Заседание № 192

14.02.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 201200-8 "О внесении изменения в статью 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части оплаты медицинских услуг).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3698 по 4323 из 4502
16-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 84    
Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской            
Федерации". Докладывает Алексей Владимирович Куринный.                          
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ последовательно выступает за     
расширение государственного регулирования на те сферы, где без него обойтись    
невозможно. Я напомню, что мы выступаем и за государственное регулирование      
цен на товары первой необходимости, - кстати, в большинстве капиталистических   
стран, или буржуазных, они сегодня регулируются, о чём мы говорили. Я           
напомню, в своё время, ещё в самом начале, мы выступали за регулирование        
тарифов естественных монополий и тоже длительное время встречали                
сопротивление, мол, это нерыночно, это неправильно. В итоге к этому мы всё      
равно пришли в ответ на запросы наших граждан, в ответ на наглость этих самых   
монополий, на их сверхприбыль - сегодня тарифы регулируются. Позже было ещё     
одно решение: мы стали регулировать предельные цены на лекарственные            
препараты, пусть не на все, но на самые необходимые лекарственные препараты,    
жизненно необходимые и важнейшие. И тоже мы несколько лет слушали стенания      
фармпроизводителей, которые говорили, мол, это нерыночно, это вымоет с рынка    
все лекарства, это не позволяет надлежащим образом рассчитывать объёмы. Но      
несколько последних лет, я думаю, всех убедили, что это было абсолютно          
правильное решение: цены сегодня не растут необоснованно, наши граждане не      
испытывают колоссального давления, связанного с огромными ценами.               
                                                                                
Сейчас точно так же назрело введение государственного регулирования цен на      
медицинские изделия. И очень жаль, что Правительство Российской Федерации не    
пошло на это в рамках пандемии, когда это надо было сделать. Я напомню,         
тогда, например, две резиновые перчатки продавались по цене 50 рублей при       
стоимости их изготовления 1 рубль максимум, то есть 50-кратную прибыль          
получали соответствующие организации. То же касалось тестов, то же касалось     
ещё ряда медицинских изделий, которые продавались. Но опять разговоры про       
рынок, который всё это регулирует, разговоры про то, что надо производителя     
поддержать, чтобы он развернулся, что называется, вышел на соответствующий      
уровень производства. На мой взгляд, это решение тоже назрело, оно частично,    
кстати, реализовано в нашем 323-м федеральном законе, где написано, что цены    
на те медицинские изделия, которые имплантируются в организм человека,          
используются в рамках программы государственных гарантий или включены в         
специальный список, правительство должно регулировать, ограничивать. Пока, к    
сожалению, не на всё ограничения введены.                                       
                                                                                
В чём суть предложения? Мы предлагаем регулировать ещё одну сферу, весьма       
чувствительную, - сферу оказания платных медицинских услуг. Но если в рамках    
оказания платных медицинских услуг в государственных учреждениях, бюджетных,    
казённых, более или менее понятно и прозрачно, как устанавливаются цены,        
какая методика - она прописана Правительством Российской Федерации, - ну и,     
скажем так, не наглеют сегодня наши государственные учреждения, даже если       
платные услуги оказывают, то вот в частных, к сожалению, такого нет, сегодня    
частник, тот, кто оказывает медицинские услуги в частных центрах, ничем не      
ограничен в своих аппетитах. А когда они растут... Неоднократно приходилось     
сталкиваться, особенно в небольших городах, с тем, что банальное для большого   
города исследование - УЗИ, ФГС либо какой-нибудь вариант лучевого               
исследования стоит в разы дороже, чем, например, в соседнем городе, который     
находится в сотне, в двух сотнях километров. Начинаешь спрашивать почему -      
"ну, потому что вот рынок такой, потому что нет конкурентов, вот сколько я      
поставлю, столько и будет".                                                     
                                                                                
Что предлагается законопроектом? Законопроектом предлагается дать право -       
повторяю, это не обязанность, а право - регионам ограничивать стоимость         
платных услуг, тех, которые оказываются в рамках программы государственных      
гарантий, в том числе и частными центрами.                                      
                                                                                
Как это будет происходить? Ну, я напомню, что в программе государственных       
гарантий у нас сегодня записан перечень заболеваний, для каждого заболевания    
существуют соответствующие клинические рекомендации, ну и стандарты лечения -   
это перечень тех исследований и тех медицинских услуг, которые                  
предоставляются, должны предоставляться бесплатно. Так вот, если частная        
компания эти же услуги предоставляет на территории какого-то субъекта и ведёт   
себя, скажем так, не очень прилично в части цен, соответствующий регулирующий   
орган, ну, минздрав региона, скорее всего, по методике и в порядке, которые     
будут установлены Правительством Российской Федерации, - предлагается отдать    
это полномочие Правительству Российской Федерации - может ограничить            
стоимость той или иной услуги. Соответственно, не будет выкручивания рук, не    
будет астрономических цен на те или иные исследования, ну и опять же это        
позволит поберечь в том числе бюджеты наших граждан, потому что при таких       
доступности и качестве медицинской помощи в государственных учреждениях         
отнюдь не всегда закрываются все потребности наших граждан и порой они          
вынуждены по разным причинам - в государственном учреждении нет                 
соответствующей услуги, нет соответствующего оборудования - идти в частный      
центр получать ту или иную услугу.                                              
                                                                                
Ну, на мой взгляд, реализация такого права - подчеркну ещё раз, это право,      
это не обязанность, регион может пользоваться, а может не пользоваться, может   
пользоваться на части своей территории, может пользоваться в каких-то           
муниципальных образованиях, где сложилась наиболее сложная ситуация, -          
позволит ограничить аппетиты частных медицинских компаний, с одной стороны,     
ну а с другой стороны, сократить затраты наших граждан на своё здоровье. К      
большому сожалению, сегодня треть государственных затрат - это личные затраты   
граждан на получение медицинской помощи, в больших городах они больше, в        
малых городах - меньше, ну а в регионах эта проблема ещё более актуальна.       
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Основной довод, который приводит правительство, - это нарушит рыночные          
отношения, приведёт к ухудшению предоставления услуг, снижению их качества и    
тому подобное. Вот общий этот ряд рыночный - и по поводу ограничения цен на     
ЖКХ, и по поводу ограничения цен на лекарства, входящие в специальный список,   
- всё это мы слышали и ещё много-много раз услышим, когда речь идёт о борьбе    
со сверхприбылью, об изъятии сверхприбыли в пользу наших граждан.               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
С содокладом выступает Тамара Ивановна Фролова.                                 
                                                                                
ФРОЛОВА Т. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект вообще хороший и       
очень важный не только на сегодняшний день, он важен в целом для всех жителей   
нашей страны. Комитет по охране здоровья, безусловно, не поддерживает, но       
высказывает свою обеспокоенность и однозначно согласен с вами, что рост         
платных медицинских услуг как в государственных медицинских организациях, так   
и в частных медицинских организациях имеет место и доступность оказания         
медицинской помощи, несомненно, страдает во многих субъектах Российской         
Федерации, почему - мы все прекрасно об этом знаем. Не случайно сегодня         
проблема замещения бесплатных медицинских услуг, предоставляемых в рамках       
программы госгарантий, платными медицинскими услугами отнесена к наиболее       
значимым вызовам национальной безопасности в сфере охраны здоровья в            
Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025     
года, утверждённой указом президента.                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, как вы уже слышали, самая главная цель законопроекта -       
наделить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации правом     
регулировать цены и устанавливать предельные цены на платные медицинские        
услуги как в государственных, так и в частных медицинских организациях.         
Несмотря на важность этой проблемы, это, уважаемые коллеги и автор              
законопроекта, не совсем верный подход.                                         
                                                                                
Прежде чем сказать о правовых аспектах законопроекта, хочу отметить, что, в     
общем-то, многие проблемы в здравоохранении, давайте согласимся, из-за того,    
что жители страны недостаточно осведомлены, что всё-таки по программе           
госгарантий должно оказываться платно, а что - бесплатно. Вот это как раз       
является камнем преткновения, они путаются в этом, а медицинская                
общественность и органы исполнительной власти недостаточно в этом направлении   
работают. Всё-таки надо признать, что и участковая служба, и ведущие            
просветительскую работу, да и представители страховых медицинских               
организаций, о которых мы так много говорим, недостаточно в этом направлении    
работают, ведь в программе госгарантий, как Алексей Владимирович сегодня        
сказал, чётко прописано, какие виды медицинской помощи оказываются платно, а    
какие - бесплатно. Зачем бежать получать медицинскую услугу на платной          
основе, если это входит в программу госгарантий? Где же страховые               
представители, которые должны за ручку всех водить по кабинетам, так сказать?   
                                                                                
Уважаемые коллеги, платные медицинские услуги сегодня предоставляются на        
основе договорно-правовых отношений, и при заключении договора пациенту,        
безусловно, должны разъясняться все права. Законодательно этот механизм на      
сегодняшний день уже закреплён, всё это уже чётко у нас прописано в 323-м       
федеральном законе. Вместе с тем нормативное регулирование ценовой политики в   
этом сегменте будет нарушать один из основополагающих принципов рыночной        
экономики - свободу договора. Данный принцип закреплён статьёй 421              
Гражданского кодекса Российской Федерации, где устанавливается, что             
побуждение к заключению договора не допускается и условия договора              
определяются по усмотрению его сторон. Сегодня пациент вправе выбрать не        
только медицинскую организацию с необходимой медицинской услугой, но и          
условия, на которых она будет оказана, и основным критерием зачастую бывает     
желание пациента получить её быстрее или в более комфортных условиях.           
                                                                                
А вот теперь, уважаемые коллеги, хочу сказать о законодательных аспектах.       
Прежде всего, вносимые изменения противоречат положениям законодательства о     
конкуренции. Запрещается сегодня наделение органов государственной власти       
субъектов Российской Федерации полномочиями, которые приводят к ограничению     
или устранению конкуренции, - это 135-й федеральный закон. При этом порядок и   
условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг     
установлены постановлением Правительства Российской Федерации. В                
законопроекте не учитывается, что цены (тарифы) на медицинские услуги...        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
ФРОЛОВА Т. И. ...в бюджетных и казённых государственных учреждениях             
устанавливаются их учредителями. Организация оказания населению медицинской     
помощи на территории конкретного субъекта, защита прав граждан на бесплатную    
помощь и ответственность за доступность её оказания уже отнесены федеральным    
законом к полномочиям региональной власти, и сейчас региональные минздравы      
устанавливают цены для государственных учреждений здравоохранения на платные    
услуги, а в частной системе здравоохранения медицинские организации             
определяют цены на свои услуги самостоятельно. Сегодня бесплатное оказание      
медицинской помощи за счёт средств соответствующего бюджета гарантировано       
Конституцией Российской Федерации только в государственной системе              
здравоохранения, а оказание медицинской помощи в частной системе                
здравоохранения является видом предпринимательской деятельности и               
представляет собой альтернативу государственному здравоохранению и его          
дополнение. (Микрофон отключён.)                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё минуту добавьте.                                      
                                                                                
ФРОЛОВА Т. И. Цены на платные медицинские услуги складываются в условиях        
конкуренции. Соответственно, уважаемые коллеги, предлагаемые новшества не       
являются однозначно положительным решением и с большей долей вероятности        
приведут к ограничению доступности не только платных медицинских услуг, как     
мы знаем, за счёт кадрового дефицита, но и медицинской помощи в целом. Кроме    
того, законопроект не содержит никаких экономических расчётов и обоснований     
предлагаемых изменений.                                                         
                                                                                
Комитет по охране здоровья не поддерживает данный законопроект и предлагает     
его отклонить, а всем нам предлагает работать в этом направлении, чтобы         
улучшить кадровую ситуацию в стране и увеличить стоимость программы             
госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи за счёт средств             
региональных бюджетов, все мы знаем о дефиците финансирования таких программ.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Ивановна.                                 
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемая Тамара Ивановна, недавно средства массовой информации    
обошла история о московской клинике (название не рекламирую), которая в         
среднем получала по 3-5 миллионов рублей с пациента и при этом бралась лечить   
тех, для лечения кого не имела ни оборудования, ни специалистов. Сейчас ею      
занимается прокуратура. Вопрос: скажите, пожалуйста, вы считаете нормальной     
эту ситуацию, хотя она регулировалась договором? И второй вопрос: считаете ли   
вы правильным заявление, что законопроект хороший, но комитет рекомендует его   
отклонить?                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                 
                                                                                
ФРОЛОВА Т. И. Олег Николаевич, спасибо большое за вопрос, только к этому        
законопроекту ваш вопрос не имеет абсолютно никакого отношения. Мы говорим о    
платных медицинских услугах, которые входят в программу госгарантий, в          
государственных и частных медицинских организациях. Вы упоминаете клинику,      
которая не по программе госгарантий оказывает медицинскую помощь, независимо    
от того, работает ли она в системе обязательного медицинского страхования по    
договору или не работает. Это совершенно другие полномочия, это другое          
законодательство.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Тамара Ивановна, очень хорошо, что именно вы           
докладываете позицию комитета, потому что на земле стоите твёрдо и как никто,   
вообще-то, знаете положение дел в здравоохранении.                              
                                                                                
Вы абсолютно правильно сказали, что вынуждает людей обращаться за платными      
услугами не отсутствие всех этих процедур, которые предусмотрены программой     
госгарантий, а как раз невозможность их пройти по очереди. Ну вот,              
предположим, КТ в Оренбурге стоит от 1970 до 3200 рублей. В Москве вообще       
другой диапазон - 2500-9500 рублей. Это что, лишние деньги? Мы знаем, что       
процедуру эту необходимо пройти, ну, не более чем за 14 дней, но не так         
просто пройти её в районной клинике. Только та клиника, которая заключает       
договор с соответствующей организацией, Тамара Ивановна... Кроме пропаганды     
того, что у нас есть программа госгарантий, всё-таки что... (Микрофон           
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                 
                                                                                
ФРОЛОВА Т. И. Нина Александровна, прежде всего, спасибо большое за оценку       
моей работы.                                                                    
                                                                                
Вопрос совершенно правильный, но сегодня, я считаю, для того, чтобы то, о чём   
мы говорим и что авторы законопроекта внесли в суть этого документа... В        
первую очередь нам всем нужно работать, в том числе вместе с Министерством      
здравоохранения, чтобы улучшить кадровую ситуацию. Если в штатном расписании    
медицинской организации пять ставок какой-либо специальности врачей, а          
работает один, то, записавшись через электронный сервис или офлайн, платно      
или бесплатно, всё равно ты будешь определённое время ждать, для того чтобы     
получить медицинскую помощь. Кадровую ситуацию нужно улучшать. Это первое.      
                                                                                
Второе. Дефицит финансирования программ госгарантий, о чём я уже сказала,       
реализуемых за счёт средств региональных бюджетов, как был, так и остаётся,     
причём в этом году более чем в половине регионов нашей страны. Если не будет    
финансового дефицита, наверное, вот таких проблем тоже не будет.                
                                                                                
И третье. Всё-таки все вместе мы должны сейчас посмотреть на страховые          
медицинские организации чуть-чуть с другой стороны и активизировать работу      
страховых представителей. Для этого и процент на ведение дела им оставили       
тот, который сейчас по закону установлен. Нужно, чтобы они работали и каждому   
пациенту в каждой медицинской организации разъясняли на месте, какую услугу     
платно должны оказать по программе госгарантий, а какую - бесплатно.            
                                                                                
Я думаю, что если вот эти три вопроса у нас будут каким-то образом разрешены,   
то кадровая ситуация в нашей стране улучшится, пусть не на 100 процентов, но    
она станет гораздо лучше и платные медицинские услуги, во всяком случае в       
таком объёме, в государственных учреждениях оказываться не будут.               
                                                                                
Я хочу также отметить, что всё-таки в государственных учреждениях               
здравоохранения по всей стране (я такой мониторинг проводила) цены              
регулируются органом исполнительной власти, несмотря на то что чётко            
предельный размер цен действительно в законодательстве не прописан. Цены в      
регионах регулируются. А в частный сектор, извините, по закону о конкуренции    
мы с вами влезть не можем - это другие законы, в которые тогда нам нужно        
вносить изменения.                                                              
                                                                                
Мы против этого законопроекта.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич.                                                    
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
У меня вопрос к Алексею Владимировичу, автору законопроекта.                    
                                                                                
Картина, которую вы представляете, справедлива, вы даёте правильную оценку и    
инструмент предлагаете вроде бы сдерживающий. Вопрос вот какой: не кажется ли   
вам, что, если мы узаконим установление предельных цен, это превратится в       
инструмент развития именно платных услуг? Теперь уже по полной программе, так   
сказать... Все субъекты, которые будут заинтересованы, будут понимать, что      
они обязаны извлечь определённую прибыль и, соответственно, будут двигаться     
дальше. Если сейчас это носит какой-то рыночно-спонтанный характер, то потом    
будет уже, так сказать, по договорённости между всеми сторонами.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо за вопрос. Ну, на самом деле законопроект предлагает     
ограничивать в данном случае, а не развязывать кому-то руки. То есть если       
субъект органа управления видит, что какое-то исследование, та же КТ, стоит     
совершенно нереальную сумму, которая никак не обоснована и бьёт по карману      
граждан в условиях недоступности соответствующего исследования на               
определённой территории, то он вводит это ограничение.                          
                                                                                
Ну а сомневаться в отношении коррупционности тех, кто устанавливает эти         
ограничения... можно точно так же сомневаться в сотрудниках ФАС, которые        
регулируют тарифы, или в сотрудниках региональных департаментов, которые        
устанавливают ограничения на ряд экономических показателей. В регионах это      
тоже есть, я напомню, что это и цены на воду, на водоотведение, на              
водоснабжение, на теплоснабжение. И там тоже есть злоупотребления, это тоже     
как бы отдельный вопрос.                                                        
                                                                                
Здесь вопрос, точнее, проблема в том, чтобы это право возникло именно в         
отношении частных медицинских учреждений, потому что государственные на         
сегодня более или менее зарегулированы: там есть постановления правительства,   
там есть учредитель, там есть контроль и там всё чётко прописано - сколько на   
зарплату, сколько на расходные материалы, сколько на коммуналку. Я был          
руководителем такого учреждения, и я вам могу точно сказать, что там не         
выпрыгнешь за те реальные деньги, которые тратишь, безусловно, и ничего не      
заработаешь в государственных учреждениях. А вот в частных этого ограничения    
нет абсолютно.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сулейманов Ренат Исмаилович.                                                    
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемая Тамара Ивановна, вот вы в своём выступлении несколько раз затронули   
проблему кадров в здравоохранении, и вчера она у нас на пленарном заседании     
обсуждалась. Но вот не считаете ли вы, что более значительная заработная        
плата в частном секторе медицины и является одной из причин нехватки            
медицинских кадров в государственном секторе? Это один вопрос.                  
                                                                                
И второй вопрос. Нет ли у вас статистики, можем ли мы оценить на сегодняшний    
день объём частного сектора в оказании медицинских услуг? То есть каково        
соотношение: сколько граждан у нас обслуживается, получает медицинские услуги   
в государственном секторе здравоохранения, а сколько пользуется частным         
сектором?                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
ФРОЛОВА Т. И. Спасибо большое, вопрос очень интересный.                         
                                                                                
Первая часть этого вопроса - как я считаю. Да, я действительно считаю... я      
больше 30 лет отработала в системе здравоохранения и везде говорила, говорю и   
буду говорить, что развитие частного здравоохранения на сегодняшний день,       
безусловно, ухудшило кадровую ситуацию в государственном здравоохранении,       
потому что сегодняшний подход к оказанию медицинской помощи в частном           
здравоохранении совершенно другой, нежели в государственном и муниципальном:    
там нет таких требований, там нет такой ответственности, там нет круглосутки,   
там нет амбулаторного вот такого наблюдательного приёма, нет диспансеризации.   
Ну то есть ответственность абсолютно другая. И поэтому сейчас кадровая          
ситуация в субъектах Российской Федерации ухудшилась прежде всего из-за этого   
- наши опытные доктора, которых государство и выучило, которым и                
специальность дало, и категории позволило защитить, разбежались, ушли в         
частный сектор здравоохранения, где зарплату получают больше, а                 
ответственность меньше. И поэтому сравнивать медицинских работников,            
работающих в государственной и муниципальной системе, с теми, кто работает в    
частной, я, например, никогда не смогу. Но это моя позиция, я говорю о своей    
позиции. Я считаю, что это ухудшило положение дела.                             
                                                                                
Вторая часть вопроса. Если мы говорим о программе государственных гарантий,     
то, конечно, процентах в восьмидесяти пяти медицинская помощь по программе      
госгарантий оказывается в государственной системе здравоохранения и в           
муниципальной, а в частной работает гораздо меньше учреждений, с которыми       
заключены договоры в системе ОМС и которые оказывают соответствующие виды       
медицинской помощи по программе госгарантий. А если говорить обо всём объёме    
оказываемой медицинской помощи, это и диагностика в том числе, то думаю, что    
уже, наверное, процентам к сорока частный сектор подходит в части вот такого    
объёма, но это в большей степени диагностика.                                   
                                                                                
Знаете, я вам приведу вот какой пример, уважаемые друзья, - нашу Тамбовщину,    
которую я представляю. Вот деревни самые дальние, 160 километров от             
областного центра, везут бабулю или дедулю, ну, кого-то по направлению в        
областную больницу на консультацию к врачу, к специалисту. Привезли,            
консультацию получил - нужно дообследование. Но дообследование не в             
экстренном порядке, а УЗИ, рентген и всё остальное. Для этого надо ещё раз,     
повторно приезжать за 160 километров. Направление к врачу бабуле или дедуле     
дали на бесплатной основе. Так они выбирают вместе со своими родственниками:    
лучше мы пойдём и сделаем это - тот вид медицинской помощи, который в           
программу госгарантий входит, - на платной основе, заключив договор, к          
которому мы с вами никакого отношения иметь не можем. Это правовые              
отношения... (Микрофон отключён.)                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Тамара, когда вы сказали, что закон хороший, я       
даже удивился: у меня в "поминальнике" написано, что комитет отклонил. Ну,      
если закон хороший и вы, как практик, понимаете, что есть там здравый           
смысл... У нас знаете, для чего перед вторым чтением есть большой разрыв?       
Чтобы комитет мог доработать. И если вы внимательно посмотрите - вот я          
вынужден смотреть 100 процентов законов, - у нас ко второму чтению объём        
многих законов в 5 раз увеличивается, то есть фактически это уже не то, что     
рассматривали в первом.                                                         
                                                                                
И вы раза четыре в ответах употребили слова "за счёт средств региональных       
бюджетов". Ну вы же, как никто, знаете, что и в Тамбовской области в том        
числе, и в 75 процентах субъектов дотационные бюджеты, - ну где они возьмут     
денег, если у них их нет?                                                       
                                                                                
Ну, может, всё-таки давайте мы в первом чтении примем - возьмите на себя        
ответственность - и ко второму доработаем? И хорошее дело для людей сделаем.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
ФРОЛОВА Т. И. Николай Васильевич, если бы этот законопроект затрагивал только   
федеральный закон № 323-ФЗ, о котором мы все говорим, наш основополагающий в    
системе здравоохранения, тогда, может быть, комитет и принял бы какое-то        
другое решение, собрал бы ко второму чтению все поправки и поддержал бы этот    
законопроект. Но этот законопроект затрагивает несколько федеральных законов,   
в том числе и по частной системе здравоохранения. Это закон о конкуренции -     
не может орган исполнительной власти или даже высший орган власти субъекта      
Российской Федерации регулировать предельные цены, хоть какие, в частной        
системе здравоохранения, это невозможно на сегодняшний день. Это возможно       
только в государственной и муниципальной системе, что в законодательстве уже    
прописано. А работать нам нужно в другом направлении - с Минфином и с           
Минздравом, чтобы улучшить государственную систему здравоохранения, и тогда     
частный сектор сам по себе отпадёт, он будет просто дополнительным,             
альтернативным, чтобы мы в комфортных условиях получали медицинскую помощь, в   
лучших условиях. У меня такое мнение.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Ивановна, присаживайтесь.                 
                                                                                
Есть желающие выступить.                                                        
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Коллеги, до трёх минут, хорошо?                                                 
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сарыглар Айдын Николаевич.                                                      
                                                                                
САРЫГЛАР А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Инициатива нашего коллеги           
направлена на уменьшение затрат граждан на платные медицинские услуги - идея    
понятна и на самом деле заслуживает внимания. Вместе с тем фракция "ЕДИНАЯ      
РОССИЯ" не может поддержать метод регулирования, который предлагается.          
Влияние нерыночными методами на конкурентный рынок платных медицинских услуг    
противоречит положениям законодательства о конкуренции. Проектируемая норма     
создаёт риски возникновения ограниченности предложения ряда платных             
медицинских услуг, может привести к снижению конкуренции и негативно            
отразиться на качестве медицинской помощи.                                      
                                                                                
Следует учитывать, что по действующему законодательству содержание              
имущественного комплекса государственных медицинских организаций, уплата        
налогов, оплата коммунальных услуг, а также достижение целевых показателей по   
заработной плате медицинских работников осуществляются за счёт всех             
источников финансового обеспечения, в том числе за счёт приносящей доход        
деятельности. Принятие закона может повлечь сокращение средств на зарплаты,     
обострить ситуацию с просроченной кредиторской задолженностью учреждений,       
работающих по ОМС, и повлечь увеличение расходов бюджетов субъектов             
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" исходит из того, что повышение доступности бесплатной   
медицинской помощи необходимо обеспечивать последовательным увеличением         
государственных расходов на здравоохранение из бюджетов всех уровней и          
бюджета Федерального фонда ОМС, нужно увеличивать объём медицинской помощи      
всех видов в рамках программы госгарантий и, что не менее важно, решать         
кадровую проблему в отрасли.                                                    
                                                                                
С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный             
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Айдын Николаевич.                                
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, данный законопроект обнажает, выявляет ту     
самую брешь, которая создаёт огромную социальную проблему в нашей стране.       
                                                                                
В чём здесь суть? Вот Тамара Ивановна сказала, что мы будем стремиться решать   
вопрос за счёт того, чтобы влиять на Минфин и на Минздрав, и государственная    
медицина будет укрепляться так, что частная сама отпадёт. Да не отпадёт она     
сама! Вы поймите одну простую вещь: сегодня снижение возможностей               
государственной медицины является предметом интереса для частного               
медицинского бизнеса. Чем хуже дела у государства, тем лучше, тем шире поле     
для того, чтобы делать бизнес. Тогда давайте разберёмся, а что это за бизнес,   
вопрос-то идеологический. Бизнес на болезнях людей, понимаете? Это же           
Клондайк вообще, то есть всегда будет. Это вопрос идеологии: если мы с вами     
ставим такую цель, что мы строим социальное государство, то мы с вами само      
понятие "бизнес на болезни" должны исключить из нашей жизни. Это должен быть    
некий процесс. Возможно, это коммерческий процесс, но это регулируемый          
процесс должен быть, обязательно регулируемый. И данным законопроектом          
предпринимается попытка отрегулировать эту сферу, хотя бы аппетиты снизить.     
                                                                                
Я вам приведу примеры, они есть. У нас вот, например, в провинциальных          
городах, в маленьких, в малых городах, вообще не пойми что творится. Процесс    
оптимизации медицины сопровождается... оптимизация - это сокращение,            
сокращение всех возможностей, в том числе и кадровых, и финансовых и так        
далее. Так вот этот процесс сопровождается огромным спросом населения на        
медицинские услуги и, соответственно, развитием вот этого частного бизнеса.     
Это перетекающие сосуды. Если мы не будем регулировать эту сферу, то будем      
продолжать наблюдать за тем, как государственная медицина, государственное      
здравоохранение просто сужает свои возможности.                                 
                                                                                
Безусловно, попытка очень правильная, и мы будем голосовать за. Но я хочу,      
чтобы дискуссия, вызванная сегодня этим законопроектом, получила продолжение    
в работе профильного комитета, потому что то, о чём вы говорите, Тамара         
Ивановна, - это на самом деле ключевые идеологические вопросы, которые надо     
раз и навсегда, так сказать, отрегулировать, чтобы потом не предпринимать вот   
эти бесплодные попытки, которые ни к чему не приводят.                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я вам напомню,     
что у нас есть 41-я статья Конституции, рекомендую всем её почитать:            
Конституцией гарантируется бесплатное медицинское обслуживание. Это первое.     
                                                                                
Второе. Ну, если 75 процентов субъектов - не я придумал, я просто вынужден      
читать, как и вы... Вот вы почитайте пояснительную записку к законопроекту о    
бюджете, там написано: 75 процентов субъектов имеют дотационный бюджет. Более   
того, Минфин России с минфинами субъектов заключает договор. Попробуйте, даже   
если у вас появились возможности, использовать сумму для добавки куда-то -      
вам обязательно на эту сумму субвенции уменьшат, понимаете?                     
                                                                                
Вот меня знаете что удивляет? Вы никак не можете понять один факт: после        
отъезда 11 вице-премьеров и 2 полпредов, которые отвечали за серьёзные вещи,    
изменилась ситуация в стране, уже два года прошло. Но обратите внимание,        
вице-премьер Акимов, который президентом "Почты..." был, перед отъездом         
выписал себе больше 300 миллионов "парашют". Я спрашиваю: а где же там          
наблюдательный совет, а где контролирующие органы? Понимаете, да? Я же          
уверен, что у него зарплата была не три копейки, понимаете? Ну, я о Чубайсе и   
о других товарищах вообще молчу.                                                
                                                                                
Я это к чему вам говорю? С моей точки зрения, нам надо осознать... Вот я        
думаю, что вы же вечером приходите, смотрите: президент встречается с разными   
слоями, как первый раз. "Проблемы!" - "Да сейчас решим". Но вы же должны ему    
помогать это делать, а вы всё время хотите, чтобы президент сам нашёл           
проблему, сам решил, сам принёс, а вы потом его покритикуете. Это               
неправильно. С моей точки зрения, мы с вами должны, если увидели проблему и     
считаем, что её надо решить, внести предложения, а комитетам нужно их           
разрабатывать. Здесь же есть масса опытных людей, которые понимают, услышав о   
проблеме, уже примерно знают, как её решать. Но вот у меня складывается         
впечатление, что мы как бы в стороночку отодвигаемся - и всё на президента.     
Мне его искренне жаль. У нас уже многие - вот я сегодня слушал одного из        
докладчиков - думают, что указ президента выше закона, понимаете? У нас,        
вообще-то, иерархия: сначала идёт конституционный закон, потом закон, а потом   
уже указы, постановления и так далее.                                           
                                                                                
Поэтому я вам предлагаю, давайте в первом чтении примем, проведём               
парламентские слушания, "круглые столы", и ко второму чтению комитет            
представит прекрасный, с учётом всех замечаний, законопроект. И тогда уже       
первый шажок к решению проблемы мы сделаем, а так вы опять отклоните, всё       
останется как есть и будет ухудшаться.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Владимирович, заключительное слово?                                     
                                                                                
Включите микрофон депутату Куринному.                                           
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, коротко, для пояснения, может быть, чтобы     
расставить точки над "и".                                                       
                                                                                
Сегодня действительно каждый третий рубль, который тратится на медицину во      
всех её вариантах: на покупку лекарств, на диагностические исследования, на     
лечение, - это рубль наших граждан, которые вынуждены платить. И платят они     
не потому, что они стали богаче за последнее время, а потому, что вынуждены     
это делать, потому что доступность и качество медицинской помощи в              
государственной системе их не устраивают. И частная система закономерно         
развивается на фоне постепенного такого, скажем так, гнобления, уменьшения      
возможностей государственной системы.                                           
                                                                                
Меня ещё очень удивило последнее распоряжение правительства, вышедшее неделю    
назад: утверждён список заболеваний, на лечение которых граждане могут          
потратить средства тех самых долгосрочных накоплений - мы по ним принимали      
решение, помните? Причём все эти заболевания (я Тамару Ивановну поддержу)       
входят в программу государственных гарантий. По всем этим заболеваниям          
оказание медицинской помощи должно быть бесплатным, но этого нет, раз само      
государство уже написало: пожалуйста, вот вам 20 заболеваний, на лечение        
которых вы можете потратить свои кровно заработанные, много лет откладываемые   
деньги. Зачем? Будет нормальный человек тратить свои деньги, если он может      
получить бесплатно? Конечно нет.                                                
                                                                                
Вот этот рынок, огромный частный рынок оказания медицинских услуг сегодня       
абсолютно бесконтролен, и влияние на него вполне возможно и нужно установить,   
со стороны региональных органов власти в том числе. Я напомню, что именно       
региональные органы власти сегодня определяют уровень цен, например, на воду,   
как я уже говорил, на тепло и ещё по ряду показателей. Сегодня региональные     
органы власти устанавливают свою надбавку к стоимости жизненно необходимых и    
важнейших лекарств, это их полномочия. И меня, если честно, сильно удивляет,    
что якобы в нашем законе о конкуренции есть какой-то жёсткий запрет. Нет        
этого запрета. Всё это можно обойти, если потребуется - внести необходимые      
поправки в профильное законодательство. Практика такая есть, потребность        
такая есть, и мне кажется, что так действовать надо и законопроект надо         
принимать.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тамара Ивановна, будете с заключительным словом выступать? Нет.                 
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 18 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за               94 чел.20,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     94 чел.                                          
Не голосовало                 356 чел.79,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.