Заседание № 65
О проекте федерального закона № 199777-8 "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооружённые Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении с наименованием "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооружённые Силы Российской Федерации или проходящими военную службу в Вооружённых Силах Российской Федерации по контракту, а также лицами, находящимися на иждивении у указанных лиц").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
18-й пункт, проект федерального закона "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооружённые Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Анатолия Геннадьевича Аксакова. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вчера докладывал законопроект в первом чтении, было серьёзное обсуждение. Ну и, как я уже сказал, мы готовили поправки ещё до принятия законопроекта в первом чтении и многие вопросы с правительством, с Центральным банком, с сообществом согласовали. Вашему вниманию предлагаются поправки, которые решают следующие принципиальные вопросы. Первое, расширяется круг лиц, на которых распространяется механизм предоставления каникул, он структурирован и дополнен: помимо лиц, призванных по мобилизации в Вооружённые Силы, и лиц, проходивших военную службу по контракту, принимающих участие в специальной военной операции, в законопроект включены лица, добровольно заключившие контракт для выполнения задач в Вооружённых Силах, лица, находящиеся на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации и других органах и организациях, участвующих в специальной военной операции, также включены пограничники (и члены их семей), которые выполняют задания, связанные со специальной военной операцией, на границах России и Украины, при этом находясь на территории Российской Федерации. Право на каникулы получают все члены семьи. В первом варианте, как вы помните, мы говорили о военнослужащих и иждивенцах, теперь это все члены семьи военнослужащих, к ним относятся супруга, несовершеннолетние дети, дети-инвалиды старше 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме, и лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. Длительность льготного периода для военнослужащих и членов их семей составляет срок мобилизации или контракта при условии участия в спецоперации, увеличенный на 30 дней. То есть после окончания выполнения задач спецоперации, после ухода предоставляется ещё 30 дней для того, чтобы представить соответствующие документы, и этот период также включается в льготный период. В этот же период включается время нахождения заёмщика на лечении в больницах и госпиталях. Вчера Нина Александровна Останина об этом говорила, вопрос задавала, фактически её предложение учтено в предложенных поправках. В законопроекте установлен следующий механизм взаимодействия кредитора и заёмщика при предоставлении льготного периода. Заёмщик обращается к кредитору с требованием о предоставлении льготного периода, при этом военнослужащий вправе приложить (но может и не прикладывать) документы, подтверждающие право на получение каникул. Член семьи военнослужащего при обращении к кредитору обязан одновременно с предъявлением требования приложить документы, подтверждающие его статус члена семьи. Кредитор вправе (но не обязан) запросить у заёмщика документы, подтверждающие его нахождение на военной службе. Кредитор также получает право обратиться в Минобороны России или другие организации за подтверждением информации об участии заёмщика в специальной военной операции. Минобороны России или другие организации обязаны подтвердить кредитору достоверность представленных заёмщиком сведений, в случае если представление таких сведений не ограничено законодательством Российской Федерации (может быть закрытая информация, которую нельзя представлять). В случае обращения кредитора за подтверждением в Минобороны России или другие организации кредитор вправе требовать представления подтверждающих документов от заёмщика. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) АКСАКОВ А. Г. Я хотел бы, поскольку важный вопрос, максимально осветить, но давайте буду сокращать. Если кредитор обращается за подтверждением документов к заёмщику, тот обязан представить эту информацию не позднее окончания льготного периода, то есть весь период службы плюс те 30 дней, которые даются для того, чтобы представить соответствующие документы, - не обязательно это делать сразу, есть соответствующий период. Исключена норма о лимите, то есть в полном объёме все кредиты, например, могут списываться и все кредиты, которые есть у заёмщика, могут быть реструктурированы, их обязаны реструктурировать в соответствии с этим законом. Закреплена норма о том, что право - вернее, не право, фактически это обязанность - на списание долгов предоставляется не только в отношении погибшего участника спецоперации, но и инвалида I группы. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) АКСАКОВ А. Г. Говорят "хорош". Ну что, заканчиваем? (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, коллеги, вопрос-то важный на самом деле, Анатолий Геннадьевич не только для вас же докладывает - и люди слушают. Давайте коротко - наиболее важные позиции. АКСАКОВ А. Г. Значит, если вдруг... Вот Ольга Тимофеева ко мне подходила, из её региона уже погибли ребята. На них будут распространяться все нормы, которые прописаны в этом законопроекте; все нормы, связанные с кредитами, как только мы примем закон и его подпишет президент, должны будут исполняться. Информация - вот это, может быть, самое главное - не быстро будет доходить до тех лиц, которых эти нормы касаются. Поэтому есть предложение, и Ольга это предложила, чтобы депутаты отрабатывали с регионами, с властями регионов. Если уже есть такие случаи, когда ребята погибли, их семьи, родные находятся в прострации, то надо помочь собрать информацию, которая необходима, поработать с банками, с тем чтобы, если родные уже выплачивали проценты (а такие факты есть), соответственно, это всё им возместили, вернули, и чтобы, ну, хотя бы какое-то удовлетворение у людей наступило от того, что делает власть. Прошу поддержать законопроект во втором чтении. Если во втором чтении поддержите, то предлагаю принять законопроект и в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, две таблицы поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 17 мин. 11 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Мы уже предварительно говорили с Анатолием Геннадьевичем. Случилась такая история: две мои поправки внесены, собственно, они вчера уже обозначались в форме вопросов, и Анатолий Геннадьевич ответил на них положительно, утвердительно, обе поправки поглощены теми поправками, которые внесли авторы. Просто попрошу в следующий раз, ну, хотя бы исходя из депутатской этики, всё-таки не отклонять их, а считать частично учтёнными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В таблице так и написано: "...поправка учтена в редакции части 3 статьи 1". Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 18 мин. 36 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 05 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Комитет предлагает рассмотреть сейчас законопроект в третьем чтении. Есть возражения? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 41 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9 % Результат: принято Принимается единогласно. 19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Доклад Елены Александровны Евтюховой. Пожалуйста. ЕВТЮХОВА Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был рассмотрен в первом чтении 23 марта 2022 года. К законопроекту поступили поправки, которые комитет рекомендовал к принятию, они включены в таблицу № 1. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний правового характера по проекту федерального закона не имеет. Комитет по делам национальностей предлагает поддержать законопроект и принять его во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, одна таблица поправок. Будут ли вопросы? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 20 мин. 52 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Коллеги, проект закона ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 26 сек.) Проголосовало за 335 чел.74,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел.25,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно.
Заседание № 64
О проекте федерального закона № 199777-8 "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооружённые Силы Российской Федерации или проходящими военную службу в Вооружённых Силах Российской Федерации по контракту, а также лицами, находящимися на иждивении у указанных лиц".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
22-й вопрос, проект федерального закона "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооружённые Силы Российской Федерации или проходящими военную службу в Вооружённых Силах Российской Федерации по контракту, а также лицами, находящимися на иждивении у указанных лиц". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! При рассмотрении этого законопроекта присутствуют представители социального департамента Министерства обороны, Центрального банка и Министерства финансов. Если будут вопросы, просьба также обращаться в соответствующую ложу. Этот законопроект является документом от всех фракций, все пять фракций подписали этот законопроект. Он касается предоставления кредитных каникул для тех лиц, которые привлечены для выполнения боевых задач, связанных со специальной военной операцией, а также для иждивенцев, которые находятся на попечении данных лиц. К иждивенцам относятся, ну, в соответствии с данным законопроектом инвалиды I и II группы и лица, находящиеся на попечении военнослужащего. Законопроектом предусматривается, что соответствующее лицо может обратиться в кредитную организацию разными способами, в том числе с помощью средств телефонной связи, и сообщить, что он выполняет соответствующие операции либо находится на иждивении у лица, которое выполняет соответствующие операции, и в течение пяти дней кредитная организация либо микрофинансовая организация должны будут рассмотреть соответствующее обращение и принять решение по существу вопроса. Срок действия кредитных каникул - на весь срок выполнения своих обязанностей лицом, привлечённым для выполнения специальных военных операций. Этот законопроект, естественно, будет дорабатываться, и мы интенсивно работали над тем, чтобы его усовершенствовать. Ну, прежде всего, в предложенном законопроекте уже предусмотрено: в случае гибели военнослужащего обязательства по его кредитным договорам прекращаются. Мы предлагаем ко второму чтению внести некоторые изменения, очевидно, будут и другие изменения, но некоторые из них уже в принципе согласованы. Мы предлагаем включить в число лиц, обязательства которых прекращаются, в том числе и инвалидов, ну, по крайней мере, инвалидов I группы, тех, кто получил соответствующие ранения, - предлагаем, чтобы они также освобождались от обязанностей по выполнению заключённого кредитного договора. Ко второму чтению также необходимо уточнить перечень лиц, которые имеют право на соответствующие льготы, дополнить список иждивенцев. Мы предлагаем также дополнить этот список жёнами, имеющими детей и находящимися в отпуске по уходу за ребёнком, чтобы они также имели право не выполнять свои обязательства по кредитному договору. Предлагаем также применить принцип обратной силы, то есть включить в список соответствующих лиц, которые имеют право на кредитные каникулы, тех граждан, которые выполняют задачи по специальной военной операции с 24 февраля текущего года. Ну и предлагается ряд других дополнений, которые, на наш взгляд, обеспечат большую справедливость по отношению к тем гражданам, которые выполняют специальную военную операцию. Доклад окончен. Готов ответить на вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Уважаемые коллеги, при рассмотрении этого вопроса у нас присутствуют Алексей Владимирович Моисеев, заместитель министра финансов, Гузнов Алексей Геннадьевич, статс-секретарь - заместитель председателя Банка России, и Яркоева Юлия Владимировна, директор Департамента социальных гарантий Министерства обороны. Пожалуйста, коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Коллеги, вы присаживайтесь, а если к вам будут вопросы, тогда будете отвечать. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Анатолий Геннадьевич, в ходе доклада вы сказали, что будут прекращены кредитные обязательства в случае гибели супруга. Несомненно, закон необходимо принимать, но возникает один вопрос, его уже достаточно широко обсуждают. Вот такой случай: если, предположим, кредитный договор оформлен не на супруга, а на супругу, то есть на жену, то в случае, предположим, гибели супруга эти договорные кредитные обязательства будут прекращены? Ведь с юридической точки зрения он будет оформлен не на супруга, который там находился, а вот именно на жену, которая может остаться один на один с этими кредитными обязательствами. АКСАКОВ А. Г. Пока эта норма не предусмотрена в законопроекте, но она дискутируется и обсуждается, и ко второму чтению, возможно, мы этот момент предусмотрим. Алексей Владимирович?.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавить что-то хотите, Алексей Владимирович? Нет. Пожалуйста, Лисовский Сергей Фёдорович. ЛИСОВСКИЙ С. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Здесь есть позиция в законопроекте, что Правительство Российской Федерации... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Одну секунду! Всё-таки я не понял правительственную ложу. Алексей Владимирович хочет добавить. Пожалуйста, Алексей Владимирович. МОИСЕЕВ А. В., заместитель министра финансов Российской Федерации. Да, спасибо большое. Замечание абсолютно правильное. Мы, собственно, будем поддерживать изменение, о котором сказал Анатолий Геннадьевич, ко второму чтению, чтобы не было никакого неравноправия между супругами - и супругом, и супругой - и другими членами семьи в соответствии с законом "О статусе военнослужащих", чтобы там всё это было учтено. Поэтому это правильное замечание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Лисовскому включите микрофон. ЛИСОВСКИЙ С. Ф. Да, спасибо. Вот есть в законопроекте позиция: Правительство Российской Федерации совместно с Банком России устанавливает максимальный размер обязательств по кредитному договору или займу заёмщика, которые могут быть прекращены в случае гибели. А определена эта сумма? Потому что людей сейчас мобилизуют. Когда Центробанк и правительство это определят? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г. Мы эту тему обсуждали. Действительно, в законопроекте написано, что правительство может определять лимиты, но в ходе дискуссии договорились, что никаких лимитов не будет. То есть в полном объёме по кредиту, который получил заёмщик, если с ним, не дай бог, случилось несчастье, если он погиб, соответственно, обязательства прекращаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги в правительственной ложе: если кто-то хочет добавить, вы мне какой-нибудь знак подавайте, чтобы я понимал это. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Анатолий Геннадьевич, сейчас задали вопрос про максимальный размер вот этого кредита или ипотеки, потому что, конечно, ипотека в Москве и в регионах отличается, особенно если семья большая, многодетная и большая квартира, - спасибо, вы сейчас ответили на этот вопрос. И следующий вопрос: скажите, пожалуйста, я правильно поняла, что инвалиды I группы также включаются в этот перечень? Потому что если человек работал, особенно если зарабатывал деньги физическим трудом, работал на предприятии, то в случае возвращения инвалидом, конечно, не всегда он сможет выплатить кредит. АКСАКОВ А. Г. В документе, рассматриваемом в первом чтении, этого нет, но мы уже точно договорились с правительством и с Центральным банком, что инвалиды I группы включаются в список тех, кто не будет платить по кредиту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алёхин Андрей Анатольевич, пожалуйста. АЛЁХИН А. А. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, я правильно понял, что это касается не только кредитных обязательств, но и ипотеки, да? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ответ есть. "Конечно", - сказал он. Так, Скруг Валерий Степанович, пожалуйста. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Анатолий Геннадьевич, сейчас мы говорим о кредитовании тех ребят, которые идут служить. Вот в случае их потери, гибели банки будут требовать с поручителей? А если не с поручителей, то где в бюджете строка, которая обеспечивает погашение этих кредитов? Это первое. И второе. Вот мы с коллегами обсуждали здесь: не приведёт ли принятие этого закона к тому, что перестанут банки выдавать кредиты ребятам призывного возраста? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г. Долги действительно списываются с того, кто взял кредит, и соответственно, не надо ничего нигде писать, в законе это прямо прописано. Ко второму чтению мы это ещё более чётко пропишем: если человек погиб или стал инвалидом I группы, соответственно, он не платит по кредиту, который был взят в кредитной организации либо в микрофинансовой организации, и ни на кого эти долги не перекладываются. Что касается выдачи кредитов, да, этот вопрос, естественно, сразу же возникает. Риски для банков возрастают, и очевидно, что они будут эти риски смотреть внимательно. Это тоже надо понимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моисеев Алексей Владимирович. МОИСЕЕВ А. В. Иван Иванович, спасибо большое. Прежде всего, хотел бы подтвердить то, что сказал Анатолий Геннадьевич. Безусловно, там написано, что обязательство прекращается, - соответственно, оно прекращается для всех участников этого договора, в том числе для поручителя. Это первое. Второе, что касается бюджетной строчки, - не предполагается. Предполагается, что это будет делаться за счёт банков. Третье, что касается выдачи. Смотрите, как сказал министр обороны, у нас 25 миллионов человек попадает в этот пул. Если банки хотят прекратить работу с 25 миллионами работающих, молодых, здоровых граждан, ну, я не знаю, с кем они будут работать тогда. Поэтому я, честно говоря, не очень боюсь этого риска. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Алексей Владимирович, - ну, может, Анатолий Геннадьевич ответит - о каком объёме средств суммарно идёт речь, если взять 300 тысяч, попадающих под частичную мобилизацию, и в объёме Вооружённых Сил, добровольцев, милиции ЛНР и ДНР? Суммарно какой объём и помесячно какой объём средств замораживается такими каникулами? И самый главный вопрос: а почему не рассмотреть бы вопрос не каникул таких кредитных, а кредитной амнистии для всех участников боевых действий? Для этого нужно знать, о чём идёт речь, надо посчитать, сколько это и где взять, если рассматривать такое предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Моисеев Алексей Владимирович. МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый коллега, я исхожу из того, что, как заявляли Президент Российской Федерации и министр обороны, спецоперация ведётся таким образом, чтобы минимизировать потери наших солдат и офицеров. Соответственно, я исхожу из того, что вот та мера, о которой говорил Анатолий Геннадьевич, будет применяться достаточно редко. Это первое. Второе. Что касается отсрочки, то, как опять же обсуждалось на прошлой неделе здесь, в Государственной Думе, как говорили ваши же коллеги, оплата за пребывание на фронтах специальной военной операции будет достаточно высокой (вы сами прекрасно знаете цифру, она обсуждалась), поэтому у большинства людей материальное положение будет не ухудшаться, а улучшаться. Так что мы не видим в данной ситуации необходимости делать списание таких кредитов. Если бы призывали на срочную службу и платили как солдатам-срочникам, тогда, наверное, я с вами согласился бы, но поскольку было заявлено, что им будут платить как контрактникам, соответственно, мы необходимости такой не усматриваем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, на трибуне включите микрофон. АКСАКОВ А. Г. Ну и такой момент. Те, кто не брал кредиты, естественно, не смогут воспользоваться такой льготой, и здесь возникает вопрос о равноправии. Будут за голову хвататься, почему не взяли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, в отношении равноправия. Статьёй 5 предполагается вступление закона в силу со дня его опубликования. Скажите, пожалуйста, а будут ли нормы этого закона распространяться на правоотношения, которые возникли до его вступления в силу, до подписания, - с 24 февраля? А то, получается, в неравные условия поставлены те, кто сейчас частично мобилизован, и те, кто уже участвует в спецоперации. Это первое. Ну и второе. В статье 1 говорится о некоем льготном периоде на срок, определённый заёмщиком, но не превышающий срок военной службы военнослужащего. Скажите, вот военнослужащие вернулись - если у них целы руки и ноги, это не означает, что они психически здоровы, они будут находиться в реабилитационных центрах. Может, дополнить закон: "...а также медико-психологической реабилитации?" Ну, при наличии показаний для этого. И ещё: в указе президента о частичной мобилизации не определяется срок военной службы для мобилизованных, говорится... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г. Я в своём выступлении отметил, что мы предлагаем придать обратную силу закону, чтобы он начал действовать с 24 февраля текущего года. То есть это будет распространяться на всех лиц, которые участвуют в соответствующих действиях на Украине. Что касается предоставления льгот или каникул для тех, кто вернулся с Украины после выполнения боевых задач. Это вопрос, наверное, отдельной дискуссии, надо с медиками посоветоваться. Вполне возможно, что такая норма будет принята, но сейчас я не готов утверждать, что это необходимо прописать в этом законе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Авксентьева Сардана Владимировна. АВКСЕНТЬЕВА С. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Кредитные каникулы - это, конечно, хорошая мера, но она, на наш взгляд, крайне недостаточна. Нужна не отсрочка по кредитам, а полноценная кредитная амнистия, и это будет справедливо с учётом серьёзного гражданского вклада мобилизованных лиц, сопряжённого с реальным риском. Несколько дней назад пресс-секретарь президента говорил о том, что обсуждается вопрос о кредитной амнистии. И вот наша партия считает, что всё-таки нужно провести именно кредитную амнистию и подготовить соответствующий проект закона. Как вы к этому относитесь? И всё-таки в тексте законопроекта вопрос о потере трудоспособности лицами в ходе выполнения своего долга как бы не прописан. Устно здесь звучит, но в тексте проекта закона этого нет - прекращения кредитных обязательств в случае потери трудоспособности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г. Насчёт кредитной амнистии. Можно, конечно, такое решение принять, но при этом надо иметь в виду, за чей счёт банкет. Сейчас государство не берёт на себя обязательства по выполнению вот соответствующих норм этого закона, всё ляжет на плечи кредитных организаций и микрофинансовых организаций. Любые риски банки закладывают в процентную ставку, соответственно, оплатят те, кто берёт кредиты, в будущем, как только такой риск появится, проценты, я вас уверяю, возрастут для заёмщиков, они будут оплачивать фактически все эти ситуации. Поэтому можно, конечно, заявлять о кредитной амнистии, говорить красивые слова, набирать, может быть, какие-то очки, но за чей счёт это всё? За счёт тех же граждан, которые оплатят такие действия. Что касается нетрудоспособных и так далее. Я уже на этот вопрос ответил: их защита предусмотрена этим законопроектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович. Анатолий Геннадьевич уже частично на мой предполагаемый вопрос ответил, то есть государство не планирует вкладывать никаких денег, всё это будет делаться за счёт банков. Предполагается, за счёт прибыли банков, но банки у нас очень хитрые структуры - я думаю, всё это будет переложено на остальных заёмщиков, и Анатолий Геннадьевич сейчас это подтвердил. Анатолий Геннадьевич, рассматривался ли вопрос всё-таки государственного страхования в данном случае тех, кто служит (добровольцев, по контракту, как угодно), и как вариант этого страхования - списание долгов уже на вполне законном основании, без какого-то вмешательства в эту финансовую машину, которую мы выстраивали долгое время? То есть человек, который подписал контракт, пришёл добровольцем, просто страхуется государством на случай его гибели, тяжёлого ранения, в том числе с условием, что будет освобождён. Государство платит за это какие-то средства, они не такие уж и большие, соответственно, он застрахован в рамках действующего закона, а не за счёт того, что это должны сделать банки. АКСАКОВ А. Г. На самом деле вопрос вполне справедливый, постановка вопроса имеет право на дискуссию. Мы просто находимся в сжатых... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) АКСАКОВ А. Г. Алексей Владимирович, я сейчас отвечу. Мы в сжатом режиме времени, в бюджете соответствующей строчки нет, и поэтому, если сейчас мы начнём ещё и менять бюджет, вносить поправки, естественно, принятие закона затянется. Сейчас мы перекладываем определённое бремя на кредитные организации, на МФО, но, очевидно, вопрос государственного участия в этом процессе стоит, и, на мой взгляд, с моей точки зрения, он должен быть действительно каким-то образом решён. В конце концов, мы сейчас рассматриваем проект бюджета на следующий год и на последующие годы и можем соответствующие статьи прописать в этом законе, но это уже будущая работа. А сейчас нам надо быстрее закон принять, чтобы люди спокойно выполняли свои боевые задачи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) АКСАКОВ А. Г. Может быть, может быть. МОИСЕЕВ А. В. Извините, пожалуйста, Иван Иванович, позволите добавить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, Алексей Владимирович. МОИСЕЕВ А. В. Спасибо большое. Анатолий Геннадьевич, уже много лет действует закон об обязательном государственном страховании личного состава, и он распространяется на всех военнослужащих и приравненных к ним. Там целый большой список всех правоохранительных органов и так далее. Поэтому страхование действует, средства выплачиваются, соответственно, я считаю, здесь никаких дополнительных мер не требуется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Иван Иванович, спасибо. Нажимал на кнопку, видимо, не сработало. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, задавайте вопрос. МАРХАЕВ В. М. Вопрос, Алексей Владимирович, вам. По какому принципу предусматривается определение условий полного или частичного погашения обязательств по кредитным договорам - по размеру суммы кредита, по дате заключения договора или по размеру оставшегося долга? Далее, что будет происходить с предметом ипотеки или потребительского кредита в этом случае? При определении завершения срока льготного периода (по окончании военной службы) почему мы не учитываем нахождение на лечении военнослужащего, получившего ранение? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Вячеслав Михайлович, во-первых, как Анатолий Геннадьевич уже сказал, мы согласовали предложение о том, что лимиты снимаются, то есть мы будем поддерживать предложение о том, что ко второму чтению эта норма будет из закона убрана и весь долг идёт в полном объёме, как ипотека, так и иные формы долга, потребительские кредиты и так далее. Во-вторых, что касается лечения. Если человек остаётся военнослужащим, соответственно, предполагается, что это будет распространяться и на этот период также. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Геннадьевич, есть что добавить? АКСАКОВ А. Г. Я согласен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, вопросы исчерпаны. Будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Коллеги, желательно, наверное, по одному выступлению от фракции, не более одного. По такому важному законопроекту важно знать позицию фракции. Покажите список. Ну, у нас так запись и произошла. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Иван Иванович, Мархаев от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он не записался. Пожалуйста, Нина Александровна. Включите микрофон Останиной Нине Александровне. ОСТАНИНА Н. А. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, ну, не хотелось бы думать, что вы тоже воспользовались тем, что прозвучало в обвинении, которое вы бросили в наш адрес, - говорили красивые слова или набирали очки. Потому что ваш доклад не совсем соответствует тексту самого проекта закона, а больше соответствует ожиданиям и отвечает на вопросы, которые нам задают, вообще-то, граждане. Очень хорошо, что в докладе говорится не только об участниках спецоперации, о контрактниках, но и об иждивенцах, о членах семей, но... Я уже у вас спрашивала, к сожалению... Мы внесли эту поправку - могу ли я надеяться, что поправка будет принята и что нормы закона будут распространяться и на те правоотношения, которые возникли до подписания закона и вступления его в силу? Это первое. Второе. Я не успела задать вопрос, где... Вы ответили, что надо спросить об этом соответствующий профильный комитет. Но уже сегодня наши госпитали наполнены теми людьми, которые нуждаются в восстановлении своего здоровья. Повторяю, у нас уже есть печальный опыт двух войн, и афганской, и чеченской, когда мы получили нездоровых людей в нашем обществе, поэтому я думаю, что мы с вами сами можем ответить на этот вопрос. И медико-психологическая реабилитация всех участников этих событий, конечно, нужна, естественно, если на то есть медицинские показания. Давайте возьмём эту ответственность на себя, Алексей Владимирович, я к представителю Министерства обороны, давайте впишем это сейчас в закон - я думаю, это будет абсолютно правильно. Ну и наконец, последнее. Вот этим законопроектом на правительство возлагается только подготовка одного нормативного документа - это статья 2 законопроекта, а вот на Министерство обороны вообще не возлагается никаких нормотворческих обязательств. Я полагаю, что подготовка нормативных документов всё же потребуется. Закон, как у вас написано, вступает в силу с момента его опубликования, но когда же вы успеете подготовить нормативные документы согласно определённым нормам этого закона? Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. Для выступления от фракции время поставьте, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сразу отмечу, что аналогичный законопроект на эту же тему был нами внесён, но, чтобы не делать сегодня два доклада, два выступления, мы отозвали свой законопроект, хотя он существенно отличается по содержанию от тех мер, которые предложены и которые мы, естественно, поддержим как минимально необходимые. Предложенное сейчас коллегами - это из разряда того, чего не делать нельзя, согласитесь. Ещё бы мы эти каникулы не объявили, ещё бы мы не предоставили компенсации семьям погибших и тяжелораненым, не оказали такую помощь! Но я не могу согласиться с тем, что это всё, что мы можем сделать в нашей богатейшей стране. Я неслучайно задал вопрос, но не получил ответа. Иван Иванович, прошу, чтобы всё-таки мне предоставили ответ на вопрос, это необходимо, когда дело касается какой-то оценки финансовых средств: сколько стоит этот конкретный законопроект? И по дополнительному предложению нашей фракции: как минимум хотя бы ежемесячно компенсировать всем, кто мобилизован, всем, кто уже служит, платежи по кредитам, по ипотеке - сколько в граммах, как в том известном ролике? Чтобы мы понимали, какой будет цена предлагаемой нами и другими коллегами кредитной амнистии для всех, кто мобилизован и призван. Ответ, что у них великие зарплаты... Знаете, это себе, себе прокомментируйте! И я прошу слушать, Алексей Владимирович, я подожду, пока вы там наговоритесь. К себе обращайте вот такие реплики о великих заработных платах - в том же Министерстве финансов, в аппарате правительства, у многих-многих государевых служащих зарплата, наверное, в разы побольше, чем у тех, кто воюет, - если вы считаете, что у них великие выплаты! Нет денег в казне, нет денег в бюджете? Уважаемые коллеги, рассмотрение бюджета впереди - давайте эти деньги туда заложим. Ну не хватит денег в наших фондах национального благосостояния, в резервных фондах (они, слава богу, ещё имеются) - давайте введём дополнительный налог для тех, кто в армии не служил. Их миллионы и миллионы, белобилетников, причём с разной подноготной, миллионы и миллионы тех, кто не подпадает сегодня под мобилизацию, - почему им не предложить платить? Я уверен, никуда не денутся, будут платить вот этот дополнительный военный налог, если будем объяснять, с какой целью. Вот с такой конкретной целью! Да даже если просто обратиться к богатым людям, у которых сегодня по-прежнему остаётся налог 13 процентов, там, 15 каких-то кривых процентов, с таким настоятельным предложением: а соберите-ка деньги, чтобы закрыть этот позорнейший вопрос, который мы здесь обсуждаем, знаете, мол, денег не хватает... Уважаемые коллеги, сказали "а" - давайте скажем "б" и дальше. Нужно думать не только о том, чтобы галочку поставить, - должна быть мотивация! Это сегодня одна из суперзадач. Не нужно бегать, загоняя тех, кого нужно призвать, - нужно создать мотивацию! Вот это один из способов создать такую мотивацию. Несколько месяцев, я ещё раз повторяю, прошу правительство выдать заключение на наш законопроект, который мы, представители разных фракций, подписали. Мы предлагаем в качестве мотивации бесплатный гектар для участников боевых действий, причём не только на Дальнем Востоке, но и в большинстве регионов, где этой земли предостаточно. Что, и земли не можете предоставить, вот миллион гектаров?! Этой земли сотни миллионов гектаров зарастает, пропадает в центральной полосе, на Северо-Западе, в Сибири - нет, гектар земли только на Дальнем Востоке или в Арктике! Уважаемые коллеги, представители правительства, знаете, как говорил великий политик, вчера было не рано и сегодня тем более не рано, а завтра будет поздно создавать вот такие мотивационные законопроекты. И чтобы не тратить время, несколько раз не подходить, давайте сейчас внесением поправок вот то, о чём я сказал, примем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Эдуард Анатольевич. КУЗНЕЦОВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рассмотрела данный проект федерального закона и считает, что его принятие позволит решить проблему защиты прав и законных интересов заёмщиков, призванных на военную службу по мобилизации в Вооружённые Силы Российской Федерации или проходящих военную службу по контракту, а также лиц, находящихся у них на иждивении, и членов их семей. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект и предлагает депутатам Государственной Думы проголосовать за его принятие в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Свистунов Аркадий Николаевич, фракция ЛДПР. СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР однозначно поддержит настоящий законопроект, тем более многие мои коллеги по фракции являются его авторами. Этот законопроект не является никакой импровизацией, которая вдруг почему-то возникла. Этот законопроект является конкретным ответом на запросы наших избирателей, которые мы начали получать ещё в четверг на прошлой неделе, сразу, и тому свидетели все авторы этого законопроекта. Звонили и представители прессы, и представители общественности различной и уточняли, прежде всего вот эти вопросы задавали: как быть ребятам с кредитами, когда они уйдут на эту операцию? Причём люди абсолютно корректные, то есть говорят вот так: об ипотеке мы речь не ведём, там страховка есть, там обеспечение есть и так далее, речь вот о таких обычных кредитах. Когда шла работа над этим законопроектом, решили, так скажем, сразу, как уважаемый коллега сказал, максимально учесть вопросы, которые возникнут, посмотреть широко на все кредиты, которые возникают, потому что реально человек уходит выполнять свой долг, семья теряет его заработок на какое-то время, а может, не дай бог, и навсегда. Этот вопрос надо учесть именно в погашении его возникших обязательств. Кроме того, очень хорошо осветил позицию Анатолий Геннадьевич, сказав, что да, мы ещё учтём поправками определённые моменты, чтобы этот законопроект учитывал все стороны, все вопросы, возникающие в связи с его правоприменением. И вот вопрос, который здесь возник у коллег: за чей счёт будет банкет? Много на этот счёт прозвучало различных оценок. А я попрошу вас всех вспомнить, как неоднократно в этом зале, в Государственной Думе принимались законы о срочном выделении капиталов и финансовых ресурсов банковской системе в связи с кризисами. Мы все этому свидетели, и мы это помним. Это во-первых. Во-вторых, наша банковская система, к счастью или к несчастью, не знаю, состоит на сегодняшний день в большинстве своём из госструктур, это либо прямо государственные банки, либо квазигосударственные банки, и этот процент достаточно высок. И капитал этим структурам финансовым опять же предоставляется государством. Поэтому вопрос, который здесь поставлен, что это будет решаться за счёт финансовых структур, на самом деле абсолютно корректен. Хотя есть понимание, что если вдруг по ходу правоприменения этого закона возникнут действительно какие-то, скажем, неожиданные финансовые потери, то, конечно, правительство и Центральный банк всегда готовы выйти с предложением о рассмотрении, о предоставлении каких-то преференций финансовому рынку или дополнительного капитала. Я уверен в этом. Что касается этого закона, фракция ЛДПР считает его абсолютно адекватным при текущем состоянии вещей, и мы его однозначно поддержим. Спасибо, дорогие коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Геннадьевич, пожалуйста. Заключительное слово. Приглашённые коллеги, если кто-то захочет выступить с заключительным словом, я такую возможность предоставлю. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, я хотел бы поблагодарить свою родную фракцию "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...": был подготовлен законопроект на ту же тему, направленный на решение примерно тех же вопросов, и я благодарен за то, что фракция, чтобы не устраивать здесь конкуренцию законопроектов, сняла свой проект закона, решила сосредоточиться на обсуждении того документа, который внесли депутаты всех фракций. Ну и здесь в ходе выступлений говорилось о том, что некоторые нормы, о которых я сказал, ещё не прописаны. Действительно, мы всё-таки достаточно быстро внесли законопроект. Он 24-го числа был внесён в Государственную Думу, Вячеслав Викторович его расписал, все выходные работали над тем, чтобы его усовершенствовать. Те нормы, которые прописаны во внесённом законопроекте, опираются на действующее законодательство о кредитных каникулах. Но в ходе дискуссий уже в выходные дни, в понедельник мы, конечно, выявили ряд моментов, депутаты обращались, много предложений было, в том числе от вас, Оксана Викторовна... Мы всё это учитываем, и мы, конечно, максимально постарались сделать так, чтобы защитить интересы военнослужащих, привлечённых к выполнению боевых задач. Там большой список будет, не только те, кто сейчас в законопроекте прописан, там очень много людей будет прописано, которые пока не задействованы в проекте закона. Ну и обратная сила тоже на сто процентов будет прописана - это уже договорённость с правительством, они подтвердили, что всё это будет присутствовать в законе. Что касается новых добавлений, в том числе по гектару, выделяемому нашим военнослужащим. Вполне реальное предложение, которое мы сможем узаконить при рассмотрении других законопроектов, либо фракция это внесёт, и мы рассмотрим, вполне возможно, поддержим. Но сейчас надо быстрее закон принять, чтобы максимально защитить граждан вот в этом направлении от всевозможных проблем и рисков. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Приглашённые коллеги хотели что-то добавить? Нет. Вот там был вопрос у Олега Анатольевича Нилова - у меня просьба персонально с ним поговорить, уточнить этот вопрос. Олег Анатольевич, подойдите к правительственной ложе и, пожалуйста, уточните. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Прошу всех быть внимательными. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 51 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо. По ведению - Анатолий Геннадьевич Аксаков. Пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, в постановлении, которое сейчас мы приняли, указано, что сбор поправок до 18.00 сегодня, чтобы завтра можно было рассмотреть законопроект во втором и в третьем чтениях. Прошу поставить в повестку на завтра рассмотрение законопроекта во втором и в третьем чтениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич, за напоминание. Прошу это учесть. Нет возражений рассмотреть завтра во втором чтении? Нет. Договорились.