по себе, а исходя из рекомендаций парламентских слушаний. Депутаты "Единой России", ваш депутат Гуров подписывал рекомендации парламентских слушаний в Государственной Думе. Мы выполнили и опять попали в лужу. Опять политическая целесообразность, что ли? Ответьте, пожалуйста. КОСАЧЁВ К. И. Уважаемый Иван Андреевич, первое, я признаюсь, что в деталях не знаком с российско-японским соглашением по рыболовству, но, даже исходя из вашего изложения, не считаю, что предмет его регулирования каким-то образом затрагивает территориальную целостность Российской Федерации. Государственные границы существуют в соответствии с имеющимися соглашениями, и именно этими соглашениями они и регулируются, но никак не соглашениями по рыболовству. Мы можем пригласить вас на заседание комитета и данную тему обсудить отдельно, я к этому, безусловно, готов, приглашаю вас. Второе. Подчеркну: территориальная целостность Российской Федерации - это абсолютно приоритетная, важная тема для России. И мы предлагаем отклонить данный законопроект не потому, что мы не считаем эту тему важной, а потому, что мы считаем, что она уже отрегулирована Конституцией и рядом федеральных законов. И в данном законопроекте отсутствует самостоятельный предмет правового регулирования. Это юридическая, а не политическая оценка. Здесь нет никакой политической целесообразности или нецелесообразности. Этот документ по юридическим соображениям, к сожалению, не может быть поддержан. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше нет вопросов, присаживайтесь. Пожалуйста, кто из депутатов желает выступить? Есть ли желающие? Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые коллеги, мне кажется, что, не принимая сегодня этот закон, Государственная Дума теряет определенную логику или ее логика становится ущербной. В чем я вижу ее ущербность? Прежде всего в том, что председатель комитета сказал: нет прецедента отщепления территории и поэтому вроде бы закон и не нужен. Когда возникнет прецедент - это уже будет агрессия, война против нашего государства, и тогда уже поздно будет заниматься каким-то законодательством, строительством законности. Я напомню вам ситуацию. Вот вспомнили здесь Ельцина... А ведь именно при нем втихаря, что называется под скатертью, совершен еще один акт, кроме того, что упоминался как пакт Шеварднадзе, - отдали остров Даманский. Может быть, вы здесь, в европейской части России, не чувствовали, как это было в 1968 году, а мы за Уралом очень хорошо это чувствовали и дыхание войны почувствовали тогда. И политая кровью наших солдат земля отдана сегодня чужому государству втихаря. Сегодня, не принимая этот закон, мы отмахиваемся и от проблемы Калининграда и ряда других территорий, хотя, с другой стороны, постоянно в Государственной Думе говорим, что существует этот вопрос, но отмахиваемся. Мы отмахиваемся и от проблемы Курильских островов. Да мало ли еще у нас сегодня по границам России вот таких проблем! Я предлагаю принять этот законопроект в первом чтении, а затем доработать его как надо ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть еще желающие выступить? Так, пожалуйста, Муцоеву включите микрофон по карточке Коржакова. МУЦОЕВ З. А., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, вместо того чтобы обсуждать закон, мы ведем полемику, и коллеги из Компартии, в частности господин Иванов, начинают говорить, что чуть ли не во всём, что творил Шеварднадзе, уже виновата и "Единая Россия". Я хотел бы напомнить, что Шеварднадзе исполнял, только исполнял волю Совета Министров СССР, а решение Совета Министров СССР утверждало Политбюро ЦК Компартии Советского Союза, то бишь верхушка Центрального Комитета Компартии. И Берингов пролив, и другое мы потеряли потому, что это было сделано по согласованию с Политбюро Центрального Комитета Компартии Советского Союза. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть еще желающие выступить? Нет. Приступаем к голосованию по данному законопроекту. Прошу включить режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 44 сек.) Проголосовало за 73 чел.16,2% Проголосовало против 78 чел.17,3% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 152 чел. Не голосовало 298 чел.66,2% Результат: не принято Не принимается.