Заседание № 43
О проекте федерального закона № 200338-5 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (по вопросу о сохранении жилых помещений за гражданами, проживающими в общежитиях).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
19-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Сергей Валерианович Журавлёв, пожалуйста. ЖУРАВЛЁВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (по вопросу о сохранении жилых помещений за гражданами, проживающими в общежитиях). Настоящий проект федерального закона разработан с целью защиты прав граждан, которые в течение многих лет работали на государственных и муниципальных предприятиях и в учреждениях, приехав по призыву из других регионов России ввиду нехватки рабочей силы в крупных городах, отдав предприятиям и учреждениям свою молодость и здоровье. Как молодым специалистам, им были предоставлены жилые помещения в общежитиях, многие из них обзавелись семьями с малолетними детьми и продолжают жить в этих общежитиях по настоящий момент. Теперь над ними нависла угроза остаться без жилья, особенно это касается крупных городов, мегаполисов, таких как Москва и Санкт-Петербург, в которых находится основная масса общежитий. В Москве около шестисот общежитий, проживает в них более миллиона граждан. До 1 марта 2005 года вслед за банкротством или акционированием ряда государственных и муниципальных предприятий и учреждений или их реорганизацией значительная часть общежитий была продана, а затем и перепродана, зачастую без обременения, в нарушение законодательства Российской Федерации, то есть как будто в этих общежитиях, в этих помещениях нет жителей, наших граждан, нет никого, якобы это просто нежилые помещения. В едином государственном реестре прав такое жилище оказалось под названием "нежилое помещение" - новый, по сути, вид недостроенного обустроенного жилья. Новые собственники стали всеми способами избавляться от жителей этих домов: установили собственные размеры коммунальных платежей, начали играть с отключением тепла, электроэнергии, воды, канализации и многих других благ, которые гарантирует наше государство. Граждане с возмущением обращаются во все инстанции, приглашают средства массовой информации, объявляют голодовки, проводят многие другие протестные акции, и мы с вами должны разрешать эту проблему в законодательном порядке. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года и со статьёй 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы (с большой буквы, подчёркиваю: с большой буквы) Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нём на условиях, установленных Жилищным кодексом. Договор социального найма имеет по закону бессрочный характер. Однако до принятия Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" значительная часть жилых помещений, использовавшихся в качестве общежитий, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, перешли во владение новых собственников, то есть не перешли в ведение органов местного самоуправления. После вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в суды стали поступать исковые заявления о признании права на приватизацию занимаемых жилых помещений, находящихся в общежитиях. При рассмотрении данных дел о признании права на приватизацию квартиры или комнаты в общежитии суды сталкиваются с проблемой определения статуса общежития и жилого дома, используемого в качестве общежития. Верховный Суд Российской Федерации признал, что из содержания статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям или учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может (подчёркиваю: не может) препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателей жилого помещения по договору социального найма. Конституция Российской Федерации, главный наш с вами закон, которым мы руководствуемся, провозглашая Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (статья 40 Конституции Российской Федерации). В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 220-О указано, что при условии, если гражданин проживает в общежитии постоянно после прекращения трудового соглашения, это следует приравнивать к фактическому проживанию по договору социального найма, причём отсутствие данного договора не является причиной отказа в удовлетворении исковых требований. Из практики следует, что граждане выселяются из специализированных жилых помещений, которые они занимали, без предоставления другой жилой площади, что запрещено законом. Статья 103 установила, что не могут быть выселены из общежитий без предоставления другой жилой площади следующие категории граждан: члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; пенсионеры по старости (как показывает судебная практика, все пенсионеры обладают по закону такой льготой); члены семьи работника, которому было предоставлено... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Секунду. Николай Васильевич, уважаемые коллеги, ну некорректно стоять спиной к докладчику! Пожалуйста, продолжайте. ЖУРАВЛЁВ С. В. ...женщины, оставшиеся после расторжения брака проживать с несовершеннолетним ребёнком в общежитии. Этим гражданам другие жилые помещения предоставляются в черте населённого пункта. В связи со сложившейся ситуацией необходимо в статье 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотреть защиту прав и других категорий граждан, не только перечисленных в статье 103 Жилищного кодекса. Установление предлагаемым законопроектом (дополнить пунктом 2 статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") права пользоваться жилыми помещениями, которые они занимают, защитит от произвола новых собственников, а приобретение ими права собственности без учёта обременений должно стать наказуемым деянием в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В. Добрый день, коллеги! Мы всегда приветствуем внесение каких-то социальных законопроектов, каких-то социальных инициатив, но, к сожалению, законопроект, который предлагается, немножко устарел. Дело в том, что наши коллеги из ЛДПР внесли его в пятом созыве, а за это время произошёл ряд изменений. Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству хотел бы обратить внимание на следующие моменты. В соответствии со статьёй 7 Федерального закона номер 189 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателей жилых помещений. Кроме того, предлагаемое законопроектом положение не согласуется с положениями статьи 13 федерального закона № 189-ФЗ, которой предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса. Единственное, на отношения, возникшие до 1 марта 2005 года, указали наши коллеги. Но что касается данного временного промежутка, это было отрегулировано принятым нами в первом чтении законопроектом № 70769-6 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", внесённым Правительством Российской Федерации и направленным на выполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2011 года № 4-П, который мы с вами должны будем принять во втором и третьем чтениях в эту пятницу. Таким образом, комитет считает, что государство гарантирует в настоящий момент равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (по вопросу о сохранении жилых помещений за гражданами, проживающими в общежитиях), внесённый депутатами Государственной Думы Жириновским и Журавлёвым. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Присаживайтесь. Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Нет. Есть ли желающие выступить? Также нет. Выносим на "час голосования".
19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 08 сек.) Проголосовало за 148 чел.32,9 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 151 чел. Не голосовало 299 чел.66,4 % Результат: не принято Отклонён.
Заседание № 38
О проекте федерального закона № 200338-5 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (по вопросу о сохранении жилых помещений за гражданами, проживающими в общежитиях).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. У меня предложение по повестке: прошу пункты 12, 15 и 16 (их авторами являются депутаты фракции ЛДПР) перенести на следующую неделю в связи с отсутствием докладчиков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Ярослав Евгеньевич Нилов предлагает перенести рассмотрение вопросов, обозначенных в пунктах 12, 15 и 16, на более позднее время в связи с отсутствием докладчиков. Нет возражений? Переносим.