Заседание № 106

15.03.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 198548-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения условий охотхозяйственных соглашений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5012 по 5368 из 5824
Коллеги, 30-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в     
Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении     
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в            
отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Владислав     
Матусович Резник.                                                               
                                                                                
РЕЗНИК В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, концепция представленного проекта федерального        
закона предусматривает переход к содержательному контролю со стороны            
государства, как собственника животного мира, за результатами - подчёркиваю,    
результатами - охотхозяйственной деятельности, а не за процессом её ведения.    
                                                                                
Прежде всего, меняется публичная цель заключения охотхозяйственного             
соглашения: вместо цели просто привлечения инвестиций предлагается закрепить    
цель устойчивого сохранения и использования охотничьих ресурсов. Коллеги, нет   
смысла контролировать охотпользователя в процессе его деятельности - надо       
контролировать результат его деятельности, а именно результат должен            
складываться в зависимости от количества животных в лесах, охотничьих           
ресурсов в лесах, от количества рабочих мест, которые создал данный             
охотпользователь, и результативности охот, которые он проводит. Как этого       
достичь - это задача охотпользователя, естественно, в рамках закона.            
                                                                                
Вводится новая обязанность охотпользователя по привлечению квалифицированных    
работников для обеспечения деятельности в сфере услуг. Это абсолютно            
необходимо делать в силу того, что наши вузы, которые готовят людей по          
специальности "Охотоведение", за последнее время практически потеряли           
возможность вести подготовку по этой специальности, ибо за последние годы       
конкурс отсутствовал, было взято всего шесть-семь человек. Понятно, что, если   
не создавать для них специальные условия работы, скоро эту специальность мы     
реально потеряем.                                                               
                                                                                
Исходя из изложенной концепции в законопроекте комплексно пересматривается      
содержание госконтроля (надзора) за деятельностью охотпользователей, что        
существенно сокращает объём государственного регулирования в сфере реализации   
охотхозяйственных соглашений. Остановлюсь на некоторых позициях, только на      
некоторых.                                                                      
                                                                                
В законопроекте предлагается исключить требование об обязательной               
двадцатипроцентной минимальной доле общедоступных угодий, содержащееся в        
федеральном законе. Предлагается дать возможность регионам самим решать, кому   
больше 20 процентов общедоступных угодий, кому меньше. Россия у нас огромная,   
и регион от региона отличается колоссально: одно дело - Камчатка, другое дело   
- Смоленская область. Нас более 50 регионов попросили внести данные             
изменения.                                                                      
                                                                                
Ещё предлагается установить единый срок заключения охотхозяйственных            
соглашений - 49 лет (сейчас - от 20 до 49), это существенно снизит              
коррупционные риски. По той информации, которая у нас имеется, в этой сфере     
всё, мягко говоря, небезоблачно.                                                
                                                                                
Ещё одна устраняемая в законопроекте формальность, когда имитируется            
деятельность в области сохранения охотничьих ресурсов - именно имитируется      
деятельность, - это исключение необходимости проведения госэкологической        
экспертизы. Звучит очень красиво - госэкологическая экспертиза, а по сути это   
имитация, поскольку в рамках данной экспертизы проверяется соответствие         
документов, которые обосновывают намечаемую хозяйственную деятельность, то      
есть ежегодный лимит добычи, определённый на основании приказа министерства,    
а тем же самым приказом регулируется процедура ежегодного утверждения лимитов   
исходя из данных учёта и установленных нормативов численности. Принципиально    
важно, что в отличие от иных видов пользования животным миром, где              
необходимость проведения госэкологической экспертизы объективно обусловлена     
отсутствием заранее определённых нормативов изъятия, в охотничьем секторе все   
нормативы изъятия утверждены нормативным актом самого министерства природы.     
Таким образом, в рамках проведения этой экспертизы не рассматриваются           
непосредственно данные о численности охотничьих животных, осуществляется        
процедура проверки правильности расчётов квот, лимитов изъятия, которую         
зачастую выполняет тот же орган власти, что и делает соответствующие расчёты.   
То есть сами написали, сами утвердили, и это называется экспертизой - реально   
чистая имитация.                                                                
                                                                                
Также в законопроекте реализовано поручение президента о внесении изменений в   
законодательство в части уточнения процедуры установления субъектами            
Российской Федерации запрета на проведение весенней охоты в случае              
возникновения пожароопасной ситуации в лесах.                                   
                                                                                
Кратко доложил - прошу поддержать представленную концепцию законопроекта.       
                                                                                
Спасибо, коллеги.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Зариф Закирович Байгускаров.                             
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается         
пересмотреть, скорректировать условия заключения государством                   
охотпользовательских соглашений. Это в тех случаях, когда предприятие либо ИП   
берёт лесные угодья, чтобы контролировать охотничьих животных и их оберегать.   
                                                                                
Мы рассмотрели данный законопроект в комитете и подробно обсудили имеющиеся     
по нему замечания. Я кратко остановлюсь на тех замечаниях, которые необходимо   
будет рассмотреть и учесть при изменении законопроекта ко второму чтению.       
                                                                                
Законопроектом, как было сказано, предлагается отменить требование о том, что   
20 процентов всех охотугодий должно быть в собственности государства, быть      
общедоступными охотничьими угодьями. Если мы пойдём на это, тогда у людей не    
будет выбора, то есть они будут вынуждены идти в коммерческие структуры         
покупать лицензию. Сегодня же у них есть возможность либо покупать лицензию,    
либо, если не могут купить лицензию, идти в общедоступные угодья и охотиться    
практически бесплатно. Это особенно актуально для районов Крайнего Севера и     
для малочисленных народов.                                                      
                                                                                
Также законопроектом устанавливается срок заключения охотхозяйственных          
соглашений на 49 лет. Мы должны это соотнести с требованием закона о передаче   
в аренду лесных участков, водохозяйств и земель, поэтому здесь тоже             
необходимо будет внести соответствующие корректировки в закон.                  
                                                                                
Также законопроектом предусматривается наличие у охотпользователя, у            
работника охотпользования высшего и среднего специального образования в сфере   
охотничьего хозяйства. Как сказал автор, всего пять-шесть человек оканчивает,   
получает такое образование, поэтому на всю страну они не смогут набрать         
столько работников. Тогда, соответственно, всем придётся расторгать договоры    
об охотпользовании. Это особенно актуально опять-таки для районов Крайнего      
Севера и для малочисленных народов. Этот вопрос тоже надо будет                 
скорректировать. Также есть некоторые другие замечания, которые можно будет     
учесть ко второму чтению.                                                       
                                                                                
Комитет рекомендует поддержать законопроект в первом чтении и доработать его    
ко второму чтению.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зариф Закирович.                                 
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сулейманов Ренат Исмаилович, пожалуйста.                                        
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к разработчикам.                                                  
                                                                                
На мой взгляд, откровенно лоббистский закон, который представляет только        
интересы частных охотничьих компаний, - значит, он вызовет большое возмущение   
охотников. Вы, принимая такой закон, тем самым ликвидируете, по сути,           
общедоступные охотничьи угодья. И закон приведёт не к тому, что у вас будут     
приумножаться охотничьи ресурсы, а к их полному истреблению, если в таком       
виде закон будет принят. У меня вопрос: почему вы сейчас так усиленно           
пытаетесь его внести и принять? Он имеет массу совершенно очевидных, так        
сказать, вещей, которые ведут к противоположным результатам.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Резнику включите микрофон.                       
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Могу отвечать, да?                                                 
                                                                                
Спасибо, Ренат Исмаилович, за ваш вопрос, но, видимо, вы прослушали то, о чём   
я даже докладывал с трибуны, и, по-моему, недостаточно ознакомлены с            
указанным проектом. Я ещё раз говорю, количество общедоступных угодий не        
ликвидируется. У нас 50 регионов попросили дать им возможность самим            
определять, сколько общедоступных угодий им нужно, кому больше, кому меньше.    
У нас в отдельных регионах - это Камчатка, я приводил другой пример - это       
Смоленская область... Это, по-моему, очевидно, и то, что вы называете           
общедоступными угодьями, - это сегодня в основном пустыня, а роль               
общедоступных угодий на себя берут угодья Росохотрыболовсоюза, организации      
которого, вот из охотников, представлены по всей стране. Кстати, при            
обсуждении этого законопроекта в Росохотрыболовсоюзе, в его отделениях по       
всей стране вносимые изменения были всеми поддержаны. Так что ваши опасения,    
ну, как бы сказать, напрасны.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Да.                                                
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Коллеги, если можно, просьба в три минуты укладываться при выступлении.         
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тем, кто будет настаивать, предоставим столько времени, сколько положено по     
Регламенту.                                                                     
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, ну, хотелось бы сначала выяснить, по какому   
принципу определяются приоритетные законы? Почему 30-й вопрос сегодня надо      
было срочно рассматривать? Это что, законопроект, касающийся, может быть,       
наших мобилизованных, инвалидов, детей-сирот или ещё каких-то более важных      
вопросов? Нет! Это строго лоббистский закон, и я здесь абсолютно не лукавлю,    
нисколько, потому что заинтересованные в его принятии - это владельцы этих      
самых охотничьих угодий, о которых мы говорим, далеко не бедные люди, вы их     
всех знаете в своих регионах. Именно для реализации их задач, их запросов, их   
требований мы сегодня должны принимать во внеочередном порядке этот             
законопроект, вот срочно.                                                       
                                                                                
И мне очень интересно, как это - "у нас попросили 50 регионов"? У кого, у       
автора законопроекта Владислава Матусовича Резника? Пришли 50 регионов к        
нему, как к хозяину, я не знаю, или как к главному распорядителю лесов, и       
сказали: мы хотим, дайте нам, пожалуйста, право ликвидировать 20 процентов      
общедоступных лесов. Это даже не министерство, понимаете?! Вот чётко понятное   
направление: золото, охота... Я не знаю, какие ещё там интересы, которые нам    
предлагается в первую очередь сегодня зафиксировать? Мы же всё прекрасно        
понимаем: не надо экологической экспертизы - это формальность, не надо;         
сколько надо зверя - столько мы и выбьем; не должны нас интересовать            
кормушки, которые там устанавливаются; не должны интересовать какие-то другие   
необходимые элементы, обязанности, которые на себя сегодня в соответствующем    
соглашении берёт этот самый инвестор. Главное, чтобы были кабаны, вот           
количество кабанов, а откуда они взялись - из соседнего леса они пришли либо    
их купили и выпустили здесь, - вас не должно волновать. Не надо вам никаких     
общедоступных охотугодий, обойдётесь, нас попросили уважаемые люди, они всё     
между собой поделят - и потом в эти леса, может быть, кто-то из вас, заплатив   
хорошую сумму, пойдёт охотиться. Вот всё это вместе сложим, и сразу будет       
понятно, для кого нам сегодня предлагается проголосовать и сделать доброе       
дело.                                                                           
                                                                                
Я сразу скажу: фракция не будет поддерживать данный законопроект. Он            
лоббистский, он затрагивает интересы очень узкой группы далеко не бедных        
людей, которые хотят улучшить своё положение. Условия предоставления            
охотхозяйственных соглашений - на 49 лет! Мало на 20 - на 49 лет пускай будет   
отдан в частные руки этот лес, ну а там уж дальше как получится, что            
называется.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Грешневиков Анатолий Николаевич, пожалуйста.                                    
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект, безусловно, вредный с точки зрения экологии,   
он ещё и опасный, поскольку открывает ворота для браконьерства. Фракция         
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." данный законопроект не будет поддерживать.             
                                                                                
Теперь по порядку. Вот данный законопроект исключает минимальную долю           
общедоступных охотничьих угодий, о 100 процентах даже в замечаниях              
правительства сказано - конечно, пострадает простой сельский охотник. И здесь   
я согласен с коллегами, законопроект лоббистский, пробивает его наше активное   
охотничье лобби.                                                                
                                                                                
Законопроект исключает обязанности охотпользователей обеспечивать в рамках      
реализации охотхозяйственных соглашений проведение мероприятий по сохранению    
охотничьих ресурсов и среды обитания, создавать охотничью инфраструктуру - ну   
это вообще большое преступление! Стрелять - пожалуйста, сколько угодно. У       
нас, видимо, самая бедная и голодная категория - это охотники. Сейчас вот       
более 30 краснокнижных оленей расстреляли варварским способом на Дальнем        
Востоке и Сахалине. У меня в Ярославской области вместо восьми лосей двадцать   
грохнули - спасибо Саше Хинштейну, предал публичности этих вредителей.          
                                                                                
Далее. Вы снимаете все лимиты на добычу в отношении рыси и соболя. Вы знаете,   
что в России осталось всего лишь 22 тысячи рысей, во многих регионах рысь       
занесена в Красную книгу? Давайте расстреливать Красную книгу? А такие          
примеры есть!                                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Леонид, не надо, не шути.                                     
                                                                                
Соболь. Вот в этом законопроекте прописано, что регулировать численность        
животных теперь будет не государство, а частные охотничьи компании. Вот как     
регулируется численность популяции соболя? Да, чуть-чуть выросла популяция      
соболя - почему? Ну, раньше добывали соболя промысловики-охотники (кстати,      
эта категория убывает, у нас охотники уже не исследователи, не промысловики,    
это просто убийцы), шкурка соболя стоила 6 тысяч, а сейчас и за тысячу не       
покупают. Вы уничтожаете промысловиков-охотников, вот соболь и поднялся. Я      
считаю, что вот эта норма - убрать лимит добычи в отношении рыси и соболя -     
вообще недопустима.                                                             
                                                                                
Дальше. Такая новация: обязанность добывать не менее 50 процентов квоты и       
наказание за недобычу. Вы чего в этом законопроекте прописали?!                 
Охотпользователей под угрозой санкции, под угрозой расторжения соглашения вы    
будете принуждать к истреблению животных независимо от того, нужно это          
кому-то или нет, и это делается исключительно ради оценки эффективности         
ведения охотничьего хозяйства (так сказано в пояснительной записке)!            
Аналогичной является логика ограничения норматива максимально допустимого       
изъятия - не менее 20 процентов численности: не хочешь - всё равно стреляй,     
не будешь стрелять - накажем.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте.                                   
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Я считаю, что вот такие нормы, прописанные в законопроекте,   
вредны, опасны.                                                                 
                                                                                
И самое интересное, в комитете была масса замечаний, замечаний серьёзных, ещё   
более серьёзные замечания у нашего правительства. Я вот читаю отзыв             
Григоренко, заместителя председателя: здесь же сказано, что законопроект        
можно вынести на рассмотрение, если его существенно доработают, на четырёх      
листах написаны существенные замечания! Нельзя за этот законопроект             
голосовать, ни одно замечание не учтено! Если бы учли, можно было бы            
рассматривать, но ни одного замечания не учли - а мы гоним, рассматриваем. Я    
понимаю, сильно охотничье лобби, но законы природы-то надо соблюдать.           
                                                                                
Посмотрите фильм, на котором выросло мое экологическое сознание, "Тропой        
бескорыстной любви", вот посмотрите про эту рысь, и у вас рука не поднимется    
расстреливать природу, расстреливать уникальных животных, тем более тех,        
которые занесены в Красную книгу. Мне стыдно за тех коллег, которые свои        
охотничьи страсти выносят сюда и хотят охоту превратить в наживу, в наживу, в   
наживу! Не самая голодная публика - охотники.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Николаевич.                             
                                                                                
Так, заключительное слово - автор.                                              
                                                                                
Депутату Резнику включите микрофон.                                             
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Очень красивое алармистское выступление, но, к счастью, в          
законопроекте не содержится абсолютное большинство того, о чём сказал коллега   
Грешневиков. Отвечу на пару вопросов, которые здесь прозвучали, коллеги,        
чтобы было понятно.                                                             
                                                                                
Обращения из регионов поступали в межфракционную рабочую группу по              
законодательству, совершенствованию законодательства в области охоты, они у     
нас имеются, можно ознакомиться.                                                
                                                                                
Теперь по рыси и соболю. Сказано было очень много, на самом деле ничего не      
соответствует действительности. Поясню. Предложение, содержащееся в             
законопроекте, не означает устранения института установления лимита добычи на   
данные виды, лимит по-прежнему будет утверждаться субъектом Федерации.          
Предложение направлено на упрощение административных процедур, которые носят    
исключительно формальный характер. Минприроды всегда имеет возможность          
контроля динамики численности, добычи любых видов через госохотреестр. В        
отношении соболя конкретно: его популяция стабильна, численность выросла с      
1,5 миллиона в 2017 году до 1,6 миллиона в 2021 году. При этом, коллеги,        
парадоксально: продажи соболя на аукционах на протяжении как минимум 20 лет     
значительно превышали установленный лимит. С 2004 по 2014 год всего было        
продано 4,6 миллиона шкурок соболя, лимит был 3,5 миллиона, а отчёт был о       
добыче 2,5 миллиона. Состояние популяции рыси также не вызывает сомнений: её    
добыча на протяжении пяти лет остаётся на уровне от 475 особей в сезон          
2017/18 года до 571 особи в сезон 2020/21 года.                                 
                                                                                
Ограничение права охоты - определять виды разрешённой охоты только пределами    
ОДУ. Действующим законодательством установлено, что вид разрешённой охоты в     
границах закрепляемого охотничьего угодья - это предмет заключаемого            
охотхозяйственного соглашения.                                                  
                                                                                
И так можно говорить по каждому пункту, по которому сейчас были замечания.      
                                                                                
Будем рады, коллеги, принять участие в доработке законопроекта ко второму       
чтению и предметно обсуждать каждую вашу поправку, если таковые будут.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик, Зариф Закирович Байгускаров? Не будет        
выступать.                                                                      
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              305 чел.67,8 %                                    
Проголосовало против           68 чел.15,1 %                                    
Воздержалось                    5 чел.1,1 %                                     
Голосовало                    378 чел.                                          
Не голосовало                  72 чел.16,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.