Заседание № 234
11.04.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 199126-3 "О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации" (в части перераспределения платежей между бюджетами).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2240 по 2432 из 6353
Пункт 6: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации". Доклад представителя Московской областной Думы Алексея Александровича Горового. Есть он, да? Пожалуйста. ГОРОВОЙ А. А., представитель Московской областной Думы. Уважаемые депутаты, Московская областная Дума в апреле 2002 года выступила с инициативой внесения изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации, в часть вторую статьи 63 и в части первую и четвертую статьи 106. У вас соответствующие материалы имеются. Законом о федеральном бюджете на текущий год Государственная Дума приостановила действие норм части второй статьи 63 и частей первой и четвертой статьи 106 на 2003 год. Порядок зачисления платежей за изъятие земель лесного фонда и платежей за лесопользование сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации установлен в соотношении 50 на 50. По сути, распределение средств, установленное федеральным законом на 2003 год, очень близко к тому, что предлагала Московская областная Дума. Однако наша законодательная инициатива предлагает долгосрочные правила игры для субъектов Российской Федерации через изменение соответствующих статей Лесного кодекса. Ситуация, которая сложилась сегодня, оставляет неясным распределение средств на 2004 год и последующие годы. Кроме этого, наша инициатива не увязывает распределение средств с минимальными ставками платы за древесину на корню, что упрощает расчеты за другие виды лесных ресурсов и лесопользования, такие, как пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных целей, побочное лесопользование и так далее. В официальном отзыве Правительства Российской Федерации на законопроект говорится, что средства, получаемые за пользование лесным фондом, отнесены к неналоговым доходам федерального бюджета. Правовое управление Аппарата Госдумы относит их к платежам за пользование природными ресурсами и на основании статьи 19 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" считает федеральным налогом, что в принципе вступает в противоречие с пока еще действующей на сегодня статьей 20 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в которой лесные доходы отнесены к налогам субъектов Федерации. Наше отношение к этому вопросу. Нам, субъектам Федерации, необходимы долгосрочные правила, которые бы позволяли планировать заранее финансирование воспроизводства лесов, поскольку статья 108 Лесного кодекса, действие которой никто не приостанавливал, предусматривает финансирование расходов на воспроизводство лесов за счет средств бюджетов субъектов Федерации. Нашу законодательную инициативу поддержал тридцать один субъект Российской Федерации. Поэтому, уважаемые депутаты, прошу и вас поддержать эту инициативу Московской областной Думы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Александрович. Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Виталия Борисовича Шубы. Пожалуйста. ШУБА В. Б. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию рассмотрели законодательную инициативу Московской областной Думы. И комитет Государственной Думы по бюджету, и комитет по природопользованию не поддерживают этот законопроект по следующим основаниям. Первое. Эти проблемы урегулированы сегодня действующим бюджетным законодательством. Так, в соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации пропорции распределения федеральных налогов - а эти платежи являются федеральным налогом по действующему сегодня Налоговому кодексу Российской Федерации - утверждаются ежегодным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Если есть отчисления от федеральных налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации, то решение о направлении этих средств принимают соответствующие законодательные органы субъектов Российской Федерации. На сегодня эта проблема урегулирована законом о бюджете на 2003 год. Сверх минимальной ставки платежи за пользование древесиной сегодня делятся в пропорции 50 на 50, то есть 50 процентов платежей сверх минимальной ставки зачисляется в федеральный бюджет и 50 процентов - в региональные бюджеты. Правовое управление Аппарата Государственной Думы дает заключение, что предложение, содержащее изменение двух статей Лесного кодекса, не является предметом регулирования этого закона, поэтому мы полагаем, что необходимо данный законопроект отклонить. Также я хочу сказать, что в плане законопроектных работ Государственной Думы будет новый проект Лесного кодекса Российской Федерации, который внесет Правительство Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Борисович. Уважаемые коллеги, первое чтение, есть вопросы к докладчикам? Нет. Есть вопрос. Пожалуйста, я не видел, Виктор Иванович. Пожалуйста, Илюхину микрофон включите. К кому вопрос? ИЛЮХИН В. И. К Виталию Борисовичу. Уважаемый Виталий Борисович, вот вы предлагаете отклонить, а я хотел бы, наверное, поддержать и высказать, как говорится, озабоченность. Если субъекты Федерации строят, как говорится, свою политику на долгосрочной основе, так они должны знать, что будет через год, что через два. А если мы каждый год будем устанавливать налоговые параметры, то, наверное, им сложно будет пополнять свой бюджет, определять общую политику. Вот я хотел бы, чтобы вы еще раз уточнили эти моменты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виталий Борисович. ШУБА В. Б. Спасибо, Виктор Иванович. Я еще раз акцентирую внимание коллег на том, что эти платежи и налоги являются федеральными и в соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса распределение федерального налога возможно, но при этом распределение должно быть выполнено законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Вот статью 63 Лесного кодекса мы приостановили. Статья 106 устанавливает пропорции по платежам за использование древесины. Пропорции следующие: 60 процентов - федеральный бюджет, 40 процентов - регионы. Мы сегодня эти пропорции изменили. А статья 106 сегодня приостановлена. Виктор Иванович, еще раз обращаю внимание на то, что Правительство среди своих первоочередных законопроектов внесет в Государственную Думу новую редакцию Лесного кодекса Российской Федерации. Он действительно требует серьезного изменения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, Правительство выскажет свою позицию. Есть ли еще вопросы? Пожалуйста, Коломейцев Виктор. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Виталий Борисович, согласны ли вы с тем, что все аргументы, которые вы привели против этого закона из Бюджетного кодекса, будут весомы только в одном случае - если распределение доходной части между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации будет в соответствии с Бюджетным кодексом 50 на 50? Вот тогда вы будете правы. Считаете ли вы так или нет и как это будет в 2004 году? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виталий Борисович. ШУБА В. Б. Виктор Андреевич, я вынужден напомнить, что в соответствии со статьей закона "О федеральном бюджете на 2003 год" статья 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая определяет распределение доходов между уровнями в бюджетной системе по принципу 50 на 50, приостановлена. Если говорить о межбюджетных отношениях, - я с вами совершенно согласен - необходимо формировать доходную часть бюджетов субъектов Федерации, исходя из реально выполняемых расходных полномочий. На мой взгляд, на решение этой задачи направлены законопроекты, которые внесены Президентом Российской Федерации. Это новая редакция закона "Об общих принципах организации местного самоуправления..." и закон о внесении изменений и дополнений в закон (я коротко называю этот закон) об органах госвласти в Российской Федерации. Там все эти вопросы, я полагаю, будут отрегулированы. Кроме того, мы с вами приняли постановление о том, чтобы эти законопроекты, инициированные Президентом, были приняты при внесении соответствующих изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации. Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Борисович. Больше вопросов нет? Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить по этому законопроекту? Нет желающих выступить. Представитель Правительства хотел бы выступить? Представитель Президента? Нет. Алексей Александрович Горовой, в связи с вопросами есть желание выступить с заключительным словом? ГОРОВОЙ А. А. Ну, в принципе я всё сказал. Дело в том, что статья 50 все-таки предусматривает возможность устанавливать правила на три года. И в этом плане было бы, конечно, позитивно, если бы распределение денежных средств устанавливалось не на один год, а хотя бы на три года, для того чтобы субъекты Федерации имели возможность планировать свои бюджеты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, коллеги. Обмен мнениями состоялся. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 12 сек.) Проголосовало за 133 чел. 29,6% Проголосовало против 2 чел. 0,4% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 136 чел. Не голосовало 314 чел. 69,8% Результат: не принято Не принимается.