Заседание № 110
О проекте федерального закона № 200769-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований". Докладывает Игорь Александрович Ананских. АНАНСКИХ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи, фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят во втором чтении 3 июля 2013 года. Законопроект прошёл в полном объёме правовую и лингвистическую экспертизы, замечания Правового управления отсутствуют. Комитет по физической культуре, спорту и делам молодёжи рекомендует его принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 55 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 109
О проекте федерального закона № 200769-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований" (принят в первом чтении 12 марта 2013 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Следующий - 17-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований". Игорь Александрович Ананских, пожалуйста. АНАНСКИХ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи, фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 12 марта 2013 года. Всего к законопроекту поступило двадцать шесть поправок, семнадцать из них комитет рекомендует к принятию и девять - к отклонению. Принятие данного закона будет способствовать выявлению и пресечению правонарушений, связанных с оказанием противоправного влияния на результаты спортивных соревнований. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи рекомендует принять данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 26 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 52 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Выносим на "час голосования". Пожалуйста, Игорь Александрович. АНАНСКИХ И. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, в случае принятия данного законопроекта во втором чтении прошу поставить его на рассмотрение в третьем чтении 5 июля 2013 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, Елена Леонидовна не прокомментировала отдельно розданную в зале поправку к предыдущему законопроекту. Я предлагаю вернуться к нему и проголосовать поправку. Елена Леонидовна, пожалуйста. НИКОЛАЕВА Е. Л. Уважаемые коллеги, я уже говорила: это просто юридико-техническая поправка, которая изымает из старого закона один из пунктов. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование данную поправку. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 51 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9 % Результат: принято Поправка также принимается. Законопроект вынесен на "час голосования".
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 22 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 82
О проекте федерального закона № 200769-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований". Гарри Владимирович Минх, пожалуйста. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований". Законопроект внесён Президентом Российской Федерации и направлен на борьбу с таким известным нам всем негативным явлением, как договорные матчи. Вы знаете, что эта проблема является весьма актуальной, поэтому и предлагается внести целый ряд изменений в базовый закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", а также производные изменения в ряд других федеральных законов. Предлагаются следующие новеллы. Устанавливается запрет на противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований разных уровней. Здесь, конечно, ключевыми являются слова "противоправное влияние", потому что можно влиять или пытаться влиять на результат соревнований и путём правомерных действий, например путём подготовки спортсменов - эти действия тоже направлены на то, чтобы обеспечить тот или иной результат. Что касается противоправного влияния, во-первых, даётся его определение, во-вторых, оно запрещается. Основная задача - сохранить в официальных спортивных соревнованиях сам дух спортивного состязания, результат не должен быть заранее известен, пусть даже очень узкому кругу лиц. Даётся следующее определение противоправного влияния, под противоправным влиянием понимается совершение хотя бы одного из следующих деяний: первое - подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей спортивных команд, других участников или организаторов официального спортивного соревнования, принуждение или склонение указанных лиц к оказанию такого влияния либо вступление с ними в сговор; второе - получение указанными лицами денег, ценных бумаг, иного имущества, а также пользование этими лицами услугами имущественного характера, извлечение ими других выгод и преимуществ либо вступление их в сговор. Далее. Законопроект устанавливает меры, которые должны обеспечить предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований, а также борьбу с таким противоправным влиянием. Это меры следующего характера. Первое. Спортивные федерации обязаны отстранять от участия в спортивных соревнованиях лиц, которые подозреваются или обвиняются в противоправном влиянии на результаты официальных спортивных соревнований. В случае если в отношении этих лиц будет вынесен обвинительный приговор, то спортивные федерации будут обязаны применять к таким лицам и санкции спортивного характера, ну, прежде всего это спортивная дисквалификация спортсменов. При выявлении фактов противоправного влияния на результаты соревнований спортивные федерации должны информировать об этом соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также правоохранительные органы. Следующее. Устанавливается запрет на участие тех лиц, о которых я уже говорил, в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах путём заключения пари на соревнования по соответствующим видам спорта. За нарушение этого запрета спортивные федерации также должны будут применять к указанным лицам спортивные санкции. Если общероссийские и региональные спортивные федерации таких обязанностей не будут выполнять, то они будут исключаться из реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций. В связи с этими изменениями предлагается внести корреспондирующие изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в Уголовный кодекс Российской Федерации, в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Основные изменения в эти законодательные акты сводятся к следующему. Противоправное влияние на результаты официальных соревнований осуществляется, как правило, в целях получения значительных доходов, и одним из способов их получения являются ставки в букмекерских конторах и тотализаторах на те соревнования, по результатам которых имеется предварительная договорённость. В связи с этим в Федеральном законе "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" закрепляется механизм, который будет способствовать выявлению фактов противоправного влияния на результаты спортивных соревнований. Указанный механизм также будет способствовать выявлению лиц, которые оказывают такое влияние. Предусматривается, что приём ставок будет осуществляться только при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего личность. Кроме того, организаторы азартных игр обязаны предоставлять в общероссийские спортивные федерации по соответствующим видам спорта и в налоговые органы необходимую информацию, включая сведения о выплаченных или подлежащих выплате выигрышах по результатам заключённых пари на официальные соревнования, завершившиеся с результатом, который был наименее вероятен. Далее, в целях контроля за полнотой и достоверностью указанной информации организаторы азартных игр обязаны вести учёт участников азартных игр, которые делают ставки. Кроме того, они представляют информацию о соответствующих выигрышах в налоговый орган, то есть на них возлагаются также функции налогового агента. За неисполнение указанных обязанностей вводится административная ответственность в виде штрафов. Такие изменения вносятся в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Предусматривается также, что будет усовершенствован налоговый контроль за всеми доходами, которые получают лица в указанных игорных заведениях (имеются в виду букмекерские конторы и тотализаторы), в том числе контроль, как я сказал, за информацией об этих лицах и выполнения игорным заведением функций налогового агента. Как уже говорилось, запрещается принимать ставки в тех случаях, когда нет документа, удостоверяющего личность, - такое ограничение распространяется на все азартные игры в букмекерских конторах и тотализаторах. Это позволит нам идентифицировать получателей выигрышей, обеспечить функции по налоговому администрированию и получить соответствующие налоги на подобные доходы физических лиц. И последнее, о чём я хотел сказать: уточняется состав преступлений, заключающихся в подкупе участников и организаторов спортивных соревнований, указанных в статье 184 Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме того, ужесточаются санкции, увеличиваются размеры штрафов за совершение подобных преступлений. Вот содержание тех изменений, которые предлагается внести в целый ряд федеральных законов. На наш взгляд, это позволит обеспечить реальный контроль в сфере игорного бизнеса и пресечь такое негативное явление, как договорные матчи. Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать инициативу президента и проголосовать за принятие данного законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович, присаживайтесь. Игорь Александрович Ананских, пожалуйста. АНАНСКИХ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи, фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи рассмотрел законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований" и поддерживает его принятие. Полномочный представитель президента в Государственной Думе Гарри Владимирович Минх в своём докладе уже подробно изложил концепцию законопроекта, направленного на борьбу с таким негативным явлением, как договорные матчи. Со своей стороны я хочу отметить, что в данном законопроекте учтены практически все пожелания рабочей группы, которая была создана в прошлом году при Комитете Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи с участием руководителей Министерства спорта, МВД России, Минюста России, Счётной палаты, Олимпийского комитета России и Российского футбольного союза, особенно в части значительного - я повторю - значительного усиления уголовной и административной ответственности за подкуп и вступление в сговор в целях оказания противоправного влияния на окончательные результаты спортивных соревнований. Принятие данного законопроекта будет способствовать выявлению и пресечению таких преступлений, что позволит обеспечить честность и объективность результатов спортивных соревнований. Данный законопроект поддерживают комитеты-соисполнители - Комитет по бюджету и налогам, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Учитывая всё изложенное, Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи предлагает Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Иван Игнатьевич Никитчук. НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к Гарри Владимировичу. Уважаемый Гарри Владимирович, актуальность президентского закона не вызывает сомнений, действительно, такое позорное явление, как договорные матчи, есть, но я вас хочу спросить, нет ли в портфеле президента ещё одного закона - о противодействии договорным выборам? По-моему, эта тема актуальнее для России и заслуживает внимания нашего президента. МИНХ Г. В. Спасибо, уважаемый Иван Игнатьевич, за вопрос, который к теме данного законопроекта не относится, но тем не менее я его прокомментирую. Если вы проанализируете законодательство в сфере выборов, проанализируете и уголовное законодательство, и Кодекс об административных правонарушениях, то, безусловно, придёте к выводу, что то, о чём вы спрашиваете, уже существует. И те изменения, о которых, кстати, сегодня утром говорил Александр Дмитриевич Жуков, связанные с выборами депутатов Государственной Думы, которые уже внесены президентом и доступны для всеобщего ознакомления, - это тоже решения, предлагаемые для того, чтобы обеспечить получение честных спортивных, если говорить языком сегодняшнего законопроекта, результатов выборов. Здесь, я думаю, мы с вами мыслим одинаково, поэтому спасибо за поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Гарри Владимирович, на самом деле вопрос моего товарища по фракции Никитчука не заслуживает насмешки, потому что всякая инициатива администрации президента и самого президента, безусловно, имеет политическую основу. В этом смысле обращение к данной теме именно президента выглядит как-то странно - в чём политическая подоплёка? Мы какую проблему здесь пытаемся решить? Мы готовим высококлассных спортсменов к олимпиадам, к большим соревнованиям, мы заботимся о развитии физкультуры и спорта у нас в стране, но тогда, может быть, надо с другой стороны заходить, а так не царское это дело, кажется. Или же, если это царское дело, назовите масштаб данного явления у нас в стране - почему президент должен заниматься этой проблемой? Здесь этот подход, мне кажется, не был продемонстрирован, поэтому повторю: в чём актуальность данного вопроса? МИНХ Г. В. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, вряд ли вы можете меня упрекнуть в насмешке в адрес вашего коллеги по фракции. Я отвечал абсолютно серьёзно и я всегда отвечаю абсолютно серьёзно на те вопросы, которые здесь ставятся, потому что Государственная Дума - это, на мой взгляд, даже более серьёзный орган, чем часть депутатов думают. Это первое. Второе. Я не согласен с такими рассуждениями: царское дело, не царское дело... Всё-таки давайте вспомним историю, и не только Российской Империи, но и других государств: царское дело - это когда действует формула "государство - это я", а у нас всё-таки иная модель построения государственной власти, и она базируется на конституционных принципах. Если же говорить о компетенции президента, то вы знаете, что президент у нас является гарантом Конституции, прав и свобод граждан и несёт ещё целый ряд серьёзных функциональных нагрузок. У нас в ближайшее время намечаются очень серьёзные, высокого уровня официальные спортивные мероприятия, и вы знаете, какую роль сыграл лично Президент Российской Федерации, когда решался вопрос, в частности, где проводить зимние Олимпийские игры, и выбран был город Сочи. Безусловно, я считаю, что этот вопрос в компетенции главы Российского государства и что политическая подоплёка в том контексте, который вы имеете в виду, отсутствует - здесь присутствует забота главы государства о здоровье нации. Вы знаете, что у нас один из приоритетов - это развитие физической культуры и спорта вообще, не только спорта высоких достижений и профессионального спорта. Это те ориентиры, которые позволяют нам строить рациональную систему массовой подготовки физкультурников и спортсменов не высшего уровня. Поэтому здесь абсолютно всё в логике деятельности главы государства, соответствует тем основным направлениям внутренней и внешней политики, которые он, согласно Конституции, определяет. Так что здесь в этом плане всё, на мой взгляд, корректно. И плюс, хотел бы вас проинформировать, что мы являемся активными участниками процесса подготовки (сейчас выработан проект) международной конвенции, которая посвящена этой проблематике, а это уже внешняя, как я сказал раньше, политика, и здесь, как вы понимаете, главе государства все карты в руки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. В законопроекте существует норма, которая запрещает делать ставки профессиональным спортсменам, однако ситуация, при которой ставки может делать жена, мама или друг спортсмена, обладающие необходимой информацией, законопроектом никак не оговаривается. Это первый момент. Второй момент. А может быть, нам совсем запретить тотализатор? Ведь убрали же игровой бизнес с территории страны, за исключением небольших игровых зон. Нет искушения, нет соблазна - нет и последствий. МИНХ Г. В. Уважаемый Дмитрий Иванович, особенно в последней части вашего предложения резон есть. Мы можем таким же образом, например, бороться и с дорожно-транспортными происшествиями, то есть, после того как изобрели колесо и процесс пошёл, как раньше говорили у нас руководители, мы можем запретить выезд транспортных средств. Можно запретить и тотализаторы, и многое другое. Но, вы знаете, вот пример из истории Советского Союза - в Грузинской Советской Социалистической Республике был произведён эксперимент: был запрещён выезд всех такси из соответствующих автотранспортных предприятий - никто не заметил этого, потому что везде продолжали ездить машины с шашечками. То есть вот такие незаконные тотализаторы и другие формы сбора денег, как вы знаете, всё равно себе дорожку пробьют. Нам кажется, гораздо разумнее, рациональнее и эффективнее всё-таки поставить это в достаточно жёсткие легальные рамки, потому что в противном случае мы получим опять незаконный рынок, и от этого мы никуда не денемся. И пример с игорными зонами всем известен: у нас достаточно часто во многих крупных городах выявляются и закрываются незаконные казино и другие игорные заведения. Это, на мой взгляд, дорога в никуда, а установление цивилизованных рамок, безусловно, гораздо более эффективный путь. Возвращусь к первой части вопроса, о том, что мы не регулируем ситуацию, когда ставки делают родственники или знакомые. Ну здесь просто нужно понимать, что такое друзья, что такое знакомые и каков юридически чёткий критерий, который позволит нам сказать: да, вот Платон мне друг, а не Платон мне не друг. Всё, что здесь мы можем проадминистрировать - это установление личности. Понятно, что, если это будет супруг или супруга спортсмена или кто-то ещё из родственников, то документ, удостоверяющий личность, нам эту информацию даст, и если появится невероятный с точки зрения прогнозов спортивных экспертов результат и кто-то, ну, в частности, вот этот родственник или жена спортсмена, получит сумасшедший выигрыш, то тут будут все основания для того, чтобы более детально эту ситуацию проанализировать с точки зрения уголовного законодательства, а также будут определённые возможности на эту ситуацию повлиять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Гарри Владимирович, вот продолжая вашу мысль, скажу. За шесть лет, что я в Государственной Думе, мы приняли порядка пятнадцати законов, ограничивающих, запрещающих дорожное движение, всевозможные игровые автоматы, продажу алкоголя, продажу табака, - ни один из них не сработал. Может, вы вспомните хоть один из них, который сработал? Конечно, - продолжая эту логику, - и этот закон не даст результата, единственное спасение от болезни - надо на корню её уничтожать, то есть в данном случае надо запрещать. Вот вы сказали, что забота о здоровье нации - суть этого закона. Да наоборот: из семьи несут и проигрывают, а потом детей кормить нечем и сами ходят полураздетые, полуголодные! Коль законопроект прошёл через президента, через правительство, значит, наверное, беда-то очень страшная, но скажите, пожалуйста, какой всё-таки объём денег крутится в этих тотализаторах и уменьшим ли мы его, приняв этот закон? Может, там и говорить-то не о чем, а может, действительно дело серьёзное и в цифрах это... (Микрофон отключён.) МИНХ Г. В. Уважаемый Владимир Николаевич, не готов согласиться с такой логикой. Первый ваш аргумент: запреты, которые мы вводим, когда запрещаем то-то и то-то, нам ничего не дают, и этот ничего не даст, так давайте вместо них введём тотальный запрет. Это хорошая логика, но с точки зрения моего понимания формальной логики она довольно своеобразная. Это первое. Второе. Если говорить о результатах, то, знаете, надо сказать, что они подтверждаются статистикой: те меры, которые были предприняты нами в плане борьбы с нарушениями правил дорожного движения, дали результат; цифры по погибшим, к сожалению, остаются очень высокими по сравнению с цифрами в целом ряде других государств, которые тоже являются, на мой взгляд, достаточно развитыми, но тем не менее статистика абсолютно чётко показывает снижение числа людей, погибших на дорогах, на несколько тысяч человек. Это несколько тысяч жизней, это реальный результат! Если вы эту статистику не знаете, я готов попросить, чтобы вам её предоставили, она есть. Далее. Говоря о том, сколько нам приносят игровые процедуры, надо сказать, что эта информация достаточно легко может быть установлена, правда, косвенным путём - через те налоги, которые получает наш бюджет от этого вида деятельности. Это открытая информация; я не готовился специально, но с получением этой информации проблем нет никаких. Что касается теневого рынка. Это естественно, на то он и теневой, а экспертные оценки, вы знаете, всегда расходятся в разы в зависимости от того, на что ориентируется тот или иной эксперт. А про нетеневой я вам сказал: сравниваем доходную часть российского бюджета и доходы, полученные от игорного бизнеса, это всё счётные вещи, поэтому здесь я вам предлагаю, может быть, и самостоятельно поработать. Если будут сложности, я готов помочь в выявлении этой цифры, она действительно абсолютно чётко высчитывается. И повторюсь: тотальный запрет (это не совсем логично в цепочке ваших рассуждений) в моём понимании приведёт нас только к тому, что мы получим чёрный рынок, а это не даст, вы знаете, никаких результатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Игорьевич Афонский. АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну, я считаю, что законопроект очень важный, очень нужный и, возможно, даже немного запоздал, потому что это негативное явление наблюдается в спорте уже не первый день. И важен он по двум причинам: во-первых, способствует чистоте самого спортивного процесса, во-вторых, на мой взгляд, этот законопроект поможет правильно воспитать подрастающих спортсменов. И в связи с тем что участников процесса можно разделить на несколько категорий - это не только сами игроки, но и арбитры, и организаторы соревнований, и инспекторы, - хотелось бы задать вопрос в продолжение темы, которую адресовал Дмитрий Иванович, наверное, Игорю Александровичу: на заседании рабочей группы рассматривался вопрос относительно запрета на участие в тотализаторах близких и родственников участника спортивного процесса или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Игорь Александрович Ананских, пожалуйста. АНАНСКИХ И. А. Я хочу сказать, что в рабочей группе этот вопрос не затрагивался, но у нас будет второе чтение. Я согласен, что здесь есть такие нюансы, которые можно и даже нужно доработать, поэтому я предлагаю участвовать в подготовке поправок, безусловно, мы рассмотрим их все и, конечно, ко второму чтению уже сможем так или иначе подправить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Сергеевич Шурчанов. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. У меня вопрос к Гарри Владимировичу. Уважаемый Гарри Владимирович, как вы считаете, нельзя ли дополнить перечень этих противоправных влияний такими фактами, как составление должностными лицами календарей проведения чемпионатов, которые выгодны бизнесу, но исключительно невыгодны, в общем-то, болельщикам? В частности, я хочу вернуться к вопросу о футболе. Самое удобное для футбола - это летнее время, когда родители и дедушки в отпусках, а дети и внуки на каникулах, но у нас этого нет, а на стадион надо будет ходить, по сути дела, в декабре, что в конечном итоге, я считаю, никак не содействует... Может быть, действительно дополнить и как-то отрегулировать, повлиять? Мне представляется, здесь тоже есть проблема. МИНХ Г. В. Уважаемый Валентин Сергеевич, я думаю, что проблема действительно существует, но, конечно, она не вписывается в категорию "противоправное влияние на результат". Если мы говорим о схеме проведения футбольных соревнований - зимой, весной или осенью, - то, как вы понимаете, это условия, абсолютно равные для всех - для тех, кто выходит на футбольное поле, кто является организатором, кто является участником или лицом, обеспечивающим эти соревнования, поэтому здесь, конечно же, противоправного влияния нет и быть не может. А с точки зрения того, как лучше организовать процесс, безусловно, эту проблему решают и соответствующая спортивная федерация, и другие структуры, которые занимаются проведением тех или иных официальных спортивных мероприятий, то есть здесь всё-таки не вопрос противопоставления обычных болельщиков и бизнеса, мне кажется, он более глубокий, более комплексный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кирилл Игоревич Черкасов. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Игорю Александровичу. Мы понимаем, что есть разные виды спорта и, соответственно, разное количество участников команд, разная финансовая заинтересованность спортсменов, и одно дело - футбольная команда, другое дело - теннисист, который выступает отдельно, многие наши теннисисты играют за рубежом, и результаты их матчей, в том числе на чемпионатах и на разных кубковых встречах, вызывают порой удивление. Игорь Александрович, ваш комитет занимался активно проработкой данного законопроекта, подскажите, пожалуйста, вы как-то планируете сделать разбивку ответственности в зависимости от видов спорта, чтобы можно было стимулировать наших спортсменов играть честно, в том числе и за рубежом? АНАНСКИХ И. А. Спасибо, Кирилл Игоревич. Действительно, как я сказал, в данном законопроекте учтены предложения рабочей группы по ужесточению как уголовной, так и административной ответственности. Для примера, уголовная ответственность предполагается уже до семи лет лишения свободы, а административная ответственность - штраф уже не 5 или 20 тысяч, как было до этого, а в размере совокупного дохода спортсмена, или тренера, или какого-то другого участника противоправных действий за полтора-два года, что как раз сможет нивелировать разницу в зарплатах, например, хоккеиста, футболиста или, допустим гимнаста. Как раз такой штраф - в размере совокупного дохода за полтора-два года - будет тяжёлым финансовым бременем и заставит задуматься спортсмена или организатора этого противоправного действия, стоит ли его совершать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Марат Мансурович Бариев. БАРИЕВ М. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Современный спорт представляет собой многогранный социальный феномен, оказывающий влияние на культурную, экономическую и политическую сферы жизни общества. С каждым годом увеличивается количество людей, вовлечённых в область спортивных отношений. Развитие физкультуры и спорта является одним из приоритетов социальной политики нашего государства, что способствует качественному развитию этой сферы на новом уровне. Но возрастающий интерес миллионов людей к спортивным соревнованиям привёл к тому, что в последние годы профессиональный спорт превратился в бизнес-индустрию, объект рыночных отношений, в который вкладываются огромные деньги и который приносит немалый доход. К сожалению, вместе с этим развитие новой сферы общественных отношений - профессионального спорта - сопровождается и ростом различных издержек и негативных явлений: нарушение общественного порядка во время проведения спортивных соревнований, повышение уровня травматизма среди участников, договорные матчи, употребление допинга и другие общественно опасные явления. Обсуждаемый сегодня законопроект направлен как раз на борьбу с одним из этих явлений, а именно на предотвращение противоправного влияния на результаты спортивных соревнований, другими словами, на борьбу с заранее определёнными результатами спортивных соревнований, когда не соблюдается спортивный принцип определения победителя, участники сговора выступают в роли мошенников, а остальные участники процесса, включая и болельщиков, оказываются в положении обманутых и обкраденных. Надо признать, что это позорное явление глубоко проникло в целом в мировой спорт, особенно в игровые виды спорта, и в первую очередь в футбол. По данным Интерпола, только в прошлом году под подозрение попали шестьсот восемьдесят матчей на всех континентах, из них более половины - в Европе. Борьба с договорными матчами вступила в период активных действий. Одиннадцать стран Евросоюза приняли соответствующие законы, в том числе Италия, Испания, Англия. ФИФА - Международная федерация футбола - запустила специальный сайт, где любой человек может сообщить о своих подозрениях в отношении результатов футбольных поединков. Мы с вами в последнее время являемся свидетелями громких футбольных коррупционных скандалов на этой почве в Италии, Турции и ряде других стран. К сожалению, не обходит это явление и наши спортивные турниры, то и дело возникают полемика и скандалы вокруг отдельных футбольных матчей, и в этом случае вызывает, мягко скажем, недоумение неадекватная позиция Российского футбольного союза, который вместо принятия решительных мер упраздняет свой же экспертный совет по борьбе с договорными матчами. При этом мы часто являемся свидетелями взаимных упрёков между организаторами соревнований и представителями правоохранительных органов... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. До семи минут выступление. БАРИЕВ М. М. ...в недостаточности своей компетенции для проведения соответствующей работы. Следует отметить, что договорные спортивные результаты имеют место и во многих других видах спорта, о чём сегодня уже говорили, и не только в игровых, но и в единоборствах. Часто приходится слышать во время соревнований, что плохо поработали с судьями, один спортсмен, так сказать, отдал схватку другому, а ему её вернут на других соревнованиях. Самое опасное, что в это вовлекают молодых спортсменов. Принятие указанного закона, тем более накануне чемпионата мира по футболу, который пройдёт в России, позволит организовать системную работу по запрету на противоправное влияние на спортивные результаты, послужит хорошей профилактической и воспитательной мерой в борьбе с этим позорным явлением в спорте. Законопроект мотивирует участников спортивных соревнований, в первую очередь непосредственно самих спортсменов и их тренеров, на проведение честных спортивных состязаний, устанавливает ответственность спортивных федераций по обеспечению проведения честной спортивной борьбы. При подготовке ко второму чтению нужно будет внести определённые коррективы по конкретизации отдельных положений законопроекта, однако в целом фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект и призывает проголосовать за него в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект: мы его расцениваем как первый шаг к регулированию этой отрасли. Но хотелось бы заметить, Гарри Владимирович, в отношении того, что вы сказали: если обратиться пусть даже к русским классикам, вспомнить персонажи их произведений, то зачастую люди проигрывали всё на скачках и заканчивали свою жизнь в нищете и страданиях, - ведь это одна из форм зависимости, причём зависимости тяжелейшей. Мы же понимали, когда принимали закон о запрете игрового бизнеса, что данная форма зависимости разлагает личность, она совершенно уничтожает её! Вы приводили пример, что когда-то колесо изобрели, а теперь из-за аварий ездить на машинах, может быть, не надо, но, простите, в своё время и наркотики, опиаты, продавались в лавках - почитайте Конан Дойла, у него Холмс употреблял их открыто, сейчас же это в мире запрещено, по крайней мере в основной части земного шара. Ну, аналогии, конечно, можно проводить, и мы прекрасно понимаем, что под любое, наверное, утверждение можно найти нужные аргументы, но тем не менее, помяните моё слово, рано или поздно разразится тяжелейший скандал, связанный с тотализаторами, с договорными матчами, и в итоге, думаю, с самых высоких трибун будет сказано, что стоит, может быть, и тотализатор запретить, так как он ведёт и к разрушению личности и, так сказать, к дискредитации всей спортивной отрасли, к дискредитации страны, допустившей такой скандал на своей территории. Что касается Грузинской ССР. Вы, насколько я понял, сказали про Грузинскую ССР, по-моему, ещё при социализме, да? При социализме. Ну, при социализме вообще на территории Грузинской ССР социализма, в общем-то, было мало, там были цеховики, там, по сути дела, был НЭП. Этого не было на территории средней полосы России, в Сибири этого не было практически, а там были цеховики, там были торговцы, всё это процветало там - то, что называлось в том Уголовном кодексе спекуляцией, за которую на территории России, основной части Российской Федерации, в тюрьму сажали, в Грузии было обычным деловым оборотом. К этому вопросу стоит, думаю, вернуться и, наверное, подумать всё же о возможном запрете тотализатора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Александрович Агеев. АГЕЕВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Договорные матчи - это серьёзное препятствие для развития спорта, они убивают не только зрелищность, но и дух, сам смысл спортивного состязания. Готовясь к этому выступлению, я вспомнил, что, ещё будучи депутатом Государственной Думы четвёртого созыва, в 2006 году пытался привлечь внимание коллег-парламентариев к проблеме договорных матчей во время чемпионата России по футболу, но тогда меня мало кто поддержал. А ведь начни мы системную работу в этом направлении ещё несколько лет назад, сейчас в России была бы практика борьбы с договорными матчами. К сожалению, она так и не сложилась, несмотря на существование статьи 184 Уголовного кодекса Российской Федерации "Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов" и некоторые декоративные попытки Российского футбольного союза заняться самоочищением. Доказано, что такие "странные" матчи, соревнования и конкурсы негативно влияют на психологическое состояние граждан. Сборная России по футболу, например, провела "странные" матчи со Словенией в 2009 году и с Грецией в прошлом году, и после этого был зафиксирован резкий спад производительности труда и рост преступности в стране, то есть это напрямую влияет на психологическое состояние общества: у одних появляется апатия, а у других - агрессия. Проблема государственная, национальная, и правильно, что начали её решать. Не могу согласиться с теми, кто называет предлагаемый законопроект своевременным, - мы опаздываем с его принятием, но это не означает, что следует торопиться в ущерб качеству документа. Начиная с 97-го года в России, по данным МВД, было возбуждено шесть уголовных дел по договорным матчам, но ни одно не дошло до суда. А каких результатов добился расформированный экспертный совет по выявлению договорных матчей при РФС? Кстати, у экспертного совета была возможность взаимодействовать с правоохранительными органами. Чего же не хватило экспертам, в отличие от правоохранителей? Может быть, воли своей или руководства? Изменит ли ситуацию новая редакция статьи 184 Уголовного кодекса и введение запрета для спортсменов и тренеров на участие в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах путём заключения пари на официальные соревнования по видам спорта, на которых они специализируются? Уверен, что само по себе ужесточение ответственности может оказаться бесполезной мерой - как в пословице: "Медведь сердится на лес, а лес о том не ведает". В борьбе с противоправным влиянием на результаты спортивных соревнований важен... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё четыре минуты: выступление от фракции. АГЕЕВ А. А. В борьбе с противоправным влиянием на результаты спортивных соревнований важны чёткий механизм по их выявлению и полномочия правоохранительных органов. Из проекта закона непонятно, кто и каким образом должен выявлять случаи "странных" игр или предвзятого судейства, будет ли создан в МВД специальный отдел или группа, условно говоря, по борьбе с договорными играми и какие возможности будут иметь борцы с коррупцией в спорте. Или мы будем надеяться на резкие перемены в моральном облике и явки с повинной спортивных функционеров и околоспортивных деятелей? Российскому спорту нужен эффективный инструмент для системной борьбы с договорными матчами, а не кампанейщина и не игра на международную публику накануне чемпионата мира по футболу 2018 года. Наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" готова поддержать законопроект, если все его расплывчатые нормы будут доработаны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Гарри Владимирович, будете выступать ещё раз? Игорь Александрович? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
10-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 34 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Законопроект принят.