Заседание № 101
25.05.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 198769-3 "О внесении дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (о предоставлении депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти полномочий по разработке целевых программ регионального уровня).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5014 по 5235 из 6115
Пункт 13, о проекте федерального закона "О внесении дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Представитель Агинской Бурятской окружной Думы депутат Государственной Думы Иосиф Давыдович Кобзон просит рассмотреть законопроект без своего участия. Содоклад от комитета сделает Надежда Сергеевна Максимова. Пожалуйста, Надежда Сергеевна. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, Агинская Бурятская окружная Дума внесла законопроект о внесении изменения в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Этот законопроект предлагает наделить правом разработки региональных целевых программ соответствующие законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации. Действующая в настоящее время статья 179 Бюджетного кодекса регулирует эту позицию таким образом: разработка и исполнение региональных целевых программ закреплены за исполнительными органами власти, а утверждение этих программ и последующий контроль за их исполнением закреплены за законодательными (представительными) органами власти субъекта Российской Федерации. Мы этот вопрос рассмотрели, и, по мнению комитета, данный законопроект приведет как бы к частичному переходу полномочий от исполнительных органов власти к законодательным органам власти, а это нарушает принципы статьи 10 Конституции Российской Федерации. Вы знаете, что статьей 10 устанавливается, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, и предполагается, что это обеспечивает сбалансированность полномочий всех ветвей власти и не позволяет сосредоточить большую часть этих полномочий на уровне какой-то одной из этих властей или одного должностного лица. Надо сказать, что законопроект вносился Агинской Бурятской окружной Думой в 2002 году, до того времени, как мы внесли соответствующие поправки в закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Тем не менее этими законами урегулированы взаимоотношения между органами законодательной и исполнительной власти. Так, статьи 154 и 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 21 закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относят к полномочиям органов исполнительной власти составление бюджета, представление его на утверждение в законодательные органы власти, исполнение бюджета и контроль за его исполнением, в том числе и за исполнением региональных программ. А к функциям законодательных (представительных) органов власти статьей 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям законодательных органов относятся: рассмотрение и утверждение бюджетов, отчеты об их исполнении и осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов, в том числе и региональных программ. Таким образом, внесение предлагаемого Агинской Бурятской окружной Думой изменения и нарушит конституционный принцип разделения властей в части разграничения полномочий в бюджетном процессе между законодательными и исполнительными органами власти, и приведет к противоречию между статьями Бюджетного кодекса, в который буквально в прошлом году мы с вами внесли изменения в соответствии с разграничением полномочий, принятым соответствующими законами. Надо сказать, что на законопроект получен отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации. На основании изложенного комитет по бюджету предлагает депутатам отклонить указанный законопроект. Доклад окончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к Надежде Сергеевне? Вопрос Владимира Петровича Никитина. НИКИТИН В. П. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемая Надежда Сергеевна, вы действительно хорошо нам воспроизвели существующие положения Бюджетного кодекса и законов, которые разделяют компетенцию исполнительных и законодательных органов, но вот у меня к вам вопрос, как к специалисту прежде всего. В чем вы видите проблему, если законодательный орган власти получит право разрабатывать некие региональные программы? Ведь вы же прекрасно знаете, что иногда законодательный орган хочет какую-то проблему решить через программу, говорит исполнительному органу, а тот не дает такой программы. Они за свои же деньги, за свою зарплату хотят дать вариант, чтобы при утверждении бюджета сказать: а вот есть готовая программа, давайте ее посмотрим, может, мы ее включим в бюджет. В чем беда-то, если мы так поправим Бюджетный кодекс? Может, это, наоборот, хорошо предлагают коллеги из региона? Спасибо. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Владимир Петрович. Дело в том, что вы сейчас сами сказали: пусть они разработают за свои деньги, а потом предложат исполнительным органам власти все-таки рассмотреть эти программы. Сегодня у нас именно исполнительные органы власти отвечают за социально-экономическую политику в стране и в регионе конкретно, за то, чтобы программы, которые разрабатываются, были экономически просчитаны, чтобы они имели определенную эффективность, отвечают за исполнение этих программ, за их своевременное финансирование, за своевременное вступление объекта в строй и так далее, то есть все эти функции возложены на исполнительные органы власти. Поэтому, с моей точки зрения, совершенно правильно, когда исполнительный орган власти разрабатывает эти программы. Кстати говоря, никто не запрещает законодательным органам участвовать в этой разработке - ради бога! Но тем не менее принимают эти программы и вносят их на утверждение законодательных органов все-таки исполнительные органы. Посмотрите, как мы с вами выстроили взаимоотношения с нашими федеральными органами, с правительством: в принципе сейчас даже объекты не включаем в бюджет. То есть мы приняли такое решение для себя, а исполнительные органы субъектов мы собираемся лишить этой возможности и, наоборот, законодателям дать дополнительные права, когда сами себя лишили даже этой... Исполнительный орган власти разрабатывает по крайней мере перечень объектов, а мы его утверждаем в бюджете - мы даже эту с себя функцию сняли. Нет логики, понимаете, тогда в наших рассуждениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос Гостева Руслана Георгиевича. ГОСТЕВ Р. Г. Спасибо, Любовь Константиновна. Что хорошего в том, что Государственная Дума превратилась в девушку на побегушках у правительства и никак не влияет на формирование многих вопросов, за исключением тех сделок, которые заключаются между группами отдельных лоббирующих депутатов, вступающих в сговор с чиновниками из правительства и делающих что хотят? И в то же время со стороны Государственной Думы нет настоящего контроля за тем, как выполняется бюджет и что делается в этом направлении. Я бы посмотрел, если бы во Франции таким образом правительство поступало с парламентом, - в тот же день и премьера не было бы, и правительства не было бы, и большой скандал был бы на уровне президента. МАКСИМОВА Н. С. Нет, я просто хочу сказать, Руслан Георгиевич, вы знаете, что эта позиция Государственной Думы была обозначена и принята депутатами третьего созыва. И сейчас, если мы хотим изменить ситуацию с бюджетом 2006 года, - пожалуйста, это всё в наших руках: надо внести такую законодательную инициативу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились? Сергей Иванович Штогрин, у вас горит кнопка "по ведению". По ведению хотите сказать? Нет. Вы тоже вопрос хотите задать? Выступить? Нет. Надежда Сергеевна, присаживайтесь. Желающие выступить? Один Кибирев, вижу, Борис Григорьевич. Пожалуйста, Борис Григорьевич. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемые коллеги, я в принципе хочу поддержать этот законопроект. Принцип мой состоит в том, что мы должны очень бережно и внимательно относиться к законодательным инициативам представительных органов субъектов Российской Федерации, особенно таких, которые нечасто с такой инициативой выступают. Я, например, инициативу Агинского Бурятского автономного округа вижу в первый раз. Я хочу возразить уважаемой Надежде Сергеевне. Она сказала, что старый закон принят в 2002 году. Законопроект внесен 21 марта 2002 года, и в этом я вижу отдельный довод за то, что его надо рассматривать и принимать: он не потерял сегодня своей актуальности. В чем смысл законопроекта? Очень простой смысл: предоставить депутатам представительных органов субъектов Российской Федерации право разрабатывать целевые программы регионального уровня. Естественно, что всё это будет делаться за их собственные деньги. Есть средства у субъекта, есть потребность в этой программе - пожалуйста, на здоровье, принимайте и делайте! Да, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса такую функцию по разработке и внесению программ имеет исполнительная власть - ну и что с того? И депутаты могли бы иметь такое же право. Кстати сказать, мы, как депутаты Государственной Думы, очень многое потеряли после того, как в течение двух лет постепенно, поэтапно нас отлучали от участия в разработке федеральных адресных инвестиционных программ. Я хочу напомнить уважаемым коллегам, что, скажем, какое-то время назад, это было еще при советской власти, у нас был институт общественных наказов избирателей. И вот эта форма разработки депутатами региональных программ могла бы в какой-то степени компенсировать то, что сегодня наказов избирателей нет. Я не знаю, есть ли у депутатов Агинской Бурятской окружной Думы средства, которыми они распоряжаются лично в интересах своих избирателей, но многие субъекты такое право своим депутатам предоставляют. Скажем, Законодательное Собрание Краснодарского края - а я Краснодарский край представляю здесь, в Думе, - такое право имеет. Так что вот эти два обстоятельства - необходимость наказов избирателей плюс те случаи, когда депутаты имеют собственные средства для использования их в интересах своих избирателей, - они как раз и являются аргументами в поддержку этого законопроекта. Комитет по бюджету и налогам и правительство в своем отзыве используют одни и те же аргументы, в том числе ссылаются на статью 10 Конституции Российской Федерации, которая разъясняет порядок разделения властей на три уровня: исполнительную, законодательную и судебную. Но если взять эту статью и прочитать, то будет ясно, что здесь ни единого слова нет о том, что депутатам Агинской Бурятской окружной Думы нельзя вносить такую инициативу. Нет по той причине, что принципиальное разделение властей на три ветви предполагает последующее наполнение функций каждой ветви власти в законодательном порядке. Вот депутаты и придумали такой законодательный порядок - внесли инициативу. Давайте предоставим им право наряду с исполнительными органами власти в отдельных случаях также разрабатывать и вносить для утверждения региональные программы. Я считаю, что этот законопроект абсолютно обоснован, он впитал в себя реальные потребности сегодняшней жизни. Мы имеем основания за него проголосовать, лично я так и поступлю. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители правительства и президента хотели бы высказаться по этому законопроекту? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить. Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 18 сек.) Проголосовало за 62 чел.13,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 62 чел. Не голосовало 388 чел.86,2% Результат: не принято Не принято.