Заседание № 142
25.01.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 199355-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (в части, касающейся размеров и порядка финансирования заработной платы работников государственных учреждений).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2074 по 2328 из 4920
Рассматриваем пункт 11. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений". Белгородская областная Дума просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Содоклад члена Комитета по труду и социальной политике Иванова Анатолия Семёновича. ИВАНОВ А. С., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, данным законопроектом предусматривается установление тарифной ставки первого разряда единой тарифной сетки с 1 июля 2005 года в размере 1440 рублей в месяц. То есть с учетом времени внесения законопроекта это увеличение в два раза. Кроме того, предусматривается, что тарифная ставка первого разряда ЕТС по оплате труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации, а также работников муниципальных учреждений не может быть ниже тарифной ставки первого разряда ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Финансирование затрат по оплате труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и работников муниципальных учреждений предлагается осуществлять за счет субвенций из федерального бюджета. Предлагаемое в законопроекте изменение в системе регулирования и финансирования заработной платы работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений противоречит действующему законодательству. Так, в соответствии со статьей 143 Трудового кодекса тарифная система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений и порядок ее применения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и порядок ее применения устанавливаются органами власти субъектов, тарифная система оплаты труда работников муниципальных учреждений и порядок ее применения - соответственно органами местного самоуправления. Формирование при этом расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, установленными законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы оплаты труда работников государственных учреждений субъекта относятся к полномочиям субъекта и осуществляются самостоятельно за счет средств бюджета субъекта. Финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления и осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований. То есть реализация предлагаемых изменений невозможна без внесения соответствующих изменений в Трудовой и Бюджетный кодексы, а также в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В представленном же варианте в любом случае законопроект принимать не имеет смысла. Следует также сказать, что реализация законопроекта потребует дополнительных затрат из федерального бюджета на повышение тарифных ставок в размере около шестидесяти миллиардов рублей и на выделение субвенций порядка двухсот миллиардов рублей. Это по расчетам Белгородской областной Думы. Не поддерживают законопроект ни Комитет Совета Федерации по социальной политике, ни Правительство Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рекомендует законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Один вопрос у Кибирева Бориса Григорьевича. Пожалуйста. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемый Анатолий Семёнович, финансовое обоснование этого законопроекта построено на данных 2005 года, сегодня 2006 год, внесен законопроект 15 июля 2005 года, заключение правительства от 4 июля 2005 года. Ну, не секрет, у нас часто проблемы - случается, что нечего рассматривать, нет готовых законопроектов, вот и сегодня до обеда мы закончим. Вопрос: почему так долго не вносился этот законопроект на рассмотрение, в чем причина? ИВАНОВ А. С. В комитет он поступил и рассматривался в декабре, поэтому я думаю, что задержки с рассмотрением со стороны Комитета по труду и социальной политике не было. А что касается бюджетной обеспеченности и выделения необходимых бюджетных средств - это не было предметом рассмотрения в комитете, потому что мы его предлагаем отклонить по другим причинам. То есть не имеет смысла сейчас его принимать в силу того, что это декларативный закон. Если уж эту проблему решать, то решать ее надо в комплексе, то есть вносить изменения в те законы, о которых я сказал. У нас есть пример, когда в 1995 году Государственная Дума второго созыва приняла четыре законодательных акта, касающихся дореформенных сбережений. Это были декларативные законы, и не был принят один главный закон, и фактически сейчас эти выплаты не производятся в связи с этим. Поэтому все проблемы решать, конечно, надо в комплексе, сразу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Присаживайтесь, пожалуйста. Есть ли желающие выступить? Один человек, два... По три минуты. Тамара Васильевна Плетнёва, Олег Васильевич Шеин и Савостьянова Валентина Борисовна. Первая - Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо, Любовь Константиновна. Мы внимательно слушаем всё, что касается социальных законов. Наш комитет социальный, или антисоциальный, как его называют в Думе... На самом деле, как только речь идет действительно об улучшении жизни наших граждан, мы начинаем придумывать: то у нас закон не сходится с каким-то другим, то он с Конституцией не стыкуется, то, как сегодня, что-то не в комплексе решается. Скажите, пожалуйста, вот эти все выплаты, которые идут сейчас учителям за классное руководство, врачам некоторым, обещанные президентом по всем национальным проектам, - это что, решение проблемы? Это, вообще, Карабах профессиональный для тех сотрудников, которые работают! За классное руководство эту тысячу рублей, по сути дела, дают с оговоркой: за укомплектованный класс, где двадцать пять детей. А двадцати пяти ни в одной сельской школе и в районной уже нету вообще, да и в городских не везде есть! О чем мы, вообще, говорим? Так лучше эти деньги не распылять, а сделать нормальный закон, по которому все учителя, врачи, работники культуры - особенно нищие - получат вот эти надбавки. И мы про это тысячу раз говорили. Не надо упрекать нас в том, что, дескать, во второй Думе мы приняли декларативный закон по сбережениям и он не работал. Если бы было наше правительство, всё бы и работало! Ну правильно - если мы правительству вообще никаких задач не ставим, а они нам ставят, то, естественно, не будет ни один социальный закон работать. Поэтому я считаю, что нам такие вопросы надо не откладывать в долгий ящик, а решать их. Вот тогда будут у нас и стабильность, и уважение к Думе, и тогда будут считать, что в Думе настоящие депутаты, защитники сидят, а не просто люди, которые нажимают на кнопки так, как им скажут из Кремля и из правительства. Наша фракция этот законопроект будет поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентина Борисовна Савостьянова, потом Олег Васильевич Шеин. САВОСТЬЯНОВА В. Б., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемые депутаты, рассматривая этот законопроект, я хотела бы сказать в адрес Белгородской Думы, что поднять зарплату они хотели с 1 июля 2005 года, а сами представили документы 15 июля 2005 года, но дело не в этом. Проблема есть, проблема очень большая и серьезная, и ее нужно решать немедленно. У нас Государственной Думой, Советом Федерации, трехсторонней комиссией, другими общественными организациями создана рабочая группа по заработной плате в бюджетной сфере. К сожалению, собиралась она всего один раз, и опять поговорили ни о чем, действий никаких не производится, и в период рассмотрения бюджета 2006 года как мы ни пытались убедить правительство увеличить заработную плату бюджетникам - не получилось. Поэтому я считаю, что эта рабочая группа должна немедленно собраться, потому что и в законы о местном самоуправлении, и в Бюджетный кодекс, и в Трудовой кодекс срочно нужно вносить изменения, ведь за одну и ту же работу люди получают совершенно разные заработные платы даже в одном субъекте Федерации. В третьей Думе был принят прекрасный закон об упорядочении заработной платы работников бюджетной сферы, где были установлены государственные гарантии, а сейчас, получается, тарифная ставка в одном месте одна, в другом - другая, а надтарифные ставки при многих увеличениях вообще полностью снимаются. 122-й закон и законы о местном самоуправлении во многом исказили вот этот закон и перенесли всё либо на субъекты, либо на местное самоуправление. А у нас есть муниципальные образования, где своих доходов вообще никаких нет - что им дадут, то и будет. Так какая тут будет заработная плата? "Родина" считает, что нужно закон этот поддержать, но немедленно и рабочей группе, и нам, депутатам отдельным, приступить к разработке законопроекта о воспроизводстве рабочей силы, потому что на зарплату в полторы - три тысячи в сегодняшней ситуации, когда растут цены на товары и услуги, в том числе и ЖКХ, жить и поднимать детей просто нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, на самом деле здесь подняты два вопроса: первый касается самого размера заработной платы, а второй - непосредственно порядка ее расчета. Мы на самом деле считаем, что такая страна, как Россия, обладающая невероятным Стабилизационным фондом и резервами Центрального банка, имеет возможность установить ставку первого разряда в том объеме, о котором пишут наши коллеги. Тем более это уже не предполагает двойного роста заработной платы, поскольку закон был предложен достаточно давно и с той поры минимальный размер оплаты труда у нас несколько повысился. Но я бы хотел сосредоточиться на втором аспекте, связанном с самими расчетами по заработной плате. Ведь заметьте, что нам пишут в заключениях и комитета, и правительства? Нам там пишут, что вопрос оплаты труда работников субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов госвласти субъекта Федерации и оплата осуществляется субъектом самостоятельно, за счет своего бюджета, а финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. То есть нам четко написали то, о чем, собственно, "Родина" говорила и раньше: что размер заработной платы в сельской школе должен устанавливать сельский совет, а размер заработной платы в техникумах или ПТУ - субъект Федерации, это при том, что у нас в соответствии с Конституцией Российской Федерации право на образование и здравоохранение относится к конституционным правам человека и гражданина России. И то, что мы здесь говорим о госучреждениях, - это в принципе касается всех - работников и системы здравоохранения, и системы образования. Поэтому наши коллеги предлагают просто-напросто соблюдать Конституцию. Если у нас право на образование является конституционным правом, то, наверное, и базовую, минимальную, заработную плату учитель должен получать одинаковую по всей стране. И если мы, как федеральный парламент, утверждаем размер заработной платы только для работников федеральных учреждений бюджетной сферы - это, наверное, неправильно. И тогда не нужно нам рассказывать раз в год о намерении повысить заработную плату работникам бюджетной сферы, ибо повышение заработной платы, допустим, только для работников МГУ или института имени Склифосовского, не является повышением заработной платы для бюджетников страны вообще. Коллеги предлагают вещь абсолютно правильную: установить базовые, минимальные, гарантии по заработной плате для работников госучреждений, ну и, по сути, для работников бюджетной сферы в Российской Федерации. Наша фракция целиком эти предложения поддерживает. Кстати, насколько мы знаем, они совпадают с предложениями ФНП, у которой есть некое соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с фракцией "Единая Россия". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителя правительства и представителя президента? Нет. Требуется ли заключительное слово содокладчика? Включите микрофон депутату Иванову. С места. ИВАНОВ А. С. Тамара Васильевна, вы вот сказали об антисоциальности нашего комитета, я с вами полностью не согласен. Вы посмотрите список депутатов - все депутаты с социальной ориентацией. Даже есть у нас представитель работодателей, Олег Витальевич Еремеев, - и то с нормальной ориентацией, то есть с социальной. А примером, доказательством того, что комитет решает социальные проблемы и серьезные ставит вопросы, является то, что увеличение заработной платы работников бюджетной сферы в текущем году будет в большем размере, чем планировало правительство. Это достижение как раз нашего комитета. Если же говорить о данном законопроекте, то надо посмотреть, когда он был внесен. В этот период в Белгородской области были серьезные выборы, и вот это как раз явилось причиной той декларации, которую приняли органы законодательной власти. Если бы они хотели решить эту проблему по-серьезному, то, наверное, надо было бы подготовиться более серьезно и внести изменения и в другие законодательные акты, то есть решать проблему комплексно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 02 сек.) Проголосовало за 98 чел.21,8% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 102 чел. Не голосовало 348 чел.77,3% Результат: не принято Не принимается.