Заседание № 132
О проекте федерального закона № 198845-4 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (установление запрета на увольнение по инициативе работодателя депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 33 повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Государственная Дума Астраханской области, как субъект права законодательной инициативы, просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя, поэтому я сразу предоставляю слово члену Комитета по делам Федерации и региональной политике Владимиру Александровичу Рыжкову. РЫЖКОВ В. А. Спасибо, Олег Викторович. Коллеги, это, к счастью, гораздо более простой вопрос, чем предыдущий. К нам периодически поступают инициативы, касающиеся наших коллег - региональных законодателей. Суть инициативы такая. Если депутат областной, краевой или республиканский работает депутатом на неосвобожденной основе, то есть где-то работает постоянно, а в комитетах работает и на пленарки приходит только периодически, время от времени, наши коллеги из Астрахани предлагают защитить таких депутатов от увольнения по основному месту работы. Мы считаем, что такую норму принимать нельзя по следующим основаниям. Во-первых, может сложиться практика, когда человек избрался депутатом - ну, например, заместитель директора завода избрался депутатом - и перестает работать на заводе, а мандат его защищает от увольнения. Но ведь он же работает на неосвобожденной основе, то есть это будет иммунитет, который может нанести ущерб работодателю и тому предприятию, на котором депутат работает. Во-вторых, нельзя сказать, что гарантии депутатов - наших коллег областных, региональных не защищены, они защищены действующим законодательством. В случае, когда депутат работает в комитете, в случае, когда он работает на сессии, его обязан работодатель отпустить, а законодательный орган обязан ему за это заплатить деньги. Собственно говоря, так оно и происходит. Поэтому мы считаем, что, во-первых, это полномочия регионов - регулировать эти вопросы и не надо в них влезать. Во-вторых, Трудовой кодекс уже достаточно всё это урегулировал. В-третьих, их права и так достаточно защищены, и переходить здесь определенную разумную грань, давая просто иммунитет от увольнения, мы считаем, неправильно. Нас поддерживает большинство тех, кто прислал заключение на данный законопроект. Мы получили сорок три отзыва от субъектов права законодательной инициативы - только двенадцать субъектов поддерживают (из восьмидесяти восьми только двенадцать), двадцать один, то есть почти в два раза больше, не поддерживает. Правительство Российской Федерации ровно по тем же основаниям, о которых я сказал, тоже законопроект не поддерживает. И наконец, последнее. Такой же законопроект уже вносился Новосибирским областным Советом депутатов, и Государственная Дума его отклонила точно по таким же основаниям. Это было 24 октября 2002 года. В связи с изложенным Комитет по делам Федерации и региональной политике просит вас данный законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть вопросы. Депутат Кравец, пожалуйста. Включите микрофон. КРАВЕЦ А. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. Владимир Александрович, ну, вообще, странно всё это слышать. Я вам приведу конкретный пример по поводу защиты наших коллег в субъектах Федерации, а вы, пожалуйста, судите сами. Вот мой товарищ и коллега из Законодательного Собрания Омской области был муниципальным служащим, его после избрания уволили, а на постоянную основу - он уже восемь лет судится - не берут. При этом ради того, чтобы не взять его на работу, - он представляет оппозицию - даже изменили соответствующие нормативные акты, по которым определяются эти вещи, хотя было решение Конституционного Суда. Поэтому вопрос о защите стоит чрезвычайно остро, и мне странно от вас, зная вашу позицию по этим вопросам, слышать такие вещи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Александрович. РЫЖКОВ В. А. Моя позиция в данном случае абсолютно правовая: если его уволили незаконно, он должен был восстановиться через суд. Но понимаете, мы не можем из одной крайности бросаться в другую, мы не можем из-за того, что где-то произошло злоупотребление, - а в данном случае я с вами совершенно согласен, это явное злоупотребление, явное безобразие - тысячи депутатов регионального уровня наделять иммунитетом от увольнения работодателем, потому что тогда это приведет к другим злоупотреблениям, когда человек, просто получив мандат, может четыре года не работать. Мне кажется, что это тоже было бы не совсем правильно. Я сожалею, что такой случай у вас в Омской области произошел, сожалею, что суды не встали на защиту вашего коллеги, хотя должны были встать на защиту, потому что наверняка его увольнение было произведено с нарушением законодательства, точно так же, как наверняка ему препятствуют работать на постоянной основе по политическим мотивам. Но в данном случае наш комитет рассматривал чисто правовую сторону вопроса, и я в данном случае докладываю не столько свою личную точку зрения, сколько достаточно консолидированную точку зрения комитета, я не помню точные цифры, но комитет у нас в большинстве подавляющем голосовал за это заключение, за это предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть еще... А, была еще рука. Депутат Романов. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Я хотел выступить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, это выступление. Хорошо. Пожалуйста, присаживайтесь, Владимир Александрович. Включите для выступления микрофон депутату Романову. Других рук я не вижу. Подвожу черту. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я хотел бы высказаться в поддержку проекта закона, внесенного астраханскими коллегами, по крайней мере, по трем мотивам. Первое. Идея, что избранный депутатом человек будет халтурить, что он будет прогуливать и что его не смогут уволить, заслуживает критики, потому что мы должны исходить из Конституции и из того, что суверенное право избирателей реализуется осознанно, обдуманно, они избирают достойного и так далее. Если же избирают недостойного, если вмешивается коррупция, если избирают человека, который вообще на пушечный выстрел не должен подходить, то это совершенно иная коллизия. Вторая грань. Оппозиция и власть. Не является секретом, что сегодня в огромном числе случаев оппозиция в законодательных (представительных) органах регионов в явном меньшинстве. Не является секретом, что если даже возникает возможность штатного трудоустройства, то это нелегко реализовать для представителя оппозиции. Оппозиция в стране сегодня зажата и в плане информационного поля, и в плане трудоустройства. Поэтому полагаю, что депутаты Астраханской Думы были правы. И наконец, третье. Вообще-то, я позицию Владимира Александровича частенько поддерживаю, но в данном случае решительно не согласен. Трудовой кодекс - мы не случайно решительно выступали против многих его положений, не случайно недавно на парламентских слушаниях лидеры профсоюзов наконец заговорили о том, что этот кодекс их права ущемил. Вспомним, что профсоюзный комитет лишен права сопротивляться при незаконном, при несправедливом увольнении работника. В Трудовом кодексе огромный перевес сделан в пользу работодателей и явно ущемлены права наемных работников. Так что с этой точки зрения к данному закону также надо отнестись неформально. Я не знаю, какое решение примет правящее большинство, но абсолютно убежден, что это тот случай, когда астраханцы подняли актуальную и важную проблему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание выступить у представителя президента, у представителя правительства? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Комитет по делам Федерации и региональной политике предлагает не поддерживать данный законопроект. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 52 сек.) Проголосовало за 90 чел.20,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 90 чел. Не голосовало 360 чел.80,0% Результат: не принято Отклоняется законопроект.