Заседание № 142

19.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 198584-8 "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнёрскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3255 по 3313 из 6493
11-й вопрос, о проекте федерального закона "О проведении эксперимента по        
установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий    
для осуществления деятельности по партнёрскому финансированию в отдельных       
субъектах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные               
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Анатолий Геннадьевич    
Аксаков.                                                                        
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В определённом        
смысле мы сейчас будем принимать историческое решение. Больше 15 лет я          
занимался этой темой - партнёрским финансированием, - и мы всегда               
сталкивались с тем, что правительство критически относилось к предложениям      
депутатов, отклоняло наши предложения. Сейчас договорились о том, что в         
четырёх субъектах Федерации - в Чечне, Дагестане, Татарстане и Башкортостане    
- будет проведён эксперимент и на основе эксперимента уже будет приниматься     
решение, стоит ли партнёрское финансирование распространить на всю нашу         
страну. Уже при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении        
несколько субъектов Федерации, причём это субъекты, где преобладает             
славянское население, где население исповедует другую веру, православие в       
основном, - Карелия, Крым, Калининградская область, Москва, Ингушетия, моя      
родная Чувашия - выступили с просьбой, с предложением, чтобы их тоже включили   
в состав регионов, где будет проходить эксперимент. Но всё-таки решили          
ограничиться вот четырьмя субъектами, для того чтобы отработать механизм и      
далее, возможно, распространить его на другие территории.                       
                                                                                
В этом проекте могут участвовать банки и небанковские организации.              
Небанковские организации должны иметь капитал с 1 сентября этого года не        
менее 10 миллионов рублей, с 1 января следующего года уже 15 миллионов рублей   
и должны входить в реестр Центрального банка, находиться под контролем          
Росфинмониторинга, для того чтобы эта служба отслеживала добросовестность       
операций в соответствии с канонами борьбы с отмыванием капиталов, полученных    
преступным путём. Мы рассчитываем, что субъекты Федерации, руководители         
субъектов, поскольку они проявляли большую активность в продвижении этого       
законопроекта, будут держать эту тему под контролем и, соответственно,          
помогут нам реализовать эксперимент эффективно, для того чтобы в дальнейшем     
можно было распространить его на все другие регионы.                            
                                                                                
Прошу поддержать законопроект в третьем чтении. Ещё раз хотел бы повторить,     
рассчитываю, что эксперимент будет удачным, и его можно будет эффективно        
распространить на всю территорию нашей страны.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                           
                                                                                
Законопроект ставится на голосование.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 42 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              380 чел.84,4 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    386 чел.                                          
Не голосовало                  64 чел.14,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   

Заседание № 141

18.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 198584-8 "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнёрскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении с наименованием "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнёрскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3986 по 4081 из 5492
19-й пункт, проект федерального закона "О проведении эксперимента по            
установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий    
для осуществления деятельности по партнёрскому финансированию в отдельных       
субъектах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные               
законодательные акты Российской Федерации". Доклад Олега Владимировича          
Савченко.                                                                       
                                                                                
САВЧЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данным          
законопроектом предусматривается проведение в отдельных субъектах Российской    
Федерации эксперимента по партнёрскому финансированию. Срок эксперимента -      
два года. Территория проведения эксперимента - четыре региона Российской        
Федерации: Дагестан, Чечня, Татарстан, Башкортостан. Любое юридическое лицо     
может принять участие в данном эксперименте. Участники эксперимента вправе      
совмещать свою деятельность с партнёрским финансированием при соблюдении ряда   
требований, например вести раздельный бухучёт, соблюдать требования к           
капиталу и антиотмывочные требования, и соответственно Росфинмониторинг         
вместе с Центробанком будет внимательно за этим следить.                        
                                                                                
Ко второму чтению поступило 24 поправки, рекомендована к принятию 21            
поправка, к отклонению - три поправки. Поправки, рекомендованные к принятию,    
естественно, содержательные. Первая поправка из рекомендованных к отклонению    
связана была с тем, чтобы изменить название законопроекта, - она не             
поддержана профильным комитетом. И вторая поправка была в принципе такого же    
характера, но только связана с тем, чтобы увеличить охват действия              
эксперимента, распространить его на достаточно большое количество регионов,     
что тоже, в свою очередь, так скажем, убирает статус эксперимента, потому что   
количество регионов, которые заявились и хотели бы участвовать, достаточно      
большое. Поэтому предлагается посмотреть, как будет действовать эксперимент в   
данных регионах Российской Федерации, после этого можно список расширять и      
делать так, чтобы вся территория Российской Федерации, все банки, все           
финансовые институты участвовали в данном эксперименте.                         
                                                                                
Прошу поддержать поправки, рекомендованные к принятию, и законопроект во        
втором чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по первой таблице?                        
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 10 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              391 чел.86,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    391 чел.                                          
Не голосовало                  59 чел.13,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по второй таблице? Нет.                                         
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 11 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              344 чел.76,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    344 чел.                                          
Не голосовало                 106 чел.23,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 2.                                               
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 11 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно.                                                        
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
САВЧЕНКО О. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Прошу         
поставить законопроект на рассмотрение в третьем чтении на завтра, 19 июля      
2023 года.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? Ставим на завтра.           

Заседание № 88

21.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 198584-8 "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнёрскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6059 по 6527 из 8401
35-й вопрос, проект федерального закона "О проведении эксперимента по           
установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий    
для осуществления деятельности по партнёрскому финансированию в отдельных       
субъектах Российской Федерации". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков.      
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, из самого         
названия законопроекта следует, что это предложение о проведении в нашей        
стране эксперимента по развитию партнёрского финансирования. Эксперимент        
предлагается установить на два года, но правительству предоставляется право в   
случае успешности эксперимента продлить срок действия соответствующего          
закона.                                                                         
                                                                                
Эксперимент предлагается провести в четырёх субъектах Федерации: в Дагестане,   
в Чечне, в Башкортостане и в Татарстане. Почему эти субъекты Федерации? Они в   
данном направлении давно уже активно работали, поэтому есть достаточно          
серьёзные заделы и вот эти субъекты Федерации смогут быстрее имплементировать   
федеральное законодательство в свою практику. Уже есть институты, пытающиеся    
в рамках существующего законодательства работать, ну и вполне возможно, что     
эксперимент благодаря этим субъектам окажется успешным. Причём мы в             
законопроекте предусматриваем, что правительство может по согласованию с ЦБ     
расширить перечень субъектов Федерации, если кто-то изъявит желание.            
                                                                                
Участниками в соответствии с этим проектом закона могут быть кредитные          
организации, банки, некредитные финансовые организации, в том числе и           
микрофинансовые организации, ломбарды, кредитные кооперативы,                   
сельскохозяйственные кооперативы, ну и иные юридические лица, которые           
поименованы в данном законопроекте. Банк России будет вести реестр таких        
субъектов и определять, насколько их деятельность соответствует                 
рассматриваемому законопроекту.                                                 
                                                                                
Если коротко, суть вот этих партнёрских финансов заключается в том, чтобы       
привлекать, например, средства граждан без процента. То есть привлекаются,      
например, определённые организации... Очень похоже, кстати, на фондовый         
рынок, но деньги вкладываются не в ценные бумаги, а в разные проекты,           
производственные предприятия и так далее. То есть привлекаются средства без     
процентов, и далее эти средства вкладываются в какой-то проект, проект          
реализовывается, получается доход, прибыль, и эта прибыль распределяется        
между реализатором проекта, соответствующей управляющей компанией и теми, кто   
выделил свои средства вот по этой схеме, или по этому закону, это то, что       
будет называться партнёрским финансированием.                                   
                                                                                
Прошу поддержать законопроект, поскольку это будет одно из направлений,         
которое позволит привлекать финансовые ресурсы в том числе из-за рубежа.        
Сейчас проявляют интерес некоторые страны, организации этих стран к тому,       
чтобы профинансировать наши проекты по данному - ну, содержательно -            
законопроекту, а при действующем законодательстве могут возникнуть риски        
возврата этих средств тем организациям, которые хотели бы в такой программе     
участвовать, поскольку наше законодательство в текущей ситуации создаёт         
проблемы для перевода соответствующих средств инвесторам.                       
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.                            
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. Анатолий Геннадьевич, вот этот исламский банкинг, как вы его      
назвали в интервью государственному агентству ТАСС, если его, конечно, не       
взломали, возлагает очень большие, как следует из текста законопроекта,         
обязанности на Банк России по регулированию, контролю и так далее, и так        
далее.                                                                          
                                                                                
Я, к сожалению, не смог найти в нашей базе данных заключение Банка России, но   
я не сомневаюсь, что оно есть, потому что мы не можем действовать по принципу   
"без меня меня женили", ну и, в общем, было бы очень как бы некорректно по      
отношению к Банку России обсуждать законопроект, который его прямо касается,    
его прямо обязывает, не имея его позиции. Поэтому хотелось бы, чтобы вы нас     
ознакомили с официальным заключением Банка России на данный законопроект.       
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Михаил Геннадьевич, если в материалах нет заключения              
Центрального банка, то я приношу извинения, этого не должно быть, потому что    
Центральный банк поддержал законопроект, более того, я скажу, что он активно    
с нами работал и в значительной степени текст законопроекта согласовывался с    
Центральным банком. Могу сказать, что они будут вести реестр соответствующих    
организаций, будут регулировать этот рынок, и очевидно, что Банк России не      
мог остаться в стороне при принятии согласующих решений.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста.                     
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, срок эксперимента два года.       
Скажите, пожалуйста, а заключение договоров, выдача займов и другие действия    
в рамках эксперимента тоже будут осуществляться сроком на два года или как-то   
иначе вопрос будет урегулирован?                                                
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Ну, пока мы решили всё-таки два года, при этом прописали норму,   
что Правительство Российской Федерации по согласованию с Центральным банком     
может продлевать срок действия их норм. В тех субъектах Федерации, о которых    
я сказал, соответствующие организации уже есть. Им, конечно, надо будет         
подкорректировать свои уставные документы в соответствии с принимаемым          
законодательным решением, но в этих субъектах уже активно работа ведётся.       
Скажу, что они тоже участвовали в подготовке текста законопроекта, мы           
дискутировали очень много в Татарстане, в Башкортостане по этим вопросам,       
учли их предложения, ведь работа там уже вовсю ведётся. Некоторые организации   
пытаются работать в рамках существующего законодательства, и они как раз        
сталкиваются с тем, что нужно привлекать дополнительные финансовые ресурсы      
для реализации многих проектов в рамках партнёрского финансирования.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Анатолий Геннадьевич, идея, конечно, благая, особенно с учётом      
того, что мы говорили тут о ростовщичестве, о кошмарном ростовщичестве,         
которое везде и всюду в России. Но, если это эксперимент, почему он такой не    
то чтобы маленький, но очень узкий? Берётся четыре республики, где, понятно,    
мусульманская конфессия преобладает, и вы вот в своём интервью тоже говорите,   
что внесли законопроект об исламских финансах. Почему такая зауженность, если   
мы говорим о федеральном законодательстве, о программе, важной и нужной для     
всех регионов? Почему сразу не включить сюда Калининград, Ростов, Карелию?      
Про Дальний Восток говорили - там нет проблем? Почему только исламские          
финансы, почему не китайские финансы, не другие? И вот эта зауженность,         
знаете, как-то настораживает и вызывает серьёзные вопросы, прежде всего         
политические.                                                                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Ну, к сожалению, Санкт-Петербург, Ленинградская область и моя     
родная Чувашия не проявляли здесь такую активность. Эксперимент, как уже        
отмечали, запланирован на достаточно короткий срок - на два года. Нужна         
хорошая проработка этой темы, для того чтобы инструмент сразу же заработал. И   
вот эти республики действительно активно работали уже много лет, я с            
Башкортостаном и Татарстаном давно взаимодействую по этим вопросам. К           
сожалению, в других субъектах Федерации меньше уделялось внимания этому         
направлению, поэтому сейчас вот в течение двух лет субъекту - я абсолютно       
согласен - просто времени не хватит включиться в реализацию проекта. Но, как    
я уже отметил, Правительство Российской Федерации может расширить число         
участников, мы это специально предусмотрели в законопроекте, и, вполне          
возможно, в Санкт-Петербурге при вашем активном, деятельном участии тоже        
пройдёт этот эксперимент.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Анатолий Геннадьевич, я хочу, чтобы вы подтвердили или опровергли,    
действительно ли речь идёт исключительно или главным образом об исламских       
финансах. Это первая часть вопроса. И вторая часть вопроса: в чём               
преимущество данной схемы, например, перед концессионными соглашениями?         
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Речь идёт о партнёрском финансировании, и вероисповедание в       
данном случае не имеет никакого значения, то есть если вы православный, иудей   
или другого исповедания, то вполне можете участвовать в реализации этого        
закона, никто никого не ограничивает по признаку вероисповедания. Это закон о   
партнёрских финансах, просто такая форма активно применялась в исламских        
странах. Но я скажу, что в Великобритании, в Соединённых Штатах Америки, во     
многих других неисламских странах эти инструменты также активно используются,   
и нам на самом деле тоже грех этот канал не использовать для финансирования     
многих проектов, в том числе в целях экономического развития.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вторая часть вопроса...                                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Напомните, пожалуйста.                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. А, концессия. Ну, концессия всё-таки предусматривает процент. В   
случае исламских финансов чётко, жёстко прописывается, что проценты за          
предоставленные ресурсы не должны выплачиваться.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Анатолий Геннадьевич, для действия механизма необходимо, чтобы   
оба юридических лица - и донор, и реципиент, грубо говоря, - находились в       
этом субъекте и были там зарегистрированы, либо другие какие-то возможны        
варианты? И второй момент, касающийся предоставления денежных займов            
физическим лицам без взимания процентов. Потребует ли это внесения изменений    
в гражданское законодательство, потому что там эти механизмы вроде так чётко    
не зарегистрированы?                                                            
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Ну, первое - да, в этих субъектах Федерации должны быть           
соответствующие институты зарегистрированы. А второе - поскольку это            
эксперимент, то Гражданский кодекс можем не менять.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, для понимания вопрос: что        
мешает? Вот вы сказали, что в этих регионах какие-то наработки уже есть и       
применяется, в общем-то, такая схема, - что мешает в действующем                
законодательстве? Вот просто обозначьте чёткими штрихами, чтобы понимать.       
                                                                                
И второй вопрос. Правильно ли я понимаю, что механизм, который вы               
предлагаете, - это новая форма, так скажем, получения иностранцами какой-либо   
собственности через участие в инвестиционных проектах?                          
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Ну, начну со второй части: в том числе и иностранных, да.         
Иностранные компании, организации проявляют интерес к этому каналу, и у них     
есть наработки. У наших организаций, которые хотели бы этот канал               
финансирования проектов использовать, есть взаимосвязь с соответствующими       
организациями за рубежом.                                                       
                                                                                
Далее, относительно схемы. Сегодня вы не можете... Если банк привлекает         
средства, он должен платить проценты. Если микрофинансовая организация          
привлекает средства, она должна платить проценты. В данном случае речь идёт о   
привлечении средств для реализации проекта, но только если проект реализован,   
получен доход, результат этого вложения, соответствующие средства               
распределяются между участниками вот этой цепочки, то есть всё связано с        
конечным итогом. Если проект не реализовался, значит все проиграли, в том       
числе и тот, кто вложил свои средства. Здесь нет такого требования: в любом     
случае заплати проценты за те средства, которые тебе предоставили, реализовал   
ты проект или не реализовал (так по действующей системе). Вот исламские         
финансы, как их называют, - в данном случае я, может быть, кавычки поставил     
бы, извините, что это слово использую, - партнёрские финансы позволяют как      
раз без этого обойтись. Привлекли средства, реализовали проект, получили        
результат, после чего распределяем этот результат между всеми участниками. В    
этом преимущество этой схемы, и, на мой взгляд, её, конечно, надо запускать,    
для того чтобы... Ну, если есть желающие, почему бы не дать такую               
возможность?                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Присаживайтесь.            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Коллеги, только договоримся, как у нас обычно было, либо одно выступление от    
фракции на семь минут, либо, в крайнем случае, два выступления по три минуты.   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Панеш Каплан Мугдинович, пожалуйста.                                            
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Извините, пожалуйста, это Свистунов по карточке Панеша.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, выступайте.                                   
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо, Иван Иванович.                                         
                                                                                
Я хочу сказать, что наша фракция, ЛДПР, поддерживает указанный законопроект.    
И несмотря на его такую сложность, некую конфигурацию, я хочу сказать           
несколько слов о том, почему, так скажем, именно в этот момент необходим        
такой законопроект.                                                             
                                                                                
Все мы прекрасно знаем, что у нас происходит такой вот разворот на Восток, и    
все прекрасно знаем, что у нас большая проблема с инвестициями в нашу           
экономику. Соответственно, возникает спрос на капиталы с Востока, в том числе   
это капиталы из стран Персидского региона прежде всего, а также Дальнего        
Востока. И там есть целый ряд инвесторов, которые готовы инвестировать          
средства, но на других условиях. Вот эти другие условия, которые предполагают   
отсутствие ростовщического процента, как они выражаются, ну, банковского        
процента, они, конечно, вот в нашу правовую систему, ну, не вписываются. Это    
противоречит целому ряду базовых, фундаментальных понятий, которые существуют   
у нас и в гражданском законодательстве, и в законодательстве о банках и         
банковской деятельности.                                                        
                                                                                
Соответственно, возникает вопрос: либо кардинальным образом менять правовую     
систему сразу, либо, ну, попытаться провести эксперимент. Хорошо, у нас есть    
вот такой закон, он рамочный достаточно, "Об экспериментальных правовых         
режимах...", был принят, насколько я знаю, в прошлом созыве. Вот он             
функционирует, и в рамках этого закона можем попытаться провести такой          
эксперимент. Тем более есть инициатива регионов, которые здесь перечислены,     
готовых участвовать в этом эксперименте.                                        
                                                                                
Центральный банк активно работал, взаимодействовал с Комитетом по финансовому   
рынку, с этими регионами. В принципе есть понимание, как и что необходимо в     
данном случае менять и прописывать. Однако о том, чтобы это затрагивало всю     
правовую систему в целом в стране, говорить, наверное, ещё рано, поэтому        
принимается такой закон по эксперименту. Жизнь покажет. В законопроекте есть    
определённые рамки и по суммам, и по срокам, и по участникам, по субъектам,     
кто будет в этом участвовать. Мы надеемся, что этот опыт даст положительный     
эффект.                                                                         
                                                                                
На сегодняшний день чем больше инструментов получит наш финансовый рынок для    
привлечения инвестиций в нашу экономику, тем лучше.                             
                                                                                
То, о чём говорят... (Микрофон отключён.)                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
Пожалуйста, Аркадий Николаевич.                                                 
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Благодарю вас, Иван Иванович. Я постараюсь коротко.             
                                                                                
То, о чём говорят наши бывшие партнёры на Западе... Они говорят прежде всего    
об этом: "Вам не будет никаких инвестиций до тех пор, пока вы не пересмотрите   
свою внутреннюю политику". Вот этот закон - один из тех инструментов, который   
говорит о том, что будут. Мир гораздо больше, чем этот один "золотой            
миллиард".                                                                      
                                                                                
Ну, всё. Я предлагаю поддержать данный законопроект. ЛДПР будет голосовать      
за.                                                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." два выступления по три минуты.     
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! У нас мнения          
разделились, поэтому две точки зрения будут высказаны. Я расскажу свою точку    
зрения.                                                                         
                                                                                
Я считаю, что нужно поддержать этот законопроект. Почему? Ну, для всех уже      
очевидно, что у нас отток инвестиций, все западные инвесторы уходят, бросают    
всё. Потребность нашей экономики в инвестициях никуда не делась, она есть. И    
если есть партнёры, которые готовы нам хотя бы частично возместить этот         
уходящий поток валюты, то почему бы их не приветствовать? Но у них есть         
определённые, скажем так, ограничения: они не могут вкладывать деньги в         
проекты под проценты, ну вот они считают, что это неэтично. (Я, кстати, с       
этим согласен: я тоже считаю, что ростовщичество - это грех.) Если есть         
компании, которые, скажем так, этого придерживаются, они готовы вкладывать      
деньги, то почему мы должны их отталкивать? Но здесь возникает препятствие -    
наше внутреннее законодательство.                                               
                                                                                
Привести примеры? Пожалуйста. Если вы физическому лицу, допустим сотруднику,    
даёте беспроцентную ссуду, то налоговая к вам придёт и скажет: беспроцентную    
ссуду нельзя, у этого человека возникает доход, он должен подоходный налог с    
этой суммы заплатить. Понятный пример? Понятный пример. Дальше,                 
взаимодействие, скажем так, перетоки финансов между аффилированными лицами...   
кстати, если вы партнёры, вы сразу становитесь аффилированными лицами,          
соответственно, сделки между вами оказываются под прицелом налоговой, у нас     
так налоговое законодательство устроено. И ещё, скорее всего, много таких       
препятствий возникнет.                                                          
                                                                                
Именно поэтому предлагается на два года ввести эксперимент в ограниченном       
числе регионов. Почему именно в этих регионах? Да потому, что там уже есть      
потребность в этом, они уже проявили интерес. В течение двух лет                
правительство увидит, работает эта схема или не работает. Может, она и не       
пойдёт дальше, тогда на этом эксперимент закончится, а может, пойдёт дальше -   
и мы получим долгоиграющий, работоспособный механизм по привлечению             
инвестиций из третьих стран. Я так, образно назвал их третьими странами, это    
страны, которые, скажем так, не в блоках, нигде, они... вот у них своя          
позиция есть, это хорошо.                                                       
                                                                                
Я считаю, что нам нужно за это проголосовать, я буду за это голосовать и        
призываю всех парламентариев сделать то же самое. У нас не так много            
возможностей для привлечения инвестиций. Ну, есть такая поговорка: голь на      
выдумки хитра, - вот нам она как раз сейчас к месту. Ну нет вариантов -         
давайте хоть такие варианты найдём. Ну не получится и не получится, в конце     
концов, ничего страшного здесь нет, закроем этот эксперимент, но попробовать,   
я считаю, нужно.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. У нас во фракции несколько разные точки зрения, потому что у      
нас демократия.                                                                 
                                                                                
Я хотел бы обратить внимание на разумное зерно в этом законопроекте: Банк       
России фактически запрещает кредитовать реальный сектор по разумной             
процентной ставке, соответственно, деньги как ресурс развития являются          
недоступными для огромной основной части российской экономики, в такой          
ситуации нам приходится рассуждать о том, как удалять гланды не через рот, а,   
извините, через противоположное отверстие. К сожалению, при подобном роде       
работы возникает огромное количество рисков, которые люди, мыслящие             
исключительно экономическими категориями, обычно не замечают. Я напоминаю,      
что последний раз... В прошлый раз разговоры о том, что нам нужны иностранные   
инвестиции любой ценой, потому что мы, сирые и убогие, к самостоятельному       
развитию не способны, я слышал в начале 90-х годов из уст Гайдара, Чубайса,     
Ясина - и после этого наступили 90-е годы, хотя нам тогда тоже говорили....     
                                                                                
Ну, казалось бы, в чём проблема? Но проблема есть. Я даже не говорю о том,      
что в заключении Правового управления указано, что цели законопроекта не        
определены, что законопроект провозглашает основные принципы эксперимента, но   
об этих основных принципах не говорит ничего, я даже не буду говорить про       
внутренние противоречия, про угрозу ухода от налогов - всё гораздо              
тривиальней. В пояснительной записке комитет прямо и откровенно пишет, что      
основной источник денег - это Организация исламского содружества. Можно себе,   
конечно, представить, как исламские инвесторы, глубоко верующие, глубоко        
религиозные, будут финансировать, грубо говоря, иудейские организации, или      
представителей других религий, или атеистов... В проекте закона есть            
специальный абзац, где говорится, что мы не допустим никакой дискриминации.     
Но простите, без механизма исключения дискриминации возникает угроза того,      
что мы будем делить людей, граждан Российской Федерации на сорта: есть          
граждане, которые живут в правильных регионах и могут в рамках одной веры       
взаимодействовать с исламскими инвесторами, и эти люди будут иметь бесплатное   
финансирование под долю в прибыли, а все остальные - это люди второго сорта,    
которые будут получать кредиты по-набиуллински, от 20 процентов или, как нам    
здесь рассказывали сегодня же борцы с ростовщичеством, под 0,8 процента в       
день через микрофинансовые организации (люди, которые не любят                  
ростовщичество, против него не возражают). Это реальная угроза самых скверных   
явлений, которые я даже называть здесь не хочу, просто потому, что не все       
подпадают под наш Уголовный кодекс.                                             
                                                                                
Коллеги, этот законопроект можно будет обсуждать только после того, как в нём   
будут предусмотрены механизмы гарантированного исключения дискриминации.        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фаррахов Айрат Закиевич, пожалуйста. Фракция "ЕДИНАЯ      
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я очень сожалею, что коллеги из     
оппозиционных фракций не указали самый главный мотив этого законопроекта.       
Сегодня исторический день в Государственной Думе: 20-миллионная умма            
мусульман в Российской Федерации сегодня получает своё удовлетворение. В        
течение уже не менее пяти лет я, как депутат Государственной Думы, получал      
значительное количество соответствующих обращений в свой адрес: граждане,       
исповедующие ислам, имеющие свои ценности, не имели возможности пользоваться    
действующими инструментами по этическим соображениям. Поэтому наша фракция      
относится к данному проекту федерального закона в первую очередь как к          
удовлетворению потребностей россиян и выполнению их наказа, того, о чём они     
просили.                                                                        
                                                                                
Почему ещё важен этот законопроект? Потому что в нём заложены ценности... В     
первую очередь это честность, этика как главная основа экономических            
принципов в исламе. Это социальная ответственность, потому что разделяются      
риски между финансистами и клиентами. Это материальность, потому что            
финансирование обязательно увязывается с реальными активами, - и тогда не       
повторятся события 2008 и 2009 годов. Это недопущение участия в                 
финансировании неэтичного бизнеса, связанного с алкоголем, табаком, оружием.    
И это принцип, в основе которого кредиты должны укреплять заёмщика, а не        
создавать порочный круг его задолженности.                                      
                                                                                
Все мы наблюдаем активное движение исламских финансовых институтов: в           
последние годы они выросли более чем на 12 процентов. Спрос на исламские        
финансовые продукты исходит не только от мусульманского населения, но и от      
немусульманских инвесторов и клиентов. Великобритания - 2 миллиона мусульман    
- 30 лет назад в течение короткого времени изменила законодательство.           
Сингапур: 2004 год - полностью изменённое законодательство. Мы видели, как      
Казахстан масштабной программой в течение трёх лет изменил своё                 
законодательство.                                                               
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержит данный проект федерального       
закона, благодарит Анатолия Геннадьевича Аксакова за то, что он активно         
взялся за этот проект, и примет активнейшее участие в его доработке и в         
скорейшем принятии.                                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, есть необходимость в заключительном слове?                
                                                                                
Депутату Аксакову включите микрофон.                                            
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, поскольку был     
упрёк по поводу отсутствия заключения Центрального банка, я просто приведу      
два слова из его письма в адрес комитета: "Банк России рассмотрел проект        
федерального закона и сообщает об отсутствии к нему замечаний".                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 25 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              389 чел.86,4 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    9 чел.2,0 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.