Заседание № 135
17.12.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 199585-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (в части исключения процедуры уведомительного контроля ряда сделок (действий) экономической концентрации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3645 по 3717 из 7407
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции". Докладывает Елена Владимировна Панина. Елена Владимировна, готовы? Даже бегом - вот как Елена Владимировна экономит время коллег! (Оживление в зале.) ПАНИНА Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", который был принят в первом чтении 12 марта этого года. Законопроект предусматривает отмену обязательного уведомления антимонопольного органа о слияниях и присоединениях в секторе среднего бизнеса. Данное изменение было продиктовано "дорожной картой" развития конкуренции и совершенствования антимонопольной политики и направлено на устранение избыточного антимонопольного контроля за предпринимательской деятельностью. В комитет поступило шесть поправок: три из них предлагаются к принятию, три - к отклонению. Вашему вниманию представлены две таблицы поправок - рекомендуемых к принятию и к отклонению. Законопроект прошёл все необходимые юридические экспертизы и подготовлен к рассмотрению во втором чтении. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний не имеется. Предлагаю проголосовать по таблицам поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 33 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 56 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Таблица поправок также принимается. Пожалуйста, Елена Владимировна. ПАНИНА Е. В. Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, юридико-технических замечаний не имеется. Комитет просит поставить на голосование закон в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6219 по 6254 из 7407
Следующий - 12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 53 сек.) Проголосовало за 436 чел.96,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 436 чел. Не голосовало 14 чел.3,1 % Результат: принято Принят во втором чтении. Предлагалось проголосовать его и в третьем чтении. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 19 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 82
12.03.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 199585-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (в части исключения процедуры уведомительного контроля ряда сделок (действий) экономической концентрации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1641 по 1887 из 6288
8-й вопрос. В первом чтении слушаем проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции". Докладывает Игорь Юрьевич Артемьев. Пожалуйста, Игорь Юрьевич. АРТЕМЬЕВ И. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, руководитель Федеральной антимонопольной службы. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! В нашем законе "О защите конкуренции" существует режим так называемого контроля экономической концентрации, это прежде всего связано со сделками слияния крупных компаний или поглощения: если очень крупные компании, занимающие большую долю на рынке, сливаются или одна из них поглощает другую, во избежание создания монополий они должны получить согласие антимонопольного органа на такое слияние. Ну, в общем-то, это мировая практика. Но у нас ещё сохранился и второй режим: относительно небольшие компании, то есть компании среднего бизнеса, в том случае, когда они сливались между собой, - особенно это важно на локальных рынках - присылали нам так называемые уведомления. Эти уведомления, в общем-то, не такие уж маленькие - это две коробки серьёзных юридически обусловленных документов, которые они должны были нам ежегодно присылать. Мы проанализировали, как мы работаем с этими уведомлениями, и оказалось, что в принципе они нам не очень нужны для работы: используется для выдачи предписаний либо каких-либо других публично-правовых актов не более 2-3 процентов этих документов. Мы решили, что можно отказаться от этих коробок, можно нам их не привозить, и соответствующее решение приняло российское правительство по нашему предложению, чтобы снять этот административный барьер для среднего бизнеса, поэтому суть нашего законопроекта, предлагаемого сегодня вашему вниманию, - это поправка, состоящая буквально из одной строчки, которая исключает слова о необходимости подачи нам уведомления в указанном случае, таким образом, мы с вами снимаем этот административный барьер. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Владимировна Панина, пожалуйста. ПАНИНА Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству подробно рассмотрел указанный законопроект. Да, действительно, статья 30 Федерального закона "О защите конкуренции", которую предлагается признать утратившей силу, определяет перечень сделок, в отношении которых требуется уведомление антимонопольного органа. Для этого уведомления представляется очень большой объём документов, в том числе нотариально заверенные копии учредительных документов, сведения о лицах, вовлечённых в сделку, бухгалтерская, финансовая отчётность, иная, то есть более десятка различных документов. На сбор всей этой информации, конечно, требуется масса времени, средств, что достаточно обременительно для организаций, а эффективность такого уведомительного контроля очень низкая. Необходимость устранения избыточного антимонопольного контроля в целях упрощения предпринимательской деятельности предусмотрена "дорожной картой" развития конкуренции. Подчеркну, что исключение уведомительного контроля антимонопольного органа за слияниями, присоединениями, финансовыми сделками коммерческих организаций распространяется только на сегмент среднего бизнеса: мы заинтересованы в том, чтобы в наибольшей степени этот сектор развивался в обрабатывающих отраслях, в агропромышленном комплексе, в производстве машин, на финансовом рынке. Реализация закона будет способствовать снижению административной нагрузки на предпринимателей и позволит антимонопольным органам сосредоточить внимание на сделках, которые оказывают более существенное влияние на ограничение конкуренции и на крупных монополистов. Вместе с тем хочу подчеркнуть, что комитет считает необходимым продолжить эту работу и поискать новые механизмы для совместной работы с Федеральной антимонопольной службой для ограничения локального монополиста, но, повторяю, вот такой уведомительный контроль действительно малоэффективен, с этим мы согласны. В целом комитет поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Уважаемый Игорь Юрьевич, хотелось бы от вас всё-таки в обоснование данного законопроекта услышать какие-то примеры и какие-то цифры: сколько подобных сделок совершается в России, хотя бы порядок? О чём, собственно говоря, идёт речь? Какова актуальность данного вопроса и насколько этот закон действительно поможет расшить вот это узкое место и позволит активизировать средний бизнес в Российской Федерации? А так вот, в общих словах, как-то даже не очень уважительно, по-моему. АРТЕМЬЕВ И. Ю. Спасибо большое за вопрос, уважаемый Анатолий Евгеньевич. Я хочу сказать о том, что раньше, ещё лет десять назад, таких документов были сотни, тысячи, но постепенно в рамках реформы мы снижали так называемый порог, то есть стоимость активов, при которой нужно было бы получать от нас разрешение либо присылать уведомление. В последние годы он неуклонно снижался, и сейчас этот рубеж по стоимости активов группы, когда нужно подавать уведомление, составляет 250 миллионов рублей, вот о чём мы сейчас говорим. В 2012 году для таких уведомлений было направлено примерно четыре с половиной тысячи документов и было выдано всего двести двадцать шесть предписаний, точнее, по уведомлениям даже вообще выданы единицы соответствующих предписаний, по кадастрам - двести двадцать шесть. Это значит, что фактически эта форма себя постепенно изживала по мере совершенствования антимонопольного законодательства, а именно по мере снижения порога, когда нужно обращаться в антимонопольный орган, что было сделано первым пакетом в 2006 году, вторым пакетом - в 2009-м и третьим пакетом - в 2011-м и в 2012 годах, поэтому сегодня это уже анахронизм, который сам себя изжил, и мы от него хотим окончательно избавиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Валентинович Митрофанов. МИТРОФАНОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Игорь Юрьевич, скажите, всё-таки как вы видите проблему локального монополизма? Ясно, что это открывает окончательно дорогу для того, чтобы на местах не конкуренция развивалась, а, наоборот, монополизм вырастал. Это первое. И второе. Скажите, почему нельзя упростить бумажную процедуру - меморандум о слиянии оставить, но сделать так, чтобы посылали простую бумагу, допустим на двух страницах, о том, что такое слияние проводится, безо всяких вот этих тонн документации, которую "газелями" возят? И всё, нормально будет - меморандум сделайте! АРТЕМЬЕВ И. Ю. Уважаемый Алексей Валентинович, я также, если позволите, отвечу на этот вопрос и уважаемой Елене Владимировне Паниной, которая от комитета его поставила. Дело всё в том, что у нас помимо существующей процедуры, которую мы предлагаем отменить, есть ещё одна процедура, которая называется внесением в реестр, так называемый региональный реестр региональных монополистов: в каждом регионе, в каждом субъекте Российской Федерации наши территориальные органы в соответствии с действующим законодательством вносят эти локальные монополии в реестр, и тогда в отношении их процедура уведомительная заменяется на разрешительную, то есть нужно при слиянии получить в обязательном порядке согласие антимонопольного органа. Мы, конечно же, эту форму и имеем в виду как форму защиты от произвола и роста локальных монополий. В "дорожной карте", сегодня уже упомянутой в содокладе Елены Владимировны, предусмотрено совершенствование этого реестра, и когда мы с вами будем заниматься этим вопросом, можем какие-то новшества внести в систему регистрации локальных монополистов в реестре, у нас такая возможность будет. Но в целом эта система реестров работает сегодня хорошо, она, в общем-то, даёт необходимый эффект с точки зрения предупреждения создания монополий. Что касается возможного упрощения системы. Ну, как я уже сказал, система изживала себя на протяжении последнего десятилетия, она просто уже представляется нам ненужной, проще эту информацию получить путём запроса. А сам меморандум, если это будет только свидетельство о некой сделке, мало о чём нам скажет, потому что он не даёт информации о тех долях, которые занимают компании на рынке, естественно, о бенефициарах и так далее, это те важные вопросы, которые на самом деле на одном листе очень трудно уложить. Мы считаем, что можно просто отказаться от этой номенклатуры. Кстати говоря, мы ещё предлагаем по "дорожной карте" отменить соответствующие формы статистической отчётности - № 1-МОН, это тоже будет далее на ваш суд представлено, когда речь пойдёт о "дорожной карте". То есть это лишь упрощение того, что сегодня действительно нужно упростить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Сергей Владимирович Кривоносов. КРИВОНОСОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект разработан в целях снижения административной нагрузки на предпринимателей и создания благоприятных условий для ведения бизнеса. Предусмотренные законопроектом изменения позволят антимонопольным органам сосредоточиться на крупных сделках, оказывающих более существенное влияние на конкуренцию. Учитывая изложенное, фракция поддерживает концепцию законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Валентинович Митрофанов. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые коллеги, вопрос, который сейчас обсуждается, важен для экономики, и в целом, конечно, можно поддержать всяческие упрощения для ведения бизнеса, но в то же время Федеральной антимонопольной службе надо поискать баланс между стремлением обеспечить условия для конкуренции и желанием упростить разные процедуры, в противном случае это может привести к росту монополизма, в том числе локального. Мы наблюдаем в последние годы тенденцию достаточно серьёзного роста локального монополизма, в том числе за счёт усиления роли государственных и квазигосударственных структур, различных государственных предприятий, которые активно участвуют в бизнесе и при этом, фактически являясь государственными и квазигосударственными, не несут коммерческих рисков. К сожалению, это отмечается в различных областях и отраслях, и мне кажется, что здесь антимонопольной службе нужно, в общем-то, проявлять достаточную твёрдость и отстаивать входящие в её компетенцию интересы, потому что наступление по всем направлениям различных государственных и полугосударственных структур действительно создаёт проблему для экономики, тем более что периодически мы наблюдаем то в одной, то в другой сфере скандалы, связанные с распределением бюджетных и околобюджетных денег, которые широко освещаются в средствах массовой информации. Мне кажется, что Федеральной антимонопольной службе следует заняться фактами монополизма в сфере медиабизнеса и рекламы и внимательно изучить вопросы, где наличествуют такие проблемы, но, по-моему, это тема для отдельного разговора. Также активизируются монопольные процессы в сфере связи, хотя традиционно считается, что там развита конкуренция, - действительно, нельзя сказать, что она не развита, присутствуют предприятия различной формы собственности, включая иностранный капитал, но тем не менее в этой области тоже есть факты различных сговоров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Владиславович Семёнов. СЕМЁНОВ В. В., фракция ЛДПР. Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект в первом чтении по двум причинам. Во-первых, мы действительно убеждены, что чем меньше у нас будет барьеров и препятствий для среднего бизнеса, тем сильнее будет наше государство и лучше будут развиваться наши предприниматели, а статистика, которую мы видим, когда на тысячи уведомлений приходятся единицы предписаний, действительно показывает неэффективность работы системы, поэтому, безусловно, по этому основанию стоит поддержать этот законопроект. И во-вторых, возможно, сейчас антимонопольный орган, который неоднократно подвергался у нас критике за неэффективную работу с большими монополиями, будет более детально и качественнее разбираться с серьёзными проблемами, а не только заниматься бюрократическими элементами работы, когда просто приняли бумаги, посмотрели бумаги и положили в архив. Мы надеемся, что данный закон, в случае его принятия, будет полезен и антимонопольной службе, и предпринимательскому сообществу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступать докладчики и содокладчики? Представители президента и правительства? Нет. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4782 по 4798 из 6288
8-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 27 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Законопроект принят.